Jump to content

Эльза Баррейн

Эльза Баррейн в 1940 году.

Эльза Жаклин Баррен (13 февраля 1910, Париж — 20 марта 1999, Страсбург ) — композитор французской музыки, живший во времена после неоклассического движения Les Six , Равеля и Стравинского . [ 1 ] Несмотря на то, что его считали «одним из выдающихся французских композиторов середины 20 века», [ 2 ] Музыка Баррейна сегодня исполняется редко. В 1929 году она получила Римскую премию за «Военную жизнь» , священную трилогию, названную в честь Жанны д'Арк . [ 3 ] и была четвертой женщиной, когда-либо получившей эту престижную награду (после Лили Буланже в 1913 году, Маргариты Каналь в 1920 году и Жанны Леле в 1923 году). [ 4 ]

Биография

[ редактировать ]
Поль Дюка и его студенты-композиторы в Парижской консерватории , 1929 год. Слева направо вокруг фортепиано: Пьер Майяр-Верже , Эльза Баррен, Ивонн Деспорт , Тони Обен , Пьер Ревель, Жорж Фавр , Поль Дюка , Рене Дюкло, Жорж Гюгон. , Морис Дюруфле . Сидят справа: Клод Арье , Оливье Мессиан .

Родился в Париже в семье Альфреда Баррена, главного виолончелиста Оркестра Оперы , и мадам. Баррейн, Эльза Баррейн начала учиться игре на фортепиано в молодом возрасте. [ 5 ] Она училась в Парижской консерватории и изучала композицию у Поля Дюка , впечатляющий список учеников которого включает Ивонн Деспорт , Морис Дюрюфле , Клода Арье и Оливье Мессиана . [ 6 ] Баррен и Мессиан были хорошими друзьями на протяжении всей своей жизни и поддерживали частые контакты. [ 7 ] Талантливая ученица, Баррен получила Первую премию Консерватории по гармонии в пятнадцать лет (1925), а затем по фуге и аккомпанементу, когда ей было семнадцать (1927). [ 8 ] В 1929 году она получила Римскую премию за кантату «Дева-воительница» . [ 9 ] что сделало ее четвертой женщиной-победительницей с момента начала соревнований в 1803 году. [ 10 ] Ее пьеса «Харальд Харфагард» (1930), симфонические вариации на стихи Генриха Гейне , стала первой композицией Баррена, получившей общественное признание. [ 11 ] Это была ее первая работа из многих, вдохновленная литературой, такой как более поздние «Авис» (1944) и «Человек на земле» (1949), обе основанные на Поля Элюара . текстах [ 12 ]

Баррен работал на Французском национальном радио с 1936 по 1940 год пианистом, звукооператором и руководителем пения, а затем, после Второй мировой войны, звукорежиссером. [ 13 ] Во время войны Баррен принимал активное участие во французском Сопротивлении и был членом Национального фронта музыкантов . [ 14 ] С 1944 по 1947 год она занимала должность директора звукозаписи на известной звукозаписывающей компании Le Chant du Monde . [ 15 ] В 1953 году Баррен была назначена на факультет Парижской консерватории, где она преподавала анализ и чтение с листа до 1972 года. [ 16 ] Именно тогда Министерство культуры назначило ее музыкальным директором, поручив ей курировать все французские национальные лирические театры. [ 17 ]

Композиционный стиль

[ редактировать ]

По словам Джеймса Бриско в его «Новой исторической антологии женской музыки», «Музыка Эльзы Баррейн покоряет слушателей контрапунктической независимостью линий, виртуозностью и интенсивностью выразительности посредством мотива и ритмического драйва». [ 18 ] Следует также отметить, что во время учебы у Дюка и под музыкальным влиянием Дебюсси Баррен развила острое и эффективное чувство инструментального тембра и цвета. [ 19 ] Она использовала классические формы, делая их своими собственными, и использовала полностью тонально- гармонический язык, за одним примечательным исключением. Ее камерная работа Musique rituelle (1967) для органа , гонгов и ксилоримбы отличается сериализмом и вдохновлена ​​Тибетской Книгой Мертвых . [ 20 ]

Авторы Словаря женщин-композиторов Нортона/Гроува отмечают следующее:

Глубоко чувствительная к огромным потрясениям своего времени, Баррейн не могла отделить свои творческие процессы от своих личных, гуманистических, политических и социальных забот. [ 21 ]

Во всех работах Эльзы Баррейн присутствует пылкое внимание к состоянию человека. [ 22 ] Как и ее современники, основавшие «Молодую Францию» , Андре Жоливе , Оливье Мессиана, Даниэля-Лесюра и Ива Бодрие, она стремилась вновь привнести гуманизм в композицию, искусство, которое становилось все более абстрактным. [ 23 ] В то время как некоторые из ее произведений посвящены конкретным социальным и политическим проблемам, другие исследуют определенные эмоции или психологическое состояние. [ 24 ] Примеры первого включают «Клодин в школе» (1950), ее балет по книге Колетт , исследующей женскую сексуальность, и ее антифашистскую симфоническую поэму « Погромы» (1933). [ 25 ] Примером последнего является программный квинтет деревянных духовых инструментов Баррена Ouvrage de Dame (1931 - ред. AJAndraud, 1939). Квинтет состоит из восьми частей, темы и семи вариаций, названных в честь вымышленных женщин с разными типами личности («Анжелика; Берта с резкими тонами; Ирен, извилистая; Барбе, фугато-бурлеск; Сара; Изабо де Бавьер с ее конической шляпой». и ее развевающаяся вуаль Леокади, сентиментальная старая дева прошлых лет). Благодаря своему таланту характеристики и умелому использованию тембра она ясно показывает различия в темпераментах семи женщин. [ 26 ] Еще раз, по словам Джеймса Бриско: «Ее вклад в музыку значителен, а Эльза Баррейн — главная сила, ожидающая полного открытия исполнителями и критиками». [ 27 ]

Список композиций

[ редактировать ]
Камерная музыка
  • Квинтет: струнные фортепиано
  • Квинтет: духовые • (1931) • камерная музыка для духовых инструментов
  • Ритуальная музыка: орган-гонги-ксилоримба • (1967) • Трио
  • Вариации: фортепиано, перкуссия • (1950) • Дуэт
  • Еврейская сюита: скрипка-фортепиано • (1951) • Дуэт
  • Импровизация: саксофон-фортепиано • (1947) • дуэт
  • Ouvrage de Dame • (1937) • камерная музыка с различными инструментами
Оперная и лирическая музыка
  • Вьерж Герьер (А) • Светская кантата: соло-хор-оркестр
  • Рой Боссу (Ле) • (1932) • Комическая опера
  • Стена (The): балет • (1947) • Балет
  • Весна свободы: играйте музыку • (1948)
  • Песня Мал-Эма (Ла): балет • (1950)
  • Клодин в школе: балет • (1950)
  • Кристина • (1959) • соло-хор-оркестр
Оценка фильмов
Вокальная музыка
  • Мелодии • (1930)
  • Еврейские песни • (1935)
  • Еврейские песни • (1937)
  • Мнение • (1944) • Хор-оркестр
  • Непрерывная поэзия • (1948) • Кантата: 2 голоса-оркестр
  • Человек на Земле (The) • (1949) • Хор-оркестр
  • Крестьяне (Лес) • (1958) • Кантаты: 2 голоса-оркестр
  • От первого до первого мая • (1977) • Хор
Инструментальная музыка
  • Прелюдия: фортепиано • (1930) • характерная пьеса
  • Дань Полю Дюка: фортепиано • (1936)
  • Марш весны без любви: фортепиано • (1946)
  • Ящик Пандоры (Ла): фортепиано • (1955)
  • Фэнтези: чембало • (1961) • персонажная пьеса
  • Прелюдии и фуги: орган
Симфоническая музыка
  • Симфония 1 • (1931)
  • Симфония 2 • (1938)
  • Сюита 'Астрологическая': малый оркестр • (1945)
  • Вариации на тему «Красная река»: оркестр • (1945)
Концертная музыка
  • Посвящение Прокофьеву: цембало-оркестр • (1953) •
  • Атмосфера: гобой-10 струн • (1966)
Духовная музыка
  • Гимн Страстной пятницы • (1955) • Гимны

Социально-политические вопросы

[ редактировать ]

Критика и сексизм

[ редактировать ]

Несмотря на множество престижных наград, Эльза Баррейн в своей профессиональной карьере сталкивалась с сексистскими взглядами. Карин Пендл называет музыкального критика Рене Дюменила одним из наиболее распространенных преступников: «Как и другие люди его времени (и даже сегодня), Дюмениль выражал своего рода сдержанное уважение ко многим из этих композиторов, пока они были довольны тем, что оставались женственными в своей музыке. » [ 28 ] Дюмениль однажды описал коллегу Баррена, обладательницу Римской премии, Жанну Леле, как обладательницу «энергии, которую редко можно встретить в работах женщин». [ 29 ] Что касается Баррейн, он называл ее «авторницей прекрасно оркестрованных мелодий». [ 30 ]

Участие во французском Сопротивлении

[ редактировать ]

Эльза Баррен была активным членом Национального фронта музыкантов, организации музыкантов, участвовавших во французском Сопротивлении во время немецкой оккупации между 1940 и 1944 годами. [ 31 ] Основные цели организации были перечислены в их журнале Musiciens d'Aujourd'hui и заключались в организации концертов новой и запрещенной французской музыки, поддержке еврейских музыкантов путем предоставления приюта или денег, организации антигерманских и антиколлаборационистских мероприятий. протесты и участие во всех формах музыкального бунта. [ 32 ] Сопротивляющийся Луи французский дирижер Роже Дезормьер , участник Les Six Дюрей и Баррен вместе выпустили «манифест в защиту французской музыки и против любого сотрудничества с нацистами». [ 33 ] Ее активное участие в Сопротивлении было особенно смелым, учитывая тот факт, что она, судя по всему, имела еврейское происхождение.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бриско, с. 365
  2. ^ Гроув Музыка Интернет
  3. ^ Бриско, с. 365
  4. ^ Пендл, с. 258
  5. ^ Бриско, с. 365
  6. ^ Бриско, с. 365
  7. ^ Симеоне, с. 49
  8. ^ Бриско, с. 365
  9. ^ Бриско, с. 365
  10. ^ Пендл, с. 258
  11. ^ Бриско, с. 366
  12. ^ Гроув Музыка Интернет
  13. ^ Гроув Музыка Интернет
  14. ^ Бриско, с. 365
  15. ^ Бриско, с. 365
  16. ^ Бриско, с. 365
  17. ^ Бриско, с. 365
  18. ^ Бриско, с. 365
  19. ^ Grove Music Online и Бриско, с. 365
  20. ^ Бриско, с. 365-366
  21. ^ Сэди, с. 38
  22. ^ Гроув Музыка Интернет
  23. ^ Бриско, с. 365
  24. ^ Бриско, с. 365-366
  25. ^ Бриско, с. 365
  26. ^ Бриско, с. 366
  27. ^ Бриско, с. 366
  28. ^ Пендл, с. 258
  29. ^ Пендл, с. 258
  30. ^ Пендл, с. 258
  31. ^ Симеоне, с. 23 и 45
  32. ^ Симеоне, с. 46
  33. ^ Симеоне, с. 43
Цитируемые источники
  • Бриско, Джеймс Р. Новая историческая антология женской музыки . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2004.
  • Жермен-Давид, Пьеретта. «Композитор, актриса ХХ века Эльза Баррейн (1910-1999)». Ассоциация женщин и музыки, Париж. https://web.archive.org/web/20130830060750/http://femmesetmusique.com/actualite.html (по состоянию на 9 ноября 2012 г.).
  • Grove Music Online , Sv «Barraine, Elsa» Франсуазы Андриё и Джеймса Р. Бриско. http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/02102 (по состоянию на 9 ноября 2012 г.).
  • Пендл, Карин. Женщины и музыка . 2-е изд. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2001.
  • Сэди, Джули Энн и Риан Сэмюэл. Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . Нью-Йорк: WW Нортон, 1994.
  • Симеоне, Найджел. «Создание музыки в оккупированном Париже». Музыкальные Таймс 147, вып. 1894 г. (весна 2006 г.), https://www.jstor.org/stable/25434357 (по состоянию на 9 ноября 2012 г.).
Дополнительные источники
  • Бурен, Одиль и Пьеретта Жермен-Давид. Эльза Баррейн (1910–1999): композитор ХХ века . Сампзон: Editions Delatour France, 2010.
  • Молдер, Эрлайн. «Еврейские темы во второй прелюдии и фуге для органа Эльзы Баррейн». Известные женщины Ежеквартально: Журнал исторических и современных женщин-композиторов 3, вып. 3 (август 1995 г.): 22–29, 31.
  • Молдер, Эрлайн. «Вновь открывая органные произведения Эльзы Баррейн». Известные женщины Ежеквартально: Журнал исторических и современных женщин-композиторов 3, вып. 2 (май 1995 г.): 21–29.
  • Рипли, Колетт С. «Органная музыка французских женщин-композиторов». Американский органистский журнал 28 (ноябрь 1994 г.): 56–61.
[ редактировать ]
  • Список работ от Grove Music Online
http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article_works/grove/music/02102#S02102.1
  • YouTube-запись Симфонии № 2 в исполнении Симфонического оркестра ОРТФ под управлением Мануэля Розенталя.
https://www.youtube.com/watch?v=yPnUkjjfpp0
  • Каталог ресурсов, касающихся Баррена, в Национальной библиотеке Франции.
https://data.bnf.fr/fr/14020314/elsa_barraine/
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bccff593cfaaf02e2569b57635e658fb__1710596820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bc/fb/bccff593cfaaf02e2569b57635e658fb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Elsa Barraine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)