Мэри Гарден
Мэри Гарден | |
---|---|
![]() Мэри Гарден | |
Рожденный | Абердин , Шотландия | 20 февраля 1874 г.
Умер | 3 января 1967 г. Дом Давиота, Инверури , Шотландия | ( 92 года
Гражданство | Британский Американский |
Образование | Школа Святой Маргариты для девочек , Абердин |
Род занятий | оперный певец актриса |
Известный | за главную роль в опере Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» (1902) и за сотрудничество с композитором. |
Мэри Гарден (20 февраля 1874 — 3 января 1967) — шотландско-американское оперное лирическое сопрано , затем меццо-сопрано, сделавшая значительную карьеру во Франции и Америке в первой трети 20-го века. Вторую часть своего детства и юности она провела в Соединенных Штатах и в конце концов стала гражданкой Америки, хотя много лет жила во Франции и в конце концов уехала в Шотландию, где провела последние 30 лет своей жизни и умерла. [ 1 ]
Гарден , которую называли « Сарой Бернар оперы», была исключительной актрисой и талантливой певицей. Особое восхищение ею вызывали ее тонкие выступления, в которых использовалось интересное использование вокальных красок. Обладая прекрасным лирическим голосом, широким вокальным диапазоном и значительной гибкостью, Гарден впервые добился успеха в Париже в первом десятилетии 20-го века. Она стала ведущим сопрано Комической оперы ; в частности, исполнив роли в нескольких мировых премьерах, включая Мелизанду в Клода Дебюсси ( «Пеллеасе и Мелизанде» 1902). Она тесно сотрудничала с Жюлем Массне , в операх которого преуспела. Массне написал для нее главную роль в своей опере «Шерубен» (1905). [ 2 ]
В 1907 году Оскар Хаммерштейн убедил Гарден поступить в Манхэттенский оперный театр в Нью-Йорке, где она сразу же добилась успеха. К 1910 году ее имя стало нарицательным в Америке, и Гарден появлялась в операх нескольких крупных американских городов; включая выступления с Бостонской оперной труппой и Филадельфийской оперной труппой . Между 1910 и 1932 годами Гарден работал в нескольких оперных театрах Чикаго. Сначала она работала с Чикагской оперной труппой (1910–1913), а затем присоединилась к Чикагской оперной ассоциации в 1915 году, в конечном итоге став директором труппы в 1921 году. Хотя она была директором всего один год, Гарден в значительной степени отвечал за постановку мировой премьеры оперы « Сергей Прокофьева « Любовь к трем апельсинам» до банкротства труппы в 1922 году. Вскоре после этого она стала директором Чикагской гражданской оперы , где заказала оперу «Камилла» 28-летнего композитора Гамильтона Форреста . Она пела партии в Гражданской опере до 1931 года, особенно на нескольких премьерах в США и мировых премьерах.
Кроме того, Гарден появился в двух немых фильмах Сэмюэля Голдвина . [ 3 ]
После ухода с оперной сцены в 1934 году Гарден работал поиском талантов в MGM . Она также читала лекции и концерты, в основном о жизни и творчестве Клода Дебюсси, до 1949 года. Она уехала в Шотландию и в 1951 году опубликовала успешную автобиографию « История Мэри Гарден» .
Ее голос сохранился на ряде записей, сделанных для Gramophone Company (в том числе с участием Дебюсси за фортепиано), Edison Records , Pathé , Columbia Records и Victor Talking Machine Company в период с 1903 по 1929 год. [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и восхождение к славе в Европе
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Мэри Гарден родилась 20 февраля 1874 года по адресу Шарлотт-стрит, 35, Абердин , Шотландия, старшая из четырех дочерей Роберта Дэвидсона Гардена ( род . 1851), кассира металлургического завода Блейки, и его жены Мэри ( урожденной Джосс) (1852). –1948). [ 5 ] [ 6 ] Ее родители поженились чуть больше чем за месяц до ее рождения. Две ее сестры родились в Шотландии, а еще одна — в Соединенных Штатах. [ 6 ]
Семья переехала в Чикопи, штат Массачусетс , США, когда ей было девять лет. они переехали в Хартфорд, штат Коннектикут , а затем в Чикаго в 1888 году, когда Мэри было 14 лет. Затем несколько лет спустя [ 4 ]
Голос студента
[ редактировать ]Она подавала надежды как молодая певица и училась у Сары Робинсон-Дафф в Чикаго при финансовой поддержке богатых покровителей Дэвида и Флоренс Майер. В 1896 году она продолжила дальнейшее обучение в Париже, в основном у Анж-Пьера де Трабадело и Люсьена Фужера , все еще при поддержке Майеров. Она также училась у Жака Буи , Жюля Шевалье и Матильды Маркези . В 1899 году Гарден потеряла поддержку своих благотворителей и начала учиться пению у американского сопрано Сибил Сандерсон . Сандерсон познакомил ее с Жюлем Массне и Альбером Карре , директором Комической оперы .
Оперный дебют
[ редактировать ]Впечатленный ее голосом, Карре пригласил ее присоединиться к труппе Комической оперы в 1900 году. Гарден дебютировала в опере с труппой 10 апреля 1900 года в главной партии « Гюстава Шарпантье » Луизы , которая получила свою мировую премьеру. всего за два месяца до этого. Хотя Гарден готовила роль, ее дебют на восьмом исполнении спектакля был незапланированным, поскольку она в последний момент заменила Марту Риотон . заболевшую [ 3 ] С 1901 года в течение двух лет она вела роман с Андре Мессажером , который вел ее в Луизу . Она утверждала, что, когда режиссер Комической оперы Альбер Карре предложил ей выйти за него замуж, она ответила, что в ее жизни есть кто-то другой – Мессагер. По ее описанию, это бурные отношения, но они оставались друзьями до его смерти. [ 7 ]

После своего дебюта Гарден быстро стала одной из ведущих сопрано Комической оперы. В 1901 году она снялась в двух мировых премьерах: Мари в Люсьена Ламбера и «Марсельезе» Диане в Габриэля Пьерне » «Дочь Табарен . В том же году она исполнила заглавную партию в « Таис» Массне в Экс-ле-Бене , а также спела обе заглавные партии в «Манон» Мессаже Массне и «Мадам Хризантема» в Опере Монте-Карло ; все под руководством Сандерсона. В 1902 году Клод Дебюсси выбрал ее на главную женскую роль в дебютном опере « Пеллеас и Мелизанда» в Комической опере . Выступления Гардена встретили высокую оценку критиков. Она также произвела фурор в роли Саломеи во французской версии Рихарда Штрауса . одноименной оперы [ 2 ]
После успеха «Пеллеаса и Мелизанды» Гарден периодически ездил в Лондон, чтобы петь в Королевском оперном театре Ковент -Гарден, одновременно выступая в спектаклях в Париже. В Ковент-Гардене она пела Манон, Джульетту в Шарля Гуно » «Ромео и Джульетте и Маргариту в «Фаусте» Гуно в течение сезонов 1902 и 1903 годов. Однако Гардена не интересовал Лондон, и он решил больше не принимать никаких обязательств в этом городе. Ее выступления в Комической опере в это время включали заглавную роль в «Гризелидис » Массне (1902), Виолетту в Джузеппе Верди » «Травиате (1903), заглавную роль в мировой премьере Ксавье Леру » « Королевы Фьяметт (1903). ), а также главную роль в Сен-Санса » «Элен (1905). В 1905 году она пела в Опере Монте-Карло на мировой премьере оперы Массне « Шерубен» , партию, которую композитор написал специально для нее. В следующем году она вернулась в Комическую оперу, чтобы спеть Хрисиду на мировой премьере « » Камиля Эрлангера Афродиты . [ 3 ]
Уход из Комической оперы и дальнейшая карьера в США.
[ редактировать ]
Убежденная Оскаром Хаммерштейном присоединиться к его соревнованию с Метрополитен-опера , Гарден отказалась от своих частых выступлений в Опере-Комике и присоединилась к Манхэттенскому оперному театру в Нью-Йорке. Она дебютировала в Америке в Манхэттенском оперном театре 25 ноября 1907 года в главной роли в «Таис» , роли, которая как нельзя лучше соответствовала ее личности и искусству. Еще больше она поразила американскую публику своим сверхъестественным изображением маленького мальчика в «Жонглере Нотр-Дама» Массне (1908) и на премьере в США « Пеллеаса и Мелизанды» .
В 1908 году она вернулась в Париж, чтобы присоединиться к труппе Парижской национальной оперы . Она пела там в течение одного сезона, в частности, сыграв Офелию в Амбруаза Тома » «Гамлете (1908) и заглавную партию в Анри Февье » «Моне Ванна (1909), среди других ролей. Она также исполнила партию Маргариты в ( Гуно «Фаусте» 1909) в Брюсселе . После этого Гарден снова вернулась в Нью-Йорк в 1909 году, чтобы исполнить главную роль во французской версии « » Рихарда Штрауса Саломеи . [ 8 ] Во время выступления она похотливо поцеловала отрубленную голову Иоанна Крестителя, что шокировало мораль многих зрителей даже больше, чем ее «Танец семи покрывал» (который она исполняла в трико ). [ 3 ]

К 1910 году имя Гарден стало нарицательным в Америке. Она покинула Манхэттенский оперный театр, чтобы присоединиться к Чикагской труппе Гранд-опера , где пела с 1910 по 1913 год в таких партиях, как Мелизанда, Фанни в « Сафо Массне » Массне, Дульсинея в « Дон Кихоте» , Принц в «Сендрилион» Массне , заглавная партия в «Сендрилионе» Жоржа Бизе ». « Кармен » и главную роль в Джакомо Пуччини » «Тоске . В это время она также пела в других американских городах, в частности, появившись на мировой премьере оперы Виктора Герберта « Натома » в Филадельфии 25 февраля 1911 года и в главной роли «Мона Ванна» Февье на ее премьере в США в Бостоне . [ 4 ] В конце апреля 1912 года Гарден вместе с Карузо и труппой Метрополитен-опера дали специальные концерты, на которых собрали 12 000 долларов (более четверти миллиона в 2017 году) для помощи выжившим после трагедии Титаника .

Затем Гарден пела с Чикагской оперной ассоциацией с 1915 по 1921 год, где она исполнила такие партии, как заглавную партию в « Клеопатре» » Феврие Массне и заглавную партию в мировой премьере « Жисмонды (обе 1919), а также роль Фиоры в Монтемецци » « L . 'amore dei tre re (1920) среди многих других. В частности, она стала директором Чикагской оперной ассоциации в результате печально известного переворота в последнем сезоне 1921–22 годов. Она также была одним из первых сторонников радио и заключила соглашение с чикагской радиостанцией KYW о трансляции грандиозных оперных представлений того сезона, что было сделано впервые. [ 9 ]

Хотя она проработала в должности режиссера всего один год, она отвечала за постановку мировой премьеры » Прокофьева « Любви к трем апельсинам . Также за это время она появилась в двух немых фильмах , Сэмюэля Голдвина главной роли в киноверсии « Таис» (1917) и роли Долорес Фаргис в «Великолепной грешнице» (1918). [ 10 ] Во время Первой мировой войны она была награждена правительствами Франции и Сербии, а в 1921 году стала кавалером (рыцарем) Почетного легиона . [ 2 ]
В 1922 году Гарден стала директором недавно созданной Чикагской гражданской оперы , где она также исполняла роли до 1931 года. Среди множества ролей, которые она исполнила в Чикагской гражданской опере, - Шарлотта в «Вертере» Массне (1924), Катюша в » Франко Альфано ( «Рисуррезионе 1925). на французском языке) и героиня Артура Онеггера ( «Юдифи» 1927), двух последних премьер в США. В 1930 году она пела на мировой премьере оперы Гамильтона Форреста « Камилия » , основанной на Дюма « Даме с камелиями» . В том же году она вернулась в Комическую оперу, чтобы сыграть в нескольких операх. в Чикагской гражданской опере В 1931 году Гарден исполнила свою последнюю партию «Кармен» , после чего труппа обанкротилась. [ 2 ]

Гарден ушла с оперной сцены в 1934 году, после своего последнего выступления в роли Катюши в «Рисуррезионе » Франко Альфано в Комической опере. После выхода на пенсию Гарден работала поиском талантов в MGM и давала лекции и сольные концерты, в основном о жизни и творчестве Клода Дебюсси вплоть до 1949 года. Большую часть своей жизни она открыто поощряла молодых певцов и даже тайно платила за их обучение. . После выхода на пенсию она продолжала поддерживать молодых художников посредством мастер-классов, часто позволяя начинающим художникам посещать их бесплатно. [ 2 ] У нее также была собственная вокальная студия в Чикаго, где одной из ее учениц была сопрано и филантроп Джин Теннисон . Позже Теннисон использовала свое огромное состояние, чтобы предоставить стипендии молодым певцам для изучения французского репертуара вместе с Гарденом; включая сопрано Беверли Силлс . [ 11 ] Гарден и Теннисон остались друзьями на всю жизнь, и Гарден посвятила свою автобиографию «Джин Теннисон в знак признательности за нашу долгую и верную дружбу». [ 12 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]
Как изображено как в ее автобиографии, так и в биографии Майкла Тернбулла , Гарден была архетипической дивой , которая точно знала, как добиться своего. У нее было несколько распрей с различными коллегами, из которых она неизменно выходила победителем, в конечном итоге получая контроль над Чикагской оперой . Неутомимая саморекламная публицистка, женщина, однако подлинная красота, ее яркая личная жизнь часто была предметом большего внимания, чем ее публичные выступления, а ее связи с мужчинами, реальными или воображаемыми, могли стать скандальными слухами в газетах. [ 2 ]

Ее автобиография «История Мэри Гарден» (1951) испорчена неточностями. [ нужна ссылка ] . Всегда склонный к приукрашиванию и преувеличению, Гарден уже впал в слабоумие , когда готовилась рукопись. [ 2 ]
Именно в знак признания ее личной истории Шотландская опера решила представить свой первый сезон 1962 года «Пеллеас и Мелизанда» . В этом году исполнилось столетие со дня рождения Дебюсси и бриллиантовый юбилей оперы. К моменту первого выступления Мэри Гарден не смогла принять приглашение присутствовать, поскольку находилась в больнице после падения, а ее здоровье ухудшалось. [ 13 ]
Мэри Гарден умерла в Инверури , недалеко от Абердина, где она провела последние 30 лет своей жизни. Ее имени учреждена премия за оперное пение на Абердинском международном молодежном фестивале. [ 14 ] В западной части Абердина ей посвящен небольшой мемориальный сад с небольшим камнем с надписью и скамейкой. [ 2 ] [ 15 ]
Записи и фильмы
[ редактировать ]Мэри Гарден сделала около 40 граммофонных пластинок между 1903 и 1929 годами для G&T , Columbia и Victor . Их продолжают переиздавать и представляют интерес для ценителей исторических записей, хотя сама Гарден, как говорят, в целом была разочарована результатами. Особый интерес представляют четыре записи Black G&T 1904 года, которые она сделала в сопровождении Клода Дебюсси в Париже. Также имеется небольшое количество записей радиопередач. [ 16 ]
Она сняла два немых фильма: «Таис» (1917) и о Первой мировой войне роман под названием «Великолепный грешник» (1918). Без ее певческого голоса ее игра подверглась критике, и ни один фильм не имел успеха. В 1930-х годах Гарден появился в Сесила Б. Демилля Lux Radio Theater . В одном из таких эфиров Гарден и Мелвин Дуглас читали пьесу «Сегодня вечером или никогда Лили Хэтвани ), по которой недавно был экранизирован фильм . [ 17 ]
Литературные ссылки
[ редактировать ]Гарден упоминается вместе с другими артистическими деятелями того периода в Хью МакДиармида стихотворении «Пьяный мужчина смотрит на чертополох» (лл.30–2):
из Whaur Айседора Дункан танцует сейчас,
Мэри Гарден все еще в Чикаго?
И Дункан Грант в Париже – и я, ты?
Аллен Гинзберг противопоставляет относительное молчание, окружавшее смерть Гардена, шуму, вызванному смертью Джека Руби в «Шоссе от Байонны до Тускароры» из отмеченного наградами сборника 1973 года «Падение Америки» :
Мэри Гарден умерла в Абердине,
Джек Руби мертв в Далласе -
Сладкие зеленые благовония в салоне автомобиля
...
Наступил Новый 1967 год,
Reynolds Metals выросла вдвое
Мэри Гарден, 92 года, сегодня ночует в Абердине.
Гарден и Руби умерли 3 января 1967 года.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ↑ Гарден иногда называют исключительно «американкой», поскольку она жила в Америке с 6 лет, однако она даже не подавала заявление на получение американского гражданства до 8 апреля 1924 года (Тернбулл, Майкл TRB: Мэри Гарден , стр. 159). и после этого жил в Европе.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Карл-Йозеф Куч ; Лео Рименс (1969). Краткий биографический словарь певцов: от начала звукозаписи до наших дней. Переведено с немецкого, дополнено и аннотировано Гарри Эрлом Джонсом . Филадельфия: Книжная компания Чилтон. ISBN 0-8019-5516-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Майкл ТРБ Тернбулл: «Мэри Гарден», изд. Grove Music Online . Л. Мэйси (по состоянию на 9 февраля 2009 г.) (доступ по подписке)
- ^ Перейти обратно: а б с Биография Мэри Гарден , operissimo.com (на немецком языке)
- ^ Мэтью, ХГЧ; Харрисон, Б.; Гольдман, Л., ред. (23 сентября 2004 г.). «Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. ссылка:odnb/48910. doi : 10.1093/ref:odnb/48910 . Проверено 1 декабря 2019 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Перейти обратно: а б «Мэри Гарден, 92 года, оперная звезда, мертва», The New York Times , 5 января 1967 г.
- ^ Опстад Г. Мелизанда Дебюсси - жизни Жоржетты Леблан, Мэри Гарден и Мэгги Тейт . The Boydell Press, Вудбридж, 2009 г.
- ^ Джеймс Морвуд (январь 2018 г.). Рихарда Штрауса « Саломея и французский текст Оскара Уайльда». Уайлдин (52): 63–73. JSTOR 48569305 .
- ^ "Сцены в KYW". Ливан (Пенсильвания) Daily News , 20 июля 1922 г., стр. 6.
- ^ Великолепный грешник (1918) на IMDb
- ^ Виктория Этнье Вильямиль (2004). От детей Джонсона до лимонадной оперы: американский певец классической музыки достигает совершеннолетия . Издательство Северо-Восточного университета . п. 61. ИСБН 9781555536350 .
- ^ Страница посвящения, «История Мэри Гарден»
- ^ Вебстер, Джек (13 июля 1992 г.). «Время воспевать шотландскую оперу» . Вестник . Проверено 30 июня 2011 г.
- ^ «Мэри Гарден» . Опера Шотландии . Проверено 30 июня 2011 г.
- ^ «Сопрано, получившее известность в самых разных ролях, Мэри Гарден, оперное сопрано, умирает в Шотландии в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . 5 января 1967 года . Проверено 10 февраля 2009 г.
- ^ Дискография Джима Макферсона и Уильяма Р. Морана в Тернбулле, Майкл TRB: Мэри Гарден (Портленд, Орегон, 1997), Приложение 2.
- ↑ Жанетт Макдональд на радио. Архивировано 17 октября 2013 года в Wayback Machine , список программ Lux Radio Theater в середине 1930-х годов.
Источники
- Флетчер, Дж. Б.: Гарден, Мэри в Оперном словаре Нью-Гроув , изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN 0-333-73432-7
- Гарден М. и Бьянколли Л.: История Мэри Гарден (Нью-Йорк, 1951).
- Тернбулл, Майкл ТРБ: Мэри Гарден (Портленд, Орегон, 1997)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Мэри Гарден на IMDb
- Мэри Гарден на Flickr
- Мэри Гарден, шотландско-американское сопрано с множеством фотографий
- Каталог дискографии Виктора Мэри Гарден
- Мэри Гарден поет «Depuis le jour» из оперы Гюстава Шарпантье «Луиза», записанной 24 декабря 1926 года (4 минуты 34 секунды) из Britannica Online for Kids .
- Сад с Уильямом С. Хартом
- 1874 рождений
- 1967 смертей
- Американское оперное сопрано
- Американские актрисы немого кино
- Американские актрисы 20-го века
- Музыканты из Абердина
- Шотландские эмигранты в США
- Шотландские оперные певицы XIX века
- Шотландские сопрано
- Шотландские актрисы немого кино
- Шотландские оперные певицы XX века
- Шотландские актрисы 20-го века
- Шотландские актрисы XIX века
- Актрисы из Абердина
- Американские оперные певицы 20-го века
- Артисты Columbia Records
- Артисты Виктор Рекордс