Стабат Матер (Россини)

Stabat Mater — произведение Джоаккино Россини, основанное на традиционной структуре последовательности Stabat Mater для хора и солистов. Он был написан в конце его карьеры, после ухода из оперного сочинения. Он начал работу в 1831 году, но завершил ее только в 1841 году.
Состав
[ редактировать ]В 1831 году Россини путешествовал по Испании в компании своего друга, испанского банкира Александра Агуадо , владельца Шато Марго . В ходе поездки член государственного совета Фернандес Варела заказал оформление традиционного литургического текста Stabat Mater . Россини удалось завершить часть декораций сцены в 1832 году, но плохое здоровье не позволило ему завершить заказ. Написав лишь половину партитуры (№ 1 и 5–9), он попросил своего друга Джованни Тадолини сочинить шесть дополнительных частей. Россини представил Вареле законченную работу как свою собственную. Премьера состоялась в Великую субботу 1833 года в часовне Сан-Фелипе-эль-Реаль в Мадриде, но эта версия больше никогда не исполнялась. [ 1 ] [ 2 ]
Когда Варела умер, его наследники продали произведение за 2000 франков парижскому музыкальному издателю Антуану Оланье, который напечатал его. Россини выразил протест, заявив, что он оставил за собой права на публикацию, и отрекся от версии Оланье, поскольку она включала музыку Тадолини. Удивленный этим, Оланжер пошел дальше и организовал публичное выступление в Зале Герца 31 октября 1841 года, на котором были исполнены только шесть пьес Россини. Фактически Россини уже продал права на публикацию за 6000 франков другому парижскому издателю, Эжену Трупенасу. Последовали судебные процессы, и Трупенас вышел победителем. Россини завершил работу, заменив музыку Тадолини, до конца 1841 года. Братья Леон и Мари Эскюдье, купившие у Трупены права на исполнение окончательной версии партитуры Россини за 8000 франков, продали их директору театра. Théâtre-Italien за 20 000 франков, который начал подготовку к его первому представлению. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Обширная оперная карьера Россини разделила публику на поклонников и критиков. Объявление о премьере «Stabat Mater» Россини дало повод для широкомасштабной атаки со стороны Рихарда Вагнера , находившегося в то время в Париже, не только против Россини, но и вообще против нынешней европейской моды на религиозную музыку и денег, которые должны были быть проданы. сделанный из него. За неделю до запланированного концерта Роберта Шумана в журнале «Neue Zeitschrift für Musik» было опубликовано псевдонимное эссе, написанное Вагнером под именем «Г. Валентино», в котором он утверждал, что считает популярность Россини непостижимой: «Это необыкновенно! Пока этот человек жив, он всегда будет в моде». Вагнер завершил свою полемику следующим наблюдением: «Это ужасное слово: авторское право — рычит сквозь скудный дуновение ветерка. Действие! Действие! Еще раз действие! И деньги достаются, чтобы заплатить лучшим юристам, подготовить документы, чтобы сделать оговорки. О вы, глупые люди, вы потеряли походы из-за своего золота? Я знаю человека, который за пять франков сделает вам пять вальсов, каждый из которых лучше, чем страдания богатых? магистр!" [ 5 ] В то время, когда Вагнер писал это, ему было еще под тридцать, и он еще не добился большого успеха в принятии своей музыки во французской столице. [ 6 ]
История выступлений
[ редактировать ]Stabat Mater впервые была исполнена полностью в Париже в Зале Вентадур Итальянского театра 7 января 1842 года с Джулией Гризи (сопрано), Эммой Альбертацци (меццо-сопрано), Марио (тенор) и Антонио Тамбурини (баритон). в качестве солистов. [ 3 ] [ 4 ] Эскудье сообщили, что:
Под аплодисменты выкрикивали имя Россини. Вся работа захватила публику; триумф был полным. Пришлось повторить три номера... и публика покинула театр тронутая и охваченная восхищением, быстро покорившим весь Париж. [ 2 ]
В марте Гаэтано Доницетти с большим успехом возглавил итальянскую премьеру в Болонье . Среди солисток были Клара Новелло (сопрано) и Никола Иванофф (тенор). Доницетти сообщил о реакции общественности:
Энтузиазм невозможно описать. Даже на генеральной репетиции, на которой присутствовал Россини, в середине дня его провожали до дома под крики более 500 человек. То же самое и в первую ночь, под его окном, поскольку он не появился в холле. [ 3 ]
Несмотря на то, что произведение заметно отличается от его светских сочинений, северогерманские критики, как сообщает Генрих Гейне в эссе о Россини, раскритиковали произведение как «слишком мирское, чувственное, слишком игривое для религиозной темы». [ 2 ] В ответ французский историк музыки Гюстав Шуке заметил, что «нельзя забывать, что религия на Юге сильно отличается от той, что есть на Севере». [ 4 ]
Музыка
[ редактировать ]Stabat Mater партитура для четырех вокальных солистов ( сопрано , меццо-сопрано , тенор и бас ), смешанного хора и оркестра из 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов , 2 фаготов , 4 валторн , 2 труб , 3 тромбонов , литавры и струнные .
Россини разделил двадцать трехстрочных стихов стихотворения на десять частей и использовал различные комбинации сил для каждой части:
- Stabat Mater dolorosa (куплет 1) – Хор и все четыре солиста
- Чья душа (стихи 2-4) – Тенор
- Quis est homo (стихи 5–6) – Сопрано и меццо-сопрано
- За грехи (7-8 куплеты) – Бас
- Eja, Mater (стихи 9–10) – Басовый речитатив и припев
- Sancta Mater (стихи 11–15) – Все четыре солиста
- Сделайте это воротами (стихи 16–17) – Меццо-сопрано
- Inflammatus (стихи 18–19) – Сопрано и хор
- Когда тело умирает (куплет 20) – Хор и все четыре солиста
- Во веки веков. Аминь (не входит в стандартный текст) – Припев
Написанная в 1841 году для тенора соло часть andantino maestoso «Cuius animam» с ее шумной и запоминающейся мелодией часто исполняется отдельно от других частей произведения как демонстрация бравурной техники певца. [ нужна ссылка ] Первая тема «Cujus animam» также была процитирована нота за нотой в джазовом номере Вуди Хермана 1941 года «Blues on Parade». [ 7 ]
Записи
[ редактировать ]- 1954
- Ференц Фриксай (дирижер)
- Симфонический оркестр RIAS , Берлинский женский хор, Камерный хор RIAS , Хор мальчиков RIAS
- Солисты: Мария Стадер , Марианна Радев , Эрнст Хефлигер , Ким Борг
- Audite 95587 (моно, концертная запись из Концертного зала Берлинского университета, 22 сентября 1954 г.) [ 8 ]
- 1961
- Карл Форстер (дирижер)
- Berliner Symphoniker , хор собора Святой Ядвиги в Берлине
- Солисты: Пилар Лоренгар , Бетти Аллен , Йозеф Траксель , Йозеф Грейндл
- я
- 1971
- Иштван Кертеш (дирижер)
- Лондонский симфонический оркестр и хор
- Солисты: Пилар Лоренгар , Ивонн Минтон , Лучано Паваротти , Ханс Сотин
- Decca Ovation 417 766-2 (переиздание 1971 г.) [ 9 ]
- 1982
- Карло Мария Джулини , дирижер
- Филармонический оркестр и хор
- Солисты: Катя Риччарелли , Лючия Валентини Террани , Далмацио Гонсалес, Руджеро Раймонди
- ДГ 477 6333 [ 10 ] [ 11 ]
- 1982
- Риккардо Мути (дирижер)
- Maggio Musicale Фиорентино Оркестр
- Солисты: Кэтрин Мальфитано , Агнес Бальца , Роберт Гэмбилл , Гвинн Хауэлл
- Классика EMI CDC7 47402-2
- 1988
- Клаудио Шимоне (дирижер)
- I Solisti Veneti , Амвросийские певцы
- Солисты: Сесилия Гасдия , Маргарита Циммерманн, Крис Мерритт , Хосе Гарсия
- Эрато/RCA MCE75493 [ 12 ]
- 1990
- Ричард Хикокс , дирижер
- Симфония лондонского Сити , Лондонский симфонический хор
- Солисты: Хелен Филд, Делла Джонс , Артур Дэвис , Родерик Эрл
- Чандос 8780 [ 13 ]
- 1990
- Semyon Bychkov , conductor
- Симфонический оркестр Баварского радио , Хор Баварского радио
- Солисты: Кэрол Ванесс , Сесилия Бартоли , Франсиско Араиса , Ферруччо Фурланетто
- Philips Digital Classics 426 312-2 [ 14 ]
- 1995
- Мюнг-Вун Чунг , дирижер
- Венская филармония , Концертный хор Венской государственной оперы
- Солисты: Люба Оргонашова , Сесилия Бартоли , Рауль Хименес , Роберто Скандьюцци
- ДГ 449 178-2ГХ [ 15 ]
- 1999
- Пьер Джорджио Моранди (дирижер)
- Оркестр и хор Венгерской государственной оперы
- Солисты: Патриция Паче, Глория Скальки, Антонио Сирагуса, Карло Коломбара [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
- 1999
- Маркус Крид , дирижер
- Академия старинной музыки Берлин , Камерный хор RIAS
- Солисты: Крассимира Стоянова, Петра Ланг , Брюс Фаулер , Дэниел Боровски
- Гармония Мунди HMC90 1693. [ 15 ] Период записи инструментов. [ 19 ]
- 2001
- Кристоф Сперинг (дирижер)
- Новый оркестр Chorus Musicus.
- Солисты: Ириде Мартинес, Сара Мингардо , Шарль Кастроново , Джон Рельеа
- ОПУС 111 ОП 30247 [ 20 ]
- 2003
- Риккардо Шайи , дирижер
- Королевский оркестр Консертгебау ; Хор Нидерландского радио
- Солисты: Барбара Фриттоли , Соня Ганасси , Джузеппе Саббатини , Микеле Пертуси
- Декка 460781-2 [ 21 ]
- 2010
- Антонио Паппано , водитель
- Оркестр Академии Санта-Чечилия, оркестр и хор
- Солисты: Анна Нетребко , Джойс ДиДонато , Лоуренс Браунли , Ильдебрандо Д’Арканджело
- Классика ЭМИ
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Госсетт, (1983). п. 55.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гринвальд, Хелен М. (2010). «Джоаккино Россини. 'Stabat Mater'». Программные заметки Бостонского симфонического оркестра от 18 марта 2010 г. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine . По состоянию на 17 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Госсетт (1983), с. 59. Частичный просмотр в Google Книгах .
- ^ Перейти обратно: а б с Шуке, Гюстав . «Россини, Джоаккино Антонио» в Мейтленде (1908) 4 : 159. Посмотреть в Google Книгах .
- ^ Библиотека Вагнера: (Р. Вагнер), «Stabat Mater Россини», перевод Уильяма Эштона Эллиса. Архивировано 22 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Детридж, Джон; Дальхаус, Карл (1984). Нью-Гроув Вагнер . Нью-Йорк, Лондон: WW Нортон. стр. 19–24 . ISBN 978-0-393-30092-5 .
- ^ Крибель, Роберт К. (1995). Голубое пламя: жизнь Вуди Хермана в музыке . Издательство Университета Пердью. ISBN 9781557530738 .
- ^ Дубинс, Джерри (2010): «Как архивный материал, документирующий достижения одного из величайших дирижеров 20-го века, не говоря уже об артистизме некоторых из его лучших певцов, этот выпуск будет незаменим для коллекционеров Fricsay... .звучит немного сжато, утоплено и приглушено в самых громких отрывках ...есть немало более поздних [записей], доступных с гораздо лучшим звуком и исполнением, по крайней мере, равным. если не выше этого, то на ум приходит Кертеш с Лоренгаром, Минтоном, Паваротти, Сотином и ЛСО..." Фанфары , т. 33 (3), январь/февраль 2010 г. По состоянию на 27 июля 2010 г. Требуется подписка.
- ^ Осборн, Ричард (1989): «Сохранившиеся записи еще не достигли двузначных чисел, и из них только три - Giulini/DG, Muti/EMI и удаленная запись DG 1955 года, проведенная Ференцем Фриксаем, - имеют какие-либо реальные достоинства. . .. [Запись Кертеша] сильно составлена и имеет преимущество в виде некоторых самоотверженных хоровых вступлений из хора LSO Артура Олдхэма. Но все это не приносит особой пользы при дирижировании. само по себе настолько поверхностно». Граммофон , июль 1989 года, стр. 78 . [ мертвая ссылка ] По состоянию на 27 июля 2010 г.
- ↑ Penguin Guide 2008: 2,5 из 4 звезд.
- ↑ Переиздан в 2011 году как часть коробки из 7 компакт-дисков "Stabat Mater", DGG 00289 4805010.
- ↑ Осборн, Ричард (1989): «Дирижирование Сцимона... не является поверхностным, но неравномерным, часто отвлекающе быстрым и часто подвержено определенной ритмической регламентации, из-за которой солисты не могут дышать или вообще адекватно выражаться. . ... [Мерритт] понимает неоклассический героический стиль Россини и, таким образом, переигрывает Паваротти (Декка) в «Cuius animam» на граммофон.com
- ^ Penguin Guide 2008: 4 из 4 звезд, «Ключевая запись», «Розетка».
- ^ стояла Мать WorldCat
- ^ Перейти обратно: а б Джолли, Джеймс, изд. (2007). Путеводитель «Граммофон» по классической музыке , 2008 г. , с. 875. ISBN 978-0-86024-962-7 . Gramophone Guide 2008: оценка 1 из 4 (настоятельно рекомендуется)
- ^ Наксос 8.554443
- ^ Осборн, Ричард (1999): «Дирижирование смелое и сердечное, солисты безупречны, запись щедрая. ... Моранди черпает выразительное пение из хора Венгерской государственной оперы в более медленной и тихой музыке; в других местах пение не может сравниться с хоровой работой на конкурирующих полноценных версиях под управлением таких дирижеров, как Хикокс и Крид».
- ^ Осборн, Ричард (2000), «Stabat mater Россини с силами оперного театра - рискованное предприятие или образец вдохновенного кастинга?» п. 99, на сайте gramophone.com . По состоянию на 27 июля 2010 г.
- ^ Касов, Джоэл (1999), Fanfare Россини : «Возможно, это первая запись Stabat Mater с использованием« оригинальных »инструментов, но если исполнение должно быть настолько буквальным и лишенным воображения, то результат будет бессмысленным. ... искать конкурирующая запись Чанга на DG, который показывает нам, что дирижер... может сделать из этой обманчиво простой музыки». Фанфары 23 (3), январь/февраль 2000 г. По состоянию на 27 июля 2010 г. Требуется подписка.
- ↑ Касов, Джоэл, (2001), fanfairarchive.com: «Это буквальное прочтение: темпы довольно веселые, с ревом духовых инструментов, более подходящим для Dies Irae из Реквиема Верди… Ни один из певцов не отличается особым характером. .... Я по-прежнему рекомендую запись Chung на DG, хотя знакомство с записью Fricsay (также DG) имеет свои преимущества, несмотря на прерывистую формулировку певцы». Фанфары Том. 25 (2), ноябрь/декабрь 2001 г. По состоянию на 29 июля 2010 г. Требуется подписка.
- ^ Гласс, Герберт (2004): «Настоящая постановка на несколько размеров слишком велика с точки зрения оркестрового и хорового веса. ... Многочисленные версии Stabat Mater на компакт-диске включают в себя крупномасштабные произведения, такие как нынешняя и те, что проводились под руководством Кертеса. , Джулини, Мути и Чунга, а также исторические издания Маркуса Крида и Кристофа Сперинга, оба с опытными, менее крупными сольными ансамблями и, соответственно, меньшими оркестровыми и хоровыми составами. но, поскольку знакомство с этим удивительно интересным произведением в целом приносит удовлетворение, я выберу легкие, причем первым выбором будет произведение Сперинга (на лейбле Opus 111) из-за его воодушевления и ясности, а также из-за контральто Сары Мингардо выдающегося вклада ». Фанфары Том. 27 (3), январь/февраль 2004 г. По состоянию на 29 июля 2010 г. Требуется подписка.
Источники
- Госсетт, Филип (1997) и др ., Мастера итальянской оперы New Grove: Россини, Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини , WW Norton, Inc.
- Госсетт, Филип (1983). «Джоаккино Россини» в «Мастерах Новой Рощи» итальянской оперы . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0-393-30089-5 .
- Фуллер Мейтленд, Дж. А. , редактор (1908). Словарь музыки и музыкантов Гроува (пять томов). Лондон: Макмиллан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Stabat Mater (Россини) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур