Комиссия по равенству и примирению
Комиссия по равенству и примирению Метод всасывания и поставщик | |
![]() | |
Аббревиатура | ИЭР |
---|---|
Предшественник | Форум справедливости и истины |
Формирование | 7 января 2004 г. |
Растворенный | 30 ноября 2005 г. |
Цель | Расследование нарушений прав человека, совершенных в годы правления в Марокко, рекомендации правительству, реабилитация и компенсация жертвам |
Расположение | |
Председатель | Дрисс Бензекри |
Веб-сайт | ier.ma на Wayback Machine (архивировано 14 августа 2007 г.) |
Комиссия по равенству и примирению ( арабский : هيئة الإنصاف والمصالحة , Tamazight : ⵜⴰⵡⵉⵍⴰ ⵏ ⵓⵙⵓⵎⵓ ⴷ ⵓⵎⵙⵓⴼⵔⵓ , французский : Instance Équité et Réconciliation IER . ) — марокканская комиссия по установлению истины и примирению, действовавшая в соответствии с двухлетним мандатом с 2004 по 2005 год, уделяя особое внимание правам человека нарушения прав, совершенные в годы правления, в основном при короля Хасана II правлении .
Комиссия была создана 7 января 2004 года королем Мохаммедом VI посредством Дахира . Комиссия была создана для примирения жертв нарушений прав человека, таких как пытки, насильственные исчезновения и произвольные аресты , совершенные правительством и высокопоставленными чиновниками в годы руководства , с государством. Комиссия расследует события с 1956 по 1999 год, охватывающие период правления двух предыдущих монархов. Провозглашенными целями комиссии были защита и продвижение прав человека в Марокко . [1]
считает IER Эксперт комиссии по установлению истины Присцилла Б. Хейнер одной из «пяти сильнейших комиссий по установлению истины». [2]
IER возглавлял активист Дрисс Бензерки , левый активист, который был приговорен к 30 годам тюремного заключения в «Годы руководства» за членство в марксистской группе «Ила аль-Амам» , а также 16 членов комиссии, половина из которых были из CCDH . Комитет расследовал около 20 000 дел, в результате чего был вынесен ряд рекомендаций государству, в том числе: возмещение ущерба (финансовое, психологическое, медицинское и социальное), изменение конституции и ратификация Римского статута Международного уголовного суда (МУС), среди другие. [3] Комиссия распределила 85 миллионов долларов США в течение 18 месяцев после прекращения действия комиссии. [3]
IER стремился реабилитировать жертв и выплатить компенсацию за насилие над ними со стороны государства. [4] Это было воспринято международным сообществом как большой шаг вперед и пример для арабского мира .
Однако IER также подвергся нападкам со стороны части правозащитного сообщества, поскольку:
- его миссия не состоит в раскрытии личностей или привлечении к ответственности нарушителей прав человека, чего требовало большинство жертв; [5]
- не разрешается упоминать предшественника Мухаммеда, короля Хасана II ;
- запрещено сообщать о нарушениях прав человека с 1999 года, когда Мухаммед VI был возведен на трон
IER завершил свой мандат, представив свой окончательный отчет королю Марокко в декабре 2005 года. [6] Amnesty International опубликовала подробную критику работы комиссии и ее последующих действий. [7] Комиссия и ее наследие были исследованы в документальном фильме « Наши запретные места» ( Noslieux interdits ). [8] С 2022 года веб-сайт Комиссии больше не работает.
История и предыстория
[ редактировать ]
В 1956 году Марокко получило независимость от Франции , став свободным государством. Ранее он находился под властью Франции в качестве протектората и был помещен в это положение под эгидой борьбы за Африку в 1912 году. [9] Сорок четыре года спустя новое независимое Королевство Марокко начало обретать вновь свою независимость как конституционная монархия, возглавляемая султаном Мухаммедом V. [10] В 1957 году Мухаммед V стал королем Марокко, реорганизовав государство для содействия реформам и росту, особенно в законодательном органе, включая представительство коренного населения. [10] Однако король Мохаммед V вскоре испугался оппозиционных движений и отреагировал на это жестоким подавлением любых инакомыслящих групп или отдельных лиц. Это было началом насильственных «исчезновений» и произвольных арестов. [3] Хотя Мохаммед V правил всего пять лет до своей смерти в 1961 году, его сын, король Хасан II, пришел к власти еще более жесткой рукой, что вскоре привело к произволу правления. Этот период стал известен как « Годы лидерства ». [2]
После того, как оппозиционная партия получила небольшое количество мест на выборах 1965 года, король Хасан II взял на себя полный контроль над законодательным органом. [3] С этого момента насильственные исчезновения, тайные задержания, произвольные аресты, убийства и насильственное изгнание политических оппонентов стали обычной практикой внутри государства. [2] В 1975 году король репрессировал независимых адвокатов, проживающих в регионе Западной Сахары , продемонстрировав страх монархии перед оппозиционными движениями. [10]
К 1990 году репрессии начали ослабевать в ответ на давление со стороны внутреннего и международного сообщества. Король Хасан II назначил Консультативный совет по правам человека (CCDH) для противостояния критике и анализа практики государства. [2] Целью CCDH было расследование сообщений о нарушениях прав человека и начало соблюдения международных стандартов, рекомендуя внести изменения в марокканское законодательство и практику. [2] Консультативный совет по правам человека действительно внес ряд изменений, которые в конечном итоге привели к созданию Независимой арбитражной комиссии в 1999 году. Эта комиссия была учреждена новым королем Мухаммедом VI после смерти его отца короля Хасана II в 1999 году. Комиссия присудила компенсацию в размере 100 миллионов долларов США почти 7000 получателям, но внутри штата еще предстояло завершить большой объем работы. Например, многие жертвы не были включены в процесс, а отсутствие прозрачности подверглось резкой критике. [2] В 2003 году CCDH рекомендовал создать комиссию по установлению истины для продолжения работы, проделанной CCDH и Независимой арбитражной комиссией.
Создание и мандат
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]В 2003 году CCDH рекомендовал создать комиссию по установлению истины для продолжения работы, проделанной CCDH и Независимой арбитражной комиссией. В результате этих злоупотреблений в период с 1956 по 1999 год Дахиром (королевским указом) в начале 2004 года была создана комиссия по расследованию этих нарушений. В Дахире изложен мандат комиссии, а также ее общая структура. [11]
Мандат
[ редактировать ]Инстанции по равноправию и примирению (IER) был дан мандат менее чем на два года, с апреля 2004 года по январь 2006 года.
Конечная цель комиссии состояла в том, чтобы конкретно изучить насильственные исчезновения и произвольные задержания в период с 1956 по 1999 год. Отсюда комиссия должна была включить рекомендации королю относительно денежной компенсации, психологической и медицинской помощи, социальной реинтеграции и, как указано в статье 9.6, «рекомендовать меры, призванные увековечить память о нарушениях прав человека, а также гарантировать их неповторение, устранить их последствия и восстановить уверенность в верховенстве закона и уважении прав человека». [11]
Мандат комиссии был очень очевиден из-за отсутствия у нее полномочий, как судебных, так и следственных. Комиссия не могла публично назвать какое-либо лицо, несущее индивидуальную ответственность (за исключением окончательного отчета королю), у нее не было полномочий вызывать в суд или обыскивать и арестовывать, в целом она имела очень ограниченные следственные полномочия, и ее окончательные рекомендации заключались в том, чтобы будет передан королю, который решит, как действовать дальше. [2] Кроме того, IER был строго консультативным органом, и государство не было обязано выполнять какие-либо рекомендации (за исключением области индивидуального вознаграждения). [11]
В мандате указано, что расследоваться будут только насильственные исчезновения и произвольные задержания, имевшие место в период с 1956 по 1999 год. [11]
Значение
[ редактировать ]IER была беспрецедентной комиссией по установлению истины по многим причинам. Во-первых, указ о реализации предложенного мандата был издан королем Марокко, лидером, унаследовавшим свою власть посредством наследственного правления. Во-вторых, комиссия будет расследовать действия, предпринятые покойным отцом и покойным дедом нынешнего короля (Мохаммеда VI), от которых он унаследовал свою власть. В-третьих, не произошло резкой смены власти или правительства (как это часто бывает в комиссиях по установлению истины), а были лишь постепенные реформы в течение длительного периода времени. Например, некоторые правительственные чиновники, которые находились у власти в период злоупотреблений, все еще находились у власти во время формирования комиссии по установлению истины. [11] Кроме того, когда в 1990 году, за девять лет до смерти короля Хасана II, начал работу первый Консультативный совет по правам человека, это было необычное действие, учитывая отсутствие радикальных изменений в правительстве или власти. Наконец, это была первая комиссия по установлению истины в арабском мире и беспрецедентное действие в регионе.
Расследования и комитеты
[ редактировать ]Члены комиссии и члены комитетов
[ редактировать ]Инстанция по равноправию и примирению (IER) состояла из семнадцати членов комиссии, назначенных королем, все они были гражданами Марокко. [12] Среди семнадцати членов комиссии появились заметные пополнения, в том числе одна женщина, Латифа Джбабди , и пять бывших политических заключенных, двое из которых были сосланы. Из этих семнадцати членов восемь были членами Консультативного совета по правам человека. [13] Человек, возглавлявший комиссию, Дрисс Бензекри , был одновременно бывшим политзаключенным и известным правозащитником. [3] Бензекри был бывшим членом марксистско-ленинской группы «Ила аль-Амам» , объявленной государством вне закона. [13] Помимо семнадцати комиссаров, существовал оплачиваемый штат из ста человек, в основном работавших в отделах расследований и возмещения ущерба. [11]
Расследования
[ редактировать ]Имея менее двух лет мандата, комиссия работала быстро и разделилась на три группы: по расследованиям (в которой было шесть членов комиссии), по возмещению ущерба (в которой было семь членов комиссии) и исследовательская группа (в которой было три члена комиссии). [11] Целью этих рабочих групп была эффективная и результативная работа по расследованию наибольшего количества злоупотреблений.
Комиссии предстояло расследовать в общей сложности около 20 000 дел; 7000 из них поступили от предыдущей арбитражной комиссии, а остальные 13000 - от открытого обращения к общественности для подачи предложений в начале ее мандата. [2]
Расследования включали слушания потерпевших, архивные исследования, а также опрос бывших и нынешних правительственных чиновников. [11] В своей архивной работе IER работал с марокканским гражданским обществом и правозащитными организациями, а также с жертвами и их семьями. [11] Сообщается, что Следственным комитетом было допрошено 10 000 человек и получено около 40 000 корреспонденций по поводу расследований. [11] Комиссия провела как публичные, так и закрытые слушания. На частных встречах в основном присутствовали государственные чиновники, причастные к злоупотреблениям, которые не хотели быть публично разоблаченными. Семь проведенных публичных слушаний были как одобрены общественностью, так и подвергнуты критике за неспособность потерпевших открыто назвать своих преступников (см. Мандат, Критика). Формат публичных слушаний включал десять потерпевших (которые были выбраны на основе широкого представительства потерпевших) на каждом слушании, которым было дано двадцать минут, чтобы рассказать о том, что им пришлось пережить. Никаких вопросов или ответов не допускалось, и зрители не могли выражать никаких эмоций. [11]
Чтобы охватить как можно большую аудиторию, IER решил включить серию тематических семинаров, которые транслировались по государственному телевидению в прайм-тайм. [11] Темы следующие: «Переход к демократии в Марокко», «Искоренение насилия как средства управления», «Политическая, экономическая и социальная реформа», «Культурная и образовательная реформа» и «Реформа законодательной, исполнительной и судебной системы». [11]
Выводы
[ редактировать ]В декабре 2005 года комиссия представила королю Мухаммеду VI свой окончательный отчет, в котором изложила свои выводы и рекомендации, касающиеся нарушений, имевших место в период с 1956 по 1999 год. [14] Согласно первоначальному мандату, некоторые аспекты итогового отчета комиссии не могли быть обнародованы. Таким образом, после завершения отчета король затем определил, какая информация может быть использована в публично опубликованном отчете, опубликованном месяцем позже, в январе 2006 года. Однако IER все же создал архив, содержащий все доказательства, собранные в ходе его расследований, которые могли быть использоваться позднее в ходе судебного разбирательства. [11]
В конечном итоге комиссия пришла к выводу, что 742 исчезнувших человека погибли, что и определило их судьбу. [3] Однако информация о местах захоронений и обстоятельствах смерти исчезнувших лиц отсутствовала, и 66 случаев не были раскрыты. [2] Из всех представленных дел в конечном итоге было разрешено 4677 дел, включая возмещение ущерба 3657 жертвам. [15] По результатам расследований был создан архив из более чем 20 000 личных показаний. [15]
Рекомендации
[ редактировать ]IER дал ряд рекомендаций государству, включая различные правительственные реформы. В их число вошли:
- Продолжить расследование, начатое IER, углубившись в расследование. [2]
- Реформировать как сектор безопасности, так и судебный сектор, включая создание независимой судебной власти. [2] [15]
- Изменить Конституцию, чтобы гарантировать конкретные права, особенно права человека. [3]
- Разрешить возмещение ущерба: финансовое, психологическое, медицинское, социальное. [3]
- Ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда (МУС), включая отмену смертной казни. [3]
- Пусть государство возьмет на себя ответственность за нарушения, включая исчезновения, произвольные задержания, пытки и чрезмерное применение силы. [3]
- Сократить исполнительную власть, усилить законодательную власть [15]
- Подробные рекомендации в определенных областях: «гендерное равенство, посредничество в обществе, сокращение бедности, нормализация правового статуса, непрерывное образование и профессиональное развитие, медицинская и психологическая реабилитация и мемориалы». [15]
Выполнение
[ редактировать ]В целом создание комиссии было воспринято как позитивный шаг на пути к более сильному и демократическому Марокко после бурного, репрессивного и жестокого периода в его истории. С самого начала Дахир (королевский указ) о создании комиссии был беспрецедентным и пользовался большим уважением. Быстрая реакция на финансовые репарации была встречена очень хорошо; в течение 18 месяцев комиссия распределила 85 миллионов долларов США между 9 000 и 16 000 человек. [3] [2] Кроме того, правительство приступило к разработке программ возмещения ущерба сообществу, которые включали сотрудничество 250 организаций, как правительственных, так и неправительственных. [16] По состоянию на 2009 год в рамках этой программы правительство распределило 2,57 миллиона долларов США различным общинам по всему Марокко. [16] Кроме того, различные министерства и ведомства подписали соглашения о бесплатном предоставлении медицинской помощи и профессиональной подготовки пострадавшим и их семьям. [17]
Что касается рекомендаций по конституции, король одобрил рекомендации комиссии и заявил о намерении включить эти рекомендации в пересмотренный проект конституции. [3] В 2011 году был создан новый проект конституции (в основном в ответ на «арабскую весну»), включающий рекомендуемые права человека, однако остаются определенные ограничения. [15]
Критика
[ редактировать ]Хотя создание комиссии в целом было воспринято как положительный шаг на пути к сильному и более демократическому Марокко, возникла различная критика в адрес комиссии и ее последствий. Существует широко распространенное внутри страны мнение, что обещанные реформы не привели к каким-либо существенным изменениям, а были, скорее, демонстрацией стратегической «показухи». [18]
С самого начала сроки мандата подвергались критике, поскольку он включал злоупотребления только до смерти предыдущего монарха. Некоторые критики хотели, чтобы в комиссию были также включены злоупотребления после 1999 года. [11]
Как указано в мандате, IER не обладал судебными полномочиями и не мог назвать имена виновных. Такие организации, как Human Rights Watch, раскритиковали этот аспект работы комиссии по установлению истины и марокканское государство в целом за обеспечение того, чтобы против преступников не применялись судебные меры, независимо от совершенного преступления. [11] Хотя Бензекри, как сообщается, отметил изменения в сфере подотчетности в правительстве, в частности, отстранение некоторых чиновников от своих должностей, имена государственных чиновников не были названы, им не были предъявлены обвинения в каких-либо преступлениях или действиях, и не все должностные лица, имеющие доказанную причастность к злоупотреблениям, были отстранены от должности. из-за опасений по поводу стабильности правительства. [11] Как и во многих комиссиях, ничто не мешает жертвам попытаться привлечь виновных к ответственности через государственную судебную систему, однако это представляет риск для многих людей, поскольку независимость судебной власти широко подвергается сомнению.
Критике также подверглось ограничение, налагаемое на определение жертвы, как только тех, кто стал объектом насильственного исчезновения или произвольного задержания. [11] Включив только две основные области злоупотреблений, мандат был значительно сведен к минимуму, и по этой причине многие дела были отклонены. Кроме того, компенсация не будет учитываться за нарушения, которые не считаются систематическими. [11]
Как прямо указано, IER не имел полномочий вызывать в суд и не мог принуждать к какому-либо сотрудничеству. Это привело к тому, что различные лица или группы скрывали важную информацию, такую как документы и показания, необходимые многим агентам службы безопасности. [11] Вместо этого комиссии сообщили, что король поддержит комиссию и обеспечит сотрудничество властей. [11]
В итоговом отчете не упоминалась Западная Сахара, которая была одним из наиболее репрессированных регионов штата. Кроме того, комиссия посетила регион всего на десять дней, а планы по проведению общественных слушаний в регионе в конечном итоге были отменены. [11]
С момента публикации отчета в 2006 году очень немногие рекомендации были реализованы, а те действия, которые были предприняты, выполнялись крайне медленно. На сегодняшний день никаких судебных процессов не состоялось, и правительство еще не ратифицировало статут Международного уголовного суда . [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Слёмович, Сьюзен (1 августа 2001 г.). «Комиссия по установлению истины для Марокко» . Отчет по Ближнему Востоку (218): 18–21. дои : 10.2307/1559305 . ISSN 0899-2851 . JSTOR 1559305 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хейнер, Присцилла (2011). Невыразимые истины: правосудие переходного периода и проблемы комиссий по установлению истины . Нью-Йорк: Рутледж . стр. 42–44. ISBN 978-0-415-80635-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Комиссия по установлению истины: Марокко» . Институт мира США . Проверено 15 февраля 2016 г.
- ^ Деятельность ICTJ в Марокко. Архивировано 7 марта 2020 г. в Wayback Machine - Международный центр правосудия переходного периода (ICTJ). [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Комиссия по установлению истины Марокко: Чествование прошлых жертв в неопределенное настоящее: V. Ограничения ERC - Human Rights Watch (HRW.org)
- ^ «Орган по вопросам справедливости и примирения: долг выполнен» . Ле Матен (Марокко). 30 декабря 2005 г. Проверено 3 апреля 2013 г.
- ^ «Марокко/Западная Сахара: невыполненные обещания: Комиссия по равенству и примирению и ее последующие действия» . Международная амнистия. 06.01.2010 . Проверено 2 января 2011 г.
- ^ Мандельбаум, Жак (29 сентября 2009 г.). « Наши запретные места»: расследование пропавших при диктатуре Хасана II» . Ле Монд (на французском языке) . Проверено 12 марта 2012 г.
- ^ «Марокко» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с «Марокко | история – география» . Британская энциклопедия . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v «Комиссия по установлению истины Марокко: почтение прошлых жертв в неопределенном настоящем» (PDF) . Хьюман Райтс Вотч. 9 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Баркукис, Лейла; Вилла-Висенсио, Чарльз (август 2011 г.). «Комиссии по установлению истины: сравнительное исследование» (PDF) . Институт справедливости и примирения . Программа разрешения конфликтов, Джорджтаунский университет и Институт правосудия и примирения. Архивировано из оригинала (PDF) 1 октября 2013 года . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Комиссия по правосудию и примирению Марокко | Ближневосточный исследовательский и информационный проект» . www.merip.org . 4 апреля 2005 г. Проверено 9 марта 2016 г.
- ↑ Соня Хегаси, Беттина Деннерляйн: Марокканская комиссия по установлению истины между политикой и историей. Архивировано 11 мая 2017 г. в Wayback Machine . В: Кристоф Маркс (ред.): Образы после бури. Исследования Перипла, Мюнстер, стр. 102–121.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Конституция Марокко 2011 года: критический анализ» . Международный институт демократии и помощи в выборах . Международная ИДЕЯ. 9 марта 2016 года . Проверено 20 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Правда и примирение в Марокко» . Международный центр правосудия переходного периода . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ «Правда и примирение в Марокко» (PDF) . Международный центр транснационального правосудия: Марокко . Международный центр транснационального правосудия . Проверено 9 марта 2016 г.
- ^ Страва, К. Неустойчивая современность (Нью-Йорк: Блумсбери, 2021).
- ^ «Марокко – Ближний Восток и Средиземноморье» . www.pgaction.org . Проверено 9 марта 2016 г.