Jump to content

Падение дома Ашеров (опера)

Падение дома Ашеров
Неоконченная опера Клода Дебюсси
Дебюсси ок. 1900 г.
На основе « Падение дома Ашеров »
По
Иллюстрация Артура Рэкхэма к « Падению дома Ашеров » Эдгара Аллана По , положенная в основу оперы

La chute de la maison Usher ( «Падение дома Ашеров ») — неоконченная опера одноактная (разделённая на две картины) Клода Дебюсси на его собственное либретто , основанное на Эдгара Аллана рассказе По 1839 года « Падение Дом Ашеров ». Композитор работал над партитурой с 1908 по 1917 год, но она так и не была завершена.

Дебюсси давно увлекался рассказами Эдгара Аллана По, знакомыми французским читателям по переводам Шарля Бодлера . Еще в 1890 году Андре Суарес писал в письме Ромену Роллану , что «месье Клод Дебюсси… работает над симфонией, которая развернет психологические идеи, основанные на рассказах По, в частности, « Падении дома Ашеров» . " [1] Из этого плана ничего не вышло, но после успеха своей единственной законченной оперы «Пеллеас и Мелизанда» в 1902 году Дебюсси обратился к По за материалом для потенциального преемника. Он работал над своей первой попыткой создать оперу, вдохновленную По, комедией «Дьявол в сказке По» , в течение нескольких лет, прежде чем окончательно отказался от нее в 1911 или 1912 году. К середине июня 1908 года Дебюсси начал еще одну оперу по мотивам сказки По, темнее Падение дома Ашеров . 5 июля он подписал контракт с Нью-Йоркской Метрополитен-опера, гарантирующий театру право поставить премьеру запланированного им двойного афиши По, а также еще одну ненаписанную оперу «Легенда о Тристане» . [2] Тем летом он написал своему другу Жаку Дюрану : «В эти дни я усердно работал над «Падением дома Ашеров» … Бывают моменты, когда я теряю ощущение вещей вокруг меня, и если бы сестра Родерика Ашера зайди в мой дом, я не должен сильно удивляться». [3]

В 1909 году Дебюсси писал, что почти закончил монолог Родерика Ашера: «Он почти заставляет камни плакать... собственно говоря, все дело в влиянии камней на сознание неврастеников. Затхлость очаровательно передается контрастированием низкие ноты гобоя с гармониками скрипки ( моё собственное запатентованное устройство)». [4] Дебюсси считал, что у него неврастения, но примерно в это же время врач диагностировал у него рак прямой кишки , который должен был его убить. По словам Роберта Орледжа , «Дебюсси начал все больше отождествлять себя с Родериком Ашером, чей психический срыв По отождествлял с самим разрушающимся Домом». [5] Дебюсси предпринял три попытки написать либретто. Только удовлетворившись третьей, он в 1916–1917 годах написал нотную версию музыки к первой сцене и части второй. Он не пошел дальше с Ашером до своей смерти в 1918 году. [2] Сохранившаяся рукопись либретто хранится в Центре Гарри Рэнсома . [6]

Персонажей четыре: Родерик Ашер, его друг ( ami ), доктор ( le médecin ) и леди Мэдлин. Все три мужские роли Дебюсси отнес к баритоновому диапазону. Жан-Франсуа Тибо пишет: «Неизвестно, какие именно диапазоны баритонов Дебюсси использовал бы для своих трех мужских персонажей, или если бы он, как в «Пеллеасе» , закончил бы их от глубокого баса до бас-баритона и до баритона-мартена. ... Назначение трех ролей баритонам одного и того же диапазона важно тем, что открывает большую вероятность того, что персонажи являются тремя воплощениями одного и того же сознания». [7]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Родерик Ашер - последний потомок мужского пола своей семьи. Он живет в своем разрушающемся родовом доме со своей сестрой-близнецом леди Мэдлин, страдающей изнурительной болезнью, и ее врачом. Друг Родерика (рассказчик в сказке По) вызван в дом. Во время его визита леди Мэдлин найдена мертвой и похоронена в склепе под домом. Друг читает Родерику сказку из средневекового романа, чтобы утешить его, пока на улице бушует буря. Когда друг читает кульминацию сказки, леди Мэдлин кажется вся в крови. Она была похоронена заживо и теперь нападает на своего брата, волоча его на смерть. Дом Ашеров рушится, когда друг сбегает под кроваво-красной луной. Дебюсси следует рассказу По, но уделяет больше внимания кровосмесительным чувствам Родерика к своей сестре и превращает доктора в более заметного и зловещего персонажа, который также является соперником Родерика за привязанность Мэдлин. [8]

Попытки реконструкции

[ редактировать ]

В 1970-х годах два музыканта предприняли попытку создать исполнительское издание неполной оперы. Кэролайн Эббейт Версия с оркестровкой Роберта Кира была исполнена в Йельском университете 25 февраля 1977 года. [9] [10]

В том же году реконструкция чилийского композитора Хуана Альенде-Блина транслировалась по немецкому радио. Версия Альенде-Блина была поставлена ​​в Немецкой опере в Берлине 5 октября 1979 года под управлением Хесуса Лопеса Кобоса , баритона Жан-Филиппа Лафона в роли Родерика Ашера, сопрано Колетт Лоранд в роли леди Мэдлин, баритона Барри МакДэниела в роли доктора и баса . Уолтон Грёнроос [ sv ] — друг Родерика. [11] Реконструкция Блина была позже записана EMI - продолжительность музыки составляет около 22 минут. [12]

В 2004 году Роберт Орледж завершил и оркестровал работу, используя проект Дебюсси. Его реконструкция проводилась несколько раз. Он также был записан на DVD (Capriccio 93517). [13] (см. записи ниже). Первая немецкая постановка реконструкции Орледжа состоялась в Мангейме в 2019 году и была расширена до 90 минут за счет другой музыки Дебюсси. [14]

  • В альбоме прогрессивного рока Tales of Mystery and Imagination группы The Alan Parsons Project оркестровая прелюдия к "Падению дома Ашеров" на самом деле является - хотя и не указана в титрах - вступительной музыкой к опере Дебюсси " La chute de la maison Usher " в альтернативной версии. оркестровка сделана участником группы и композитором Эндрю Пауэллом. Альбом был выпущен в 1976 году и стал первой записью музыки La chute de la maison Usher .
  • Падение дома Ашеров (в реконструкции Хуана Альенде-Блена) Жан-Филипп Лафон, Франсуа Ле Ру, Кристин Барбо, Пьер-Ив ле Мега, Филармонический оркестр Монте-Карло под управлением Жоржа Претра (EMI, 1984)
  • Видеозапись реконструированной оперы (включая балетную постановку « Прелюдия к послеполудению фавна и игры» ), исполненной на Брегенцском фестивале 2006 года , была выпущена 26 июня 2007 года с участием Лоуренса Фостера, Николаса Кавалье, Джона Грэма- Холл и Катя Пеллегрино; музыку исполнил Венский симфонический оркестр .
  • Клод Дебюсси: Оперы Эдгара Аллана По: Падение дома Ашеров , Дьявол на колокольне . Гёттингерский симфонический оркестр Уильяма Дейзели, двойной компакт-диск, 2016 г.

Примечания

  1. ^ Холмс 1991 , с. 32.
  2. ^ Jump up to: а б Тресайз 2003 , с. 82
  3. ^ Холмс 1991 , с. 86.
  4. ^ Холмс 1991 , с. 88.
  5. ^ Орледж 1982 , с. 109.
  6. ^ «Карлтон Лейк: опись его коллекции в Центре выкупа Гарри» . norman.hrc.utexas.edu . Проверено 9 января 2019 г.
  7. ^ Тибо 1994 , с. 203.
  8. ^ Тибо 1994 , стр. 202–203.
  9. ^ Холден 2001 , с. 251.
  10. ^ Орледж 1982 , с. 122.
  11. ^ Казалья, Герардо (2005). « La chute de la maison Usher ,   5 октября 1979 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
  12. ^ Time. Обзор записи EMI в журнале
  13. ^ «Завершения и оркестровки Дебюсси» Роберта Орледжа , декабрь 2013 г.
  14. ^ Рольф Фат. «Репортаж из Мангейма». Опера , ноябрь 2019, вып. 70, нет. 11, с. 1412.

Источники

  • Холден, Аманда , изд. (2001). Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN  0-14-029312-4 .
  • Холмс, Пол (1991). Дебюсси . Омнибус.
  • Орледж, Роберт (1982). Дебюсси и театр . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521228077 .
  • Тибо, Жан-Франсуа (1994). «Неоконченная американская опера Дебюсси». В Джоне Луи ДиГаэтани; Йозеф П. Сирефман (ред.). Опера и Золотой Запад . Издательство Университета Фэрли Дикинсон.
  • Тресайз, Саймон, изд. (2003). Кембриджский компаньон Дебюсси . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 95ad458336254f85b82f592ca04a1ed6__1713826260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/d6/95ad458336254f85b82f592ca04a1ed6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
La chute de la maison Usher (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)