Родриг и Химен
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Родриг и Химен | |
---|---|
Неоконченная опера Клода Дебюсси | |
![]() Дебюсси в исполнении Марселя Баше , 1884 г. | |
Либреттист | Катулл Мендес |
Язык | Французский |
На основе | Легенда об Эль Сиде |
Премьера | 14 мая 1993 г. |
«Родриг и Химена» (англ. Rodrigo and Ximena ) — незаконченная опера в трёх действиях Клода Дебюсси . Французское либретто Катюля Мендеса . [ 1 ] основан на пьесах «Моседадес дель Сид» Гильена де Кастро и Бельвиса и , » Корнеля «Сид в которых рассказывается легенда об Эль Сиде (Родриге в опере). Впервые он был поставлен в версии, завершенной Эдисоном Денисовым, в Лионе 14 мая 1993 года.
Состав
[ редактировать ]Мендес начал работу над своим либретто в 1878 году, надеясь предложить его «одному из корифеев французской школы [оперы]». Массне » « Сид (1885, Парижская опера), возможно, оттолкнул Мендеса в поисках композитора. Лишь в апреле 1890 года Мендес вручил ее молодому Дебюсси. [ 1 ] Мендес предсказал, что Дебюсси станет «одним из величайших композиторов будущего», и помогал продвигать его музыку. Хотя Дебюсси не был впечатлен литературным качеством драмы, которую ему предстояло поставить, его воодушевила перспектива того, что его работа будет исполнена в Парижской опере и принесет ему немного денег. В течение следующих двух лет музыкальный стиль Дебюсси развивался в радикально новом направлении, и его энтузиазм по отношению к старомодному «Родригу и Химене» начал угасать. В письме от января 1892 года он признался: «Благодаря этой опере моя жизнь полна трудностей и страданий. Все в ней для меня неправильно». 17 мая 1893 года Дебюсси присутствовал на представлении Метерлинка символистской и понял, что это именно тот тип драмы , пьесы «Пеллеас и Мелизанда» который он искал. отрывки из партитуры « Родриг и Химена Когда в августе того же года он сыграл Полю Дюка », он признался, что либретто Мендеса «полностью противоречило всему, о чем я мечтаю, и требовало чуждого мне типа музыки». . Дебюсси отказался от всякой идеи привнести Rodrigue et Chimène на сцену, а позже заявил, что случайно сжег ее.
Завершение и постановка
[ редактировать ]Однако партитура сохранилась, и различные рукописи, принадлежавшие Альфреду Корто, в конечном итоге были собраны американским коллекционером Робертом Оуэном Леманом. Отрывки из партитуры, подготовленные музыковедом Ричардом Лэнгэмом Смитом, были исполнены в Национальной библиотеке в Париже в июне 1987 года. [ 1 ] Дебюсси завершил все, кроме оркестровки «Родриг и Химена» (хотя две сцены вокальной партитуры были утеряны). Российскому композитору Эдисону Денисову было поручено обеспечить оркестровку спектакля по случаю открытия нового зала Лионской оперы «Опера Нувель». Таким образом, «Родриг и Химена» 14 мая 1993 года в Лионе наконец состоялась премьера .
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера Актерский состав (Denisov completion, 14 May 1993) Дирижер: Кент Нагано |
---|---|---|
Родриг | тенор | Лоуренс Дейл |
Химен | сопрано | Донна Браун |
Иньес | меццо-сопрано | Элен Жоссуд |
Эрнан | тенор | Жиль Рагон |
шорты-бермуды | тенор | Жан-Поль Фушекур |
Дон Дьег | баритон | Жан-Филипп Курти |
Дон Гомес | баритон | Жюль Бастен |
Король | бас | Винсент Ле Тексье |
Дон Хуан д'Аркос | тенор | |
Дон Педре де Террюэль | тенор | |
Дочери Бивара, Мужчины Гормаза, Мужчины Бивара, Слуги и служанки, Солдаты, Монахи |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Время: 11 век.
- Место: Испания
Акт 1
[ редактировать ]Родриг, сын дона Дьега из Бивара, помолвлен с Хименой, дочерью дона Гомеса из Гормаза. Они встречаются на свидании незадолго до рассвета возле дома дона Гомеса. Их прерывает прибытие людей Гомеса, поющих застольную песню. Появляются также молодые женщины Бивара, и мужчины Гомеса пытаются их похитить. Их останавливает возмущенный Дон Дьег. Между доном Дьегом и доном Гомесом вспыхивает ссора, который возражает против того, чтобы Дьег бил своих слуг. Двое обнажают мечи, но Дон Дьег оказывается слишком стар и слаб, чтобы сражаться.
Акт 2
[ редактировать ]Родриг и его братья играют в шахматы, когда видят на шоссе старого нищего и предлагают ему помощь. «Нищий» — Дон Дьег, и он требует не милостыню, а голову дона Гомеса. Он просит Родрига отомстить за оскорбление его чести, убив отца Химены. Родриг неохотно принимает комиссию. Родриг вызывает Дона Гомеса на дуэль и смертельно ранит его. Дон Гомес умирает на руках Химены, сказав ей, что убийца был ее возлюбленным.
Акт 3
[ редактировать ]Король Фердинанд собирает свою армию для похода против мавров. Он замечает, что Дон Гомес пропал в рядах его воинов. Шимена выходит вперед и умоляет восстановить справедливость для своего мертвого отца, но дон Дьег столь же страстно умоляет сохранить жизнь сыну, восстановившему свою честь. Король посылает за Родригом. Шимена признается своей служанке Инес, что все еще любит его, но честь семьи требует, чтобы он умер. Убитый горем Родриг говорит Химене, что она должна убить его тем же мечом, которым был убит ее отец. Она не может ударить его, но и не может простить его. Вместо этого он просит одного из королевских солдат убить его. Дон Дьег говорит Родригу, что он должен жить, чтобы сражаться и победить мавров. Родриг неохотно соглашается, надеясь быть убитым в бою.
Запись
[ редактировать ]- Родриг и Химена (Денисовское завершение) Донна Браун, Лоуренс Дейл, Хосе ван Дам , Хор и оркестр Лионской оперы под управлением Кента Нагано (Эрато, 1995)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Лэнгэм Смит, Ричард. Родриг и Химен. В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997 г.
- Источники
- Буклет с примечаниями Клода Самуэля к записи Nagano Erato (1995).
- Казалья, Герардо (2005). « Родриг и Химен , 14 мая 1993 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .