Жак Шайе
Жак Шайе (24 марта 1910 — 21 января 1999) — французский музыковед и композитор. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Матерью Шайли была пианистка Селини Шайли-Риш (1884–1973), отцом – виолончелист Марсель Шайли (1881–1936). [ 1 ] Подростком он был пансионером аббатства Фонгомбо (Эндр), где научился играть на органе и научился руководить хором. В 14 лет он сочинил четырёхголосную композицию « Domine non sum dignus» .
Он получил качественное классическое и музыкальное преподавание, изучая гармонию у Нади Буланже . [ 1 ] контрапункт и фуга с Клодом Дельвинкуром , [ 1 ] музыковедение с Ивонн Роксет , которая дала ему представление о средневековой музыке . В Парижской консерватории он посещал Мориса Эммануэля класс истории музыки и изучал музыкальную композицию у Анри Бюссера (сам ученик Шарля Гуно ). В Сорбонне он изучал историю музыки у Андре Пирро . [ 1 ] с которым он представил свою первую музыковедческую работу в 1935 году (DES, «Diplôme d’Études Supérieures»). [ 2 ] Он также брал уроки дирижирования у Пьера Монте , Виллема Менгельберга и Бруно Вальтера в Амстердаме, когда жил в Доме Декарта (1935–1936). [ 1 ] Там он также изучал музыковедение у Альберта Смайерса. [ 2 ]
Увлечён средневековой музыкой [ 1 ] которому он посвятил большую часть своей музыковедческой деятельности, он основал в 1934 году хор Psalette Notre-Dame, чтобы возродить его. Таким же образом он основал в Сорбонне под руководством Гюстава Коэна театральную группу The Théophiliens . [ 2 ] Наконец, он принимал активное участие в основании Groupe de Théâtre Antique de la Sorbonne (в частности, вместе с Жаком Вейлем и Роланом Бартом ). [ 3 ] В этом университете он защитил две диссертации по музыке в рамках учебной программы по средневековой французской литературе : L'École musice de Saint-Martial de Limoges до конца 11 века, а также «Песни Готье дю Коинчи» .
Именно с этого периода началась его интенсивная музыковедческая деятельность с работами, посвященными средневековой музыке и теории музыки, а также эволюции музыкальных языков, нотной грамоте, а также нескольким композиторам, в том числе Иоганну Себастьяну Баху , Моцарту , Шуберту , Берлиозу , Шуман , Вагнер . [ 4 ] В то же время он не пренебрегал учебно-популярными работами (история музыки, методика фортепианного чтения, руководство для юных пианистов и др.). [ 1 ]
Жак Шайе был членом движения сопротивления, сплотившегося вокруг Коммунистической партии Франции : Национального фронта музыкантов , созданного в мае 1941 года, во время Второй мировой войны, после вторжения в СССР немецких армий. Это была специфическая организация сопротивления для профессионалов музыки, созданная Эльзой Баррен , Роже Дезормьером , Луи Дюре (все трое близки к Французской коммунистической партии), Роланом-Мануэлем (сам еврей, бывший ученик Винсента д'Инди в Schola Cantorum). ), и Клод Дельвинкур . [ 5 ]
С 1946 по 1961 год руководил хором «Алауда». В 1969 году он также был назначен вторым президентом Consociatio Internationalis Musicæ Sacree , созданной в 1963 году Папой Павлом VI . Жак Шайе оставался на этой должности до 1974 года. [ 6 ]
В 1952 году, после защиты докторской степени по музыкальной школе Сен-Марьяля в Лиможе и избрания профессором Сорбонны на кафедру истории музыки, оставленную вакантной Полем-Мари Массоном , Жак Шайе возглавил Институт музыковедения. Парижского университета, который он преобразовал в 1969—1970 годах в УЕР ( Unite d'enseignement et de recherche , позже UFR, Unité de formation et de recherche ) музыки и музыкознания нового университета Париж-Сорбонна . Он руководил этим УЭР до 1973 года. [ 4 ] Он руководил докторскими диссертациями многих признанных музыковедов (в том числе Барри С. Брука , Труна Ван Кхе , Симхи Арома , Амнона Шилоа, Мирей Хелффер, Жака Вире , Мишеля Гюго, Жан-Реми Жюльена, Анни Лабюссьер, Даниэль Пистон ...). [ 4 ] В период с 1973 по 1975 год он добился создания CAPES и Agrégation по музыкальному образованию и хоровому пению. Таким образом, он способствовал признанию музыковедения в университете как самостоятельной дисциплины и позволил многим музыкантам обрести более стабильную профессиональную ситуацию. [ 2 ] Он также был генеральным инспектором музыки Министерства национального образования и директором Schola Cantorum в Париже с 1962 по 1962 год. 1982.
Его эрудиция и эклектизм, а также особый характер и ярко выраженные взгляды сделали его одной из главных фигур послевоенной французской музыкальной жизни. Всегда оставался в постдебюссийской французской традиции с модальным языком, близким к Равелю , Русселю и Онеггеру. [ 1 ] и решительно выступал против атональности и сериализма «авангардов» (очень модных в послевоенные годы). [ 7 ] Он оставляет произведение из 129 номеров опусов.
Споры
[ редактировать ]Жак Шайе был генеральным секретарем (1937 г.), затем помощником директора (1941 г.) Парижской консерватории. [ 2 ] Его роль во время войны была предметом споров.
Жан Грибенски, [ 8 ] который преподавал в Сорбонне под руководством Жака Шайе, упоминается в главе коллективной книги « Музыкальная жизнь в Виши» : [ 9 ] что в сотрудничестве с Анри Рабо в 1940 году он составил список еврейских студентов Парижской консерватории:
Выселение еврейских учеников происходит в два этапа. Первый этап начинается в начале октября 1940 года. [...] Руководство консерватории (Рабо? Шайли, по собственной инициативе?) в период с 4 по 10 октября проводит тщательный опрос среди учащихся. Его результаты записаны в объемистом файле, почти полностью написанном рукой Жака Шайе, который включает, в частности, индивидуальные заявления учеников и тщательно составленные списки имен. [ 10 ]
Жан Грибенски далее уточняет, что список, составленный Рабо и Шайе, не был сообщен немцам и что исключение еврейских студентов произошло только два года спустя, под принуждением, в то время как консерваторией руководил Клод Дельвинкур . [ 11 ]
Тот факт, что список использовался для исключения еврейских студентов из консерватории, был оспорен современными свидетелями-евреями во время симпозиума, на котором Грибенский впервые представил результаты своего исследования в 1999 году. [ 12 ] Споры возобновились в 2011 году, после того как Сорбонна решила дать имя Шайли амфитеатру (полемика была вызвана статьей в еженедельнике Le Canard enchaîné и получила дальнейшее развитие в заметке в Le Nouvel Observateur . [ 13 ] )
Мишель Альтен [ 14 ] с тех пор опубликовал статью, основанную на углубленном изучении архивов, [ 15 ] который проливает свет на события 1940 года. Она пишет:
После замечаний немецких властей, удивленных неприменением антисемитских мер к ученикам, [ 16 ] он [Рабо] разослал внутреннюю записку 60 учителям, присутствовавшим 4 октября [1940] в школе, с просьбой заставить своих учеников заполнить заявление об их расовом происхождении. Никакого номинального синтеза тогда не проводилось. О выполнении деклараций свидетельствует только один буклет, подписанный каждым учителем.
Судя по всему, именно к этому исследованию относится статья Жана Грибенски. Альтен далее пишет, что еврейские студенты консерватории были отстранены от участия в выпускных экзаменах в 1942 году под давлением правительства Виши.
Публикации
[ редактировать ]Жак Шайе опубликовал множество выдающихся произведений, как по греческой, так и по средневековой музыке, «Страстей» , хоралов для органа и « Искусства фуги» И.С. Баха, «Карнавала» Шумана, «Тристана » Вагнера. Стоит отметить его интерес к толкованию масонских аспектов «Волшебной флейты» Моцарта, « Зимнего пути» Шуберта и «Парсифаля » Вагнера.
Он также был автором нескольких книг по гармонии и ее истории, вопросу модальности , а также важной многотомной истории музыки и популярных произведений. Он также изучал музыкантов Средневековья, таких как Адам де ла Галль , Гийом де Машо, из которых он подготовил первую опубликованную стенограмму Messe de Nostre Dame или Готье де Монси .
Работы (подборка)
[ редактировать ]Фортепиано
[ редактировать ]- Сюита си мажор (1923)
- Песня Алауды (1932)
- Сюита «Свадебный сад» (1947)
- Короткая соната (1965)
- Романтическая баллада (1989)
- многочисленные пьесы для детей (в две и в четыре руки)
Орган
[ редактировать ]- Триптих (1984–87)
- Благовещение (1984–87)
- Прелюдия-Посвящение (1985) [ 17 ]
- Литургические парафразы (1984–87)
Камерная музыка
[ редактировать ]- Менуэт-шутка, для скрипки и фортепиано (1932)
- Двойное кантабиле для скрипки, альта и органа (или фортепиано) (1935)
- Альбенга для скрипки и фортепиано (1935)
- Ария, для альта и фортепиано (1936)
- Две фанфарные мелодии в стиле XIII века , для духовых инструментов (1936)
- Струнный квартет (1939)
- Соната для альта и фортепиано (1939–41)
- Энфантинская сюита для духового квинтета (1976)
- Соната для скрипки соло (1987)
- Сюита в старину , для флейты и клавесина (1996)
Оркестр
[ редактировать ]- Сюита в воздухе скаутов, для небольшого оркестра (1929)
- Симфония соль минор (1942–47)
- Танцы и проводники - Сюита XIII века (1947)
- 2-я симфония (1984)
- Кантабиле для струнных (1971)
- Mors est Rolanz для духовых инструментов (1975)
- Сольмизация для струнных (1977)
Пение и фортепиано
[ редактировать ]- Цикл песен:
- Паломник из Ассизи (1932–42)
- Моей жене (1949–54)
- Стихи о смерти (1982)
- 7 легких песен (1983)
- Собака с мандолиной (1987)
- множество сольных песен, в том числе:
- Королевский плотник (1945, М. Фомбер)
- Жалоба Рэйчел
- Песнь Солнца (с 4 Ondes Martenot , также для оркестра; 1934)
Хор а капелла
[ редактировать ]- Райское дерево (1933, Л. Шансерель)
- Искушение святого Антония (1936; Instr. ad libitum)
- Песня верности (1946)
- Кирие из нищих (1946)
- Торжественная месса (1947)
- «Мёртвым за отечество» (1953, В. Гюго)
- Краткая месса ангелов (1955)
- Мессе Фактор Орбис (1959)
- Остается тайной (1962, М. Поль-Фуше; Двойной хор)
- Басни из моего сада (1961, Г. Дюамель)
- многочисленные мотеты, частично с органом
- многочисленные аранжировки народных песен
Пение и инструменты
[ редактировать ]- Упражнения стиля (1965, Раймон Кено )
- 7 фантазий для равных голосов и фортепиано
- Les Grandes Heures de Reims (1938; рассказчик, пение и оркестр)
- Жанна перед Реймсом (1941; Хор и оркестр)
- Морское кладбище (1980; Хор и оркестр)
Оратория
[ редактировать ]- Casa Dei (1991, Ю. Хучер)
- Во славу мудрости (1992)
Оперы
[ редактировать ]- Пан и Сиринкс (1946)
- Игра Робина и Мэрион (1950)
- Тил Фландрский (1949–54)
Балет
[ редактировать ]- Леди Единорог (1953)
Случайная музыка
[ редактировать ]- Персы (1936)
- Антигона (1939),
- Агамемнон (1947)
- Красавица в лесу (1951)
Сочинения
[ редактировать ]Музыковедческая деятельность Жака Шайе насчитывает 53 книги и 429 разнообразных статей. Среди его основных работ:
- Краткая история французской популярной песни . Париж: Presses Universitaires de France , 1942. 16°, 64 стр.
- Полная теория музыки 1-го цикла с Анри Шаланом, предисловие Клода Дельвинкура. Париж: Альфонс Ледюк. АЛ20444, 1947, 95 с.
- Полная теория музыки, 2-й цикл с Анри Шаланом, предисловие Клода Дельвинкура. Париж: Альфонс Ледюк. АЛ20631, 1951, 78 с.
- Краткое изложение теории музыки с Анри Шаланом, предисловие Клода Дельвинкура. Париж: Альфонс Ледюк. АЛ20551, 1948 г.
- Музыкальная история Средневековья . Париж: Presses Universitaires de France, 1950. 2-е издание: 1969, 336 стр.
- Новые нотные обозначения . Париж: Альфонс Ледюк, 1950.
- Средневековая музыка . Париж: Éditions du Coudrier, 1951.
- Конспект музыковедения , ППУ, 1958, 1984.
- Исторический трактат по музыкальному анализу . Париж: Альфонс Ледюк, 1951, переиздан в 1977 году под названием «Исторический трактат по гармоническому анализу» .
- Неразбериха режимов . Париж: Альфонс Ледюк, [1960]. 4°, 92 с. Переиздан в 1977 году.
- 40 000 лет музыки . Париж: Плон , [1961], 326 с. Переиздано в Париже: L'Harmattan , 2000, 328 с.
- Страсти И.С. Баха . Париж: Presses Universitaires de France, 1963. 4°, 455 стр. 2-е изд. 1984.
- Курсы истории музыки, подготовка к преподаванию музыки на профессорских должностях и в музыковедческих институтах... Париж: Альфонс Ледюк, 1967. 8°. Многочисленные переиздания.
- Жак Шайли (1975). Зимнее путешествие Шуберта . За пределами примечаний (на французском языке). Париж: Альфонс Ледюк . п. 53. ОСЛК 1913297 .
- Элементы музыкальной филологии . Париж: Альфонс Ледюк, 1985. ISBN 2-85689-027-X
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ален Ломпек , «Жак Шайе, музыковед-практик и неутомимый исследователь», Международная ассоциация духовной музыки, Министерство духовной музыки , Anno 34-36 (1997–1999), Рим, с. 146 - 147
- ^ Jump up to: а б с д и От музыки к музыковедению, аналитическое исследование творчества Жака Шайе (на французском языке). Туры: Ван де Вельде. 1980.стр. 18–23. ISBN 2-85868-054-Х .
- ^ Сильви Патрон (1997). «Античный театральный коллектив Сорбонны» . Les Cahiers de la Comédie Française (на французском языке). стр. 48–53.
- ^ Jump up to: а б с Бартоли, Жан-Пьер (2012). «Жак Шайе (1910–1999), музыковед и теоретик: введение в первую оценку». Мусургия : 3–7. дои : 10.3917/musur.121.0003 .
- ^ Анри Барро, композитор у руля Радио: автобиографическое эссе , отредактированное под руководством Мириам Шимен и Карин Ле Бэйль, Париж: Fayard / Bibliothèque nationale de France, 2010, стр. 356, примечание 1.
- ^ Международная ассоциация духовной музыки, Министерство духовной музыки , Anno 34–36 (1997–1999), Рим, 1999, стр. 31.
- ^ Жан-Пьер Бартоли (1999). «Жак Шайе (1910–1999) [некролог]». Revue de Musicologie (на французском языке). 85 (1): 173–176. ISSN 0035-1601 . JSTOR 947025 .
- ^ «Жан Грибенски — Симетри» . symetrie.com .
- ^ Хименес, Мириам (28 июля 2001 г.). Музыкальная жизнь при Виши . Editions Complexe – через halshs.archives-ouvertes.fr.
- ^ Грибенский 2001 , с. 147
- ^ Грибенский 2001 , с. 148.
- ↑ Cahiers Boëllmann-Gigout , № 2–3, датированный 1997–1998 гг., но опубликованный в 1999 г. Эти опровержения были опубликованы до статьи Жана Грибенски, который, однако, не упоминает их в своей книге 2001 г.
- ^ «[Вниз] Сорбонна 1940-1944» . Библиотеки . 4 апреля 2011 г.
- ^ Мишель Альтен на L'Harmattan
- ^ . 11 марта 2012 г. https://web.archive.org/web/20120311133649/http://www.leducation-musicale.com/conservatoire.pdf . Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2012 года.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ↑ Постановление Германии от 27 сентября 1940 года, согласно которому евреи, определяемые либо их религиозной принадлежностью, либо наличием более двух еврейских бабушек и дедушек, должны заявить о себе как таковые в субпрефектуре и идентифицировать свой бизнес как еврейский.
- ↑ В исполнении Карсона Куманса на его странице на YouTube.
Библиография
[ редактировать ]- От музыки к музыковедению, аналитическое исследование творчества Жака Шайе , Тур, Ван де Вельде, 1980. ISBN 2-85868-054-X
- Жан-Пьер Бартоли, «Жак Шайе (1910–1999)», Revue de Musicologie , 85/1, 1999, стр. 173-176.
- Грибенски, Жан (2001). «Исключение евреев из консерватории (1940-1942)». Музыкальная жизнь при Виши (коллектив Института истории современности-Национального центра научных исследований) (на французском языке). Мириам Хименес (Реж.). Брюссель: Éditions Complexe . п. 420. ИСБН 2-87027-864-0 . OCLC 407379367 .
- Жак Шайе, музыковед и теоретик , Мусургия , XIX/1-2-3, 2012. [1]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Жак Шайе в энциклопедии Universalis
- Жака Шайе на musicologie.org Биография, произведения и сочинения
- Жак Шайе о Мусимене
- О Жаке Шайе в «Письме музыканта»
- Жак Шайе (1910–1999): Симфония № 1 (1945) на YouTube
- Жак Шайе в энциклопедии Ларусса
- Жак Шайе на Discogs