Jump to content

Жак Шайе

Жак Шайе (24 марта 1910 — 21 января 1999) — французский музыковед и композитор. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Матерью Шайли была пианистка Селини Шайли-Риш (1884–1973), отцом – виолончелист Марсель Шайли (1881–1936). [ 1 ] Подростком он был пансионером аббатства Фонгомбо (Эндр), где научился играть на органе и научился руководить хором. В 14 лет он сочинил четырёхголосную композицию « Domine non sum dignus» .

Он получил качественное классическое и музыкальное преподавание, изучая гармонию у Нади Буланже . [ 1 ] контрапункт и фуга с Клодом Дельвинкуром , [ 1 ] музыковедение с Ивонн Роксет , которая дала ему представление о средневековой музыке . В Парижской консерватории он посещал Мориса Эммануэля класс истории музыки и изучал музыкальную композицию у Анри Бюссера (сам ученик Шарля Гуно ). В Сорбонне он изучал историю музыки у Андре Пирро . [ 1 ] с которым он представил свою первую музыковедческую работу в 1935 году (DES, «Diplôme d’Études Supérieures»). [ 2 ] Он также брал уроки дирижирования у Пьера Монте , Виллема Менгельберга и Бруно Вальтера в Амстердаме, когда жил в Доме Декарта (1935–1936). [ 1 ] Там он также изучал музыковедение у Альберта Смайерса. [ 2 ]

Увлечён средневековой музыкой [ 1 ] которому он посвятил большую часть своей музыковедческой деятельности, он основал в 1934 году хор Psalette Notre-Dame, чтобы возродить его. Таким же образом он основал в Сорбонне под руководством Гюстава Коэна театральную группу The Théophiliens . [ 2 ] Наконец, он принимал активное участие в основании Groupe de Théâtre Antique de la Sorbonne (в частности, вместе с Жаком Вейлем и Роланом Бартом ). [ 3 ] В этом университете он защитил две диссертации по музыке в рамках учебной программы по средневековой французской литературе : L'École musice de Saint-Martial de Limoges до конца 11 века, а также «Песни Готье дю Коинчи» .

Именно с этого периода началась его интенсивная музыковедческая деятельность с работами, посвященными средневековой музыке и теории музыки, а также эволюции музыкальных языков, нотной грамоте, а также нескольким композиторам, в том числе Иоганну Себастьяну Баху , Моцарту , Шуберту , Берлиозу , Шуман , Вагнер . [ 4 ] В то же время он не пренебрегал учебно-популярными работами (история музыки, методика фортепианного чтения, руководство для юных пианистов и др.). [ 1 ]

Жак Шайе был членом движения сопротивления, сплотившегося вокруг Коммунистической партии Франции : Национального фронта музыкантов , созданного в мае 1941 года, во время Второй мировой войны, после вторжения в СССР немецких армий. Это была специфическая организация сопротивления для профессионалов музыки, созданная Эльзой Баррен , Роже Дезормьером , Луи Дюре (все трое близки к Французской коммунистической партии), Роланом-Мануэлем (сам еврей, бывший ученик Винсента д'Инди в Schola Cantorum). ), и Клод Дельвинкур . [ 5 ]

С 1946 по 1961 год руководил хором «Алауда». В 1969 году он также был назначен вторым президентом Consociatio Internationalis Musicæ Sacree , созданной в 1963 году Папой Павлом VI . Жак Шайе оставался на этой должности до 1974 года. [ 6 ]

В 1952 году, после защиты докторской степени по музыкальной школе Сен-Марьяля в Лиможе и избрания профессором Сорбонны на кафедру истории музыки, оставленную вакантной Полем-Мари Массоном , Жак Шайе возглавил Институт музыковедения. Парижского университета, который он преобразовал в 1969—1970 годах в УЕР ( Unite d'enseignement et de recherche , позже UFR, Unité de formation et de recherche ) музыки и музыкознания нового университета Париж-Сорбонна . Он руководил этим УЭР до 1973 года. [ 4 ] Он руководил докторскими диссертациями многих признанных музыковедов (в том числе Барри С. Брука , Труна Ван Кхе , Симхи Арома , Амнона Шилоа, Мирей Хелффер, Жака Вире , Мишеля Гюго, Жан-Реми Жюльена, Анни Лабюссьер, Даниэль Пистон ...). [ 4 ] В период с 1973 по 1975 год он добился создания CAPES и Agrégation по музыкальному образованию и хоровому пению. Таким образом, он способствовал признанию музыковедения в университете как самостоятельной дисциплины и позволил многим музыкантам обрести более стабильную профессиональную ситуацию. [ 2 ] Он также был генеральным инспектором музыки Министерства национального образования и директором Schola Cantorum в Париже с 1962 по 1962 год. 1982.

Его эрудиция и эклектизм, а также особый характер и ярко выраженные взгляды сделали его одной из главных фигур послевоенной французской музыкальной жизни. Всегда оставался в постдебюссийской французской традиции с модальным языком, близким к Равелю , Русселю и Онеггеру. [ 1 ] и решительно выступал против атональности и сериализма «авангардов» (очень модных в послевоенные годы). [ 7 ] Он оставляет произведение из 129 номеров опусов.

Жак Шайе был генеральным секретарем (1937 г.), затем помощником директора (1941 г.) Парижской консерватории. [ 2 ] Его роль во время войны была предметом споров.

Жан Грибенски, [ 8 ] который преподавал в Сорбонне под руководством Жака Шайе, упоминается в главе коллективной книги « Музыкальная жизнь в Виши» : [ 9 ] что в сотрудничестве с Анри Рабо в 1940 году он составил список еврейских студентов Парижской консерватории:

Выселение еврейских учеников происходит в два этапа. Первый этап начинается в начале октября 1940 года. [...] Руководство консерватории (Рабо? Шайли, по собственной инициативе?) в период с 4 по 10 октября проводит тщательный опрос среди учащихся. Его результаты записаны в объемистом файле, почти полностью написанном рукой Жака Шайе, который включает, в частности, индивидуальные заявления учеников и тщательно составленные списки имен. [ 10 ]

Жан Грибенски далее уточняет, что список, составленный Рабо и Шайе, не был сообщен немцам и что исключение еврейских студентов произошло только два года спустя, под принуждением, в то время как консерваторией руководил Клод Дельвинкур . [ 11 ]

Тот факт, что список использовался для исключения еврейских студентов из консерватории, был оспорен современными свидетелями-евреями во время симпозиума, на котором Грибенский впервые представил результаты своего исследования в 1999 году. [ 12 ] Споры возобновились в 2011 году, после того как Сорбонна решила дать имя Шайли амфитеатру (полемика была вызвана статьей в еженедельнике Le Canard enchaîné и получила дальнейшее развитие в заметке в Le Nouvel Observateur . [ 13 ] )

Мишель Альтен [ 14 ] с тех пор опубликовал статью, основанную на углубленном изучении архивов, [ 15 ] который проливает свет на события 1940 года. Она пишет:

После замечаний немецких властей, удивленных неприменением антисемитских мер к ученикам, [ 16 ] он [Рабо] разослал внутреннюю записку 60 учителям, присутствовавшим 4 октября [1940] в школе, с просьбой заставить своих учеников заполнить заявление об их расовом происхождении. Никакого номинального синтеза тогда не проводилось. О выполнении деклараций свидетельствует только один буклет, подписанный каждым учителем.

Судя по всему, именно к этому исследованию относится статья Жана Грибенски. Альтен далее пишет, что еврейские студенты консерватории были отстранены от участия в выпускных экзаменах в 1942 году под давлением правительства Виши.

Публикации

[ редактировать ]

Жак Шайе опубликовал множество выдающихся произведений, как по греческой, так и по средневековой музыке, «Страстей» , хоралов для органа и « Искусства фуги» И.С. Баха, «Карнавала» Шумана, «Тристана » Вагнера. Стоит отметить его интерес к толкованию масонских аспектов «Волшебной флейты» Моцарта, « Зимнего пути» Шуберта и «Парсифаля » Вагнера.

Он также был автором нескольких книг по гармонии и ее истории, вопросу модальности , а также важной многотомной истории музыки и популярных произведений. Он также изучал музыкантов Средневековья, таких как Адам де ла Галль , Гийом де Машо, из которых он подготовил первую опубликованную стенограмму Messe de Nostre Dame или Готье де Монси .

Работы (подборка)

[ редактировать ]

Фортепиано

[ редактировать ]
  • Сюита си мажор (1923)
  • Песня Алауды (1932)
  • Сюита «Свадебный сад» (1947)
  • Короткая соната (1965)
  • Романтическая баллада (1989)
  • многочисленные пьесы для детей (в две и в четыре руки)
  • Триптих (1984–87)
  • Благовещение (1984–87)
  • Прелюдия-Посвящение (1985) [ 17 ]
  • Литургические парафразы (1984–87)

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Менуэт-шутка, для скрипки и фортепиано (1932)
  • Двойное кантабиле для скрипки, альта и органа (или фортепиано) (1935)
  • Альбенга для скрипки и фортепиано (1935)
  • Ария, для альта и фортепиано (1936)
  • Две фанфарные мелодии в стиле XIII века , для духовых инструментов (1936)
  • Струнный квартет (1939)
  • Соната для альта и фортепиано (1939–41)
  • Энфантинская сюита для духового квинтета (1976)
  • Соната для скрипки соло (1987)
  • Сюита в старину , для флейты и клавесина (1996)
  • Сюита в воздухе скаутов, для небольшого оркестра (1929)
  • Симфония соль минор (1942–47)
  • Танцы и проводники - Сюита XIII века (1947)
  • 2-я симфония (1984)
  • Кантабиле для струнных (1971)
  • Mors est Rolanz для духовых инструментов (1975)
  • Сольмизация для струнных (1977)

Пение и фортепиано

[ редактировать ]
  • Цикл песен:
    • Паломник из Ассизи (1932–42)
    • Моей жене (1949–54)
    • Стихи о смерти (1982)
    • 7 легких песен (1983)
    • Собака с мандолиной (1987)
  • множество сольных песен, в том числе:
    • Королевский плотник (1945, М. Фомбер)
    • Жалоба Рэйчел
  • Песнь Солнца (с 4 Ondes Martenot , также для оркестра; 1934)

Хор а капелла

[ редактировать ]
  • Райское дерево (1933, Л. Шансерель)
  • Искушение святого Антония (1936; Instr. ad libitum)
  • Песня верности (1946)
  • Кирие из нищих (1946)
  • Торжественная месса (1947)
  • «Мёртвым за отечество» (1953, В. Гюго)
  • Краткая месса ангелов (1955)
  • Мессе Фактор Орбис (1959)
  • Остается тайной (1962, М. Поль-Фуше; Двойной хор)
  • Басни из моего сада (1961, Г. Дюамель)
  • многочисленные мотеты, частично с органом
  • многочисленные аранжировки народных песен

Пение и инструменты

[ редактировать ]
  • Упражнения стиля (1965, Раймон Кено )
  • 7 фантазий для равных голосов и фортепиано
  • Les Grandes Heures de Reims (1938; рассказчик, пение и оркестр)
  • Жанна перед Реймсом (1941; Хор и оркестр)
  • Морское кладбище (1980; Хор и оркестр)

Оратория

[ редактировать ]
  • Casa Dei (1991, Ю. Хучер)
  • Во славу мудрости (1992)
  • Пан и Сиринкс (1946)
  • Игра Робина и Мэрион (1950)
  • Тил Фландрский (1949–54)
  • Леди Единорог (1953)

Случайная музыка

[ редактировать ]
  • Персы (1936)
  • Антигона (1939),
  • Агамемнон (1947)
  • Красавица в лесу (1951)

Сочинения

[ редактировать ]

Музыковедческая деятельность Жака Шайе насчитывает 53 книги и 429 разнообразных статей. Среди его основных работ:

  • Краткая история французской популярной песни . Париж: Presses Universitaires de France , 1942. 16°, 64 стр.
  • Полная теория музыки 1-го цикла с Анри Шаланом, предисловие Клода Дельвинкура. Париж: Альфонс Ледюк. АЛ20444, 1947, 95 с.
  • Полная теория музыки, 2-й цикл с Анри Шаланом, предисловие Клода Дельвинкура. Париж: Альфонс Ледюк. АЛ20631, 1951, 78 с.
  • Краткое изложение теории музыки с Анри Шаланом, предисловие Клода Дельвинкура. Париж: Альфонс Ледюк. АЛ20551, 1948 г.
  • Музыкальная история Средневековья . Париж: Presses Universitaires de France, 1950. 2-е издание: 1969, 336 стр.
  • Новые нотные обозначения . Париж: Альфонс Ледюк, 1950.
  • Средневековая музыка . Париж: Éditions du Coudrier, 1951.
  • Конспект музыковедения , ППУ, 1958, 1984.
  • Исторический трактат по музыкальному анализу . Париж: Альфонс Ледюк, 1951, переиздан в 1977 году под названием «Исторический трактат по гармоническому анализу» .
  • Неразбериха режимов . Париж: Альфонс Ледюк, [1960]. 4°, 92 с. Переиздан в 1977 году.
  • 40 000 лет музыки . Париж: Плон , [1961], 326 с. Переиздано в Париже: L'Harmattan , 2000, 328 с.
  • Страсти И.С. Баха . Париж: Presses Universitaires de France, 1963. 4°, 455 стр. 2-е изд. 1984.
  • Курсы истории музыки, подготовка к преподаванию музыки на профессорских должностях и в музыковедческих институтах... Париж: Альфонс Ледюк, 1967. 8°. Многочисленные переиздания.
  • Жак Шайли (1975). Зимнее путешествие Шуберта . За пределами примечаний (на французском языке). Париж: Альфонс Ледюк . п. 53. ОСЛК   1913297 .
  • Элементы музыкальной филологии . Париж: Альфонс Ледюк, 1985. ISBN   2-85689-027-X
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ален Ломпек , «Жак Шайе, музыковед-практик и неутомимый исследователь», Международная ассоциация духовной музыки, Министерство духовной музыки , Anno 34-36 (1997–1999), Рим, с. 146 - 147
  2. ^ Jump up to: а б с д и От музыки к музыковедению, аналитическое исследование творчества Жака Шайе (на французском языке). Туры: Ван де Вельде. 1980.стр. 18–23. ISBN  2-85868-054-Х .
  3. ^ Сильви Патрон (1997). «Античный театральный коллектив Сорбонны» . Les Cahiers de la Comédie Française (на французском языке). стр. 48–53.
  4. ^ Jump up to: а б с Бартоли, Жан-Пьер (2012). «Жак Шайе (1910–1999), музыковед и теоретик: введение в первую оценку». Мусургия : 3–7. дои : 10.3917/musur.121.0003 .
  5. ^ Анри Барро, композитор у руля Радио: автобиографическое эссе , отредактированное под руководством Мириам Шимен и Карин Ле Бэйль, Париж: Fayard / Bibliothèque nationale de France, 2010, стр. 356, примечание 1.
  6. ^ Международная ассоциация духовной музыки, Министерство духовной музыки , Anno 34–36 (1997–1999), Рим, 1999, стр. 31.
  7. ^ Жан-Пьер Бартоли (1999). «Жак Шайе (1910–1999) [некролог]». Revue de Musicologie (на французском языке). 85 (1): 173–176. ISSN   0035-1601 . JSTOR   947025 .
  8. ^ «Жан Грибенски — Симетри» . symetrie.com .
  9. ^ Хименес, Мириам (28 июля 2001 г.). Музыкальная жизнь при Виши . Editions Complexe – через halshs.archives-ouvertes.fr.
  10. ^ Грибенский 2001 , с. 147
  11. ^ Грибенский 2001 , с. 148.
  12. Cahiers Boëllmann-Gigout , № 2–3, датированный 1997–1998 гг., но опубликованный в 1999 г. Эти опровержения были опубликованы до статьи Жана Грибенски, который, однако, не упоминает их в своей книге 2001 г.
  13. ^ «[Вниз] Сорбонна 1940-1944» . Библиотеки . 4 апреля 2011 г.
  14. ^ Мишель Альтен на L'Harmattan
  15. ^ . 11 марта 2012 г. https://web.archive.org/web/20120311133649/http://www.leducation-musicale.com/conservatoire.pdf . Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2012 года. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  16. Постановление Германии от 27 сентября 1940 года, согласно которому евреи, определяемые либо их религиозной принадлежностью, либо наличием более двух еврейских бабушек и дедушек, должны заявить о себе как таковые в субпрефектуре и идентифицировать свой бизнес как еврейский.
  17. В исполнении Карсона Куманса на его странице на YouTube.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2cf33f0dae512f1e1b347f5fc751d2a__1720195800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/2a/b2cf33f0dae512f1e1b347f5fc751d2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jacques Chailley - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)