Jump to content

Шарль Гуно

(Перенаправлено с Гуно )

Мужчина среднего возраста, слегка лысеющий, с аккуратными усами и бородой, стоит лицом к зрителю.
Гуно в 1860 году, вскоре после своего величайшего успеха, «Фауста».

Шарль-Франсуа Гуно ( / ɡ ˈ n / ; Французский: [ʃaʁl fʁɑ̃swa ɡuno] ; 17 июня 1818 — 18 октября 1893), обычно известный как Шарль Гуно , был французским композитором. Он написал двенадцать опер, из которых самой популярной всегда была «Фауст» (1859); его «Ромео и Джульетта» (1867) также остается в международном репертуаре. Он написал большое количество церковной музыки, множество песен и популярные короткие пьесы, в том числе « Аве Мария » (разработка пьесы Баха ) и « Траурный марш марионетки ».

Гуно родился в Париже в творческой и музыкальной семье. Он был студентом Парижской консерватории и получил самую престижную музыкальную премию Франции — Римскую премию . Его учеба привела его в Италию, Австрию, а затем в Пруссию, где он встретил Феликса Мендельсона , чья пропаганда музыки Баха оказала на него раннее влияние. Он был глубоко религиозен и после возвращения в Париж на короткое время подумывал о том, чтобы стать священником. Он много сочинял, писал церковную музыку, песни, оркестровую музыку и оперы.

Карьеру Гуно прервала франко-прусская война . Он переехал в Англию со своей семьей, чтобы укрыться от наступления Пруссии на Париж в 1870 году. После восстановления мира в 1871 году его семья вернулась в Париж, но он остался в Лондоне, живя в доме певицы-любителя Джорджины Уэлдон , которая стала контролирующая фигура в его жизни. Спустя почти три года он порвал с ней и вернулся к семье во Францию. Его отсутствие и появление более молодых французских композиторов означало, что он больше не был в авангарде французской музыкальной жизни; хотя он оставался уважаемой фигурой, в последние годы его жизни считали старомодным, и оперный успех ускользнул от него. Он умер в своем доме в Сен-Клу , недалеко от Парижа, в возрасте 75 лет.

Лишь немногие произведения Гуно остались в регулярном международном репертуаре, но его влияние на более поздних французских композиторов было значительным. В его музыке есть нить романтического настроения, продолжающаяся в операх Жюля Массне и других; есть также элемент классической сдержанности и элегантности, который повлиял на Габриэля Форе . Клод Дебюсси писал, что Гуно олицетворял основную французскую чувствительность своего времени.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Гуно родился 17 июня 1818 года в Латинском квартале Парижа и был вторым сыном Франсуа Луи Гуно (1758–1823) и его жены Виктуар, урожденной Лемашуа (1780–1858). [1] Франсуа был художником и учителем рисования; Виктория была талантливой пианисткой, дававшей уроки в ранние годы. [2] Старший сын Луи Урбен (1807–1850) стал успешным архитектором. [3] Вскоре после рождения Шарля Франсуа был назначен официальным художником герцога Беррийского , члена королевской семьи, а домом Гуно в первые годы жизни Шарля был Версальский дворец , где им была выделена квартира. [4]

После смерти Франсуа в 1823 году Виктуар поддержала семью, вернувшись к своей старой профессии преподавателя игры на фортепиано. [5] Молодой Гуно посещал несколько школ в Париже, заканчивая лицеем Сен-Луи . [6] Он был способным ученым, преуспевавшим в латыни и греческом языке. [7] Его мать, дочь мирового судьи, надеялась, что Гуно сделает надежную карьеру юриста. [8] но его интересы были в искусстве: он был талантливым художником и выдающимся музыкальным человеком. [1] [9] Раннее влияние на него, в дополнение к музыкальному обучению его матери, оказали оперы, увиденные в Итальянском театре : » Россини «Отелло и Моцарта «Дон Жуан» . О выступлении последнего в 1835 году он позже вспоминал: «Я сидел в одном долгом восторге от начала оперы до ее конца». [10] Позже в том же году он услышал исполнение симфоний Бетховена Пасторальных и Хоровых , что добавило «свежий импульс моему музыкальному пылу». [11]

молодой человек, чисто выбритый, в одежде начала XIX века, сидит за клавиатурой фортепиано и смотрит в сторону зрителя
Гуно в 22 года, картина Доминика Энгра.

Еще учась в школе, Гуно занимался музыкой в ​​частном порядке у Антона Райхи , который был другом Бетховена и которого современник называл «величайшим учителем того времени». [12] – и в 1836 году его приняли в Парижскую консерваторию . [1] Там он изучал композицию у Фроманталя Галеви , Анри Бертона , Жана Лесюёра и Фердинандо Паера , а также фортепиано у Пьера Циммермана . [13] Различные его учителя произвели лишь умеренное впечатление на музыкальное развитие Гуно, но во время учебы в консерватории он столкнулся с Гектором Берлиозом . Позже он сказал, что Берлиоз и его музыка оказали величайшее эмоциональное влияние на его юность. [14] В 1838 году, после смерти Лесюёра, некоторые из его бывших учеников совместно сочинили памятную мессу ; Agnus Dei был передан Гуно. Берлиоз сказал об этом: «Агнус» для трех солирующих голосов с хором М. Гуно, самого младшего из учеников Лесюэра, прекрасен – очень красив. Все в нем ново и изысканно – мелодия, модуляция, гармония. В этом произведении Господин Гуно доказал, что от него можно ожидать всего». [15]

Римская премия

[ редактировать ]

В 1839 году с третьей попытки Гуно получил самую престижную музыкальную премию Франции — Римскую премию за композицию за свою кантату «Фернан» . [16] [n 1] В этом он превзошел своего отца: Франсуа получил вторую премию Римской премии за живопись в 1783 году. [1] Приз принес победителю двухлетнее субсидированное обучение во Французском институте в Риме и еще один год в Австрии и Германии. Для Гуно это не только положило начало его музыкальной карьере, но и произвело на него духовное и музыкальное впечатление, которое осталось с ним на всю оставшуюся жизнь. [14] По мнению музыковеда Тимоти Флинна, Премия, проведенная в Италии, Австрии и Германии, была «возможно, самым значительным событием в карьере [Гуно]». [14] Ему повезло, что директором института стал художник Доминик Энгр , который хорошо знал Франсуа Гуно и взял под свою опеку сына своего старого друга. [18] [n 2]

Среди выдающихся артистов, с которыми композитор познакомился в Риме, были певица Полина Виардо и пианистка Фанни Хензель , сестра Феликса Мендельсона . [20] Виардо оказала Гуно большую помощь в его дальнейшей карьере, а через Хензель он познакомился с музыкой не только ее брата, но и И.   С.   Баха , чью музыку, долгое время пренебрегавшую, Мендельсон с энтузиазмом возрождал. [21] Гуно также познакомился с «различными шедеврами немецкой музыки, которых я никогда раньше не слышал». [22] Находясь в Италии, Гуно прочитал Гете » « Фауста и начал зарисовывать музыку для оперной постановки, что принесло свои плоды в течение следующих двадцати лет. [14] Другая музыка, которую он сочинил за три года стипендии, включала некоторые из его самых известных песен, такие как «Où voulez-vous aller?» (1839), «Суар» (1840–1842) и «Вениз» (1842), а также постановка ординарной мессы , которая проводилась в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. [14] [23]

В Риме Гуно обнаружил, что его сильные религиозные порывы усилились под влиянием доминиканского проповедника Анри -Доминика Лакордера , и его вдохновили картины в городских церквях. [24] В отличие от Берлиоза, которого изобразительное искусство Рима не впечатлило, когда он учился в Институте десятью годами ранее, Гуно восхищался работами Микеланджело . [25] Он также узнал и почитал священную музыку Палестрины , которую он описал как музыкальный перевод искусства Микеланджело. [14] [n 3] Музыка некоторых его итальянских современников ему не нравилась. Он резко критиковал оперы Доницетти , Беллини и Меркаданте , композиторов, которых он описывал как просто «лозы, обвитые вокруг великого ствола Россини, лишенные жизненной силы и величия» и лишенные спонтанного мелодического гения Россини. [1]

В последний год своей стипендии Римской премии Гуно переехал в Австрию и Германию. В Придворной опере в Вене он услышал «Волшебную флейту» , и в его письмах записана его радость от жизни в городе, где работали Моцарт и Бетховен. впервые [27] Граф Фердинанд фон Штокхаммер, ведущий меценат Вены, организовал постановку Гуно Реквиемной мессы . [28] Он был тепло принят, и его успех побудил Стокхаммера заказать композитору вторую мессу. [29]

Из Вены Гуно перебрался в Пруссию . Он возобновил знакомство с Фанни Хензель в Берлине, а затем отправился в Лейпциг, чтобы встретиться с ее братом. При их первой встрече Мендельсон поприветствовал его: «Значит, ты тот сумасшедший, о котором мне рассказывала моя сестра». [n 4] но он посвятил четыре дня развлечению молодого человека и очень его ободрил. [30] Он устроил специальный концерт Лейпцигского оркестра Гевандхауса, чтобы его гость мог услышать Шотландскую симфонию , и сыграл ему некоторые произведения Баха на органе Томаскирхе . [31] В ответ Гуно сыграл Dies Irae из своего «Венского реквиема» и был удовлетворен, когда Мендельсон сказал об одном отрывке, что он достоин того, чтобы его подписал Луиджи Керубини . Гуно прокомментировал: «Подобные слова такого мастера - настоящая честь, и их носят с большей гордостью, чем многие ленты». [n 5]

Растущая репутация

[ редактировать ]
Внешний вид западного фасада церкви в неоклассическом стиле
Иностранные миссии Парижа

Гуно прибыл домой в Париж в мае 1843 года. Он занял должность, которую ему помогла получить его мать, в качестве мастера капеллы церкви Этранжерских миссий . Для победителя Римской премии это не было выдающимся положением. Орган церкви был плохим, а хор состоял из двух басов, тенора и певчего. [32] Трудности Гуно усугублялись тем, что регулярные прихожане враждебно относились к его попыткам улучшить церковную музыку. [33] Он выразил свое мнение коллеге:

Настало время, чтобы знамя литургического искусства заняло место, которое до сих пор в наших храмах занимало знамя светской мелодии. [Давайте] изгоним все романтические леденцы и слащавые пиететы, которые так долго портили наш вкус. Палестрина и Бах — музыкальные отцы Церкви: наше дело — доказать, что мы их верные сыновья. [34]

Несмотря на свой в целом приветливый и уступчивый характер, Гуно оставался непреклонным; он постепенно завоевал расположение своих прихожан и прослужил большую часть пятилетнего срока, на который согласился. [35] В этот период религиозные чувства Гуно становились все сильнее. Он воссоединился с другом детства, ныне священником Чарльзом Гаем, и какое-то время сам чувствовал тягу к священному сану. [29] В 1847 году он начал изучать теологию и философию в семинарии Сен-Сюльпис , но вскоре его светская сторона заявила о себе. Сомневаясь в своей способности к безбрачию, он решил не добиваться рукоположения и продолжил карьеру музыканта. [33] Позже он вспоминал:

Революция 1848 года только что разразилась, когда я оставил работу музыкального руководителя в Église des Missions étrangères. Я занимался этим четыре с половиной года и многому научился, но что касается моей будущей карьеры, это оставило меня прозябать без каких-либо перспектив. Есть только одно место, где композитор может сделать себе имя: театр. [36]

Началу театральной карьеры Гуно во многом способствовало его повторное знакомство с Полиной Виардо в Париже в 1849 году. Виардо, находившаяся тогда на пике своей славы, смогла добиться для него заказа на полнометражную оперу. В этом Гуно повезло исключительно: начинающему композитору 1840-х годов обычно предлагалось самое большее написать одноактный занавес . [37] Гуно и его либреттист Эмиль Ожье создали «Сафо» , опираясь на древнегреческую легенду. Он был задуман как отход от трех жанров оперы, преобладавших тогда в Париже: итальянской оперы , большой оперы и комической оперы . Позже ее стали считать первой оперой нового типа, лирической оперой , но в то время некоторые считали ее возвратом к операм Глюка , написанным шестьюдесятью или семьюдесятью годами ранее. [38] После проблем с цензором, который счел текст политически подозрительным и слишком эротичным, Сафо был представлен в Парижской опере в зале Ле Пелетье 16 апреля 1851 года. [39] На него рецензировал Берлиоз в качестве музыкального критика; некоторые части он находил «чрезвычайно красивыми… высочайшим поэтическим уровнем драмы», а другие «отвратительными, невыносимыми, ужасными». [40] Он не привлек публики и закрылся после девяти представлений. [40] Позже в том же году опера была представлена ​​один раз в Королевском оперном театре в Лондоне, где Виардо снова сыграла главную роль. Музыка получила больше похвал, чем либретто, и исполнители получили больше, чем оба, но The Morning Post записала: «Опера, к сожалению, была принята очень холодно». [41]

Карандашный рисунок сидящей молодой женщины с темными волосами, смотрящей на зрителя
Жена Гуно Анна, картина Энгра, 1859 г.

В апреле 1851 года Гуно женился на Анне Циммерман, дочери своего бывшего профессора игры на фортепиано в Консерватории. [1] Брак привел к разрыву с Виардо; Циммерманы отказались иметь с ней что-либо общее по неясным причинам. Биограф Гуно Стивен Хюбнер ссылается на слухи о связи певца и композитора, но добавляет, что «реальная история остается неясной». [1] Гуно был назначен руководителем обучения пению в общественных школах города Парижа, а с 1852 по 1860 год он был директором известного хорового общества «Орфеон де ла Виль де Пари». [42] Он также часто заменял своего пожилого и часто больного тестя, давая уроки музыки частным ученикам. Один из них, Жорж Бизе , нашел учение Гуно вдохновляющим, похвалил «его теплый и отеческий интерес» и остался его поклонником на всю жизнь. [43] [№ 6]

Несмотря на краткость Сафо исполнения , эта пьеса повысила репутацию Гуно, и Французская Комеди поручила ему написать музыку к Франсуа Понсара пятиактной стихотворной трагедии «Улисс» (1852), основанной на « Одиссее» . В партитуру вошли двенадцать припевов, а также оркестровые интерлюдии. Это не была успешная постановка: пьеса Понсара не была принята хорошо, а публика Комеди-Франсез мало интересовалась музыкой. [46] В 1850-х годах Гуно сочинил две свои симфонии для полного оркестра и одно из своих самых известных религиозных произведений — « Messe solennelle en l’honneur de Sainte-Cécile» . Он был написан для Святой Сесилии празднования дня в 1855 году в Сен-Эсташ и, по мнению Флинна, демонстрирует успех Гуно в «смешении оперного стиля с церковной музыкой - задача, которую многие из его коллег пытались выполнить, но потерпели неудачу». [29]

Помимо церковной и концертной музыки, Гуно сочинял оперы, начиная с «Кровавой монахини» («Кровавая монахиня», 1854), мелодраматической истории о привидениях с либретто, которое Берлиоз пытался, но не смог поставить, и которое Обер , Мейербер , Верди и другие отвергли. [47] Либреттисты Эжен Скриб и Жермен Делавинь переработали текст Гуно, и пьеса открылась в Опере 18 октября 1854 года. [48] Критики высмеивали либретто, но хвалили музыку и постановку; Работа имела хорошие кассовые сборы, пока не стала жертвой музыкальной политики. Директора Оперы Нестора Рокеплана сменил его враг Франсуа-Луи Кронье , который назвал «Нонну sanglante» «грязью» и закрыл постановку после ее одиннадцатого представления. [49]

Оперативные успехи и неудачи

[ редактировать ]

В январе 1856 года Гуно был назначен кавалером ордена Почётного легиона . [50] В июне того же года у него и его жены родился первый из двух детей, сын Жан (1856–1935). [51] (Их дочь Жанна (1863–1945) родилась семь лет спустя. [52] ) В 1858 году Гуно сочинил свою следующую оперу, Le Médecin Malgré Lui . Благодаря хорошему либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре , верному комедии Мольера, на которой оно основано, он получил отличные отзывы. [53] но его хороший прием был омрачен для Гуно смертью его матери на следующий день после премьеры. [54] [55] В то время первая серия из 100 представлений считалась успешной; [56] Le Médecin Malgré lui достигла этого и была возрождена в Париже и других местах в течение оставшейся части 19-го и начала 20-го веков. [57] В 1893 году газета British Musical Times похвалила его за «непреодолимое веселье». [7] Хюбнер отмечает, что опера не заслуживает того относительного пренебрежения, в которое она с тех пор попала. [1]

Гравюра, изображающая сложную сценическую сцену с большой толпой и грандиозными зданиями позади.
Дворец Мефистофеля, Фауст , 1859 год.

Вместе с Барбье и Карре Гуно превратился из французской комедии в немецкую легенду «Фауста» . Все трое работали над пьесой в 1856 году, но ее пришлось отложить, чтобы избежать столкновения с конкурирующим (неоператорным) Фаустом в другом театре. Вернувшись к ней в 1858 году, Гуно завершил партитуру, к концу года начались репетиции, а опера открылась в Театре-Лирик . в марте 1859 года [1] Один критик сообщил, что он был представлен «при обстоятельствах необычайного волнения и ожидания»; [58] другой похвалил работу, но сомневался, что она будет иметь достаточную популярность, чтобы стать коммерческим триумфом. [59] Композитор позже вспоминал, что опера «поначалу не очень поразила публику». [60] но после некоторой доработки и активной рекламы со стороны издателя Гуно Антуана де Шудена он приобрел международный успех. Спектакли шли в Вене в 1861 году, в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке в 1863 году. [61] «Фауст» остается самой популярной оперой Гуно и одним из основных элементов оперного репертуара. [62]

В течение следующих восьми лет Гуно написал еще пять опер, все с участием Барбье, Карре или обоих. «Филимон и Баусис» (1860) и «Коломб» («Голубь», 1860) — комические оперы по рассказам Жана де Лафонтена . Первой была попытка воспользоваться модой на слегка сатирические комедии в мифологических костюмах, начатую Жаком Оффенбахом с «Орфеей в воздухе» (1858). [63] Первоначально опера предназначалась для театра в Баден-Бадене . [64] но Оффенбах и его авторы расширили его для его возможного первого исполнения в Париже в Театре Лирик. [64] «Коломба» , также написанная для Баден-Бадена, была премьера там, а затем расширена для своей первой постановки в Париже (1886).

После этих двух умеренных успехов [65] Гуно потерпел полный провал, «Королева Саба» (1862), грандиозная опера в экзотической обстановке. Произведение было богато оформлено, а на премьере присутствовали император Наполеон III и императрица Евгения . [66] но отзывы были разочаровывающими, и показ завершился после пятнадцати выступлений. [67] [n 7] Композитор, подавленный неудачей, искал утешения в длительной поездке в Рим вместе с семьей. Город очаровал его так же сильно, как и всегда: по словам Хюбнера, «возобновление знакомства с тесным переплетением христианства и классической культуры в Риме придало ему сил для тягот его карьеры еще в Париже». [1] [67]

Картина молодой женщины в костюме XVI века.
Кэролайн Карвальо в роли Джульетты, 1867 г.

Следующей оперой Гуно стала «Мирей» (1864), пятиактная трагедия в крестьянской обстановке Прованса . Гуно отправился в Прованс, чтобы проникнуться местной атмосферой различных мест действия и встретиться с автором оригинальной истории Фредериком Мистралем . [69] Некоторые критики считают это произведение предшественником оперы- веризма , хотя в нем элегантность преобладает над сенсационностью. [70] Поначалу опера не имела большого успеха; В некоторых кругах высказывались серьезные возражения по поводу того, что Гуно придал полный трагический статус простой фермерской дочери. [71] После некоторой доработки она стала популярной во Франции и оставалась в регулярном репертуаре комической оперы до 20 века. [69]

В 1866 году Гуно был избран в Академию изящных искусств и получил звание Почетного легиона. [72] В 1860-е годы его неоперные произведения включали мессу (1862 г.), Stabat Mater (1867 г.), двадцать более коротких произведений литургической или другой религиозной музыки, две кантаты - одну религиозную, одну светскую - и Папский марш к годовщине коронация Пия IX (1869 г.), позже принятая в качестве официального гимна Ватикана . [1]

Последней оперой Гуно 1860-х годов была «Ромео и Джульетта» (1867), либретто которой довольно точно повторяет пьесу Шекспира . [71] [№ 8] Картина имела успех с самого начала: кассовые сборы увеличились благодаря большому количеству посетителей Парижской выставки Exposition Universelle . В течение года после премьеры его поставили в крупнейших оперных театрах континентальной Европы, Великобритании и США. Помимо «Фауста», это единственная опера Гуно, которая часто ставится на международном уровне. [73] [74]

После начала франко-прусской войны в 1870 году Гуно вместе с семьей переехал из дома в Сен-Клу , под Парижем, сначала в сельскую местность недалеко от Дьеппа , а затем в Англию. Дом в Сен-Клу был разрушен наступающими пруссаками во время подготовки к осаде Парижа . [n 9] Чтобы заработать на жизнь в Лондоне, Гуно писал музыку для британского издателя; в викторианской Британии был большой спрос на религиозные и квазирелигиозные гостиные баллады, и он был рад их предоставить. [76]

Гуно принял приглашение оргкомитета Ежегодной международной выставки написать хоровое произведение для ее торжественного открытия в Королевском Альберт-холле 1 мая 1871 года. В результате положительного приема он был назначен директором нового Хорового Королевского Альберт-холла. Общество, которое с королевы Виктории одобрения впоследствии было переименовано в Королевское хоровое общество . [77] [78] Он также дирижировал оркестровыми концертами для Филармонического общества , а также в Хрустальном дворце , Сент-Джеймс-холле и других площадках. [79] [№ 10] Сторонники английской музыки жаловались, что Гуно на своих концертах пренебрегал местными композиторами. [81] но его собственная музыка пользовалась популярностью и получила широкое признание. Музыкальный критик Times The Дж. У. Дэвисон , которого редко устраивала современная музыка, не был ее поклонником. [82] но Генри Чорли из «Атенеума» был горячим сторонником, [83] и писатели в The Musical World , The Standard , The Pall Mall Gazette и The Morning Post называли Гуно великим композитором. [84]

Реклама, изображающая женщину средних лет в экстравагантной шляпе, объявляющую, что, хотя ей 50 лет, мыло сделало ее цвет лица молодым.
Джорджина Уэлдон в викторианской рекламе мыла

В феврале 1871 года Юлиус Бенедикт , директор филармонии, познакомил Гуно с певицей и педагогом музыки Джорджиной Уэлдон . [85] Она быстро стала оказывать доминирующее влияние на профессиональную и личную жизнь Гуно. Было много неубедительных предположений о природе их отношений. Когда в 1871 году во Франции был восстановлен мир, Анна Гуно вернулась домой со своей матерью и детьми, но Гуно остался в Лондоне, живя в доме Уэлдонов. [86] Уэлдон познакомил его с конкурентной деловой практикой с издателями, договорился о значительных гонорарах, но в конечном итоге зашел слишком далеко и вовлек его в судебный процесс, инициированный его издателем, который композитор проиграл. [1]

Гуно прожил в доме Уэлдонов почти три года. Французские газеты размышляли о его мотивах остаться в Лондоне; они размышляли еще больше, когда было высказано предположение, что он отклонил приглашение президента Франции вернуться и сменить Обера на посту директора консерватории. [86] В начале 1874 года его отношения с Дэвисоном из «Таймс» , никогда не сердечные, переросли в личную враждебность. [87] Давление на него в Англии и комментарии в его адрес во Франции довели Гуно до состояния нервного срыва, и в мае 1874 года его друг Гастон де Бокур приехал в Лондон и забрал его домой в Париж. [88] Уэлдон была в ярости, когда она обнаружила, что Гуно уехал, и позже она создала ему много трудностей, в том числе хранила рукописи, которые он оставил в ее доме, и публиковала тенденциозный и самооправдательный отчет об их сотрудничестве. Позже она подала против него иск, который фактически помешал ему вернуться в Великобританию после мая 1885 года. [89] [№ 11]

Спустя годы

[ редактировать ]
Театральный плакат, изображающий падающую в обморок героиню спереди и героя, идущего на казнь сзади, под наблюдением бородатого монаха или священника. Все в костюмах 17 века.
Синк-Марс , 1877 г.

Музыкальная сцена во Франции значительно изменилась за время отсутствия Гуно. После смерти Берлиоза в 1869 году Гуно считался ведущим композитором Франции. [92] Он вернулся во Францию, где, хотя и пользовался большим уважением, уже не был в авангарде французской музыки. [76] Подрастающее поколение, в том числе члены нового Национального общества музыки, такие как Бизе, Эммануэль Шабрие , Габриэль Форе и Жюль Массне , утвердилось. [93] Он не озлоблялся и хорошо относился к молодым композиторам, даже когда их произведения ему не нравились. [94] Из более позднего поколения его больше всего впечатлил Камиль Сен-Санс , который был на семнадцать лет моложе его, которого он, как говорят, прозвал «французским Бетховеном». [95]

Возобновив оперное сочинение, Гуно закончил «Полиевкт », над которым работал в Лондоне, и в течение 1876 года сочинил «Сенк-Марс» , историческую драму в четырех действиях, действие которой происходит во времена кардинала Ришелье . [96] Последний был впервые поставлен в Комической опере в апреле 1877 года и имел посредственный тираж из 56 представлений. [97] «Полиевкт» , религиозная тема, близкая сердцу композитора, добилась худших результатов, когда она была представлена ​​в Опере в следующем году. По словам биографа Гуно Джеймса Хардинга : «После того, как Полиевкт двадцать девять раз был замучен, кассовые сборы постановили, что хватит. Его так и не удалось реанимировать». [98]

Последняя из опер Гуно, «Дань Саморы» (1881), длилась 34 вечера. [99] а в 1884 году он сделал переработку « Сафо» , которая длилась 30 представлений в Опере. [100] Он переработал роль Глицеры, коварной злодейки пьесы, мысленно держа образ Уэлдона: «Мне снилась модель… ужасающая своим сатанинским уродством». [101] Несмотря на эти разочарования, Фауст продолжал привлекать публику, и в ноябре 1888 года Гуно дирижировал 500-м спектаклем в Опере. [№ 12]

старик, лысый, с густой бородой
Гуно в старости, картина Надара , 1890 год.

Вдали от оперы Гуно написал крупномасштабную «Мессу Сакре-Кёр де Иисус» в 1876 году и десять других месс в период с тех пор по 1893 год. [103] Его наибольшим успехом в дальнейшей карьере стали религиозные произведения, две большие оратории «Искупление» (1882 г.) и «Смерть и жизнь» (1885 г.), написанные для Трехлетнего музыкального фестиваля в Бирмингеме и премьера которых состоялась на Бирмингемском трехлетнем музыкальном фестивале в Англии. [104] Эти два произведения были с энтузиазмом подхвачены британской публикой и на континенте и в свое время ставились в один ряд с ораториями Генделя и Мендельсона. [105] Филармоническое общество в Лондоне безуспешно пыталось заказать симфонию у композитора в 1885 году (комиссия в конечном итоге досталась Сен-Сансу); [106] фрагменты третьей симфонии существуют в конце карьеры Гуно, но, как полагают, датируются несколькими годами позже. [107]

Гуно прожил свои последние годы в Сен-Клу, сочиняя духовную музыку и писал мемуары и эссе. Его оратория « Святой Франсуа д'Ассиз» была завершена в 1891 году. 15 октября 1893 года, вернувшись домой после игры на органе на мессе в местной церкви, он перенес инсульт во время работы над постановкой Реквиема в память о своем внуке Морисе. который умер в младенчестве. Пробыв в коме три дня, Гуно скончался 18 октября в возрасте 75 лет. [108]

Государственные похороны прошли в Л'Эглиз-де-ла-Мадлен в Париже 27 октября 1893 года. Среди несущих гроб были Амбруаз Тома , Викториен Сарду и будущий президент Франции Раймон Пуанкаре . [№ 13] Форе дирижировал музыкой, которая, по желанию Гуно, была полностью вокальной, без органного или оркестрового сопровождения. После службы останки Гуно были доставлены процессией на кладбище д'Отей [ фр ] недалеко от Сен-Клу, где они были похоронены в семейном склепе. [109]

Гуно наиболее известен своими операми, в частности «Фаустом» . Прославленная при его жизни религиозная музыка Гуно стала немодной в 20 веке, и ее регулярно не слышно. Его песнями, оказавшими большое влияние на более поздних французских композиторов, меньше пренебрегают, хотя лишь немногие из них хорошо известны. [1] Майкл Кеннеди пишет, что музыка Гуно обладает «значительным мелодическим очарованием и счастьем, с замечательной оркестровкой». Он добавляет, что Гуно «на самом деле не был мастером больших и внушительных форм, в этом смысле, возможно, являясь французской параллелью Салливану ». [110] Комментаторы сходятся во мнении, что в первые десятилетия своей карьеры он чаще проявлял себя на пике формы, чем позже. Роберт Орледж считает, что в 1850-х и 1860-х годах Гуно привнес во французскую оперу сочетание «нежного лирического очарования, непревзойденного мастерства и подлинной музыкальной характеристики», но его более поздние произведения тяготеют к «сентиментальности и банальности... в поисках вдохновенного простота". [111]

Купер пишет, что, когда Гуно подрос, он начал страдать от «того, что можно было бы назвать тем же комплексом cher grand maître , что и заражённые Гюго и Теннисон ». [№ 14] Хюбнер отмечает, что тот факт, что репутация Гуно начала ослабевать еще при его жизни, не умаляет его места среди самых уважаемых и плодовитых композиторов Франции второй половины XIX века. [1]

Гуно написал двенадцать опер в самых разных жанрах, преобладавших в то время во Франции. Сафо (1851) был ранним примером лирической оперы , меньшего масштаба и более интимной, чем большая опера , но тщательно составленной , без устных диалогов комической оперы . Берлиоз писал об этом: «Большинство хоров я нашел внушительными и простыми по акценту; весь третий акт показался мне очень красивым... Но квартет в первом акте, дуэт и трио во втором, где страсти главные герои вспыхивают с такой силой, что это меня совершенно возмутило». [40] Более поздний рецензент отмечает «истинный талант Гуно к музыкальной драме… проявленный в Квартете первого акта, где каждый персонаж имеет независимую роль, создавая эффективный контрапункт как в драматическом, так и в музыкальном плане». [112] Гуно пересмотрел работу в 1858 году и еще раз, более радикально, в 1884 году, но успеха она так и не имела. Одна довольно известная песня из партитуры, «O ma lyre immortelle» Сафо, представляет собой переработку песни, которую он сочинил в 1841 году. [113]

восемь тактов из партитуры для голоса с оркестром
Гуно в комическом ключе: «булькающие» ( petits glougloux ) куплеты из «Врача назло Луи» (1858)

La Nonne sanglante (1854), произведение большего масштаба, чем «Сафо» , страдает либретто, которое Хюбнер описывает как «несчастную смесь историко-политической большой оперы и сверхъестественного». Он отмечает, что в традициях большой оперы здесь присутствуют шествия, балеты, большие ансамблевые номера и «сюжет, в котором любовный интерес разворачивается на более или менее четко очерченном историческом фоне». Объявляя о редком возрождении произведения в 2018 году, Opéra-Comique охарактеризовала партитуру как «утонченную, мрачную и лабиринтную». Рецензент похвалил его «воодушевление и воображение… красочную и ударную музыку, хорошо адаптированную, чтобы вызвать ужас ситуаций… довольно сладострастную в ариях (в партитуре, которую, тем не менее, местами можно найти довольно академической)». [114] [№ 15]

Купер называет «Лекаря злого луи» (1858) одним из лучших произведений Гуно, «остроумным, стремительным и полным жизни». [115] В отличие от своей предшественницы, это комедия в трёх действиях, признанная шедевром Рихарда Штрауса и Игоря Стравинского . [116] Купер говорит о партитуре, что Гуно, похоже, большему научился у Моцарта, чем у Россини или Обера, и «инстинктивно угадал великие комические возможности того, что считалось в то время яростно «ученым» стилем, а именно контрапунктом». [115] Пьеса занимала свое место в репертуаре во второй половине XIX века, но к тому времени, когда Сергей Дягилев возобновил ее в 1924 году, Гуно вышел из моды. По словам Стравинского, «мечта [Дягилева] о «возрождении» Гуно провалилась перед лицом равнодушной и снобистской публики, которая не осмелилась аплодировать музыке композитора, не принятого авангардом». [117] Для своего возрождения Дягилев поручил Эрику Сати сочинить речитативы , чтобы заменить исходный устный диалог, и эта версия иногда используется в современных постановках пьесы, например, в постановке Лорана Пелли в Большом театре Женевы в 2016 году. [116]

Страница партитуры для полного оркестра
Финал балета «Фауст» , музыка для большого оркестра.

«Фауст» (1859) понравился публике не только своей мелодичностью, но и естественностью. [1] [118] Мейербера В отличие от великих опер старших современников Гуно, таких как «Гугеноты» Россини или «Вильгельм Телль» , «Фауст» в своей первоначальной форме 1859 года рассказывает свою историю без зрелищных балетов, богатой постановки, грандиозных оркестровых эффектов или традиционных театральных эмоций. [118] «Очарование Фауста заключалось в его естественности, простоте, искренности и прямоте эмоциональной привлекательности» (Купер). [118] Авторы назвали «Фауста» «лирической драмой», а некоторые комментаторы находят лирические сцены сильнее драматических и сверхъестественных. [1] [118] Среди наиболее известных номеров из этого произведения - песня Маргариты «Жемчужина», Солдатский хор, ария Фауста «Салют! Demeure целомудренный и чистый», а также «Золотая вода» и Серенада Мефистофеля. [119] Другая популярная песня — «Avant de quitter ceslieux» Валентина, которую Гуно, довольно неохотно, написал для первой лондонской постановки, где звездному баритону потребовался дополнительный номер. [62] Среди популярных номеров из партитуры - балетная музыка, написанная, когда Опера, где балетная интерлюдия была обязательной, взяла на себя представление произведения в 1869 году. В балете в полной мере используются большие оркестровые ресурсы Оперы; сейчас его часто опускают в живых выступлениях, особенно в постановках за пределами Франции. [120] но балетная сюита стала популярным концертным произведением, независимым от оперы. [№ 16] Речитативы, обычно используемые вместо оригинального устного диалога, были написаны Гуно в ранней редакции партитуры. [120]

Написав « Филемон и Бауцис» , Хюбнер отмечает, что в партитуре мало драматической музыки и что большинство номеров являются «чисто декоративными дополнениями к разговорному диалогу». Для возрождения 1876 года в Комической опере, репертуар которого утвердился до Второй мировой войны, Гуно сократил его до двух актов. Для возрождения Дягилева в 1924 году молодой Франсис Пуленк сочинил речитативы, заменяющие устный диалог. [63] Музыкальный критик Эндрю Клементс пишет о «Коломбе» , что это не глубокое произведение, но «наполненное заискивающими мелодиями, которые Гуно мог создать так эффектно». [122] Хотя «Царица Савская» потерпела неудачу, в ней есть три номера, получивших умеренную популярность: большая ария царицы «Плюс grand dans son obscurity», «Под ногами женщины» царя Соломона и теноровое соло «Слабость человеческой». раса." [123]

«Мирей» (1865) имела умеренный успех, и хотя она не как «Фауст» стала международным хитом, , она оставалась популярной во Франции в 20 веке. Самый известный номер, песня-вальс «O légère hirondelle», излюбленное произведение многих колоратурных сопрано, была написана по заказу примадонны театра «Лирик» через год после премьеры. Другой популярный номер - чванливая «Si les filles d'Arles» Урриаса, описанная критиком Патриком О'Коннором как попытка композитора повторить успех « Золотой воды » Мефистофеля из «Фауста» . [124] Гуно переработал произведение, даже придав ему счастливый конец, но в 1930-х годах Рейнальдо Хан и Анри Бюссер подготовили новое издание Комической оперы, восстановив произведение в его первоначальных трагических пяти действиях. [124]

Последней успешной оперой Гуно была «Ромео и Джульетта» (1867). Пять десятилетий спустя Густав Коббе написал, что во Франции эта работа всегда ценилась выше, чем где-либо еще. Он сказал, что он никогда не был популярен в Англии, кроме как в качестве средства передвижения для Аделины Патти , а затем Нелли Мельбы , и что в Нью-Йорке он регулярно выступал в Метрополитен-опера он находился под контролем Мориса Грау только тогда, когда в конце 19-го века . век. [125] Некоторые рецензенты сочли неуместным, что Джульетте посвятили песню вальса («Я хочу жить в этом сне»), [126] но «Ах! levè-toi, soleil» Ромео была признана одной из лучших теноровых арий Гуно. [125] никогда не был так популярен, как «Фауст» , Хотя «Ромео и Джульетта» он продолжает удерживать сцену на международном уровне. [74] Гуно не добился дальнейшего успеха в новых операх. Три его попытки, Cinq-Mars (1877 г.), Polyeucte (1878 г.) и Le Tribut de Zamora (1881 г.), были осуществлены после коротких пробежек, и с тех пор их редко видели. [1]

Оркестровая и камерная музыка

[ редактировать ]
Страница полной симфонической партитуры
Начало Второй симфонии Гуно: «Вступительное Адажио в тональности ми-бемоль говорит о Героике Бетховена ». [127]

Две симфонии ре мажор и ми-бемоль мажор не могут быть точно датированы. Первый был завершен незадолго до 1855 года, а второй — к 1856 году. [127] Как и многие другие композиторы середины XIX века, Гуно находил тень Бетховена пугающей, когда обдумывал сочинение симфонии, и среди французской музыкальной публики даже существовало ощущение, что композиторы могут писать оперы или симфонии, но не то и другое. [127] [128] Влияние Бетховена очевидно в двух симфониях Гуно, а музыковед Роджер Николс и биограф композитора Жерар Конде также находят долг перед Итальянской симфонией Мендельсона в медленной части Первой. [127] Бывший ученик Гуно Бизе взял Первую в качестве модели для своей собственной Симфонии до мажор (1855). В конце жизни Гуно начал, но не завершил Третью симфонию. Полностью медленное движение и большая часть первого движения сохраняются. [107] Другие оркестровые произведения включают « Траурный марш марионетки » (1879), оркестровку сольной фортепианной пьесы 1872 года. [1]

« Маленькая симфония» (1885), написанная для девяти духовых инструментов, следует классической четырехчастной схеме с медленным вступлением в сонатную форму первой части. Комментатор Дитер Степфун отзывается о его «весёлом созерцательном и галантном остроумии, обладающем всем опытом человеческой и музыкальной зрелости». [129] Гуно «Аве Мария» приобрела значительную популярность. Он состоит из дисканта , наложенного на версию первой прелюдии «Хорошо темперированного клавира» Баха . В первоначальном виде это для скрипки с фортепиано; слова « Радуйся, Мария» были добавлены к мелодии позже. [1]

Религиозная музыка

[ редактировать ]

Литургическая и другая религиозная музыка Гуно была плодотворной, включая 23 мессы, более 40 других латинских литургических постановок, более 50 религиозных песен и их частей, а также семь кантат или ораторий. [1] При жизни его религиозная музыка во многих кругах ценилась выше, чем его самые популярные оперы. Сен-Санс писал: «Когда в далеком будущем оперы Гуно попадут в пыльное святилище библиотек, месса Святой Сесилии, Искупления и Mors et Vita все еще будет существовать». [130] В XX веке взгляды существенно изменились. В 1916 году Гюстав Шуке и Адольф Жюльен писали об «монотонности и тяжести, которые должны утомлять самую доброжелательную публику». [131] В 1918 году, в честь столетия Гуно, Жюльен Тьерсо описал «Искупление» и «Смерть и жизнь» как «пронизанные чистым и возвышенным лиризмом». [132] но эта точка зрения не возобладала. Другие критики называли «илом эротического священника» и называли оратории «вершиной лицемерного благочестия девятнадцатого века». [133]

Орледж считает ранние мессы лучшими из религиозной музыки Гуно. Он отмечает, что композитор отошел от «палестрийской строгости» к «более плавному, оперному стилю» в своей «Messe solennelle de Sainte Cécile» (1855). [№ 17] Он отмечает, что в целом работы Гуно 1860-х годов «стали более итальянскими, сохранив при этом свои французские атрибуты точности, вкуса и элегантности». [111]

Страница партитуры для сольного голоса и фортепиано.
«Le Vallon»: ранняя песня Гуно, ок. 1840 г.

Песни Гуно, безусловно, самые многочисленные из его сочинений: он написал более ста французских светских песен и еще тридцать на английском или итальянском языке для британского рынка. [1] Песни написаны на всех этапах его карьеры, но большинство лучших считается написанными в более ранние годы. Морис Равель назвал Гуно «истинным основателем мелодии во Франции». [23] Пианист и музыковед Грэм Джонсон , цитируя это, добавляет, что, хотя можно было бы подумать, что Берлиоз претендовал на этот титул, именно Гуно принес мелодии широкую популярность во Франции:

Дар Гуно к пению мелодий позволил ему тайно пронести авторскую песню – благородного и требовательного младенца – в дома и сердца французского среднего класса, где раньше господствовали оперные мелодии, оперетты, романсы и шансонеты. [23]

Джонсон добавляет, что Гуно привнес в мелодию «те качества элегантности, изобретательности, чувственности и заботы о литературе, которые вместе составляют классические качества французской песни» в мелодиях, которые демонстрируют «мелодический гений» композитора, его талант создавать длинные плавные линии. (превзошел только Форе) и его инстинкт гармоничной справедливости ». [135]

С самого раннего периода его карьеры, во время и сразу после его обучения на Римской премии, песни Гуно включают в себя одни из его лучших, по мнению как Хюбнера, так и Джонсона. [1] [136] Примеры включают «Où voulez-vous aller?» (слова Готье , 1839 г.) - что бросает вызов сравнению с Берлиозом, который уже поместил стихотворение в свои «Les Nuits d'été». [№ 18] - и «Венеция» ( Мюссе ), 1842 год, описанная Джонсоном как «удивительно запоминающаяся с ее бурными интерлюдиями, изображающими способность этого города одновременно опьянять и тревожить». [136] Другие ранние песни, такие как «Le vallon» и «Le soir» (обе на слова Ламартина , около 1840 г.), демонстрируют способность Гуно справляться с крупномасштабными романтическими стихами. [136]

Песни средних и последующих лет Гуно в основном считаются менее впечатляющими. [135] Джонсон сравнивает Гуно с Мендельсоном с точки зрения творческого упадка, предполагая, что их известность как деятелей истеблишмента побудила их принять стиль, «подходящий для помпезности гигантских музыкальных фестивалей». [135] Тем не менее Джонсон отмечает, что некоторые песни, написанные во время пребывания Гуно в Англии в 1870-х годах, превосходны в своем роде, например, «О, счастливый дом» (слова Эдварда Мейтленда , 1872), «Если ты спишь, девица» ( Лонгфелло). , 1872 или 1873) и «Рабочий» ( Фредерик Уэзерли , 1873). [138] Во время пребывания Гуно в Великобритании также были созданы аранжировки шотландских народных песен и постановки на стихи Вордсворта , Чарльза Кингсли , Томаса Худа , Байрона , Шелли и Фрэнсиса Пэлгрейва . [139]

Наследие

[ редактировать ]

Хотя лишь сравнительно небольшое количество музыки Гуно сохранилось в регулярном музыкальном репертуаре, его влияние на более поздних французских композиторов было важным. По словам Купера, «он был больше, чем просто отдельный композитор: он был голосом глубокого и постоянного напряжения во французском характере… [А] вся гамма эмоций, которая раньше была безмолвной, нашла в нем свой идеал». выражение, и его влияние, возможно, никогда полностью не исчезнет по этой причине». [92] Купер предполагает, что две стороны музыкальной натуры Гуно повлияли на более поздних французских композиторов, таких разных, как Форе и Массне: первый опирался на классическую чистоту и утонченность Гуно и совершенствовал его, а второй опирался на его романтическую и сладострастную сторону (настолько, что он был получившее название « дочь Гуно »). [92] Комментарий Равеля о важности Гуно для мелодии цитировался выше, и Дебюсси писал: «Гуно, несмотря на все его слабости, важен… искусство Гуно представляет собой момент во французской чувствительности. Хочешь того или нет, но такого рода вещи не являются забыл». [101]

Музыкальные файлы

[ редактировать ]

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ранее лауреатами Римской премии в области музыки были Берлиоз (1830 г.) и Амбруаз Тома (1832 г.); среди более поздних победителей были Жорж Бизе (1857 г.), Жюль Массне (1863 г.) и Клод Дебюсси (1884 г.). [17]
  2. Энгр обнаружил талант Гуно к рисованию и сказал, что он будет рад снова изучать искусство в Институте. Гуно, хотя и был доволен, не отказался от выбранной им карьеры композитора. [19]
  3. ^ Биограф Гуно Джеймс Хардинг (1973) считает влияние Палестрины ключом к развитию Гуно как композитора; он называет главу, посвященную годам Римской премии, «Рим и Палестрина». [26]
  4. ^ Ах! Ты тот сумасшедший, о котором мне рассказывала моя сестра! [30]
  5. ^ "'Друг мой, это произведение могло бы быть Керубини!" Эти слова, исходящие от такого мастера, — настоящие украшения, — добавляет Гуно, — и мы носим их с большей гордостью, чем многие ленты». [30]
  6. Позже Бизе писал: «Пятнадцать лет назад, когда я говорил, что Сафо и хоры из «Улисса» — шедевры, люди смеялись мне в лицо. Я был прав , и я прав сегодня. Только мне суждено было оказаться правым на несколько лет раньше. ". [44] В 1870-х годах между двумя композиторами существовала напряженность, возможно, из-за некоторой зависти к расцветающему таланту Бизе, но когда Бизе умер в возрасте 37 лет в 1875 году, Гуно произнес панегирик на могиле со слезами, катящимися по его щекам. . [45]
  7. В одной рецензии говорилось: « Королева Саба очень похожа на провал из-за глупости либретто, не содержащего ни одной интересной сцены, и монотонности инструментальных речитативов.… Чувствовалась ледяная мантия скука постепенно ложится на плечи каждого. Жаль видеть, как одаренный человек тратит энергию и изобретательность на то, что трудноразрешимо и бесполезно». [68]
  8. Если не считать некоторых сокращений эпизодов, не имеющих прямого отношения к основной истории любви, главное отличие от сюжета Шекспира состоит в том, что в кульминационной сцене гробницы Джульетта просыпается до смерти Ромео, и они успевают спеть прощальный дуэт. Другие композиторы XIX века, в том числе Берлиоз, также переняли этот прием. [71]
  9. Несмотря на то, что пруссаки разрушили его дом, пруссаки по-прежнему наслаждались музыкой Гуно: берлинский корреспондент The Athenaeum записал многочисленные исполнения «Фауста» (и других французских опер) в берлинских оперных театрах в начале 1871 года. [75]
  10. Некоторые считали Гуно слишком вездесущим. The Era возразила против концерта в июне 1872 года, «составленного и предназначенного для Гуно под руководством Гуно, Палестрины, подправленной Гуно, Баха, политого Гуно, Моцарта, изгнанного Гуно ... это оказалось слишком сильным». [80]
  11. Уэлдон подала в суд на Гуно за клевету, обвинив его в том, что он стоит за клеветническими статьями о ней во французской прессе. Он отказался приехать в Лондон, чтобы защитить себя, и в его отсутствие Уэлдону было присуждено возмещение ущерба в размере 10 000 фунтов стерлингов. [90] Его категорический отказ выплатить ей эту сумму сделал его подлежащим аресту, если он въедет в Британию. [91]
  12. В исследовании Фауста Бертон Фишер комментирует, что эта веха кажется незначительной, если принять во внимание 1250 представлений, которые пьеса получила в Париже к 1902 году, или тот факт, что опера ставилась каждый сезон в Ковент-Гарден в течение 47 лет с 1863 по 1911. [102]
  13. ^ В качестве директора консерватории, президента Общества драматургов и композиторов и министра образования, изящных искусств и религии. [109]
  14. Купер добавляет: «Не довольствуясь тем, что они художники, эти выдающиеся викторианцы были склонны изображать из себя пророков, и по мере того, как их «послание» – фактическое содержание их работ – становилось тоньше, манера, в которой они это излагали, становилась все более и более возвышеннее, более зловеще и более пустозвучно». [92]
  15. ^ Гуно, который с воодушевлением и воображением сочинил красочную и ударную музыку, хорошо подходящую для того, чтобы вызвать ужас ситуаций, но также с функциональным, но довольно сладострастным лиризмом в ариях (в партитуре, которая может быть даже иногда академической) . [114]
  16. ^ WorldCat перечисляет записи балетной музыки под управлением, среди многих других, сэра Томаса Бичема , Шарля Дютуа , Герберта фон Караяна , сэра Чарльза Маккерраса , сэра Невилла Марринера , Пьера Монтё , сэра Георга Шолти и Дэвида Зинмана . [121]
  17. В 2007 году другой критик сослался на «вопиющую маршевую постановку Кредо и сладкое хоровое письмо» Мессы Святой Сесиль. [134]
  18. ^ Как «Неизвестный остров». [137]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Хюбнер 2001 г.
  2. ^ Гуно, стр. 2–3
  3. ^ Хардинг, стр. 20–22 и 36.
  4. ^ Хардинг, с. 22
  5. ^ Хардинг, с. 23
  6. ^ Хиллемахер, с. 12
  7. ^ Перейти обратно: а б «Шарль Гуно» , The Musical Times , 1 ноября 1893 г., стр. 649–650.
  8. ^ Гуно, стр. 1 и 41.
  9. ^ Хардинг, стр. 24–25.
  10. ^ Гуно, с. 39
  11. ^ Гуно, с. 40
  12. ^ Тирсот, с. 411
  13. ^ Хиллемахер, с. 13; и Хардинг, стр. 32–33 и 72.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Флинн, с. 2
  15. ^ Цитируется в Tiersot, p. 411
  16. ^ Хиллемахер, с. 14
  17. ^ «Пальмарес всех лауреатов Римской премии в области музыкальной композиции» , Musica et Memoria . Проверено 22 ноября 2019 г.
  18. ^ Гуно, стр. 56 и 66–67.
  19. ^ Гуно, с. 68
  20. ^ Хардинг, стр. 42–44.
  21. ^ Хендри, стр. 5–6.
  22. ^ Гуно, цитируется по Флинну, с. 2
  23. ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, с. 221
  24. ^ Купер 1957 , с. 142.
  25. ^ Раштон, с. 206; и Флинн, с. 2
  26. ^ Хардинг, с. 31
  27. ^ Прод'омм и Дандело, Том 1, с. 84
  28. ^ Хардинг, с. 48
  29. ^ Перейти обратно: а б с Флинн, с. 3
  30. ^ Перейти обратно: а б с Продомм и Дандело, Том 1, с. 93
  31. ^ Хардинг, с. 50
  32. ^ Тирсот, с. 421 и Флинн, с. 3
  33. ^ Перейти обратно: а б Купер 1957 , с. 143
  34. ^ Купер 1957 , с. 149.
  35. ^ Кёртисс 1952 , с. 53.
  36. ^ Цитируется в Nectoux 1991 , с. 27
  37. ^ Лакомб, с. 210
  38. ^ Лакомб, с. 249; и Хардинг, с. 69
  39. ^
  40. ^ Перейти обратно: а б с Кертисс 1952 , с. 59
  41. ^ «Королевская итальянская опера», The Morning Post , 11 августа 1851 г., стр. 5
  42. ^ Холден, с. 144
  43. ^ Кёртисс 1952 , с. 61.
  44. ^ Цитируется по Curtiss 1952 , p. 61
  45. ^ Кендалл-Дэвис, стр. 240.
  46. ^ Кертисс 1952 , стр. 60–61.
  47. ^ Уильямс, Энн. Льюиса/Гуно «Кровоточащая Нонна : Введение и перевод либретто писца/Делавиня» , «Романтические круги » . Проверено 23 ноября 2019 г.
  48. ^ Терьер, Аньес (2018). Примечания к DVD Naxos 2.110632, "La Nonne sanglante". ОСЛК   1114338360
  49. ^ Кёртисс 1952 , с. 66.
  50. ^ Прод'омм и Дандело, Том 1, с. 172
  51. ^ Прод'омм и Дандело, Том 1, с. 259
  52. ^ Хардинг, с. 134
  53. ^ Дюроше, Леон, цитируется в «Новой опере М. Гуно», The Musical World , 23 января 1858 г., стр. 52–53; «Музыка и драматические сплетни», Атенеум , 23 января 1858 г., с. 120; и «Музыка и драма», Атенеум , 25 сентября 1858 г., стр. 403
  54. ^ Хардинг, с. 105; и Продомм и Дандело, Том 1, с. 259
  55. ^ Гуно, Шарль, Жюльен Тьерсо и Теодор Бейкер. «Письма Гуно» , The Musical Quarterly , январь 1919 г., стр. 48–49.
  56. ^ Оперетта "Эдмон Одран" - Музыкальный театр, Национальная академия оперетты (на французском языке). Проверено 24 ноября 2019 г.
  57. ^ Гуно, с. 156
  58. ^ «Музыка и драма», Атенеум , 26 марта 1859 г., с. 427
  59. ^ «Иностранная переписка», «Литературная газета» , 26 марта 1859 г., стр. 403
  60. ^ Гуно, с. 158
  61. ^ «Вена», Музыкальный мир , 22 июня 1861 г., стр. 395–396; М. Гуно « Фауст в Берлине», «Музыкальный мир» , 31 января 1863 г., стр. 69–70; и Коббе, с. 741
  62. ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Фауст (II)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O901567 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
  63. ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Филимон и Бавкида («Филимон и Бавкида»)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O903980 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
  64. ^ Перейти обратно: а б Хюбнер 1990 , стр. 58–59
  65. ^ Хюбнер 1990 , стр. 59.
  66. ^ Прод'омм и Дандело, Том 2, с. 27
  67. ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Рейн де Саба, Ла («Царица Савская»)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O009540 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
  68. ^ «Музыкальные и драматические сплетни», Атенеум , 8 марта 1862 г., стр. 338
  69. ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Мирей». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O007158 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
  70. ^ Флинн, с. 13
  71. ^ Перейти обратно: а б с Холден, с. 147
  72. ^ Прод'омм и Дандело, том 2, с. 76
  73. ^ Коббе, с. 751
  74. ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Ромео и Джульетта («Ромео и Джульетта») (ii)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O006772 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
  75. ^ «Музыкальные сплетни», Атенеум , 11 марта 1871 г., стр. 312
  76. ^ Перейти обратно: а б Купер 1957 , с. 146
  77. ^ "М. Шарль Франсуа Гуно", The Graphic , 31 августа 1872 г., стр. 194
  78. ^ «О Королевском хоровом обществе» , Королевское хоровое общество. Проверено 25 ноября 2019 г.
  79. ^ «Филармоническое общество», The Examiner , 11 марта 1871 г., стр. 254; и «Фестиваль Гуно», Оркестр , 2 августа 1872 г., с. 278
  80. ^ «Наш Омнибус», The Era , 2 июня 1872 г., с. 10
  81. ^ Хардинг, с. 176
  82. ^ Дэвисон, стр. 115–116.
  83. ^ Хардинг, с. 64
  84. ^ "Бенефис-концерт М. Гуно", Музыкальный мир ; 14 июня 1873 г., с. 395; «Концерты», The Standard , 18 июля 1872 г., стр. 3; «Письмо из Парижа», The Pall Mall Gazette , 5 декабря 1872 г., стр. 2; и «Зал Сент-Джеймс», The Morning Post , 2 июня 1873 г., стр. 6
  85. ^ Хардинг, с. 166
  86. ^ Перейти обратно: а б Продомм и Дандело, Том 2, с. 127
  87. ^ Дэвисон, стр. 299–310.
  88. ^ Прод'омм и Дандело, Том 2, стр. 151–152.
  89. ^ Хардинг, с. 209
  90. ^ «Действие миссис Уэлдон», The Times , 8 мая 1885 г., стр. 11
  91. ^ Форман и Форман, с. 263
  92. ^ Перейти обратно: а б с д Купер 1940 г.
  93. ^
  94. ^ Купер 1957 , с. 148.
  95. ^ Деручи, стр. 19.
  96. ^ Хардинг, с. 192
  97. ^ Ноэль и Столлиг 1878 , с. 172.
  98. ^ Хардинг, с. 199
  99. ^ Ноэль и Столлиг 1882 , с. 37.
  100. ^ Ноэль и Столлиг 1885 , с. 17.
  101. ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Хюбнеру, 2001 г.
  102. ^ Фишер, стр. 15–16.
  103. ^ Флинн, с. 225
  104. ^ Флинн, с. 16
  105. ^ Флинн, с. 6
  106. ^ Деручи, стр. 15.
  107. ^ Перейти обратно: а б Конде, Жерар (2014). Примечания к компакт-диску CPO 777863-2. ОСЛК   8050958590
  108. ^ Флинн, с. 7
  109. ^ Перейти обратно: а б «Похороны Гуно», The Times , 28 октября 1893 г., стр. 5
  110. ^ Кеннеди, Майкл. «Гуно, Шарль Франсуа» , Оксфордский музыкальный словарь , Oxford University Press, 2012. Проверено 30 ноября 2019 г. (требуется подписка)
  111. ^ Перейти обратно: а б Орледж, Роберт. «Гуно, Шарль (Франсуа)» , The Oxford Companion to Music , Oxford University Press, 2011. Проверено в ноябре 2019 г. (требуется подписка)
  112. Стейн, Джон , «Гуно: Сафо» , Граммофон , август 1986 г., стр. 298 и 303.
  113. ^ Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Сафо(и) («Сафо»)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O007259 . ISBN  978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
  114. ^ Перейти обратно: а б Дюк, Кристина. « Кровавая нонна , мрачное развлечение в Комической опере» , La Revue du spectacle , 12 июня 2018 года.
  115. ^ Перейти обратно: а б Купер 1957 , с. 144
  116. ^ Перейти обратно: а б Бери, Лоран. «Зеркала Гуно: Доктор вопреки самому себе» , Forum Opera, Le Magazine du monde lyrique , 15 ноября 2017 г.
  117. ^ Стравинский, Игорь. «Дягилев, которого я знал» , The Atlantic , ноябрь 1953 г.
  118. ^ Перейти обратно: а б с д Купер 1957 , с. 145
  119. ^ «Фауст» , Королевская опера Льежа. Проверено 27 ноября 2019 г.
  120. ^ Перейти обратно: а б Холден, с. 145
  121. ^ Музыка балета «Фауст» . МирКэт . Проверено 1 декабря 2019 г.
  122. ^ Клементс, Эндрю. «Гуно: Коломб» , The Guardian , 25 ноября 2015 г.
  123. ^ Стейн, Джон . «Гуно: Королева Сабы» , «Граммофон» , выпуск «Награды», 2002, стр. 103–104. Проверено 28 ноября 2019 г. (требуется подписка)
  124. ^ Перейти обратно: а б О'Коннор, Патрик. «Гуно: Мирей» , «Граммофон» , декабрь 1992, с. 137. Проверено 28 ноября 2019 г. (требуется подписка).
  125. ^ Перейти обратно: а б Коббе, с. 752
  126. ^ «Музыка», The Daily News , 15 июля 1867 г., стр. 2; и «Вальс Гуно и Джульетты», «Музыкальный мир» , 2 августа 1884 г., с. 484
  127. ^ Перейти обратно: а б с д Николс, Роджер (2019). Примечания к компакт-диску Chandos CHSA5231 ОСЛК   1090456659
  128. ^ Файфилд, с. 8
  129. ^ Степхун, Дитер (1983). Примечания к Orfeo CD C 1051 831 A ОСЛК   808038163
  130. ^ Цитируется в Tiersot, p. 424
  131. ^ Шуке и Жюльен 1916 , с. 210.
  132. ^ Тирсот, с. 414
  133. ^ О'Коннор, Патрик. «Гуно: Морс и жизнь» . Граммофон , февраль 1993, с. 67. Проверено 30 ноября 2019 г. (требуется подписка).
  134. ^ Марч и др., с. 508
  135. ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, с. 223
  136. ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, с. 222
  137. ^ Берлиоз и Готье 1904 , VI.
  138. ^ Джонсон, Грэм (1993). Примечания к компакт-диску Hyperion CDA66801/2 ОСЛК   30308095
  139. ^ Берч, Дина. «Гуно, Шарль Франсуа» , Оксфордский справочник по английской литературе . Oxford University Press, 2009. Проверено 30 ноября 2019 г. (требуется подписка).

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f865f8d53fad070206f5395c394a68a0__1720244700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/a0/f865f8d53fad070206f5395c394a68a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Charles Gounod - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)