Jump to content

Тонари

Тонарий литургическая — это книга в Западной христианской перечислены церкви, в которой по инициту различные элементы григорианского песнопения в соответствии с григорианским ладом ( тонусом ) их мелодий в восьмиладовой системе. Тонарии часто включают в себя канцелярские антифоны , режим которых определяет формулу декламации сопроводительного текста ( псалмовый тон , если антифон поется с псалмом, или тон песнопения, если антифон поется с песнопением ), но тонарий может также или вместо этого перечислите респонсоры или массовые песнопения, не связанные с шаблонным чтением. Хотя некоторые тонарии являются самостоятельными произведениями, они часто использовались в качестве приложения к другим литургическим книгам, таким как антифонарии , градуалы , троперы и прозеры , и часто включались в сборники музыкальных трактатов.

Функция и форма

[ редактировать ]
Самый ранний Тонарий: фрагмент Сен-Рикье ( F-Pn lat. 13159 , л. 167r)

Тонарии были особенно важны как часть письменной передачи простого пения, хотя они уже полностью изменили устную передачу песнопений франкскими канторами еще до того, как нотная запись стала систематически использоваться в полностью нотированных сборниках песнопений. [1] Со времени реформы Каролингов порядок в соответствии с Октоихом способствовал запоминанию песнопений. Точный порядок был связан с элементами «тетрахорда финалов» (DEFG), которые назывались «Протус, Дейтер, Тритус» и «Тетрард». Каждый из них служил финалом двух тонов — «подлинного» (восходящего в высшую октаву) и «плагального» (нисходящего в нижнюю кварту). Восемь тонов были упорядочены по этим парам: «Autentus protus, Plagi Proti, Autentus Deuterus» и т. д. Со времен Гукбальда Сен-Амана восемь тонов нумеровались просто в таком порядке: Tonus I-VIII. Аквитанские канторы обычно использовали оба названия для каждой секции.

Самые ранние тонарии, написанные в VIII веке, были очень короткими и простыми, без каких-либо видимых упоминаний о псалмопиях. Тонарии IX века уже упорядочили огромный репертуар псалмодического распева по разделам псалмтонных окончаний, даже если их мелодия не обозначалась или обозначалась добавленными позднее неймами . [2] Большинство тонариев, сохранившихся до наших дней, можно датировать XI и XII веками, а некоторые были написаны в более поздние века, особенно в Германии.

Форма трактата обычно служила мостом между теорией Октоиха и повседневной молитвенной практикой: заучиванием и совершением литургии в виде пения и чтения псалмов . Это можно изучить в трактате 10-го века под названием Commemoratio brevis de tonis et psalmis modulandis , в котором знаки Dasia из трактата Musica enchiriadis (9-й век) использовались для расшифровки мелодических окончаний или окончаний псалмов. [3] Теоретики 11-го века, такие как Гвидо из Ареццо ( Regulae Rhythicae ) или Герман из Райхенау ( Musica ), отказались от тоновой системы Dasia, поскольку она отображала тетрафоническую тоновую систему, а не systema teleion (соответствующую белым клавишам клавиатуры), которая имела все высоты звука, необходимые для «мелодии эха» ( ex sonorum copulee в «Musica enchiriadis», emmelis sonorum в сборнике «alia musica»). [4] Тем не менее, первый пример восьмой главы Musica enchiriadis , названный «Quomodo ex quatuor Sonorum vi omnes toni producantur», уже использовал пятую часть Protus (D—a) для иллюстрации того, как мелодии alleluia развиваются с помощью использования интонационная формула «Autentus protus». [5]

Различные формы тонария

[ редактировать ]

Тонарии могут существенно различаться по длине и форме:

  • В трактатах они обычно описывают октаву, пятую и четвертую разновидности каждого тона, а также их модальные характеристики, такие как микротональные сдвиги или переход к другому мелодическому фрейму.
  • Это также может быть сокращенная форма или требник , в котором просто указывается сакраментальный (для массовых песнопений) или антифонарий (для служебного пения Бдений и часов) в зависимости от литургического года. Тон жанров антифонного песнопения обозначен добавленными позже рубриками как «ATe» для «Autentus Tetrardus» (см. « Постепенные сакраментарии Корби и Сен-Дени») или римскими ординалами I-VIII по системе Гукбальда, насколько мы можем найдите его в раннем Тропер-Секвенциарии Сен-Жеро в Орийаке ( F-Pn lat. 1084 ) и сокращенном Антифонарии Сен-Марциала ( F-Pn lat. 1085 ).
  • Наиболее распространенной формой была самая короткая, не имевшая теоретического объяснения. С конца IX века каждая часть начиналась с интонационной формулы и псалмодии лада, ее высота представлялась буквами, а позже - диастематической нотацией неймы. Подразделы посвящены различным жанрам песнопений, приведенным в качестве примеров представленного тона. Антифонные припевы в чтении псалмов ( антифоны типа интроитов и причастий ), обычно представленные своим текстовым инципитом, сортировались по различным окончаниям, употребляемым в псалмодии, так называемым «дифференциациям». [6]
  • Очень редкой формой тонария является полностью нотная форма, в которой показаны все жанры песнопений (не только антифонные с псалмодией в качестве вступления и коммунио соответствующей мессы), упорядоченные в соответствии с их тонусом. Очень известный пример — полный тонарий для массового пения аббата Вильгельма Вольпиано , написанный для его аббатства Святого Бенигна в Дижоне ( F-MOf H.159 ).

Функция тонария в передаче песнопений

[ редактировать ]

Во время каролингской реформы тонарий сыграл ключевую роль в организации и передаче римского песнопения, которое франкские канторы должны были петь согласно admonitio Generalis Карла Великого после того, как оно было издано в 789 году. Историческим фоном стал Второй Никейский собор в 787 г., во время которого папа Адриан I принял реформу Восточного Октоиха также и для Римской церкви. Полностью нотированные рукописи неум, такие как градуал и антифонарий, были написаны гораздо позже, в последние десятилетия X века, а устная передача григорианского песнопения подтверждается добавлением невм в сакраментариях . В тонарии весь репертуар «Григорианского песнопения» был упорядочен в соответствии с его ладовой классификацией Октоиха .

Мишель Югло развил в своей диссертации гипотезу о первоначальном тонарии, предшествовавшем тонарию Меца и тонарию Сен-Рикье . [7] не заинтересовались передачей ладов интонациями, называемыми энехиматами . Вероятно, это было совпадением, что папа Адриан I поддержал реформу Восточного Октоиха, но очевидно также и то, что каролингские дипломаты, присутствовавшие на синоде, впервые [8] Тем не менее, именно разница между греческими и латинскими источниками песнопений, особенно особая функция тонария в передаче песнопений, привела Питера Джеффри к выводу, что огромный репертуар римского песнопения был классифицирован в соответствии с Октоихом апостериорным . [9] В то время как в ранних рукописях греческих песнопений всегда использовались модальные подписи (даже до того, как была использована нотация неумы), полностью нотированные градуальные и антифонарии первого поколения (X век), написанные франкскими канторами, сообщают много деталей об акцентуации и орнаментации, но мелодические Структура запоминалась устно по тропам. Иногда к этим рукописям прилагался тонарий, и канторы могли использовать его, ища инципит рассматриваемого антифона (например, introit или communio ), чтобы найти правильный псалмодий в соответствии с ладом и мелодическим окончанием антифона, который исполнялась как припев во время чтения псалма. Греческие псалты пели совершенно другую мелодию в зависимости от отголосков, обозначенных модальной сигнатурой, в то время как франкским канторам приходилось запоминать мелодию определенного римского песнопения, прежде чем они могли передать свое представление о его ладе и его псалмодии в тонарии - несмотря на все канторы, которые последуют за ними. В этом процессе передачи песнопений, последовавшем за реформой Карла Великого, зародилось так называемое «григорианское пение» или франко-римское пение, как оно было записано примерно через 150 лет после реформы.

Функция тонария в передаче пения объясняет, почему местные школы латинского пения можно изучать по их тонарию. Следовательно, тонарий все еще был существенным для каждой реформы песнопения между 10 и 12 веками, как, например, реформа Клюнийской монашеской ассоциации (тонарии Аквитании , Парижа и Флери , [10] но и в Северной Испании [11] ), реформа монашеских орденов, подобных той, что была вокруг Бернара Клервоского , для цистерцианцев ( Tonale Sci Bernardi ), папская реформа, подобная аббату Дезидерию, реализованная в аббатстве Монтекассино ( Тонарий Монтекассино ), или реформа некоторых монастырей определенном регионе, как это сделал аббат Вильгельм Вольпиано Вильяма Вольпиано для некоторых аббатств в Бургундии и Нормандии ( «Тонер-постепенный и антифонарий» ).

Каролингские имена или «византийские» интонации для 8 тонов.

[ редактировать ]

Во времена Каролингов каждый из восьми разделов открывался интонационной формулой с использованием таких названий, как «Nonannoeane» для аутентичных тонов и «Noeagis» или «Noeais» для плагальных тонов. В живых традициях православного песнопения эти формулы назывались « энехематы » и использовались протопсальтом для передачи основного тона для исон-певцов (разновидность бордуна), а также первой ноты песнопения для остальных. певцы. [12]

В своем теоретическом тонарии «Musica disciplina» Аврелиан Реомский спросил грека о значении интонационных слогов, используемых в латинских тонариях:

Что же касается остальных названий, принадлежащих самим тонам, как в первом тоне Нонановом, во втором Ноанеевском и прочих, то ум обычно волнуется, какой смысл они заключают в себе? Действительно, я спросил одного грека, с какого языка им следует перевести на латынь? Он ответил, что ничего не следует истолковывать, но что это наречия радости; и чем больше согласованность голоса, тем больше вписано слогов: так что в подлинном прото, который есть начало, вставлено шесть слогов, а именно . в authento deuteri: в authento triti, поскольку размеры меньшие, для них пишутся всего пять слогов, как в Noioeane. Но в их жилищах есть подобная литература, то есть Ной, или по мнению некоторых Ноахианцев. Наконец, грек добавляет: «Подобные высказывания в нашем языке, по-видимому, имеют сходство с теми, которые употребляются для выражения грозной пахоты или досады, за исключением того, что это только голос радующегося и ничего не выражающего». иначе, и оно содержит модуляцию тонов».
Мой разум обычно волновали некоторые имена, написанные для тонов, например, «Нонан[но]еан» для протуса и «Ноэан» для дейтерия. Имели ли они какое-то значение? Поэтому я спросил грека, как это можно перевести на латынь. Он ответил, что они ничего не значат, а скорее являются выражением радости. И чем больше была гармония голоса, тем больше слогов было вписано в тон: как и в «auuthentus protus», который был первым, они употребляли шесть слогов как «No[neno]eane» или «Nonannoeane»; для «authentus tritus», который был меньше по размеру [не так уж и ценен), было написано пять слогов, как «Noioeane». По плагальным тонам буквы были похожи на «Ноэан», по их мнению, на «Ноэакис». Когда я спросил его, может ли быть что-то подобное в нашем языке, грек добавил, что мне лучше думать о чем-то, выражаемом колесничими или пашущими крестьянами, когда в их голосе не было ничего иного, кроме этой радости. Там же содержалась модуляция тонов [при их интонировании].

-Аврелиан Реоменсис Музыкальная дисциплина ( Герберт 1784 , стр. 42)

Практика использования абстрактных слогов для интонации, как это было принято при использовании енехематов в византийских псалмах, очевидно, не была знакома Аврелиану Реомскому. [13] Вероятно, он был заимствован из византийского наследия, когда они представили греческий Октоих в виде серии антифонов процессии, используемых на празднике Крещения. [14] Хотя латинские названия не были идентичными, существует некоторое сходство между интонационной формулой echos plagios tetartos νὲ ἅγιε и латинским названием «Noeagis», используемым в качестве общего названия для всех четырех плагальных тонов. Но есть и более очевидные случаи, такие как особые имена, такие как «Aianeoeane» (энема Mesos tetartos ) или «Aannes» (энема эха варьируется), которые можно найти в очень немногих тонариях между Льежем, Парижем, Флери и Шартром. Два из этих тонариев имеют трактаты и используют множество греческих терминов, взятых из древнегреческой теории. [15]

Поздняя практика интонационных стихов

[ редактировать ]
Тонарий около 1000 г.: Интонация и псалмодия «Plagi protus», записанная знаками Дасии ( D-BAs Ms. Msc.Var.1, л. 44р )

Самые старые тонарии, особенно Каролингские, такие как тонарии Сен-Рикье , Меца , Райхенау и самые ранние тонарии в тропере Лиможа (F-Pn lat. 1240 ), использовали только так называемые «византийские» интонационные формулы, поскольку они были обсуждали Аврелиан Реомский ( Musica disciplina ), Регино Прюмский ( Тонариус ) и Берно Рейхенау ( Тонариум ). [16] Но с X века стали использовать и библейские стихи. Они были составлены вместе в один антифон, причем каждый стих менял тон и ссылался на номер тона в соответствии с системой Гукбальда ( Tonus primus, secundus, terius и т. Д.), Подобно Гвидо Ареццо использованию -солмизации. гимна « Ut quant laxis ». Это были несколько разных антифонов, поскольку их можно найти в « Антифонарии Харткера» или в сборнике трактатов Монтекассино (Ms. Q318, стр. 122–125), но ни один из них не стал настолько популярным, как сборник стихов, взятых из Нового Завета, который началось с «Primum querite regnum dei». [17] Обычно каждый куплет завершается длинной мелизмой или неумой , которые ясно показывают его потенциал стать инструментом импровизации и композиции. Происхождение этих стихов неизвестно. В некоторых тонариях они заменяли каролингские интонации, как в тонарии Берно Рейхенау , но чаще писались под ними или чередовались с ними в подразделах, как в определенной группе, которую Мишель Югло ( 1971 ) назвал «Тулузскими тонариями». (F-Pn лат. 776 , 1118 , GB-Lbl Ms. Harley 4951 ), но и в тонарии Монтекассино . Что касается самых ранних полностью нотированных распевных рукописей, то, по-видимому, практика пения интонационных формул вскоре была заменена другой практикой, когда солист интонировал начало антифона , респонсория или аллилуйи , и после этого «инципита» солиста хор продолжался. Эти изменения между прекантором и хором обычно обозначались звездочкой или использованием майускулы в начале текста песнопения. Псалмодия может быть обозначена инципитом требуемого псалма и разница отмечается в слогах EVOVAE после причастия или вступительного антифона.

Перекрестные ссылки между тонариями во время реформ X-XIII веков.

[ редактировать ]

Тем не менее, эти рукописи не заменили тонарий. В то время как первое поколение нотных рукописей становилось все менее и менее читабельным до конца X века, производство тонариев как полезного приложения значительно возросло, особенно в Аквитании, долине Луары (Иль-де-Франс) и Бургундии. Вероятно, устная традиция мелодии уже не работала должным образом с начала XI века, или во многих регионах все еще существовала необходимость обучать определенных канторов неизвестной традиции, или сама традиция должна была измениться под некоторыми нововведениями канторов, которые руководили институциональной реформой. Исследования реформ в различных регионах Испании, Германии, Италии и Франции нашли доказательства во всех этих случаях, независимо от того, какой был центр каждой реформы, имевшей место между концом X и XII веками. Монах Хартвик добавил несколько знаков дасиа для определенных различий как своего рода рубрику или комментарий на полях ( Тонарий св. Эммерама , Регенсбург). Он знал их по трактатам Musica и Scholica enchiriadis , которые он скопировал в этой рукописи, и таким образом открыл новый способ их использования: в качестве дополнительного объяснения или обозначения второй высоты звука, интерпретирующего адиастематические невмы.

Реформы Клюниака и контрреформы

[ редактировать ]

В конце X и XI веках раннее использование второй алфавитной записи высоты звука вскоре было заменено новой диастематической формой обозначения неймы, которая обозначала высоту звука вертикальным положением неймов, в то время как их группы, обозначаемые лигатурами, все еще были видно. Аквитанские и английские канторы в Винчестере были первыми, кто разработал диастематическую форму, которую можно было записать таким аналитическим способом.

Вильгельм Вольпиано и нормандская линия

[ редактировать ]
Интонация «Plagi Protus» в Тонарии региона Ош (Аквитания, XI в.): F-Pn лат. 1118, л. 105 В

Вильгельм Вольпиано разработал концепцию дополнительной буквенной записи и создал новую форму тонария, которая стала важной частью его монашеских реформ. Он провел первую реформу для Клюни , после того как стал аббатом святого Бенигна Дижонского в Бургундии. С 1001 года он перешел в аббатство Фекан попросил его после того, как норманнский герцог Ричард II провести светские и монашеские реформы в герцогстве Нормандия.

, Полностью нотированный тонарий который он написал для святого Бенигна ( F-MOf H159 ), следует порядку других тонариев, которые были созданы под влиянием Клюнийской монашеской ассоциации . [18] В этих тонариях обычно были разделы, посвящённые антифонарию и ступеням , внутри ступеней и антифонария были подразделы, подобные антифониям , которые исполнялись как припевы во время чтения псалмов ( вступления и причастия ), респонсории (завершение чтения посланий), а также другие жанры правильного массового пения, такие как стихи аллилуйя (введение Евангелий), оффертории (сольный процессионный антифон для шествия даров).

Несколько аквитанских троперов-секвенциариев имели структуру libellum, которая сортировала жанры в отдельные книги, такие как стихи аллилуйя (как первая часть секвенциариев и сборников трактатов ), оффертории и троперы . Но Вильгельм Вольпиано разделил эти книги на восемь частей по системе октоиха , подобно тонарию, или тропарям в византийской книге Октоих , и внутри этих разделов песнопения располагались по циклу литургического года, начинающегося с Рождества Христова. Невмы Клюни, центральные французские формы, он использовал, не изменяя их, но прибавил во втором ряду собственную систему буквенных обозначений , определявшую высоту мелодии точно по диаграмме Боэта. [19] Как и любой другой манускрипт, написанный около 1000 года, эта книга не была написана для использования во время церемонии, это была «книга памяти» для канторов, которые одни обладали компетенцией читать и писать невмы, а также нести ответственность за организацию пения, исполняемого во время литургический год. Во время его реформ несколько аббатств последовали его примеру, и его система использовалась учителями местных гимназий, которые включали ежедневную практику пения литургии. [20]

Секументарий из Аквитании, конец X века ( F-Pn лат. 1118, л. 114r )

Реформа Вильгельма и его монастырские основания в Фекане и строительство аббатства на острове Мон-Сен-Мишель не были первыми, и было много более поздних аббатов, основавших монастыри не только в Нормандии, [21] но также и на завоеванных территориях Северной и Южной Италии, включая Аравийскую Сицилию , после того, как Норманнское королевство на завоеванном острове было основано . Его полностью нотированные тонарии копировались только в Бретани и Нормандии, нормандско-сицилийские рукописи скорее имитировали либеллумную структуру аквитанских тропер-секвенциариев, и лишь немногие из них ( E-Mn 288 , F-Pn lat. 10508 ) сохранились. с тонарием, использующим центральную французскую нотацию неймы, по своему стилю очень близкому к сборникам песнопений Клюни. [22] В «Межуниверситетской медицинской библиотеке» до сих пор хранится единственная рукопись с алфавитной записью, которую можно датировать временем Уильяма. Благодаря творческим и новаторским достижениям Вильгельма как кантора, реформатора и архитектора местные монастыри, которые он реформировал, не просто адаптировались к обычаям Клюнийской реформы, он внес в историю нормандского пения свою собственную местную школу, которая была вдохновлен элементами местной нормандской традиции, а также нововведениями Клюнийской реформы.

Аквитанские тонарии и Винчестерский тропер.

[ редактировать ]

Аквитанское нововведение, возникшее благодаря аналитической диастематической записи, можно проследить до развития X века, кульминацией которого стало систематическое редактирование местных рукописей семьей выдающихся канторов: Адемар де Шабанн получил образование у своего дяди Роже де Шабанна в Сен- Военное аббатство Лиможа и эта школа отредактировали первые рукописи песнопений, добавив модальные подписи и выдающуюся продукцию тонариев, которые Мишель Югло назвал «группой Сен-Марциаля» или монашескими тонариями Аквитании. Адемар был следующим поколением после Вильгельма Вольпиано, и он был последним штрихом в длинном ряду нотаторов, использовавших диастематическую форму аквитанской записи неймы, которая была хорошо развита в конце 10 века. [23] Но аббатство Клюни не проявляло особого интереса к местному репертуару лиможских троперов, местному вкладу, который игнорировался во время их реформ, хотя богато иллюстрированные аквитанские тонарии (особенно «Тулузская группа»), очевидно, послужили источником вдохновения для создания колонных скульптур, посвященных восемь церковных тонов на апсиде Клюни III, монументальное строительство которого началось в 1088 году.

Другим тонарным корпусом того же региона была «Тулузская группа» Гугло вокруг постепенного собора Сент-Этьен в Тулузе ( GB-Lbl Ms. Harley 4951 , F-Pn lat. 1118 и 776 ). Все эти книги местного светского соборного обряда имеют тонарный либеллум. Самым старым из них является секвенциарий Тропера региона Ош ( F-Pn lat. 1118 ), который, вероятно, был написан в Лиможе в 10 веке. Интонация «plagi protus» (на оборотной стороне листа 105) скорее раскрывает мелос, используемый в древнеримских песнопениях этого тона (в диапазоне от C до G), но секвенция (лист 114 лицевая сторона) открывается «импровизированным» alleluia того же тона, просто созданная аналогичной интонацией, в которой также используется плагальная четвертая AD под последней нотой D в соответствии с каролингской концепцией плагального лада. На оборотной стороне листа 131 имеется еще одна аллилуйя, составленная с той же интонацией, но здесь та же интонация довольно искусственно разрезана на сегменты для слов последовательности «Альмифона». Здесь импровизированная мелодическая структура, созданная путем многократного использования интонационной формулы, превратилась в сложную композицию, посвященную слогам поэзии. [24]

Добавлялась центральная линия, обычно на F или G, которая помогала распознать их горизонтальную организацию, в течение XII века добавлялась вторая линия, пока ко второй половине XII века они не были заменены пентаграммой в квадратном обозначении. [25]

Благодаря аквитанским канторам сеть Клюнийской монашеской ассоциации не только представляла собой проблемное накопление политической власти во время крестовых походов среди аристократических церковников, вызвавших восстания в ряде бенедиктинских монастырей и основание новых антиклюнийских реформаторских орденов, но и культивировала новые формы. пения, связанного с поэзией, и полифонии, такой как дискантус и органум . Они использовались во всех возможных сочетаниях, превращавших импровизацию в композицию, а композицию в импровизацию. Подражание этим формам в Испании и Италии было вызвано папскими реформами, которые пытались организовать церковные провинции на вновь завоеванных территориях или территориях, сохранивших старые обряды, поскольку реформы вряд ли могли быть проведены в течение длительного времени.

Диастематическая нотация аквитанских канторов и их наиболее новаторское использование в тропах и полифонии punctum contra punctum, которую также можно найти в Шартрском соборе , аббатстве Сен-Мор-де-Фоссе недалеко от Парижа и аббатстве Флери , также повлияли на Винчестерский тропер ( см. его тонарий ), самая ранняя и самая большая коллекция ранних органумов или дискантусов . С 1100 года витиеватый органум воспроизводил первоначальную функцию более ранней интонационной формулы, которую можно найти в тонариях. Первоначальный орнамент, названный principium ante principium («начало до начала») в школе Нотр-Дам, позволял солистическому певцу-органуму обозначать базовую ступень кантуса индивидуальной интонацией в более высокой октаве, в то время как финальная октава каждой части была подготовленный орнаментом paenultima, который возник в результате «встречи» ( profitus ) пения и органного голоса.

Тонарии орденов реформы

[ редактировать ]

В течение этого длительного периода власть и влияние Клюни на все менее и менее успешные крестовые походы, которые хорошо отражались в определенных жанрах песнопений, таких как кондуктус и мотет, вызвали упадок и растущее сопротивление среди монашеских общин Клюнийской ассоциации между Парижем, Бургундией, Иль-де- -Франция и Аквитания. Были основаны новые монашеские ордена с целью проведения антиклюниевских контрреформ. Самая важная из них, безусловно, была создана среди цистерцианцев реформаторской группой вокруг св. Бернара Клервоского . [26] Нововведения и исправления римско-франкского песнопения во время реформ Клюниака были проигнорированы как искажение римской традиции, но новые книги, заказанные в скрипториях Лаона и Меца, не оправдали ожиданий реформаторов. Вместо этого правила, основанные на » Гвидо из Ареццо , «Микрологе были систематизированы, чтобы поддержать цистерцианских канторов, пока они очищали испорченную традицию простого пения. [27] Несмотря на определенные амбиции в отношении практики исполнения полифонического органума, первое поколение реформаторов вокруг Бернара не допускало подобных клюнийских практик. [28] Тем не менее, они были вскоре созданы, поскольку Бернард стал одним из самых важных и влиятельных церковных деятелей, участвовавших в политике крестовых походов, которая явно соответствовала отвергнутым аристократическим амбициям внутри Клюнийской ассоциации. Во время литургической реформы Бернара тонарий по-прежнему служил важным инструментом, и его модальные образцы легли в основу исправлений, внесенных цистерцианскими канторами . [29]

Тонарии в Италии

[ редактировать ]

Местные литургические традиции на большей части территории Италии оставались стабильными, поскольку до конца X века просто не существовало письменной передачи, которая могла бы помешать какой-либо реформе. Многие местные невмы, используемые беневентскими и древнеримскими нотаторами, уже начинались в диастематической форме, и местные писцы использовали ту же возможность для кодификации своей собственной традиции, а также на втором этапе реформы, которая ранее не могла быть реализована до тех пор, пока не завоевание позволило доминировать в определенном регионе, им пришлось иметь дело с систематизированным репертуаром песнопений, который должен был быть «римским». Передача осуществлялась путем письменной передачи, и это объясняет некоторые перекрестные ссылки, которые можно подробно изучить по нотному репертуару песнопений, но легче по копиям и местным невам, используемым в тонариях.

С этой точки зрения несколько тонариев, уже переданных более ранними французскими источниками, можно найти в более поздних копиях итальянских рукописей, часто написанных французскими скрипториями и их нотацией neume. Тем не менее, многие итальянские канторы были авторами тонариев, сыгравших ключевую роль во время Каролингской, Клюнийской и антиклюнийской реформ во Франции и на Боденском озере. Как пример, Вильгельм Вольпиано из Пьемонта, Гвидо из Ареццо , чьи трактаты использовались во время цистерцианской и беневентанской реформы, при этом нет источника, свидетельствующего об использовании тонариев среди римских канторов. Знаменитый «Диалог» , ошибочно приписываемый Одо Клюнийскому , второму аббату Клюнийского аббатства , был составлен в провинции Милан, тогда как только «Formulas quas vobis», тонарий, употреблявшийся в Монтекассино и Южной Италии, был написан другим Одо , аббатом. из Ареццо.

Более старые традиции, такие как старо-римские , амброзианские , а также старо-беневентанские рукописи, следуют собственным модальным образцам, которые не идентичны образцам « григорианского песнопения », то есть римско-франкской редакции между первым поколением полностью нотированных рукописей (с 1050-х годов). ), реформы Клюниака (11 век) и «нео-григорианские реформы» конца 11 и 12 веков в таких центрах, как Монтекассино и Беневенто , [30] или в реформаторских орденах, таких как цистерцианцы или доминиканцы и т. д. Нормандско-сицилийский тонарий демонстрирует большое сходство с рукописями, написанными в Клюни .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Активную роль в процессе устной передачи играли модальные схемы, запоминаемые по краткой формуле, и дедуктивная классификация распевов. Так, Анна Мария Буссе Бергер посвятила тонарию целую главу своей книги «Средневековая музыка и искусство памяти» ( 2005, стр. 47–84 ), в которой описала взаимосвязь музыки и средневекового искусства памяти.
  2. Например, тонарий, добавленный к теоретической тонарии Аврелиана в рукописи аббатства Сен-Аман ( F-VAL 148 ) — важного центра Каролингского Возрождения , имеет некоторые интонационные формулы в добавленных позднее палеофранкских невмах.
  3. ^ Ранний экземпляр Commemoratio brevis в сборнике теории музыки, написанном около 1000 года ( D-BAs Var.1 ). Список источников можно найти здесь: «Короткий мемориал» . Проверено 4 января 2012 г.
  4. ^ Обе системы использовались византийскими псалтами, и среди них никогда не ожидалось, что первая будет содержать все степени лада, поскольку они использовались «в мелосе эха».
  5. ^ См. копию из аббатства Сент-Эммерам ( D-Mbs clm 14272, л. 156 ).
  6. ^ Практика дифференций , окончаний, которые также назывались «divisio, diffinitio» или «формула», соответствовала мелодическому началу антифонов и была разработана в конце 9 века. Таким образом, различные окончания псалмов стали подразделами каждого раздела, посвященными антифонам мессы или ночи. Существуют тонарии, которые иллюстрируют весь псалмодий с небольшим славословием («Gloria patri»), написанным невмами или буквами (см. знаки Дасия, используемые в D-BA Var.1 ), но существовала также и сокращенная форма для записи только окончание над гласными EVOVAE последних шести слогов: «seculorum. Аминь». Часто восемь разделов для восьми тонов повторялись для других жанров песнопений без псалмов или различных песнопений как постепенных и антифонарных (Респонсории, Аллилуйя, Оффертории и т. д.).
  7. ^ Хугло ( 1971 ).
  8. ^ В длинном эссе, посвященном латинским трактатам и знаниям латинских канторов о теории музыки, Мишель Хугло ( 2000 ) упомянул эпизод византийского наследия в Аахене, который праздновал тропари (процессуальные антифоны) на праздник Крещения. Оливер Странк ( 1960 ) уже публиковал информацию об этом визите, но благодаря эссе Вальтера Бершина о посещениях Каролингами византийского наследия Мишель Угло пришел к убеждению, что этот обмен мог произойти уже до его самовыдвижения в качестве императора обеих Римских империй.
  9. ^ Джеффри ( 2001 ).
  10. ^ Влияние Клюнийской монашеской ассоциации на эти реформы часто рассматривалось, игнорировалось и пересматривалось различными музыковедами. Предысторией послужила дискуссия историков вокруг книги Доминика Ионья-Прат, первоначально опубликованной на французском языке в 1998 году (см. английский перевод Грэма Роберта Эдвардса: Иогна-Прат, Доминик (2002). Порядок и исключение: Клюни и христианский мир сталкиваются с ересью, иудаизмом и исламом 1000–1150 гг . Соединение религии и власти в средневековом прошлом. Итака, Нью-Йорк: Корнелл, UP. ISBN  978-0-8014-3708-3 . ). Ответ на вопрос музыковеда о центре аквитанской школы заключался именно в этом. Сравнительно недавно ( 2006 г. ) Брайан Джиллингем попытался провести общее исследование роли, которую Клюни сыграл в передаче письменных песнопений между 11 и 13 веками. Уже в 1985 году Жак Шайе изучал аллегорическую скульптуру в святилище аббатства Клюни , важный памятник клюнийского подхода к тонарию и его восьмиладовой системе; По его словам, святилище со скульптурой было открыто Папой Урбаном II .
  11. ^ Королевство Таифа Толедо, важный домен мосарабского обряда , было завоевано кастильским королем Альфонсо VI в 1085 году. После того, как он выдал своих дочерей замуж за аквитанских и бургундских аристократов, Совет Бургоса уже постановил о введении римского обряда. обряд в 1080 году. Следовательно, реформы можно изучать по распространению аквитанских рукописей в Испании. См. также исследование манускриптов песнопений Мануэля Феррейры ( 2007 ).
  12. ^ Доказать ту или иную практику для средневекового распева непросто, ни для греческих, ни для латинских певцов, но что касается исполнительской практики, то это достаточно спорная тема, которая может решаться по-разному. Возможно, сегодняшняя православная практика помогает певцам петь тонкие изменения интонации, которые больше не практикуются в западной музыке, в то время как певцы макама обычно поют без исона.
  13. ^ Это было совпадением, что канторы Каролингов использовали больше слогов для Autentus protus , например, енехема echos protos, которая использовалась в греческих псалмах (см. Octoechos ).
  14. ^ Хугло ( 2000 ).
  15. ^ Например, в сборнике трактатов XI века « alia musica » ( Chailley 1965 , «AIANEOEANE»: стр. 141; «ANNES»: стр. 160), а некоторые тонарии представляют особый интерес как копия Хартвика Шартрского тонария и второй тонар Тропера-Секвенциария Райхенау , в котором используются «ANANEAGIES» для «Autenticus Protus» и «AIANEAGIES» для «Autenticus Deuterus». В отличие от гвидоновской концепции «b fa», plagios tritos, который в греческих псалмах назывался echos Vars («могильный лад»), не избегал тритона в основе и финалиса F. Чистая кварта использовалась только энгармонической фторой. нана . По словам Оливера Герлаха ( 2012 ), очень сложная интонация диатонического Mesos tetartos , известного под названием ἅγια νεανὲ среди греческих псалтов, имитировалась латинскими канторами для некоторых фригийских композиций григорианского репертуара, среди них Communio Confessio et pulchritudo . Мишель Гюгло ( Н. Гроув ) классифицировал эти тонарии как «переходную группу», которую он датировал уже X веком.
  16. Стихи, вставленные перед тонарием Райхенау, очевидно, являются более поздним дополнением: «Staatsbibliothek Bamberg, Msc.Lit.5, лист 4, оборотная сторона» . Проверено 16 апреля 2024 г. В этой версии есть очень тщательно продуманные неумы . после каждого стиха
  17. ^ Список тонариев, в которых используются эти стихи, можно найти здесь: «Анонимные сочинения о музыке X века» . сайт musicologie.org . Проверено 2 января 2012 г.
  18. ^ Реформы Клюниака можно проверить в тонариях, написанных в аббатстве Клюни и Флёри , некоторых аббатствах вокруг Парижа, таких как Сен-Мор-де-Фоссе , Сен-Дени , а также в Бургундии и Аквитании. Креативность аквитанских канторов сыграла ключевую роль в удовлетворении потребностей Клюния в экстравагантной литургии. Поэтому неудивительно, что они были более продуктивными в отношении тонариев, чем любая другая местная школа в Европе.
  19. См. исследование этого конкретного тонария Хьюгло ( 1956 ). Включая энгармонический диезис, который был представлен знаками «Т» для Э диезиса , «Г» для б диезиса и последним знаком, написанным справа налево для диезиса (см. рисунок в основной статье ). Диаграмма Боэта уже использовалась на протяжении веков, за исключением символов тетрафонической системы Дасия, которые использовались в некоторых трактатах, начиная с Musica и Scolica enchiriadis ( Phillips 2000 ).
  20. ^ Газо, Вероника; Моник Гулле (2008). Вильгельм Вольпиано. Реформатор своего времени (962–1031) . Кан: Публикации дю CRAHM. ISBN  978-2-902685-61-5 .
  21. ^ Газо, Вероника (2002). «Гийом де Вольпиано в Нормандии: положение дел». Гийом де Вольпиано: Фекан и история Нормандии: материалы конференции, состоявшейся в Фекане 15 и 16 июня 2001 г. Табличка «Исследования». Полет. 2. Кан: CRAHM. стр. 35–46. doi : 10.4000/tabularia.1756 . Исследование Оливье Диара ( 2000 ) поздней копии его тонария и антифонария для аббатства Фекамп (Руан, Муниципальная библиотека, г-жа 254, olim A.190) подчеркнуло, что Вильгельм Вольпиано не только представил обычаи Сен-Бенинь и собственные сочинения — как это было распространено среди реформаторов Клюниака — в Нормандии, но он также интегрировал и укрепил нормандские обычаи своей школой.
  22. ^ О сицилийском происхождении тонария в Тропер-Прозере аббатства Сен-Эвруль см. Шин Нисимаги ( 2008 ).
  23. ^ В своем монографическом исследовании ( 2006 ) Джеймс Гриер рассматривает две рукописи ( F-Pn lat. 909 и 1121 ) как документы о работе Адемара как кантора и нотатора. У обоих есть тонарий, который дает представление о модальной структуре школы Адемара в соответствии с местной концепцией октоэха .
  24. См . оборотную сторону листа 131 секвенциария Тропера. Йорген Раастед ( 1988 ) и Оливер Герлах ( 2011 , стр. 22–24) подчеркнули эту творческую или поэтическую функцию в своем описании западных и восточных интонационных формул.
  25. ^ Уже Musica и Scolica enchiriadis (9 век) использовали ряды, определенные дасианскими знаками, и размещали слоги текста песнопения в соответствии с высотой звука, исполняемого с ними. Нечетная тоновая система представляла собой повторение четырех элементов тетрахорда, представленных четырьмя знаками, которые, очевидно, были взяты из Агиополита Октоиха и греческой тетрафонической тоновой системы: протус, дейтер, тритус и тетрардус . Эти четыре дасианских знака и их производные использовались во многих тонариях. Новшеством X века стало создание невмов, которые были настолько детализированы, что содержали много информации об орнаментах и ​​акцентах. Ребекка Малой ( 2009 ) даже предположила, что использование транспозиции (упоминаемой как «абсония» в Scolica enchiriadis ) можно обнаружить за диастематической аквитанской нотацией неймы — предположение, которое ясно иллюстрирует слабую сторону нотации Адемара по сравнению с буквенной нотацией. обозначение, изобретенное Вильгельмом Вольпиано , которое никогда не использовалось за пределами Нормандии. До этого времени можно было записывать очень сложные ладовые структуры и микротональные сдвиги, что продемонстрировал Малой на наиболее сложном примере письменной передачи: записи жанра солистического распева. офертория . Но в западной нотации никогда не развивались модальные подписи, и мелодическая структура была напрямую выведена из диастематической нотации. Потребовалось второе радикальное упрощение, и поэтому сольмизацию изобрел Гвидо Ареццо . На фоне его нововведения более поздняя квадратная нотация представляла собой, скорее, сведение лигатур неймы к чистой звуковой нотации, их исполнение было радикально изменено устной традицией пения орнаментов, ритмического исполнения лигатур и более или менее менее примитивные модели полифонии, которых уже не было в песнопениях 13 века.
  26. ^ Список источников можно найти в эссе Кристиана Мейера ( 2003 ), который также описал характеристики цистерцианских тонариев и различные редакции предисловия Бернара Клервоского.
  27. ^ Его пролог и трактат о реформе пения сохранились в Антифонере Рейна XIII века (л. Ir-IIIr) .
  28. Часть трактата о песнопении XV века об импровизированной полифонии когда-то приписывалась Лиможу, позже она была идентифицирована как приложение к «Регулам» аббата Гвидо об обычаях цистерцианского обряда ( Sweeney 1992 ). Издание Ms. 2284 Bibliothèque Sainte Geneviève ( Coussemaker , Sweeney ) было недавно переработано изданием ( Meyer 2009 ), основанным на четырех других источниках. По мнению Кристиана Мейера, в трактате не было явного правила, исключающего полифоническое исполнение простого пения из цистерцианского обряда, несмотря на тот факт, что ордена реформ были основаны монахами, которые покинули свои прежние монашеские общины после того, как клюнийский аббат принял пересмотрел и изменил местный обряд новыми практиками, включая полифоническое исполнение ( «диплом органо» ).
  29. ^ По мнению Кристиана Мейера ( 2003 ), тонарий Миланского антифонария аббатства Святой Марии Моримондо является одним из наиболее полных источников, который очень близок к тем, которые использовались в цистерцианских фондах в Австрии, Германии и Польше.
  30. ^ Термин «нео-грегорианский репертуар» заимствован у Луизы Нардини, которая также изучала тонарий Монтекассино и его роль в передаче репертуара мессы ( Нардини 2003 ).

Библиография

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Каролингские тонарии и постепенные сакраментарии (8–9 века)

[ редактировать ]

Лорренские канторы

[ редактировать ]

Алеманнские канторы

[ редактировать ]

Аквитанские канторы

[ редактировать ]

Парижские и Клюнийские канторы

[ редактировать ]

Цистерцианские певцы

[ редактировать ]

Доминиканские певцы

[ редактировать ]

Итальянские певцы

[ редактировать ]

Англосаксонские певцы

[ редактировать ]

Нормандские певцы

[ редактировать ]

Издания теоретических тонариев

[ редактировать ]

Исследования

[ редактировать ]
  • Аткинсон, Чарльз М. (2008). Критическая связь: тоновая система, лад и обозначения в музыке раннего средневековья . Оксфорд, Нью-Йорк [и др.]: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-514888-6 .
  • Буссе Бергер, Анна Мария (2005), Средневековая музыка и искусство памяти , Беркли, Лос-Анджелес: University of California Press, ISBN  978-0-19-514888-6 .
  • Шайли, Жак (1985). «Восемь тонов музыки и дух моды в столицах Клюни». Acta Musicologica . 57 (1): 73–95. дои : 10.2307/932690 . ISSN   0001-6241 . JSTOR   932690 .
  • Диард, Оливье (2000). Надлежащие должности в норманнском святилище, литургическом и музыкальном учении (X-XV вв.) (Диссертация). Париж: доктор философии, Парижский университет IV-Сорбонна.
  • Феррейра, Мануэль Педро (2007). Бейли, Теренс; Добсай, Ласло (ред.). «Клюни в Финистере: одно использование, три фрагмента» . Исследования средневекового пения и литургии в честь Дэвида Хили : 179–228 . Проверено 30 октября 2012 г.
  • Герлах, Оливер (2011). «Микротоны в Октоихосе - или о связи средневековой теории музыки и музыки». Исследования Темного континента в истории европейской музыки - Сборник очерков традиций религиозного песнопения на Балканах . Рим: Аракна. стр. 7–24. ISBN  978-88-548-3840-6 .
  • Герлах, Оливер (2012). «О ввозе византийской интонации Aianeoeane в тонарий XI века». В Алтриппе, Майкл (ред.). Византия в Европе. Восточное наследие Европы: материалы коллоквиума «Византия в Европе», проходившего с 11 по 15 декабря 2007 г. в Грайфсвальде . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 172–183. ISBN  978-2-503-54153-2 .
  • Джиллингем, Брайан (2006). Музыка в Cluniac Ecclesia: пилотный проект . Оттава: Институт средневековой музыки. ISBN  978-1-896926-73-5 .
  • Грир, Джеймс (2006). Музыкальный мир средневекового монаха: Адемар де Шабанн в Аквитании одиннадцатого века . Кембридж, Нью-Йорк, Мельбурн, Мадрид, Кейптаун, Сингапур, Сан-Паулу: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-85628-7 .
  • Угло, Мишель. «Тонари» . Музыка Нью-Гроув онлайн. Оксфордская музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.28104 .
  • Угло, Мишель (1952). «Постепенный тонарий конца VIII века». Григорианский обзор . 31 : 176–186, 224–233.
  • Угло, Мишель (1956). «Тонарий Сен-Бенинь Дижонский». Музыковедческие летописи . 4 :7–18.
  • Угло, Мишель (1971), Les Tonaires: инвентаризация, анализ, сравнение , публикации Французского общества музыковедения, том. 2, Париж: Французское общество музыковедения .
  • Хугло, Мишель (2000), «Основы и подходы к теории средневековой музыки», Эртельт, Томас; Заминер, Фридер (ред.), Учение об унисонном литургическом пении , История теории музыки, том. 4, Дармштадт: Научное книжное общество, стр. 17–102, ISBN.  978-3-534-01204-6 .
  • Джеффри, Питер (2001), «Самый ранний октоэхой: роль Иерусалима и Палестины в зарождении модального порядка», Исследование средневекового песнопения: пути и мосты, Восток и Запад; В честь Кеннета Леви , Вудбридж, Саффолк: Boydell Press, стр. 147–209, ISBN  978-0-85115-800-6 .
  • Малой, Ребекка (2009). «Scolica Enchiriadis и «недиатоническая» традиция равнинной песни». История старинной музыки . 28 : 61–96. дои : 10.1017/S0261127909000369 . S2CID   192197222 .
  • Мейер, Кристиан (2003). «Цистерцианский тонарий и его традиция». Музыковедческий обзор . 89 (1): 57–92. JSTOR   4494836 .
  • Нардини, Луиза (2003), «Монтекассино, Archivio della Badia, мс. 318: Наблюдения за репертуаром второй тонарной мессы», в Антолини, Бьянка Мария; Джалдрони, Тереза ​​Мария; Пульезе, Аннунциато (ред.), «Et fam dolçi canti»: Этюды в честь Агостино Зиино по случаю его 65-летия , том. 1, Лукка: ЛИМ, с. 47–61, ISBN  978-88-7096-321-2 .
  • Нишимаги, Шин (2008). «Происхождение гвидонианского либеллуса из аббатства Сен-Эвру: Париж, BnF, лат. 10508, ф. 136–159 (конец XII века)» (PDF) . Бюллетень Института средиземноморских исследований (Университет Васэда) . 6 :185–199 . Проверено 11 апреля 2012 г.
  • Филлипс, Нэнси (2000), «Обозначения и нотационные доктрины от Боэция до двенадцатого века», Эртельт, Томас; Заминер, Фридер (ред.), Учение об унисонном литургическом пении , История теории музыки, том. 4, Дармштадт: Научное книжное общество, стр. 293–324, ISBN.  978-3-534-01204-6 .
  • Раастед, Йорген (1988). «Юбилейные финалы и использование вставочных вокализов в певческой практике византийцев». В Брандле, Рудольф Мария (ред.). Греческая музыка и Европа: античность, Византия, современная народная музыка; Симпозиум «Связь греческой музыки с европейской музыкальной традицией» с 9 по 11 мая 1986 года в Вюрцбурге . Орбис музыкальныйарум. Ахен: Ред. Геродот. стр. 67–80. ISBN  978-3-924007-77-5 .
  • Странк, Уильям Оливер (1960). «Латинские антифоны Октоиха» . Музыковедческое подношение Отто Кинкельди по случаю его 80-летия — Журнал Американского музыковедческого общества . 13 :50–67 . Проверено 11 апреля 2012 г.
  • Суини, Сесили Полин (1992). «Раскрытие тайны правил музыкального искусства». Музыкальная дисциплина . 46 : 243–267. JSTOR   20532365 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d4965c961192e08adb0248519e927e8__1716183060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/e8/2d4965c961192e08adb0248519e927e8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tonary - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)