Jump to content

Эсклармонд

Эсклармонд
романтическая опера Жюля Массне
Оригинальный постер к премьере
Либреттист
Язык Французский
На основе Средневековая рыцарская сказка Партенопей из Блуа
Премьера
15 мая 1889 г. ( 15 мая 1889 )

Эсклармонд ( Французское произношение: [ɛsklaʁmɔ̃d] ) — опера ( французский : opéra romanesque ) в четырёх действиях и восьми картинах с прологом и эпилогом Жюля Массне на французское либретто Альфреда Блау и Луи Фердинанда де Грамона . Впервые он был исполнен на Всемирной выставке 15 мая 1889 года Комической оперой в Театре Лирик на площади Шатле в Париже.

«Эсклармонда» , пожалуй, самая амбициозная сценическая работа Массне и самая вагнеровская по стилю и масштабу. [ а ] Однако по оркестровой окраске и структуре мелодии он следует французским традициям. Опера время от времени возрождалась в современную эпоху, особенно в 1970-х годах с Джоан Сазерленд под управлением чемпиона Массне Ричарда Бонинджа . Роль Эсклармонды, как известно, трудно спеть, поскольку она содержит сложные стратосферные колоратурные пассажи.

Сюжет оперы основан на средневековой рыцарской сказке « Партенопей де Блуа» . [ 1 ] который был написан в середине XII века Денисом Пирамом . Однако в оригинальной сказке главную героиню-волшебницу зовут Мелиор; Имя Эсклармонд было заимствовано из другого chanson de geste XIII века: Huon de Bordeaux . Хотя Эсклармонда, появляющаяся в «Юоне», совершенно отличается от своего оперного аналога, Юон явно послужила основой, по крайней мере, части либретто оперы. Альфред Блау обнаружил Парфенопеуса в 1871 году в библиотеке Блуа , где он укрылся во времена Парижской Коммуны . Либретто первоначально называлось «Пертинакс» ; сначала он был написан в прозе, а затем переведен в стихах соавтором Блау Луи де Грамоном. В этой форме — романтическая мелодрама в пяти действиях — она была предложена в 1882 году бельгийскому композитору Франсуа-Огюсту Жеварту , который, однако, отказался ее поставить. Вскоре либретто попало в руки Массне, хотя точные обстоятельства, при которых это произошло, остаются загадкой.

1 августа 1886 года Массне и его издатель Жорж Хартман посетили исполнение «Парсифаля» на Байройтском фестивале , событие, которое глубоко впечатлило композитора и оказало значительное влияние на его музыку. Он уже видел весь цикл «Кольцо» , когда он был создан в Брюсселе в 1883 году.

В своих «Воспоминаниях» , составленных в 1911 году, ближе к концу его жизни, [ 2 ] Массне приписывает создание роли Эсклармонды случайной встрече с Сибил Сандерсон где-то весной 1887 года. Он рассказывает, как был поражен диапазоном и силой ее голоса, сразу поняв, что она была идеальным выбором для героини. своей новой оперы, которую он начал сочинять в конце 1886 года. Однако почти наверняка либретто к «Эсклармонде» он получил гораздо раньше, [ 3 ] а встреча с Сибил Сандерсон послужила скорее дополнительным катализатором – стимулом завершить оперу. Работа была заказана как зрелищное событие, посвященное открытию Парижской выставки 1889 года. В самый напряженный период творчества летом 1887 года Массне переехал в Гранд-отель в Веве , где также остановилась мисс Сандерсон; там он каждый вечер репетировал с ней различные части своей новой оперы по мере их сочинения. Опера была завершена к концу 1888 года, и в Опера-Комик начались репетиции. Массне в знак благодарности посвятил произведение Сибил Сандерсон, позволив ее подписи стоять рядом с его собственной в рукописи партитуры. Родни Милнс предполагает, что «страсть Массне к своей главной героине привела к некоторым из его самых хроматически извилистых эротических произведений», при этом отмечая, что оперные события «передаются всего за два с лишним часа музыки». [ 1 ] Крайтон отмечает также умение Массне писать для мужских голосов - как для теноров Роланда и Энея, так и для епископа, императора Форкаса и короля. Он также указывает на оценку низких инструментов, где бас-кларнет и туба демонстрируют «индивидуальное применение уроков, хорошо извлеченных из более поздних частей The Ring, используемых с осторожностью, которая вряд ли расстроит широкую публику того времени». [ 4 ]

Семь черно-белых проекций сцен колдовства с использованием технологии волшебного фонаря были созданы Эженом Грассе , который также проиллюстрировал оригинальную вокальную партитуру. [ 5 ]

Однако после очень успешного первого показа опера исчезла из репертуара и почти полностью была забыта. Вскоре после этого Сибил Сандерсон заболела. Когда она умерла примерно в начале 20 века, кажется, что сам Массне потерял интерес к опере, которую он написал для нее, и отказался от дальнейших постановок. Произведение не возрождалось до 1923 года, то есть намного позже смерти композитора. Затем последовало несколько кратковременных возрождений, либо постановочных, либо концертных. Лишь в 1970-е годы усилия Ричарда Бонинджа и Джоан Сазерленд вернули Эсклармонд к жизни. С тех пор работы стали выполняться чаще.

История выступлений

[ редактировать ]

Приведенный ниже список частично основан на (выдержке из) Casaglia, Gherardo (2005). « Эсклармонд » . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .

  • 17 декабря 1888 г. - первая (сценическая) репетиция «Эсклармонды» труппы Комической оперы (в Зале Шатле, Старом театре-лирике наций итальянской комедии) в Париже.
  • 13 мая 1889 года — финальная (генеральная) репетиция «Эсклармонды» .
  • 15 мая 1889 г. - мировая премьера (9-й день после открытия Всемирной выставки (1889 г.) ) под руководством Шарля-Огюста-Мари Поншар, хореография Луизы Марке, сценография и дизайн Антуана Лавастра, Эжена-Луи Карпеза , Амабль Пети. и Эжен-Бенуа Гарди. [ 6 ] Сибил Сандерсон исполнила главную роль в своем профессиональном дебюте. [ 7 ] [ 8 ] Оригинальные костюмы были созданы Шарлем Бьянкини, декорации — Антуаном Лавастром и Эженом Карпеза , а также Амабле и Эженом Гарди.
  • 10 сентября 1889 г. - 50-е представление «Эсклармонды» в Комической опере (состав тот же, что и на премьере).
  • 27 ноября 1889 г. - премьера «Эсклармонды» в Королевском театре де ла Монне в Брюсселе - дирижер Жозеф Дюпон , Маргарита Зина «Эмма де Нуовина» (Эсклармонда), Эмили Дюран-Ульбах (Парсеи), Гийом Ибос (Ролан), Поль Изуар (Энеас) ), Макс Буве (епископ Блуа), г-н Шалле (Клеомер), г-н Сентейн (Форкас). Затем последовало еще 20 выступлений.
  • 10 января 1890 г. - премьера «Экс-Клармонды» в Театре Алькасар в Брюсселе. Эта сумасшедшая пародия Люка Мальпертюи и Жоржа Гарнира имела музыкальные аранжировки и новую балетную музыку Жоржа Нази. Это была первая постановка, в которой использовались декорации плодовитого Альберта Дюбоска.
  • 6 февраля 1890 г. - 100-й спектакль «Эсклармонды» в Комической опере (состав на премьере). К концу сезона количество выступлений достигло 110 (в среднем почти три в неделю), во всех из них пела Сибил Сандерсон.

В течение следующих нескольких лет выступления во Франции состоялись в Бордо (с мадам Жоржетт Брежан-Сильвер , также известной как Брежан-Гравьер) и Лионе Алисой Верле и мадемуазель Мари Вийом).

Роль Тип голоса [ 24 ] Премьера актерского состава, 15 мая 1889 г. [ 25 ]
(Дирижер: Жюль Данбе )
Эсклармонд, [ б ] дочь императора сопрано Сибил Сандерсон
Парсеес, ее сестра меццо-сопрано Жанна Нарди
Роланд, граф Блуа тенор Фредерик-Этьен Жибер
Эней, византийский рыцарь, жених Парсея тенор Гюстав Проспер Герберт
Епископ Блуа баритон Макс Буве
Форк, император Византии, отец Эсклармонды и Парсея. бас-баритон Эмиль-Александр Таскин
Клеомер, король Франции баритон Марсель Будуреск
Сарацинский посланник тенор Этьен Трой
Византийский герольд тенор Пьер Корнубер
Дворяне, Рыцари, Стражи, Монахи, Священники и кающиеся, Воины, Девы, Дети, Духи,
Придворные, население; (Балет) Духи леса, воды, огня и воздуха, Нимфы.

Краткое содержание

[ редактировать ]

История основана на средневековой легенде и вращается вокруг Эсклармонды, императрицы и волшебницы Византии . Изолированная своим отцом-императором Форкасом, который недавно отрекся от престола в ее пользу, она оплакивает свою любовь к Роланду, рыцарю и графу Блуа , полагая, что ей никогда не позволят быть с ним. По предложению своей сестры Парсеиса Эсклармонда использует свои магические силы, чтобы перенести Роланда на волшебный остров, где она присоединяется к нему и продолжает делать это каждую ночь, прячась за вуалью, никогда не раскрывая свою личность. Она также сообщает ему, что его страна находится в опасности, атакована и осаждена сарацинами , и дарует ему волшебный меч, с помощью которого он сможет победить врага. Это будет ему сослужить добрую службу, пока он останется ей верен.

Затем Роланд идет на помощь осаждённому Блуа и выигрывает битву с предводителем сарацин. В награду король Франции дарует ему руку своей королевской дочери. Но Роланд отказывается принять это предложение, не раскрывая причины. Когда он наконец признается в своем ночном свидании епископу Блуа, епископ и группа монахов вмешиваются по прибытии Эсклармонд, совершая экзорцизм, и в решающий момент им удается сорвать с нее вуаль и таким образом раскрыть ее личность. Чувствуя себя преданной, Эсклармонда в своей бравурной арии « О Роланд, ты м'ас трахи, и др меня вуаля... Regarde-les ces yeux » упрекает Роланда в его неверности. Сцена противостояния продолжается, когда Роланд в последний момент пытается использовать свой меч, чтобы защитить ее от монахов. Внезапно волшебный меч разлетается на куски, а Эсклармонда, окружив себя кольцом огня и демонов, проклинает Роланда и исчезает.

Бывший император Форкас, узнав о неповиновении Эсклармонды, вызывает ее к себе и настаивает, чтобы она отреклась от Роланда. Он угрожает лишить ее магических способностей и казнить Роланда. Она неохотно подчиняется, и когда Роланда предстают перед ней, она умоляет его забыть ее. Проводится турнир, на котором победителю вручают руку Эсклармонды замуж. Когда победителя, одетого во все черное, спрашивают его имя, он отвечает «отчаяние» и отказывается от руки Эсклармонд. Однако Эсклармонда сразу узнает в этом голосе голос Роланда, и когда ее вуаль поднимается, он узнает и ее, и все приветствуют новую императрицу и ее доблестного супруга.

Студийная запись Decca была сделана 2–15 июля 1975 года в Kingsway Hall в Лондоне с Джоан Сазерленд (Эсклармонд), Угеттом Туранжо (Парсеис), Клиффордом Грантом (Форкас), Джакомо Арагаллом (Роланд), Луи Килико (Епископ). из Блуа), Райланд Дэвис (Энеас), Роберт Ллойд (Клеомер), Детская музыкальная группа Финчли , Хор Джона Олдиса , Национальный филармонический оркестр , дир. Ричард Бониндж. Декка . 475-7914 (3 компакт-диска). ДОБАВИТЬ СТЕРЕО СТУДИЯ. [ 27 ]

Кроме того, доступны записи живых выступлений:

  • Джоан Сазерленд, Угетт Туранжо , Клиффорд Грант , Джакомо Арагалл , Уильям Харнесс (Энеас), Филип Бут (Клеомер), Роберт Кернс (епископ Блуа), Гэри Берджесс (сарацинский посланник, Византийский вестник), Оркестр и хор Военного мемориала Оперного театра , усл. Ричард Бониндж , 8 ноября 1974 года, прямая трансляция. Живая сцена. 1110 (2CD), МОНО (квазистерео). [ 28 ]
  • Джоан Сазерленд, Угетт Туранжо, Клиффорд Грант, Джакомо Арагалл, Луи Килико, конд. Ричард Бонинг, 11 декабря 1976 года ( радиопередача Метрополитен-опера ), доступная на радио MetOpera во время периодических ретрансляций на Sirius Radio , или «музыка по запросу» на Rhapsody , или по подписке в Met-player (TT: 147'22 ").
  • Джоан Сазерленд, Диана Монтегю (Парсей), Гвинн Хауэлл (Форкас), Эрнесто Веронелли (Роланд), Джонатан Саммерс (Епископ Блуа), Джеффри Мозес (Клеомер), Райланд Дэвис, Хор и оркестр Королевской оперы Ковент-Гарден, дир. Ричард Бониндж, 28 ноября 1983 г.), собственная живая запись. Доступно в виде веб-трансляции в архивах Opera Today (TT: 142'55").
  • Александрина Пендачанска (Эсклармонда), Клаудия Николь Бандера (Парсеи), Альберто Купидо (Роланд), Микеле Пертуси (Форкас), Манрико Бискотти (Епископ Блуа), Королевский театр Турина, дир. Ален Гингал (ноябрь/декабрь 1992 г.), видеокассета Чарльза Хэндельмана VHS - Live Opera 09122, NTSC, 2002. (TT: 158'00")
  • Дения Маццола-Гавацзени (Эсклармонд), Элен Перраген (Парсеи), Хосе Семпере (Роланд), Жан-Филипп Куртис (Форкас и Клеомер); Кристиан Трегье; Гай Габель. Хоры фестиваля Массне, Симфонический оркестр Ференца Листа, Будапешт, дир. Патрик Фурнилье . Концертная запись в октябре/ноябре 1992 года на фестивале Массне в Сент-Этьене . Koch-Swann , выпущен в 1994 году, DDD , 3-1269-2 H1 (TT: 156'31", 3 компакт-диска). [ 29 ]

В 1920 году Мария Кузнецова записала с оркестром «Regarde-les, ces yeux» (акт 3) на Pathé saphir 80t 2024. [ 30 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Охарактеризовать это как вагнеровское — немного преувеличить. Лейтмотивы ясны и отчетливы, «вагнеровские», но, помимо некоторого мелодического или гармонического сходства с теми, которые использовал Вагнер (особенно в его «Тристане и Изольде» , «Золоте Рейна » или «Götterdämmerung» ), они, тем не менее, очень оригинальны. В отличие от Вагнера и многих других композиторов, здесь нет трагедии, смерти или самопожертвования.
  2. Аптон описывает одну из арий Эсклармонд в третьем акте как «чрезвычайно блестящую и сложную, предъявляющую высокие требования к голосу». В третьем акте, например, есть несколько моментов, требующих диапазона голоса, как написано, от среднего до до верхнего соль (по верхнему до). Несмотря на то, что сам Массне допускал некоторое «уменьшение» самой высокой используемой ноты (от G6 до «только» E 6), все же это выше, чем может достичь среднее сопрано. Более того, продолжительное легато , прыжки из высокого регистра в низкий (с полным динамическим диапазоном), трели и стаккато на высоких нотах делают всю эту роль необычайно сложной и утомительной для пения среднего сопрано. [ 26 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Милнс, Родни. Эсклармонд. В: Оперный словарь New Grove , изд. Сэди, Стэнли. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
  2. ^ Массне, Жюль (1970). Мои воспоминания . Нью-Йорк: Переиздание Гринвуда. стр. 176–183. ISBN  0-404-04229-5 .
  3. ^ Ира, Сифф. «Архивные инстинкты: интервью с Джоан Сазерленд и Ричардом Бонинджем». Opera News, октябрь 2005 г., том. 70, нет. 4 .
  4. ^ Крайтон, Рональд. «Мирей» и «Эсклармонд». Опера , декабрь 1983 г., Том 34 № 12, стр. 1293-99.
  5. ^ Массне и Комическая опера - Материалы учебного дня Opéra Comique, 8 декабря 2012 г., Университет Жана Монне - Комическая опера (ред. Жан-Кристоф Бранжер и Аньес Терье. Университет Сент-Этьен, 2015, стр. 193.
  6. ^ Wild & Charlton 2005, стр. 95, 240.
  7. ^ «Триумф Сибил Сандерсон» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 16 мая 1889 г.
  8. ^ «Мисс Сандерсон в опере Массне» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 1 июня 1889 года.
  9. ^ О'Нилс, Патрик Б. «Недавно Сибил Сандерсон вызывали перед занавесом 40 раз в Санкт-Петербурге, где она пела Эсклармонду» . Ссылка в Acadian Recorder от 10 марта 1892 г. Галифакс, Северная Каролина, Газеты.
  10. Хотя Метрополитен-опера изначально планировала показать «Эсклармонду» в сезоне 1890–91 годов, этот план так и не был реализован. Для справки см. «Развлечения» , New York Times, 3 августа 1890 г.
  11. Заметки о премьере «Эсклармонды» в 1889 и 1944 годах в Ла Монне.
  12. ^ Архивы SFopera - документ обо всех выступлениях Esclarmonde.
  13. Премьера фильма «Эсклармонд» с обзором в Метрополитене.
  14. ^ «Онлайн-коллекции Королевского оперного театра» . rohcollections.org.uk .
  15. ^ Милнс, Родни. Репортаж из Турина. Опера , март 1993, Том 43 №3 стр344-346.
  16. ^ Перейти обратно: а б Пульяро, Г. (1993). Опера '93. Ежегодник оперы в Италии . ISBN  9788870631821 .
  17. ^ Гуалерци, Джорджио. Репортаж из Турина. Опера , март 1993, Том 43 №3 стр346.
  18. ^ «Оперная группа Челси» . chelseaoperagroup.org.uk .
  19. ^ «Профиль Селены Шафер» . Архивировано из оригинала 16 октября 2006 г. Проверено 1 сентября 2008 г.
  20. ^ «Ионартс» . ionarts.blogspot.com .
  21. ^ «Ионартс» . ionarts.blogspot.com .
  22. ^ «Требовательная «Эсклармонда» становится энергичной, хотя и сомнительной, тренировкой» . Washingtonpost.com .
  23. ^ Фатх, Рольф. Репортаж из Дессау. Опера , ноябрь 2013, Том64 №11 стр1428.
  24. ^ «Эсклармонда – Гризелидис», L'Avant-Scène Opéra, № 148, сентябрь-октябрь 1992 г., стр. 21 для актеров и типов голоса.
  25. ^ Казалья, Герардо (2005). « Эсклармонд ,   15 мая 1889 года» . Альманах Герардо Казальи (на итальянском языке) .
  26. ^ Аптон, Джордж П.; Боровский, Феликс (1928). Стандартное руководство по опере . Нью-Йорк: Книги Голубой ленты. стр. 181–83.
  27. ^ «Опера сегодня» . www.operatoday.com .
  28. ^ См. Стереофонический звук .
  29. Запись World Cat об Esclarmonde, проведенная Патриком Фурнилье, доступ осуществлен 12 июля 2019 г.
  30. ^ Страница Esclarmonde на веб-сайте Art-Lyrique, по состоянию на 20 июля 2019 г. (Певица позже вышла замуж за племянника Массне Альфреда.)
  31. ^ Картер, Стюарт (1999). Обзор стипендии Брасса . Париж: Пендрагон Пресс. п. 138. ИСБН  978-1-57647-105-0 .

Источники

  • Олбрайт, В. (2006). Статья: «Эсклармонда» Жюля Массне . Opera Quarterly, 22, № 1, стр. 184–185.
  • Блау, Альфред; Фарвиг, Стэнли; Жирар, Виктор (ок. 1976). Эсклармонда: французское и английское либретто . Нью-Йорк, Г. Ширмер. ОСЛК   2601189 .
  • Фаузер, Аннегрет (ок. 2001 г.). Жюль Массне, Эсклармонд: парижский пресс-кит . Вайнсберг: Л. Галлард. ISBN  3-925934-47-2 .
  • Готье, Анри (ок. 1900). Эсклармонд . Париж. OCLC   70476204 .
  • Хюбнер, Стивен (2006). Французская опера в «Конце века» . Оксфордский университет. Пресс, США. стр. 73–101. ISBN  978-0-19-518954-4 .
  • Кимбалл, К. (1996). Статья: «Эсклармонда» Массне . Opera Quarterly, 12, № 4, стр. 130–131.
  • Лэндри, Майкл (1981). Использование Массне «Лейтмотива» в «Эсклармонде» . Оттава: Национальная библиотека Канады: Thesis Univ. Альберты. ISBN  9780315060463 .
  • Лоренцо, Элизабет Энн (2005). Опера и упорядоченная нация: «Эсклармонда» Массне в исполнении на Парижской выставке 1889 года . Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, диссертация (доктор философии).
  • Массне, Жюль (март 1985 г.). Эсклармонд: вокальная партитура, K06881 . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Kalmus Edition. ISBN  0-7579-3715-2 .
  • Массне, Жюль (1889). Эсклармонда, партитура (оркестровая партитура) . Жорж Хартманн , Париж. OCLC   165310045 .
  • Маурин, Кристель (ок. 1995). Les Esclarmonde: Женщины и женственность в воображении катаров . Тулузский CEdex: Editions Privat. ISBN  2-7089-5384-2 .
  • Уайлд, Николь; Чарльтон, Дэвид (2005). Театр комической оперы в Париже: репертуар 1762–1972 гг . Спримонт, Бельгия: Editions Mardaga. ISBN   978-2-87009-898-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4b6b51c5e012155b7fb856bcf52138b1__1710782580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/b1/4b6b51c5e012155b7fb856bcf52138b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Esclarmonde - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)