Отелло (Россини)
Отелло | |
---|---|
Опера Джоаккино Россини | |
![]() Manuel Garcia as Otello in Paris, 1821 | |
Либреттист | Франческо Мария Берио из Сальсы |
Язык | итальянский |
Премьера | 4 декабря 1816 г. Театр дель Фондо , Неаполь |
«Отелло» — опера в трёх действиях Джоаккино Россини на итальянское либретто Франческо Берио ди Сальса по Уильяма Шекспира пьесе «Отелло, или Венецианский мавр» ; Премьера состоялась в Неаполе, Театро дель Фондо, 4 декабря 1816 года. [1]
Сюжет либретто сильно отличается от пьесы Шекспира тем, что действие происходит целиком в Венеции , а не главным образом на Кипре, и драматический конфликт развивается в ином ключе. Роль Яго гораздо менее дьявольская, чем пьеса Шекспира или опера Верди » 1887 года «Отелло , которая также была основана на ней. Шекспир заимствовал свою пьесу из рассказа «Un Capitano Moro» («Мавританский капитан») Чинтио , ученика Боккаччо , впервые опубликованного в 1565 году. [2] [3] Напротив, роль Родриго, второстепенный сюжет Шекспира и Верди, очень заметна в версии Россини - персонажу Родриго отведена одна из самых сложных и блестящих музыкальных композиций. Все партии Отелло, Яго и Родриго написаны для тенора.
Россини «Отелло» — важная веха в развитии оперы как музыкальной драмы. Это дало Верди эталон для его собственных адаптаций Шекспира. 1999 года Компакт-диск Opera Rara с оперой включает альтернативный счастливый конец, обычную практику в драме и опере того периода 19 века. [4]
История выступлений
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]Первое представление состоялось в Театре дель Фондо в Неаполе 4 декабря 1816 года. Впервые оно было исполнено в Париже 5 июня 1821 года в Театре Италии (с Мануэлем Гарсией в роли Отелло и Джудиттой Пастой в роли Дездемоны). [5] в Лондоне 16 мая 1822 года в Королевском театре и в Нью-Йорке 7 февраля 1826 года в Парк-театре . [6]
Роль Яго указана в ранних партитурах как роль тенора, и в первые годы ее взяли на вооружение теноры Чиччимарра, Луиджи Кампителли и Доменико Рейна . Тем не менее, что любопытно, всего через три года после премьеры Россини адаптировал роль для голоса баритона , и с тех пор ее часто исполняли баритоны, в том числе самые известные «секундо бассо кантанте» эпохи бельканто , переходные баритоны и практикующие вердианские баритоны эпохи бельканто. 19 век. [ нужна ссылка ] В этот период Яго был назначен итальянскому иногда вторым тенором, иногда баритоном Джованолой в Итальянском театре в Париже 26 июля 1823 года с Джудиттой Пастой в роли Дездемоны. Испанский баритон (впоследствии педагог) Мануэль Гарсия-младший исполнял эту роль во время поездки своей семьи в Нью-Йорк в 1826 году. Итальянский баритон Фердинандо Лауретти спел ее в Вероне в 1827 году, и рецензия на это исполнение была отправлена в лондонский «Гармоникон» , который упоминает его «образ Яго, партию баса, значительно улучшенную Россини во время его участия в вашей итальянской опере». [7] Доменико Косселли исполнил эту партию в Туринском театре Анженн в 1828 году, как и первый бас итальянца Федерико Креспи (1833), Антонио Тамбурини (с 1834), Лучано Форназари (в 1844), Джованни Беллетти (в 1849), Джозеф Тальяфико в 1850 году, Джорджо Ронкони (с 1851 года), Франческо Грациани (с 1869 года) и Антонио Котоньи (с 1869 года). Французский баритон Поль Барруаэ появился в 1844 году в Париже, где интерполировал арию " [ который? ] (транспонировано из до в си-бемоль) из оперы Россини «Донна дель лаго» . Его преемник Жан-Батист Фор исполнил партию в 1871 году.
Во французском печатном издании 1823 года показана партия Яго, написанная басовым ключом.
20 век и далее
[ редактировать ]После длительного периода относительного забвения в конце 20 века опера снова начала появляться на мировых сценах. Постановка Пьера Луиджи Пицци была представлена на Оперном фестивале Россини в Пезаро в 1988 году. [8] Эта же постановка была показана в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 2000 году с Брюсом Фордом , Мариэллой Девиа , Хуаном Диего Флоресом и Кеннетом Тарвером в главных ролях. [9] [10] Премьера оперы состоялась в 1978 году, когда актерский состав возглавляли Хосе Каррерас и Фредерика фон Штаде под руководством Хесуса Лопеса Кобоса для Philips Records . Несмотря на относительно небольшую дискографию оперы в целом, увертюра была записана несколько раз такими артистами, как сэр Невилл Марринер , Риккардо Шайи , Кристиан Бенда и Донато Ренцетти . Французский дирижер Антонио де Алмейда также записал балетную музыку из оперы в 1976 году для Philips Records.
В октябре 2012 года Opera Southwest в Альбукерке, штат Нью-Мексико, представила три спектакля оперы. Первый дал как оригинальный, так и альтернативный «счастливый» финал. Перед вторыми выступлениями зрители голосовали за финал, который им понравился, и затем исполнялась выбранная версия. [11] [12] Также в 2012 году опера была поставлена в Цюрихе Фламандской оперой . Такая же постановка была представлена в Генте и Антверпене в феврале и марте 2014 года. [13] Бакстонский фестиваль представил оперу в концертной форме в июле 2014 года. [14]
Отелло был показан в постановке Театра ан дер Вин и Франкфуртской оперы в 2019 году с Энеей Скала в главной роли, которую Дамиано Микьелетто сыграл успешного араба-мусульманина в современном венецианском деловом мире, с Каролиной Макулой и Нино Мачаидзе в роли Дездемоны. . [15]
Роли
[ редактировать ]
Роль | Тип голоса | Премьера актерского состава, 4 декабря 1816 г. |
---|---|---|
Отелло | тенор | Андреа Ноццари |
Дездемона | сопрано | Изабелла Колбран |
Родриго | тенор | Джон Дэвид |
Яго | тенор | Джузеппе Чиччимарра |
Эмилия | сопрано | Мария Манзи |
Эльмиро ( Брабантио ) | бас | Микеле Бенедетти |
Дож Венеции | тенор | Гаэтано Чиццола |
Лусио | тенор | Никола Молло |
Гондольер | тенор | Никола Молло |
Краткое содержание
[ редактировать ]- Место: Венеция
- Время: конец 15 века.
Согласно буклету выступлений 1818 года в Милане: [ нужна ссылка ]
Отелло, африканец на службе у Адрии (Венеции), возвращается победителем из битвы с турками. Он тайно женится на Дездемоне, дочери своего врага Эльмиро Патрицио Венето, уже обещанной Родриго, сыну дожа. Яго, еще один любовник, отвергнутый Дездемоной и тайный враг Отелло, чтобы отомстить за причиненные ему обиды, притворяется, что поддерживает любовную связь Родриго. Он перехватывает письмо последнего, которым заставляет Отелло поверить своей жене в измену, что является основой действия, которое заканчивается тем, что Отелло закалывает Дездемону, и смертью самого Отелло, после обнаружения обмана Яго и невиновность его жены.
Верди Как и в «Отелло» , ария Дездемоны «Salce» («Песнь ивы») является поворотным моментом заключительного акта.
Связанные работы
[ редактировать ]Ференц Лист основал Канцону из « Années de pèlerinage» , дополнения «Венеция и Неаполь» , на закулисную песню гондольера «Нет большей боли» из этой оперы.
Записи
[ редактировать ]Год | Cast: Otello, Дездемона, Яго, Родриго | Дирижер, Оперный театр и оркестр | Этикетка [16] |
---|---|---|---|
1978 | Хосе Каррерас , Фредерика фон Штаде , Джанфранко Пастине, Сальваторе Физикелла | Хесус Лопес Кобос , Хор Амброзианской оперы , Филармонический оркестр | Компакт-диск: Филипс Кот: 432 456-2 Подробности смотрите здесь |
1988 | Крис Мерритт , Джун Андерсон , Эцио Ди Чезаре, Роквелл Блейк | Джон Притчард , Оркестр и хор RAI Torino (Видеозапись выступления на Оперном фестивале Россини , Пезаро, август) | DVD: Опять DVD 2223 |
1999 | Брюс Форд , Элизабет Футрал , Хуан Хосе Лопера, Уильям Маттеуцци | Дэвид Пэрри , Филармонический оркестр и хор Джеффри Митчелла | Компакт-диск: Опера Рара Кот: ОРК 18 |
2008 | Майкл Спайрс , Джессика Пратт , Джорджио Трукко, Филиппо Адами | Антонино Фольяни, Virtuosi Brunensis и филармонический хор Трансильвании (Запись на выступлении на фестивале Россини в Вильдбаде ) | Компакт-диск: Naxos Records , Кот: 8.660275-76 |
2012 | Джон Осборн , Сесилия Бартоли , Эдгардо Роша, Хавьер Камарена | Мухай Тан , Оркестр La Scintilla, Цюрихская опера , (Запись выступления в марте) | Диск Blu-ray: Декка , Кот: 074 3865 |
2015 | Грегори Кунде , Кармен Ромеу, Роберт Макферсон, Максим Миронов | Альберто Зедда , Фламандской оперы Оркестр и хор | Компакт-диск: Динамический Кот:CDS7711 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Осборн, Ричард (2002). «Отелло (я)» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O003768 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 9 октября 2020 г. (требуется подписка)
- ^ «Об Отелло» . СкалыЗаметки.
- ^ «Сказка Чинтио: источник шекспировского Отелло » (PDF) . Школа Святого Стефана.
- ↑ «Отелло». Архивировано 13 марта 2019 года на сайте Wayback Machine на веб-сайте Opera Rara , по состоянию на 1 апреля 2015 года.
- ^ Джеймс Радомски, Мануэль Гарсия (1775–1832): Хроника жизни тенора бельканто на заре романтизма , с. 149 . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198163732 .
- ^ Госсетт, Филип ; Браунер, Патрисия (2001). « Отелло ». В Холдене, Аманда (ред.). Путеводитель по опере «Новый пингвин» . Нью-Йорк: Пингвин Патнэм. п. 779. ИСБН 0-14-029312-4 .
- ^ Пиннок, В. (1827). Гармоникон: Музыкальный журнал . Том. IV. Лондон: Сэмюэл Ли. п. 171 . Проверено 10 сентября 2014 г.
- ^ « Отелло » . Россиниоперафестиваль . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ « Отелло – Вечер 31 января 2000 года» . Коллекции ROH в Интернете . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ « Отелло – Вечер 9 февраля 2000 года» . Коллекции ROH онлайн . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ Прошлые выступления Opera Southwest на сайте OperaSouthwest.org. Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Брайан Келлоу, Россини «Юго-западная опера включает в себя редко слышимый Отелло - с концовкой на ваш выбор». Архивировано 29 июня 2013 г. в Wayback Machine , Opera News (Нью-Йорк), сентябрь 2012 г., на Operasouthwest.com. Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ Россини « Отелло » в разделе «Отчет о прошлом производстве» на веб-сайте лондонского Общества Доницетти.
- ^ Хагилл, Роберт (21 июля 2014 г.). Россини « Отелло (Рецензия на концертное исполнение Бакстонского фестиваля)» .
- ^ Мольке, Томас (8 сентября 2019 г.). «Немного другой Отелло» . omm.de (на немецком языке). Интернет-музыкальный журнал . Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ Записи Отелло на Operadis-opera-discography.org.uk.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Осборн, Чарльз (1994), Оперы Бельканто Россини, Доницетти и Беллини , Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0931340713
- Осборн, Ричард (1990), Россини Итака, Нью-Йорк: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 1-55553-088-5
- Сеничи, Эмануэле (редактор) (2004), Кембриджский компаньон Россини , Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80736-4 , 978-0-521-00195-3
- Сервадио, Гайя (2003), Россини , Нью-Йорк: Издательство Carroll & Graf. ISBN 0-7867-1195-7
- Той, Фрэнсис (переиздание 1997 г.), Россини: Человек и его музыка , Dover Publications, 1987. ISBN 0486253961 ISBN 0-486-25396-1 ,
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отелло (Россини) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Отелло: Трагическая опера в двух действиях в исполнении Нью-Йоркского театра (либретто). Нью-Йорк: Э. М. Мерден. 1826.
- Отелло: Трагическая опера в двух действиях в исполнении труппы Гарсиа в Нью-Йорке в 1826 году и итальянской труппы театра на Честнат-стрит в 1833 году (либретто). Филадельфия: К. Нил. 1833.