Право на правду
Право на истину – это право в случае серьезных нарушений прав человека на доступ жертв и их семей или общества к правде о том, что произошло. [1] [2] Право на истину тесно связано с обязанностью государства расследовать и преследовать по суду серьезные нарушения прав человека, но отличается от него. [3] [4] Право на истину является формой прав жертв ; [5] это особенно актуально для правосудия переходного периода при рассмотрении прошлых нарушений прав человека. [6] В 2006 году Ясмин Накви пришла к выводу, что право на истину «стоит где-то на пороге правовой нормы и повествовательного устройства… где-то выше веского аргумента, а где-то ниже четкой правовой нормы». [7] [8]
Происхождение
[ редактировать ]Идея законного права на истину отличается от ранее существовавшего понимания важности установления истины о том, что произошло в случае нарушения прав человека. [3] В 1977 году Протокол I к Женевским конвенциям закрепил право семей людей, погибших в вооруженных конфликтах, узнать, что случилось с их родственниками. [9] Конференция 1993 года в Католическом институте международных отношений была посвящена праву на истину. [10] Право на истину признано в международных документах мягкого права , таких как Принципы Организации Объединенных Наций по борьбе с безнаказанностью (2005 г.). [11] [12] и Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147 , а также назначением в 2011 году Специального докладчика Организации Объединенных Наций по вопросам установления истины, справедливости, возмещения ущерба и гарантий неповторения . [11] В 2006 году Комиссия ООН по правам человека определила, что существует «неотъемлемое и автономное право» на истину. Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений также гарантирует жертвам насильственных исчезновений право знать обстоятельства исчезновения, но она не ратифицирована всеми странами. [13]
По словам Патрисии Нафтали, право на истину остается неуловимым, поскольку это концепция с разными определениями (иногда противоречивыми), которые используются в поддержку различных требований в области прав человека. [14] [15]
Случаи
[ редактировать ]В результате рассмотрения дел в международных судах, которые установили, что государства нарушают права человека, государства были обязаны: [16]
- Проводить эффективные расследования и привлекать к ответственности ответственных лиц.
- Раскрыть информацию о пропавших без вести
- Публично извиниться и признать нарушение прав человека.
- Опубликовать решение суда
- Компенсировать жертвам
- Возмещение судебных издержек истцам
- Улучшить безопасность, чтобы обеспечить возвращение перемещенных лиц
- Принять меры для предотвращения повторения нарушения.
- Изменить национальные законы
- Внедрить меры по улучшению соблюдения международных инструментов по правам человека
- Построить мемориалы в память о нарушении прав человека
Комитет ООН по правам человека
[ редактировать ]Первым делом, в котором право на истину было сформулировано в международной судебной практике в области прав человека, было дело о насильственном исчезновении — Кинтерос против Уругвая (1983 год); Комитет ООН по правам человека определил, что, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах , мать жертвы имела «право знать, что случилось с ее дочерью. В этом отношении она тоже является жертвой нарушений Пакта, в частности, пострадала ее дочь, статья 7 [МПГПП]». [17] В деле «Саадун против Алжира» (2003 г.) в отношении человека, насильственно исчезнувшего во время гражданской войны в Алжире , Комитет установил, что отсутствие расследования привело к новому нарушению МПГПП. При этом Алжир объявил амнистию за преступления, совершенные во время «национальной трагедии». [18]
Межамериканский суд по правам человека
[ редактировать ]Прецедентное право Межамериканского суда по правам человека имело тенденцию к автономному праву на истину. [19] Из-за права на истину МАКПЧ признал недействительными соглашения, предоставляющие амнистию нарушителям прав человека, как в деле Барриос Альтос против Перу (2001 г.). [20] В 1985 году, за шесть лет до того, как Гватемала приняла юрисдикцию МАКПЧ, исчез американский журналист Николас Блейк . В деле Блейк против Гватемалы (1998 г.) МАКПЧ установил, что попытки Гватемалы воспрепятствовать поиску истины его семьей представляют собой бесчеловечное обращение, противоречащее Американской конвенции о правах человека . [21]
МАКПЧ неоднократно повторяла свое мнение:
право на установление истины включается в право потерпевшего или его ближайших родственников получать разъяснения фактов, касающихся нарушений, и соответствующих обязанностей от компетентных государственных органов посредством расследования и судебного преследования, предусмотренных статьями 8 и 25 Уголовного кодекса. Конвенция. [22]
Европейский суд по правам человека
[ редактировать ]Существует также прецедентное право Европейского суда по правам человека, касающееся права на истину. [4] В деле Кипр против Турции (2001 г.) ЕСПЧ вынес решение против Турции в деле киприотов-греков , которых в последний раз видели под стражей турецкими войсками. Мучения выживших родственников представляют собой «продолжающееся нарушение статьи 3 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в отношении родственников пропавших без вести греков-киприотов». [23] В деле Эль-Масри против Македонии (2012 г.) ЕСПЧ установил, что Северная Македония нарушила Конвенцию, позволив взять Эль-Масри под стражу в США во время чрезвычайной выдачи . Суд отметил, что власти Македонии «лишили заявителя возможности быть проинформированным о том, что произошло, в том числе получить точное описание страданий, которые он якобы перенес, и роли виновных в его предполагаемых испытаниях», а также скрыли эту информацию от общественность в целом. По словам профессора права Арианны Ведаски , «решение, принятое в Эль-Масри, продемонстрировало новаторскую юридическую аргументацию и совершенно новаторское отношение судей к далеко идущему обеспечению права на истину». [1] [24] В деле «Яновец и другие против России » (2013 г.) суд не нашел нарушения конвенции в отношении российских расследований Катынской резни 1940 года , но это решение было основано на принципе отсутствия обратной силы , поскольку резня произошла до того, как была разработана ЕКПЧ. [25] [26]
Ученый-правовед Джеймс А. Суини раскритиковал подход ЕСПЧ к делам о праве на истину:
Тест ЕСПЧ на «основополагающие ценности» мог бы проложить путь к продвижению на международном уровне идеи о том, что нынешнее отрицание или препятствование поиску истины о грубейших нарушениях прав человека до ратификации может само по себе приравниваться к современному нарушению прав человека. . Такой подход не применяет ретроактивно каждый договор по правам человека и не превращает каждое историческое нарушение прав человека в «продолжающееся нарушение», но устанавливает исключительные обстоятельства, при которых отрицание права на истину об исторических нарушениях прав человека является составной частью нового нарушение в пределах временной юрисдикции соответствующего исполнительного органа. [27]
Национальное право
[ редактировать ]Законодательство Аргентины признает право на истину, при этом sui Generis судебное разбирательство под названием juicio por la verdad (суд за установление истины) было разработано после процесса национальной реорганизации . [28]
Потенциальные форумы
[ редактировать ]Было предложено, чтобы жертвы могли полагаться на статью 5 Африканской хартии прав человека и народов в делах о праве на установление истины, рассматриваемых Африканским судом по правам человека и народов . [29] Подход Международного уголовного суда , ориентированный на интересы жертв, может оказаться способствующим реализации права на истину. [30]
Другие примеры
[ редактировать ]По мнению ученого-юриста Агостины Латино, право на истину в отношении геноцида армян распространяется не только на переживших геноцид армян, но и на их потомков, а также на армян в целом. , являющегося преемником со стороны турецкого правительства османского правительства, совершившего геноцид, Латино заявляет, что продолжающееся отрицание Геноцида армян нарушает их право на правду. Например, есть памятники и улицы, названные в честь преступников, но не жертв. [32] [33]
Межамериканский суд и некоторые теоретики предположили, что раскрытие правды может быть формой частичного возмещения ущерба жертвам нарушений прав человека. [34] [35] [36] Право на истину связано с борьбой с безнаказанностью , поскольку установление истины о прошлом событии является первым шагом к привлечению виновных к ответственности. [37] [38] [39]
День права на правду
[ редактировать ]С 2010 года ООН отмечает Международный день права на установление истины в отношении грубых нарушений прав человека и достоинства жертв, или День права на установление истины, 24 марта, в годовщину убийства архиепископа Сальвадора Оскара Арнульфо Ромеро . [40] [41]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ведаски, Арианна (2014). «Глобализация прав человека и взаимное влияние судов: инновационный обратный путь права на истину». В Шитрите, Шимон (ред.). Культура независимости судебной власти: верховенство закона и мир во всем мире . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 107–133. ISBN 978-90-04-25781-8 .
- ^ Парк, Ю. Глория (2010). «Правда как справедливость: правовое и внеправовое развитие права на истину» . Гарвардское международное обозрение . 31 (4): 24–27. ISSN 0739-1854 . JSTOR 42763345 .
- ^ Перейти обратно: а б Суини, Джеймс А. (2018). «Неуловимое право на истину в переходной юриспруденции в области прав человека» . Ежеквартальный журнал по международному и сравнительному праву . 67 (2): 353–387. дои : 10.1017/S0020589317000586 .
- ^ Перейти обратно: а б Панепинто, Алиса М. (2017). «Право на истину в международном праве: значение вклада Страсбурга» . Юридические исследования . 37 (4): 739–764. дои : 10.1111/lest.12172 . S2CID 149087878 .
- ^ Клинкнер, Мелани; Дэвис, Ховард (2019). Право на истину в международном праве: права жертв в правах человека и международном уголовном праве . Рутледж. ISBN 978-1-317-33508-5 .
- ^ Сок-Берк, Сэм (2015). «В поисках права на истину: влияние международного права прав человека на национальную политику правосудия переходного периода». Беркли Журнал международного права . 33 : 526.
- ^ Суини 2018 , с. 359.
- ^ Накви, Ясмин (2006). «Право на истину в международном праве: факт или вымысел?» . Международное обозрение Красного Креста . 88 (862): 245–273. дои : 10.1017/S1816383106000518 . S2CID 144817072 .
- ^ Грум 2011 , с. 176.
- ^ Линден, Ян (1994). « Право на правду: амнистия, амнезия и секретность». Развитие на практике . 4 (2): 141–143. дои : 10.1080/096145249100077701 .
- ^ Перейти обратно: а б Суини, 2018 , стр. 356–357.
- ^ Грум, Дермот (2018). «Принцип 2: Неотъемлемое право на истину». В Халдеманне, Франк; Унгер, Томас (ред.). Принципы Организации Объединенных Наций по борьбе с безнаказанностью: комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-106128-8 .
- ^ Суини 2018 , с. 358.
- ^ Нафтали, Патрисия (2016). «Создание «права на истину» в международном праве: сходящиеся мобилизации, расходящиеся повестки дня?» . Champ pénal/Penal field (на французском языке). ХIII . дои : 10.4000/champpenal.9245 . ISSN 1777-5272 .
- ^ Роуэн, Джейми (2019). «Патриция Нафтали, Построение« права на истину »в международном праве». Журнал международного уголовного правосудия . 17 (1): 202–204. дои : 10.1093/jicj/mqz005 .
- ^ Грум 2011 , стр. 193–195.
- ^ Суини, 2018 , стр. 360–361.
- ^ Суини, 2018 , стр. 361–362.
- ^ Феррер Мак-Грегор, Эдуардо (2016). «Право на истину как автономное право в рамках межамериканской системы прав человека» . Обзор мексиканского законодательства . 9 (1): 121–139. дои : 10.1016/j.mexlaw.2016.09.007 .
- ^ Латиноамериканец 2018 , с. 202.
- ^ Грум 2011 , стр. 177–178.
- ^ Суини 2018 , с. 369.
- ^ Грум 2011 , с. 179.
- ^ Фаббрини, Ф. (2014). «Европейский суд по правам человека, чрезвычайным наказаниям и праву на истину: обеспечение ответственности за грубые нарушения прав человека, совершенные в ходе борьбы с терроризмом» . Обзор законодательства в области прав человека . 14 (1): 85–106. дои : 10.1093/hrlr/ngt017 .
- ^ «Польша разочарована европейским решением по поводу Катынской резни 1940 года» . Рейтер . 21 октября 2013 года . Проверено 6 декабря 2020 г.
- ^ Шабас, Уильям А. (2018). «2. Время, справедливость и права человека: законодательное ограничение права на истину?». В Адлере, Нанси (ред.). Понимание эпохи переходного правосудия: преступления, суды, комиссии и хроника . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-9776-8 .
- ^ Суини 2018 , с. 386.
- ^ Гарибян, С. (2014). «Призраки тоже умирают: сопротивление исчезновению посредством «права на правду» и Juicios por la Verdad в Аргентине» . Журнал международного уголовного правосудия . 12 (3): 515–538. дои : 10.1093/jicj/mqu030 .
- ^ Грум 2011 , с. 180.
- ^ Клинкнер, Мелани; Смит, Элли (2014). «Право на истину, соответствующий форум и Международный уголовный суд». Текущие проблемы правосудия переходного периода: на пути к более целостному подходу . Международное издательство Спрингер. стр. 3–29. ISBN 978-3-319-09390-1 .
- ^ Кизер, Ханс-Люк (2018). Талат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида . Издательство Принстонского университета. п. 419. ИСБН 978-1-4008-8963-1 .
- ^ Латиноамериканец, Агостина (2018). «Армянская резня и цена памяти: невозможно забыть, запрещено помнить». Армянская резня 1915–1916 годов сто лет спустя: открытые вопросы и предварительные ответы в международном праве . Международное издательство Спрингер. стр. 195–236. ISBN 978-3-319-78169-3 .
- ^ Алтанян, Мелани (2020). «Отрицание геноцида как притеснение свидетельств» . Социальная эпистемология . 35 (2): 133–146. дои : 10.1080/02691728.2020.1839810 . S2CID 229073471 .
- ^ Суини 2018 , с. 367.
- ^ Уокер, Маргарет Урбан (2010). «Правда как возмещение ущерба» . Метафилософия . 41 (4): 525–545. дои : 10.1111/j.1467-9973.2010.01650.x .
- ^ Антковяк, Томас М. (2001–2002). «Истина как право и средство правовой защиты в международном опыте в области прав человека» . Мичиганский журнал международного права . 23 : 977.
- ^ Юсуф, Х.О. (2007). «Труды истины: достижение справедливости для жертв безнаказанности в Нигерии». Международный журнал правосудия переходного периода . 1 (2): 268–286. дои : 10.1093/ijtj/ijm023 .
- ^ Грум, Дермот (2011). «Право на истину в борьбе с безнаказанностью» . Беркли Журнал международного права . 29 : 175.
- ^ Дикманн, Клаас (2007). «Безнаказанность и право на истину в межамериканской системе прав человека» . Ибероамерикана (2001-) . 7 (26): 45–66. ISSN 1577-3388 . JSTOR 41676303 .
- ^ «День права на истину» . Объединенные Нации . Проверено 28 ноября 2020 г. .
- ^ «Право на правду» . Международный центр правосудия переходного периода . 14 марта 2012 года . Проверено 28 ноября 2020 г. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алдана-Пинделл, Ракель (2002). «В защиту прав жертв, подлежащих судебному преследованию, на истину и справедливость в отношении преступлений, спонсируемых государством». Вандербильтский журнал транснационального права . 35 :1399.
- Жакеме, И. (2008). «Борьба с амнезией: способы узнать правду о пропавших без вести в Ливане». Международный журнал правосудия переходного периода . 3 (1): 69–90. дои : 10.1093/ijtj/ijn019 .
- Маллиган, Дейдра К.; Гриффин, Дэниел С. (2018). «Перескриптинг поиска для уважения права на истину» . Обзор юридических технологий Джорджтауна . 2 (2).
- Ванхуллебуш, Матиас (2015). «Право на истину и наследие Второй мировой войны: путь вперед для Китая?». Возобновленное уважение к верховенству закона в Восточной Азии в 21 веке: будущее правовой и судебной системы в Восточной Азии . Издательство Хотей. стр. 87–111. ISBN 978-90-04-27420-4 .
- Веркхайзер, Ян (2020). «Право понимать несправедливость: эпистемология и «право на истину» в международном дискурсе по правам человека». Южный журнал философии . 58 (1): 186–199. дои : 10.1111/sjp.12354 .
- Медаватте, Данушка С. (2016). «Погоня за хвостом: установление права на правду, траур и компенсацию» . Калифорнийский журнал западного международного права . 46:69 .
- «Что такое истина? Вечный вопрос и дело Тай Цзи Мэнь» Массимо Интровинье на выставке Bitter Winter (март 2024 г.)