Jump to content

Карл Формс

Карл Формес (1815–1889)

Карл Иоганн Франц Формес (род. Мюльхайм-на-Рейне , 7 августа 1815 г.; ум. Сан-Франциско, 15 декабря 1889 г.), также известный как Чарльз Джон Формес , был немецким бас- певцом оперы и оратории, сделавшим долгую международную карьеру, особенно в Германии, Лондоне. и Нью-Йорк. [ 1 ] Когда-то он был чрезвычайно известен и находился в авангарде своей профессии, для его голоса было написано несколько ролей, в первую очередь роль Планкетта в Флотоу опере «Марта» .

Формса Собственные мемуары , впервые опубликованные в 1888 году, [ 2 ] может быть не совсем надежным. [ 3 ] Чарльз Сэнтли записал, что Формс был великолепным рассказчиком, «во многом похожим на стиль барона Мюнхгаузена ». [ 4 ]

Истоки, обучение и дебют

[ редактировать ]

Карл Формес происходил из испанской семьи Формес-де-Вараз, поселившейся в Германии с 16 века. [ 5 ] Его отец был ризником римско-католической церкви в Мюльхайме, а Карл был старшим из семи сыновей и одной дочери. Он начал с пения в церковном хоре, получил уроки игры на клавишных инструментах (спинет) и стал мастером игры на органе и гитаре. В течение трех лет он служил церковным органистом, а затем, в возрасте 14 лет, отправился в путешествие до Швейцарии, чтобы заработать деньги странствующим пением. [ 6 ] Несмотря на финансовый успех, его отец не позволил ему сделать музыкальную карьеру: вместо этого он поступил в ученики к пивовару в Кельне , родственнику его матери, и оставался там до двадцати лет. Он обучался фехтованию и стрельбе из пистолета. Затем последовали два года военной службы в 25-м полку, дислоцированном тогда в Кобленце . Здесь он впервые встретил Карла Аншюца , музыканта, карьера которого стала связана с его собственной. [ 7 ] После Кобленца он вернулся на пивоварню в Кельне. В 1838 году он вернулся в Мюльхайм, чтобы поддержать своего отца, и работал пивоваром и ризничим, а также пел, когда представлялась такая возможность, и работал хормейстером. Примерно в это же время он женился и имел детей. [ 8 ]

Примерно в 1840 году он решил попробовать себя в музыкальной карьере, вдохновленный Ференцем Листом, который слышал, как он поет. [ 9 ] Актер Фердинанд Гумберт обучал его басовым партиям в «Волшебной флейте» (Зарастро), «Норма» (Оровезо) и ( Буальдье «Бланш» Гастон). [ 10 ] Он дебютировал в роли Зарастро в Кельнском городском театре в январе 1842 года с таким успехом, что режиссер Спилбергер немедленно нанял его на зарплату, и он смог дублировать другие роли. Лист заявил, что его пророчество сбылось, и Формес полностью посвятил себя сцене. В Кельне бас Йозеф Штаудигль (из Венского Хофопера ) выступал в качестве гостя, чему Формс внимательно учился, особенно его Бертрам в «Роберте-дьяволе» и его Марсель в «Гугенотах» . Штаудигль, вернувшись из Лондона в 1843 году, услышал, как Формес исполняет Бертрама со своими изменениями, и сделал ему широкий комплимент. Однажды они пели вместе в I Puritani , как Риккардо (Стаудигль) и Джорджио (Формес). [ 11 ] Через два года (включая сезон в Дюссельдорфе ) Формес разорвал контракт со Спилбергером и сбежал в Мангейм , где присоединился к Великогерцогской опере и подружился с Винценцем Лахнером . В феврале 1845 года он пел там Марселя. [ 12 ]

Вена 1845–1848 гг.

[ редактировать ]

Когда в конце 1844 года Штаудигль покинул Венскую государственную оперу , Формесу предложили пробные выступления в Вене. По пути через Мюнхен он пел под управлением Лахнера, и его первое выступление в Вене было в роли Бертрама под управлением Генриха Проха , рядом с Йозефом Эрлом (Роберто), Луизой Либхарт (Алиса), Хассельбартом (Принцесса) и Райхартом (Рамбальдо). Он был немедленно назначен преемником Штаудигля и вскоре исполнил Зарастро, Марселя и «Фигаро» Моцарта . [ 13 ]

В разгар успеха его посетил Джованни Басадонна. [ 14 ] который предложил обучить Формеса «настоящему старому итальянскому методу». Формес серьезно учился у него в течение трех лет, улучшая ровность окраски его голоса, изучал музыкальную теорию у Саймона Сехтера и познакомился с пожилыми музыкантами, знавшими Моцарта или Бетховена . [ 15 ] Его интерес к Шуберту Лидеру усилился, когда он однажды пел наедине с Листом: [ 16 ] он часто пел « Странника ».

В Вене он пел Мальволио в Флотова » «Алессандро Страделле с Йозефом Эрлом и Анной Церр , а композитор написал для него партию Планкетта в «Марте» , которую он поставил в Театре на Кернтнерторе в 1847 году с Эрлом и Церром, а также с Терезой. Шварц в роли Нэнси. Также Галеви адаптировал свои «Мушкетеры королевы» для Форма, Эрла и Зерра. [ 17 ] Отто Николай сочинил партию Фальстафа в своих «Виндзорских веселых женщинах» для Формеса, хотя пел ее только в 1853 году в Гамбурге. [ 18 ] Перед Венгерской революцией 1848 совершил поездку в Брно , Пешт и Офен . В Пеште он познакомился с молодым Иоганном Непомуком Беком , которого тренировал в партии Риккардо в «Пуритане» , и исполнил ее с ним, прежде чем Бек сделал свою выдающуюся карьеру баритона в Вене. В Офене, на Арене, он пел Бертрама, а также своего Каспара в «Вольном стрелке» под «Макса» Йозефа Эрла. [ 19 ]

Николая Формес добился исполнения в Вене « Die Heimkehr des Verbannten» и « Il templario» Николая , оба запрещенные там как произведения, вызывающие симпатии Пруссии. [ 20 ] Помолвка 1846–1850 годов для выступления в Милане была разорвана через несколько дней из-за опасений антиавстрийских настроений, хотя на самом деле он был немцем. [ 21 ] Джакомо Мейербер предложил ему спеть Марселя и Бертрама в Берлине, но план провалился, и он не появился там до 1853 года. [ 22 ] Находясь на короткое время в Вене за неуважительное высказывание о Меттернихе , он все равно принимал участие в репетициях и выступлениях. [ 23 ] Формес, враждебно относившийся к притеснениям Меттерниха, сильно потерял официальную поддержку в революционной Вене . [ 24 ] Когда в начале 1848 года ему пришлось уйти, Йозеф Штаудигль возобновил свой пост в Государственной опере. [ 25 ]

Германия и Нидерланды, 1848–49 гг.

[ редактировать ]

Сбежав в Гамбург (где он не выполнил контракт в апреле 1848 года), он вступил в кооператив Оперы, заплатил негарантийными акциями, спев первым своего Марселя. [ 26 ] Осенью 1848 года он принял участие в начале восстания Шлезвига против Дании . [ 27 ] После пения в Бремене , Лейпциге и Франкфурте он добрался до Дрездена , где какое-то время пел с Йозефом Тихачеком (которым он безмерно восхищался) и Йоханной Вагнер , иногда под управлением Рихарда Вагнера , хотя сам не был вагнерианцем. [ 28 ] Формс рекомендовал Вагнеру использовать итальянское исполнение его речитативов вместо более жесткой декламации. [ 29 ] Помимо Бертрама и Марселя, Зарастро, Фигаро и Каспара, он пел Лизиарта ( «Эврианта» ), Кардинала ( «Иудейка» ), Осмина ( «Die Entführung aus dem Seraglio» ), Рокко ( «Фиделио» ) и Мефисто в « опере Шпора Фауст» . Он также пел в то время Лепорелло . [ 28 ]

После сезона в Брауншвейге [ 30 ] он вернулся в Дрезден. Он попытался вновь посетить Вену, но ему чудом удалось спастись. [ 31 ] Затем, после некоторого периода пения в Кельне, он получил приглашения в Амстердам через Фердинанда Рёдера , где (для своего старого друга Карла Аншюца [ 32 ] появился в «Вольном стрелке» Вебера , «Джессонде» , «Фаусте» Шпора и «Волшебной флейте» ) он впервые в итальянских версиях. Он также с успехом пел в Роттердаме , Лейдене , Утрехте и других частях Нидерландов, все время страдая от перемежающейся лихорадки. [ 33 ]

Лондон, 1849–1850 гг.

[ редактировать ]

В мае 1849 года он присоединился к немецкой компании Рёдера под командованием Аншюца на сезон в Лондоне. Аншютц дирижировал оркестром Друри-Лейн в сезоне Рёдера и улучшил его уровень игры, который часто был нестабильным, когда его возглавлял постоянный дирижер, уроженец Мальты Франческо Шира (1809-1883). Лихорадка прошла, и в июне Формс впервые спел своего «Зарастро» в лондонском театре «Друри-Лейн» , вызвав большое одобрение: [ 34 ] Чарльза Сэнтли вдохновил этот пример. [ 35 ]

Х. Ф. Чорли писал, что Формс

произвел настоящий фурор своим исполнением в «Волшебной флейте». Никогда человек не был наделен более величественным голосом и присутствием в своем искусстве, чем он сам. Я не могу припомнить ни одного другого глубокого баса, такого глубокого, такого звучного, такого равного, как его голос в 1849 году, – и я никогда не видел, чтобы кто-нибудь двигался с большим достоинством, чем он тогда, будучи Первосвященником. С самого начала он завоевал симпатии англичан. [ 36 ]

Привлеченный Священным Гармоническим Обществом для пения Илии , Мессии и Сотворения в Эксетер Холле , [ 37 ] вскоре Формесом на концертах восхищались так же, как и на театральной сцене. На концертах по средам 1849 года под управлением Аншютца в Эксетер-холле он выступал вместе с такими музыкантами, как Альфредо Пьятти , Анри Вьекштампс , Оле Булл , Джорджио Ронкони и Мариетта Альбони . Он пел в сольном квартете Девятой симфонии Бетховена с Кларой Новелло , Шарлоттой Сентон-Долби и Симсом Ривзом под управлением Аншютца с оркестром из 350 человек и хором из 700 человек. [ 38 ] (впоследствии повторено с Райхартом, бывшим венским коллегой, вместо Ривза [ 39 ] Моцарта ) и в том же составе пел Реквием на концертах по средам. [ 40 ]

Вскоре Формес был принят на работу в качестве primo basso assoluto в постоянное управление реконструкцией Королевской итальянской оперы в театре Ковент-Гарден после ее последнего краха. [ 41 ] В эту группу входили Майкл Коста , Марио , Джулия Гризи , мадам Кастельян, Джорджо Ронкони и Энрико Тамберлик (все мигранты из Бенджамина Ламли компании в 1846 году), Антонио Тамбурини , Елена Д’Ангри и Фредерик Гай . В апреле 1850 года Формес появился в роли Каспара в первом итальянском Der Freischütz в Лондоне ( «Франкский лучник »). [ 42 ] с Тамберликом, которого Чорли считал «одним из своих любимых персонажей – тем, что он умел делать лучше всего в опере». [ 43 ]

Затем последовали первые лондонские итальянские выступления Гли Угонотти с Марио, Гризи, Д'Ангри, Тамбурини и Мараи под «Марселя» Формеса и Роберто иль Дьяволо с Тамберликом, Полиной Виардо , Гризи и Марио под его «Бертрама». Чорли заметил:

величайшей ошибкой был Бертрам из господина Формеса... - Бертрам, который барахтался, как опрометчивая летучая мышь, чтобы своими действиями мешать каждому существу, связанному с ним, ни в малейшей степени не искупая самонадеянного превосходства каким-либо музыкальная правильность или красота. Это было тяжелое и настоящее разочарование. [ 44 ]

Чорли видел, как он играл Каспара с бельгийским тенором Маральти и мадам Кастеллан, а его Лепорелло с Гризи, Виардо и Марио. Затем последовал его Зарастро с Луизой Пайн , Анджолиной Бозио. [ 45 ] и Марио. Формес провел успешный дебют и сезон в Испании. [ 46 ] посетил и пел для Генриха Гейне и Россини в Париже. и утверждал, что по пути туда [ 47 ] Осенью 1850 года он спел Илию на открытии зала первого Большого музыкального фестиваля в Ливерпуле , а на следующий вечер присоединился к Тамбурини, Луиджи Лаблашу Моцарта и Ронкони в басовых пассажах Реквиема Россини и Stabat Mater . [ 48 ] В том же году (и в последующие годы) он присоединился к оперному туру итальянской труппы в Дублине под управлением Anschütz. [ 49 ] и совершил сольный тур по Шотландии с Кларой Новелло и Симсом Ривзом, скрипачом Эрнстом и пианистом Литольфом . [ 50 ]

Лондон и другие места, 1850–1857 гг.

[ редактировать ]

В 1855 году Формес и Аншютц отдыхали с Ремени в Джерси. [ 51 ] Его второй сезон в Ковент-Гардене включал Фиделио (Рокко) с Дженни Бюрде-Ней Вебера (1826–1886) и Тамберликом, а в третьем (1852) — Джессонду и Мефистоса Формеса в «Фаусте» Шпора с Ронкони, Бозио и Тамберликом. [ 52 ] Россини «Гульельмо Телль» Давалась также , а Тамберлик и Формес выступили в роли Петра Великого и генерала Романова в двух роскошных исполнениях Жюльена оперы «Пьетро иль Гранде» , оказавшихся полным провалом и погубивших композитора. [ 53 ] В 1851 году брат Карла Формеса, Теодор Формес (1826–1875), стал главным тенором берлинской Хофоперы, где исполнял заглавные партии в первых местных спектаклях «Тангейзер» (1856) и «Лоэнгрин» (1859). Теодор пел в Берлине до 1864 года. [ 54 ] Братья Губерт и Вильгельм также были оперными певцами. [ нужна ссылка ]

Карл Формес пел каждый год с 1850 по 1857 год в Лондоне, с октября 1851 года по Великий пост 1852 года, а также в две последующие зимы он пел в Санкт-Петербурге. Его первое выступление там было с Марио, Гризи, Тамбурини и другими, и он спел «Гугенотов» , «Свадьбу Фигаро » и др. [ 55 ] В 1852 году он присутствовал на премьере новой трёхактной редакции « Фауста » Шпора . [ нужна ссылка ] Вместе с Ривзом, Виардо, Пайном и Сентон-Долби он впервые исполнил новые английские оратории на Норвичском фестивале . [ 56 ] а в сентябре дебютировал на фестивале в Бирмингеме . [ 57 ] В 1853 году он принял участие в лондонской премьере оперы Берлиоза « Бенвенуто Челлини» в роли кардинала. [ нужна ссылка ] В Берлине он сначала спел Зарастро, Марселя и Бертрама, а затем вернулся в Лондон. [ 58 ] Он исполнил « Фиделио» (Рокко) в Ливерпуле под управлением Эдварда Лодера и совершил свой первый оперный тур (из многих) в Шотландии с Анеттой Карадори , мадам Рудерсдорф , [ 59 ] Минна фон Беркель [ 60 ] и Елена Д'Ангри, теноры Павези и Райхарт, баритоны Фортини и Манкузи [ 61 ] и басист Чарльз Зельгер и он сам.

Формс пел на первом Большом концерте в Хрустальном дворце Генделя в 1853 году, а позже в том же году исполнил «Мессию» на первом музыкальном фестивале в Хрустальном дворце. [ 62 ] Он принял участие в концерте в Эксетер-холле в пользу венгров, изгнанных после революции. Анна Зерр находилась в Лондоне, но не могла участвовать из-за ожидания репрессий в Вене, поскольку шпионы были готовы их донести. [ 63 ] Осенью Формес пел в Гамбурге « Фальстафа», написанного для него Николаи. [ 64 ] В 1854 году он пел под управлением Листа в Веймаре . [ 65 ] и был назначен английским королевским камерным певцом Ее Величеством королевой Викторией . [ 66 ] 29 августа 1855 года Майкл Коста дирижировал премьерой своей оратории «Эли» на фестивале в Бирмингеме вместе с Виардо, Кастеляном, Ривзом и Формесом. [ 67 ] В том же году Форм спел Пьера ле Гранда в «Л'Этуаль дю Норд» с мадам Бозио и Марай, роль, которую, как он утверждал, Мейербер предназначал для него. [ 68 ] Чорли сравнивал его с оригинальным Пьером Батайем хотя . [ 69 ] В 1856 году он помог привезти в Лондон тенора Теодора Вахтеля . [ 70 ]

Первые американские турне, 1857–1863 гг.

[ редактировать ]

в 1857 году Бернард Ульман [ 71 ] пригласил Карла Аншюца возглавить оперную труппу в туре по Америке, в том числе сопрано Анну де ла Гранж , [ 72 ] бас-баритон Эдуард Гасье и его жена-сопрано, [ 73 ] Елена д'Ангри (контральто) и дирижер Абелла д'Ангри, теноры Марио Тиберини и Луиджи Стефани , а также басисты Аугустини Сузини и Карл Формес. [ 74 ] Во время своего дебюта в Нью-Йорке 30 ноября 1857 года Формес спел Бертрама в опере «Роберто иль дьяволо» в Музыкальной академии (премьера на итальянском языке в США), а в течение следующих 7 недель появился в «Марте» , «Пуритане» , « Фиделио» , «Севильском цирюльнике» (Дон Базилио). ) и Дон Жуан (Лепорелло). Были грандиозные исполнения « Сотворения мира» и «Мессии» , а также (совместно с Тальбергом и Вьёктаном Моцарта ) «Реквиема» . Формес произвел настоящую сенсацию. [ 75 ] После Элайджи в Бостоне 27 января 1858 года труппа отправилась в Филадельфийскую академию , где Формс пел Планкетта Хьюго Пиканзером ), I Puritani , Лепорелло , Бертрама и Эльмиро в «Отелло» с дирижерами Аншютцем, Д'Ангри и Карлом Бергманном . [ 76 ] К концу февраля Формес вернулся в Нью-Йорк для «Пуританцев» и «Отелло» , а (8 марта) для своего Марселя в «Гли Угонотти» (итальянская премьера в США). [ 77 ] После прощания Биньярди 23 марта [ 78 ] и короткий сезон в Сан-Франциско, [ 79 ] Моцарта в Нью-Йорке. он спел «Реквием» и «Элайджу» в конце апреля [ 80 ]

Аншютц и Формес совершили гастрольный тур по западу перед началом второго оперного сезона в октябре 1858 года. [ 81 ] В труппу Ульмана входили сопрано Розин д'Гур Лаборд , пианист Гюстав Саттер . [ 82 ] Его новая звезда, сопрано Мария Пикколомини, пригласила дирижера Эмануэле Муцио разделить руководство. Она пела «Дочь полка» с Формесом (Сульпицио) и Джузеппе Тамаро в Нью-Йоркской академии 27 октября 1858 года. [ 83 ] («Удивительный маленький флирт Пикколомини» противопоставлялся «огромной преданности тяжеловесного Формеса». [ 84 ] ) Формес пел своих Лепорелло, Бертрама и Марселя: он и Пикколомини разделяли почести в «Свадьбе Фигаро» («Nonpiù andrai», записанный на бис на немецком языке) и слабости в «Лукреции Борджиа» , [ 85 ] но были в ссоре, как Адам и Ева в «Сотворении мира» 11 января 1859 года в нелепой схватке из-за «Боже, храни царицу». [ 86 ] В декабре Формс и Пикколомини провели четырехнедельный тур по Бостону. [ 87 ] и отправился в Филадельфию в январе с La figlia под управлением Муцио и Le Nozze Анджолиной Гиони , фон Беркель и Эмануэле Флоренца под руководством Аншюца) и Дон Жуаном Эфрозиной Пуансо , Гиони, Флоренце, Доменико Лорини и Доменико Колетти ). [ 88 ] Формс дал «Гугенотов» и «Роберто иль дьявол» с Пуансо и Лабордом. Затем Аншютц и Формес возглавили гастроли компании по пути в Новый Орлеан (прибыл 23 февраля), а Пикколомини уехал, чтобы попрощаться с ней. Вернувшись, [ 89 ] » Формеса в мае Филадельфия услышала « Марту (с Лабордой, Аделаидой Филлипс и Джованни Сбрилья ), а также его роли в «Норма» , «Роберто» , «Лючия ди Ламмермур» и «Дон Жуан» в актерском составе с участием Лаборда и Стефани: [ 90 ] затем снова в Бостон до 11 июня. [ 91 ]

Формс вернулся в Англию на основные сезоны 1860, 1861 и 1862 годов, посетив Штаты и Германию. [ 92 ] В 1860 году импресарио Морис Стракош ( Аделины Патти шурин ) был партнером Ульмана, а Аншуц, обосновавшийся в Америке, руководил труппой и руководил Arion Männergesangverein , тевтонизированным мужским певческим кружком. [ 93 ] Формес (который подружился со Стракошем [ 94 ] ), после пребывания в Лондоне и Европе вернулся в Америку. Он спел 2-й акт «Марты» в концерте с Бертой Йоханссен , фон Беркелем и Джорджо Стиджелли , а со Стиджелли исполнил дуэтную сцену из «Мазаньелло» под управлением Теодора Томаса . [ 95 ] 10 октября 1860 года он пел на гала-концерте в Филадельфии для Альберта Эдварда, принца Уэльского, Марты с юной Патти, Фанни Херон Натали , Паскуале Бриньоли и Николо Базили : Патти и Формес исполняли «Боже, храни королеву». Партнерство Ульмана-Стракоша провалилось и раскололось на франко-итальянскую фракцию под руководством Муцио и немецкую компанию под руководством Формеса и сопрано Инес Фаббри . [ 96 ] со Стигелли, фон Беркелем, Аншютцем и менеджером Рихардом Мюлдером . Завоевав контроль над Нью-Йоркской академией, 24 октября 1860 года компания Formes-Fabbri передала Роберто ildiavolo , [ 97 ] а через неделю Der Freischütz запел : [ 98 ] но всего через четыре оперных вечера проект закрылся. Формс дал торжественное прощание 1 января 1861 года в «Марте» Флотова и втором акте «Страделлы» под руководством Теодора Томаса с Йохансеном, мадам Экардт и Стигелли, а затем снова появился на «Прощании Стигелли» 11 января, исполнив Страделлу полностью и четвертый акт «Жюйва». Формс произвел большое впечатление своим звездно-полосатым знаменем , «с флагом Союза в одной руке, голосом и воздухом, которые трепетали от высокого патриотизма и находили отклик в каждом присутствующем сердце…» [ 99 ] Формс и Карлотта Патти спели в «Boston Farewell» Стигелли 28 января. [ 100 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

В 1863 году в Лондоне компания Formes обанкротилась. [ 101 ] Он передал жене доверенность на свое место жительства и имущество в Висбадене, а при попытке купить дом в Чикаго обнаружил, что она все забрала. [ 102 ] Его голос устарел, и ему потребовалась работа, и он начал карьеру театрального актера: после некоторой учебы он Шиллера » сыграл « Вильгельма Телля и Лессинга » «Натана Мудрого в Вюрцбурге и Майнце с успехом , а также Шейлока ( «Венецианский купец» ). с артистическим (но не финансовым) успехом в Англии. [ 103 ] Сэнтли видел в нем Шейлока и заметил, что (хотя Формс всегда сохранял сильный немецкий акцент в разговоре) его английская декламация и ритм были образцовыми, лучше, чем у английских актеров:

он произносил буквы, разделял слоги и делал акценты на ударных слогах, так что, хотя время от времени его произношение слов было не совсем английским, его произношение было совершенно отчетливым». [ 104 ]

Его вторая жена из Висбадена также не смогла защитить его деньги. [ 105 ] Однако Формес вернулся к пению и в Америку. Аншютц основал Немецкую оперу в Нью-Йорке в 1862 году, а в октябре 1864 года Формес работал с Немецкой оперной труппой Леонарда Гровера в Бостоне вместе с Йохансеном и Мари Фредеричи (меццо), [ 106 ] Джоанна Роттер , [ 107 ] Теодор Хабельман (тенор), Йозеф Херманнс (бас) и Сиг. Тамаро. [ 108 ] В последующие годы эти певцы объединились. [ 109 ] Аншюц ушел из Немецкой оперы в 1864 году, а весной 1865 года его ученик и хормейстер Адольф Нойендорф поставил Вильгельма Телля в Нью-Йоркской академии вместе с Фредеричи, Хабельманом, Германнсом, Карлом Формесом и Вильгельмом Формесом (его братом) в составе труппы Гровера. [ 110 ] Компания «Гровер» подарила Марту (29 апреля) с Формесом, Францем Химмером , Роттером и Софи Дзюбой (Нэнси). [ 111 ] Формес наладил связи с Авраама Линкольна семьей опубликовал « Песню без слов для фортепиано». и в его память [ 112 ] Летом 1865 года он пел под Anschütz в отеле Hyde Park на озере Мичиган (недалеко от Калумета ), а затем провел сезон охоты. [ 113 ] Отличный выстрел, Формс мог выстрелить монетой между большим и указательным пальцами примадонны с двенадцати футов. [ 114 ] и рассказывал истории о своих боях с гризли . Зимой 1865–66 он пел в Гаване , особенно в «Марте» и «Роберто иль диаболо» , под руководством Муцио: он был ненадолго арестован. [ 115 ] В 1868 году он посетил Англию на сезон в Ковент-Гардене (включая тур) для Мейплсона в компании с Чарльзом Сэнтли , Зелией Требелли и коллегами. После очень насыщенной программы Формес отправился в Кельн. [ 116 ] но вернулся в Штаты на зиму, гастролируя с Ла Гранжем, Бриньоли, Германнсом, Роттером и другими, в труппе, которая в январе 1869 года исполняла «Роберто иль диаболо» , «Сицилийскую вечерню» , «Л'Этуаль дю Норд» , «Африкаин» и « Белисарио». , среди более стандартного репертуара, в Бостоне. [ 91 ] Формс вернулся в Англию для тура труппы Ковент-Гарден в 1869 году, сыграв Призрака в Гамлете Амбруаза Томаса с Сэнтли (титул) и Ильмой де Мурска (Офелия) в Манчестере, Ливерпуле и Лондоне. [ 117 ] Сэнтли он понравился:

он играл Рокко в «Фиделио», Марселя в «Гугенотах» в стиле, с которым в мое время не мог сравниться ни один человек, и, за исключением Джорджио Ронкони, его Лепорелло был лучшим, что я помню, особенно последняя сцена. В комических сценах он уступал Ронкони. Я не знал его задолго до того, как обнаружил, что, несмотря на все его ужасные разговоры и бахвальство, он был кроток, как ягненок. Мы стали очень близкими друзьями. [ 118 ]

Когда Аншюц умер в Америке в 1870 году, его немецкая труппа уже потерпела неудачу, но под руководством Нойендорфа труппа, которую привела той зимой Луиза Лихтмай, представила Берту Ремер , Клару Перл и баса Адольфа Франоша : [ 119 ] Формс был в туре по Бостону в январе 1871 года с полной программой, включая Люстиге Вайбера , La dame blanche и Stradella . [ 91 ] Труппа Лихтмэя представила американскую премьеру « Лоэнгрина» в Городском театре ( Бауэри ) на немецком языке, но Генриха играл Франош, а не Формес, с Лихтмэем (Эльза), Хабельманом (титул), Мари Фредеричи (Ортруда) и Эдвардом Вирлингом (Тельрамунд). . [ 120 ] В январе 1872 года Формс появился на американской премьере Маршнера оперы «Тамплиер и еврейка» . [ нужна ссылка ] Примерно два месяца спустя он сыграл Марселя в одном из спектаклей Гли Угонотти в Нью-Йорке под руководством Нойендорфа с Парепа-Розой , Аделаидой Филлипс, Сэнтли и Теодором Вахтелем. «Его голос был слишком изношен, чтобы продержаться всю оперу, но его изображение грубого старого солдата было таким же совершенным, как и всегда», - писал Сэнтли. [ 121 ]

Голос Формеса сохранил свою громкость и сладость, хотя возраст повлиял на его интонацию. [ 122 ] В 1874 году он пел в Европе, особенно в Берлине, где неизменная красота его голоса вызывала удивление и восхищение. [ 123 ] Его брат Теодор тогда умирал в приюте, став психически больным. [ 124 ] Той зимой он провел оперный тур по южным штатам и провел Рождество, исполняя песни на плантации между Чарльстоном и Саванной . [ 125 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]

В 1875 году его отправили (вместе со второй женой) в Калифорнию, чтобы вылечиться от кашля, и, успешно спев там в опере и на концертах, он решил поселиться в Сан-Франциско и зарекомендовать себя как преподаватель. [ 126 ] Он ушел со сцены в 1878 году, но продолжал регулярно петь на концертах и ​​общественных мероприятиях. Некоторые сообщения предполагают, что Формес стал очень бедным и был вынужден зарабатывать пением популярных песен в кафе . на жизнь [ 127 ] После смерти второй жены в 1882–1883 ​​годах он уехал на сезон на восток, чтобы снова петь, и женился в Филадельфии на Полине, одной из своих учениц с 1876 года. [ 128 ] В 1883 году совершил концертное турне по различным частям США и Канады с выдающейся оперной певицей Эммой Терсби (1845–1931), путешествуя с Морисом Стракошем. [ 129 ] Вернувшись в Сан-Франциско, чтобы возобновить преподавание у Полины, в 1887 году он опубликовал свой «Старый итальянский метод пения», ставший плодом жизненного опыта. [ 130 ] В 1888 году он пел на первом большом музыкальном фестивале в Квебеке со своей ученицей Кэрри Маклеллан. [ 131 ] Он и Полина посетили Англию и Францию ​​в 1888 году, Формс дал концерты в Англии и снова встретился с Чарльзом Сэнтли. Он опубликовал свои мемуары на немецком языке в Кельне в 1888 году с помощью редактора Вильгельма Коха. Его последнее появление состоялось 10 декабря 1889 года на открытии театра Бижу в Сан-Франциско, где он еще раз спел Дона Базилио : его приняли с большим энтузиазмом. [ 132 ] 15 декабря он скончался от пневмонии и сердечной недостаточности. Похоронен на Крестовоздвиженском кладбище. [ 133 ] Его жена опубликовала английский перевод его мемуаров в 1892 году.

Сын Формеса, Эрнст Формес (род. Мюльхайм, 30 января 1841 г.; ум. Берлин, 2 апреля 1898 г.), был известным актером в Германии. Он был знатоком литературы и мог читать на четырех языках. Как и его отец, «он мог связать самых невероятных Мюнхгаузиад с самым пассивным лицом в мире». [ 134 ]

Кажется вероятным, что Карл Формес-младший (род. Лондон, 3 июля 1841 г.; ум. Лос-Анджелес, 18 ноября 1939 г.), актер примерно в 40 немых фильмах ок. С 1914 г. был родственником, вероятно, племянником Карла старшего. [ 135 ] [ оригинальное исследование? ]

Улица в Кельне-Мюльхайме названа Формесштрассе в честь этой ранее всемирно известной семьи певцов. [ 136 ]

Сочинения

[ редактировать ]
  • Вильгельм Кох (редактор), Из моего творчества и сценической жизни. Воспоминания басиста Карла Формеса (Кёльн, 1888).
  • Мои Мемуары. Автобиография Карла Формса. Опубликовано в его памяти (Джеймс Х. Барри (принтер), Сан-Франциско, 1891 г.)
  • Старый итальянский метод пения (Сан-Франциско, 1885 г.).
  • Три песни без слов (для фортепиано) (Рут и Кэди, Чикаго, 1865)
    • 1. Памяти Авраама Линкольна
    • 2. О Мадриде 1851 г.
    • 3. Прусский беженец
  • В Защищенной долине (старинная немецкая народная песня).

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Фотография Исторического общества Миннесоты, сделанная Карлом Формсом.
  2. ^ Вильгельм Кох (редактор), Из моего искусства и сценической жизни. Воспоминания басиста Карла Формеса (Кёльн, 1888). Английская версия была опубликована в частном порядке третьей женой Формеса, Полиной Формс, под названием « Мои мемуары». Автобиография Карла Формса. Опубликовано в его памяти (Джеймс Х. Барри (принтер), Сан-Франциско, 1891 г.). См. Интернет-архив, Автобиографию Карла Формса , чтобы читать онлайн.
  3. ^ Х.А. Лиер, «Формес, Карл Иоганн» в «Общей немецкой биографии» , в немецком Wikisource [1] .
  4. ^ Чарльз Сэнтли, студент и певец , 3-е изд. (Эдвард Арнольд, Лондон, 1892), 265–67.
  5. ^ Мемуары , 169-70.
  6. ^ Мемуары , 11–12.
  7. ^ Мемуары , 17.
  8. ^ Этот абзац, Мемуары 1–23: Общая немецкая биография .
  9. ^ Этот абзац, Мемуары 33–41.
  10. ^ Мемуары , 32–34.
  11. ^ Мемуары , 35–37.
  12. ^ Мемуары 37–41.
  13. ^ Мемуары , 41–45.
  14. Басадонна (1806 — после 1851) был самым известным Отелло (Россини) своего поколения и создателем Криспо (в «Фаусте» , Родриго в «Санча ди Кастилья» и Роберто Деверо для «Доницетти» ). В 1845 году певец был вынужден уйти в отставку из-за болезнь голосовых связок. См. Уильям Эшбрук, Доницетти и его оперы (Cambridge University Press, 1983), примечание 65, стр. 622–23.
  15. ^ Мемуары , 46–51.
  16. ^ Мемуары , 111-12.
  17. ^ Мемуары , 61.
  18. ^ Мемуары , 62–65.
  19. ^ Мемуары , 73–81.
  20. ^ Мемуары стр.63.
  21. ^ Мемуары , 156-58.
  22. ^ Мемуары 65–66.
  23. ^ Мемуары , 59–61.
  24. ^ Мемуары , 87–101, стр.98.
  25. ^ Общая немецкая биография , «Йозеф Штаудигль».
  26. ^ Мемуары , 101-03.
  27. ^ Мемуары , 101.
  28. ^ Jump up to: а б Мемуары , 106-08.
  29. ^ Мемуары , 108-10.
  30. ^ Мемуары , 113.
  31. ^ Мемуары , 113-18.
  32. ^ «Образ Аншуца» . Архивировано из оригинала 16 июня 2011 г. Проверено 7 декабря 2009 г.
  33. ^ Мемуары , 118-19.
  34. ^ Мемуары , 119–120.
  35. ^ Сэнтли, Студент и певец , с. 30.
  36. ^ Генри Фотергилл Чорли, Музыкальные воспоминания тридцати лет (Фостер и Блэкетт, Лондон), II, 89–90.
  37. ^ Мемуары , 120.
  38. ^ Мемуары , 125-27.
  39. ^ А. Карс, «Хоровая симфония в Лондоне», Музыка и письма , 1951 XXXII (1), 47–58.
  40. ^ Мемуары , 127.
  41. ^ Мемуары , 121.
  42. ^ Мемуары 122.
  43. ^ Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет , II, стр. 122.
  44. ^ Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет , II, 129.
  45. ^ 1830, Турин – 1859, Санкт-Петербург. Портрет Босио из Нью-Йоркской полиции
  46. ^ Мемуары , 169.
  47. ^ Мемуары , 165-66.
  48. ^ Мемуары , 128.
  49. ^ Мемуары , 142-48.
  50. ^ Мемуары , 148-49.
  51. ^ Мемуары , 180-85.
  52. ^ Мемуары , 122-24.
  53. ^ Мемуары , 124.
  54. ^ Разговорный лексикон Брокгауза (Комитет авторов) (Ф.А. Брокгауз: Лейпциг, Берлин и Вена, 1894–1896) 14-е издание, с. 981).
  55. ^ Мемуары , 174.
  56. ^ CE Пирс, Симс Ривз - Пятьдесят лет музыки в Англии (Стэнли Пол, 1924), 170.
  57. ^ Бирмингемский словарь Шоуэлла, стр. 151
  58. ^ Мемуары , 66–67, 151.
  59. ^ Г-жа Рудерсдорф, см. Биографию в Grande Musica ; Old Grove в Wikisource s:Page:A Dictionary of Music and Musicians vol 3.djvu/211 ; Джордж П. Аптон, Музыкальные воспоминания: мои воспоминания о знаменитостях полувека 1850–1900 гг. , (AC McClurg & Co, Чикаго, 1908 г.) passim. [2]
  60. ^ Фон Беркель, см. Запись Армстронга об опере в Филадельфии.
  61. Карьера Манкузи позже началась в Америке, см. Вера Бродский Лоуренс и Джордж Темплтон Стронг , Strong on Music: Repercussions 1857–1862 (Чикагский университет, 1999), passim [3]
  62. ^ Мемуары , 129.
  63. ^ Мемуары , 153-56.
  64. ^ Мемуары , 64.
  65. ^ Мемуары , 112.
  66. ^ Мемуары , ***
  67. ^ Пирс, Симс Ривз , 182.
  68. ^ Мемуары , 68.
  69. ^ Чорли, Музыкальные воспоминания за тридцать лет , II, 228.
  70. ^ Мемуары , 153.
  71. О контексте проекта Ульмана см. Бетани Голдберг, «Маркетинг Мусарда: Бернард Ульман в Музыкальной академии», American Music Review XXXVIII, № 1, осень 2008 г., Информационный бюллетень. [4] Архивировано 13 июня 2010 г. в Wayback Machine . См. также Кэтрин К. Престон, «Опера в дороге: путешествующие оперные труппы в Соединенных Штатах, 1825–1860 гг .» (Университет Иллинойса, 1993, 2001 г.) [5] .
  72. ^ Французское сопрано (1825–1905), американский дебют в 1855 году (и американская карьера). См. фото и т. д. на сайте [6]. Архивировано 11 октября 2008 г. в Wayback Machine .
  73. ^ Мадам Гасье, бывшая мадемуазель Кубас: см. некролог NYT об Эде Джи, который умер от рвоты в Гаване. [7] . Но Х. Розенталь и Дж. Варрак в «Кратком Оксфордском оперном словаре» говорят, что она была Хосефой Фернандес.
  74. ^ Мемуары , 189.
  75. ^ Лоуренс, Последствия , 64–71, 103–07.
  76. ^ Списки см. Фрэнк Гамильтон (редактор, 2009), «Хронология исполнения оперы в Филадельфии 1850–1874» (исследование Джона Кертиса 1867–1927), [8] : также У. Г. Армстронг, Запись об опере, Филадельфия (Портер). и Коутс, Филадельфия, 1884 г.) [9] .
  77. ^ Коббе, Полный оперный сборник , стр. 503.
  78. В салоне Нибло см. Лоуренс, Последствия , с. 216.
  79. ^ М. Блейк-Алверсон, 60 лет калифорнийской песни 1836–1923 (Окленд, 1913) [10]. Архивировано 23 октября 2008 г. в Wayback Machine .
  80. ^ Лоуренс, Последствия , стр. 126–29.
  81. ^ Лоуренс, Последствия , стр.156.
  82. ^ Мемуары , 195.
  83. ^ «Музыкальная академия», New York Times, 18 ноября 1858 г., [11] .
  84. ^ Лоуренс, Последствия , стр. 157–59.
  85. ^ Лоуренс, Последствия , стр. 161–171.
  86. ^ Лоуренс, Последствия , стр. 224–25.
  87. ^ Юджин Томпкинс, История Бостонского театра с 1854 по 1901 год (Houghton Mifflin Co., Бостон и Нью-Йорк, 1908) [12] .
  88. ^ «Слышать, как он отбарабанивает «Schaudernd zittern meine Glieder, Angst schlagt meinen Muth darnieder» в с(x)tet в «Дон Жуане» с устойчивым крещендо до фортиссимо, и с отчетливым каждым слогом, было предостережением!': Уильям Фостер Апторп , Между прочим (Коупленд и Дэй, Бостон, 1898), II, стр.67: [13]
  89. ^ Лоуренс, Последствия , стр.226. Мемуары , 207-15.
  90. ^ Мемуары , 219.
  91. ^ Jump up to: а б с Томпкинс, История Бостонского театра .
  92. ^ Мемуары , 220.
  93. ^ Аншютц в Америке, см. « Последствия Лоуренса» : также «Теодор Томас» в «Биографическом лексиконе Восточной Фризии» , [14]
  94. ^ Мемуары , 219 и далее.
  95. ^ Гамильтон, «Опера в Филадельфии».
  96. ^ Из Франкфурта, настоящее имя Агнес Шмидт, см. Österreichisches Musiklexikon Online , [15] . Фаббри (1831–1909), во время своего первого турне по США: позже (1870-е годы) директор Гранд-опера в Нью-Йорке. Она вышла замуж за Ричарда Малдера: ссылка. Джон Эмерсон, «Мадам Инес Фаббри, Примадонна Ассолюта и оперное исполнение в Сан-Франциско в 1870-е годы», в книге М. Коула и Дж. Кегеля (редакторы), « Музыка в исполнении и обществе: очерки в честь Роланда Джексона». (Уоррен, Мичиган: Хармони Парк, 1997), 325–354. См. архив Фаббри Калифорнийского университета в Беркли [16] .
  97. ^ Лоуренс, Последствия , с. 362-68.
  98. «Развлечения», New York Times, 31 октября 1860 г.
  99. ^ Лоуренс, Последствия , 395-96.
  100. ^ Блейк-Алверсон, 60 лет калифорнийской песни .
  101. Уволен к 11 июня 1863 г. составом 2с.6д. в фунтах кредиторам. Лондонская газета , банкротство Формеса в 1863 году [17] .
  102. ^ Мемуары 220, 166.
  103. ^ Мемуары , 220-21.
  104. ^ К. Сэнтли, Искусство пения и вокальной декламации (Macmillan and Co., Лондон, 1908), с. 54.
  105. ^ Мемуары , 235.
  106. Урожденная Мария Фридрихс, замужем за Францем Химмером: известные Агата и Маргарет : Апторп, Между прочим , II, стр.66.
  107. ^ Лоуренс, Последствия, стр. 503–506.
  108. ^ Томпкинс, История Бостонского театра .
  109. ^ Юджин Х. Кропси, Оперный театр Кросби: символ культурного пробуждения Чикаго (Farleigh Dickinson University Press, 1999) ISBN   0-8386-3822-8 .
  110. ^ Э. Дуглас Бомбергер (Эд), биографии американских музыкантов Брэйнарда (Greenwood Publishing 1999), 202.
  111. New York Daily Tribune, 28 апреля 1865 г.
  112. ^ Коллекция Альфреда Уитала Стерна Линкольнианы, Библиотека Конгресса
  113. ^ Мемуары , 221-24.
  114. Актриса Фредерика Госсман и сопрано мадам Рудерсдорф испытали это представление. Сэнтли, Студент и певец стр.265-67: Мемуары , 152.
  115. ^ Мемуары , 226-29.
  116. ^ Мемуары , 229.
  117. Сэнтли, студент и певец , 279.
  118. ^ Сэнтли, студент и певец 265-67.
  119. См. некролог от 6 августа 1880 г., NYT.
  120. New York Times, 8 апреля 1871 г., «Мюзикл. «Лоэнгрин» Вагнера.
  121. Сэнтли, студент и певец стр.313.
  122. ^ Апторп, Кстати, стр. 67–68.
  123. ^ Брокгауз, Разговорный лексикон , с. 981.
  124. ^ Х. Розенталь и Дж. Варрак, Краткий Оксфордский оперный словарь (печать 1974 г.), стр.138.
  125. ^ Мемуары , 232-34.
  126. Мемуары , 234 («57» — опечатка вместо «75»).
  127. ^ Бомбергер, Музыканты Брэйнарда , стр. 112-14.
  128. ^ Залив Сан-Франциско Том. 2 (Lewis Publishing Co, 1892), стр. 350–51.
  129. ^ Мемуары , 219, 237.
  130. ^ Мемуары , 179.
  131. ^ Мемуары , 237.
  132. ^ Мемуары , 238-39.
  133. ^ Мемуары , 240.
  134. Готхильф Вайсштайн , «Воспоминания о Старом Берлине», Nationalzeitung 55th Year (1902), 23 ноября, воскресное издание, стр. 1-2. См. расшифровку авторских прав Ульриха Гердтена, [18] Архивировано 6 июня 2011 г. в Wayback Machine .
  135. ^ См. IMDB.
  136. ^ См. немецкую Википедию.

Источники

[ редактировать ]
  • «Некролог: герр Карл Формс», The Musical Times и циркуляр по классу пения , Vol. 31, № 563 (1 января 1890 г.), стр. 25–26.
  • Текст, являющийся общественным достоянием, из Meyers Kommunikations-Lexikon, 4-е издание, 1888–1890 гг.
  • Вильгельм Кох (Ред.), Из моего искусства и сценической жизни. Воспоминания басиста Карла Формеса (Кёльн, 1888).
  • Немецкий сценический альманах. 25-й год (Немецкий сценический альманах, 25-й год) Изд. Т. Энч (Берлин, 1891 г.), с. 310.
  • Новый театральный альманах под редакцией Genossenschaft Deutscher Bühnen-Angeler , 2-й курс. (Берлин, 1891 г.), с. 96, 97.
  • Людвиг Айзенберг, Большой биогр. Немецкая сцена XIX века. Века (Большой биографический лексикон немецкой сцены XIX века), (Лейпциг, 1903), с. 271.
  • Р. Лотар и Юл Штерн, 50 лет придворного театра. История д. оба Венских придворных театра, новое издание. (Вена, без года) Регистр стр.xv.
  • Фердинанд Риттер фон Зейфрид, обзор театральной жизни Вены за последние пятьдесят лет. (Ретроспектива театральной жизни Вены за последние 50 лет), (Вена, 1864 г.), стр. 314–316.
  • Х. Розенталь, Два столетия оперы в Ковент-Гардене (Лондон, 1958).
  • Х. Уде, Городской театр в Гамбурге. (Штутгарт, 1879 г.). Зарегистрируйтесь.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8cab8acb7551cd3be252d578bf315258__1705407480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/58/8cab8acb7551cd3be252d578bf315258.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Formes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)