Jump to content

Мэри Гарден

Мэри Гарден
Черно-белая портретная фотография оперной певицы Мэри Гарден
Мэри Гарден
Рожденный ( 1874-02-20 ) 20 февраля 1874 г.
Абердин , Шотландия
Умер 3 января 1967 г. ) ( 1967-01-03 ) ( 92 года
Дом Давиота, Инверури , Шотландия
Гражданство Британский
Американский
Образование Школа Святой Маргариты для девочек , Абердин
Род занятий оперный певец
актриса
Известный за главную роль в опере Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» (1902) и за сотрудничество с композитором.

Мэри Гарден (20 февраля 1874 — 3 января 1967) — шотландско-американское оперное лирическое сопрано , затем меццо-сопрано, сделавшая значительную карьеру во Франции и Америке в первой трети 20-го века. Вторую часть своего детства и юности она провела в Соединенных Штатах и ​​в конце концов стала гражданкой Америки, хотя много лет жила во Франции и в конце концов уехала в Шотландию, где провела последние 30 лет своей жизни и умерла. [ 1 ]

Гарден , которую называли « Сарой Бернар оперы», была исключительной актрисой и талантливой певицей. Особое восхищение ею вызывали ее тонкие выступления, в которых использовалось интересное использование вокальных красок. Обладая прекрасным лирическим голосом, широким вокальным диапазоном и значительной гибкостью, Гарден впервые добился успеха в Париже в первом десятилетии 20-го века. Она стала ведущим сопрано Комической оперы ; в частности, исполнив роли в нескольких мировых премьерах, включая Мелизанду в Клода Дебюсси ( «Пеллеасе и Мелизанде» 1902). Она тесно сотрудничала с Жюлем Массне , в операх которого преуспела. Массне написал для нее главную роль в своей опере «Шерубен» (1905). [ 2 ]

В 1907 году Оскар Хаммерштейн убедил Гарден поступить в Манхэттенский оперный театр в Нью-Йорке, где она сразу же добилась успеха. К 1910 году ее имя стало нарицательным в Америке, и Гарден появлялась в операх нескольких крупных американских городов; включая выступления с Бостонской оперной труппой и Филадельфийской оперной труппой . Между 1910 и 1932 годами Гарден работал в нескольких оперных театрах Чикаго. Сначала она работала с Чикагской оперной труппой (1910–1913), а затем присоединилась к Чикагской оперной ассоциации в 1915 году, в конечном итоге став директором труппы в 1921 году. Хотя она была директором всего один год, Гарден в значительной степени отвечал за постановку мировой премьеры оперы « Сергей Прокофьева « Любовь к трем апельсинам» до банкротства труппы в 1922 году. Вскоре после этого она стала директором Чикагской гражданской оперы , где заказала оперу «Камилла» 28-летнего композитора Гамильтона Форреста . Она пела партии в Гражданской опере до 1931 года, особенно на нескольких премьерах в США и мировых премьерах.

Кроме того, Гарден появился в двух немых фильмах Сэмюэля Голдвина . [ 3 ]

После ухода с оперной сцены в 1934 году Гарден работал поиском талантов в MGM . Она также читала лекции и концерты, в основном о жизни и творчестве Клода Дебюсси, до 1949 года. Она уехала в Шотландию и в 1951 году опубликовала успешную автобиографию « История Мэри Гарден» .

Ее голос сохранился на ряде записей, сделанных для Gramophone Company (в том числе с участием Дебюсси за фортепиано), Edison Records , Pathé , Columbia Records и Victor Talking Machine Company в период с 1903 по 1929 год. [ 4 ]

Биография

[ редактировать ]

Ранняя жизнь и восхождение к славе в Европе

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]
Мэри Гарден, 1908 год.

Мэри Гарден родилась 20 февраля 1874 года по адресу Шарлотт-стрит, 35, Абердин , Шотландия, старшая из четырех дочерей Роберта Дэвидсона Гардена ( род . 1851), кассира металлургического завода Блейки, и его жены Мэри ( урожденной Джосс) (1852). –1948). [ 5 ] [ 6 ] Ее родители поженились чуть больше чем за месяц до ее рождения. Две ее сестры родились в Шотландии, а еще одна — в Соединенных Штатах. [ 6 ]

Семья переехала в Чикопи, штат Массачусетс , США, когда ей было девять лет. они переехали в Хартфорд, штат Коннектикут , а затем в Чикаго в 1888 году, когда Мэри было 14 лет. Затем несколько лет спустя [ 4 ]

Голос студента

[ редактировать ]

Она подавала надежды как молодая певица и училась у Сары Робинсон-Дафф в Чикаго при финансовой поддержке богатых покровителей Дэвида и Флоренс Майер. В 1896 году она продолжила дальнейшее обучение в Париже, в основном у Анж-Пьера де Трабадело и Люсьена Фужера , все еще при поддержке Майеров. Она также училась у Жака Буи , Жюля Шевалье и Матильды Маркези . В 1899 году Гарден потеряла поддержку своих благотворителей и начала учиться пению у американского сопрано Сибил Сандерсон . Сандерсон познакомил ее с Жюлем Массне и Альбером Карре , директором Комической оперы .

Оперный дебют

[ редактировать ]

Впечатленный ее голосом, Карре пригласил ее присоединиться к труппе Комической оперы в 1900 году. Гарден дебютировала в опере с труппой 10 апреля 1900 года в главной партии « Гюстава Шарпантье » Луизы , которая получила свою мировую премьеру. всего за два месяца до этого. Хотя Гарден готовила роль, ее дебют на восьмом исполнении спектакля был незапланированным, поскольку она в последний момент заменила Марту Риотон . заболевшую [ 3 ] С 1901 года в течение двух лет она вела роман с Андре Мессажером , который вел ее в Луизу . Она утверждала, что, когда режиссер Комической оперы Альбер Карре предложил ей выйти за него замуж, она ответила, что в ее жизни есть кто-то другой – Мессагер. По ее описанию, это бурные отношения, но они оставались друзьями до его смерти. [ 7 ]

Мэри Гарден в роли Мелизанды в опере Дебюсси « Пеллеас и Мелизанда».

После своего дебюта Гарден быстро стала одной из ведущих сопрано Комической оперы. В 1901 году она снялась в двух мировых премьерах: Мари в Люсьена Ламбера и «Марсельезе» Диане в Габриэля Пьерне » «Дочь Табарен . В том же году она исполнила заглавную партию в « Таис» Массне в Экс-ле-Бене , а также спела обе заглавные партии в «Манон» Мессаже Массне и «Мадам Хризантема» в Опере Монте-Карло ; все под руководством Сандерсона. В 1902 году Клод Дебюсси выбрал ее на главную женскую роль в дебютном опере « Пеллеас и Мелизанда» в Комической опере . Выступления Гардена встретили высокую оценку критиков. Она также произвела фурор в роли Саломеи во французской версии Рихарда Штрауса . одноименной оперы [ 2 ]

После успеха «Пеллеаса и Мелизанды» Гарден периодически ездил в Лондон, чтобы петь в Королевском оперном театре Ковент -Гарден, одновременно выступая в спектаклях в Париже. В Ковент-Гардене она пела Манон, Джульетту в Шарля Гуно » «Ромео и Джульетте и Маргариту в «Фаусте» Гуно в течение сезонов 1902 и 1903 годов. Однако Гардена не интересовал Лондон, и он решил больше не принимать никаких обязательств в этом городе. Ее выступления в Комической опере в это время включали заглавную роль в «Гризелидис » Массне (1902), Виолетту в Джузеппе Верди » «Травиате (1903), заглавную роль в мировой премьере Ксавье Леру » « Королевы Фьяметт (1903). ), а также главную роль в Сен-Санса » «Элен (1905). В 1905 году она пела в Опере Монте-Карло на мировой премьере оперы Массне « Шерубен» , партию, которую композитор написал специально для нее. В следующем году она вернулась в Комическую оперу, чтобы спеть Хрисиду на мировой премьере « » Камиля Эрлангера Афродиты . [ 3 ]

Уход из Комической оперы и дальнейшая карьера в США.

[ редактировать ]
Мэри Гарден в опере «Таис»

Убежденная Оскаром Хаммерштейном присоединиться к его соревнованию с Метрополитен-опера , Гарден отказалась от своих частых выступлений в Опере-Комике и присоединилась к Манхэттенскому оперному театру в Нью-Йорке. Она дебютировала в Америке в Манхэттенском оперном театре 25 ноября 1907 года в главной роли в «Таис» , роли, которая как нельзя лучше соответствовала ее личности и искусству. Еще больше она поразила американскую публику своим сверхъестественным изображением маленького мальчика в «Жонглере Нотр-Дама» Массне (1908) и на премьере в США « Пеллеаса и Мелизанды» .

В 1908 году она вернулась в Париж, чтобы присоединиться к труппе Парижской национальной оперы . Она пела там в течение одного сезона, в частности, сыграв Офелию в Амбруаза Тома » «Гамлете (1908) и заглавную партию в Анри Февье » «Моне Ванна (1909), среди других ролей. Она также исполнила партию Маргариты в ( Гуно «Фаусте» 1909) в Брюсселе . После этого Гарден снова вернулась в Нью-Йорк в 1909 году, чтобы исполнить главную роль во французской версии « » Рихарда Штрауса Саломеи . [ 8 ] Во время выступления она похотливо поцеловала отрубленную голову Иоанна Крестителя, что шокировало мораль многих зрителей даже больше, чем ее «Танец семи покрывал» (который она исполняла в трико ). [ 3 ]

Мэри Гарден в роли Натомы

К 1910 году имя Гарден стало нарицательным в Америке. Она покинула Манхэттенский оперный театр, чтобы присоединиться к Чикагской труппе Гранд-опера , где пела с 1910 по 1913 год в таких партиях, как Мелизанда, Фанни в « Сафо Массне » Массне, Дульсинея в « Дон Кихоте» , Принц в «Сендрилион» Массне , заглавная партия в «Сендрилионе» Жоржа Бизе ». « Кармен » и главную роль в Джакомо Пуччини » «Тоске . В это время она также пела в других американских городах, в частности, появившись на мировой премьере оперы Виктора Герберта « Натома » в Филадельфии 25 февраля 1911 года и в главной роли «Мона Ванна» Февье на ее премьере в США в Бостоне . [ 4 ] В конце апреля 1912 года Гарден вместе с Карузо и труппой Метрополитен-опера дали специальные концерты, на которых собрали 12 000 долларов (более четверти миллиона в 2017 году) для помощи выжившим после трагедии Титаника .

Мэри Гарден в роли Клеопатры из оперы Массне «Клеопатра» (1921)

Затем Гарден пела с Чикагской оперной ассоциацией с 1915 по 1921 год, где она исполнила такие партии, как заглавную партию в « Клеопатре» » Феврие Массне и заглавную партию в мировой премьере « Жисмонды (обе 1919), а также роль Фиоры в Монтемецци » « L . 'amore dei tre re (1920) среди многих других. В частности, она стала директором Чикагской оперной ассоциации в результате печально известного переворота в последнем сезоне 1921–22 годов. Она также была одним из первых сторонников радио и заключила соглашение с чикагской радиостанцией KYW о трансляции грандиозных оперных представлений того сезона, что было сделано впервые. [ 9 ]

Мэри Гарден, нарисованная Хосе Мохикой во время выступления Мануэля Розенберга в Цинциннати, 1927 год.

Хотя она проработала в должности режиссера всего один год, она отвечала за постановку мировой премьеры » Прокофьева « Любви к трем апельсинам . Также за это время она появилась в двух немых фильмах , Сэмюэля Голдвина главной роли в киноверсии « Таис» (1917) и роли Долорес Фаргис в «Великолепной грешнице» (1918). [ 10 ] Во время Первой мировой войны она была награждена правительствами Франции и Сербии, а в 1921 году стала кавалером (рыцарем) Почетного легиона . [ 2 ]

В 1922 году Гарден стала директором недавно созданной Чикагской гражданской оперы , где она также исполняла роли до 1931 года. Среди множества ролей, которые она исполнила в Чикагской гражданской опере, - Шарлотта в «Вертере» Массне (1924), Катюша в » Франко Альфано ( «Рисуррезионе 1925). на французском языке) и героиня Артура Онеггера ( «Юдифи» 1927), двух последних премьер в США. В 1930 году она пела на мировой премьере оперы Гамильтона Форреста « Камилия » , основанной на Дюма « Даме с камелиями» . В том же году она вернулась в Комическую оперу, чтобы сыграть в нескольких операх. в Чикагской гражданской опере В 1931 году Гарден исполнила свою последнюю партию «Кармен» , после чего труппа обанкротилась. [ 2 ]

Уго Веньеро Д'Аннунцио [ it ] (1887–1945) и Мэри Гарден в 1918 году.

Гарден ушла с оперной сцены в 1934 году, после своего последнего выступления в роли Катюши в «Рисуррезионе » Франко Альфано в Комической опере. После выхода на пенсию Гарден работала поиском талантов в MGM и давала лекции и сольные концерты, в основном о жизни и творчестве Клода Дебюсси вплоть до 1949 года. Большую часть своей жизни она открыто поощряла молодых певцов и даже тайно платила за их обучение. . После выхода на пенсию она продолжала поддерживать молодых художников посредством мастер-классов, часто позволяя начинающим художникам посещать их бесплатно. [ 2 ] У нее также была собственная вокальная студия в Чикаго, где одной из ее учениц была сопрано и филантроп Джин Теннисон . Позже Теннисон использовала свое огромное состояние, чтобы предоставить стипендии молодым певцам для изучения французского репертуара вместе с Гарденом; включая сопрано Беверли Силлс . [ 11 ] Гарден и Теннисон остались друзьями на всю жизнь, и Гарден посвятила свою автобиографию «Джин Теннисон в знак признательности за нашу долгую и верную дружбу». [ 12 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]
Мэри Гарден изображена на рекламе автопианино, 1910-е годы.

Как изображено как в ее автобиографии, так и в биографии Майкла Тернбулла , Гарден была архетипической дивой , которая точно знала, как добиться своего. У нее было несколько распрей с различными коллегами, из которых она неизменно выходила победителем, в конечном итоге получая контроль над Чикагской оперой . Неутомимая саморекламная публицистка, женщина, однако подлинная красота, ее яркая личная жизнь часто была предметом большего внимания, чем ее публичные выступления, а ее связи с мужчинами, реальными или воображаемыми, могли стать скандальными слухами в газетах. [ 2 ]

Мэри Гарден в 1954 году

Ее автобиография «История Мэри Гарден» (1951) испорчена неточностями. [ нужна ссылка ] . Всегда склонный к приукрашиванию и преувеличению, Гарден уже впал в слабоумие , когда готовилась рукопись. [ 2 ]

Именно в знак признания ее личной истории Шотландская опера решила представить свой первый сезон 1962 года «Пеллеас и Мелизанда» . В этом году исполнилось столетие со дня рождения Дебюсси и бриллиантовый юбилей оперы. К моменту первого выступления Мэри Гарден не смогла принять приглашение присутствовать, поскольку находилась в больнице после падения, а ее здоровье ухудшалось. [ 13 ]

Мэри Гарден умерла в Инверури , недалеко от Абердина, где она провела последние 30 лет своей жизни. Ее имени учреждена премия за оперное пение на Абердинском международном молодежном фестивале. [ 14 ] В западной части Абердина ей посвящен небольшой мемориальный сад с небольшим камнем с надписью и скамейкой. [ 2 ] [ 15 ]

Записи и фильмы

[ редактировать ]

Мэри Гарден сделала около 40 граммофонных пластинок между 1903 и 1929 годами для G&T , Columbia и Victor . Их продолжают переиздавать и представляют интерес для ценителей исторических записей, хотя сама Гарден, как говорят, в целом была разочарована результатами. Особый интерес представляют четыре записи Black G&T 1904 года, которые она сделала в сопровождении Клода Дебюсси в Париже. Также имеется небольшое количество записей радиопередач. [ 16 ]

Она сняла два немых фильма: «Таис» (1917) и о Первой мировой войне роман под названием «Великолепный грешник» (1918). Без ее певческого голоса ее игра подверглась критике, и ни один фильм не имел успеха. В 1930-х годах Гарден появился в Сесила Б. Демилля Lux Radio Theater . В одном из таких эфиров Гарден и Мелвин Дуглас читали пьесу «Сегодня вечером или никогда Лили Хэтвани » [ ху ] ), по которой недавно был экранизирован фильм . [ 17 ]

Литературные ссылки

[ редактировать ]

Гарден упоминается вместе с другими артистическими деятелями того периода в Хью МакДиармида стихотворении «Пьяный мужчина смотрит на чертополох» (лл.30–2):

из Whaur Айседора Дункан танцует сейчас,
Мэри Гарден все еще в Чикаго?
И Дункан Грант в Париже – и я, ты?

Аллен Гинзберг противопоставляет относительное молчание, окружавшее смерть Гардена, шуму, вызванному смертью Джека Руби в «Шоссе от Байонны до Тускароры» из отмеченного наградами сборника 1973 года «Падение Америки» :

Мэри Гарден умерла в Абердине,
     Джек Руби мертв в Далласе -
Сладкие зеленые благовония в салоне автомобиля
...
Наступил Новый 1967 год,
          Reynolds Metals выросла вдвое
Мэри Гарден, 92 года, сегодня ночует в Абердине.

Гарден и Руби умерли 3 января 1967 года.

Примечания

  1. Гарден иногда называют исключительно «американкой», поскольку она жила в Америке с 6 лет, однако она даже не подавала заявление на получение американского гражданства до 8 апреля 1924 года (Тернбулл, Майкл TRB: Мэри Гарден , стр. 159). и после этого жил в Европе.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Карл-Йозеф Куч ; Лео Рименс (1969). Краткий биографический словарь певцов: от начала звукозаписи до наших дней. Переведено с немецкого, дополнено и аннотировано Гарри Эрлом Джонсом . Филадельфия: Книжная компания Чилтон. ISBN  0-8019-5516-5 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Майкл ТРБ Тернбулл: «Мэри Гарден», изд. Grove Music Online . Л. Мэйси (по состоянию на 9 февраля 2009 г.) (доступ по подписке)
  4. ^ Перейти обратно: а б с Биография Мэри Гарден , operissimo.com (на немецком языке)
  5. ^ Мэтью, ХГЧ; Харрисон, Б.; Гольдман, Л., ред. (23 сентября 2004 г.). «Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. ссылка:odnb/48910. doi : 10.1093/ref:odnb/48910 . Проверено 1 декабря 2019 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  6. ^ Перейти обратно: а б «Мэри Гарден, 92 года, оперная звезда, мертва», The New York Times , 5 января 1967 г.
  7. ^ Опстад Г. Мелизанда Дебюсси - жизни Жоржетты Леблан, Мэри Гарден и Мэгги Тейт . The Boydell Press, Вудбридж, 2009 г.
  8. ^ Джеймс Морвуд (январь 2018 г.). Рихарда Штрауса « Саломея и французский текст Оскара Уайльда». Уайлдин (52): 63–73. JSTOR   48569305 .
  9. ^ "Сцены в KYW". Ливан (Пенсильвания) Daily News , 20 июля 1922 г., стр. 6.
  10. ^ Великолепный грешник (1918) на IMDb
  11. ^ Виктория Этнье Вильямиль (2004). От детей Джонсона до лимонадной оперы: американский певец классической музыки достигает совершеннолетия . Издательство Северо-Восточного университета . п. 61. ИСБН  9781555536350 .
  12. ^ Страница посвящения, «История Мэри Гарден»
  13. ^ Вебстер, Джек (13 июля 1992 г.). «Время воспевать шотландскую оперу» . Вестник . Проверено 30 июня 2011 г.
  14. ^ «Мэри Гарден» . Опера Шотландии . Проверено 30 июня 2011 г.
  15. ^ «Сопрано, получившее известность в самых разных ролях, Мэри Гарден, оперное сопрано, умирает в Шотландии в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . 5 января 1967 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
  16. ^ Дискография Джима Макферсона и Уильяма Р. Морана в Тернбулле, Майкл TRB: Мэри Гарден (Портленд, Орегон, 1997), Приложение 2.
  17. Жанетт Макдональд на радио. Архивировано 17 октября 2013 года в Wayback Machine , список программ Lux Radio Theater в середине 1930-х годов.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7020538f26e16d58d77d2511c33885e__1715887140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/5e/a7020538f26e16d58d77d2511c33885e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mary Garden - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)