Карл Формс

Карл Иоганн Франц Формес (род. Мюльхайм-на-Рейне , 7 августа 1815 г.; ум. Сан-Франциско, 15 декабря 1889 г.), также известный как Чарльз Джон Формес , был немецким бас- певцом оперы и оратории, сделавшим долгую международную карьеру, особенно в Германии, Лондоне. и Нью-Йорк. [ 1 ] Когда-то он был чрезвычайно известен и находился в авангарде своей профессии, для его голоса было написано несколько ролей, в первую очередь роль Планкетта в Флотоу опере «Марта» .
Формса Собственные мемуары , впервые опубликованные в 1888 году, [ 2 ] может быть не совсем надежным. [ 3 ] Чарльз Сэнтли записал, что Формс был великолепным рассказчиком, «во многом похожим на стиль барона Мюнхгаузена ». [ 4 ]
Истоки, обучение и дебют
[ редактировать ]Карл Формес происходил из испанской семьи Формес-де-Вараз, поселившейся в Германии с 16 века. [ 5 ] Его отец был ризником римско-католической церкви в Мюльхайме, а Карл был старшим из семи сыновей и одной дочери. Он начал с пения в церковном хоре, получил уроки игры на клавишных инструментах (спинет) и стал мастером игры на органе и гитаре. В течение трех лет он служил церковным органистом, а затем, в возрасте 14 лет, отправился в путешествие до Швейцарии, чтобы заработать деньги странствующим пением. [ 6 ] Несмотря на финансовый успех, его отец не позволил ему сделать музыкальную карьеру: вместо этого он поступил в ученики к пивовару в Кельне , родственнику его матери, и оставался там до двадцати лет. Он обучался фехтованию и стрельбе из пистолета. Затем последовали два года военной службы в 25-м полку, дислоцированном тогда в Кобленце . Здесь он впервые встретил Карла Аншюца , музыканта, карьера которого стала связана с его собственной. [ 7 ] После Кобленца он вернулся на пивоварню в Кельне. В 1838 году он вернулся в Мюльхайм, чтобы поддержать своего отца, и работал пивоваром и ризничим, а также пел, когда представлялась такая возможность, и работал хормейстером. Примерно в это же время он женился и имел детей. [ 8 ]
Примерно в 1840 году он решил попробовать себя в музыкальной карьере, вдохновленный Ференцем Листом, который слышал, как он поет. [ 9 ] Актер Фердинанд Гумберт обучал его басовым партиям в «Волшебной флейте» (Зарастро), «Норма» (Оровезо) и ( Буальдье «Бланш» Гастон). [ 10 ] Он дебютировал в роли Зарастро в Кельнском городском театре в январе 1842 года с таким успехом, что режиссер Спилбергер немедленно нанял его на зарплату, и он смог дублировать другие роли. Лист заявил, что его пророчество сбылось, и Формес полностью посвятил себя сцене. В Кельне бас Йозеф Штаудигль (из Венского Хофопера ) выступал в качестве гостя, чему Формс внимательно учился, особенно его Бертрам в «Роберте-дьяволе» и его Марсель в «Гугенотах» . Штаудигль, вернувшись из Лондона в 1843 году, услышал, как Формес исполняет Бертрама со своими изменениями, и сделал ему широкий комплимент. Однажды они пели вместе в I Puritani , как Риккардо (Стаудигль) и Джорджио (Формес). [ 11 ] Через два года (включая сезон в Дюссельдорфе ) Формес разорвал контракт со Спилбергером и сбежал в Мангейм , где присоединился к Великогерцогской опере и подружился с Винценцем Лахнером . В феврале 1845 года он пел там Марселя. [ 12 ]
Вена 1845–1848 гг.
[ редактировать ]Когда в конце 1844 года Штаудигль покинул Венскую государственную оперу , Формесу предложили пробные выступления в Вене. По пути через Мюнхен он пел под управлением Лахнера, и его первое выступление в Вене было в роли Бертрама под управлением Генриха Проха , рядом с Йозефом Эрлом (Роберто), Луизой Либхарт (Алиса), Хассельбартом (Принцесса) и Райхартом (Рамбальдо). Он был немедленно назначен преемником Штаудигля и вскоре исполнил Зарастро, Марселя и «Фигаро» Моцарта . [ 13 ]
В разгар успеха его посетил Джованни Басадонна. [ 14 ] который предложил обучить Формеса «настоящему старому итальянскому методу». Формес серьезно учился у него в течение трех лет, улучшая ровность окраски его голоса, изучал музыкальную теорию у Саймона Сехтера и познакомился с пожилыми музыкантами, знавшими Моцарта или Бетховена . [ 15 ] Его интерес к Шуберту Лидеру усилился, когда он однажды пел наедине с Листом: [ 16 ] он часто пел « Странника ».
В Вене он пел Мальволио в Флотова » «Алессандро Страделле с Йозефом Эрлом и Анной Церр , а композитор написал для него партию Планкетта в «Марте» , которую он поставил в Театре на Кернтнерторе в 1847 году с Эрлом и Церром, а также с Терезой. Шварц в роли Нэнси. Также Галеви адаптировал свои «Мушкетеры королевы» для Форма, Эрла и Зерра. [ 17 ] Отто Николай сочинил партию Фальстафа в своих «Виндзорских веселых женщинах» для Формеса, хотя пел ее только в 1853 году в Гамбурге. [ 18 ] Перед Венгерской революцией 1848 совершил поездку в Брно , Пешт и Офен . В Пеште он познакомился с молодым Иоганном Непомуком Беком , которого тренировал в партии Риккардо в «Пуритане» , и исполнил ее с ним, прежде чем Бек сделал свою выдающуюся карьеру баритона в Вене. В Офене, на Арене, он пел Бертрама, а также своего Каспара в «Вольном стрелке» под «Макса» Йозефа Эрла. [ 19 ]
Николая Формес добился исполнения в Вене « Die Heimkehr des Verbannten» и « Il templario» Николая , оба запрещенные там как произведения, вызывающие симпатии Пруссии. [ 20 ] Помолвка 1846–1850 годов для выступления в Милане была разорвана через несколько дней из-за опасений антиавстрийских настроений, хотя на самом деле он был немцем. [ 21 ] Джакомо Мейербер предложил ему спеть Марселя и Бертрама в Берлине, но план провалился, и он не появился там до 1853 года. [ 22 ] Находясь на короткое время в Вене за неуважительное высказывание о Меттернихе , он все равно принимал участие в репетициях и выступлениях. [ 23 ] Формес, враждебно относившийся к притеснениям Меттерниха, сильно потерял официальную поддержку в революционной Вене . [ 24 ] Когда в начале 1848 года ему пришлось уйти, Йозеф Штаудигль возобновил свой пост в Государственной опере. [ 25 ]
Германия и Нидерланды, 1848–49 гг.
[ редактировать ]Сбежав в Гамбург (где он не выполнил контракт в апреле 1848 года), он вступил в кооператив Оперы, заплатил негарантийными акциями, спев первым своего Марселя. [ 26 ] Осенью 1848 года он принял участие в начале восстания Шлезвига против Дании . [ 27 ] После пения в Бремене , Лейпциге и Франкфурте он добрался до Дрездена , где какое-то время пел с Йозефом Тихачеком (которым он безмерно восхищался) и Йоханной Вагнер , иногда под управлением Рихарда Вагнера , хотя сам не был вагнерианцем. [ 28 ] Формс рекомендовал Вагнеру использовать итальянское исполнение его речитативов вместо более жесткой декламации. [ 29 ] Помимо Бертрама и Марселя, Зарастро, Фигаро и Каспара, он пел Лизиарта ( «Эврианта» ), Кардинала ( «Иудейка» ), Осмина ( «Die Entführung aus dem Seraglio» ), Рокко ( «Фиделио» ) и Мефисто в « опере Шпора Фауст» . Он также пел в то время Лепорелло . [ 28 ]
После сезона в Брауншвейге [ 30 ] он вернулся в Дрезден. Он попытался вновь посетить Вену, но ему чудом удалось спастись. [ 31 ] Затем, после некоторого периода пения в Кельне, он получил приглашения в Амстердам через Фердинанда Рёдера , где (для своего старого друга Карла Аншюца [ 32 ] появился в «Вольном стрелке» Вебера , «Джессонде» , «Фаусте» Шпора и «Волшебной флейте» ) он впервые в итальянских версиях. Он также с успехом пел в Роттердаме , Лейдене , Утрехте и других частях Нидерландов, все время страдая от перемежающейся лихорадки. [ 33 ]
Лондон, 1849–1850 гг.
[ редактировать ]В мае 1849 года он присоединился к немецкой компании Рёдера под командованием Аншюца на сезон в Лондоне. Аншютц дирижировал оркестром Друри-Лейн в сезоне Рёдера и улучшил его уровень игры, который часто был нестабильным, когда его возглавлял постоянный дирижер, уроженец Мальты Франческо Шира (1809-1883). Лихорадка прошла, и в июне Формс впервые спел своего «Зарастро» в лондонском театре «Друри-Лейн» , вызвав большое одобрение: [ 34 ] Чарльза Сэнтли вдохновил этот пример. [ 35 ]
Х. Ф. Чорли писал, что Формс
произвел настоящий фурор своим исполнением в «Волшебной флейте». Никогда человек не был наделен более величественным голосом и присутствием в своем искусстве, чем он сам. Я не могу припомнить ни одного другого глубокого баса, такого глубокого, такого звучного, такого равного, как его голос в 1849 году, – и я никогда не видел, чтобы кто-нибудь двигался с большим достоинством, чем он тогда, будучи Первосвященником. С самого начала он завоевал симпатии англичан. [ 36 ]
Привлеченный Священным Гармоническим Обществом для пения Илии , Мессии и Сотворения в Эксетер Холле , [ 37 ] вскоре Формесом на концертах восхищались так же, как и на театральной сцене. На концертах по средам 1849 года под управлением Аншютца в Эксетер-холле он выступал вместе с такими музыкантами, как Альфредо Пьятти , Анри Вьекштампс , Оле Булл , Джорджио Ронкони и Мариетта Альбони . Он пел в сольном квартете Девятой симфонии Бетховена с Кларой Новелло , Шарлоттой Сентон-Долби и Симсом Ривзом под управлением Аншютца с оркестром из 350 человек и хором из 700 человек. [ 38 ] (впоследствии повторено с Райхартом, бывшим венским коллегой, вместо Ривза [ 39 ] Моцарта ) и в том же составе пел Реквием на концертах по средам. [ 40 ]
Вскоре Формес был принят на работу в качестве primo basso assoluto в постоянное управление реконструкцией Королевской итальянской оперы в театре Ковент-Гарден после ее последнего краха. [ 41 ] В эту группу входили Майкл Коста , Марио , Джулия Гризи , мадам Кастельян, Джорджо Ронкони и Энрико Тамберлик (все мигранты из Бенджамина Ламли компании в 1846 году), Антонио Тамбурини , Елена Д’Ангри и Фредерик Гай . В апреле 1850 года Формес появился в роли Каспара в первом итальянском Der Freischütz в Лондоне ( «Франкский лучник »). [ 42 ] с Тамберликом, которого Чорли считал «одним из своих любимых персонажей – тем, что он умел делать лучше всего в опере». [ 43 ]
Затем последовали первые лондонские итальянские выступления Гли Угонотти с Марио, Гризи, Д'Ангри, Тамбурини и Мараи под «Марселя» Формеса и Роберто иль Дьяволо с Тамберликом, Полиной Виардо , Гризи и Марио под его «Бертрама». Чорли заметил:
величайшей ошибкой был Бертрам из господина Формеса... - Бертрам, который барахтался, как опрометчивая летучая мышь, чтобы своими действиями мешать каждому существу, связанному с ним, ни в малейшей степени не искупая самонадеянного превосходства каким-либо музыкальная правильность или красота. Это было тяжелое и настоящее разочарование. [ 44 ]
Чорли видел, как он играл Каспара с бельгийским тенором Маральти и мадам Кастеллан, а его Лепорелло с Гризи, Виардо и Марио. Затем последовал его Зарастро с Луизой Пайн , Анджолиной Бозио. [ 45 ] и Марио. Формес провел успешный дебют и сезон в Испании. [ 46 ] посетил и пел для Генриха Гейне и Россини в Париже. и утверждал, что по пути туда [ 47 ] Осенью 1850 года он спел Илию на открытии зала первого Большого музыкального фестиваля в Ливерпуле , а на следующий вечер присоединился к Тамбурини, Луиджи Лаблашу Моцарта и Ронкони в басовых пассажах Реквиема Россини и Stabat Mater . [ 48 ] В том же году (и в последующие годы) он присоединился к оперному туру итальянской труппы в Дублине под управлением Anschütz. [ 49 ] и совершил сольный тур по Шотландии с Кларой Новелло и Симсом Ривзом, скрипачом Эрнстом и пианистом Литольфом . [ 50 ]
Лондон и другие места, 1850–1857 гг.
[ редактировать ]В 1855 году Формес и Аншютц отдыхали с Ремени в Джерси. [ 51 ] Его второй сезон в Ковент-Гардене включал Фиделио (Рокко) с Дженни Бюрде-Ней Вебера (1826–1886) и Тамберликом, а в третьем (1852) — Джессонду и Мефистоса Формеса в «Фаусте» Шпора с Ронкони, Бозио и Тамберликом. [ 52 ] Россини «Гульельмо Телль» Давалась также , а Тамберлик и Формес выступили в роли Петра Великого и генерала Романова в двух роскошных исполнениях Жюльена оперы «Пьетро иль Гранде» , оказавшихся полным провалом и погубивших композитора. [ 53 ] В 1851 году брат Карла Формеса, Теодор Формес (1826–1875), стал главным тенором берлинской Хофоперы, где исполнял заглавные партии в первых местных спектаклях «Тангейзер» (1856) и «Лоэнгрин» (1859). Теодор пел в Берлине до 1864 года. [ 54 ] Братья Губерт и Вильгельм также были оперными певцами. [ нужна ссылка ]
Карл Формес пел каждый год с 1850 по 1857 год в Лондоне, с октября 1851 года по Великий пост 1852 года, а также в две последующие зимы он пел в Санкт-Петербурге. Его первое выступление там было с Марио, Гризи, Тамбурини и другими, и он спел «Гугенотов» , «Свадьбу Фигаро » и др. [ 55 ] В 1852 году он присутствовал на премьере новой трёхактной редакции « Фауста » Шпора . [ нужна ссылка ] Вместе с Ривзом, Виардо, Пайном и Сентон-Долби он впервые исполнил новые английские оратории на Норвичском фестивале . [ 56 ] а в сентябре дебютировал на фестивале в Бирмингеме . [ 57 ] В 1853 году он принял участие в лондонской премьере оперы Берлиоза « Бенвенуто Челлини» в роли кардинала. [ нужна ссылка ] В Берлине он сначала спел Зарастро, Марселя и Бертрама, а затем вернулся в Лондон. [ 58 ] Он исполнил « Фиделио» (Рокко) в Ливерпуле под управлением Эдварда Лодера и совершил свой первый оперный тур (из многих) в Шотландии с Анеттой Карадори , мадам Рудерсдорф , [ 59 ] Минна фон Беркель [ 60 ] и Елена Д'Ангри, теноры Павези и Райхарт, баритоны Фортини и Манкузи [ 61 ] и басист Чарльз Зельгер и он сам.
Формс пел на первом Большом концерте в Хрустальном дворце Генделя в 1853 году, а позже в том же году исполнил «Мессию» на первом музыкальном фестивале в Хрустальном дворце. [ 62 ] Он принял участие в концерте в Эксетер-холле в пользу венгров, изгнанных после революции. Анна Зерр находилась в Лондоне, но не могла участвовать из-за ожидания репрессий в Вене, поскольку шпионы были готовы их донести. [ 63 ] Осенью Формес пел в Гамбурге « Фальстафа», написанного для него Николаи. [ 64 ] В 1854 году он пел под управлением Листа в Веймаре . [ 65 ] и был назначен английским королевским камерным певцом Ее Величеством королевой Викторией . [ 66 ] 29 августа 1855 года Майкл Коста дирижировал премьерой своей оратории «Эли» на фестивале в Бирмингеме вместе с Виардо, Кастеляном, Ривзом и Формесом. [ 67 ] В том же году Форм спел Пьера ле Гранда в «Л'Этуаль дю Норд» с мадам Бозио и Марай, роль, которую, как он утверждал, Мейербер предназначал для него. [ 68 ] Чорли сравнивал его с оригинальным Пьером Батайем хотя . [ 69 ] В 1856 году он помог привезти в Лондон тенора Теодора Вахтеля . [ 70 ]
Первые американские турне, 1857–1863 гг.
[ редактировать ]в 1857 году Бернард Ульман [ 71 ] пригласил Карла Аншюца возглавить оперную труппу в туре по Америке, в том числе сопрано Анну де ла Гранж , [ 72 ] бас-баритон Эдуард Гасье и его жена-сопрано, [ 73 ] Елена д'Ангри (контральто) и дирижер Абелла д'Ангри, теноры Марио Тиберини и Луиджи Стефани , а также басисты Аугустини Сузини и Карл Формес. [ 74 ] Во время своего дебюта в Нью-Йорке 30 ноября 1857 года Формес спел Бертрама в опере «Роберто иль дьяволо» в Музыкальной академии (премьера на итальянском языке в США), а в течение следующих 7 недель появился в «Марте» , «Пуритане» , « Фиделио» , «Севильском цирюльнике» (Дон Базилио). ) и Дон Жуан (Лепорелло). Были грандиозные исполнения « Сотворения мира» и «Мессии» , а также (совместно с Тальбергом и Вьёктаном Моцарта ) «Реквиема» . Формес произвел настоящую сенсацию. [ 75 ] После Элайджи в Бостоне 27 января 1858 года труппа отправилась в Филадельфийскую академию , где Формс пел Планкетта (с Хьюго Пиканзером ), I Puritani , Лепорелло , Бертрама и Эльмиро в «Отелло» с дирижерами Аншютцем, Д'Ангри и Карлом Бергманном . [ 76 ] К концу февраля Формес вернулся в Нью-Йорк для «Пуританцев» и «Отелло» , а (8 марта) для своего Марселя в «Гли Угонотти» (итальянская премьера в США). [ 77 ] После прощания Биньярди 23 марта [ 78 ] и короткий сезон в Сан-Франциско, [ 79 ] Моцарта в Нью-Йорке. он спел «Реквием» и «Элайджу» в конце апреля [ 80 ]
Аншютц и Формес совершили гастрольный тур по западу перед началом второго оперного сезона в октябре 1858 года. [ 81 ] В труппу Ульмана входили сопрано Розин д'Гур Лаборд , пианист Гюстав Саттер . [ 82 ] Его новая звезда, сопрано Мария Пикколомини, пригласила дирижера Эмануэле Муцио разделить руководство. Она пела «Дочь полка» с Формесом (Сульпицио) и Джузеппе Тамаро в Нью-Йоркской академии 27 октября 1858 года. [ 83 ] («Удивительный маленький флирт Пикколомини» противопоставлялся «огромной преданности тяжеловесного Формеса». [ 84 ] ) Формес пел своих Лепорелло, Бертрама и Марселя: он и Пикколомини разделяли почести в «Свадьбе Фигаро» («Nonpiù andrai», записанный на бис на немецком языке) и слабости в «Лукреции Борджиа» , [ 85 ] но были в ссоре, как Адам и Ева в «Сотворении мира» 11 января 1859 года в нелепой схватке из-за «Боже, храни царицу». [ 86 ] В декабре Формс и Пикколомини провели четырехнедельный тур по Бостону. [ 87 ] и отправился в Филадельфию в январе с La figlia под управлением Муцио и Le Nozze (с Анджолиной Гиони , фон Беркель и Эмануэле Флоренца под руководством Аншюца) и Дон Жуаном (с Эфрозиной Пуансо , Гиони, Флоренце, Доменико Лорини и Доменико Колетти ). [ 88 ] Формс дал «Гугенотов» и «Роберто иль дьявол» с Пуансо и Лабордом. Затем Аншютц и Формес возглавили гастроли компании по пути в Новый Орлеан (прибыл 23 февраля), а Пикколомини уехал, чтобы попрощаться с ней. Вернувшись, [ 89 ] » Формеса в мае Филадельфия услышала « Марту (с Лабордой, Аделаидой Филлипс и Джованни Сбрилья ), а также его роли в «Норма» , «Роберто» , «Лючия ди Ламмермур» и «Дон Жуан» в актерском составе с участием Лаборда и Стефани: [ 90 ] затем снова в Бостон до 11 июня. [ 91 ]
Формс вернулся в Англию на основные сезоны 1860, 1861 и 1862 годов, посетив Штаты и Германию. [ 92 ] В 1860 году импресарио Морис Стракош ( Аделины Патти шурин ) был партнером Ульмана, а Аншуц, обосновавшийся в Америке, руководил труппой и руководил Arion Männergesangverein , тевтонизированным мужским певческим кружком. [ 93 ] Формес (который подружился со Стракошем [ 94 ] ), после пребывания в Лондоне и Европе вернулся в Америку. Он спел 2-й акт «Марты» в концерте с Бертой Йоханссен , фон Беркелем и Джорджо Стиджелли , а со Стиджелли исполнил дуэтную сцену из «Мазаньелло» под управлением Теодора Томаса . [ 95 ] 10 октября 1860 года он пел на гала-концерте в Филадельфии для Альберта Эдварда, принца Уэльского, Марты с юной Патти, Фанни Херон Натали , Паскуале Бриньоли и Николо Базили : Патти и Формес исполняли «Боже, храни королеву». Партнерство Ульмана-Стракоша провалилось и раскололось на франко-итальянскую фракцию под руководством Муцио и немецкую компанию под руководством Формеса и сопрано Инес Фаббри . [ 96 ] со Стигелли, фон Беркелем, Аншютцем и менеджером Рихардом Мюлдером . Завоевав контроль над Нью-Йоркской академией, 24 октября 1860 года компания Formes-Fabbri передала Роберто ildiavolo , [ 97 ] а через неделю Der Freischütz запел : [ 98 ] но всего через четыре оперных вечера проект закрылся. Формс дал торжественное прощание 1 января 1861 года в «Марте» Флотова и втором акте «Страделлы» под руководством Теодора Томаса с Йохансеном, мадам Экардт и Стигелли, а затем снова появился на «Прощании Стигелли» 11 января, исполнив Страделлу полностью и четвертый акт «Жюйва». Формс произвел большое впечатление своим звездно-полосатым знаменем , «с флагом Союза в одной руке, голосом и воздухом, которые трепетали от высокого патриотизма и находили отклик в каждом присутствующем сердце…» [ 99 ] Формс и Карлотта Патти спели в «Boston Farewell» Стигелли 28 января. [ 100 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1863 году в Лондоне компания Formes обанкротилась. [ 101 ] Он передал жене доверенность на свое место жительства и имущество в Висбадене, а при попытке купить дом в Чикаго обнаружил, что она все забрала. [ 102 ] Его голос устарел, и ему потребовалась работа, и он начал карьеру театрального актера: после некоторой учебы он Шиллера » сыграл « Вильгельма Телля и Лессинга » «Натана Мудрого в Вюрцбурге и Майнце с успехом , а также Шейлока ( «Венецианский купец» ). с артистическим (но не финансовым) успехом в Англии. [ 103 ] Сэнтли видел в нем Шейлока и заметил, что (хотя Формс всегда сохранял сильный немецкий акцент в разговоре) его английская декламация и ритм были образцовыми, лучше, чем у английских актеров:
он произносил буквы, разделял слоги и делал акценты на ударных слогах, так что, хотя время от времени его произношение слов было не совсем английским, его произношение было совершенно отчетливым». [ 104 ]
Его вторая жена из Висбадена также не смогла защитить его деньги. [ 105 ] Однако Формес вернулся к пению и в Америку. Аншютц основал Немецкую оперу в Нью-Йорке в 1862 году, а в октябре 1864 года Формес работал с Немецкой оперной труппой Леонарда Гровера в Бостоне вместе с Йохансеном и Мари Фредеричи (меццо), [ 106 ] Джоанна Роттер , [ 107 ] Теодор Хабельман (тенор), Йозеф Херманнс (бас) и Сиг. Тамаро. [ 108 ] В последующие годы эти певцы объединились. [ 109 ] Аншюц ушел из Немецкой оперы в 1864 году, а весной 1865 года его ученик и хормейстер Адольф Нойендорф поставил Вильгельма Телля в Нью-Йоркской академии вместе с Фредеричи, Хабельманом, Германнсом, Карлом Формесом и Вильгельмом Формесом (его братом) в составе труппы Гровера. [ 110 ] Компания «Гровер» подарила Марту (29 апреля) с Формесом, Францем Химмером , Роттером и Софи Дзюбой (Нэнси). [ 111 ] Формес наладил связи с Авраама Линкольна семьей опубликовал « Песню без слов для фортепиано». и в его память [ 112 ] Летом 1865 года он пел под Anschütz в отеле Hyde Park на озере Мичиган (недалеко от Калумета ), а затем провел сезон охоты. [ 113 ] Отличный выстрел, Формс мог выстрелить монетой между большим и указательным пальцами примадонны с двенадцати футов. [ 114 ] и рассказывал истории о своих боях с гризли . Зимой 1865–66 он пел в Гаване , особенно в «Марте» и «Роберто иль диаболо» , под руководством Муцио: он был ненадолго арестован. [ 115 ] В 1868 году он посетил Англию на сезон в Ковент-Гардене (включая тур) для Мейплсона в компании с Чарльзом Сэнтли , Зелией Требелли и коллегами. После очень насыщенной программы Формес отправился в Кельн. [ 116 ] но вернулся в Штаты на зиму, гастролируя с Ла Гранжем, Бриньоли, Германнсом, Роттером и другими, в труппе, которая в январе 1869 года исполняла «Роберто иль диаболо» , «Сицилийскую вечерню» , «Л'Этуаль дю Норд» , «Африкаин» и « Белисарио». , среди более стандартного репертуара, в Бостоне. [ 91 ] Формс вернулся в Англию для тура труппы Ковент-Гарден в 1869 году, сыграв Призрака в Гамлете Амбруаза Томаса с Сэнтли (титул) и Ильмой де Мурска (Офелия) в Манчестере, Ливерпуле и Лондоне. [ 117 ] Сэнтли он понравился:
он играл Рокко в «Фиделио», Марселя в «Гугенотах» в стиле, с которым в мое время не мог сравниться ни один человек, и, за исключением Джорджио Ронкони, его Лепорелло был лучшим, что я помню, особенно последняя сцена. В комических сценах он уступал Ронкони. Я не знал его задолго до того, как обнаружил, что, несмотря на все его ужасные разговоры и бахвальство, он был кроток, как ягненок. Мы стали очень близкими друзьями. [ 118 ]
Когда Аншюц умер в Америке в 1870 году, его немецкая труппа уже потерпела неудачу, но под руководством Нойендорфа труппа, которую привела той зимой Луиза Лихтмай, представила Берту Ремер , Клару Перл и баса Адольфа Франоша : [ 119 ] Формс был в туре по Бостону в январе 1871 года с полной программой, включая Люстиге Вайбера , La dame blanche и Stradella . [ 91 ] Труппа Лихтмэя представила американскую премьеру « Лоэнгрина» в Городском театре ( Бауэри ) на немецком языке, но Генриха играл Франош, а не Формес, с Лихтмэем (Эльза), Хабельманом (титул), Мари Фредеричи (Ортруда) и Эдвардом Вирлингом (Тельрамунд). . [ 120 ] В январе 1872 года Формс появился на американской премьере Маршнера оперы «Тамплиер и еврейка» . [ нужна ссылка ] Примерно два месяца спустя он сыграл Марселя в одном из спектаклей Гли Угонотти в Нью-Йорке под руководством Нойендорфа с Парепа-Розой , Аделаидой Филлипс, Сэнтли и Теодором Вахтелем. «Его голос был слишком изношен, чтобы продержаться всю оперу, но его изображение грубого старого солдата было таким же совершенным, как и всегда», - писал Сэнтли. [ 121 ]
Голос Формеса сохранил свою громкость и сладость, хотя возраст повлиял на его интонацию. [ 122 ] В 1874 году он пел в Европе, особенно в Берлине, где неизменная красота его голоса вызывала удивление и восхищение. [ 123 ] Его брат Теодор тогда умирал в приюте, став психически больным. [ 124 ] Той зимой он провел оперный тур по южным штатам и провел Рождество, исполняя песни на плантации между Чарльстоном и Саванной . [ 125 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]В 1875 году его отправили (вместе со второй женой) в Калифорнию, чтобы вылечиться от кашля, и, успешно спев там в опере и на концертах, он решил поселиться в Сан-Франциско и зарекомендовать себя как преподаватель. [ 126 ] Он ушел со сцены в 1878 году, но продолжал регулярно петь на концертах и общественных мероприятиях. Некоторые сообщения предполагают, что Формес стал очень бедным и был вынужден зарабатывать пением популярных песен в кафе . на жизнь [ 127 ] После смерти второй жены в 1882–1883 годах он уехал на сезон на восток, чтобы снова петь, и женился в Филадельфии на Полине, одной из своих учениц с 1876 года. [ 128 ] В 1883 году совершил концертное турне по различным частям США и Канады с выдающейся оперной певицей Эммой Терсби (1845–1931), путешествуя с Морисом Стракошем. [ 129 ] Вернувшись в Сан-Франциско, чтобы возобновить преподавание у Полины, в 1887 году он опубликовал свой «Старый итальянский метод пения», ставший плодом жизненного опыта. [ 130 ] В 1888 году он пел на первом большом музыкальном фестивале в Квебеке со своей ученицей Кэрри Маклеллан. [ 131 ] Он и Полина посетили Англию и Францию в 1888 году, Формс дал концерты в Англии и снова встретился с Чарльзом Сэнтли. Он опубликовал свои мемуары на немецком языке в Кельне в 1888 году с помощью редактора Вильгельма Коха. Его последнее появление состоялось 10 декабря 1889 года на открытии театра Бижу в Сан-Франциско, где он еще раз спел Дона Базилио : его приняли с большим энтузиазмом. [ 132 ] 15 декабря он скончался от пневмонии и сердечной недостаточности. Похоронен на Крестовоздвиженском кладбище. [ 133 ] Его жена опубликовала английский перевод его мемуаров в 1892 году.
Сын Формеса, Эрнст Формес (род. Мюльхайм, 30 января 1841 г.; ум. Берлин, 2 апреля 1898 г.), был известным актером в Германии. Он был знатоком литературы и мог читать на четырех языках. Как и его отец, «он мог связать самых невероятных Мюнхгаузиад с самым пассивным лицом в мире». [ 134 ]
Кажется вероятным, что Карл Формес-младший (род. Лондон, 3 июля 1841 г.; ум. Лос-Анджелес, 18 ноября 1939 г.), актер примерно в 40 немых фильмах ок. С 1914 г. был родственником, вероятно, племянником Карла старшего. [ 135 ] [ оригинальное исследование? ]
Улица в Кельне-Мюльхайме названа Формесштрассе в честь этой ранее всемирно известной семьи певцов. [ 136 ]
Сочинения
[ редактировать ]- Вильгельм Кох (редактор), Из моего творчества и сценической жизни. Воспоминания басиста Карла Формеса (Кёльн, 1888).
- Мои Мемуары. Автобиография Карла Формса. Опубликовано в его памяти (Джеймс Х. Барри (принтер), Сан-Франциско, 1891 г.)
- Старый итальянский метод пения (Сан-Франциско, 1885 г.).
- Три песни без слов (для фортепиано) (Рут и Кэди, Чикаго, 1865)
- 1. Памяти Авраама Линкольна
- 2. О Мадриде 1851 г.
- 3. Прусский беженец
- В Защищенной долине (старинная немецкая народная песня).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фотография Исторического общества Миннесоты, сделанная Карлом Формсом.
- ^ Вильгельм Кох (редактор), Из моего искусства и сценической жизни. Воспоминания басиста Карла Формеса (Кёльн, 1888). Английская версия была опубликована в частном порядке третьей женой Формеса, Полиной Формс, под названием « Мои мемуары». Автобиография Карла Формса. Опубликовано в его памяти (Джеймс Х. Барри (принтер), Сан-Франциско, 1891 г.). См. Интернет-архив, Автобиографию Карла Формса , чтобы читать онлайн.
- ^ Х.А. Лиер, «Формес, Карл Иоганн» в «Общей немецкой биографии» , в немецком Wikisource [1] .
- ^ Чарльз Сэнтли, студент и певец , 3-е изд. (Эдвард Арнольд, Лондон, 1892), 265–67.
- ^ Мемуары , 169-70.
- ^ Мемуары , 11–12.
- ^ Мемуары , 17.
- ^ Этот абзац, Мемуары 1–23: Общая немецкая биография .
- ^ Этот абзац, Мемуары 33–41.
- ^ Мемуары , 32–34.
- ^ Мемуары , 35–37.
- ^ Мемуары 37–41.
- ^ Мемуары , 41–45.
- ↑ Басадонна (1806 — после 1851) был самым известным Отелло (Россини) своего поколения и создателем Криспо (в «Фаусте» , Родриго в «Санча ди Кастилья» и Роберто Деверо для «Доницетти» ). В 1845 году певец был вынужден уйти в отставку из-за болезнь голосовых связок. См. Уильям Эшбрук, Доницетти и его оперы (Cambridge University Press, 1983), примечание 65, стр. 622–23.
- ^ Мемуары , 46–51.
- ^ Мемуары , 111-12.
- ^ Мемуары , 61.
- ^ Мемуары , 62–65.
- ^ Мемуары , 73–81.
- ^ Мемуары стр.63.
- ^ Мемуары , 156-58.
- ^ Мемуары 65–66.
- ^ Мемуары , 59–61.
- ^ Мемуары , 87–101, стр.98.
- ^ Общая немецкая биография , «Йозеф Штаудигль».
- ^ Мемуары , 101-03.
- ^ Мемуары , 101.
- ^ Jump up to: а б Мемуары , 106-08.
- ^ Мемуары , 108-10.
- ^ Мемуары , 113.
- ^ Мемуары , 113-18.
- ^ «Образ Аншуца» . Архивировано из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 7 декабря 2009 г.
- ^ Мемуары , 118-19.
- ^ Мемуары , 119–120.
- ^ Сэнтли, Студент и певец , с. 30.
- ^ Генри Фотергилл Чорли, Музыкальные воспоминания тридцати лет (Фостер и Блэкетт, Лондон), II, 89–90.
- ^ Мемуары , 120.
- ^ Мемуары , 125-27.
- ^ А. Карс, «Хоровая симфония в Лондоне», Музыка и письма , 1951 XXXII (1), 47–58.
- ^ Мемуары , 127.
- ^ Мемуары , 121.
- ^ Мемуары 122.
- ^ Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет , II, стр. 122.
- ^ Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет , II, 129.
- ^ 1830, Турин – 1859, Санкт-Петербург. Портрет Босио из Нью-Йоркской полиции
- ^ Мемуары , 169.
- ^ Мемуары , 165-66.
- ^ Мемуары , 128.
- ^ Мемуары , 142-48.
- ^ Мемуары , 148-49.
- ^ Мемуары , 180-85.
- ^ Мемуары , 122-24.
- ^ Мемуары , 124.
- ^ Разговорный лексикон Брокгауза (Комитет авторов) (Ф.А. Брокгауз: Лейпциг, Берлин и Вена, 1894–1896) 14-е издание, с. 981).
- ^ Мемуары , 174.
- ^ CE Пирс, Симс Ривз - Пятьдесят лет музыки в Англии (Стэнли Пол, 1924), 170.
- ^ Бирмингемский словарь Шоуэлла, стр. 151
- ^ Мемуары , 66–67, 151.
- ^ Г-жа Рудерсдорф, см. Биографию в Grande Musica ; Old Grove в Wikisource s:Page:A Dictionary of Music and Musicians vol 3.djvu/211 ; Джордж П. Аптон, Музыкальные воспоминания: мои воспоминания о знаменитостях полувека 1850–1900 гг. , (AC McClurg & Co, Чикаго, 1908 г.) passim. [2]
- ^ Фон Беркель, см. Запись Армстронга об опере в Филадельфии.
- ↑ Карьера Манкузи позже началась в Америке, см. Вера Бродский Лоуренс и Джордж Темплтон Стронг , Strong on Music: Repercussions 1857–1862 (Чикагский университет, 1999), passim [3]
- ^ Мемуары , 129.
- ^ Мемуары , 153-56.
- ^ Мемуары , 64.
- ^ Мемуары , 112.
- ^ Мемуары , ***
- ^ Пирс, Симс Ривз , 182.
- ^ Мемуары , 68.
- ^ Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет , II, 228.
- ^ Мемуары , 153.
- ↑ О контексте проекта Ульмана см. Бетани Голдберг, «Маркетинг Мусарда: Бернард Ульман в Музыкальной академии», American Music Review XXXVIII, № 1, осень 2008 г., Информационный бюллетень. [4] Архивировано 13 июня 2010 г. в Wayback Machine . См. также Кэтрин К. Престон, «Опера в дороге: путешествующие оперные труппы в Соединенных Штатах, 1825–1860 гг .» (Университет Иллинойса, 1993, 2001 г.) [5] .
- ^ Французское сопрано (1825–1905), американский дебют в 1855 году (и американская карьера). См. фото и т. д. на сайте [6]. Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Мадам Гасье, бывшая мадемуазель Кубас: см. некролог NYT об Эде Джи, который умер от рвоты в Гаване. [7] . Но Х. Розенталь и Дж. Варрак в «Кратком Оксфордском оперном словаре» говорят, что она была Хосефой Фернандес.
- ^ Мемуары , 189.
- ^ Лоуренс, Последствия , 64–71, 103–07.
- ^ Списки см. Фрэнк Гамильтон (редактор, 2009), «Хронология исполнения оперы в Филадельфии 1850–1874» (исследование Джона Кертиса 1867–1927), [8] : также У. Г. Армстронг, Запись об опере, Филадельфия (Портер). и Коутс, Филадельфия, 1884 г.) [9] .
- ^ Коббе, Полный оперный сборник , стр. 503.
- ↑ В салоне Нибло см. Лоуренс, Последствия , с. 216.
- ^ М. Блейк-Алверсон, 60 лет калифорнийской песни 1836–1923 (Окленд, 1913) [10]. Архивировано 23 октября 2008 г. в Wayback Machine .
- ^ Лоуренс, Последствия , стр. 126–29.
- ^ Лоуренс, Последствия , стр.156.
- ^ Мемуары , 195.
- ^ «Музыкальная академия», New York Times, 18 ноября 1858 г., [11] .
- ^ Лоуренс, Последствия , стр. 157–59.
- ^ Лоуренс, Последствия , стр. 161–171.
- ^ Лоуренс, Последствия , стр. 224–25.
- ^ Юджин Томпкинс, История Бостонского театра с 1854 по 1901 год (Houghton Mifflin Co., Бостон и Нью-Йорк, 1908) [12] .
- ^ «Слышать, как он отбарабанивает «Schaudernd zittern meine Glieder, Angst schlagt meinen Muth darnieder» в с(x)tet в «Дон Жуане» с устойчивым крещендо до фортиссимо, и с отчетливым каждым слогом, было предостережением!': Уильям Фостер Апторп , Между прочим (Коупленд и Дэй, Бостон, 1898), II, стр.67: [13]
- ^ Лоуренс, Последствия , стр.226. Мемуары , 207-15.
- ^ Мемуары , 219.
- ^ Jump up to: а б с Томпкинс, История Бостонского театра .
- ^ Мемуары , 220.
- ^ Аншютц в Америке, см. « Последствия Лоуренса» : также «Теодор Томас» в «Биографическом лексиконе Восточной Фризии» , [14]
- ^ Мемуары , 219 и далее.
- ^ Гамильтон, «Опера в Филадельфии».
- ^ Из Франкфурта, настоящее имя Агнес Шмидт, см. Österreichisches Musiklexikon Online , [15] . Фаббри (1831–1909), во время своего первого турне по США: позже (1870-е годы) директор Гранд-опера в Нью-Йорке. Она вышла замуж за Ричарда Малдера: ссылка. Джон Эмерсон, «Мадам Инес Фаббри, Примадонна Ассолюта и оперное исполнение в Сан-Франциско в 1870-е годы», в книге М. Коула и Дж. Кегеля (редакторы), « Музыка в исполнении и обществе: очерки в честь Роланда Джексона». (Уоррен, Мичиган: Хармони Парк, 1997), 325–354. См. архив Фаббри Калифорнийского университета в Беркли [16] .
- ^ Лоуренс, Последствия , с. 362-68.
- ↑ «Развлечения», New York Times, 31 октября 1860 г.
- ^ Лоуренс, Последствия , 395-96.
- ^ Блейк-Алверсон, 60 лет калифорнийской песни .
- ↑ Уволен к 11 июня 1863 г. составом 2с.6д. в фунтах кредиторам. Лондонская газета , банкротство Формеса в 1863 году [17] .
- ^ Мемуары 220, 166.
- ^ Мемуары , 220-21.
- ^ К. Сэнтли, Искусство пения и вокальной декламации (Macmillan and Co., Лондон, 1908), с. 54.
- ^ Мемуары , 235.
- ↑ Урожденная Мария Фридрихс, замужем за Францем Химмером: известные Агата и Маргарет : Апторп, Между прочим , II, стр.66.
- ^ Лоуренс, Последствия, стр. 503–506.
- ^ Томпкинс, История Бостонского театра .
- ^ Юджин Х. Кропси, Оперный театр Кросби: символ культурного пробуждения Чикаго (Farleigh Dickinson University Press, 1999) ISBN 0-8386-3822-8 .
- ^ Э. Дуглас Бомбергер (Эд), биографии американских музыкантов Брэйнарда (Greenwood Publishing 1999), 202.
- ↑ New York Daily Tribune, 28 апреля 1865 г.
- ^ Коллекция Альфреда Уитала Стерна Линкольнианы, Библиотека Конгресса
- ^ Мемуары , 221-24.
- ↑ Актриса Фредерика Госсман и сопрано мадам Рудерсдорф испытали это представление. Сэнтли, Студент и певец стр.265-67: Мемуары , 152.
- ^ Мемуары , 226-29.
- ^ Мемуары , 229.
- ↑ Сэнтли, студент и певец , 279.
- ^ Сэнтли, студент и певец 265-67.
- ↑ См. некролог от 6 августа 1880 г., NYT.
- ↑ New York Times, 8 апреля 1871 г., «Мюзикл. «Лоэнгрин» Вагнера.
- ↑ Сэнтли, студент и певец стр.313.
- ^ Апторп, Кстати, стр. 67–68.
- ^ Брокгауз, Разговорный лексикон , с. 981.
- ^ Х. Розенталь и Дж. Варрак, Краткий Оксфордский оперный словарь (печать 1974 г.), стр.138.
- ^ Мемуары , 232-34.
- ↑ Мемуары , 234 («57» — опечатка вместо «75»).
- ^ Бомбергер, Музыканты Брэйнарда , стр. 112-14.
- ^ Залив Сан-Франциско Том. 2 (Lewis Publishing Co, 1892), стр. 350–51.
- ^ Мемуары , 219, 237.
- ^ Мемуары , 179.
- ^ Мемуары , 237.
- ^ Мемуары , 238-39.
- ^ Мемуары , 240.
- ↑ Готхильф Вайсштайн , «Воспоминания о Старом Берлине», Nationalzeitung 55th Year (1902), 23 ноября, воскресное издание, стр. 1-2. См. расшифровку авторских прав Ульриха Гердтена, [18] Архивировано 6 июня 2011 г. в Wayback Machine .
- ^ См. IMDB.
- ^ См. немецкую Википедию.
Источники
[ редактировать ]- «Некролог: герр Карл Формс», The Musical Times и циркуляр по классу пения , Vol. 31, № 563 (1 января 1890 г.), стр. 25–26.
- Текст, являющийся общественным достоянием, из Meyers Kommunikations-Lexikon, 4-е издание, 1888–1890 гг.
- Вильгельм Кох (Ред.), Из моего искусства и сценической жизни. Воспоминания басиста Карла Формеса (Кёльн, 1888).
- Немецкий сценический альманах. 25-й год (Немецкий сценический альманах, 25-й год) Изд. Т. Энч (Берлин, 1891 г.), с. 310.
- Новый театральный альманах под редакцией Genossenschaft Deutscher Bühnen-Angeler , 2-й курс. (Берлин, 1891 г.), с. 96, 97.
- Людвиг Айзенберг, Большой биогр. Немецкая сцена XIX века. Века (Большой биографический лексикон немецкой сцены XIX века), (Лейпциг, 1903), с. 271.
- Р. Лотар и Юл Штерн, 50 лет придворного театра. История д. оба Венских придворных театра, новое издание. (Вена, без года) Регистр стр.xv.
- Фердинанд Риттер фон Зейфрид, обзор театральной жизни Вены за последние пятьдесят лет. (Ретроспектива театральной жизни Вены за последние 50 лет), (Вена, 1864 г.), стр. 314–316.
- Х. Розенталь, Два столетия оперы в Ковент-Гардене (Лондон, 1958).
- Х. Уде, Городской театр в Гамбурге. (Штутгарт, 1879 г.). Зарегистрируйтесь.