Падение дома Ашеров (опера)
Падение дома Ашеров | |
---|---|
Неоконченная опера Клода Дебюсси | |
![]() Дебюсси ок. 1900 г. | |
На основе | « Падение дома Ашеров » По |

La chute de la maison Usher ( «Падение дома Ашеров ») — неоконченная опера одноактная (разделённая на две картины) Клода Дебюсси на его собственное либретто , основанное на Эдгара Аллана рассказе По 1839 года « Падение Дом Ашеров ». Композитор работал над партитурой с 1908 по 1917 год, но она так и не была завершена.
Состав
[ редактировать ]Дебюсси давно увлекался рассказами Эдгара Аллана По, знакомыми французским читателям по переводам Шарля Бодлера . Еще в 1890 году Андре Суарес писал в письме Ромену Роллану , что «месье Клод Дебюсси… работает над симфонией, которая развернет психологические идеи, основанные на рассказах По, в частности, « Падении дома Ашеров» . " [1] Из этого плана ничего не вышло, но после успеха своей единственной законченной оперы «Пеллеас и Мелизанда» в 1902 году Дебюсси обратился к По за материалом для потенциального преемника. Он работал над своей первой попыткой создать оперу, вдохновленную По, комедией «Дьявол в сказке По» , в течение нескольких лет, прежде чем окончательно отказался от нее в 1911 или 1912 году. К середине июня 1908 года Дебюсси начал еще одну оперу по мотивам сказки По, темнее Падение дома Ашеров . 5 июля он подписал контракт с Нью-Йоркской Метрополитен-опера, гарантирующий театру право поставить премьеру запланированного им двойного афиши По, а также еще одну ненаписанную оперу «Легенда о Тристане» . [2] Тем летом он написал своему другу Жаку Дюрану : «В эти дни я усердно работал над «Падением дома Ашеров» … Бывают моменты, когда я теряю ощущение вещей вокруг меня, и если бы сестра Родерика Ашера зайди в мой дом, я не должен сильно удивляться». [3]
В 1909 году Дебюсси писал, что почти закончил монолог Родерика Ашера: «Он почти заставляет камни плакать... собственно говоря, все дело в влиянии камней на сознание неврастеников. Затхлость очаровательно передается контрастированием низкие ноты гобоя с гармониками скрипки ( моё собственное запатентованное устройство)». [4] Дебюсси считал, что у него неврастения, но примерно в это же время врач диагностировал у него рак прямой кишки , который должен был его убить. По словам Роберта Орледжа , «Дебюсси начал все больше отождествлять себя с Родериком Ашером, чей психический срыв По отождествлял с самим разрушающимся Домом». [5] Дебюсси предпринял три попытки написать либретто. Только удовлетворившись третьей, он в 1916–1917 годах написал нотную версию музыки к первой сцене и части второй. Он не пошел дальше с Ашером до своей смерти в 1918 году. [2] Сохранившаяся рукопись либретто хранится в Центре Гарри Рэнсома . [6]
Роли
[ редактировать ]Персонажей четыре: Родерик Ашер, его друг ( ami ), доктор ( le médecin ) и леди Мэдлин. Все три мужские роли Дебюсси отнес к баритоновому диапазону. Жан-Франсуа Тибо пишет: «Неизвестно, какие именно диапазоны баритонов Дебюсси использовал бы для своих трех мужских персонажей, или если бы он, как в «Пеллеасе» , закончил бы их от глубокого баса до бас-баритона и до баритона-мартена. ... Назначение трех ролей баритонам одного и того же диапазона важно тем, что открывает большую вероятность того, что персонажи являются тремя воплощениями одного и того же сознания». [7]
Краткое содержание
[ редактировать ]Родерик Ашер - последний потомок мужского пола своей семьи. Он живет в своем разрушающемся родовом доме со своей сестрой-близнецом леди Мэдлин, страдающей изнурительной болезнью, и ее врачом. Друг Родерика (рассказчик в сказке По) вызван в дом. Во время его визита леди Мэдлин найдена мертвой и похоронена в склепе под домом. Друг читает Родерику сказку из средневекового романа, чтобы утешить его, пока на улице бушует буря. Когда друг читает кульминацию сказки, леди Мэдлин кажется вся в крови. Она была похоронена заживо и теперь нападает на своего брата, волоча его на смерть. Дом Ашеров рушится, когда друг сбегает под кроваво-красной луной. Дебюсси следует рассказу По, но уделяет больше внимания кровосмесительным чувствам Родерика к своей сестре и превращает доктора в более заметного и зловещего персонажа, который также является соперником Родерика за привязанность Мэдлин. [8]
Попытки реконструкции
[ редактировать ]В 1970-х годах два музыканта предприняли попытку создать исполнительское издание неполной оперы. Кэролайн Эббейт Версия с оркестровкой Роберта Кира была исполнена в Йельском университете 25 февраля 1977 года. [9] [10]
В том же году реконструкция чилийского композитора Хуана Альенде-Блина транслировалась по немецкому радио. Версия Альенде-Блина была поставлена в Немецкой опере в Берлине 5 октября 1979 года под управлением Хесуса Лопеса Кобоса , баритона Жан-Филиппа Лафона в роли Родерика Ашера, сопрано Колетт Лоранд в роли леди Мэдлин, баритона Барри МакДэниела в роли доктора и баса . Уолтон Грёнроос — друг Родерика. [11] Реконструкция Блина была позже записана EMI - продолжительность музыки составляет около 22 минут. [12]
В 2004 году Роберт Орледж завершил и оркестровал работу, используя проект Дебюсси. Его реконструкция проводилась несколько раз. Он также был записан на DVD (Capriccio 93517). [13] (см. записи ниже). Первая немецкая постановка реконструкции Орледжа состоялась в Мангейме в 2019 году и была расширена до 90 минут за счет другой музыки Дебюсси. [14]
Записи
[ редактировать ]- В альбоме прогрессивного рока Tales of Mystery and Imagination группы The Alan Parsons Project оркестровая прелюдия к "Падению дома Ашеров" на самом деле является - хотя и не указана в титрах - вступительной музыкой к опере Дебюсси " La chute de la maison Usher " в альтернативной версии. оркестровка сделана участником группы и композитором Эндрю Пауэллом. Альбом был выпущен в 1976 году и стал первой записью музыки La chute de la maison Usher .
- Падение дома Ашеров (в реконструкции Хуана Альенде-Блена) Жан-Филипп Лафон, Франсуа Ле Ру, Кристин Барбо, Пьер-Ив ле Мега, Филармонический оркестр Монте-Карло под управлением Жоржа Претра (EMI, 1984)
- Видеозапись реконструированной оперы (включая балетную постановку « Прелюдия к послеполудению фавна и игры» ), исполненной на Брегенцском фестивале 2006 года , была выпущена 26 июня 2007 года с участием Лоуренса Фостера, Николаса Кавалье, Джона Грэма- Холл и Катя Пеллегрино; музыку исполнил Венский симфонический оркестр .
- Клод Дебюсси: Оперы Эдгара Аллана По: Падение дома Ашеров , Дьявол на колокольне . Гёттингерский симфонический оркестр Уильяма Дейзели, двойной компакт-диск, 2016 г.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Холмс 1991 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Тресайз 2003 , с. 82
- ^ Холмс 1991 , с. 86.
- ^ Холмс 1991 , с. 88.
- ^ Орледж 1982 , с. 109.
- ^ «Карлтон Лейк: опись его коллекции в Центре выкупа Гарри» . norman.hrc.utexas.edu . Проверено 9 января 2019 г.
- ^ Тибо 1994 , с. 203.
- ^ Тибо 1994 , стр. 202–203.
- ^ Холден 2001 , с. 251.
- ^ Орледж 1982 , с. 122.
- ^ Казалья, Герардо (2005). « La chute de la maison Usher , 5 октября 1979 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
- ^ Time. Обзор записи EMI в журнале
- ^ «Завершения и оркестровки Дебюсси» Роберта Орледжа , декабрь 2013 г.
- ^ Рольф Фат. «Репортаж из Мангейма». Опера , ноябрь 2019, вып. 70, нет. 11, с. 1412.
Источники
- Холден, Аманда , изд. (2001). Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. ISBN 0-14-029312-4 .
- Холмс, Пол (1991). Дебюсси . Омнибус.
- Орледж, Роберт (1982). Дебюсси и театр . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521228077 .
- Тибо, Жан-Франсуа (1994). «Неоконченная американская опера Дебюсси». В Джоне Луи ДиГаэтани; Йозеф П. Сирефман (ред.). Опера и Золотой Запад . Издательство Университета Фэрли Дикинсон.
- Тресайз, Саймон, изд. (2003). Кембриджский компаньон Дебюсси . Кембриджские спутники музыки . Издательство Кембриджского университета.