Jump to content

Полина Виардо

Полина Виардо
Виардо в ок. 1845 г.
Рожденный
Мишель Фердинанде Полина Гарсия [1]

( 1821-07-18 ) 18 июля 1821 г.
Париж, Франция
Умер 18 мая 1910 г. ( 1910-05-18 ) (88 лет)
Париж, Франция
Занятия
Подпись

Полина Виардо (англ. произносится [po.lin vjaʁ.do] ; 18 июля 1821 — 18 мая 1910) — французское драматическое меццо-сопрано , композитор и педагог испанского происхождения. Родилась Мишель Фердинанде Полин Гарсиа . [1] она происходила из музыкальной семьи и занялась музыкой в ​​юном возрасте. Она начала выступать еще подростком и сделала долгую и блестящую карьеру звездной исполнительницы.

Ее имя встречается в различных формах. Когда это не просто «Полина Виардо», оно чаще всего появляется в сочетании с ее девичьей фамилией Гарсия или безударной формой Гарсия. Это имя иногда предшествует Виардо, а иногда следует за ним. Иногда слова пишутся через дефис; иногда это не так. Первоначальную известность она получила как «Полина Гарсия»; Акцент в какой-то момент пропал, но когда именно – неясно. [2] После замужества она называла себя просто «госпожа Виардо». [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Мишель Фердинанде Полин Гарсиа Ситчес родилась в Париже. Ее отец, Мануэль , тенор , был учителем испанского пения, композитором и импресарио . Ее матерью была Хоакина Ситчес , испанская актриса и оперная певица. Ее крестными родителями были Фердинандо Паер и принцесса Полина Галицына, которые дали ей вторые имена. [4] Она была на 13 лет моложе своей сестры Марии Малибран , широко известной и известной дивы . Отец обучал ее игре на фортепиано, а также давал уроки пения. [5]

Моцарта Будучи маленькой девочкой, она путешествовала со своей семьей в Лондон, Нью-Йорк (где ее отец, мать, брат и сестра дали первое полное исполнение «Дон Жуана» в Соединенных Штатах в присутствии либреттиста Лоренцо да Понте) . [6] ) и Мехико , где она начала свою музыкальную карьеру. [7]

К шести годам она свободно говорила на испанском, французском, английском и итальянском языках. Позже в своей карьере она так хорошо пела русские арии, что ее приняли за носителя языка. [3] После смерти ее отца в 1832 году ее мать, сопрано Хоакина Ситчес , взяла на себя уроки пения и заставила ее сосредоточить свое внимание на голосе, а не на фортепиано. [5] Она хотела стать профессиональной концертирующей пианисткой. Она брала уроки игры на фортепиано у молодого Ференца Листа. [6] [8] занятия по контрапункту и гармонии с Антоном Райхой , учителем Листа и Гектора Берлиоза и другом Людвига ван Бетховена . С величайшим сожалением она отказалась от своего сильного увлечения фортепиано, что сделала только потому, что не посмела ослушаться воли матери. [8]

Она всю жизнь оставалась выдающейся пианисткой и часто играла дуэтами со своим другом Фредериком Шопеном , который одобрял ее аранжировки некоторых его мазурок в виде песен и даже помогал ей в этом. Лист, Игнац Мошелес , Адольф Адам , Камиль Сен-Санс и другие оставили отзывы о ее превосходной игре на фортепиано. [8]

После смерти Малибрана в 1836 году в возрасте 28 лет Полина стала профессиональной певицей с вокальным диапазоном от C3 до F6. Однако ее профессиональный дебют как музыканта состоялся в качестве пианистки, аккомпанируя ее зятю, скрипачу Шарлю Огюсту де Берио . [8]

Виардо в роли Валентины и Мариетта Альбони в роли Урбано в первом акте оперы Мейербера « Гли Угонотти» . Королевская итальянская опера (Ковент-Гарден) (1848) (литография Джона Брэндарда )
Полина Виардо за фортепиано слушает Фредерика Шопена. Эскиз.

В 1837 году 16-летняя Полина Гарсия дала свое первое концертное выступление в Брюсселе. Она дебютировала в опере в партии Дездемоны в опере Россини « Отелло » в Лондоне в 1839 году. Это оказалось сюрпризом сезона. Несмотря на свои недостатки, она обладала изысканной вокальной техникой в ​​сочетании с поразительной степенью страсти.

В 17 лет она познакомилась и за ней ухаживал Альфред де Мюссе , которого ранее увезли с ее сестрой Марией Малибран. Некоторые источники говорят, что он просил руки Полины, но она отказалась. Однако она оставалась с ним в хороших отношениях на протяжении многих лет. [8] [9] Ее подруга Жорж Санд (которая позже создала на ее основе героиню ее романа 1843 года «Консуэло» ) сыграла роль в том, чтобы отговорить ее от принятия предложения де Мюссе, вместо этого направив ее к Луи Виардо (1800–1883). [5]

Виардо, писательница и директор Итальянского театра , старше Полины на двадцать один год, была финансово обеспечена и могла обеспечить Полине гораздо большую стабильность, чем де Мюссе. Брак состоялся 18 апреля 1840 года. Ему было 39 или 40, ей 18. Он был предан ей и стал руководителем ее карьеры. Ее дети пошли по ее музыкальным стопам. Ее сын Поль стал концертирующим скрипачом, дочь Луиза Эрит-Виардо — композитором и писательницей, а две другие дочери — концертными певицами. [3]

Ее брак не остановил постоянный поток увлеченных мужчин. Русский писатель Иван Тургенев , в частности, страстно влюбился в нее после того, как услышал ее исполнение «Севильского цирюльника» в России в 1843 году. В 1845 году он покинул Россию, чтобы последовать за Полиной, и в конце концов поселился в доме Виардо, обращаясь с ее четырьмя детьми как свою собственную, и обожал ее до самой смерти. Она, в свою очередь, критиковала его творчество и благодаря своим связям и социальным способностям представляла его в лучшем свете, когда бы они ни появлялись на публике. Точный статус их отношений является предметом споров. Среди других мужчин, тесно связанных с ней, были композиторы Шарль Гуно (она исполнила главную роль в его опере «Сафо» ) и Гектор Берлиоз (который изначально имел в виду ее на роль Дидоны в «Троянцах» , но передумал, что привело к охлаждение его отношений с Виардо). [9]

Известная своим широким вокальным диапазоном и драматическими ролями на сцене, Виардо давала выступления, которые вдохновляли таких композиторов, как Фредерик Шопен , Берлиоз, Камиль Сен-Санс (который посвятил Самсона и Далилу ей и хотел, чтобы она исполнила заглавную партию, но она отказалась из-за возраста [10] ), и Джакомо Мейербера , для которого она создала Фидес в «Пророке» .

Полина Виардо

Она свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и сочиняла песни в различных национальных техниках. Ее карьера привела ее в лучшие мюзик-холлы Европы , а с 1843 по 1846 год она постоянно работала в Оперном театре Санкт-Петербурга , Россия. [ нужна ссылка ]

Она провела много счастливых часов в Жорж Санд доме в Ноане, с Санд и своим возлюбленным Фредериком Шопеном . Шопен давал ей профессиональные советы по игре на фортепиано, вокальным композициям и аранжировкам некоторых его мазурок в виде песен. Он, в свою очередь, получил от нее некоторые знания об испанской музыке из первых рук. [8] В июле 1847 года отношения Санд и Шопена подошли к концу. Виардо попыталась залечить разлад и воссоединить их, но безуспешно. [8]

В качестве песен она аранжировала инструментальные произведения Йозефа Гайдна , Франца Шуберта и Иоганнеса Брамса . Она была меццо-сопрано в части mirum Tuba на Реквиема Моцарта похоронах Шопена в церкви Мадлен в Париже 30 октября 1849 года, которые она исполнила вместе с сопрано инкогнито за черной занавеской. [11]

Она исполнила заглавную партию в Глюка опере «Орфея и Эвридика» в Театре Лирик в Париже в ноябре 1859 года под постановкой Гектора Берлиоза, аранжировавшего оперу, и исполнила эту партию более 150 раз. [3] Она была хорошо знакома с Дженни Линд , шведской сопрано и филантропкой. [12] который был учеником ее брата.

Примечательное замечание она сделала в адрес английской сопрано Аделаиды Кембл, когда они присутствовали на последнем концерте в Лондоне великого итальянского сопрано Джудитты Паста , расцвет которой явно уже прошел. На вопрос Кембла, что она думает об этом голосе, она ответила: «Ах!» Это руины, но то же самое можно сказать и о « Леонардо Тайной вечере » . [ нужна ссылка ]

В 1863 году Полина Виардо ушла со сцены. Она и ее семья покинули Францию ​​из-за публичной оппозиции ее мужа императору Наполеону III и поселились в Баден-Бадене , Германия. Однако в 1870 году Иоганнес Брамс убедил ее спеть на первом публичном исполнении его Альтовой рапсодии в Йене . [13]

Салон М мне Виардо,
статья из L'Illustration от 19 марта 1853 г.

Позже, в 1870 году, после падения Наполеона III, они вернулись во Францию, где она преподавала в Парижской консерватории и до смерти мужа в 1883 году руководила музыкальным салоном на бульваре Сен-Жермен. Среди ее учениц были Ада Адини , Дезири Арто , Сельма Эк , Эмма Энгдаль-Егершельд , Мари Ханфштенгль , Елизавета Лавровская , Фелия Литвинн , Эмили Мехелин , Аглая Оргени , Анна Эжени Шен-Рене , Мафальда Сальватини , Раймунд фон Цур-Мюлен , и Мария Вильгельм . См.: Список студентов-музыкантов по преподавателям: от T до Z#Полина Виардо . Ее ученица Наталья Ирецкая позже стала учителем Оды Слободской и Лидии Липковской , которая, в свою очередь, преподавала Вирджинию Зеани . Она также была крестной матерью дочери Арто Лолы Арто де Падилья . [14] В 1877 году ее дочь Марианна была ненадолго помолвлена ​​с Габриэлем Форе , но позже вышла замуж за композитора Альфонса Дювернуа . [4]

11 апреля 1873 года она появилась в Театре Одеон в Париже в первом исполнении Жюля Массне « оратории Мария-Магдален» . [15]

С середины 1840-х годов и до выхода на пенсию она была известна своими выступлениями в опере Моцарта « Дон Жуан» , опере, с которой ее семья долгое время была связана (см. «Молодая жизнь» выше). В 1855 году она купила в Лондоне оригинальную рукопись оперы Моцарта. Она сохранила его в святилище в своем парижском доме, где его посетили многие известные люди, в том числе Россини , преклонивший колени, и Чайковский , который сказал, что он был «в присутствии божества». Он был показан на Всемирной выставке 1878 года и на выставке, посвященной столетию премьеры «Дон Жуана» в 1887 году. В 1889 году она объявила, что подарит его Парижской консерватории , и это произошло в 1892 году. [16]

В 1910 году Полина Виардо умерла в возрасте 88 лет. Ее тело похоронено на кладбище Монмартр в Париже, Франция. Вилла Виардо [17] в Буживале , под Парижем, была подарена семье Виардо Иваном Тургеневым в 1874 году.

Композиции

[ редактировать ]
Портрет Полины Виардо (1853 г.), работа Эжена Плюшара.

Виардо начала сочинять музыку еще в молодости, но никогда не собиралась становиться композитором. Ее композиции писались в основном как частные произведения для учеников с целью развития их вокальных способностей. Большую часть сочинения она написала после выхода на пенсию в Баден-Бадене . Однако ее произведения были профессиональными, и Ференц Лист заявил, что благодаря Полине Виардо мир наконец нашел гениальную женщину-композитора. [9]

В юности она училась у Листа, а также у музыкального теоретика и композитора Антона Райхи и была одновременно выдающейся пианисткой и разносторонним профессиональным музыкантом. Между 1864 и 1874 годами она написала три салонные оперы - «Троп женщины» (1867), «Огр» (1868) и «Последний волшебник» (1869), все на либретти Ивана Тургенева , и более пятидесяти песен . [ нужна ссылка ] [18] Ее оставшиеся две салонные оперы - «Сказка о феях» (1879) и «Сендрилийон» (1904, когда ей было 83 года) - были написаны на ее собственное либретто. Оперы могут быть небольшими по масштабу; однако они были написаны для продвинутых певцов, и некоторая музыка сложна. [ нужна ссылка ]

Опера

Бюст Виардо 2004 года работы Биргит С. Таух в Баден-Бадене

Хоровой

  • Богемский хор
  • Эльфийский хор
  • Хор спиннеров
  • Молодая Республика

Песни

  • Альбом мадам Виардо-Гарсия (1843 г.)
  • Золотая птица (1843)
  • 12 мазурок для голоса и фортепиано по Фредерика Шопена (1848) произведениям
  • Дуэт , 2 сольных голоса и фортепиано (1874)
  • 100 песен , в том числе 5 стихотворений (1874 г.)
  • 4 песни (1880)
  • 5 тосканских стихотворений-лирик Л. Поми (1881)
  • 6 мелодий (1884)
  • Итальянские мелодии XVIII века (перевод Л. Поми) (1886)
  • 6 песен 15 века
  • Русские альбомы
  • Тосканские народные песни
  • Вокальные обработки инструментальных произведений Иоганна Брамса , Йозефа Гайдна и Франца Шуберта
Литография Полины Гарсиа работы Бернара-Ромена Жюльена

Инструментальный

  • 2 арии балета для фортепиано (1885)
  • Богемский парад для фортепиано в 4 руки (1885)
  • Интродукция и польский язык для фортепиано в 4 руки (1874)
  • Военный марш для 2-х флейт и пикколо, 2-х гобоев и 2-х духовых хоров (1868)
  • Мазурка для фортепиано (1868)
  • 6 кусочков для скрипки и фортепиано (1868)
  • Второй альбом Russe для фортепиано (1874)
  • Сонатина для скрипки и фортепиано (1874)
  • Армянская сюита для фортепиано в четыре руки.

Источник: Рэйчел М. Харрис, Музыкальный салон Полины Виардо. [8]

[ редактировать ]

Полина Виардо-Гарсия — персонаж романа Александра Чи 2016 года «Царица ночи» , появившаяся после выхода на пенсию в Баден-Бадене в качестве учителя и наставницы вымышленного рассказчика. [19]

Премьера оперы в трёх действиях, основанной на жизни Виардо, «Записки о Виардо» с либретто и партитурой американского композитора Майкла Чинга , состоялась в 2024 году. [20] [21] История рассказана в воспоминаниях, когда журналистка берет интервью у Виардо в конце ее жизни. [22] а в оригинальных композициях Чинг музыка переплетается с песнями и мелодиями из собственных сочинений Виардо, а также с ариями, которые она пела за свою карьеру. [23]

Генеалогия

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б ФитцЛайон, с. 15, что относится к имени при крещении. Вместо этого в записи о рождении , оцифрованной в парижском Государственном институте гражданской реконструкции (XVI-1859 г.), говорится: « Мишель Полина Фердинанда Лоуренс Гарсия».
  2. В словаре Гроува, 5-е издание (1954 г.), в сноске к статье о ее отце говорится: Правильное испанское написание имени — Гарсиа, но в какой-то момент семья отказалась от акцента, вероятно, когда ее члены стали известны. за границей.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д «Полина Виардо-Гарсия (1821–1910)» (PDF) . Хильдегард.com . Проверено 11 августа 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Редактор Эрика Блома , Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е издание, 1954 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Файджес, Орландо (2019). Европейцы . Аллен Лейн. ISBN  978-0-241-00489-0 .
  6. ^ Перейти обратно: а б «Полина Виардо: Opera Rara - MusicalCriticism.com (обзор компакт-диска)» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2009 г.
  7. ^ Изд. Габриэля Парейона , Энциклопедический словарь музыки в Мексике , том. II, 2007, ибн 968-5557-79-9.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Музыкальный салон Полины Виардо: ее салонная опера «Сендриллон »» (PDF) . Etd.lsu.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2007 года . Проверено 11 августа 2016 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Стин, Майкл (2007). Чародейка народов: Полина Виардо – сопрано, муза и возлюбленная . Триплоу: Значок. ISBN  978-1-84046-843-4 .
  10. ^ Эрика Джил. «Эрика Джил о пианистке, певице и композиторе Полине Виардо» . Хранитель . Проверено 11 августа 2016 г.
  11. ^ Фредерик Никс , Жизнь Шопена , Novello, Ewers & Co., Лондон и Нью-Йорк, 1888, том. II, с. 325).
  12. ^ «Полина Виардо: пение в «Шопене и соловье» » . Iconsofeurope.com . Проверено 11 августа 2016 г.
  13. ^ Майкл Масгрейв (27 мая 1999 г.). Кембриджский компаньон Брамса . Издательство Кембриджского университета. п. 49. ИСБН  9780521485814 . Проверено 11 августа 2016 г.
  14. ^ Анна Евгения; Шон Рене (март 2007 г.). Музыкальное наследие Америки – воспоминания и воспоминания . Читайте книги. п. 164. ИСБН  9781406751499 . Проверено 11 августа 2016 г.
  15. ^ Хюбнер, Стивен (1999). Французская опера в Fin De Siècle. Вагнеризм, национализм и стиль . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 30. ISBN   0-19-816280-4 .
  16. ^ Эверист, Марк (2001). «Посвящение Моцарту: Дон Жуан и круг Виардо» . Музыка XIX века . 25 (2–3): 165–189. дои : 10.1525/ncm.2001.25.2-3.165 . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2017 г.
  17. ^ «Фотографическое изображение» (JPG) . Тургеньев.fr . Проверено 11 августа 2016 г.
  18. ^ Харрис, Рэйчел Миллер (2005). Музыкальный салон Полины Виардо: представлена ​​ее салонная опера «Сендрийон» . Государственный университет Луизианы и сельскохозяйственный и механический колледж. п. 20.
  19. ^ Акинс, Эллен (11 февраля 2016 г.). «Царица ночи» Александра Чи — оперный роман оперы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 июля 2019 г.
  20. ^ Уитни, Стю (1 апреля 2024 г.). «Опера в прерии? Программа Университета Южной Дакоты повышает свой голос» . Лидер Аргуса . Смотрите новости Южной Дакоты . Проверено 4 августа 2024 г.
  21. ^ Шарплс, Рива (26 апреля 2024 г.). «На этих выходных будет заказана опера для долларовых премьер в Вермиллионе» . Вермиллионный откровенный разговор . Проверено 4 августа 2024 г.
  22. ^ Шарплс, Рива (26 апреля 2024 г.). «На этих выходных будет заказана опера для долларовых премьер в Вермиллионе» . Вермиллионный откровенный разговор . Проверено 4 августа 2024 г.
  23. ^ Штайнбах, Молли (12 июня 2023 г.). «Выставка Таосского оперного института 2023» . Таосские новости . Проверено 4 августа 2024 г.
  • ФитцЛайон, апрель (2011 г.) [1964]. Цена гения: Жизнь Полины Виардо . Лондон: Колдер. ISBN  978-0-7145-4371-0 .
  • Харрис, Рэйчел М. (2005). Музыкальный салон Полины Виардо: ее салон оперы «Сендриллон». доктор философии диссертация. Батон-Руж: Университет штата Луизиана. OCLC   60545918 . Электронная копия .
  • Кендалл-Дэвис, Барбара (2003). Жизнь и творчество Полины Виардо-Гарсиа. Том. 1. Годы славы, 1836–1863 . Амершам: Кембриджские ученые. ISBN   1-904303-27-7 .
  • Кендалл-Дэвис, Барбара (2012). Жизнь и творчество Полины Виардо-Гарсиа. Том. 2, Годы благодати, 1863–1910 . Амершам: Кембриджские ученые. ISBN   978-1-4438-4013-2 .
  • Мушон, Жан-Пьер (июль 2000 г.). «Переписка Полины Виардо и Элины Биарга с фотографиями» («Исследование», № 14, июль-август-сентябрь 2000 г., Международная ассоциация лирического пения TITTA RUFFO, Марсель, Франция. Сайт: titta-ruffo-international.jimdo.com .
  • Стин, Майкл (2007). Чародейка народов. Полина Виардо: сопрано, муза и возлюбленная . Триплоу: Значок. ISBN   978-1-84046-843-4 .
  • Борчард, Беатрикс (2016). Полина Виардо-Гарсия: Полнота жизни . Кельн: Бёлау Верлаг. ISBN   978-3-412-50143-3 .
  • Борчард, Беатрикс / Вигерс, Мириам-Александра Вигберс (ред.) (2021). Полина Виардо-Гарсия – Юлиус Ритц. Переписка 1858–1874 гг . При сотрудничестве Джульетты Аппольд, Регины Бэк, Мартины Бик и Мелани Стир (= Исследования Виардо-Гарсиа 1). Хильдесхайм: Олмс. ISBN   978-3-487-15981-2 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee65abbc652215daba06b2b81bbaac0c__1722751800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/0c/ee65abbc652215daba06b2b81bbaac0c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pauline Viardot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)