Секвенция (музыкальная форма)
Последовательность sequentia ( лат . литургического , множественное число: ) — это пение или гимн , который поется или читается во время sequentiae совершения Евхаристии для многих христианских конфессий , перед провозглашением Евангелия . Ко времени Тридентского собора (1543–1563) в церковном году отмечалось множество праздников.
Этот отрывок всегда пелся непосредственно перед Евангелием, после «Аллилуиа». [1] Однако в Общей инструкции Римского Миссала 2002 года порядок был изменен на противоположный и последовательность помещена перед Аллилуйей . [2]
Форма этого песнопения вдохновила жанр латинской поэзии, написанной неклассическим размером , часто на священную христианскую тему, которую еще называют секвенцией.
Латинская последовательность в литературе и литургии
[ редактировать ]
Латинская последовательность берет свое начало как художественная форма в раннехристианских гимнах , таких как Vexilla Regis Венантия Фортунатуса . Венантий изменил классические размеры, основанные на количестве слогов, до акцентных размеров, более подходящих для пения под музыку в христианском богослужении. В девятом веке Грабанус Мавр также отошел от классических размеров и создал христианские гимны, такие как Veni Creator Spiritus .
С другой стороны, название «секвенция » было присвоено этим гимнам в результате работ Ноткера Бальбула , который популяризировал этот жанр в девятом веке, опубликовав сборник секвенций в своей «Liber Hymnorum» . Поскольку ранние эпизоды были написаны ритмической прозой, их также называли прозой (лат. prosae ).
Тексты Ноткера предназначались для пения. В латинской мессе Средневековья , стало обычным продлевать последний слог Аллилуиа , пока диакон поднимался от алтаря к амвону чтобы петь или распевать Евангелие. Эту продолжительную мелизму называли jubilus , jubilatio или laudes из-за ее ликующего тона. Его также называли sequentia , «последовательность», потому что оно следовало (лат. sequi ) за Аллилуйей. Ноткер оформил эту мелизму в ритмичную прозу для пения как тропа . имен последовательность Таким образом, к этим текстам стала применяться ; и, как следствие, к гимнам, содержащим рифму и акцентный размер. Коллекция последовательностей получила название Sequentiale .
Одним из хорошо известных эпизодов, ошибочно приписываемых Ноткеру в средние века, является прозаический текст Media vita in morte sumus («Посреди жизни мы находимся в смерти»), который был переведен Кранмером и стал частью погребения. служба в погребальном обряде Англиканской Книги общих молитв . Другие известные фрагменты включают « Лебединый эпизод» девятого века , Томмазо да Челано » «Dies Irae , . Фомы Аквинского св «Pange lingua» в восхваление Евхаристии , анонимный средневековый гимн Ave maris stella («Радуйся, звезда морская! "), а также Марианскую последовательность Stabat Mater Якопоне да Тоди . В средние века светские или полусекулярные последовательности, такие как Петр Блуа « Olim sudor Herculis». [3] [4] («Подвиги Геракла») были написаны; Голиарды сатирические , группа латинских поэтов, писавших в основном стихи , широко использовали эту форму. Кармина Бурана представляет собой сборник этих последовательностей.
Многие последовательности отменены
[ редактировать ]В Миссале Пия V (1570 г.) количество последовательностей для всего римского обряда было сокращено до четырех: Victimae paschali laudes (11 век) для Пасхи , Veni Sancte Spiritus для Пятидесятницы (12 век), Lauda Sion Salvatorem (ок. 1264 г.) ) для Corpus Christi и Dies Irae (13 век) для всех душ и месс за умерших . XIII века . Stabat Mater Скорбящей Богоматери В 1727 году к этому списку добавилась [5] В 1970 году Dies Irae была исключена из Реквиемной мессы пересмотренного нового Римского Миссала и была перенесена в Часовую литургию, которая должна была петься ad libitum на 34-й неделе обычного времени перед началом Адвента , разделившись на три части. : Канцелярия чтений , хвалебных церемоний и вечерни . В настоящее время Dies Irae поют в церквях, где Тридентская месса . служится [6] Рождественский эпизод Laetabundus , которого нет в Римском Миссале, можно найти в Доминиканском Миссале. Эта последовательность разрешена для Третьей Мессы Рождества, Крещения и Сретения. В третьем издании Римского Миссала, который был введен в действие в Соединенных Штатах в 2010 году, говорится, что эта последовательность не является обязательной, за исключением Пасхального воскресенья и Дня Пятидесятницы, и ее поют перед Аллилуйей.
Секвенция как музыкальный жанр
[ редактировать ]Последовательности отличаются структурой, в которой преобладают куплеты в формах AA'BB'CC'... и ABB'CC'DD'...Z. Хотя общепринято понимать, что эпизоды делятся на ранний, средний и поздний периоды, историю развития жанра лучше рассматривать как разворачивающуюся в перекрывающихся слоях. В ранний период такие последовательности, как у Ноткера, часто включали отдельные строки, которые не были частью куплета. Эти одиночные строки чаще всего появлялись в начале или конце последовательности, но могли также появляться и в середине. Последовательности среднего периода, начиная примерно с 11-го века, такие как последовательность пасхальной мессы , Victimae paschali laudes , с меньшей вероятностью будут иметь одиночные строки вне куплетов, и их куплеты с большей вероятностью будут рифмоваться. К XII веку более поздние последовательности, такие как последовательность Пятидесятницы , Veni Sancte Spiritus , демонстрировали возрастающую регулярность структуры с рифмующимися куплетами повсюду.
Средневековые последовательности обычно представляют собой модальные мелодии. Хотя последовательности в основном слоговые, они иногда могут иметь короткие невматические моменты, но почти никогда не содержат мелизм . Два куплета каждого куплета исполняются на одну и ту же музыкальную линию, обычно заканчивающуюся тонально стабилизирующей высотой звука, при этом разнообразие создается куплетами разной длины и с разными музыкальными арками. Хотя секвенции являются вокальными и монофоническими , некоторые тексты секвенций предполагают возможную вокальную гармонизацию в органуме или инструментальном сопровождении.
Состав последовательностей стал менее частым, когда гуманистическая латынь заменила средневековую латынь в качестве предпочтительного литературного стиля на латыни. Новые последовательности продолжали писаться на латыни; Одна из самых известных более поздних сцен — рождественский гимн «Адесте Фиделес» , известный на английском языке как «O Come, All Ye Faithful».
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Если быть точным, эта последовательность произошла между второй и третьей частями «аллилуйя». См. Rubricæ Generales Missalis Romani (1960), № 470, дата обращения 14 июня 2006 г.
- ^ Тернер, Пол (2006). Давайте помолимся: Путеводитель по правилам воскресной мессы . Книги Пуэбло / Литургическая пресса. п. 70. ИСБН 9780814662137 . Проверено 26 апреля 2011 г. См. Institutio Generalis Missalis Romani. Архивировано 12 марта 2007 г. в Wayback Machine (2002), № 64, проверено 14 июня 2006 г.
- ^ «Олим судор Геркулес» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Поздние кембриджские песни: Сборник английских песен двенадцатого века под редакцией Джона Э. Стивенса , см. стр. 107
- ^ "Stabat Mater" , Католическая энциклопедия (1917), дата обращения 14 июня 2006 г.
- ^ Литургия Часов IV , (Libreria Editrice Vaticana, 2000), стр.489
Ссылки
[ редактировать ]- Хоппин, Ричард (1978). Средневековая музыка . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-09090-1 .
- Крокер, Ричард (1977). Раннесредневековая последовательность . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-02847-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Шафф, Филип, История христианской церкви (1910)
- Католическая энциклопедия, блаженный Ноткер Бальбул (Заика)
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Хильдегард Бингенская и средневековая музыка: разговор с Бенджамином Бэгби из Sequentia, интервью (2018)