Филимон и Бавкида
Филимон и Бавкида | |
---|---|
Опера Шарля Гуно | |
![]() Гуно в 1860 году | |
Либреттист | |
Язык | Французский |
На основе | История Бавкиды и Филимона |
Премьера | 18 февраля 1860 г. Лирический театр , Париж |
Филемон и Бавкида ( Филимон и Бавкида ) — опера в трёх действиях Шарля Гуно на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре . Опера основана на сказке о Бавкиде и Филимоне , рассказанной Лафонтеном (в свою очередь, заимствованной из ) » Овидия восьмой книги «Метаморфоз . » Оффенбаха Эта пьеса была призвана извлечь выгоду из моды на мифологическую комедию, начатую «Орфеем в подземном мире , но «Филимон и Бавкида» менее сатирически язвительны и более сентиментальны.
Первоначально задуманная как двухактная пьеса для музыкального фестиваля в Баден-Бадене , вместо этого она была впервые исполнена в Театре Лирик в Париже 18 февраля 1860 года из-за политической ситуации в 1859 году . В новой версии добавлен средний акт с хором, изображающим уничтожение Юпитером нечестивых соседей (огнем, а не потопом).
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса | Премьерный состав, версия в 3-х актах, 18 февраля 1860 г. (Дирижер: Адольф Делофр ) |
Пересмотренная версия 2 Закона, 16 мая 1876 г. (Дирижер: Чарльз Константин ) |
---|---|---|---|
Филимон | тенор | Пшеница | Шарль-Огюст Нико |
Бауцис | сопрано | Мари Кэролайн Миолан-Карвальо | Маргарита Шапюи |
Юпитер | бас | Шарль-Амабль Батай | Жак Буи |
Вулкан | бас | Матье Эмиль Баланке | Альфред-Огюст Жироде |
Вакханка | сопрано | Мари Сакс |
Краткое содержание
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]Юпитер приходит в хижину Филемона в сопровождении Вулкаина, чтобы найти убежище от бури, которую вызвал сам бог. Он пришел на землю, чтобы проверить рассказ Меркурия о злых людях, и, обнаружив, что это слишком правдиво, поскольку окружающие его принимают невежливо, он рад встретить радушный прием у дверей Филемона. Этот достойный старик живет бедно, но довольствуется своей женой Бавкидой, с которой он женат уже шестьдесят лет. Юпитер, сразу видя, что старая чета представляет собой исключение из злого правила, решает пощадить их и наказать только плохих людей. Боги вкушают простую трапезу добрых людей, и Юпитер, превращающий молоко в вино, узнает Бавкиду, который очень поражен этим открытием. Но Юпитер успокаивает ее и обещает исполнить ее единственное желание - снова стать молодой со своим мужем и прожить прежнюю жизнь. Бог отправляет их спать. Далее следует интермеццо.
Фригийцы отдыхают после празднества, врываются вакханки, и снова начинаются дикие оргии. Божественное высмеивается, а удовольствие восхваляется как единственный бог. Приходит Вулкаин, посланный Юпитером предупредить их, но они только смеются над ним, издеваясь над Олимпом и богами. Сам Юпитер появляется, чтобы наказать грешников, и поднимается буря, разрушающая все.
Акт 2
[ редактировать ]Хижина Филемона теперь стала дворцом; он просыпается и обнаруживает, что он и его жена снова молодые. Юпитер, видя красоту Бавкиды, приказывает Вулкаину держать Филемона подальше, пока он ухаживает за ней. Бавкида, хотя и полон решимости оставаться верным Филимону, тем не менее польщен вниманием бога и не осмеливается отказать ему в поцелуе. Филемон становится свидетелем этого и яростно упрекает ее и своего гостя; хотя Бавкида предполагает, кто последний, муж не склонен делиться любовью своей жены, даже с богом. Между парой происходит первая ссора, и Вулкан, слыша ее, утешается мыслью, что он не единственный, кому непостоянная жена причиняет горе. Филемон горько проклинает дар Юпитера; он хочет вернуться к тому, каким он был, со спокойной душой. Сбросив статую Юпитера, он оставляет жену богу. Бавкида, заменяя изображение, которое, к счастью, выполнено из бронзы, раскаивается в своем поведении по отношению к мужу. Юпитер находит ее плачущей и молящейся, чтобы боги обратили свой гнев только на нее одну. Бог обещает простить обоих, если она захочет прислушаться к его любви. Она соглашается на сделку при условии, что Юпитер окажет ей услугу. Он соглашается, и она умоляет его снова состарить ее. Филемон, прислушиваясь за дверью, бросается вперед, чтобы обнять верную жену, и присоединяется к ее мольбам. Юпитер, увидев себя пойманным, хотел бы рассердиться, но их любовь побеждает его гнев. Он не вспоминает о своем даре, но, благословив их, обещает никогда больше не мешать их счастью.
Ссылки
[ редактировать ]
- Аннесли, Чарльз. Стандартный оперный бинокль: содержит подробные сюжеты ста тридцати знаменитых опер. Сэмпсон Лоу, Марстон, Лондон, Лемке и Бюхнер, Нью-Йорк, 1901 г.
- Хюбнер, Стивен, Оперы Шарля Гуно (Оксфорд, 1990)
- Холден, Аманда (ред.), The New Penguin Opera Guide , Нью-Йорк: Penguin Putnam, 2001. ISBN 0-14-029312-4