Эльза Баррейн

Эльза Жаклин Баррен (13 февраля 1910, Париж — 20 марта 1999, Страсбург ) — композитор французской музыки, живший во времена после неоклассического движения Les Six , Равеля и Стравинского . [ 1 ] Несмотря на то, что его считали «одним из выдающихся французских композиторов середины 20 века», [ 2 ] Музыка Баррейна сегодня исполняется редко. В 1929 году она получила Римскую премию за «Военную жизнь» , священную трилогию, названную в честь Жанны д'Арк . [ 3 ] и была четвертой женщиной, когда-либо получившей эту престижную награду (после Лили Буланже в 1913 году, Маргариты Каналь в 1920 году и Жанны Леле в 1923 году). [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]
Родился в Париже в семье Альфреда Баррена, главного виолончелиста Оркестра Оперы , и мадам. Баррейн, Эльза Баррейн начала учиться игре на фортепиано в молодом возрасте. [ 5 ] Она училась в Парижской консерватории и изучала композицию у Поля Дюка , впечатляющий список учеников которого включает Ивонн Деспорт , Морис Дюрюфле , Клода Арье и Оливье Мессиана . [ 6 ] Баррен и Мессиан были хорошими друзьями на протяжении всей своей жизни и поддерживали частые контакты. [ 7 ] Талантливая ученица, Баррен получила Первую премию Консерватории по гармонии в пятнадцать лет (1925), а затем по фуге и аккомпанементу, когда ей было семнадцать (1927). [ 8 ] В 1929 году она получила Римскую премию за кантату «Дева-воительница» . [ 9 ] что сделало ее четвертой женщиной-победительницей с момента начала соревнований в 1803 году. [ 10 ] Ее пьеса «Харальд Харфагард» (1930), симфонические вариации на стихи Генриха Гейне , стала первой композицией Баррена, получившей общественное признание. [ 11 ] Это была ее первая работа из многих, вдохновленная литературой, такой как более поздние «Авис» (1944) и «Человек на земле» (1949), обе основанные на Поля Элюара . текстах [ 12 ]
Баррен работал на Французском национальном радио с 1936 по 1940 год пианистом, звукооператором и руководителем пения, а затем, после Второй мировой войны, звукорежиссером. [ 13 ] Во время войны Баррен принимал активное участие во французском Сопротивлении и был членом Национального фронта музыкантов . [ 14 ] С 1944 по 1947 год она занимала должность директора звукозаписи на известной звукозаписывающей компании Le Chant du Monde . [ 15 ] В 1953 году Баррен была назначена на факультет Парижской консерватории, где она преподавала анализ и чтение с листа до 1972 года. [ 16 ] Именно тогда Министерство культуры назначило ее музыкальным директором, поручив ей курировать все французские национальные лирические театры. [ 17 ]
Композиционный стиль
[ редактировать ]По словам Джеймса Бриско в его «Новой исторической антологии женской музыки», «Музыка Эльзы Баррейн покоряет слушателей контрапунктической независимостью линий, виртуозностью и интенсивностью выразительности посредством мотива и ритмического драйва». [ 18 ] Следует также отметить, что во время учебы у Дюка и под музыкальным влиянием Дебюсси Баррен развила острое и эффективное чувство инструментального тембра и цвета. [ 19 ] Она использовала классические формы, делая их своими собственными, и использовала полностью тонально- гармонический язык, за одним примечательным исключением. Ее камерная работа Musique rituelle (1967) для органа , гонгов и ксилоримбы отличается сериализмом и вдохновлена Тибетской Книгой Мертвых . [ 20 ]
Авторы Словаря женщин-композиторов Нортона/Гроува отмечают следующее:
- Глубоко чувствительная к огромным потрясениям своего времени, Баррейн не могла отделить свои творческие процессы от своих личных, гуманистических, политических и социальных забот. [ 21 ]
Во всех работах Эльзы Баррейн присутствует пылкое внимание к состоянию человека. [ 22 ] Как и ее современники, основавшие «Молодую Францию» , Андре Жоливе , Оливье Мессиана, Даниэля-Лесюра и Ива Бодрие, она стремилась вновь привнести гуманизм в композицию, искусство, которое становилось все более абстрактным. [ 23 ] В то время как некоторые из ее произведений посвящены конкретным социальным и политическим проблемам, другие исследуют определенные эмоции или психологическое состояние. [ 24 ] Примеры первого включают «Клодин в школе» (1950), ее балет по книге Колетт , исследующей женскую сексуальность, и ее антифашистскую симфоническую поэму « Погромы» (1933). [ 25 ] Примером последнего является программный квинтет деревянных духовых инструментов Баррена Ouvrage de Dame (1931 - ред. AJAndraud, 1939). Квинтет состоит из восьми частей, темы и семи вариаций, названных в честь вымышленных женщин с разными типами личности («Анжелика; Берта с резкими тонами; Ирен, извилистая; Барбе, фугато-бурлеск; Сара; Изабо де Бавьер с ее конической шляпой». и ее развевающаяся вуаль Леокади, сентиментальная старая дева прошлых лет). Благодаря своему таланту характеристики и умелому использованию тембра она ясно показывает различия в темпераментах семи женщин. [ 26 ] Еще раз, по словам Джеймса Бриско: «Ее вклад в музыку значителен, а Эльза Баррейн — главная сила, ожидающая полного открытия исполнителями и критиками». [ 27 ]
Список композиций
[ редактировать ]- Камерная музыка
- Квинтет: струнные фортепиано
- Квинтет: духовые • (1931) • камерная музыка для духовых инструментов
- Ритуальная музыка: орган-гонги-ксилоримба • (1967) • Трио
- Вариации: фортепиано, перкуссия • (1950) • Дуэт
- Еврейская сюита: скрипка-фортепиано • (1951) • Дуэт
- Импровизация: саксофон-фортепиано • (1947) • дуэт
- Ouvrage de Dame • (1937) • камерная музыка с различными инструментами
- Оперная и лирическая музыка
- Вьерж Герьер (А) • Светская кантата: соло-хор-оркестр
- Рой Боссу (Ле) • (1932) • Комическая опера
- Стена (The): балет • (1947) • Балет
- Весна свободы: играйте музыку • (1948)
- Песня Мал-Эма (Ла): балет • (1950)
- Клодин в школе: балет • (1950)
- Кристина • (1959) • соло-хор-оркестр
- Оценка фильмов
- Белые лапы • (1949)
- Саботье дю Валь де Луара (The) • (1956)
- Вокальная музыка
- Мелодии • (1930)
- Еврейские песни • (1935)
- Еврейские песни • (1937)
- Мнение • (1944) • Хор-оркестр
- Непрерывная поэзия • (1948) • Кантата: 2 голоса-оркестр
- Человек на Земле (The) • (1949) • Хор-оркестр
- Крестьяне (Лес) • (1958) • Кантаты: 2 голоса-оркестр
- От первого до первого мая • (1977) • Хор
- Инструментальная музыка
- Прелюдия: фортепиано • (1930) • характерная пьеса
- Дань Полю Дюка: фортепиано • (1936)
- Марш весны без любви: фортепиано • (1946)
- Ящик Пандоры (Ла): фортепиано • (1955)
- Фэнтези: чембало • (1961) • персонажная пьеса
- Прелюдии и фуги: орган
- Симфоническая музыка
- Симфония 1 • (1931)
- Симфония 2 • (1938)
- Сюита 'Астрологическая': малый оркестр • (1945)
- Вариации на тему «Красная река»: оркестр • (1945)
- Концертная музыка
- Посвящение Прокофьеву: цембало-оркестр • (1953) •
- Атмосфера: гобой-10 струн • (1966)
- Духовная музыка
- Гимн Страстной пятницы • (1955) • Гимны
Социально-политические вопросы
[ редактировать ]Критика и сексизм
[ редактировать ]Несмотря на множество престижных наград, Эльза Баррейн в своей профессиональной карьере сталкивалась с сексистскими взглядами. Карин Пендл называет музыкального критика Рене Дюменила одним из наиболее распространенных преступников: «Как и другие люди его времени (и даже сегодня), Дюмениль выражал своего рода сдержанное уважение ко многим из этих композиторов, пока они были довольны тем, что оставались женственными в своей музыке. » [ 28 ] Дюмениль однажды описал коллегу Баррена, обладательницу Римской премии, Жанну Леле, как обладательницу «энергии, которую редко можно встретить в работах женщин». [ 29 ] Что касается Баррейн, он называл ее «авторницей прекрасно оркестрованных мелодий». [ 30 ]
Участие во французском Сопротивлении
[ редактировать ]Эльза Баррен была активным членом Национального фронта музыкантов, организации музыкантов, участвовавших во французском Сопротивлении во время немецкой оккупации между 1940 и 1944 годами. [ 31 ] Основные цели организации были перечислены в их журнале Musiciens d'Aujourd'hui и заключались в организации концертов новой и запрещенной французской музыки, поддержке еврейских музыкантов путем предоставления приюта или денег, организации антигерманских и антиколлаборационистских мероприятий. протесты и участие во всех формах музыкального бунта. [ 32 ] Сопротивляющийся Луи французский дирижер Роже Дезормьер , участник Les Six Дюрей и Баррен вместе выпустили «манифест в защиту французской музыки и против любого сотрудничества с нацистами». [ 33 ] Ее активное участие в Сопротивлении было особенно смелым, учитывая тот факт, что она, судя по всему, имела еврейское происхождение.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бриско, с. 365
- ^ Гроув Музыка Интернет
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Пендл, с. 258
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Симеоне, с. 49
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Пендл, с. 258
- ^ Бриско, с. 366
- ^ Гроув Музыка Интернет
- ^ Гроув Музыка Интернет
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Grove Music Online и Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365-366
- ^ Сэди, с. 38
- ^ Гроув Музыка Интернет
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 365-366
- ^ Бриско, с. 365
- ^ Бриско, с. 366
- ^ Бриско, с. 366
- ^ Пендл, с. 258
- ^ Пендл, с. 258
- ^ Пендл, с. 258
- ^ Симеоне, с. 23 и 45
- ^ Симеоне, с. 46
- ^ Симеоне, с. 43
Ссылки
[ редактировать ]- Цитируемые источники
- Бриско, Джеймс Р. Новая историческая антология женской музыки . Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2004.
- Жермен-Давид, Пьеретта. «Композитор, актриса ХХ века Эльза Баррейн (1910-1999)». Ассоциация женщин и музыки, Париж. https://web.archive.org/web/20130830060750/http://femmesetmusique.com/actualite.html (по состоянию на 9 ноября 2012 г.).
- Grove Music Online , Sv «Barraine, Elsa» Франсуазы Андриё и Джеймса Р. Бриско. http://www.oxfordmusiconline.com/subscriber/article/grove/music/02102 (по состоянию на 9 ноября 2012 г.).
- Пендл, Карин. Женщины и музыка . 2-е изд. Блумингтон: Издательство Университета Индианы, 2001.
- Сэди, Джули Энн и Риан Сэмюэл. Словарь женщин-композиторов Нортона/Гроува . Нью-Йорк: WW Нортон, 1994.
- Симеоне, Найджел. «Создание музыки в оккупированном Париже». Музыкальные Таймс 147, вып. 1894 г. (весна 2006 г.), https://www.jstor.org/stable/25434357 (по состоянию на 9 ноября 2012 г.).
- Дополнительные источники
- Бурен, Одиль и Пьеретта Жермен-Давид. Эльза Баррейн (1910–1999): композитор ХХ века . Сампзон: Editions Delatour France, 2010.
- Молдер, Эрлайн. «Еврейские темы во второй прелюдии и фуге для органа Эльзы Баррейн». Известные женщины Ежеквартально: Журнал исторических и современных женщин-композиторов 3, вып. 3 (август 1995 г.): 22–29, 31.
- Молдер, Эрлайн. «Вновь открывая органные произведения Эльзы Баррейн». Известные женщины Ежеквартально: Журнал исторических и современных женщин-композиторов 3, вып. 2 (май 1995 г.): 21–29.
- Рипли, Колетт С. «Органная музыка французских женщин-композиторов». Американский органистский журнал 28 (ноябрь 1994 г.): 56–61.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список работ от Grove Music Online
- YouTube-запись Симфонии № 2 в исполнении Симфонического оркестра ОРТФ под управлением Мануэля Розенталя.
- Каталог ресурсов, касающихся Баррена, в Национальной библиотеке Франции.
- 1910 рождений
- 1999 смертей
- Академический состав Парижской консерватории
- Выпускники Парижской консерватории
- Французские композиторы-классики
- Французские женщины-композиторы-классики
- Римская премия за композицию
- Композиторы из Парижа
- Композиторы-классики XX века
- Французские композиторы XX века
- французские музыкальные преподаватели
- Французские женщины-преподаватели музыки
- Французские женщины-педагоги XX века
- Французские женщины-композиторы XX века