Шарль Гуно
Шарль-Франсуа Гуно ( / ɡ uː ˈ n oʊ / ; Французский: [ʃaʁl fʁɑ̃swa ɡuno] ; 17 июня 1818 — 18 октября 1893), обычно известный как Шарль Гуно , был французским композитором. Он написал двенадцать опер, из которых самой популярной всегда была «Фауст» (1859); его «Ромео и Джульетта» (1867) также остается в международном репертуаре. Он написал большое количество церковной музыки, множество песен и популярные короткие пьесы, в том числе « Аве Мария » (разработка пьесы Баха ) и « Траурный марш марионетки ».
Гуно родился в Париже в творческой и музыкальной семье. Он был студентом Парижской консерватории и получил самую престижную музыкальную премию Франции — Римскую премию . Его учеба привела его в Италию, Австрию, а затем в Пруссию, где он встретил Феликса Мендельсона , чья пропаганда музыки Баха оказала на него раннее влияние. Он был глубоко религиозен и после возвращения в Париж на короткое время подумывал о том, чтобы стать священником. Он много сочинял, писал церковную музыку, песни, оркестровую музыку и оперы.
Карьеру Гуно прервала франко-прусская война . Он переехал в Англию со своей семьей, чтобы укрыться от наступления Пруссии на Париж в 1870 году. После восстановления мира в 1871 году его семья вернулась в Париж, но он остался в Лондоне, живя в доме певицы-любителя Джорджины Уэлдон , которая стала контролирующая фигура в его жизни. Спустя почти три года он порвал с ней и вернулся к семье во Францию. Его отсутствие и появление более молодых французских композиторов означало, что он больше не был в авангарде французской музыкальной жизни; хотя он оставался уважаемой фигурой, в последние годы его жизни считали старомодным, и оперный успех ускользнул от него. Он умер в своем доме в Сен-Клу , недалеко от Парижа, в возрасте 75 лет.
Лишь немногие произведения Гуно остались в регулярном международном репертуаре, но его влияние на более поздних французских композиторов было значительным. В его музыке есть нить романтического настроения, продолжающаяся в операх Жюля Массне и других; есть также элемент классической сдержанности и элегантности, который повлиял на Габриэля Форе . Клод Дебюсси писал, что Гуно олицетворял основную французскую чувствительность своего времени.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Гуно родился 17 июня 1818 года в Латинском квартале Парижа и был вторым сыном Франсуа Луи Гуно (1758–1823) и его жены Виктуар, урожденной Лемашуа (1780–1858). [1] Франсуа был художником и учителем рисования; Виктория была талантливой пианисткой, дававшей уроки в ранние годы. [2] Старший сын Луи Урбен (1807–1850) стал успешным архитектором. [3] Вскоре после рождения Шарля Франсуа был назначен официальным художником герцога Беррийского , члена королевской семьи, а домом Гуно в первые годы жизни Шарля был Версальский дворец , где им была выделена квартира. [4]
После смерти Франсуа в 1823 году Виктуар поддержала семью, вернувшись к своей старой профессии преподавателя игры на фортепиано. [5] Молодой Гуно посещал несколько школ в Париже, заканчивая лицеем Сен-Луи . [6] Он был способным ученым, преуспевавшим в латыни и греческом языке. [7] Его мать, дочь мирового судьи, надеялась, что Гуно сделает надежную карьеру юриста. [8] но его интересы были в искусстве: он был талантливым художником и выдающимся музыкальным человеком. [1] [9] Раннее влияние на него, в дополнение к музыкальному обучению его матери, оказали оперы, увиденные в Итальянском театре : » Россини «Отелло и Моцарта «Дон Жуан» . О выступлении последнего в 1835 году он позже вспоминал: «Я сидел в одном долгом восторге от начала оперы до ее конца». [10] Позже в том же году он услышал исполнение симфоний Бетховена Пасторальных и Хоровых , что добавило «свежий импульс моему музыкальному пылу». [11]
Еще учась в школе, Гуно занимался музыкой в частном порядке у Антона Райхи , который был другом Бетховена и которого современник называл «величайшим учителем того времени». [12] – и в 1836 году его приняли в Парижскую консерваторию . [1] Там он изучал композицию у Фроманталя Галеви , Анри Бертона , Жана Лесюёра и Фердинандо Паера , а также фортепиано у Пьера Циммермана . [13] Различные его учителя произвели лишь умеренное впечатление на музыкальное развитие Гуно, но во время учебы в консерватории он столкнулся с Гектором Берлиозом . Позже он сказал, что Берлиоз и его музыка оказали величайшее эмоциональное влияние на его юность. [14] В 1838 году, после смерти Лесюёра, некоторые из его бывших учеников совместно сочинили памятную мессу ; Agnus Dei был передан Гуно. Берлиоз сказал об этом: «Агнус» для трех солирующих голосов с хором М. Гуно, самого младшего из учеников Лесюэра, прекрасен – очень красив. Все в нем ново и изысканно – мелодия, модуляция, гармония. В этом произведении Господин Гуно доказал, что от него можно ожидать всего». [15]
Римская премия
[ редактировать ]В 1839 году с третьей попытки Гуно получил самую престижную музыкальную премию Франции — Римскую премию за композицию за свою кантату «Фернан» . [16] [n 1] В этом он превзошел своего отца: Франсуа получил вторую премию Римской премии за живопись в 1783 году. [1] Приз принес победителю двухлетнее субсидированное обучение во Французском институте в Риме и еще один год в Австрии и Германии. Для Гуно это не только положило начало его музыкальной карьере, но и произвело на него духовное и музыкальное впечатление, которое осталось с ним на всю оставшуюся жизнь. [14] По мнению музыковеда Тимоти Флинна, Премия, проведенная в Италии, Австрии и Германии, была «возможно, самым значительным событием в карьере [Гуно]». [14] Ему повезло, что директором института стал художник Доминик Энгр , который хорошо знал Франсуа Гуно и взял под свою опеку сына своего старого друга. [18] [n 2]
Среди выдающихся артистов, с которыми композитор познакомился в Риме, были певица Полина Виардо и пианистка Фанни Хензель , сестра Феликса Мендельсона . [20] Виардо оказала Гуно большую помощь в его дальнейшей карьере, а через Хензель он познакомился с музыкой не только ее брата, но и И. С. Баха , чью музыку, долгое время пренебрегавшую, Мендельсон с энтузиазмом возрождал. [21] Гуно также познакомился с «различными шедеврами немецкой музыки, которых я никогда раньше не слышал». [22] Находясь в Италии, Гуно прочитал Гете » « Фауста и начал зарисовывать музыку для оперной постановки, что принесло свои плоды в течение следующих двадцати лет. [14] Другая музыка, которую он сочинил за три года стипендии, включала некоторые из его самых известных песен, такие как «Où voulez-vous aller?» (1839), «Суар» (1840–1842) и «Вениз» (1842), а также постановка ординарной мессы , которая проводилась в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в Риме. [14] [23]
В Риме Гуно обнаружил, что его сильные религиозные порывы усилились под влиянием доминиканского проповедника Анри -Доминика Лакордера , и его вдохновили картины в городских церквях. [24] В отличие от Берлиоза, которого изобразительное искусство Рима не впечатлило, когда он учился в Институте десятью годами ранее, Гуно восхищался работами Микеланджело . [25] Он также узнал и почитал священную музыку Палестрины , которую он описал как музыкальный перевод искусства Микеланджело. [14] [n 3] Музыка некоторых его итальянских современников ему не нравилась. Он резко критиковал оперы Доницетти , Беллини и Меркаданте , композиторов, которых он описывал как просто «лозы, обвитые вокруг великого ствола Россини, лишенные жизненной силы и величия» и лишенные спонтанного мелодического гения Россини. [1]
В последний год своей стипендии Римской премии Гуно переехал в Австрию и Германию. В Придворной опере в Вене он услышал «Волшебную флейту» , и в его письмах записана его радость от жизни в городе, где работали Моцарт и Бетховен. впервые [27] Граф Фердинанд фон Штокхаммер, ведущий меценат Вены, организовал постановку Гуно Реквиемной мессы . [28] Он был тепло принят, и его успех побудил Стокхаммера заказать композитору вторую мессу. [29]
Из Вены Гуно перебрался в Пруссию . Он возобновил знакомство с Фанни Хензель в Берлине, а затем отправился в Лейпциг, чтобы встретиться с ее братом. При их первой встрече Мендельсон поприветствовал его: «Значит, ты тот сумасшедший, о котором мне рассказывала моя сестра». [n 4] но он посвятил четыре дня развлечению молодого человека и очень его ободрил. [30] Он устроил специальный концерт Лейпцигского оркестра Гевандхауса, чтобы его гость мог услышать Шотландскую симфонию , и сыграл ему некоторые произведения Баха на органе Томаскирхе . [31] В ответ Гуно сыграл Dies Irae из своего «Венского реквиема» и был удовлетворен, когда Мендельсон сказал об одном отрывке, что он достоин того, чтобы его подписал Луиджи Керубини . Гуно прокомментировал: «Подобные слова такого мастера - настоящая честь, и их носят с большей гордостью, чем многие ленты». [n 5]
Растущая репутация
[ редактировать ]Гуно прибыл домой в Париж в мае 1843 года. Он занял должность, которую ему помогла получить его мать, в качестве мастера капеллы церкви Этранжерских миссий . Для победителя Римской премии это не было выдающимся положением. Орган церкви был плохим, а хор состоял из двух басов, тенора и певчего. [32] Трудности Гуно усугублялись тем, что регулярные прихожане враждебно относились к его попыткам улучшить церковную музыку. [33] Он выразил свое мнение коллеге:
Настало время, чтобы знамя литургического искусства заняло место, которое до сих пор в наших храмах занимало знамя светской мелодии. [Давайте] изгоним все романтические леденцы и слащавые пиететы, которые так долго портили наш вкус. Палестрина и Бах — музыкальные отцы Церкви: наше дело — доказать, что мы их верные сыновья. [34]
Несмотря на свой в целом приветливый и уступчивый характер, Гуно оставался непреклонным; он постепенно завоевал расположение своих прихожан и прослужил большую часть пятилетнего срока, на который согласился. [35] В этот период религиозные чувства Гуно становились все сильнее. Он воссоединился с другом детства, ныне священником Чарльзом Гаем, и какое-то время сам чувствовал тягу к священному сану. [29] В 1847 году он начал изучать теологию и философию в семинарии Сен-Сюльпис , но вскоре его светская сторона заявила о себе. Сомневаясь в своей способности к безбрачию, он решил не добиваться рукоположения и продолжил карьеру музыканта. [33] Позже он вспоминал:
Революция 1848 года только что разразилась, когда я оставил работу музыкального руководителя в Église des Missions étrangères. Я занимался этим четыре с половиной года и многому научился, но что касается моей будущей карьеры, это оставило меня прозябать без каких-либо перспектив. Есть только одно место, где композитор может сделать себе имя: театр. [36]
Началу театральной карьеры Гуно во многом способствовало его повторное знакомство с Полиной Виардо в Париже в 1849 году. Виардо, находившаяся тогда на пике своей славы, смогла добиться для него заказа на полнометражную оперу. В этом Гуно повезло исключительно: начинающему композитору 1840-х годов обычно предлагалось самое большее написать одноактный занавес . [37] Гуно и его либреттист Эмиль Ожье создали «Сафо» , опираясь на древнегреческую легенду. Он был задуман как отход от трех жанров оперы, преобладавших тогда в Париже: итальянской оперы , большой оперы и комической оперы . Позже ее стали считать первой оперой нового типа, лирической оперой , но в то время некоторые считали ее возвратом к операм Глюка , написанным шестьюдесятью или семьюдесятью годами ранее. [38] После проблем с цензором, который счел текст политически подозрительным и слишком эротичным, Сафо был представлен в Парижской опере в зале Ле Пелетье 16 апреля 1851 года. [39] На него рецензировал Берлиоз в качестве музыкального критика; некоторые части он находил «чрезвычайно красивыми… высочайшим поэтическим уровнем драмы», а другие «отвратительными, невыносимыми, ужасными». [40] Он не привлек публики и закрылся после девяти представлений. [40] Позже в том же году опера была представлена один раз в Королевском оперном театре в Лондоне, где Виардо снова сыграла главную роль. Музыка получила больше похвал, чем либретто, и исполнители получили больше, чем оба, но The Morning Post записала: «Опера, к сожалению, была принята очень холодно». [41]
В апреле 1851 года Гуно женился на Анне Циммерман, дочери своего бывшего профессора игры на фортепиано в Консерватории. [1] Брак привел к разрыву с Виардо; Циммерманы отказались иметь с ней что-либо общее по неясным причинам. Биограф Гуно Стивен Хюбнер ссылается на слухи о связи певца и композитора, но добавляет, что «реальная история остается неясной». [1] Гуно был назначен руководителем обучения пению в общественных школах города Парижа, а с 1852 по 1860 год он был директором известного хорового общества «Орфеон де ла Виль де Пари». [42] Он также часто заменял своего пожилого и часто больного тестя, давая уроки музыки частным ученикам. Один из них, Жорж Бизе , нашел учение Гуно вдохновляющим, похвалил «его теплый и отеческий интерес» и остался его поклонником на всю жизнь. [43] [№ 6]
Несмотря на краткость Сафо исполнения , эта пьеса повысила репутацию Гуно, и Французская Комеди поручила ему написать музыку к Франсуа Понсара пятиактной стихотворной трагедии «Улисс» (1852), основанной на « Одиссее» . В партитуру вошли двенадцать припевов, а также оркестровые интерлюдии. Это не была успешная постановка: пьеса Понсара не была принята хорошо, а публика Комеди-Франсез мало интересовалась музыкой. [46] В 1850-х годах Гуно сочинил две свои симфонии для полного оркестра и одно из своих самых известных религиозных произведений — « Messe solennelle en l’honneur de Sainte-Cécile» . Он был написан для Святой Сесилии празднования дня в 1855 году в Сен-Эсташ и, по мнению Флинна, демонстрирует успех Гуно в «смешении оперного стиля с церковной музыкой - задача, которую многие из его коллег пытались выполнить, но потерпели неудачу». [29]
Помимо церковной и концертной музыки, Гуно сочинял оперы, начиная с «Кровавой монахини» («Кровавая монахиня», 1854), мелодраматической истории о привидениях с либретто, которое Берлиоз пытался, но не смог поставить, и которое Обер , Мейербер , Верди и другие отвергли. [47] Либреттисты Эжен Скриб и Жермен Делавинь переработали текст Гуно, и пьеса открылась в Опере 18 октября 1854 года. [48] Критики высмеивали либретто, но хвалили музыку и постановку; Работа имела хорошие кассовые сборы, пока не стала жертвой музыкальной политики. Директора Оперы Нестора Рокеплана сменил его враг Франсуа-Луи Кронье , который назвал «Нонну sanglante» «грязью» и закрыл постановку после ее одиннадцатого представления. [49]
Оперативные успехи и неудачи
[ редактировать ]В январе 1856 года Гуно был назначен кавалером ордена Почётного легиона . [50] В июне того же года у него и его жены родился первый из двух детей, сын Жан (1856–1935). [51] (Их дочь Жанна (1863–1945) родилась семь лет спустя. [52] ) В 1858 году Гуно сочинил свою следующую оперу, Le Médecin Malgré Lui . Благодаря хорошему либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре , верному комедии Мольера, на которой оно основано, он получил отличные отзывы. [53] но его хороший прием был омрачен для Гуно смертью его матери на следующий день после премьеры. [54] [55] В то время первая серия из 100 представлений считалась успешной; [56] Le Médecin Malgré lui достигла этого и была возрождена в Париже и других местах в течение оставшейся части 19-го и начала 20-го веков. [57] В 1893 году газета British Musical Times похвалила его за «непреодолимое веселье». [7] Хюбнер отмечает, что опера не заслуживает того относительного пренебрежения, в которое она с тех пор попала. [1]
Вместе с Барбье и Карре Гуно превратился из французской комедии в немецкую легенду «Фауста» . Все трое работали над пьесой в 1856 году, но ее пришлось отложить, чтобы избежать столкновения с конкурирующим (неоператорным) Фаустом в другом театре. Вернувшись к ней в 1858 году, Гуно завершил партитуру, к концу года начались репетиции, а опера открылась в Театре-Лирик . в марте 1859 года [1] Один критик сообщил, что он был представлен «при обстоятельствах необычайного волнения и ожидания»; [58] другой похвалил работу, но сомневался, что она будет иметь достаточную популярность, чтобы стать коммерческим триумфом. [59] Композитор позже вспоминал, что опера «поначалу не очень поразила публику». [60] но после некоторой доработки и активной рекламы со стороны издателя Гуно Антуана де Шудена он приобрел международный успех. Спектакли шли в Вене в 1861 году, в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке в 1863 году. [61] «Фауст» остается самой популярной оперой Гуно и одним из основных элементов оперного репертуара. [62]
В течение следующих восьми лет Гуно написал еще пять опер, все с участием Барбье, Карре или обоих. «Филимон и Баусис» (1860) и «Коломб» («Голубь», 1860) — комические оперы по рассказам Жана де Лафонтена . Первой была попытка воспользоваться модой на слегка сатирические комедии в мифологических костюмах, начатую Жаком Оффенбахом с «Орфеей в воздухе» (1858). [63] Первоначально опера предназначалась для театра в Баден-Бадене . [64] но Оффенбах и его авторы расширили его для его возможного первого исполнения в Париже в Театре Лирик. [64] «Коломба» , также написанная для Баден-Бадена, была премьера там, а затем расширена для своей первой постановки в Париже (1886).
После этих двух умеренных успехов [65] Гуно потерпел полный провал, «Королева Саба» (1862), грандиозная опера в экзотической обстановке. Произведение было богато оформлено, а на премьере присутствовали император Наполеон III и императрица Евгения . [66] но отзывы были разочаровывающими, и показ завершился после пятнадцати выступлений. [67] [n 7] Композитор, подавленный неудачей, искал утешения в длительной поездке в Рим вместе с семьей. Город очаровал его так же сильно, как и всегда: по словам Хюбнера, «возобновление знакомства с тесным переплетением христианства и классической культуры в Риме придало ему сил для тягот его карьеры еще в Париже». [1] [67]
Следующей оперой Гуно стала «Мирей» (1864), пятиактная трагедия в крестьянской обстановке Прованса . Гуно отправился в Прованс, чтобы проникнуться местной атмосферой различных мест действия и встретиться с автором оригинальной истории Фредериком Мистралем . [69] Некоторые критики считают это произведение предшественником оперы- веризма , хотя в нем элегантность преобладает над сенсационностью. [70] Поначалу опера не имела большого успеха; В некоторых кругах высказывались серьезные возражения по поводу того, что Гуно придал полный трагический статус простой фермерской дочери. [71] После некоторой доработки она стала популярной во Франции и оставалась в регулярном репертуаре комической оперы до 20 века. [69]
В 1866 году Гуно был избран в Академию изящных искусств и получил звание Почетного легиона. [72] В 1860-е годы его неоперные произведения включали мессу (1862 г.), Stabat Mater (1867 г.), двадцать более коротких произведений литургической или другой религиозной музыки, две кантаты - одну религиозную, одну светскую - и Папский марш к годовщине коронация Пия IX (1869 г.), позже принятая в качестве официального гимна Ватикана . [1]
Последней оперой Гуно 1860-х годов была «Ромео и Джульетта» (1867), либретто которой довольно точно повторяет пьесу Шекспира . [71] [№ 8] Картина имела успех с самого начала: кассовые сборы увеличились благодаря большому количеству посетителей Парижской выставки Exposition Universelle . В течение года после премьеры его поставили в крупнейших оперных театрах континентальной Европы, Великобритании и США. Помимо «Фауста», это единственная опера Гуно, которая часто ставится на международном уровне. [73] [74]
Лондон
[ редактировать ]После начала франко-прусской войны в 1870 году Гуно вместе с семьей переехал из дома в Сен-Клу , под Парижем, сначала в сельскую местность недалеко от Дьеппа , а затем в Англию. Дом в Сен-Клу был разрушен наступающими пруссаками во время подготовки к осаде Парижа . [n 9] Чтобы заработать на жизнь в Лондоне, Гуно писал музыку для британского издателя; в викторианской Британии был большой спрос на религиозные и квазирелигиозные гостиные баллады, и он был рад их предоставить. [76]
Гуно принял приглашение оргкомитета Ежегодной международной выставки написать хоровое произведение для ее торжественного открытия в Королевском Альберт-холле 1 мая 1871 года. В результате положительного приема он был назначен директором нового Хорового Королевского Альберт-холла. Общество, которое с королевы Виктории одобрения впоследствии было переименовано в Королевское хоровое общество . [77] [78] Он также дирижировал оркестровыми концертами для Филармонического общества , а также в Хрустальном дворце , Сент-Джеймс-холле и других площадках. [79] [№ 10] Сторонники английской музыки жаловались, что Гуно на своих концертах пренебрегал местными композиторами. [81] но его собственная музыка пользовалась популярностью и получила широкое признание. Музыкальный критик Times The Дж. У. Дэвисон , которого редко устраивала современная музыка, не был ее поклонником. [82] но Генри Чорли из «Атенеума» был горячим сторонником, [83] и писатели в The Musical World , The Standard , The Pall Mall Gazette и The Morning Post называли Гуно великим композитором. [84]
В феврале 1871 года Юлиус Бенедикт , директор филармонии, познакомил Гуно с певицей и педагогом музыки Джорджиной Уэлдон . [85] Она быстро стала оказывать доминирующее влияние на профессиональную и личную жизнь Гуно. Было много неубедительных предположений о природе их отношений. Когда в 1871 году во Франции был восстановлен мир, Анна Гуно вернулась домой со своей матерью и детьми, но Гуно остался в Лондоне, живя в доме Уэлдонов. [86] Уэлдон познакомил его с конкурентной деловой практикой с издателями, договорился о значительных гонорарах, но в конечном итоге зашел слишком далеко и вовлек его в судебный процесс, инициированный его издателем, который композитор проиграл. [1]
Гуно прожил в доме Уэлдонов почти три года. Французские газеты размышляли о его мотивах остаться в Лондоне; они размышляли еще больше, когда было высказано предположение, что он отклонил приглашение президента Франции вернуться и сменить Обера на посту директора консерватории. [86] В начале 1874 года его отношения с Дэвисоном из «Таймс» , никогда не сердечные, переросли в личную враждебность. [87] Давление на него в Англии и комментарии в его адрес во Франции довели Гуно до состояния нервного срыва, и в мае 1874 года его друг Гастон де Бокур приехал в Лондон и забрал его домой в Париж. [88] Уэлдон была в ярости, когда она обнаружила, что Гуно уехал, и позже она создала ему много трудностей, в том числе хранила рукописи, которые он оставил в ее доме, и публиковала тенденциозный и самооправдательный отчет об их сотрудничестве. Позже она подала против него иск, который фактически помешал ему вернуться в Великобританию после мая 1885 года. [89] [№ 11]
Спустя годы
[ редактировать ]Музыкальная сцена во Франции значительно изменилась за время отсутствия Гуно. После смерти Берлиоза в 1869 году Гуно считался ведущим композитором Франции. [92] Он вернулся во Францию, где, хотя и пользовался большим уважением, уже не был в авангарде французской музыки. [76] Подрастающее поколение, в том числе члены нового Национального общества музыки, такие как Бизе, Эммануэль Шабрие , Габриэль Форе и Жюль Массне , утвердилось. [93] Он не озлоблялся и хорошо относился к молодым композиторам, даже когда их произведения ему не нравились. [94] Из более позднего поколения его больше всего впечатлил Камиль Сен-Санс , который был на семнадцать лет моложе его, которого он, как говорят, прозвал «французским Бетховеном». [95]
Возобновив оперное сочинение, Гуно закончил «Полиевкт », над которым работал в Лондоне, и в течение 1876 года сочинил «Сенк-Марс» , историческую драму в четырех действиях, действие которой происходит во времена кардинала Ришелье . [96] Последний был впервые поставлен в Комической опере в апреле 1877 года и имел посредственный тираж из 56 представлений. [97] «Полиевкт» , религиозная тема, близкая сердцу композитора, добилась худших результатов, когда она была представлена в Опере в следующем году. По словам биографа Гуно Джеймса Хардинга : «После того, как Полиевкт двадцать девять раз был замучен, кассовые сборы постановили, что хватит. Его так и не удалось реанимировать». [98]
Последняя из опер Гуно, «Дань Саморы» (1881), длилась 34 вечера. [99] а в 1884 году он сделал переработку « Сафо» , которая длилась 30 представлений в Опере. [100] Он переработал роль Глицеры, коварной злодейки пьесы, мысленно держа образ Уэлдона: «Мне снилась модель… ужасающая своим сатанинским уродством». [101] Несмотря на эти разочарования, Фауст продолжал привлекать публику, и в ноябре 1888 года Гуно дирижировал 500-м спектаклем в Опере. [№ 12]
Вдали от оперы Гуно написал крупномасштабную «Мессу Сакре-Кёр де Иисус» в 1876 году и десять других месс в период с тех пор по 1893 год. [103] Его наибольшим успехом в дальнейшей карьере стали религиозные произведения, две большие оратории «Искупление» (1882 г.) и «Смерть и жизнь» (1885 г.), написанные для Трехлетнего музыкального фестиваля в Бирмингеме и премьера которых состоялась на Бирмингемском трехлетнем музыкальном фестивале в Англии. [104] Эти два произведения были с энтузиазмом подхвачены британской публикой и на континенте и в свое время ставились в один ряд с ораториями Генделя и Мендельсона. [105] Филармоническое общество в Лондоне безуспешно пыталось заказать симфонию у композитора в 1885 году (комиссия в конечном итоге досталась Сен-Сансу); [106] фрагменты третьей симфонии существуют в конце карьеры Гуно, но, как полагают, датируются несколькими годами позже. [107]
Гуно прожил свои последние годы в Сен-Клу, сочиняя духовную музыку и писал мемуары и эссе. Его оратория « Святой Франсуа д'Ассиз» была завершена в 1891 году. 15 октября 1893 года, вернувшись домой после игры на органе на мессе в местной церкви, он перенес инсульт во время работы над постановкой Реквиема в память о своем внуке Морисе. который умер в младенчестве. Пробыв в коме три дня, Гуно скончался 18 октября в возрасте 75 лет. [108]
Государственные похороны прошли в Л'Эглиз-де-ла-Мадлен в Париже 27 октября 1893 года. Среди несущих гроб были Амбруаз Тома , Викториен Сарду и будущий президент Франции Раймон Пуанкаре . [№ 13] Форе дирижировал музыкой, которая, по желанию Гуно, была полностью вокальной, без органного или оркестрового сопровождения. После службы останки Гуно были доставлены процессией на кладбище д'Отей недалеко от Сен-Клу, где они были похоронены в семейном склепе. [109]
Музыка
[ редактировать ]Гуно наиболее известен своими операми, в частности «Фаустом» . Прославленная при его жизни религиозная музыка Гуно стала немодной в 20 веке, и ее регулярно не слышно. Его песнями, оказавшими большое влияние на более поздних французских композиторов, меньше пренебрегают, хотя лишь немногие из них хорошо известны. [1] Майкл Кеннеди пишет, что музыка Гуно обладает «значительным мелодическим очарованием и счастьем, с замечательной оркестровкой». Он добавляет, что Гуно «на самом деле не был мастером больших и внушительных форм, в этом смысле, возможно, являясь французской параллелью Салливану ». [110] Комментаторы сходятся во мнении, что в первые десятилетия своей карьеры он чаще проявлял себя на пике формы, чем позже. Роберт Орледж считает, что в 1850-х и 1860-х годах Гуно привнес во французскую оперу сочетание «нежного лирического очарования, непревзойденного мастерства и подлинной музыкальной характеристики», но его более поздние произведения тяготеют к «сентиментальности и банальности... в поисках вдохновенного простота". [111]
Купер пишет, что, когда Гуно подрос, он начал страдать от «того, что можно было бы назвать тем же комплексом cher grand maître , что и заражённые Гюго и Теннисон ». [№ 14] Хюбнер отмечает, что тот факт, что репутация Гуно начала ослабевать еще при его жизни, не умаляет его места среди самых уважаемых и плодовитых композиторов Франции второй половины XIX века. [1]
Оперы
[ редактировать ]Гуно написал двенадцать опер в самых разных жанрах, преобладавших в то время во Франции. Сафо (1851) был ранним примером лирической оперы , меньшего масштаба и более интимной, чем большая опера , но тщательно составленной , без устных диалогов комической оперы . Берлиоз писал об этом: «Большинство хоров я нашел внушительными и простыми по акценту; весь третий акт показался мне очень красивым... Но квартет в первом акте, дуэт и трио во втором, где страсти главные герои вспыхивают с такой силой, что это меня совершенно возмутило». [40] Более поздний рецензент отмечает «истинный талант Гуно к музыкальной драме… проявленный в Квартете первого акта, где каждый персонаж имеет независимую роль, создавая эффективный контрапункт как в драматическом, так и в музыкальном плане». [112] Гуно пересмотрел работу в 1858 году и еще раз, более радикально, в 1884 году, но успеха она так и не имела. Одна довольно известная песня из партитуры, «O ma lyre immortelle» Сафо, представляет собой переработку песни, которую он сочинил в 1841 году. [113]
La Nonne sanglante (1854), произведение большего масштаба, чем «Сафо» , страдает либретто, которое Хюбнер описывает как «несчастную смесь историко-политической большой оперы и сверхъестественного». Он отмечает, что в традициях большой оперы здесь присутствуют шествия, балеты, большие ансамблевые номера и «сюжет, в котором любовный интерес разворачивается на более или менее четко очерченном историческом фоне». Объявляя о редком возрождении произведения в 2018 году, Opéra-Comique охарактеризовала партитуру как «утонченную, мрачную и лабиринтную». Рецензент похвалил его «воодушевление и воображение… красочную и ударную музыку, хорошо адаптированную, чтобы вызвать ужас ситуаций… довольно сладострастную в ариях (в партитуре, которую, тем не менее, местами можно найти довольно академической)». [114] [№ 15]
Купер называет «Лекаря злого луи» (1858) одним из лучших произведений Гуно, «остроумным, стремительным и полным жизни». [115] В отличие от своей предшественницы, это комедия в трёх действиях, признанная шедевром Рихарда Штрауса и Игоря Стравинского . [116] Купер говорит о партитуре, что Гуно, похоже, большему научился у Моцарта, чем у Россини или Обера, и «инстинктивно угадал великие комические возможности того, что считалось в то время яростно «ученым» стилем, а именно контрапунктом». [115] Пьеса занимала свое место в репертуаре во второй половине XIX века, но к тому времени, когда Сергей Дягилев возобновил ее в 1924 году, Гуно вышел из моды. По словам Стравинского, «мечта [Дягилева] о «возрождении» Гуно провалилась перед лицом равнодушной и снобистской публики, которая не осмелилась аплодировать музыке композитора, не принятого авангардом». [117] Для своего возрождения Дягилев поручил Эрику Сати сочинить речитативы , чтобы заменить исходный устный диалог, и эта версия иногда используется в современных постановках пьесы, например, в постановке Лорана Пелли в Большом театре Женевы в 2016 году. [116]
«Фауст» (1859) понравился публике не только своей мелодичностью, но и естественностью. [1] [118] Мейербера В отличие от великих опер старших современников Гуно, таких как «Гугеноты» Россини или «Вильгельм Телль» , «Фауст» в своей первоначальной форме 1859 года рассказывает свою историю без зрелищных балетов, богатой постановки, грандиозных оркестровых эффектов или традиционных театральных эмоций. [118] «Очарование Фауста заключалось в его естественности, простоте, искренности и прямоте эмоциональной привлекательности» (Купер). [118] Авторы назвали «Фауста» «лирической драмой», а некоторые комментаторы находят лирические сцены сильнее драматических и сверхъестественных. [1] [118] Среди наиболее известных номеров из этого произведения - песня Маргариты «Жемчужина», Солдатский хор, ария Фауста «Салют! Demeure целомудренный и чистый», а также «Золотая вода» и Серенада Мефистофеля. [119] Другая популярная песня — «Avant de quitter ceslieux» Валентина, которую Гуно, довольно неохотно, написал для первой лондонской постановки, где звездному баритону потребовался дополнительный номер. [62] Среди популярных номеров из партитуры - балетная музыка, написанная, когда Опера, где балетная интерлюдия была обязательной, взяла на себя представление произведения в 1869 году. В балете в полной мере используются большие оркестровые ресурсы Оперы; сейчас его часто опускают в живых выступлениях, особенно в постановках за пределами Франции. [120] но балетная сюита стала популярным концертным произведением, независимым от оперы. [№ 16] Речитативы, обычно используемые вместо оригинального устного диалога, были написаны Гуно в ранней редакции партитуры. [120]
Написав « Филемон и Бауцис» , Хюбнер отмечает, что в партитуре мало драматической музыки и что большинство номеров являются «чисто декоративными дополнениями к разговорному диалогу». Для возрождения 1876 года в Комической опере, репертуар которого утвердился до Второй мировой войны, Гуно сократил его до двух актов. Для возрождения Дягилева в 1924 году молодой Франсис Пуленк сочинил речитативы, заменяющие устный диалог. [63] Музыкальный критик Эндрю Клементс пишет о «Коломбе» , что это не глубокое произведение, но «наполненное заискивающими мелодиями, которые Гуно мог создать так эффектно». [122] Хотя «Царица Савская» потерпела неудачу, в ней есть три номера, получивших умеренную популярность: большая ария царицы «Плюс grand dans son obscurity», «Под ногами женщины» царя Соломона и теноровое соло «Слабость человеческой». раса." [123]
«Мирей» (1865) имела умеренный успех, и хотя она не как «Фауст» стала международным хитом, , она оставалась популярной во Франции в 20 веке. Самый известный номер, песня-вальс «O légère hirondelle», излюбленное произведение многих колоратурных сопрано, была написана по заказу примадонны театра «Лирик» через год после премьеры. Другой популярный номер - чванливая «Si les filles d'Arles» Урриаса, описанная критиком Патриком О'Коннором как попытка композитора повторить успех « Золотой воды » Мефистофеля из «Фауста» . [124] Гуно переработал произведение, даже придав ему счастливый конец, но в 1930-х годах Рейнальдо Хан и Анри Бюссер подготовили новое издание Комической оперы, восстановив произведение в его первоначальных трагических пяти действиях. [124]
Последней успешной оперой Гуно была «Ромео и Джульетта» (1867). Пять десятилетий спустя Густав Коббе написал, что во Франции эта работа всегда ценилась выше, чем где-либо еще. Он сказал, что он никогда не был популярен в Англии, кроме как в качестве средства передвижения для Аделины Патти , а затем Нелли Мельбы , и что в Нью-Йорке он регулярно выступал в Метрополитен-опера он находился под контролем Мориса Грау только тогда, когда в конце 19-го века . век. [125] Некоторые рецензенты сочли неуместным, что Джульетте посвятили песню вальса («Я хочу жить в этом сне»), [126] но «Ах! levè-toi, soleil» Ромео была признана одной из лучших теноровых арий Гуно. [125] никогда не был так популярен, как «Фауст» , Хотя «Ромео и Джульетта» он продолжает удерживать сцену на международном уровне. [74] Гуно не добился дальнейшего успеха в новых операх. Три его попытки, Cinq-Mars (1877 г.), Polyeucte (1878 г.) и Le Tribut de Zamora (1881 г.), были осуществлены после коротких пробежек, и с тех пор их редко видели. [1]
Оркестровая и камерная музыка
[ редактировать ]Две симфонии ре мажор и ми-бемоль мажор не могут быть точно датированы. Первый был завершен незадолго до 1855 года, а второй — к 1856 году. [127] Как и многие другие композиторы середины XIX века, Гуно находил тень Бетховена пугающей, когда обдумывал сочинение симфонии, и среди французской музыкальной публики даже существовало ощущение, что композиторы могут писать оперы или симфонии, но не то и другое. [127] [128] Влияние Бетховена очевидно в двух симфониях Гуно, а музыковед Роджер Николс и биограф композитора Жерар Конде также находят долг перед Итальянской симфонией Мендельсона в медленной части Первой. [127] Бывший ученик Гуно Бизе взял Первую в качестве модели для своей собственной Симфонии до мажор (1855). В конце жизни Гуно начал, но не завершил Третью симфонию. Полностью медленное движение и большая часть первого движения сохраняются. [107] Другие оркестровые произведения включают « Траурный марш марионетки » (1879), оркестровку сольной фортепианной пьесы 1872 года. [1]
« Маленькая симфония» (1885), написанная для девяти духовых инструментов, следует классической четырехчастной схеме с медленным вступлением в сонатную форму первой части. Комментатор Дитер Степфун отзывается о его «весёлом созерцательном и галантном остроумии, обладающем всем опытом человеческой и музыкальной зрелости». [129] Гуно «Аве Мария» приобрела значительную популярность. Он состоит из дисканта , наложенного на версию первой прелюдии «Хорошо темперированного клавира» Баха . В первоначальном виде это для скрипки с фортепиано; слова « Радуйся, Мария» были добавлены к мелодии позже. [1]
Религиозная музыка
[ редактировать ]Литургическая и другая религиозная музыка Гуно была плодотворной, включая 23 мессы, более 40 других латинских литургических постановок, более 50 религиозных песен и их частей, а также семь кантат или ораторий. [1] При жизни его религиозная музыка во многих кругах ценилась выше, чем его самые популярные оперы. Сен-Санс писал: «Когда в далеком будущем оперы Гуно попадут в пыльное святилище библиотек, месса Святой Сесилии, Искупления и Mors et Vita все еще будет существовать». [130] В XX веке взгляды существенно изменились. В 1916 году Гюстав Шуке и Адольф Жюльен писали об «монотонности и тяжести, которые должны утомлять самую доброжелательную публику». [131] В 1918 году, в честь столетия Гуно, Жюльен Тьерсо описал «Искупление» и «Смерть и жизнь» как «пронизанные чистым и возвышенным лиризмом». [132] но эта точка зрения не возобладала. Другие критики называли «илом эротического священника» и называли оратории «вершиной лицемерного благочестия девятнадцатого века». [133]
Орледж считает ранние мессы лучшими из религиозной музыки Гуно. Он отмечает, что композитор отошел от «палестрийской строгости» к «более плавному, оперному стилю» в своей «Messe solennelle de Sainte Cécile» (1855). [№ 17] Он отмечает, что в целом работы Гуно 1860-х годов «стали более итальянскими, сохранив при этом свои французские атрибуты точности, вкуса и элегантности». [111]
Песни
[ редактировать ]Песни Гуно, безусловно, самые многочисленные из его сочинений: он написал более ста французских светских песен и еще тридцать на английском или итальянском языке для британского рынка. [1] Песни написаны на всех этапах его карьеры, но большинство лучших считается написанными в более ранние годы. Морис Равель назвал Гуно «истинным основателем мелодии во Франции». [23] Пианист и музыковед Грэм Джонсон , цитируя это, добавляет, что, хотя можно было бы подумать, что Берлиоз претендовал на этот титул, именно Гуно принес мелодии широкую популярность во Франции:
Дар Гуно к пению мелодий позволил ему тайно пронести авторскую песню – благородного и требовательного младенца – в дома и сердца французского среднего класса, где раньше господствовали оперные мелодии, оперетты, романсы и шансонеты. [23]
Джонсон добавляет, что Гуно привнес в мелодию «те качества элегантности, изобретательности, чувственности и заботы о литературе, которые вместе составляют классические качества французской песни» в мелодиях, которые демонстрируют «мелодический гений» композитора, его талант создавать длинные плавные линии. (превзошел только Форе) и его инстинкт гармоничной справедливости ». [135]
С самого раннего периода его карьеры, во время и сразу после его обучения на Римской премии, песни Гуно включают в себя одни из его лучших, по мнению как Хюбнера, так и Джонсона. [1] [136] Примеры включают «Où voulez-vous aller?» (слова Готье , 1839 г.) - что бросает вызов сравнению с Берлиозом, который уже поместил стихотворение в свои «Les Nuits d'été». [№ 18] - и «Венеция» ( Мюссе ), 1842 год, описанная Джонсоном как «удивительно запоминающаяся с ее бурными интерлюдиями, изображающими способность этого города одновременно опьянять и тревожить». [136] Другие ранние песни, такие как «Le vallon» и «Le soir» (обе на слова Ламартина , около 1840 г.), демонстрируют способность Гуно справляться с крупномасштабными романтическими стихами. [136]
Песни средних и последующих лет Гуно в основном считаются менее впечатляющими. [135] Джонсон сравнивает Гуно с Мендельсоном с точки зрения творческого упадка, предполагая, что их известность как деятелей истеблишмента побудила их принять стиль, «подходящий для помпезности гигантских музыкальных фестивалей». [135] Тем не менее Джонсон отмечает, что некоторые песни, написанные во время пребывания Гуно в Англии в 1870-х годах, превосходны в своем роде, например, «О, счастливый дом» (слова Эдварда Мейтленда , 1872), «Если ты спишь, девица» ( Лонгфелло). , 1872 или 1873) и «Рабочий» ( Фредерик Уэзерли , 1873). [138] Во время пребывания Гуно в Великобритании также были созданы аранжировки шотландских народных песен и постановки на стихи Вордсворта , Чарльза Кингсли , Томаса Худа , Байрона , Шелли и Фрэнсиса Пэлгрейва . [139]
Наследие
[ редактировать ]Хотя лишь сравнительно небольшое количество музыки Гуно сохранилось в регулярном музыкальном репертуаре, его влияние на более поздних французских композиторов было важным. По словам Купера, «он был больше, чем просто отдельный композитор: он был голосом глубокого и постоянного напряжения во французском характере… [А] вся гамма эмоций, которая раньше была безмолвной, нашла в нем свой идеал». выражение, и его влияние, возможно, никогда полностью не исчезнет по этой причине». [92] Купер предполагает, что две стороны музыкальной натуры Гуно повлияли на более поздних французских композиторов, таких разных, как Форе и Массне: первый опирался на классическую чистоту и утонченность Гуно и совершенствовал его, а второй опирался на его романтическую и сладострастную сторону (настолько, что он был получившее название « дочь Гуно »). [92] Комментарий Равеля о важности Гуно для мелодии цитировался выше, и Дебюсси писал: «Гуно, несмотря на все его слабости, важен… искусство Гуно представляет собой момент во французской чувствительности. Хочешь того или нет, но такого рода вещи не являются забыл». [101]
Музыкальные файлы
[ редактировать ]Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ранее лауреатами Римской премии в области музыки были Берлиоз (1830 г.) и Амбруаз Тома (1832 г.); среди более поздних победителей были Жорж Бизе (1857 г.), Жюль Массне (1863 г.) и Клод Дебюсси (1884 г.). [17]
- ↑ Энгр обнаружил талант Гуно к рисованию и сказал, что он будет рад снова изучать искусство в Институте. Гуно, хотя и был доволен, не отказался от выбранной им карьеры композитора. [19]
- ^ Биограф Гуно Джеймс Хардинг (1973) считает влияние Палестрины ключом к развитию Гуно как композитора; он называет главу, посвященную годам Римской премии, «Рим и Палестрина». [26]
- ^ Ах! Ты тот сумасшедший, о котором мне рассказывала моя сестра! [30]
- ^ "'Друг мой, это произведение могло бы быть Керубини!" Эти слова, исходящие от такого мастера, — настоящие украшения, — добавляет Гуно, — и мы носим их с большей гордостью, чем многие ленты». [30]
- ↑ Позже Бизе писал: «Пятнадцать лет назад, когда я говорил, что Сафо и хоры из «Улисса» — шедевры, люди смеялись мне в лицо. Я был прав , и я прав сегодня. Только мне суждено было оказаться правым на несколько лет раньше. ". [44] В 1870-х годах между двумя композиторами существовала напряженность, возможно, из-за некоторой зависти к расцветающему таланту Бизе, но когда Бизе умер в возрасте 37 лет в 1875 году, Гуно произнес панегирик на могиле со слезами, катящимися по его щекам. . [45]
- ↑ В одной рецензии говорилось: « Королева Саба очень похожа на провал из-за глупости либретто, не содержащего ни одной интересной сцены, и монотонности инструментальных речитативов.… Чувствовалась ледяная мантия скука постепенно ложится на плечи каждого. Жаль видеть, как одаренный человек тратит энергию и изобретательность на то, что трудноразрешимо и бесполезно». [68]
- ↑ Если не считать некоторых сокращений эпизодов, не имеющих прямого отношения к основной истории любви, главное отличие от сюжета Шекспира состоит в том, что в кульминационной сцене гробницы Джульетта просыпается до смерти Ромео, и они успевают спеть прощальный дуэт. Другие композиторы XIX века, в том числе Берлиоз, также переняли этот прием. [71]
- ↑ Несмотря на то, что пруссаки разрушили его дом, пруссаки по-прежнему наслаждались музыкой Гуно: берлинский корреспондент The Athenaeum записал многочисленные исполнения «Фауста» (и других французских опер) в берлинских оперных театрах в начале 1871 года. [75]
- ↑ Некоторые считали Гуно слишком вездесущим. The Era возразила против концерта в июне 1872 года, «составленного и предназначенного для Гуно под руководством Гуно, Палестрины, подправленной Гуно, Баха, политого Гуно, Моцарта, изгнанного Гуно ... это оказалось слишком сильным». [80]
- ↑ Уэлдон подала в суд на Гуно за клевету, обвинив его в том, что он стоит за клеветническими статьями о ней во французской прессе. Он отказался приехать в Лондон, чтобы защитить себя, и в его отсутствие Уэлдону было присуждено возмещение ущерба в размере 10 000 фунтов стерлингов. [90] Его категорический отказ выплатить ей эту сумму сделал его подлежащим аресту, если он въедет в Британию. [91]
- ↑ В исследовании Фауста Бертон Фишер комментирует, что эта веха кажется незначительной, если принять во внимание 1250 представлений, которые пьеса получила в Париже к 1902 году, или тот факт, что опера ставилась каждый сезон в Ковент-Гарден в течение 47 лет с 1863 по 1911. [102]
- ^ В качестве директора консерватории, президента Общества драматургов и композиторов и министра образования, изящных искусств и религии. [109]
- ↑ Купер добавляет: «Не довольствуясь тем, что они художники, эти выдающиеся викторианцы были склонны изображать из себя пророков, и по мере того, как их «послание» – фактическое содержание их работ – становилось тоньше, манера, в которой они это излагали, становилась все более и более возвышеннее, более зловеще и более пустозвучно». [92]
- ^ Гуно, который с воодушевлением и воображением сочинил красочную и ударную музыку, хорошо подходящую для того, чтобы вызвать ужас ситуаций, но также с функциональным, но довольно сладострастным лиризмом в ариях (в партитуре, которая может быть даже иногда академической) . [114]
- ^ WorldCat перечисляет записи балетной музыки под управлением, среди многих других, сэра Томаса Бичема , Шарля Дютуа , Герберта фон Караяна , сэра Чарльза Маккерраса , сэра Невилла Марринера , Пьера Монтё , сэра Георга Шолти и Дэвида Зинмана . [121]
- ↑ В 2007 году другой критик сослался на «вопиющую маршевую постановку Кредо и сладкое хоровое письмо» Мессы Святой Сесиль. [134]
- ^ Как «Неизвестный остров». [137]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Хюбнер 2001 г.
- ^ Гуно, стр. 2–3
- ^ Хардинг, стр. 20–22 и 36.
- ^ Хардинг, с. 22
- ^ Хардинг, с. 23
- ^ Хиллемахер, с. 12
- ^ Перейти обратно: а б «Шарль Гуно» , The Musical Times , 1 ноября 1893 г., стр. 649–650.
- ^ Гуно, стр. 1 и 41.
- ^ Хардинг, стр. 24–25.
- ^ Гуно, с. 39
- ^ Гуно, с. 40
- ^ Тирсот, с. 411
- ^ Хиллемахер, с. 13; и Хардинг, стр. 32–33 и 72.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Флинн, с. 2
- ^ Цитируется в Tiersot, p. 411
- ^ Хиллемахер, с. 14
- ^ «Пальмарес всех лауреатов Римской премии в области музыкальной композиции» , Musica et Memoria . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Гуно, стр. 56 и 66–67.
- ^ Гуно, с. 68
- ^ Хардинг, стр. 42–44.
- ^ Хендри, стр. 5–6.
- ^ Гуно, цитируется по Флинну, с. 2
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, с. 221
- ^ Купер 1957 , с. 142.
- ^ Раштон, с. 206; и Флинн, с. 2
- ^ Хардинг, с. 31
- ^ Прод'омм и Дандело, Том 1, с. 84
- ^ Хардинг, с. 48
- ^ Перейти обратно: а б с Флинн, с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Продомм и Дандело, Том 1, с. 93
- ^ Хардинг, с. 50
- ^ Тирсот, с. 421 и Флинн, с. 3
- ^ Перейти обратно: а б Купер 1957 , с. 143
- ^ Купер 1957 , с. 149.
- ^ Кёртисс 1952 , с. 53.
- ^ Цитируется в Nectoux 1991 , с. 27
- ^ Лакомб, с. 210
- ^ Лакомб, с. 249; и Хардинг, с. 69
- ^
- Хюбнер 1990 , стр. 30–31
- Кертисс 1952 , с. 60
- ^ Перейти обратно: а б с Кертисс 1952 , с. 59
- ^ «Королевская итальянская опера», The Morning Post , 11 августа 1851 г., стр. 5
- ^ Холден, с. 144
- ^ Кёртисс 1952 , с. 61.
- ^ Цитируется по Curtiss 1952 , p. 61
- ^ Кендалл-Дэвис, стр. 240.
- ^ Кертисс 1952 , стр. 60–61.
- ^ Уильямс, Энн. Льюиса/Гуно «Кровоточащая Нонна : Введение и перевод либретто писца/Делавиня» , «Романтические круги » . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ Терьер, Аньес (2018). Примечания к DVD Naxos 2.110632, "La Nonne sanglante". ОСЛК 1114338360
- ^ Кёртисс 1952 , с. 66.
- ^ Прод'омм и Дандело, Том 1, с. 172
- ^ Прод'омм и Дандело, Том 1, с. 259
- ^ Хардинг, с. 134
- ^ Дюроше, Леон, цитируется в «Новой опере М. Гуно», The Musical World , 23 января 1858 г., стр. 52–53; «Музыка и драматические сплетни», Атенеум , 23 января 1858 г., с. 120; и «Музыка и драма», Атенеум , 25 сентября 1858 г., стр. 403
- ^ Хардинг, с. 105; и Продомм и Дандело, Том 1, с. 259
- ^ Гуно, Шарль, Жюльен Тьерсо и Теодор Бейкер. «Письма Гуно» , The Musical Quarterly , январь 1919 г., стр. 48–49.
- ^ Оперетта "Эдмон Одран" - Музыкальный театр, Национальная академия оперетты (на французском языке). Проверено 24 ноября 2019 г.
- ^ Гуно, с. 156
- ^ «Музыка и драма», Атенеум , 26 марта 1859 г., с. 427
- ^ «Иностранная переписка», «Литературная газета» , 26 марта 1859 г., стр. 403
- ^ Гуно, с. 158
- ^ «Вена», Музыкальный мир , 22 июня 1861 г., стр. 395–396; М. Гуно « Фауст в Берлине», «Музыкальный мир» , 31 января 1863 г., стр. 69–70; и Коббе, с. 741
- ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Фауст (II)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O901567 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Филимон и Бавкида («Филимон и Бавкида»)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O903980 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Хюбнер 1990 , стр. 58–59
- ^ Хюбнер 1990 , стр. 59.
- ^ Прод'омм и Дандело, Том 2, с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Рейн де Саба, Ла («Царица Савская»)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O009540 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ «Музыкальные и драматические сплетни», Атенеум , 8 марта 1862 г., стр. 338
- ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Мирей». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O007158 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Флинн, с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Холден, с. 147
- ^ Прод'омм и Дандело, том 2, с. 76
- ^ Коббе, с. 751
- ^ Перейти обратно: а б Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Ромео и Джульетта («Ромео и Джульетта») (ii)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O006772 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ «Музыкальные сплетни», Атенеум , 11 марта 1871 г., стр. 312
- ^ Перейти обратно: а б Купер 1957 , с. 146
- ^ "М. Шарль Франсуа Гуно", The Graphic , 31 августа 1872 г., стр. 194
- ^ «О Королевском хоровом обществе» , Королевское хоровое общество. Проверено 25 ноября 2019 г.
- ^ «Филармоническое общество», The Examiner , 11 марта 1871 г., стр. 254; и «Фестиваль Гуно», Оркестр , 2 августа 1872 г., с. 278
- ^ «Наш Омнибус», The Era , 2 июня 1872 г., с. 10
- ^ Хардинг, с. 176
- ^ Дэвисон, стр. 115–116.
- ^ Хардинг, с. 64
- ^ "Бенефис-концерт М. Гуно", Музыкальный мир ; 14 июня 1873 г., с. 395; «Концерты», The Standard , 18 июля 1872 г., стр. 3; «Письмо из Парижа», The Pall Mall Gazette , 5 декабря 1872 г., стр. 2; и «Зал Сент-Джеймс», The Morning Post , 2 июня 1873 г., стр. 6
- ^ Хардинг, с. 166
- ^ Перейти обратно: а б Продомм и Дандело, Том 2, с. 127
- ^ Дэвисон, стр. 299–310.
- ^ Прод'омм и Дандело, Том 2, стр. 151–152.
- ^ Хардинг, с. 209
- ^ «Действие миссис Уэлдон», The Times , 8 мая 1885 г., стр. 11
- ^ Форман и Форман, с. 263
- ^ Перейти обратно: а б с д Купер 1940 г.
- ^
- Джонс 1989 , с. 28
- Некту, Жан-Мишель (2001). «Форе, Габриэль (Урбен)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.09366 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Купер 1957 , с. 148.
- ^ Деручи, стр. 19.
- ^ Хардинг, с. 192
- ^ Ноэль и Столлиг 1878 , с. 172.
- ^ Хардинг, с. 199
- ^ Ноэль и Столлиг 1882 , с. 37.
- ^ Ноэль и Столлиг 1885 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Хюбнеру, 2001 г.
- ^ Фишер, стр. 15–16.
- ^ Флинн, с. 225
- ^ Флинн, с. 16
- ^ Флинн, с. 6
- ^ Деручи, стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Конде, Жерар (2014). Примечания к компакт-диску CPO 777863-2. ОСЛК 8050958590
- ^ Флинн, с. 7
- ^ Перейти обратно: а б «Похороны Гуно», The Times , 28 октября 1893 г., стр. 5
- ^ Кеннеди, Майкл. «Гуно, Шарль Франсуа» , Оксфордский музыкальный словарь , Oxford University Press, 2012. Проверено 30 ноября 2019 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Орледж, Роберт. «Гуно, Шарль (Франсуа)» , The Oxford Companion to Music , Oxford University Press, 2011. Проверено в ноябре 2019 г. (требуется подписка)
- ↑ Стейн, Джон , «Гуно: Сафо» , Граммофон , август 1986 г., стр. 298 и 303.
- ^ Хюбнер, Стивен (2002) [1992]. «Сафо(и) («Сафо»)». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O007259 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б Дюк, Кристина. « Кровавая нонна , мрачное развлечение в Комической опере» , La Revue du spectacle , 12 июня 2018 года.
- ^ Перейти обратно: а б Купер 1957 , с. 144
- ^ Перейти обратно: а б Бери, Лоран. «Зеркала Гуно: Доктор вопреки самому себе» , Forum Opera, Le Magazine du monde lyrique , 15 ноября 2017 г.
- ^ Стравинский, Игорь. «Дягилев, которого я знал» , The Atlantic , ноябрь 1953 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Купер 1957 , с. 145
- ^ «Фауст» , Королевская опера Льежа. Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Холден, с. 145
- ^ Музыка балета «Фауст» . МирКэт . Проверено 1 декабря 2019 г.
- ^ Клементс, Эндрю. «Гуно: Коломб» , The Guardian , 25 ноября 2015 г.
- ^ Стейн, Джон . «Гуно: Королева Сабы» , «Граммофон» , выпуск «Награды», 2002, стр. 103–104. Проверено 28 ноября 2019 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б О'Коннор, Патрик. «Гуно: Мирей» , «Граммофон» , декабрь 1992, с. 137. Проверено 28 ноября 2019 г. (требуется подписка).
- ^ Перейти обратно: а б Коббе, с. 752
- ^ «Музыка», The Daily News , 15 июля 1867 г., стр. 2; и «Вальс Гуно и Джульетты», «Музыкальный мир» , 2 августа 1884 г., с. 484
- ^ Перейти обратно: а б с д Николс, Роджер (2019). Примечания к компакт-диску Chandos CHSA5231 ОСЛК 1090456659
- ^ Файфилд, с. 8
- ^ Степхун, Дитер (1983). Примечания к Orfeo CD C 1051 831 A ОСЛК 808038163
- ^ Цитируется в Tiersot, p. 424
- ^ Шуке и Жюльен 1916 , с. 210.
- ^ Тирсот, с. 414
- ^ О'Коннор, Патрик. «Гуно: Морс и жизнь» . Граммофон , февраль 1993, с. 67. Проверено 30 ноября 2019 г. (требуется подписка).
- ^ Марч и др., с. 508
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, с. 223
- ^ Перейти обратно: а б с Джонсон, с. 222
- ^ Берлиоз и Готье 1904 , VI.
- ^ Джонсон, Грэм (1993). Примечания к компакт-диску Hyperion CDA66801/2 ОСЛК 30308095
- ^ Берч, Дина. «Гуно, Шарль Франсуа» , Оксфордский справочник по английской литературе . Oxford University Press, 2009. Проверено 30 ноября 2019 г. (требуется подписка).
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Берлиоз, Гектор ; Готье, Теофиль (1904) [1856]. Летние ночи . Лейпциг: Breitkopf & Härtel. OCLC 611290556 .
- Шуке, Гюстав ; Жюльен, Адольф (1916). «Гуно, Шарль Франсуа» . В Джордж Гроув ; Дж. А. Фуллер Мейтленд (ред.). Словарь музыки и музыкантов (2-е изд.). Филадельфия: Теодор Прессер. OCLC 877994749 .
- Купер, Мартин (1957). «Шарль Франсуа Гуно». В А. Л. Бахарахе (ред.). Мастера музыки . Том. 2. Лондон: Пингвин. ОСЛК 851644 .
- Дэвисон, Генри (1912). Музыка викторианской эпохи . Лондон: Ривз. OCLC 1049690727 .
- Деручи, Эндрю (2013). Французская симфония в конце века . Рочестер, Нью-Йорк, и Вудбридж, Саффолк: Университет Рочестера Press, а также Бойделл и Брюэр. ISBN 978-1-58046-382-9 .
- Файфилд, Кристофер (2016). Немецкая симфония Бетховена и Брамса . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-317-03040-9 .
- Фишер, Бертон (2006). Гуно «Фауст» Майами: Оперные путешествия. ISBN 978-1-930841-28-4 .
- Флинн, Тимоти (2016). Шарль Франсуа Гуно: Путеводитель по исследованиям и информации . Нью-Йорк и Лондон: Рутледж Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-138-97019-9 .
- Форман, Льюис; Сьюзан Форман (2005). Лондон: Музыкальный справочник . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-10402-8 .
- Гуно, Шарль (1896). У. Хели-Хатчинсон (ред.). Автобиографические воспоминания . Лондон: Хайнеманн. ОСЛК 1936009 .
- Хардинг, Джеймс (1973). Гуно . Лондон: Аллен и Анвин. ISBN 978-0-04-780021-4 .
- Хендри, Джеральд (1971). Повторное открытие Баха Мендельсоном . Блетчли: Издательство Открытого университета. ISBN 978-0-335-00516-1 .
- Хиллемахер, Пол (1905). Шарль Гуно . Известные музыканты (на французском языке). Пэрис: Лоуренс. OCLC 166055265 .
- Холден, Аманда (1995) [1993]. Путеводитель по опере «Пингвин» . Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-14-051385-1 .
- Хюбнер, Стивен (1990). Оперы Шарля Гуно . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315329-5 .
- Хюбнер, Стивен (2001). «Гуно, Шарль-Франсуа». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.40694 . ISBN 978-1-56159-263-0 . (требуется подписка)
- Джонсон, Грэм (2002). Французский песенник . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-924966-4 .
- Джонс, Дж. Барри (1989). Габриэль Форе: Жизнь в письмах . Лондон: BT Бэтсфорд. ISBN 978-0-7134-5468-0 .
- Кендалл-Дэвис, Барбара (2012). Жизнь и творчество Полины Виардо Гарсиа: Годы благодати, Том 2, 1863–1910 . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-4438-6494-7 .
- Коббе, Густав (1954) [1919]. Граф Хэрвуд (ред.). Полная книга опер Коббе . Лондон и Нью-Йорк: Патнэм. OCLC 987953182 .
- Лакомб, Эрве (2001). Ключи к французской опере девятнадцатого века . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. OCLC 1035918078 .
- Марш, Иван; Эдвард Гринфилд ; Роберт Лейтон; Пол Чайковски (2008). Путеводитель Penguin по записанной классической музыке, 2009 г. Лондон: Пингвин. ISBN 978-0-141-03336-5 .
- Некту, Жан-Мишель (1991). Габриэль Форе: Музыкальная жизнь . Роджер Николс (транс). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-23524-2 .
- Ноэль, Эдуард [на французском языке] ; Столлиг, Эдмонд [на французском языке] . Анналы театра и музыки (на французском языке). Париж: Плотник. :
- Прод'омм, Жак-Габриэль ; Альфред Дандело (1911). Гуно: его жизнь и творчество по неопубликованным документам (на французском языке). Париж: Делагрейв. :
- Раштон, Джулиан (2001). Музыка Берлиоза . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-816690-0 .
Журналы
[ редактировать ]- Купер, Мартин (январь 1940 г.). «Шарль Гуно и его влияние на французскую музыку». Музыка и письма . 21 (1): 50–59. дои : 10.1093/мл/XXI.1.50 . JSTOR 727621 . (требуется подписка)
- Кертисс, Мина (январь 1952 г.). «Гуно до Фауста ». Музыкальный ежеквартальный журнал . 38 (1): 48–67. дои : 10.1093/mq/XXXVIII.1.48 . JSTOR 739593 . (требуется подписка)
- Тьерсо, Жюльен (июль 1918 г.). «Шарль Гуно: столетняя дань» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 4 (3): 409–439. дои : 10.1093/mq/IV.3.409 . JSTOR 738223 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Шарль Гуно: Работы» . Проверено 31 марта 2005 г.
- Работы Шарля Гуно в Project Gutenberg
- Бесплатные партитуры Шарля Гуно в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Записи Шарля Гуно в Дискографии американских исторических записей .
- 1818 рождений
- 1893 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Католические литургические композиторы
- Классические композиторы церковной музыки
- Композиторы для педального фортепиано
- Композиторы для фортепиано
- Французские композиторы балета
- Французские композиторы духовной музыки
- Французские оперные композиторы
- Французские католики
- Французские композиторы-романтики
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Выпускники средней школы Сен-Луи
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Композиторы из Парижа
- Авторы национального гимна
- Римская премия за композицию
- Ученики Жана-Франсуа Ле Сюера
- Ученики Антона Райха
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Композиторы оратории