Клод Отан-Лара
Клод Отан-Лара | |
---|---|
Рожденный | Клод Отант 5 августа 1901 г. Люзарш , Валь-д'Уаз , Франция |
Умер | 5 февраля 2000 г. Антиб , Франция | (98 лет)
Занятия |
|
Политическая партия | Национальный фронт |
Член Европейского парламента | |
В офисе 20 июля 1989 г. - сентябрь 1989 г. | |
Преемник | Жан-Клод Мартинес |
Личные данные | |
Супруги |
|
Клод Отан-Лара (англ. Французский: [otɑ̃ laʁa] ; 5 августа 1901 г. - 5 февраля 2000 г.) [1] французский кинорежиссер, сценарист, художник-постановщик и художник по костюмам, работавший в кино более 50 лет. Его карьера часто была отмечена противоречиями, и в конце 80-х он был избран в Европейский парламент как член крайне правого Французского национального фронта .
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Клод Отан-Лара родился 5 августа 1901 года в Люзарше в Валь-д'Уаз. Эдуард Отант, его отец, был архитектором, а мать, Луиза Лара, была актрисой Комеди -Франсез . Они были основателями культурной группы «Art et Action», которая рано познакомила их сына с театром. [2] Во время Первой мировой войны пацифистская деятельность его матери принесла ей такую непопулярность, что она отправилась в изгнание в Лондон. Клод сопровождал ее и продолжал свое образование в течение двух лет в школе Милл-Хилл на севере Лондона. По возвращении во Францию он учился в Школе изящных искусств и Школе декоративных искусств в Париже. [3] [4]
Кинокарьера
[ редактировать ]В 1919 году Отан-Лара (в возрасте 18 лет) был нанят кинорежиссером Марселем Л'Эрбье в качестве художника-постановщика для «Карнавала истины» . [5] Л'Эрбье продолжал привлекать его для создания декораций и костюмов для последующих постановок, и в 1923 году он дал ему возможность снять свой первый короткометражный фильм « Дайверы» , «фильм без субтитров для трех персонажей», в котором участвовали Луиза Лара и Антонен Арто. . [2] Отан-Лара также работал с другими ведущими кинематографистами, в качестве помощника режиссера у Рене Клера и художника по костюмам у Жана Ренуара в его роскошной постановке « Нана» (1926), в которой он также играл. [6] В 1927–28 он снял еще один короткометражный экспериментальный фильм под названием «Construire un feu » по мотивам «Развести огонь» романа Джека Лондона , в котором впервые применил гипергонар — анаморфную оптическую систему для создания широкоэкранных изображений, изобретенную Анри Кретьеном . (Этот процесс больше не использовался, но в 1952 году компания 20th Century Fox приобрела устройство Кретьена и разработала на его основе формат CinemaScope .) [3] [7]
Обескураженный провалом этого предприятия и нуждающийся в деньгах, Отан-Лара в 1930 году отправился в Голливуд, где нашел работу в создании французских версий американских комедий, в том числе двух с участием Бастера Китона . Он плохо приспособился к американскому образу жизни и через два года вернулся во Францию. Там его первая возможность снять художественный фильм появилась в 1933 году с « Сибулеттой» , адаптацией оперетты Рейнальдо Хана которой сотрудничал Жак Превер , над сценарием . Споры возникли, когда один из первоначальных либреттистов произведения публично возражал против некоторых непочтительных изменений, внесенных создателями фильма, а когда продюсеры вырезали и отредактировали фильм, Отан-Лара отреклась от него. В течение почти десяти лет после этого его работа в основном ограничивалась совместной режиссурой фильмов, особенно с продюсером Морисом Леманном , но в титрах он часто не упоминался. [3] [2] [8]
Во время немецкой оккупации Франции во Второй мировой войне Отан-Лара (сейчас ему уже за 40) наконец нашел возможность снимать фильмы от своего имени и начал длительное сотрудничество со сценаристом Жаном Ораншем (впоследствии в партнерстве с Пьером Бостом ). В период 1942–1944 годов он снял три успешных фильма, все они были костюмированными драмами, которые до сих пор несут в себе отголоски наших дней. Третий из них, Douce , содержал горькие изображения буржуазной семьи и религии, что вызвало резкое неодобрение со стороны влиятельного Centrale Catholique du Cinéma. [9] [10]
После войны он добился международного успеха с фильмом «Дьявол в корпусе» , основанным на скандальном романе Раймона Радиге 1923 года . Изображение супружеской измены школьника во время Первой мировой войны в фильме вызвало новый скандал во Франции и укрепило репутацию Отан-Лары как человека, бросившего вызов господствующему моральному порядку. [11]
В течение следующего десятилетия Отан-Лара пережил свой самый успешный период, когда он добился ряда коммерческих успехов, многие из которых представляли собой адаптации литературных произведений в старинных условиях, в том числе «Оккупай-туа д'Амели» (Фейдо) в 1949 году, «Блеск на траве» (Колетт) . ) и «Руж и нуар» (Стендаль), оба в 1954 году. Эта привычка полагаться на литературные сценарии и сюжеты сделала Отанта-Лару (и его постоянных сценаристов Оранша и Боста) объектом резкой критики со стороны молодого Франсуа Трюффо в его влиятельном атака на «традицию качества», которую он считал удушающей оригинальностью во французском кино. [12] По мере того как идеи « Новой волны» набирали силу, последующие фильмы Отанта-Лары стали казаться всё более устаревшими. [8] [13]
Тем не менее, его фильм 1956 года «Путешествие по Парижу» , который был одним из первых, в котором был показан негероический взгляд на немецкую оккупацию Франции и работу черного рынка, имел заметный успех как у зрителей, так и у критиков (включая Трюффо). В других фильмах Отан-Лара продолжала затрагивать деликатные или непопулярные темы, такие как отказ от военной службы по убеждениям в «Tun ne tueras point» (1961) и аборты в «Journal d'une femme en blanc» (1965) и «Nouveau Journal d'une femme en blanc» (1965 ). 1966). Однако другие более поздние фильмы были восприняты как выражающие «агрессивную вульгарность» и своего рода « пужадизм , который подтвердил его скатывание к насмешливому популизму». [11] [14] Он становился все более ожесточенным по отношению к своим критикам и продюсерам, которые не хотели финансировать его фильмы, а его последний фильм «Глория» (1977) в значительной степени игнорировался. Вместо дальнейшего кинопроизводства он занялся писательством и выпустил серию полемических книг, в которых свел счеты со своими оппонентами. Их тон был передан в названии его сборника мемуаров La Rage dans le cœur («ярость в сердце»). [15] [14]
Политическая активность и последние годы
[ редактировать ]Часто откровенный и провокационный, Отан-Лара на протяжении большей части своей карьеры был связан с левыми и анти-истеблишментскими взглядами. В своей профессиональной жизни он активно занимался защитой кинематографа и вел активную профсоюзную деятельность с Национальной федерацией зрелища (президент 1957-67), занимаясь условиями труда в различных областях профессии и их коллективными договорами, производственными контрактами с другими стран и отношения с политическими властями. [16] [8] Он неоднократно бросал вызов правилам цензуры, и им восхищались положительные роли женщин, которые часто давались в его фильмах. [17]
После разрушительных нападок на него со стороны молодого поколения критиков и кинематографистов, а также трудностей с производством его более поздних фильмов, он проявлял растущую готовность винить в своих проблемах упадок «левых» и их принадлежность к «еврейскому заговору». . [18] [19] К концу 1980-х он присоединился к крайне правому Национальному фронту, возглавляемому Жаном-Мари Ле Пеном , а в июне 1989 года, в возрасте 87 лет, он был избран в Европейский парламент в качестве депутата Европарламента от Национального фронта. На открытии парламента в июле, следуя традиции, согласно которой старейший избранный член должен занять кресло президента на первых заседаниях, Отан-Лара воспользовалась возможностью, чтобы произнести резко антиамериканскую речь, и большое количество других депутатов Европарламента , в том числе социалисты и христианские демократы, вышли из зала в знак протеста. [20] В сентябре 1989 года ежемесячный журнал Globe опубликовал интервью с Отан-Ларой, в котором он сделал оскорбительные и антисемитские заявления, особенно направленные в адрес Симоны Вейль , бывшего президента Европейского парламента и пережившей концентрационный лагерь Освенцим . Он обвинил ее в том, что она использовала свой опыт пребывания в нацистских лагерях, чтобы вызвать к себе сочувствие, а также поставил под сомнение общепризнанные факты о Холокосте. [21] [22] [23]
В результате серьезного скандала, возникшего после публикации этих высказываний, он был вынужден отказаться от своего места в парламенте. Его также исключили из Академии изящных искусств , вице-президентом которой он был, когда ее члены проголосовали за запрет ему занимать свое место. [18]
После этого он спокойно жил на юге Франции и умер на Антибе 5 февраля 2000 года в возрасте 98 лет. Он был похоронен на кладбище Монмартр (участок 26) в Париже. [13]
Личная жизнь
[ редактировать ]Оба женились на Одетте Массонне в 1926 году (развелись в 1935 году). [24] Позже он женился на Гислен Обуан (1915–1967), которая с 1942 года работала помощником режиссера во многих его фильмах. [25]
Фильмография (режиссер)
[ редактировать ]- 1923: Fait Divers (экспериментальный короткометражный фильм)
- 1926–1932: [Несколько короткометражных и среднеметражных фильмов]
- 1931: Buster se marie (французская версия Бастера Китона « фильма Гостиная, спальня и ванная ») [совместно с Эдвардом Брофи ]
- 1932: Le Plombier amoureux (французская версия «Страстного водопроводчика» с Бастером Китоном)
- 1932: L'Athlète incomplete (французская версия Local Boy Makes Good )
- 1933: Зеленый лук ; (киноверсия оперетты « Сибулетта »)
- 1937: Лионский курьер совместно [ с Морисом Леманном]
- 1938: Ле Рюиссо ( Сточная канава ) [совместно с Морисом Леманном]
- 1939: Fric-Frac [совместно с Морисом Леманном]
- 1939: Таинственный мистер Дэвис [на английском языке]
- : Свадьба Шифон 1942
- 1942: Lettres d'amour ( Любовные письма )
- 1943: Дус ( История любви )
- 1946 и Сильви призрак :
- : Дьявол плоти во 1947
- : Следите Амелией за 1949
- 1951: L'Auberge rouge ( Красная гостиница ) [также сценарист]
- 1952: Семь ; смертных грехов отрывок «Гордость/Гордость» [также сценарист]
- 1953: Le Bon Dieu без исповеди ( Боже добрый без исповеди ) [также сценарист]
- : Игра любви 1954
- 1954: Le Rouge et le Noir ( Красное и черное )
- 1955: Маргарита де ла Нойи ( Маргарита Ночи )
- 1956: Пересечение Парижа ( Четыре полные сумки )
- : Игрок ( 1958
- 1959: En cas de malheur ( В случае невзгод / Любовь - моя профессия )
- : Зеленая кобыла 1959
- : Сан- Франциско. Регаты 1960
- 1960: Между любовью и долгом
- : Не убий 1961
- 1961: Граф де Монте-Кристо ( История графа Монте-Кристо )
- 1961: Да здравствует Генрих IV... да здравствует любовь! ( Да здравствует Генрих IV... Да здравствует любовь! )
- 1963: Убийца ( Достаточно веревки )
- 1963: Магот Джозефа ( Добыча Йозефы )
- 1965: Черный юмор отрывок из « ; Бестиоль»;
- 1965: Дневник женщины в белом ( A Woman in White )
- 1966: Женщина в белом бунтует / Новый дневник женщины в белом
- 1967: ; отрывок « «Самая старая профессия» Сегодня».
- : Францисканец Буржа 1968
- 1969: Картофель
- 1973-74: Люсьен Левен (мини-сериал по роману Стендаля )
- 1977: Глория
Публикации Отан-Лара
[ редактировать ]- 1981: Телемафия . Ницца: А. Лефевр, 1981. ISBN 2-902639-63-5.
- 1984: Ярость в сердце . [Париж]: Х. Вейриер, 1984. ISBN 2-85199-322-4. (Кинематографическая хроника ХХ века [1])
- 1985: Голливудская прогулка с тортом 1930–1932 гг . Париж: Х. Вейриер, 1985. ISBN 2-85199-353-4. (Кинематографическая хроника ХХ века [2])
- 1987: Фургоны несчастий . Париж: Каррер, 1987. ISBN 2-86804-443-3. (Кинематографическая хроника ХХ века [3])
- 1989: Лодка тонет: приемная речь в Академии художеств . Париж: Либерте, 1989. ISBN 2-903279-14-4.
- 1990: Петух и Крыса: кинематографическая хроника XX века . Шатийон-сюр-Шаларонн: Эд. ле Фламбо, 1990. ISBN 2-908040-03-4. (В мердам приветствии, 1)
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В некоторых старых справочных изданиях дата его рождения указана в 1903 году, но копия свидетельства о его рождении, хранящаяся в Cinémathèque Suisse, подтверждает, что это был 1901 год: Bulletin de naissance , Cinémathèque Suisse. Fonds CSL 005 — Фонд Клода Отан-Лара. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Жоэль Маньи, «Отан-Лара, Клод (1901–2000)» в Encyclopædia Universalis (онлайн). Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Жан-Лу Пассек [редактор], Словарь французского кино . Париж: Ларусс, 1987. стр. 21–22.
- ^ Филипп Реж, Энциклопедия французских кинорежиссеров . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press, 2010. стр. 39–40.
- ^ Жак Катлен, Жак Катлен представляет Марселя Л'Эрбье . Париж: Вотрен, 1950. с. 41.
- ↑ Cinémathèque Française, Эскиз костюма к фильму «Нана» (Ренуар, 1925) Клода Отан-Лара. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Клод Отан-Лара» , 1895 г. вып. 33, 2001 ( Словарь французского кино двадцатых годов ). Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Клод Отан-Лара: биографический очерк , Швейцарская синематека. Фонд CSL 005 - Фонд Клода Отан-Лара. Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ Жан-Пьер Жанколя, 15 лет тридцатые годы: Французское кино 1929-1944 гг . Париж: Сток, 1983. стр. 338-340.
- ^ Жак Сиклер, Франция Петена и ее кино . Париж: Анри Вейрье, 1981. с. 453.
- ^ Jump up to: а б Словарь французского популярного кино ; под руководством Кристиана-Марка Боссено и Янника Деэ. Париж: Нуво Монд, 2004. стр. 48, 293.
- ^ Франсуа Трюффо, «Определенная тенденция во французском кино», в Cahiers du Cinéma , вып. 31 января 1954 года.
- ^ Jump up to: а б «Клод Отан-Лара [некролог]», в «Таймс » (Лондон), 7 февраля 2000 г., стр. 19.
- ^ Jump up to: а б Жан Тюлар, Словарь кино: режиссеры . Париж: Роберт Лаффон, 1992. с. 42.
- ^ «Клод Отан-Лара» на Première.fr . Проверено 4 января 2023 года. Архивировано в Wayback Machine.
- ^ Эфраим Кац, Международная киноэнциклопедия . Лондон: Макмиллан, 1980. с. 60.
- ^ Бертран Тавернье, Интервью с Жаном Олле-Лапруном в сопровождении сериала «Путешествие по французскому кино» (DVD, Gaumont, 2018).
- ^ Jump up to: а б Рональд Берган, «Клод Отан-Лара, некролог» в The Guardian , 7 февраля 2000 г. Проверено 5 января 2023 г. Архивировано в Wayback Machine.
- ↑ Мишель Гийу, «Вторая смерть Клода Отан-Лары» , в L'Humanité , 7 февраля 2000 г. Проверено 8 января 2023 г.
- ^ «Социалистическое стремление к хартии ЕС», в The Times (Лондон), 26 июля 1989 г., стр.7.
- ^ «Антисемит уходит в отставку», в The Times (Лондон), 9 сентября 1989 г., стр.8.
- ↑ Рональд Берган, «Клод Отан-Лара, некролог» в The Guardian , 7 февраля 2000 г.: [Отан-Лара] рассказала левому журналу Globe: «Она играет на скрипке об этом. Когда я слышу разговоры о геноциде, я ответьте: «Ну, они скучали по старине Вейлю». Нравится вам это или нет, но она принадлежит к этнической группе, которая является политической и пытается укорениться и доминировать». Проверено 5 января 2023 года. Архивировано в Wayback Machine.
- ^ «В ежемесячном журнале «Globe» антисемитские высказывания г-на Клода Отана-Лара, европейского депутата (FN)» , в Le Monde , 8 сентября 1989 г.: Когда Globe спрашивает его, «за ли он ревизионизм», он отвечает : "Да, очевидно. Если мы посмотрим на вещи повнимательнее, то увидим, что мы полны историй, лжи... Освенцим... Мы на самом деле ничего не знаем о геноциде. Так называемый геноцид. .. Никто не говорит о геноциде индейцев американцами. Это не геноцид, кто бы этого ни хотел! (На вопрос Globe, поддерживает ли он «ревизионизм», он отвечает: «Да, конечно. Когда мы смотрим на вещи внимательно, мы ясно видим, что мы напичканы историями, ложью... Освенцим... Геноцид, мы мало о нем знаем. Так называемый геноцид... Никто не говорит о геноциде индейцев американцами. Архивировано на Wikiwix .
- ^ Архивы Парижа (онлайн). 1926. Женитьбы. 11-й округ. нет. 2757 (вс. 25/31) . (Включает запись о разводе.) Дата обращения 22 декабря 2022 г.
- ^ Отан-Лара, Гислен: уведомление о человеке в Общем каталоге Национальной библиотеки Франции. Проверено 8 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1901 рождений
- 2000 смертей
- Люди из Валь-д'Уаза
- французские кинорежиссеры
- Французские сценаристы XX века
- Французские сценаристы-мужчины
- Французские писатели-мужчины XX века
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские отрицатели Холокоста
- Люди, получившие образование в школе Mill Hill
- Похороны на кладбище Монмартр
- Члены Европарламента от Франции, 1989–1994 гг.
- Депутаты Национального митинга