Полина Виардо
Полина Виардо | |
---|---|
![]() Виардо в ок. 1845 г. | |
Рожденный | Мишель Фердинанде Полина Гарсия [1] 18 июля 1821 г. Париж, Франция |
Умер | 18 мая 1910 г. Париж, Франция | (88 лет)
Занятия |
|
Подпись | |
![]() |
Полина Виардо (англ. произносится [po.lin vjaʁ.do] ; 18 июля 1821 — 18 мая 1910) — французское драматическое меццо-сопрано , композитор и педагог испанского происхождения. Родилась Мишель Фердинанде Полин Гарсиа . [1] она происходила из музыкальной семьи и занялась музыкой в юном возрасте. Она начала выступать еще подростком и сделала долгую и блестящую карьеру звездной исполнительницы.
Имя
[ редактировать ]Ее имя встречается в различных формах. Когда это не просто «Полина Виардо», оно чаще всего появляется в сочетании с ее девичьей фамилией Гарсия или безударной формой Гарсия. Это имя иногда предшествует Виардо, а иногда следует за ним. Иногда слова пишутся через дефис; иногда это не так. Первоначальную известность она получила как «Полина Гарсия»; Акцент в какой-то момент пропал, но когда именно – неясно. [2] После замужества она называла себя просто «госпожа Виардо». [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мишель Фердинанде Полин Гарсиа Ситчес родилась в Париже. Ее отец, Мануэль , тенор , был учителем испанского пения, композитором и импресарио . Ее матерью была Хоакина Ситчес , испанская актриса и оперная певица. Ее крестными родителями были Фердинандо Паер и принцесса Полина Галицына, которые дали ей вторые имена. [4] Она была на 13 лет моложе своей сестры Марии Малибран , широко известной и известной дивы . Отец обучал ее игре на фортепиано, а также давал уроки пения. [5]
Моцарта Будучи маленькой девочкой, она путешествовала со своей семьей в Лондон, Нью-Йорк (где ее отец, мать, брат и сестра дали первое полное исполнение «Дон Жуана» в Соединенных Штатах в присутствии либреттиста Лоренцо да Понте) . [6] ) и Мехико , где она начала свою музыкальную карьеру. [7]
К шести годам она свободно говорила на испанском, французском, английском и итальянском языках. Позже в своей карьере она так хорошо пела русские арии, что ее приняли за носителя языка. [3] После смерти ее отца в 1832 году ее мать, сопрано Хоакина Ситчес , взяла на себя уроки пения и заставила ее сосредоточить свое внимание на голосе, а не на фортепиано. [5] Она хотела стать профессиональной концертирующей пианисткой. Она брала уроки игры на фортепиано у молодого Ференца Листа. [6] [8] занятия по контрапункту и гармонии с Антоном Райхой , учителем Листа и Гектора Берлиоза и другом Людвига ван Бетховена . С величайшим сожалением она отказалась от своего сильного увлечения фортепиано, что сделала только потому, что не посмела ослушаться воли матери. [8]
Она всю жизнь оставалась выдающейся пианисткой и часто играла дуэтами со своим другом Фредериком Шопеном , который одобрял ее аранжировки некоторых его мазурок в виде песен и даже помогал ей в этом. Лист, Игнац Мошелес , Адольф Адам , Камиль Сен-Санс и другие оставили отзывы о ее превосходной игре на фортепиано. [8]
После смерти Малибрана в 1836 году в возрасте 28 лет Полина стала профессиональной певицей с вокальным диапазоном от C3 до F6. Однако ее профессиональный дебют как музыканта состоялся в качестве пианистки, аккомпанируя ее зятю, скрипачу Шарлю Огюсту де Берио . [8]
Карьера
[ редактировать ]

В 1837 году 16-летняя Полина Гарсия дала свое первое концертное выступление в Брюсселе. Она дебютировала в опере в партии Дездемоны в опере Россини « Отелло » в Лондоне в 1839 году. Это оказалось сюрпризом сезона. Несмотря на свои недостатки, она обладала изысканной вокальной техникой в сочетании с поразительной степенью страсти.
В 17 лет она познакомилась и за ней ухаживал Альфред де Мюссе , которого ранее увезли с ее сестрой Марией Малибран. Некоторые источники говорят, что он просил руки Полины, но она отказалась. Однако она оставалась с ним в хороших отношениях на протяжении многих лет. [8] [9] Ее подруга Жорж Санд (которая позже создала на ее основе героиню ее романа 1843 года «Консуэло» ) сыграла роль в том, чтобы отговорить ее от принятия предложения де Мюссе, вместо этого направив ее к Луи Виардо (1800–1883). [5]
Виардо, писательница и директор Итальянского театра , старше Полины на двадцать один год, была финансово обеспечена и могла обеспечить Полине гораздо большую стабильность, чем де Мюссе. Брак состоялся 18 апреля 1840 года. Ему было 39 или 40, ей 18. Он был предан ей и стал руководителем ее карьеры. Ее дети пошли по ее музыкальным стопам. Ее сын Поль стал концертирующим скрипачом, дочь Луиза Эрит-Виардо — композитором и писательницей, а две другие дочери — концертными певицами. [3]
Ее брак не остановил постоянный поток увлеченных мужчин. Русский писатель Иван Тургенев , в частности, страстно влюбился в нее после того, как услышал ее исполнение «Севильского цирюльника» в России в 1843 году. В 1845 году он покинул Россию, чтобы последовать за Полиной, и в конце концов поселился в доме Виардо, обращаясь с ее четырьмя детьми как свою собственную, и обожал ее до самой смерти. Она, в свою очередь, критиковала его творчество и благодаря своим связям и социальным способностям представляла его в лучшем свете, когда бы они ни появлялись на публике. Точный статус их отношений является предметом споров. Среди других мужчин, тесно связанных с ней, были композиторы Шарль Гуно (она исполнила главную роль в его опере «Сафо» ) и Гектор Берлиоз (который изначально имел в виду ее на роль Дидоны в «Троянцах» , но передумал, что привело к охлаждение его отношений с Виардо). [9]
Известная своим широким вокальным диапазоном и драматическими ролями на сцене, Виардо давала выступления, которые вдохновляли таких композиторов, как Фредерик Шопен , Берлиоз, Камиль Сен-Санс (который посвятил Самсона и Далилу ей и хотел, чтобы она исполнила заглавную партию, но она отказалась из-за возраста [10] ), и Джакомо Мейербера , для которого она создала Фидес в «Пророке» .

Она свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и сочиняла песни в различных национальных техниках. Ее карьера привела ее в лучшие мюзик-холлы Европы , а с 1843 по 1846 год она постоянно работала в Оперном театре Санкт-Петербурга , Россия. [ нужна ссылка ]
Она провела много счастливых часов в Жорж Санд доме в Ноане, с Санд и своим возлюбленным Фредериком Шопеном . Шопен давал ей профессиональные советы по игре на фортепиано, вокальным композициям и аранжировкам некоторых его мазурок в виде песен. Он, в свою очередь, получил от нее некоторые знания об испанской музыке из первых рук. [8] В июле 1847 года отношения Санд и Шопена подошли к концу. Виардо попыталась залечить разлад и воссоединить их, но безуспешно. [8]
В качестве песен она аранжировала инструментальные произведения Йозефа Гайдна , Франца Шуберта и Иоганнеса Брамса . Она была меццо-сопрано в части mirum Tuba на Реквиема Моцарта похоронах Шопена в церкви Мадлен в Париже 30 октября 1849 года, которые она исполнила вместе с сопрано инкогнито за черной занавеской. [11]
Она исполнила заглавную партию в Глюка опере «Орфея и Эвридика» в Театре Лирик в Париже в ноябре 1859 года под постановкой Гектора Берлиоза, аранжировавшего оперу, и исполнила эту партию более 150 раз. [3] Она была хорошо знакома с Дженни Линд , шведской сопрано и филантропкой. [12] который был учеником ее брата.
Примечательное замечание она сделала в адрес английской сопрано Аделаиды Кембл, когда они присутствовали на последнем концерте в Лондоне великого итальянского сопрано Джудитты Паста , расцвет которой явно уже прошел. На вопрос Кембла, что она думает об этом голосе, она ответила: «Ах!» Это руины, но то же самое можно сказать и о « Леонардо Тайной вечере » . [ нужна ссылка ]
В 1863 году Полина Виардо ушла со сцены. Она и ее семья покинули Францию из-за публичной оппозиции ее мужа императору Наполеону III и поселились в Баден-Бадене , Германия. Однако в 1870 году Иоганнес Брамс убедил ее спеть на первом публичном исполнении его Альтовой рапсодии в Йене . [13]

статья из L'Illustration от 19 марта 1853 г.
Позже, в 1870 году, после падения Наполеона III, они вернулись во Францию, где она преподавала в Парижской консерватории и до смерти мужа в 1883 году руководила музыкальным салоном на бульваре Сен-Жермен. Среди ее учениц были Ада Адини , Дезири Арто , Сельма Эк , Эмма Энгдаль-Егершельд , Мари Ханфштенгль , Елизавета Лавровская , Фелия Литвинн , Эмили Мехелин , Аглая Оргени , Анна Эжени Шен-Рене , Мафальда Сальватини , Раймунд фон Цур-Мюлен , и Мария Вильгельм . См.: Список студентов-музыкантов по преподавателям: от T до Z#Полина Виардо . Ее ученица Наталья Ирецкая позже стала учителем Оды Слободской и Лидии Липковской , которая, в свою очередь, преподавала Вирджинию Зеани . Она также была крестной матерью дочери Арто Лолы Арто де Падилья . [14] В 1877 году ее дочь Марианна была ненадолго помолвлена с Габриэлем Форе , но позже вышла замуж за композитора Альфонса Дювернуа . [4]
11 апреля 1873 года она появилась в Театре Одеон в Париже в первом исполнении Жюля Массне « оратории Мария-Магдален» . [15]
С середины 1840-х годов и до выхода на пенсию она была известна своими выступлениями в опере Моцарта « Дон Жуан» , опере, с которой ее семья долгое время была связана (см. «Молодая жизнь» выше). В 1855 году она купила в Лондоне оригинальную рукопись оперы Моцарта. Она сохранила его в святилище в своем парижском доме, где его посетили многие известные люди, в том числе Россини , преклонивший колени, и Чайковский , который сказал, что он был «в присутствии божества». Он был показан на Всемирной выставке 1878 года и на выставке, посвященной столетию премьеры «Дон Жуана» в 1887 году. В 1889 году она объявила, что подарит его Парижской консерватории , и это произошло в 1892 году. [16]
Смерть
[ редактировать ]В 1910 году Полина Виардо умерла в возрасте 88 лет. Ее тело похоронено на кладбище Монмартр в Париже, Франция. Вилла Виардо [17] в Буживале , под Парижем, была подарена семье Виардо Иваном Тургеневым в 1874 году.
Композиции
[ редактировать ]
Виардо начала сочинять музыку еще в молодости, но никогда не собиралась становиться композитором. Ее композиции писались в основном как частные произведения для учеников с целью развития их вокальных способностей. Большую часть сочинения она написала после выхода на пенсию в Баден-Бадене . Однако ее произведения были профессиональными, и Ференц Лист заявил, что благодаря Полине Виардо мир наконец нашел гениальную женщину-композитора. [9]
В юности она училась у Листа, а также у музыкального теоретика и композитора Антона Райхи и была одновременно выдающейся пианисткой и разносторонним профессиональным музыкантом. Между 1864 и 1874 годами она написала три салонные оперы - «Троп женщины» (1867), «Огр» (1868) и «Последний волшебник» (1869), все на либретти Ивана Тургенева , и более пятидесяти песен . [ нужна ссылка ] [18] Ее оставшиеся две салонные оперы - «Сказка о феях» (1879) и «Сендрилийон» (1904, когда ей было 83 года) - были написаны на ее собственное либретто. Оперы могут быть небольшими по масштабу; однако они были написаны для продвинутых певцов, и некоторая музыка сложна. [ нужна ссылка ]
Опера
- Trop de femmes (libretto by Ivan Turgenev , 1867)
- L'ogre (Turgenev, 1868)
- Последний чародей (Тургенев, 1869)
- Сказка (собственное либретто, 1879)
- Сендриллон (собственное либретто, 1904)

Хоровой
- Богемский хор
- Эльфийский хор
- Хор спиннеров
- Молодая Республика
Песни
- Альбом мадам Виардо-Гарсия (1843 г.)
- Золотая птица (1843)
- 12 мазурок для голоса и фортепиано по Фредерика Шопена (1848) произведениям
- Дуэт , 2 сольных голоса и фортепиано (1874)
- 100 песен , в том числе 5 стихотворений (1874 г.)
- 4 песни (1880)
- 5 тосканских стихотворений-лирик Л. Поми (1881)
- 6 мелодий (1884)
- Итальянские мелодии XVIII века (перевод Л. Поми) (1886)
- 6 песен 15 века
- Русские альбомы
- Тосканские народные песни
- Вокальные обработки инструментальных произведений Иоганна Брамса , Йозефа Гайдна и Франца Шуберта

Инструментальный
- 2 арии балета для фортепиано (1885)
- Богемский парад для фортепиано в 4 руки (1885)
- Интродукция и польский язык для фортепиано в 4 руки (1874)
- Военный марш для 2-х флейт и пикколо, 2-х гобоев и 2-х духовых хоров (1868)
- Мазурка для фортепиано (1868)
- 6 кусочков для скрипки и фортепиано (1868)
- Второй альбом Russe для фортепиано (1874)
- Сонатина для скрипки и фортепиано (1874)
- Армянская сюита для фортепиано в четыре руки.
Источник: Рэйчел М. Харрис, Музыкальный салон Полины Виардо. [8]
В популярной культуре
[ редактировать ]Полина Виардо-Гарсия — персонаж романа Александра Чи 2016 года «Царица ночи» , появившаяся после выхода на пенсию в Баден-Бадене в качестве учителя и наставницы вымышленного рассказчика. [19]
Премьера оперы в трёх действиях, основанной на жизни Виардо, «Записки о Виардо» с либретто и партитурой американского композитора Майкла Чинга , состоялась в 2024 году. [20] [21] История рассказана в воспоминаниях, когда журналистка берет интервью у Виардо в конце ее жизни. [22] а в оригинальных композициях Чинг музыка переплетается с песнями и мелодиями из собственных сочинений Виардо, а также с ариями, которые она пела за свою карьеру. [23]
Генеалогия
[ редактировать ]- Мануэль Гарсиа (1775–1832), певец, композитор, печатник ; женился на Хоакине Ситчес (1780–1864).
- Мануэль Гарсиа Младший (1805–1906), певец, композитор, преподаватель пения; женился на Сесиль Марии «Эжени» Майер (1814–1880).
- Мануэль Гарсиа (1836–1885)
- Гюстав Гарсиа (1837–1925), баритон и преподаватель пения; женился на Эмили Матильде Энн Марторелл (1835–?)
- Альберто Гарсия (1875–1946), баритон
- Эжени Аруэль (1840–1924)
- Мари Крепе (1842–1867)
- Мария Малибран (1808–1836), певица; вышла замуж за Франсуа Эжена Малибрана (1781–1836) (детей нет); вышла замуж за Шарля Огюста де Берио (1802–1870), композитора, скрипача.
- Шарль-Вильфрид де Берио (1833–1914), пианист, композитор, профессор Школы Нидермейера.
- Полина Виардо (1821–1910), певица, композитор; вышла замуж за Луи Виардо (1800–1883).
- Луиза Эрит-Виардо (1841–1918), композитор, пианистка, певица.
- Поль Виардо (1857–1941)
- Марианна Виардо (1854–1919), художница, ненадолго помолвленная с Габриэлем Форе ; вышла замуж за Альфонса Дювернуа
- Клоди Виардо (1852–1914); вышла замуж за Жоржа Шамеро; была проблема
- Мануэль Гарсиа Младший (1805–1906), певец, композитор, преподаватель пения; женился на Сесиль Марии «Эжени» Майер (1814–1880).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б ФитцЛайон, с. 15, что относится к имени при крещении. Вместо этого в записи о рождении , оцифрованной в парижском Государственном институте гражданской реконструкции (XVI-1859 г.), говорится: «
МишельПолина Фердинанда Лоуренс Гарсия». - ↑ В словаре Гроува, 5-е издание (1954 г.), в сноске к статье о ее отце говорится: Правильное испанское написание имени — Гарсиа, но в какой-то момент семья отказалась от акцента, вероятно, когда ее члены стали известны. за границей.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Полина Виардо-Гарсия (1821–1910)» (PDF) . Хильдегард.com . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Редактор Эрика Блома , Словарь музыки и музыкантов Гроува, 5-е издание, 1954 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Файджес, Орландо (2019). Европейцы . Аллен Лейн. ISBN 978-0-241-00489-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «Полина Виардо: Opera Rara - MusicalCriticism.com (обзор компакт-диска)» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2009 года . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Изд. Габриэля Парейона , Энциклопедический словарь музыки в Мексике , том. II, 2007, ибн 968-5557-79-9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Музыкальный салон Полины Виардо: ее салонная опера «Сендриллон »» (PDF) . Etd.lsu.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 7 марта 2007 года . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стин, Майкл (2007). Чародейка народов: Полина Виардо – сопрано, муза и возлюбленная . Триплоу: Значок. ISBN 978-1-84046-843-4 .
- ^ Эрика Джил. «Эрика Джил о пианистке, певице и композиторе Полине Виардо» . Хранитель . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Фредерик Никс , Жизнь Шопена , Novello, Ewers & Co., Лондон и Нью-Йорк, 1888, том. II, с. 325).
- ^ «Полина Виардо: пение в «Шопене и соловье» » . Iconsofeurope.com . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Майкл Масгрейв (27 мая 1999 г.). Кембриджский компаньон Брамса . Издательство Кембриджского университета. п. 49. ИСБН 9780521485814 . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Анна Евгения; Шон Рене (март 2007 г.). Музыкальное наследие Америки – воспоминания и воспоминания . Читайте книги. п. 164. ИСБН 9781406751499 . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Хюбнер, Стивен (1999). Французская опера в Fin De Siècle. Вагнеризм, национализм и стиль . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 30. ISBN 0-19-816280-4 .
- ^ Эверист, Марк (2001). «Посвящение Моцарту: Дон Жуан и круг Виардо» . Музыка XIX века . 25 (2–3): 165–189. дои : 10.1525/ncm.2001.25.2-3.165 . Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ «Фотографическое изображение» (JPG) . Тургеньев.fr . Проверено 11 августа 2016 г.
- ^ Харрис, Рэйчел Миллер (2005). Музыкальный салон Полины Виардо: представлена ее салонная опера «Сендрийон» . Государственный университет Луизианы и сельскохозяйственный и механический колледж. п. 20.
- ^ Акинс, Эллен (11 февраля 2016 г.). «Царица ночи» Александра Чи — оперный роман оперы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ Уитни, Стю (1 апреля 2024 г.). «Опера в прерии? Программа Университета Южной Дакоты повышает свой голос» . Лидер Аргуса . Смотрите новости Южной Дакоты . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Шарплс, Рива (26 апреля 2024 г.). «На этих выходных будет заказана опера для долларовых премьер в Вермиллионе» . Вермиллионный откровенный разговор . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Шарплс, Рива (26 апреля 2024 г.). «На этих выходных будет заказана опера для долларовых премьер в Вермиллионе» . Вермиллионный откровенный разговор . Проверено 4 августа 2024 г.
- ^ Штайнбах, Молли (12 июня 2023 г.). «Выставка Таосского оперного института 2023» . Таосские новости . Проверено 4 августа 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ФитцЛайон, апрель (2011 г.) [1964]. Цена гения: Жизнь Полины Виардо . Лондон: Колдер. ISBN 978-0-7145-4371-0 .
- Харрис, Рэйчел М. (2005). Музыкальный салон Полины Виардо: ее салон оперы «Сендриллон». доктор философии диссертация. Батон-Руж: Университет штата Луизиана. OCLC 60545918 . Электронная копия .
- Кендалл-Дэвис, Барбара (2003). Жизнь и творчество Полины Виардо-Гарсиа. Том. 1. Годы славы, 1836–1863 . Амершам: Кембриджские ученые. ISBN 1-904303-27-7 .
- Кендалл-Дэвис, Барбара (2012). Жизнь и творчество Полины Виардо-Гарсиа. Том. 2, Годы благодати, 1863–1910 . Амершам: Кембриджские ученые. ISBN 978-1-4438-4013-2 .
- Мушон, Жан-Пьер (июль 2000 г.). «Переписка Полины Виардо и Элины Биарга с фотографиями» («Исследование», № 14, июль-август-сентябрь 2000 г., Международная ассоциация лирического пения TITTA RUFFO, Марсель, Франция. Сайт: titta-ruffo-international.jimdo.com .
- Стин, Майкл (2007). Чародейка народов. Полина Виардо: сопрано, муза и возлюбленная . Триплоу: Значок. ISBN 978-1-84046-843-4 .
- Борчард, Беатрикс (2016). Полина Виардо-Гарсия: Полнота жизни . Кельн: Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-412-50143-3 .
- Борчард, Беатрикс / Вигерс, Мириам-Александра Вигберс (ред.) (2021). Полина Виардо-Гарсия – Юлиус Ритц. Переписка 1858–1874 гг . При сотрудничестве Джульетты Аппольд, Регины Бэк, Мартины Бик и Мелани Стир (= Исследования Виардо-Гарсиа 1). Хильдесхайм: Олмс. ISBN 978-3-487-15981-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Письма к госпоже Виардо , Иван Тургенев (фр.)
- Документы Полины Виардо-Гарсиа - путеводитель по личным документам и партитурам музыканта в библиотеке Хоутона Гарвардского университета.
- Бесплатные партитуры Полины Виардо в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Полина Виардо-Гарсия (включает обзоры ранних концертов Альфреда де Мюссе и Жорж Санд)
- Мультимедийная презентация Полины Виардо
- Лексическая статья о Полине Виардо в МУГИ – «Музыка и гендер в Интернете».
- Исследовательский проект DFG «Места и пути европейского культурного посредничества через музыку. Певица и композитор Полина Виардо»
- Музей романтической жизни , Париж, Портрет Ари Шеффера
- «Полина Виардо. Систематический библиографический каталог-резонне (VWV)» Кристин Хайтманн.
- Портреты Полины Виардо в Национальной портретной галерее в Лондоне
- 1821 рождений
- 1910 смертей
- Французские женщины-композиторы-классики
- Французское оперное меццо-сопрано
- Французы испанского происхождения
- Французские композиторы-романтики
- Французские оперные композиторы
- Женщины-оперные композиторы
- Похороны на кладбище Монмартр
- Музыканты из Парижа
- Ученики Фредерика Шопена
- Французские оперные певицы XIX века.
- Женщины-композиторы XIX века