В лице Христа
In persona Christi — латинская фраза, означающая «в лице Христа», важная концепция в римском католицизме и, в различной степени, в других христианских традициях, таких как лютеранство и англиканство . [1] В католическом богословии священник является In persona Christi , потому что в таинствах, которые он совершает, именно Бог и Христос действуют через священника. Расширенный термин, In persona Christi capitis , «в лице Христа Главы», был введен епископами II Ватиканского Собора в Декрете о служении и жизни священников Presbyterorum Ordinis от 7 декабря 1965 года. [2]
Римско-католическое понимание
[ редактировать ]В римском католицизме священник действует от лица Христа, произнося слова, составляющие часть сакраментального обряда. Например, в Мессе — Слова установления , посредством которых хлеб становится Телом Христовым , а вино — Драгоценной Кровью . Священник и епископ действуют в лице Христа-Главы в своем руководстве Церковью.
Новейшая история
[ редактировать ]Папа Пий XII (1947)
[ редактировать ]- 40. Только апостолам, а впредь тем, на кого их преемники возложили руки, дарована власть священства, в силу которой они представляют личность Иисуса Христа перед своим народом, действуя в то же время как представители их народ перед Богом….
- 68. Августейшая жертвенника, таким образом, есть не просто пустое воспоминание о страданиях и смерти Иисуса Христа, но истинный и надлежащий акт жертвоприношения, посредством которого Первосвященник бескровным жертвоприношением предлагает Себя наиболее приемлемую жертву для Вечный Отец, как Он это сделал на кресте. «Это одна и та же жертва; Тот же самый человек теперь предлагает это через служение Своих священников, которые тогда принесли Себя на крест, только способ принесения иной».
- 69. Священник — тот же Иисус Христос, чью святую Личность представляет Его служитель. Теперь служитель по причине полученного им священнического посвящения уподобляется Первосвященнику и обладает властью совершать действия в силу самой личности Христа. [3]
Епископы II Ватиканского Собора (1964 г.)
[ редактировать ]- 28. …Священники, хотя и не обладают высшей степенью священства и хотя и зависят от архиереев в осуществлении своей власти, тем не менее соединяются с архиереями в священническом сане. Силой таинства Чин, по образу Христа, Вечного Первосвященника, они посвящены проповедовать Евангелие и пасти верных и совершать богослужение, так что они являются истинными священниками Нового Завета. Принимая участие в функции Христа, единственного Посредника, на своем уровне служения они возвещают всем божественное слово. Они выполняют свою священную функцию, особенно во время евхаристического богослужения или совершения Мессы, действуя от лица Христа…
- 29. На низшей ступени иерархии находятся диаконы, на которых возлагаются руки «не на священство, но на служение». [4]
Папа Павел VI (1967)
[ редактировать ]- 29. …действуя от лица Христа, священник самым тесным образом соединяется с приношением и помещает на жертвенник всю свою жизнь, несущую на себе следы всесожжения. [5]
Папа Иоанн Павел II (1980)
[ редактировать ]- 8. Священник приносит Святую Жертву в Персоне Кристи… Осознание этой реальности проливает определенный свет на характер и значение священнослужителя, который, принося Святую Жертву и действуя «в Персоне Кристи», является сакраментально (и невыразимо) ввел в эту глубочайшую святость и сделал ее частью, духовно связав с ней поочередно всех участвующих в евхаристическом собрании. [6]
Типичная версия Катехизиса Католической церкви (1997 г.)
[ редактировать ]- 875: … Никто не может даровать благодать самому себе; это должно быть дано и предложено. Этот факт предполагает наличие служителей благодати, уполномоченных и уполномоченных Христом. От него епископы и священники получают миссию и способность («священную власть») действовать от лица Christi Capitis; диаконы получают силу служить народу Божию в диаконии литургии, слова и милосердия, в общении с епископом и его пресвитератом. Служение, в котором посланцы Христовы делают и дают по благодати Божией то, что они не могут сделать и дать своими силами, в церковном предании называется «таинством». Действительно, служение Церкви совершается особым таинством». [7]
Папа Бенедикт XVI (2007 г.)
[ редактировать ]- Отправляя мировую мессу в Великий четверг вместе со священниками Рима, Папа Бенедикт XVI заявил, что священникам следует тщательно подготовиться к служению мессы и совершению таинств, помня, что они действуют от лица Христа. [8]
Кодекс канонического права (1983 г.) в редакции Бенедикта XVI (2009 г.)
[ редактировать ]- Может. 1008 По божественному установлению некоторые верующие христиане отмечены неизгладимым характером и утверждены в качестве священных служителей посредством таинства священного сана. Таким образом, они посвящаются и назначаются так, что каждый, в соответствии со своей степенью, может служить Народу Божьему под новым и особым титулом.
- Может. 1009
- §1. Ордена - епископат, пресвитерат и диаконат.
- §2. Они передаются возложением рук и освящающей молитвой, которую богослужебные книги предписывают для отдельных степеней.
- §3. Те, кто состоит в сане епископата или пресвитерата, получают миссию и способность действовать от лица Христа-Главы, тогда как диаконы наделены полномочиями служить Народу Божию в служении литургии, слова и милосердия. [9] [10]
Изменение в каноническом праве, внесенное Omnium in Mentem, устранило несоответствие между применимостью in persona Christi Capitis («в лице Христа-Главы») к диаконам, а также к священникам и епископам. В новом Motu Proprio in persona Christi Capitis распространяется только на священников и епископов.
Литургическое значение
[ редактировать ]Доктрина In persona Christi влияет на литургическую практику. Когда священник обращается к прихожанам в Persona Christi , слова, которые он произносит, — это слова Бога, обращенные к Церкви, а не слова людей, обращенные к Богу. Например, обсуждая завершение мессы , Управление литургических торжеств Верховного Понтифика заявило:
Здесь... он действует "в персоне Кристи". По этой причине он не говорит во множественном числе «да благословит нас всемогущий Бог» или «Месса окончена, пойдем с миром». Он говорит от имени Личности Христа и как служитель Церкви, поэтому передает благословение, призывая его... «Да благословит тебя Бог» и «Иди с миром». [11]
Лютеранское понимание
[ редактировать ]В ранней лютеранской практике, которая сегодня поддерживается только в самых консервативных лютеранских церквях, [12] когда лютеранский пастор совершает таинство Святого Отпущения грехов , он действует от лица Кристи . [1] Это отражает богословие, лежащее в основе печати исповеди . [1] Поскольку священник «действует вместо Христа, когда отпускает грех грешнику (Луки 10:16; 2 Коринфянам 2:10), он действует вместо Христа также, когда слушает исповедь». [1] Таким образом, «поэтому Он не может открыть то, чего не открывает Сам Христос» (Исаия 43:25; Иеремия 31:34)». [1]
Однако нынешняя конфессиональная лютеранская практика отошла от этих ранних форм, основываясь на заявлении Лютера в его «Формуле Миссе» : «Теперь, что касается частныхисповеди перед причастием я все еще думаю так же, как и прежде, а именно, что ее не нужно и не следует требовать. Тем не менее, это полезно, и его не следует пренебрегать». [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Частное отпущение грехов и исповедальная печать» (PDF) . Евангелическо-лютеранский синод . 1 октября 2019 г. с. 2-4 . Проверено 7 апреля 2021 г.
- ^ Катехизис Католической Церкви, 1548 г., Libreria Editrice Vaticana, Ватикан, 1993 г.
- ^ Пий XII (1947). « Медиатор Деи » . vatican.va . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ II Ватиканский собор (1964 г.). « Люмен гентиум » . vatican.va . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Павел VI (1967). « Жреческое безбрачие » . vatican.va
- ^ Иоанн Павел II (1980). « Воскресный ужин » . vatican.va
- ^ Святой Престол, Катехизис Католической Церкви (второе, «окончательное» издание), 1997.
- ^ «На Рождественской мессе Папа размышляет об облачении священника» . Католическая культура . 5 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 г.
- ^ Святой Престол, Кодекс канонического права, 1983 г.
- ^ Бенедикт XVI (2009). « В умы всех » . vatican.va
- ^ Управление литургических торжеств Верховного Понтифика (2010 г.). «Священник в заключительном чине мессы» . Интернет-служба Ватикана .
- ^ Примером такой лютеранской организации является крошечный евангелическо-лютеранский синод , подробно цитируемый в этом разделе.