Jump to content

Ле Сид (опера)

Сид
Опера Жюля Массне
Оригинальный плакат 1885 года.
Либреттист
Язык Французский
На основе Сид
Пьер Корнель
Премьера
30 ноября 1885 г. ( 30.11.1885 )

«Сид» опера в четырёх действиях и десяти картинах Жюля Массне на французское либретто Адольфа д’Эннери , Луи Галле и Эдуарда Бло . Он основан на одноименной пьесе Пьера Корнеля . [ 1 ]

Впервые он был исполнен звездным составом в Парижской опере 30 ноября 1885 года в присутствии президента Греви с Жаном де Решке в роли Родрига. Постановку поставил Педро Гайяр , костюмы созданы графом Лепиком, декорации Эжен Карпеза (акт 1), Энрико Робекки и его ученик Амабль (акт 2), Огюст Альфред Рубе , Филипп Шаперон и их ученики Марсель Жамбон (акт 3). ) и Жан-Батист Лавастр (акт 4). К 1919 году оперу видели 150 раз, но она исчезла из репертуара и больше не исполнялась в Париже до возрождения в 2015 году во Дворце Гарнье . Хотя «Сид» не входит в стандартный оперный репертуар, балетная сюита представляет собой популярное концертное и записываемое произведение, включающее танцы из разных регионов Испании. Он был специально создан Массне для примы-балерины Розиты Маури . [ 2 ] Опера на эту тему была написана Саккини « Сид» для Лондона в 1783 году. [ 3 ] а с 1890 по 1892 год Дебюсси работал над оперой «Родриг и Химена» , но не завершил ее, также по мотивам Корнеля.

История выступлений

[ редактировать ]

После премьеры Парижская опера продолжала возрождать «Сида» до 1919 года. [ 4 ] к этому моменту в театре было поставлено более 150 спектаклей. [ 3 ] В сезоне 2014/15 в Опере была поставлена ​​новая постановка под управлением Мишеля Плассона с Роберто Аланьей в главной роли. [ 5 ] Впервые эту постановку увидели в июне 2011 года в Марсельской опере. [ 6 ] в постановке Шарля Рубо под управлением Жака Лакомба , где Аланья поет Родрига. В марте – апреле 2015 года в Парижской опере Аланья исполнила заглавную партию вместе с Соней Ганасси и Анник Массис . [ 7 ]

Местные премьеры состоялись во Франкфурте, Антверпене и Вене в 1887 году, а в последующие годы - в Риме, Новом Орлеане, Женеве и Милане. [ 4 ] В Нью-Йорке премьера в Метрополитен-опера в 1897 году была возобновлена ​​в 1901 и 1902 годах, а сокращенная версия концерта 8 марта 1976 года в Карнеги-холле с Пласидо Доминго и Грейс Бамбри была позже выпущена как коммерческая запись. [ 8 ]

Он был поставлен в 1979 году в Лиможе и Сент-Этьене под управлением Пьера-Мишеля Ле Конте с Морисом Маевским в главной роли, с Элией Т'Эзан, Робером Массаром , Пегги Бувере и Рене Бьянко . [ 9 ] затем на фестивале Массне 1994 года под руководством Патрика Фурнилье с Мишель Командой и Крисом Мерриттом . [ 4 ] Другие современные постановки включают 1981 год в Сан-Франциско под руководством Юлиуса Руделя с Кэрол Неблетт и Уильямом Льюисом , 1984 и 1993 годы в Руане, 1999 год в Севилье, а также постановку 2001 года Вашингтонской оперы с Доминго в главной роли, которая была показана по PBS телевидению . [ 10 ] и был замечен в Цюрихе в январе 2008 года. [ 11 ] В сентябре 2015 года Odyssey Opera впервые исполнила «Сида» в Бостоне полусценическую версию под управлением Джила Роуза с тенором Полом Гроувсом в главной роли. [ 12 ]

Премьера оперы в Великобритании состоялась 24 июля 2018 года в рамках Дорсетского оперного фестиваля в Брайанстоне с Леонардо Капальбо в главной роли, Ли Биссетом в роли Шимен и Полем Геем в роли Дона Дьега под управлением Джереми Карналла. [ 13 ]

Роль Тип голоса Премьера актерского состава, 30 ноября 1885 г.
Дирижер: Эрнест Альтес
Химен сопрано Фидес Девриес
Родриг тенор Жан де Решке
Дон Дьег бас Эдуард де Решке
Король бас Леон Мельхисседек
Граф Гормас бас Pol Plançon
Младенец сопрано Роза Босман
Сент-Джеймс баритон Ламберт
Мавританский посланник поющий бас Баллерой
Дон Ариас тенор Жирар
Дон Алонсо бас Сентенин
Хор: Дворяне, Придворные дамы, Епископы, Священники, Монахи, Капитаны и Солдаты, Народ; Танцовщицы (для балета 2 акта).

Краткое содержание

[ редактировать ]

Таблица 1

[ редактировать ]

В Бургосе — зал во дворце Гормас.

Под звуки фанфар друзья графа де Горма рассказывают, как король должен сделать Родрига рыцарем, несмотря на его юный возраст. Гормас желает, чтобы король назначил его губернатором Инфанты. Однако Гормас одобряет романтическую привязанность его дочери Химены к Родригу. Инфанта призналась Химене, что она тоже любит Родрига, но, поскольку ей не разрешено любить простого рыцаря, Родриг может выйти замуж за Химену.

Таблица 2

[ редактировать ]

Галерея королевского дворца, ведущая ко входу в собор Бургоса.

Звоном колоколов народ благодарит за победу над маврами. Теперь король награждает Родрига, посвятив его в рыцари («Ô благородный хромой étincelante»), и Родриг клянется в верности Святому Жаку де Компостелю. Затем король назначает дона Дьега губернатором Инфанты, и граф де Гормас и его друзья рассматривают это как оскорбление. Дон Дьег протягивает руку и желает женитьбы своего сына и Химены, но граф оскорбляет, бьет и обезоруживает его. Проклиная упадок сил и старость, Дон Дьег требует, чтобы сын отомстил за его честь. Родриг оплакивает свою судьбу и потерю своего счастья, когда узнает, что претендент - отец его возлюбленной.

о премьере оперы. Смерть Гормаса, акт 2, картина 3 (постановка Робекки и Амабля), из репортажа L'Illustration

Таблица 3

[ редактировать ]

Улица Бургоса ночью.

Родриг задается вопросом, должен ли он позволить графу убить себя, а не убивать его, чтобы избежать гнева и ненависти Химены, но он приходит к выводу, что он больше обязан своему отцу, чем своему любимому человеку, и что он должен идти вперед и отомстить. . В следующем поединке он быстро убивает графа. На место происшествия прибывает толпа и ликующий Дон Дьег, но когда Шимен выбегает, чтобы узнать об убийце своего отца, она теряет сознание, когда узнает его личность.

Акт 2, картина 4: Посланник мавров Боабдил объявляет войну королю Кастилии; набор Робекки и Амабл

Таблица 4

[ редактировать ]

Главная площадь Бургоса. Это оживленный весенний день

Инфанта раздает милостыню и танцует следующим образом: Кастильская, Андалузская, Арагонская, Обадская, Каталанская, Мадриленская, Наваррская (балет). Химена требует от короля справедливости против Родрига и не желает ему ни жалости, ни прощения. Дон Дьег говорит, что его сын только отомстил ему и что он должен нести обвинение. Инфанта чувствует, как возрождаются ее утраченные надежды. Мавританский посланник приносит королю объявление войны от его предводителя Боабдила, который находится в походе. Король упрекает Родрига в том, что он потерял самого мужественного капитана Испании, а дон Дьег призывает сына занять место погибшего в бою графа. Родриг просит короля дать ему день отсрочки – время вернуться с победой. Король соглашается, и люди приветствуют Родрига, в то время как Химена в отчаянии продолжает требовать справедливости.

Таблица 5

[ редактировать ]

Комната Химены, ночь.

Шимена уступает место печали («Pleurez! pleurez mes yeux...») из-за своей дилеммы. Родриг, кажется, прощается, но грустит из-за того, что ему приходится идти в бой, оставив за собой ее ненависть. Когда он уходит, она призывает его покрыть себя славой, чтобы уменьшить свои грехи и забыть прошлое. Она убегает, стыдясь того, что оставила хоть какую-то надежду на прощение убийцы своего отца.

Таблица 6

[ редактировать ]
Акт 3, картина 6: Балет в лагере Сида; установили Рубе, Шаперон и Жамбон

Лагерь Родрига.

Вечером офицеры и солдаты Наварры и Кастилии пьют и поют. Заключенные и мавританские музыканты ждут в стороне. После застольной песни и мавританской рапсодии некоторые солдаты хотят уйти, столкнувшись с такой большой армией мавров.

Таблица 7

[ редактировать ]

Палатка Родрига.

Родриг возносит горячую молитву («Ô souverain, ô juge, ô père»), на которую отвечает образ Святого Жака, объявляющего, что он победит. В громе и молниях палатка исчезает.

Таблица 8

[ редактировать ]

Лагерь ~ битва.

На рассвете солдаты бегут группами, звучат фанфары и все выбегают, обещая победу Родригу.

Таблица 9

[ редактировать ]

Комната в королевском дворце в Гренаде.

Дезертирующие солдаты говорят Дону Дьегу, что Родриг погиб в бою, но он их выгоняет. Его больше устраивает благородный и мужественный конец, чем смерть сына. Инфанта и Химена в отчаянии узнают эту новость, и все трое оплакивают Родрига. Химена клянется им, что она все еще любила его и что он считал, что любил ее, даже когда умер. Фанфары вдалеке и аплодисменты в городе предупреждают ее, что Родриг все еще жив.

Таблица 10

[ редактировать ]

Королевский двор в Гренаде.

Толпа приветствует Родрига, которого вожди побежденных мавров прозвали Сидом. Король предлагает ему награды, но Родриг отвечает, что только Химена может определить его судьбу. Поскольку она не может ни простить его, ни потребовать наказания, он сам вершит правосудие и вытаскивает меч, чтобы убить себя. Шимена колеблется и прощает его, признаваясь в любви, и опера заканчивается всеобщей радостью.

Отмеченные арии

[ редактировать ]
  • Родриг: «О благородный сверкающий клинок»
  • Химене: «Плачь, плачь мои глаза»
  • Родриг: «О государь, о судья, о отец»
  1. ^ Милнс, Родни (1998). « Ле Сид ». В Стэнли Сэди (ред.). Оперный словарь Нью-Гроув . Том. 1. Лондон: Макмиллан. п. 862. ИСБН  0-333-73432-7 .
  2. ^ Аптон, Джордж П .; Боровский, Феликс (1930) [1928]. «Балетная музыка из оперы Сида » . Стандартный путеводитель по операм и концертам . Том. 2 (переработанная ред.). Нью-Йорк: Безмятежный Дом. п. 332 – через Интернет-архив .
  3. ^ Перейти обратно: а б Французское лирическое искусство – Le Cid страница по состоянию на 14 августа 2014 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Бего, Жозе. «Работа напоказ». В: L'Avant-scène opéra [ фр ] 161 - Панург ~ Сид . Париж, 1994, стр. 130–133.
  5. Веб-сайт Парижской оперы . Архивировано 5 декабря 2014 г. на Wayback Machine , по состоянию на 25 сентября 2014 г.
  6. ^ Веб-сайт Марсельской оперы
  7. ^ Бланмонт, Николя. «Репортаж из Парижа, Франция». Opera (Лондон), июль 2015 г., том. 66, нет. 7, с. 858.
  8. ^ Гиллис, Патрик. «Ориентиры». В: L'Avant-scène Opera 161 – Панург ~ Сид . Париж, 1994, стр. 3–9.
  9. ^ Боас, Роберт. Лимож - Ле Сид. Музыка и музыканты , апрель 1979 г., стр. 55–56.
  10. ^ Официальный авторизованный сайт Пласидо Доминго | Репертуар/роли, заархивированные 21 мая 2008 г. в Wayback Machine.
  11. ^ Кеглер Х. «Репортаж из Цюриха», Opera (Лондон), апрель 2008 г., стр. 428–429.
  12. ^ «Местная премьера « Сида » Массне » . Бостон Глобус . Проверено 15 мая 2016 г.
  13. ^ Холл, Джордж. «Дорсетский оперный фестиваль в Брайанстонской школе, Блэндфорд-Форум». Opera (Лондон), октябрь 2018 г., том. 69, нет. 10, стр. 1277–1279.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d586b8b3978a63d4f5f93b5507f4e09__1715860200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/09/6d586b8b3978a63d4f5f93b5507f4e09.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Le Cid (opera) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)