Гризелидис
Гризелидис | |
---|---|
лирическая сказка Жюля Массне | |
![]() Плакат Фламенга к премьере с изображением Дьявола, Лоис и Гризелидис. | |
Либреттист | |
Язык | Французский |
На основе | пьеса по средневековой сказке о Гризельде |
Премьера | 20 ноября 1901 г. Комическая опера , Париж |
«Гризелидис» — опера (описываемая как « лирическая история ») в трёх действиях и пролог Жюля Массне к французскому либретто Армана Сильвестра и Эжена Морана . Он основан на пьесе тех же авторов, впервые представленной в Комеди-Франсез 15 мая 1891 года и основанной на средневековой сказке о «терпеливом Гриссиле» . [ 1 ] История разворачивается в Провансе 14 века и касается пастушки Гризелидис и ряда попыток Дьявола склонить ее к неверности. Однако преданность Гризелидис своему мужу, маркизу, сильна, и дьявол побежден.
Массне начал сочинение в 1894 году, завершив его к концу того же года, но отредактировав его осенью 1898 года, прежде чем обсудить потенциальную постановку с Альбером Карре . [ 2 ] Впервые он был исполнен в Комической опере в Париже 20 ноября 1901 года с Люсьен Бреваль в главной роли. За первые шесть месяцев в Комической опере пьеса была показана 50 раз, была снята с репертуара в 1906 году и за полвека была показана там 73 раза. [ 3 ]
По мнению Родни Милнса , «Гризелидис » сама по себе является одной из самых успешных опер Массне и не заслуживает пренебрежения: действие развивается быстро, инструменты экономичны и деликатны, а мелодии непринуждены, с умелой смесью комедии и сантиментов. и достойная заглавная роль. [ 4 ]
История выступлений
[ редактировать ]
Опера была поставлена в Ницце, Алжире, Брюсселе и Милане в 1902 году; в Марселе в 1903 и 1950 годах и в Парижской опере в 1922 году. Хотя он и не является частью нынешнего оперного репертуара, совсем недавно его видели в Уэксфорде (1982), Страсбурге и Льеже (1986) и Сент-Этьене (концерт 1992 года). ). [ 5 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 20 ноября 1901 г. (Дирижер: Андре Мессагер ) |
---|---|---|
Гризелидис | сопрано | Люсьен Бреваль |
Маркиз Салуццо | баритон | Гектор Дюфранн |
Дьявол | бас | Люсьен Фужер |
Покойся с миром | сопрано | Жанна-Луиза Тифен |
Бертрейд | сопрано | Жанна Даффети |
Лоис | сопрано | маленькая Сюзанна |
Предыдущий | бас | Эмиль Жакен |
Гондебо | баритон | Гюстав Юбердо |
Ален | тенор | Адольф Марешаль |
Рыцари, Духи, Голоса ночи, Слуги, Небесные голоса. |
Краткое содержание
[ редактировать ]Пролог
[ редактировать ]Вечернее время в лесу
Пастух Ален воспевает свою любовь к Гризелидис. Маркиз, идущий на охоту, видит ее, потрясен и предлагает выйти замуж, и она соглашается, к отчаянию Алена.
Акт 1
[ редактировать ]Четыре года спустя
У Гризелидиса есть сын, и, когда маркиз отправляется в крестовый поход, его слуги обещают заключить его жену, что он отвергает, полностью доверяя ей. Дьявол все это подслушивает и, так как он несчастливо женат, объясняет, что он и его жена получают удовольствие от обмана мужей. Маркиз принимает вызов и отдает Дьяволу свое кольцо в качестве залога, а затем прощается с женой и сыном. Бертраде пытается отвлечь Гризелидис, рассказывая ей историю возвращения Улисса .
Акт 2
[ редактировать ]На террасе замка, полгода спустя, осенью
Гризелидис грустно мечтает об отсутствующем муже, пока звонят церковные колокола. Дьявол и его жена подходят к Гризелидис, замаскированной под работорговца и персидскую гурию , показывая ей кольцо, чтобы доказать, что маркиз отверг Гризелидис. Чтобы соблазнить Гризелидис, Дьявол создает волшебный сад и заманивает туда Алена. Появление Лоис побуждает Гризелидис не возвращаться к Алену, но его исчезновение отвлекает ее, и Дьявол забирает ребенка.
Акт 3
[ редактировать ]Пока слуги замка ищут Лоис, Дьявол, теперь замаскированный под подобострастного старика, сообщает Гриселидис, что Лоис держит пират, и отпустит ребенка только в обмен на поцелуй маркизы. Маркиз, вернувшись, встречает старика, который указывает на бегущего к берегу Гризелидиса, но, увидев кольцо на пальце Дьявола, понимает, что он стал жертвой обмана. Муж и жена воссоединяются, они молятся, и Лоис возвращается к ним под песню небесного хора.
Отмеченные арии
[ редактировать ]- Акт 1 – Ален: «Я птица»
- Акт 3 - Гризелидис: «Лоис! Лоис!»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милнс Р. Гризелидис. В: Оперный словарь New Grove . Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997. Легенду также создали, в частности, Вивальди, Пиччинни и Скарлатти.
- ^ Гиллис П. Л'Аван Сцена Опера: Эсклармонд и Гризелидис, сентябрь – октябрь 1992 г.
- ^ Вольф С. Полвека комической оперы (1900–1950). Андре Бонн, Париж, 1953 год.
- ^ Милнс, Родни. « Гризелидис » в Оперном словаре Нью-Гроув. Макмиллан, Лондон и Нью-Йорк, 1997.
- ^ L'Avant Scène Opera: Эсклармонд и Гризелидис, сентябрь – октябрь 1992 г.
Источники
[ редактировать ]- Аптон, Джордж П.; Боровский, Феликс (1928). Стандартное руководство по опере . Нью-Йорк: Книги Голубой ленты. стр. 183–85.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гризелидис, или Пять чувств: балет-пантомима в 3 действиях и 5 сценах , публикация 1850 года, оцифровано BYU на archive.org