Jump to content

Колетт

Колетт
Колетт, возможно, 1910-е годы.
Колетт, возможно, 1910-е годы.
Рожденный Сидони-Габриэль Колетт
( 1873-01-28 ) 28 января 1873 г.
Сен-Совер-ан-Пюизе , Бургундия , Франция
Умер 3 августа 1954 г. ) ( 1954-08-03 ) ( 81 год
Париж, Франция
Место отдыха Кладбище Пер-Лашез
Псевдоним
  • Колетт
  • Колетт Вилли
Занятие Писатель
Известные работы
Подпись

Сидони-Габриэль Колетт (англ. Французский: [sidɔni ɡabʁijɛl kɔlɛt] ; 28 января 1873 — 3 августа 1954), известная под мононимом Колетт , была французской писательницей и литератором . Она также была мимом , актрисой и журналисткой. Колетт наиболее известна в англоязычном мире благодаря своей новелле 1944 года «Джиджи» , которая легла в основу одноименного фильма 1958 года и постановки 1973 года одноименной . Ее сборник рассказов «Усики виноградной лозы» также известен во Франции.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Сидони-Габриэль Колетт родилась 28 января 1873 года в деревне Сен-Совер-ан-Пюизе в департаменте Йонна , Бургундия . [1] Ее родителями были герой войны и сборщик налогов Жюль-Жозеф Колетт (1829–1905) и его жена Адель Эжени Сидони («Сидо»), урожденная Ландуа (1835–1912). Жюль-Жозеф Колетт был зуавом военной школы Сен-Сир . Герой войны, потерявший ногу во Второй итальянской войне за независимость , он был удостоен должности сборщика налогов в деревне Сен-Совер-ан-Пюизе , где родились его дети. У Колетт было трое старших братьев и сестер: сводная сестра по материнской линии Джульетта (1860–1908), сводный брат по материнской линии Ахилл (1863–1913) и сводный брат Леопольд (1866–?). [2] [3] [4] Колетт посещала государственную школу с 6 до 17 лет. Поначалу семья была обеспеченной, но плохое финансовое управление существенно снизило их доходы. [5] [6]

Колетт и Матильда «Макс» де Морни

В 1893 году Колетт вышла замуж за Генри Готье-Виллара (1859–1931), писателя и издателя, использовавшего псевдоним «Вилли». [7] Ее первые четыре романа - четыре рассказа о Клодин : «Клодин в школе» (1900), «Клодин в Париже» (1901), «Клодин в менаже» (1902) и «Клодин в школе» (1903) - появились под его именем. (Эти четыре опубликованы на английском языке как «Клодин в школе» , «Клодин в Париже» , «Клодин замужем » и «Клодин и Энни» ). Бургундская деревня и старейшина литературных салонов Парижа начала века. История, которую они рассказывают, полуавтобиографична, хотя Клодин, в отличие от Колетт, не имеет матери. [8] [9]

Брак с Готье-Вилларом позволил Колетт посвятить время писательству. [10] [11] [12] Позже она сказала, что никогда бы не стала писателем, если бы не Вилли. [13] [6] На четырнадцать лет старше своей жены и один из самых известных развратников Парижа, он ввел свою жену в авангардные интеллектуальные и художественные круги и поощрял ее лесбийские увлечения. И именно он выбрал волнующую тему романов о Клодин: «вторичный миф о Сафо … женской школе или монастыре, которым управляет соблазнительная учительница». Вилли «запирал ее [Колетт] в ее комнате, пока она не напечатала достаточно страниц, чтобы он его устроил». [14]

Портрет Колетты работы Жака-Эмиля Бланша , 1905 год, Национальный художественный музей Каталонии.

После развода

[ редактировать ]

Колетт и Вилли расстались в 1906 году, хотя их развод не был окончательным до 1910 года. Колетт не имела доступа к значительным доходам от книг Клодин (авторские права принадлежали Вилли), и до 1912 года она начала сценическую карьеру в мюзик-холлах по всей Франции, иногда играя Клодин в эскизах из ее собственных романов, зарабатывая едва достаточно, чтобы выжить, часто голодная и больная. Чтобы свести концы с концами, в 1910-х годах она более серьезно обратилась к журналистике. [15] Примерно в это же время она также стала заядлым фотографом-любителем. Об этом периоде ее жизни вспоминает «Бродяга» (1910), посвященная независимости женщин в мужском обществе - теме, к которой она будет регулярно возвращаться в будущих работах.

В эти годы она завязала ряд отношений с другими женщинами, особенно с Натали Клиффорд Барни. [16] и с [17] Матильда де Морни, маркиза де Бельбеф («Макс»), с которой она иногда делила сцену. 3 января 1907 года поцелуй Макса и Колетт на сцене в пантомиме под названием «Rêve d'Egypte» вызвал почти бунт, и в результате они больше не могли открыто жить вместе, хотя их отношения продолжались еще пять лет. годы. [10] [16] [18]

В 1912 году Колетт вышла замуж за Анри де Жувенеля , редактора журнала Le Matin . дочь Колетт де Жувенель по прозвищу Бель-Газу В 1913 году у них родилась .

1920-е и 1930-е годы

[ редактировать ]
Колетт, нарисованная ок. 1896 год, Жак Гумберт.

В 1920 году Колетт опубликовала «Шери» , изображающую любовь между пожилой женщиной и гораздо более молодым мужчиной. Шери — любовница Леи, богатой куртизанки ; Леа опустошена, когда Шери женится на девушке его возраста, и рада, когда он возвращается к ней, но после последней ночи вместе она снова отсылает его. [19]

Брак Колетт с Жувенелем закончился разводом в 1924 году, частично из-за его измен, а частично из-за ее романа с 16-летним пасынком Бертраном де Жувенелем . В 1925 году она встретила Мориса Гудеке, который стал ее последним мужем; пара оставалась вместе до ее смерти. [10] [11]

Колетт к тому времени уже была признанной писательницей ( «Бродяга» получил три голоса на престижную Гонкуровскую премию ). Десятилетия 1920-х и 1930-х годов были для нее самым продуктивным и новаторским периодом. [20] Действие ее работ происходит в основном в Бургундии или Париже во времена Прекрасной эпохи . Ее работы сосредоточены на супружеской жизни и сексуальности. Часто это было квазиавтобиографично: «Шери» (1920) и «Блеск в траве» (1923) повествуют о любви между стареющей женщиной и очень молодым мужчиной, ситуация, отражающая ее отношения с Бертраном де Жувенелем и ее третьим мужем, Гудеке, который был на 16 лет младше ее. [11] [10] «La Naissance du Jour » (1928) представляет собой ее явную критику обычной жизни женщин, выраженную через размышления о возрасте и отказе от любви со стороны ее матери Сидо. [21]

К этому времени Колетт часто называли величайшей писательницей Франции. «В нем... нет сюжета, но все же рассказывается о трех жизнях - все, что следует знать», - писала Джанет Фланнер из Сидо [ фр ] (1929). «И снова, и более подробно, чем обычно, ее прославили за ее гений, гуманитарные способности и совершенную прозу в тех литературных журналах, которые много лет назад... вообще ничего не подняли в ее сторону, кроме пальца презрения». [22]

В 1920-е годы она была связана с еврейско-алжирской писательницей Элиссой Раис , которая приняла мусульманский образ для продвижения своих романов. [23]

Последние годы, 1940–1954 гг.

[ редактировать ]

Колетт было 67 лет, когда Франция была оккупирована немцами . Она осталась в Париже, в своей квартире в Пале-Рояле . Ее муж Морис Гудеке, еврей, был арестован гестапо в декабре 1941 года, и хотя через семь недель он был освобожден благодаря вмешательству французской жены немецкого посла, [24] Колетт прожила остаток военных лет с тревогой по поводу возможного второго ареста. [25] [26] Во время оккупации она выпустила два тома мемуаров: Journal à Rebours (1941) и De ma Fenêtre (1942); эти два были выпущены на английском языке в 1975 году как «Глядя назад» . [10] Она писала статьи об образе жизни для нескольких пронацистских газет. [27] Они, а также ее роман Жюли де Карнейан (1941), содержат множество антисемитских оскорблений. [28]

В 1944 году Колетт опубликовала свою самую известную работу « Джиджи» , в которой рассказывается история 16-летней Жильберты («Джиджи») Альвар. Джиджи родилась в семье полусвета и прошла обучение на куртизанку, чтобы очаровать богатого любовника, но бросает вызов традиции, выходя за него замуж. [29] В 1949 году по нему был снят французский фильм с Даниэль Делорм и Габи Морлей в главных ролях , а затем в 1951 году адаптирован для сцены с тогда еще неизвестной Одри Хепберн (выбранной лично Колетт) в главной роли. Голливудский музыкальный фильм 1958 года с Лесли Кэрон и Луи Журданом в главных ролях по сценарию Алана Джея Лернера и музыке Лернера и Фредерика Лоу получил премию Оскар за лучший фильм .

В послевоенные годы Колетт стала известным общественным деятелем. Она стала инвалидом из-за артрита, и о ней заботился Гудеке, который руководил подготовкой ее «Полных произведений» (1948–1950). В эти годы она продолжала писать и опубликовала «Этуаль Веспер» (1946) и «Голубой фаналь» (1949), в которых размышляла о проблемах писателя, вдохновение которого прежде всего автобиографично. номинировал ее В 1948 году Клод Фаррер на Нобелевскую премию по литературе . [30]

Журналистика

[ редактировать ]

Первые журналистские произведения Колетт (1895–1900) были написаны в сотрудничестве с ее мужем Готье-Вилларом — музыкальные обзоры для La Cocarde , ежедневной газеты, основанной Морисом Барресом , и серия произведений для La Fronde . [31] После развода с Готье-Вилларом в 1910 году она самостоятельно писала статьи для самых разных изданий, получив значительную известность благодаря своим статьям, посвященным социальным тенденциям, театру, моде и кино, а также репортажам о преступлениях. [32] В декабре 1910 года Колетт согласилась вести регулярную колонку в парижской ежедневной газете Le Matin — сначала под псевдонимом, затем как «Колетт Вилли». [33] Одним из ее редакторов был Анри де Жувенель, за которого она вышла замуж в 1912 году. К 1912 году Колетт научилась быть репортером: «Вы должны видеть, а не изобретать, вы должны прикасаться, а не воображать… потому что, когда вы видите простыни [на месте преступления] пропитаны свежей кровью, это цвет, который невозможно изобрести». [34] В 1914 году Колетт была назначена литературным редактором Le Matin. [35] Разлука Колетт с Жувенелем в 1923 году вынудила ее разорвать связи с Ле Матен. В течение следующих трёх десятилетий её статьи появились более чем в двух десятках изданий, включая Vogue , Le Figaro и Paris-Soir . Во время немецкой оккупации Франции Колетт продолжала публиковать ежедневные и еженедельные издания, некоторые из которых были коллаборационистскими и пронацистскими, в том числе Le Petit Parisien , который стал про-Виши после января 1941 года, и La Gerbe , пронацистский еженедельник. [36] Хотя ее статьи не носили политического характера, Колетт в то время подвергалась резкой критике за то, что она придавала этим публикациям престиж и безоговорочно приспосабливалась к режиму Виши. [37] Ее статья от 26 ноября 1942 года «Ma Bourgogne Pauvre» («Моя бедная Бургундия») была отмечена некоторыми историками как молчаливое признание некоторых ультранационалистических целей, которые поддерживали бескомпромиссные вишистские писатели. [38] После 1945 года ее журналистская деятельность носила спорадический характер. [39] и ее последние произведения были скорее личными эссе, чем рассказами. За свою писательскую карьеру Колетт опубликовала более 1200 статей для газет, журналов и журналов. [40]

Смерть и наследие

[ редактировать ]

отказала ей в религиозных похоронах После ее смерти, 3 августа 1954 года, католическая церковь из-за ее развода , но устроила государственные похороны , став первой французской писательницей, удостоенной этой чести, и похоронила ее на Пер-Лашез кладбище . . [25] [26] [10] [41]

Могила Колетт на кладбище Пер-Лашез .

Колетт была избрана членом Бельгийской королевской академии (1935 г.), Гонкуровской академии (1945 г. и президентом в 1949 г.), а также кавалером (1920 г.) и великим офицером (1953 г.) Ордена Почетного легиона . [12]

Многочисленные биографы Колетт на протяжении десятилетий предлагали самые разные интерпретации ее жизни и творчества. [42] Первоначально считавшаяся ограниченной, хотя и талантливой писательницей (несмотря на открытое восхищение при ее жизни такими фигурами, как Андре Жид и Анри де Монтерлан ), она все больше признавалась как важный голос в женском писательстве. [10] Перед смертью Колетт Кэтрин Энн Портер написала в « Нью-Йорк Таймс» , что Колетт «величайшая из ныне живущих французских писательниц-фантастов; и что она была ею при жизни Жида и Пруста». [43]

Певица и автор песен Розанна Кэш отдала дань уважения писательнице в песне «The Summer I Read Colette» из ее альбома 1996 года « 10 Song Demo » . [44]

Трумэн Капоте в 1970 году написал о встрече с ней эссе под названием «Белая роза». В нем рассказывается, как, когда она увидела, как он восхищается пресс-папье на столе («белая роза» в названии), она настояла, чтобы он взял его; Капоте сначала отказался от подарка, но «…когда я возразила, что не могу принять в подарок то, что она так явно обожала, [она ответила]: «Дорогой мой, на самом деле нет смысла дарить подарок, если ты сам не дорожишь им». .'» [45]

«Люсетта, застрявшая на острове» Джулии Холтер из ее альбома 2015 года Have You in My Wilderness основана на второстепенном персонаже из рассказа Колетт « Случайные знакомства » . [46]

В фильме 1991 года «Становление Колетт » Колетт играет французская актриса Матильда Мэй . В фильме 2018 года «Колетт» главную героиню играет Кира Найтли . [47] Оба фильма посвящены жизни Колетт в возрасте двадцати лет, ее браку с первым мужем и публикации ее первых романов под его именем.

Известные работы

[ редактировать ]

Источник: [48]

Фильмография

[ редактировать ]

Сценарист

[ редактировать ]

Фильмы о Колетт

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Флауэр, Джон (2022). Исторический словарь французской литературы . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд. п. 151. ИСБН  9781538168578 .
  2. ^ «Колетт (1873–1954) | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 13 февраля 2022 г.
  3. ^ «Чикаго Трибьюн: новости Чикаго, спорт, погода, развлечения» . chicagotribune.com . Проверено 13 февраля 2022 г.
  4. ^ «Топ-10 интересных фактов о французской писательнице Колетт» . Откройте для себя блог прогулок . 11 декабря 2019 года . Проверено 13 февраля 2022 г.
  5. ^ Тилбург 2008 , с. 78.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Portuges & Jouve 1994 , с. 79.
  7. ^ Коски, Лорна (27 декабря 2013 г.). «Книга рассказывает историю Франции Колетт» . Женская одежда на каждый день . Проверено 3 января 2014 г. .
  8. ^ Саутворт 2004 , стр. 111–112.
  9. ^ Цветок 2013 , с. 78.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г Цветок 2013 , с. 145.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Portuges & Jouve 1994 , с. 80.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коттрелл 1991 , с. 262.
  13. ^ Ладимер 1999 , стр. 51–53.
  14. ^ «8 увлекательных фактов о бисексуальной легенде Колетт, которые вам следует знать перед биографическим фильмом о Кире Найтли» . Автостраддл . 24 июля 2018 года . Проверено 31 июля 2018 г.
  15. ^ Бональ и Магет 2014 , с. 43.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Родригес 2002 , с. 131.
  17. ^ ван Сант, Кэмерон (8 октября 2018 г.). «Несмотря на транс-кастинг, «Колетт» по-прежнему не устраивает транс-зрителей» . inmore.com . В . Проверено 20 марта 2021 г. Макс де Морни, безусловно, трансгендер, хотя точные особенности его личности определить сложно.
  18. ^ Бенсток 1986 , стр. 48–49.
  19. ^ Жув 1987 , с. 109–111.
  20. ^ Ладимер 1999 , с. 57.
  21. ^ Ладимер 1999 , с. 57–58.
  22. ^ Фланнер 1972 , с. 70.
  23. ^ Лорсин, Патрисия М.Э. (2012), Акьемпонг, Эммануэль К.; Гейтс, Генри Луи (ред.), «Райс, Элисса» , Африканский биографический словарь , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195382075.001.0001 , ISBN  978-0-19-538207-5 , получено 17 января 2021 г.
  24. ^ Турман 2000 , с. 455.
  25. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Portuges & Jouve 1994 , стр. 80–81.
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Росботтом 2014 , с. без страниц.
  27. ^ «Терри Касл рассматривает секреты плоти: жизнь Колетт Джудит Турман» . Лондонское обозрение книг . 16 марта 2000 г. Проверено 17 января 2019 г.
  28. ^ «Дикая, противоречивая и свободная: жизнь Колетт слишком велика для кино» . Хранитель . 7 января 2019 года . Проверено 17 января 2019 г.
  29. ^ Снодграсс 2015b , с. без страниц.
  30. ^ «Сидони Габриэль Колетт в базе данных номинаций» . Официальный сайт Нобелевской премии — Nobel Foundation . Проверено 24 сентября 2018 г.
  31. ^ Турман, Джудит (2000). Тайны плоти: жизнь Колетт (изд. Первых книг Баллантайна). Нью-Йорк. ISBN  978-0-345-37103-4 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  32. ^ Бональ и Магет 2014 .
  33. ^ Турман 2000 , с. 219.
  34. ^ Бональ и Магет 2014 , с. 21.
  35. ^ Турман 2000 , с. 276.
  36. ^ Турман 2000 , с. 444.
  37. ^ Bonal & Maget 2014 , стр. 107-1. 33–34.
  38. ^ Голсан, Ричард Дж. (март 1993 г.). «Идеология, культурная политика и литературное сотрудничество в Ла Жербе» . Журнал европейских исследований . 89 (89–90): 27–47. дои : 10.1177/004724419302300103 . S2CID   220929330 .
  39. ^ Бональ и Магет 2014 , с. 327.
  40. ^ Бональ и Магет 2014 , с. 34.
  41. ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (Местаположения Kindle 9128–9129). McFarland & Company, Inc., Издательства. Kindle издание
  42. ^ «Клодин выросла» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 июля 2018 г.
  43. ^ «Самый живой гений» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 июля 2018 г.
  44. ^ Дана Эндрю Дженнингс (7 апреля 1996 г.), «ПОП-МУЗЫКА; авторы песен, которые следовали за своими литературными музами» , The New York Times
  45. ^ Капоте, Трумэн (2007). Портреты и наблюдения: Очерки Трумэна Капоте . Случайный дом. п. 368. ИСБН  9780812994391 .
  46. ^ « Всегда есть часть меня»: Джулия Холтер о рассказывании историй» . NPR.org . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 20 октября 2016 г.
  47. ^ Хоффман, Иордания (22 января 2018 г.). «Рецензия на Колетт: Кира Найтли в захватывающем литературном биографическом фильме в отличной форме» . Хранитель . Лондон . Проверено 27 января 2018 г.
  48. ^ Норелл, Донна М. (1993). Колетт: Аннотированная первичная и вторичная библиография . Справочная библиотека гуманитарных наук «Гарланд». Рутледж. ISBN  9780824066208 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Колетт: Письма с автографами, подписанные (6): Париж; Мануар де Розвен пар С. Куломб, Иль и Вилен; и [np], DE Inghelbrecht и Colette Inghelbrecht, 1909–1948 и н. д. хранятся в библиотеке Пирпонта Моргана .
  • Сильвен Бонмариаж, Вилли, Колетт и др ., с предисловием Жана-Пьера Тиолле , издание Anagramme, Париж, 2004 г. (переиздание)
  • Энни Гетцингер, Провокационная Колетт , НБМ, Нью-Йорк, 2018 г.
  • Джоанна Ричардсон , Колетт , Метуэн, Лондон, 1983 год.
  • Джудит Турман , Тайны плоти: жизнь Колетт , Блумсбери, Лондон, 1999 г.
  • Петри Люкконен. «Колетт» . Книги и писатели .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3c7a9c8b6701f592eadc9be56ceff65d__1717507740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3c/5d/3c7a9c8b6701f592eadc9be56ceff65d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Colette - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)