Аделина Патти
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
Аделина Патти | |
---|---|
Рожденный | Аделина Хуана Мария Патти 19 февраля 1843 г. Мадрид , Испания |
Умер | 27 сентября 1919 г. Замок Крейг-и-Нос , Уэльс | (76 лет)
Занятие | Лирическое колоратурное сопрано |
Этикетка | Компания по производству граммофонов и пишущих машинок |
Супруг (а) | Анри Роже де Каюзак Эрнесто Николини Рольф Седерстрем |
Родственники | Карлотта Патти (сестра) Эффи Джермон (невестка) Патти ЛуПоне (пра-правнучка) |
Подпись | |
Аделина Патти (19 февраля 1843 - 27 сентября 1919) [ 1 ] был итальянским оперным певцом. На пике своей карьеры она зарабатывала огромные гонорары, выступая в музыкальных столицах Европы и Америки. Впервые она пела публично еще ребенком в 1851 году, а свое последнее выступление перед публикой дала в 1914 году. Наряду со своими ближайшими современницами Дженни Линд и Терезой Титдженс Патти остается одной из самых известных сопрано в истории благодаря чистоте и красоте. ее лирического голоса и непревзойденного качества ее техники бельканто .
Композитор Джузеппе Верди в 1877 году описал ее как, возможно, лучшую певицу, которая когда-либо жила, и «потрясающую артистку». [ 2 ] Восхищение Верди талантом Патти разделяли многочисленные музыкальные критики и общественные обозреватели ее эпохи.
Биография
[ редактировать ]Она родилась Адела Хуана Мария Патти в Мадриде , была младшим ребенком тенора Сальваторе Патти (1800–1869) и сопрано Катерины Барилли (умерла в 1870 году). [ 3 ] На момент ее рождения ее итальянские родители работали в Испании. Поскольку ее отец был родом из Сицилии , Патти родилась подданной короля Обеих Сицилий . Позже у нее был французский паспорт, поскольку ее первые два мужа были французами.
Ее сестры Амалия и Карлотта Патти также были певицами. Ее брат Карло Патти был скрипачом и женился на актрисе Эффи Джермон . В детстве семья переехала в Нью-Йорк. Патти выросла в районе Уэйкфилд в Бронксе , где до сих пор стоит дом ее семьи. [ 4 ] Патти профессионально пела с детства и превратилась в колоратурное сопрано с идеально выровненными вокальными регистрами и удивительно теплым, атласным тоном. Патти научилась петь и получила понимание техники голоса у своего зятя Мориса Стракоша , музыканта и импресарио. [ 5 ]
Вокальное развитие
[ редактировать ]Аделина Патти дебютировала в опере в возрасте 16 лет, 24 ноября 1859 года в главной партии оперы Доницетти « Лючия ди Ламмермур» в Музыкальной академии в Нью-Йорке. 24 августа 1860 года она и Альбани были солистами на мировой премьере Чарльза Вугка Сабатье кантаты Эмма в Монреале , которая была исполнена в честь визита принца Уэльского . В 1861 году, в возрасте 18 лет, ее пригласили в Ковент-Гарден , чтобы исполнить роль Амины в Беллини » «Сомнамбуле . [ 3 ] В том сезоне она имела такой выдающийся успех в Ковент-Гардене, что купила дом в Клэпхэме и, взяв за основу Лондон, отправилась покорять европейский континент, с одинаковым успехом исполняя в последующие годы «Амину» в Париже и Вене.
Во время американского турне 1862 года она спела Джона Говарда Пейна песню « Дом! Милый дом! » в Белом доме для президента Авраама Линкольна и его жены Мэри Тодд Линкольн . Линкольны оплакивали смерть своего сына Уилли , умершего от брюшного тифа. До слез Линкольны попросили выпустить песню на бис. Отныне он стал ассоциироваться с Аделиной Патти, и она много раз исполняла его в качестве бонуса в конце сольных концертов и концертов.
Карьера Патти была успешной. Она пела не только в Англии и Соединенных Штатах, но и в таких далеких странах континентальной Европы, как Россия, а также в Южной Америке, вызывая безумие публики и критические оценки, где бы она ни была. Ее девичья внешность придавала ей привлекательную манеру держаться на сцене, что добавляло ей статуса знаменитости.
В 1869–1870 годах она гастролировала по Европе и России. Концерты в Москве и Санкт-Петербурге имели большой успех, и Патти повторяла свои поездки по России на протяжении 1870-х годов. В России она установила очень плодотворные дружеские отношения с высшими эшелонами русской аристократии, музыкантами, писателями и интеллектуалами, такими как Петр Ильич Чайковский , Антон Рубинштейн , Александр Серов и Владимир Стасов . В Петербурге в сезонах 1874–75 годов Патти впервые встретила Эрнесто Николини (в будущем ее второго мужа). Тогда же она познакомилась с выдающимся российским историком Дмитрием Иловайским и его семьей. Эта дружба продлилась десятилетия, и двоюродный брат Иловайского Степан, сталмейстер царя Александра III, даже ездил в Уэльс, чтобы встретиться с Аделиной в первой половине 1880-х годов. Патти также была учительницей дочери Иловайского Варвары.
В 1860-е годы Патти обладала нежным, высоким голосом птичьей чистоты и замечательной гибкости, который идеально подходил для таких партий, как Церлина, Лючия и Амина; но, как заметил Верди в 1878 году, ее нижние ноты обрели полноту и красоту, когда она стала старше, что позволило ей преуспеть в более весомых блюдах. Патти, однако, на заключительном этапе своей оперной и концертной карьеры превратилась в консервативную певицу. Она знала, что идеально подходит ее стареющему голосу, и придерживалась этого. Как правило, ее сольные программы в 1890-е годы включали множество знакомых, часто сентиментальных, не слишком требовательных популярных мелодий того времени, которые наверняка понравились ее обожающим поклонникам.
Но во время своего зрелого расцвета в 1870-х и 80-х годах Патти была более предприимчивой певицей, доказав себя эффективной актрисой в тех лирических ролях, которые требовали вызова глубоких эмоций, таких как Джильда в «Риголетто» , Леонора в «Трубадоре» и т. д. заглавная партия в «Семирамиде» , Церлина в «Дон Жуане» и Виолетта в «Травиате» . Она также была готова сыграть весьма драматичные роли в таких операх, как «Африканка» , «Гугеноты» и даже «Аида» . Однако она никогда не пыталась петь какие-либо партии веризма , потому что они стали популярными только на закате ее карьеры, в последнее десятилетие XIX века.
Много лет назад Патти пережила забавную встречу в Париже с композитором оперы бельканто Джоаккино Россини , который был стойким приверженцем традиционных итальянских певческих ценностей. Рассказывают, что когда наставник Патти (и зять), Стракош, представил ее Россини на одном из его модных приемов в 1860-х годах, ее уговорили спеть «Una voce poco fa» из оперы Россини « Цирюльник ». Севилья - с украшениями, добавленными Стракошем, чтобы подчеркнуть голос сопрано. «Что это была за композиция?» — спросил колючий Россини. «Да ведь, маэстро, свой», — ответил Стракош. «О нет, это не мое сочинение, это Strakoschonnerie», - парировал Россини. («Кошоннери» — сильная французская идиома, обозначающая «мусор» и буквально означающая «то, что характерно для свиней или подходит для них».) [ 6 ]
Финансовая хватка и выход на пенсию
[ редактировать ]В расцвете сил Патти получала оплату в размере 5000 долларов золотом за ночь. В ее контрактах предусматривалось, что ее имя будет в топе рекламных объявлений и напечатано крупнее, чем любое другое имя в актерском составе.
В своих мемуарах известный оперный промоутер «Полковник» Мэйплсон вспоминал упрямый характер Патти и острое деловое чутье. Сообщается, что у нее был попугай, которого она научила кричать: «ДЕНЬГИ! ДЕНЬГИ!» всякий раз, когда Мейплсон входил в комнату. Джером К. Джером писал в 1926 году: [ 7 ]
У нас была хорошая опера в Ковент-Гардене, а иногда и у Ее Величества на Хеймаркете. Погубили его непомерные гонорары, выплаченные звездам. Я работал в адвокатской конторе, которая представляла интересы Мейплсона. Аделина Патти и другие настаивали на суммах, которые означали бы убытки для руководства, даже если дом был бы распродан. Аргументом было то, что она нарисовала больше, чем просила. В этом не было никакого смысла. Без оркестра, хора и других исполнителей, дома и всего остального, сколько бы она зарабатывала ночь за ночью?
Патти наслаждалась атрибутами славы и богатства, но она не была расточительна со своими заработками, особенно после потери значительной части своего имущества в результате распада первого брака (см. ниже). Она разумно вкладывала большие суммы денег и в отличие от некоторых своих экстравагантных бывших коллег, таких как звездный тенор Джованни Марио , умерший в бедности, доживала свои дни среди роскошной обстановки.
В 1893 году Патти исполнила главную роль Габриэллы в ныне забытой опере Эмилио Пицци на ее мировой премьере в Бостоне. Патти поручила Пицци написать для нее оперу.
Десять лет спустя она совершила последний певческий тур по Соединенным Штатам; однако это обернулось критической финансовой и личной неудачей из-за ухудшения ее голоса из-за возраста и износа. С тех пор она ограничивалась редкими концертами здесь или там или частными выступлениями в небольшом театре, который она построила в своей впечатляющей резиденции, замке Крейг-и-Нос в Уэльсе . Последний раз она пела публично 24 октября 1914 года, приняв участие в концерте Красного Креста в лондонском Королевском Альберт-Холле , который был организован для помощи жертвам Первой мировой войны . [ 8 ] Она прожила достаточно долго, чтобы увидеть окончание войны, и умерла в 1919 году естественной смертью.
Записи
[ редактировать ]Первые записи ее голоса были сделаны ок. 1890 г. на цилиндрах фонографа для Томаса Маршалла в Нью-Йорке. Ни записанное название, ни их количество неизвестны. Все цилиндры, кроме одного, утеряны. Единственный уцелевший цилиндр остается в Сиракузском университете в Нью-Йорке. Из-за своей хрупкости с ним невозможно играть без риска повреждения. [ 9 ]
Патти записала более 30 дисковых граммофонных записей песен и оперных арий (некоторые из них дубликаты) — плюс одну запись разговорного голоса (новогоднее поздравление ее третьему мужу, которое она намеревалась сохранить на память) — в своем валлийском доме. в 1905 и 1906 годах для компании «Граммофон и пишущая машинка» . [ 10 ] К тому времени ей было уже за 60, и ее голос уже давно прошел свой расцвет после напряженной оперной карьеры, продолжавшейся вплоть до 1859 года.
Тем не менее, прозрачная чистота ее тона и плавность линии легато оставались исключительно впечатляющими, в некоторой степени компенсируя ослабление ее контроля над дыханием. [ 3 ] Пластинки также демонстрируют живую певческую индивидуальность, а также удивительно сильный грудной голос и мягкий тембр. Ее трели остаются удивительно плавными и точными, а дикция превосходной. В целом ее диски обладают шармом и музыкальностью, которые дают нам представление о том, почему на пике карьеры она зарабатывала 5000 долларов за вечер.
Записанное наследие Патти включало ряд песен и арий из следующих опер: «Свадьба Фигаро» , «Дон Жуан» , «Фауст» , «Марта» , «Норма» , «Миньон» и « Сомнамбула».
Пластинки были произведены компанией Gramophone & Typewriter Company , предшественницей EMI Records , и выпущены в США компанией Victor Talking Machine Company . Концертмейстер Патти, Лэндон Рональд , так писал о своей первой записи с дивой: «Когда маленькая (граммофонная) труба издавала прекрасные звуки, она впадала в экстаз! Она осыпала трубу поцелуями и продолжала говорить: «Ах! Mon Dieu! Maintenant je comprends pourquoi je suis Patti! Oh oui! Quelle voix! Je comprends tout! [Ах! Господи! Теперь я понимаю, почему я Патти! О да! Какой голос! Какой артист! Я всё понимаю!] Ее энтузиазм был настолько наивен и искренен, что нам показалось, что она восхваляет собственный голос. все должно быть правильно и правильно».
Тридцать две записи Патти были переизданы на компакт-диске в 1998 году компанией Marston Records (каталожный номер 52011-2).
Личная жизнь
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2023 г. ) |
Будучи несовершеннолетней, помолвлена с Анри де Лосси, бароном Вилля. [ 11 ] Патти выходила замуж трижды: сначала, в 1868 году, за Анри де Роже де Каюзака, маркиза Ко (1826–1889). Брак вскоре распался; у обоих были романы, и де Ко получила разрешение на развод в 1877 году и развелась в 1885 году. Союз был расторгнут с горечью и стоил ей половины ее состояния.
Затем она много лет жила с французским тенором Эрнесто Николини , пока после развода с Ко не смогла выйти за него замуж в 1886 году. Этот брак продлился до его смерти и, казалось бы, был счастливым, но Николини лишил Патти наследства, что наводит на мысль о некоторой напряженности в отношениях. последние годы.
Последний брак Патти в 1899 году был заключен с бароном Рольфом Седерстремом (1870–1947), чопорным, но красивым шведским аристократом, который был на много лет моложе ее. Барон сильно ограничил светскую жизнь Патти. Он сократил ее домашний персонал с 40 до 18, но дал ей необходимую преданность и лесть, став ее единственным наследником. После ее смерти он женился на гораздо более молодой женщине. Их единственная дочь, Брита Ивонн Седерстрем (род. 1924), стала единственной наследницей Патти. У Патти не было детей, но она была близка со своими племянницами и племянниками. Трехкратная премии «Тони» обладательница бродвейская актриса и певица Патти Лупоне — ее правнучка и тезка. Барабанщик Скотт Деворс - ее третий внучатый племянник.
Патти полюбила бильярд и стала уважаемым игроком. [ 12 ] появлялся в качестве гостя на многих крупных бильярдных мероприятиях, проводя показательные матчи и демонстрируя необычные удары.
Выйдя на пенсию, Патти, теперь официально баронесса Седерстрем, поселилась в долине Суонси в Уэльсе , где приобрела замок Крейг-и-Нос . [ 13 ] Там у нее был установлен бильярдный стол стоимостью 2000 долларов и собственный частный театр, миниатюрная версия театра в Байройте , где она делала свои граммофонные записи. [ 14 ]
Патти также финансировала железнодорожную станцию Крейг-и-нос на железной дороге Нит и Брекон . [ 15 ] В 1918 году она подарила городу Суонси здание Зимнего сада из своего поместья Крейг-и-Нос . Он был перестроен и переименован в Павильон Патти . Она умерла в Крейг-и-Нос и восемь месяцев спустя была похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже, чтобы быть рядом со своим отцом и любимым композитором Россини, в соответствии с желаниями ее завещания.
Голос
[ редактировать ]У Аделины Патти был теплый, кристальный и очень подвижный сопрано высокий голос . Ее вокальная эмиссия была совершенно ровной, а вокальный диапазон был широким, от низкой до до высокой фа (C 4 – F 6 ). [ 16 ] Что касается ее техники, критик Родольфо Челлетти сказал: «Ее голос был техническим чудом. Стаккато были чудесами точности, даже в самых сложных интервалах, ее легато было впечатляюще плавным и чистым; она соединяет голос от ноты к ноте, от фразы к фразе». , поднимаясь и скользя с исключительной виртуозностью. Ее хроматическая гамма была восхитительно сладкой, а ее трель была чудесной и твердой». [ 17 ]
Похвалы и почтение
[ редактировать ]«Парижская жизнь» Жака Оффенбаха в книге Анри Мейяка и Людовика Галеви (1866) упоминает Аделину Патти: [ нужна полная цитата ]
- «Я хочу быть в столице
- Посмотрите на див, которые в моде
- Увидеть Патти в «Доне Паскуале».
- И Тереза в Сапере»
Другие произведения литературы и музыки, напоминающие Патти, включают:
- Анна Каренина Льва Толстого
- Картина Дориана Грея Уайльда Оскара
- Эпоха невинности Эдит Уортон
- Нана Эмили Золя
- Боронья Леопольдо Увы
- Шерлок Холмс, Артур Конан Дойл
- «Деревня в кронах деревьев» Жюля Верна
- Хитти, ее первые сто лет Филд Рэйчел
- В песне « The Deadwood Stage (Whip-Crack-Away!) », представленной как в «Бедствие Джейн» фильме , так и в сценическом мюзикле «Бедвуд Джейн», упоминается шляпа, которую носила Патти, как часть содержимого, выставленного на продажу в дилижансе.
- В 1890-х годах афроамериканская певица Сиссьеретта Джонс взяла сценический псевдоним «Блэк Патти» и назвала свою компанию «Трубадуры Блэк Патти».
- Баллада о Бэби Доу Дугласа Мура
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Музыкальные ноты» . Журнал Индианаполиса . 7 апреля 1901 г. с. 14, кол. 4 . Проверено 18 февраля 2022 г.
Датой ее рождения иногда называют 19 февраля 1843 года. Свидетельство о рождении Аделины Патти, найденное в книге крещений города Мадрида, № 42, стр. 153, видно, что она родилась во второй половине дня 10 февраля 1843 года...»
- ^ Коун, Джон Фредерик; Уильям Р. Моран (1993). Аделина Патти: королева червей . Амадеус Пресс. п. 129. ИСБН 978-0-931340-60-4 .
- ^ Jump up to: а б с Сэди, Стэнли, изд. (1997). Оперный словарь Нью-Гроув . Том. 3. Нью-Йорк: Macmillan Reference Limited . п. 918. ИСБН 978-0-1997-6477-8 .
- ^ «Известные бронкситские биографии» . Офис секретаря округа Бронкс . Архивировано из оригинала 20 октября 2009 года.
- ^ Некролог: Морис Стракош. «Музыкальные времена» и циркуляр по классам пения . Том. 28, № 537 (1 ноября 1887 г.). п. 676.
- ^ Формес, Карл (1888). Кох, Вильгельм (ред.). Из моего творчества и сценической жизни: воспоминания о басисте Формесе Карле . Гели.
- ^ Джером К. Джером (19 декабря 1926 г.). « Искусство веселья ». Радио Таймс . Иллюстратор: Артур Уоттс : 685–686. ISSN 0033-8060 . Викиданные Q110491327 .
- ^ «Столичные сплетни - Король и королева на патриотическом концерте» . Журнал Грэнтэма . 31 октября 1914 г. с. 5.
- ^ Кейтс, Уильям (16 апреля 2000 г.). «Лазеры могут быть ключом к редким записям» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 13 марта 2024 г.
- ↑ Дискография составлена WR Moran и представлена в приложении к книге Кляйна « Reign of Patti» , упомянутой выше.
- ^ Аптон, Джордж Патнэм (1908). Музыкальные воспоминания: Мои воспоминания о знаменитостях полувека, 1850–1900 гг. ... С многочисленными иллюстрациями . AC МакКлерг. п. 40.
- ^ «Аделина Патти» . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ Верхняя долина Суонси - Замок Крейг-и-нос на History.powys.org.uk
- ^ Дэвис, Джон; Найджел Дженкинс; Менна Бэйнс (2008). «Аделина Патти» . Энциклопедия Уэльса . Издательство Уэльского университета. п. 665. ИСБН 978-0-7083-1953-6 .
- ^ Митчелл, Вик (1 октября 2004 г.). От Брекона до Нита: включая Истраджинлайс . Мидхерст: Миддлтон Пресс. ISBN 978-1-9044-7443-2 . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Аделина Патти» . Энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Челлетти, Родольфо (2010). Аделина Патти, Голос ангела п. 450.
Ссылки
[ редактировать ]- Коун, Джон Фредерик; Уильям Р. Моран (1993). Аделина Патти: королева червей . Амадеус Пресс. ISBN 978-0-931340-60-4 .
- Кляйн, Герман (2008). Царствование Патти (1920) . Издательство Кессинджер. ISBN 978-1-4365-7176-0 .
- Мейплсон, Джеймс Генри (1966). Розенталь, Гарольд (ред.). Мемуары Мэйплсона; Карьера оперного импресарио, 1858-1888 гг . Нью-Йорк: Appleton-Century . ISBN 0-370-00080-3 .
- Скотт, Майкл (1977). Запись пения . Дакворт. ISBN 978-0-7156-1030-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Аделиной Патти , на Викискладе?
- Аделина Патти. Первая суперзвезда в Лиссабоне
- Аделина Патти на BBC Cymru Wales
- Патти поет на оперном фестивале в Цинциннати 1882 года, на котором присутствовал Оскар Уайльд.
- Цифровая коллекция предметов, касающихся Аделины Патти.
- Аделина Патти в роли Джульетты (1878) [ постоянная мертвая ссылка ] , один из многих документов, связанных с Патти, хранящихся в документах Альфредо Барили в архивах Джорджии .
- Аделина Патти в Find a Grave
- 1843 рождения
- 1919 смертей
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Итальянское оперное сопрано
- Получение писем и искусств
- Певцы из Мадрида
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества
- Итальянские оперные певицы XIX века.
- Люди из Уэйкфилда, Бронкс
- Итальянские эмигранты в США
- Американские оперные певцы