Комиссия по установлению истины
Комиссия по установлению истины , также известная как комиссия по установлению истины и примирению или комиссия по установлению истины и справедливости , представляет собой официальный орган, которому поручено выявлять и раскрывать прошлые правонарушения со стороны правительства (или, в зависимости от обстоятельств, также и негосударственных субъектов ) в надежде, что разрешения конфликтов, оставшихся от прошлого. Комиссии по установлению истины под разными названиями иногда создаются государствами, пережившими периоды внутренних волнений, гражданской войны или диктатуры , отмеченные нарушениями прав человека. Как в своих функциях по установлению истины, так и в примирении, комиссии по установлению истины имеют политическое значение: они «постоянно делают выбор, когда определяют такие основные цели, как истина, примирение, справедливость, память, возмещение ущерба и признание, и решают, как эти цели должны быть достигнуты и чьи потребности должны быть удовлетворены». [1]
Согласно одному широко цитируемому определению: «Комиссия по установлению истины (1) фокусируется на прошлом, а не на текущих событиях; (2) исследует закономерность событий, произошедших за определенный период времени; (3) занимается напрямую и широко с пострадавшим населением, собирающим информацию об их опыте; (4) является временным органом с целью подготовки окончательного отчета и (5) официально уполномочен или уполномочен государством, в отношении которого проводится проверка». [2]
Термин, используемый в австралийском контексте примирения с коренными народами, говорит правду .
Функции
[ редактировать ]Поиск истины
[ редактировать ]Как органы, уполномоченные правительствами, комиссии по установлению истины представляют собой форму «официального поиска истины ». [2] Таким образом, они могут предоставить доказательства против отрицания государственного терроризма и других преступлений и нарушений прав человека . Сторонники все чаще заявляют о « праве на истину », которое комиссии имеют все возможности для продвижения вперед. Комиссии по установлению истины иногда критикуют за то, что они позволяют преступлениям оставаться безнаказанными и создают безнаказанность для серьезных нарушителей прав человека. Их роль и способности в этом отношении зависят от их мандатов, которые сильно различаются. [3]
Один из сложных вопросов, возникших по поводу роли комиссий по установлению истины в переходных обществах, был сосредоточен на том, какими должны быть взаимоотношения между комиссиями по установлению истины и уголовным преследованием. [4] Хотя обычно считается, что комиссии по установлению истины и примирению могут расследовать большее количество преступлений, они менее эффективны в обеспечении уголовного наказания. Это приводит к идее, что комиссии по установлению истины и примирению эффективны для урегулирования крупных социальных конфликтов, но они также должны сопровождаться уголовными процессами над главными преступниками. [5]
В целом комиссии по установлению истины публикуют окончательные отчеты, целью которых является предоставление авторитетного повествования о прошлых событиях, которое иногда бросает вызов ранее доминирующим версиям прошлого. В число комиссий по установлению истины, делающих упор на «прояснение истории», входят Комиссия по разъяснению истории в Гватемале, целью которой является исправление версии прошлого, созданной бывшим военным правительством, и Комиссия по установлению истины и справедливости на Маврикии, которая сосредоточила свое внимание на наследии рабства и подневольного состояния на протяжении длительного периода. колониальный период. Комиссия по приему, установлению истины и примирению в Восточном Тиморе также стремилась создать новую «национальную историю», которая заменила бы ту версию истории, которая преобладала при иностранном правлении.
Примирение
[ редактировать ]В рамках правосудия переходного периода комиссии по установлению истины склонны склоняться к реституционного, а не карательного правосудия моделям . Это означает, что они часто отдают предпочтение усилиям по примирению разделенных обществ после конфликта или примирению обществ с их собственным тревожным прошлым, а не попыткам привлечь к ответственности тех, кто обвиняется в нарушениях прав человека. Реже комиссии по установлению истины выступают за формы компенсационного правосудия , усилия по устранению прошлого ущерба и помощь жертвам конфликтов или нарушений прав человека в выздоровлении. [6] [7] [8] [9] Это может принимать форму возмещения жертвам, финансового или иного; официальные извинения; памятные даты или памятники прошлым нарушениям прав человека или другие формы. Возмещение ущерба занимало центральное место, например, в Комиссии по равенству и примирению в Марокко . [ нужна ссылка ]
Примирение является важнейшим аспектом работы большинства комиссий. В некоторых случаях мирные соглашения или условия передачи власти предотвращают судебное преследование и допускают безнаказанность бывших правителей, обвиняемых в нарушениях прав человека или даже преступлениях против человечности , и комиссии по установлению истины кажутся основной альтернативой. В других случаях правительства видят возможность объединить разделенные общества и предлагают комиссии по установлению истины и примирению как способ достижения этой цели. Комиссии по установлению истины были частью мирного урегулирования в Сальвадоре , Конго , Кении и других странах. [ нужна ссылка ]
Комиссии часто проводят публичные слушания, на которых жертвы/пережившие насилие могут поделиться своими историями, а иногда и противостоять своим бывшим обидчикам. Эти процессы иногда включают в себя надежду на прощение прошлых преступлений и надежду на то, что таким образом общество сможет исцелиться и снова стать целостным. [10] Процесс публичного примирения иногда хвалят за то, что он открывает путь к примирению, а иногда критикуют со стороны основных заинтересованных сторон (ассоциаций жертв, родственников пропавших без вести, бывших преступников) за содействие безнаказанности и дальнейшее травмирование жертв. [11] [ кем? ]
В некоторых случаях комиссии по установлению истины подвергались критике за узкие мандаты или невыполнение их отчетов после их отчетов. [3] Примеры включают Комиссию Чада по расследованию преступлений и неправомерных присвоений, совершенных бывшим президентом Хиссеном Хабре , и Филиппинскую комиссию по установлению истины , которую критиковали за избирательное правосудие. Недолговечная Комиссия истины и примирения в Югославии так и не сообщила, поскольку страна, создавшая ее, прекратила свое существование. В других странах, таких как Руанда , выполнить рекомендации комиссии оказалось невозможно из-за возобновления конфликта. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Первые комиссии по установлению истины не использовали это название, а стремились выяснить правду о нарушениях прав человека при военных режимах, преимущественно в Латинской Америке . Боливия создала Национальную комиссию по расследованию исчезновений в 1982 году, объединив разрозненные слои общества после окончания военного правления, но комиссия так и не отчиталась. Более ранняя и, возможно, первая такая комиссия возникла в Уганде в 1974 году и была известна как Комиссия по установлению истины: Комиссия по расследованию исчезновений людей в Уганде с 25 января 1971 года.
Первой такой эффективной комиссией стала Национальная комиссия Аргентины по исчезновениям людей , созданная президентом Аргентины Раулем Альфонсином 15 декабря 1983 года. Она опубликовала доклад «Нунка Мас» («Никогда снова»), в котором документально зафиксированы нарушения прав человека в период военной диктатуры, известной как « Нунка Мас» («Никогда снова»). как процесс национальной реорганизации . Отчет был доставлен Альфонсину 20 сентября 1984 года и открыл дверь Суду над хунтами , первому крупному судебному процессу, проведенному за военные преступления после Нюрнбергского процесса в Германии после Второй мировой войны, и первому, проведенному гражданским судом.
Президент Уганды Йовери Мусевени учредил Комиссию по расследованию нарушений прав человека (CIVHR) в 1986 году для расследования нарушений прав человека при своих предшественниках Иди Амине и Милтоне Оботе . Комиссия страдала от нехватки ресурсов и не представила свой отчет до 1994 года. [12] В Чили, вскоре после возвращения страны к демократии, Комиссия по установлению истины и примирению . в апреле 1990 года была создана [13] Оно было первым, кто использовал это название, и с тех пор большинство комиссий по установлению истины использовали вариации этого названия. Другие первые комиссии были созданы в разных местах, включая Непал (1990 г.), Сальвадор (1992 г.), Гватемалу (1994 г.) и Ирландию (1994 г.).
ЮАР
[ редактировать ]Комиссия по установлению истины и примирению в Южной Африке была сформирована в 1995 году, после апартеида , в результате соглашения между бывшим режимом белого меньшинства и Африканским национальным конгрессом . Официальные слушания начались 16 апреля 1996 года. [ нужна ссылка ] Призыв АНК к «правде» о годах апартеида в сочетании с требованием правящей Национальной партии об амнистии для многих виновников апартеида, создал гибридную комиссию «истины и примирения» во главе с епископом Десмондом Туту . Всего в составе комиссии истины и примирения было три комиссии и 17 членов комиссии. [14] Были созданы три комитета: по нарушениям прав человека, по амнистии и по реабилитации и возмещению ущерба. [14]
За амнистией обратились около 7 тысяч человек, но ее получили лишь 10 процентов. [15] Его получили те, кто нарушил права человека и следовал критериям. Критерии требовали от людей не только полностью признаться в своих преступлениях, но и доказать, что их преступления были политически мотивированы. [15] Те, кто поддерживал гибридную комиссию по установлению истины, надеялись, что она залечит раны прошлого, вернет достоинство жертвам и позволит возникнуть пост-апартеидной «радужной нации» во главе с Нельсоном Манделой . Чтобы еще больше залечить раны, комиссия рекомендовала ввести «налог на богатство», который наказывал бы тех, кто выиграл от апартеида, но Южная Африка так и не выполнила это. [15] Южная Африка официально не реализовала никаких программ возмещения ущерба. [15] Поскольку Южная Африка стала первой страной, которая санкционировала создание комиссии по установлению истины и примирению, она стала образцом для других стран. [15] Комиссии получили широкое распространение после конфликтов в качестве компонентов мирных соглашений в Африке с 1990-х годов.
Другие комиссии
[ редактировать ]Вслед за южноафриканской комиссией по установлению истины и примирению было создано и продолжает создаваться еще множество комиссий по установлению истины. [15] К ним относятся повторные комиссии в некоторых странах, где первая комиссия была ограничена, а новые правительства считали, что они не провели полного учета прошлого. Это стало образцом для других стран. [15] Комиссии получили широкое распространение после конфликтов в качестве компонентов мирных соглашений в Африке с 1990 года. Например, в Конго и Сьерра-Леоне использовались комиссии по установлению истины. За Чилийской Комиссией по установлению истины и примирению в 2003 году последовала Комиссия по политическому заключению и пыткам. За годы Аугусто Пиночета погибло или пропало без вести около 3000 человек. правления [16] Преемник Пиночета создал первую комиссию в 1990 году. [16] В Бразилии создание Национальной комиссии по установлению истины было предложено Третьей национальной программой по правам человека для расследования преступлений военной диктатуры (1964–1985) и вступило в силу в 2012 году. [17] [18] В 2014 году за Непальской комиссией по установлению истины последовала новая комиссия; раздавались призывы к созданию новой комиссии по установлению истины в дополнение к Панамской комиссии по установлению истины, созданной в 2000 году.
В Скандинавии страны Северной Европы создали саамов для расследования несправедливости среди коренных народов. комиссии по примирению [19]
Германия создала две комиссии по установлению истины по нарушениям прав человека в бывшей Восточной Германии.
Примирение с коренными народами
[ редактировать ]Комиссии также начали действовать с целевыми мандатами, связанными с коренными народами или последствиями колониализма .
Австралия
[ редактировать ]В Австралии используется термин «говорение правды», и призывы к созданию комиссии по установлению истины о прошлых несправедливостях раздавались на протяжении длительного периода, начиная с 21 века. Совет по примирению аборигенов обсудил эту тему в отчете 2000 года, который последовал за девятилетним процессом общественных консультаций о том, как аборигены, жители островов Торресова пролива и некоренные австралийцы могут двигаться вперед вместе. Совет по референдуму , который был создан для консультаций с аборигенами и жителями островов Торресова пролива по поводу их взглядов на конституционное признание, подчеркнул важность высказывания правды в своем итоговом отчете за 2017 год. [20]
Совместный специальный комитет по конституционному признанию аборигенов и жителей островов Торресова пролива был назначен в марте 2018 года и представил свой окончательный отчет 29 ноября 2018 года. [21] [22] В отчете было четыре рекомендации. Рекомендация 3 гласила: «Комитет рекомендует правительству Австралии поддержать процесс установления истины. Это может включать вовлечение местных организаций и сообществ, библиотек, исторических обществ и ассоциаций аборигенов и жителей островов Торресова пролива. Может потребоваться определенная национальная координация, не для определения результатов, а для обеспечения стимулов и видения. В этих проектах должны участвовать как аборигены, так и жители островов Торресова пролива, а также потомки местных поселенцев». [23]
провели симпозиум, В октябре 2018 года Фонд исцеления и организация Reconciliation Australia чтобы поделиться знаниями о важности говорить правду, изучить, какую правду нужно говорить в Австралии, рассмотреть различные практики высказывания правды, которые могут быть применимы в Австралии, и поработать о некоторых руководящих принципах будущих процессов установления истины. В симпозиуме приняли участие 60 экспертов, лидеров и ключевых заинтересованных сторон в этой области. [24]
В июле 2019 года министр по делам коренных австралийцев Вятт выступил с обращением к Национальному пресс-клубу , в котором рассказал о теме Недели NAIDOC 2019: «Голос. Договор. Правда». Что касается говорить правду , он сказал, что будет «работать над подходами к тому, как мы продвигаемся к говорить правду». [25] [26] [27]
В июле 2020 года правительство Виктории стало первым правительством в Австралии, которое взяло на себя обязательство создать комиссию по установлению истины и справедливости, чтобы «официально признать исторические ошибки и продолжающуюся несправедливость». Комиссия по правосудию Юррука стремится создать официальный публичный отчет об опыте аборигенов Виктории с момента начала британской колонизации Виктории . [28] Его выводы будут включать рекомендации по реформированию и возмещению ущерба, а также послужат основой для переговоров по соглашению в Виктории. [29] В сентябре 2023 года Юррук предложил 46 рекомендаций по совершенствованию систем защиты детей и уголовного правосудия в Виктории, включая повышение возраста уголовной ответственности с 10 до 14 лет. [30]
Канада
[ редактировать ]Канадская комиссия по установлению истины и примирению сосредоточила свое внимание на наследии канадских индейских школ-интернатов и отношениях между коренными народами и поселенцами. Канада санкционировала программу, которая позволяла похищать местных детей с целью их ассимиляции. Комиссия была создана в 2006 году в рамках урегулирования коллективного иска, в котором почти 4600 выживших в школах-интернатах подали иск к федеральному правительству. [31] В июне 2015 года Канадская комиссия по установлению истины и примирению опубликовала краткий отчет о своих выводах, в котором пришел к выводу, что школьная система представляет собой культурный геноцид . [32] По оценкам, число детей коренных народов, умерших во время посещения этих школ, колеблется от 3200 до более 30 000. [33] [34] [35]
Норвегия
[ редактировать ]В 2018 году норвежский парламент поручил Норвежской комиссии по установлению истины и примирению заложить основу для признания опыта саамов .
Швеция
[ редактировать ]Швеция подверглась критике за свою политику сведификации , которая началась в 1800-х годах и продолжалась до 1970-х годов. [36] В 2020 году Швеция профинансировала создание независимой комиссии по установлению истины для изучения и документирования прошлых злоупотреблений в отношении саамов со стороны шведов. [37]
См. также
[ редактировать ]- Право на правду
- Комиссия по правам человека
- Немецкую политику Vergangenheitsbewältigung обычно сравнивают с истиной и примирением.
- Институт справедливости и примирения
- Институт переходного правосудия
- Пакт забвения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бакинер, Онур (2016). Комиссии по установлению истины: память, власть и легитимность . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812247626 .
- ^ Перейти обратно: а б Хейнер, Присцилла (2010). Невыразимые истины: правосудие переходного периода и проблемы комиссий по установлению истины . Рутледж. ISBN 978-0415806350 .
Хейнер, Присцилла (2010). Невыразимые истины: правосудие переходного периода и комиссии по установлению истины.
- ^ Перейти обратно: а б Таварес Фуртадо, Энрике (8 мая 2023 г.). «Чудовищное и просчет: радикальная теория ответственности» . Критические военные исследования : 1–16. дои : 10.1080/23337486.2023.2210407 . ISSN 2333-7486 .
- ^ Сунга, Ляль (2009). «Десять принципов примирения комиссий по установлению истины и уголовного преследования». В Дориа, Хосе; Гассер, Ханс-Петер; Бассиуни, М. Шериф (ред.). Правовой режим Международного уголовного суда . Лейден: Брилл. стр. 1071–1104. ISBN 978-9-0041-6308-9 . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ Даниэле Арчибуджи и Элис Пиз, Преступность и глобальное правосудие: динамика международного наказания ( Polity Press , 2018).
- ^ Гомес, Луиза Фернанда (4 декабря 2018 г.). «Что такое Комиссия по установлению истины?» . Колумбийский чек (на испанском языке). Центр письма . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ «Комиссии по установлению истины: жертвы рассказывают свои истории» (на испанском языке). Богота: Министерство юстиции Колумбии . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ Гонсалес, Эдуардо; Варни, Ховард, ред. (2013). «Что такое комиссии по установлению истины?» (PDF) . Поиск истины: элементы создания эффективной комиссии по установлению истины . Бразилиа: Комиссия по амнистии Министерства юстиции Бразилии. стр. 9–12. OCLC 846188620 . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ Салазар, Густаво (14 июня 2015 г.). «Какова цель Комиссии по установлению истины?» . Общественный разум (на испанском языке) . Проверено 15 января 2020 г. .
- ^ Амштуц, Марк Р. (2005). Исцеление народов: обещание и пределы политического прощения . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780742535817 .
- ^ Фуртадо, Энрике Таварес (8 марта 2022 г.). Политика безнаказанности. Пытки, вооруженные силы и отказ правосудия в Бразилии . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-9150-1 .
- ^ Куинн, Джоанна Р. (2004). «Ограничения: ликвидация Угандийской комиссии по установлению истины». Ежеквартальный журнал по правам человека . 26 : 401–427. дои : 10.1353/hrq.2004.0024 .
- ^ «Дто-355 09 мая 1990 г. Министерство внутренних дел, заместитель министра внутренних дел» . 9 мая 1990 года.
- ^ Перейти обратно: а б Институт правосудия и примирения (2008 г.), « Правда, память, правосудие: процесс установления истины и примирения в Южной Африке [Введение]» , заархивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. , получено 8 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Мур, Джина (1 января 2010 г.). «Комиссии по установлению истины» . Исследователь CQ от CQ Press . 1 :1–24 – через CQ Researcher.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Дэвид; Тремлетт, Джайлз; Ходал, Кейт; Франклин, Джонатан; Боргер, Джулиан; Бродзинский, Сибилла (24 июня 2014 г.). «Специальный репортаж: Правда, справедливость и примирение» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Фуртадо, Энрике Таварес (8 марта 2022 г.). Политика безнаказанности . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-9150-1 .
- ^ Фуртадо, Энрике (август 2017 г.). «О демонах и мечтателях: насилие, молчание и политика безнаказанности в Бразильской комиссии по установлению истины» . Диалог безопасности . 48 (4): 316–333. дои : 10.1177/0967010617696237 . ISSN 0967-0106 .
- ^ Бжозовский, Александра (7 апреля 2021 г.). «Страны Северной Европы создали комиссии по примирению саамов для расследования несправедливости среди коренных народов» . Euractiv.com . Проверено 12 июня 2022 г.
- ^ «Раскрытие правды – центральное место в процессе примирения» . Примирение Австралия . 10 мая 2018 года . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ «6. Правдивость» . Парламент Австралии . 29 ноября 2018 года . Проверено 17 июля 2020 г.
Объединенный специальный комитет по конституционному признанию аборигенов и жителей островов Торресова пролива был назначен резолюцией о назначении в марте 2018 года.
Полный отчет - ^ «Что такое «говорить правду» и почему это важно для коренных австралийцев?» . АНТаР . 4 февраля 2019 года . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ Парламент Содружества Австралии. Объединенный специальный комитет по конституционному признанию аборигенов и жителей островов Торресова пролива (ноябрь 2018 г.). Итоговый отчет . Содружество Австралии. ISBN 978-1-74366-926-6 . Проверено 18 июля 2020 г.
...под лицензией Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivs 3.0 Australia.
PDF - ^ Фонд исцеления; Примирение Австралии (2018). «Отчет о симпозиуме по раскрытию правды: 5–6 октября 2018 г.» (PDF) .
- ^ Вятт, Кен. «Обращение Национального пресс-клуба: «Партнерство ради перемен » . Медиа-центр министров . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Конифер, Дэн (9 июля 2019 г.). «Конституционное признание коренных народов будет вынесено на референдум в ближайшие три года, - обещает министр» . Новости АВС . Австралийская радиовещательная корпорация . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Вятт, Кен (10 июля 2019 г.). «Речь Кена Вятта: историческое обещание министра коренных народов Австралии добиться признания» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ «Обзор» . Комиссия юстиции Юррука . 7 сентября 2022 г. Проверено 15 сентября 2022 г.
- ^ Австралийское агентство Associated Press (26 апреля 2022 г.). «Дядя Джек Чарльз вошел в историю как первый старейшина коренных народов, выступивший в викторианской комиссии по установлению истины» . Хранитель . Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 года . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Эштон, Кейт (4 сентября 2023 г.). «Расследование правды среди аборигенов штата Виктория требует капитального ремонта системы правосудия» . ABC News (Австралия) . Проверено 6 сентября 2023 г.
- ^ Кинг, Томас (11 июня 2015 г.). «Нет справедливости для первых народов Канады» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 8 июля 2017 г.
- ^ Комиссия по установлению истины и примирению Канады: Призывы к действию (PDF) (Отчет). Комиссия по установлению истины и примирению Канады, 2012 г. Проверено 14 июня 2015 г.
Чтобы исправить наследие школ-интернатов и продвинуть процесс примирения в Канаде, Комиссия по установлению истины и примирению обращается со следующими призывами к действию.
- ^ Таскер, Джон Пол (29 мая 2015 г.). «Выводы по школам-интернатам указывают на «культурный геноцид», - говорит председатель комиссии» . Новости Си-Би-Си. Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Смит, Джоанна (15 декабря 2015 г.). «В отчете Комиссии по установлению истины и примирению подробно описывается смерть 3201 ребенка в школах-интернатах» . Торонто Стар . Архивировано из оригинала 26 августа 2016 года . Проверено 27 ноября 2016 г.
- ^ Моран, Рай (5 октября 2020 г.). «Комиссия истины и примирения» . Канадская энциклопедия .
- ^ Роджерс, Джон; Нельсон, Мари К. (2003). « Саамы, финны, цыгане, евреи и идиоты»? Современность и использование статистических категорий в Швеции». Анналы исторической демографии . 1 (105): 61–79. дои : 10.3917/adh.105.79 .
- ^ «Саамы Швеции создадут комиссию по дискриминации» . Новости США и мировой отчет . Вашингтон, округ Колумбия, Ассошиэйтед Пресс. 12 июня 2020 г. Проверено 16 июня 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корнтассел Дж., Холдер К. Кто теперь сожалеет? Правительственные извинения, комиссии по установлению истины и самоопределение коренных народов в Австралии, Канаде, Гватемале и Перу . Hum Rights Rev 9, 465–489 (2008). https://doi.org/10.1007/s12142-008-0065-3
- Даниэле Арчибуджи и Элис Пиз, Преступность и глобальное правосудие: динамика международного наказания. Полити Пресс , 2018. ISBN 978-1509512621
- Присцилла Б. Хейнер, «Невыразимые истины: перед комиссиями по установлению истины» . Рутледж, 2010.
- Арно Мартен, Память и прощение. Комиссии по установлению истины и примирению в Латинской Америке , Париж, L'Harmattan, 2009.
- Хун Джун Ким, «Почему государства создают комиссии по установлению истины после переходного периода?» , Ежеквартальный журнал социальных наук , 2019.
- Роберт Ротберг и Деннис Томпсон, редакторы, « Правда против справедливости: мораль комиссий по установлению истины» . Издательство Принстонского университета, 2000. ISBN 978-0691050720
- Кессельринг, Рита. Тела истины: право, память и эмансипация в Южной Африке после апартеида . Издательство Стэнфордского университета, 2017.
- Скаар, Элин; Радлинг, Адриана; Селвик, Лиза-Мари Мосейдваг; Вибельхаус-Брам, Эрик; Гарсиа-Годос, Джемайма (2024). « Выполнение рекомендаций комиссии по установлению истины: изучение базы данных «за гранью слов» для Латинской Америки ». Управление конфликтами и наука о мире .
- Уилсон, Ричард А. Политика истины и примирения в Южной Африке: легитимизация государства после апартеида . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001. ISBN 978-0521001946
- Звобго, Келебогиле. 2020. « Требование истины: Глобальная сеть правосудия переходного периода и создание комиссий по установлению истины ». Ежеквартальный журнал международных исследований
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Комиссия по установлению истины и примирению, Республика Корея
- Цифровая коллекция комиссий по установлению истины ( Институт мира США )
- Страница «Правда и память» Международного центра правосудия переходного периода (ICTJ)
- Разработка мандата Комиссии по установлению истины: практический инструмент – ICTJ
- Поиск истины: элементы создания эффективной комиссии по установлению истины – ICTJ
- Бросая вызов традициям: могут ли комиссии по установлению истины укрепить мирные процессы? Фонд Кофи Аннана – ICTJ
- Дело о правосудии переходного периода и перемещении лиц – ICTJ