Jump to content

Репарации (правосудие переходного периода)

Репарации в широком смысле понимаются как компенсация, выплачиваемая за злоупотребления или вред. [1] Разговорное значение репараций существенно изменилось за последнее столетие. В начале 1900-х годов репарации представляли собой межгосударственные обмены (см. Военные репарации ), которые представляли собой карательные механизмы, определяемые договором и выплачиваемые сдавшейся стороной конфликта, например, репарации во время Первой мировой войны, выплачиваемые Германией и ее союзниками. Под репарациями теперь понимают не только ущерб, причиненный войной, но также компенсацию и другие меры, предоставляемые жертвам серьезных нарушений прав человека ответственными сторонами. [ нужна ссылка ] Право жертвы вреда на получение возмещения и обязанность стороны, ответственной за его предоставление, закреплены Организацией Объединенных Наций .

В системе правосудия переходного периода репарации — это меры, принимаемые государством для устранения грубых и систематических нарушений закона о правах человека или гуманитарного права посредством предоставления той или иной формы компенсации или реституции жертвам. Из всех механизмов правосудия переходного периода возмещение ущерба является уникальным, поскольку оно непосредственно затрагивает положение жертв. Компенсации, если они хорошо продуманы, признают страдания жертв, предлагают меры возмещения, а также некоторую форму компенсации за понесенные нарушения. [2] Репарации могут быть как символическими, так и материальными. Они могут иметь форму публичного признания или извинения за прошлые нарушения, что указывает на обязательство государства и общества реагировать на прежние нарушения.

Сторонники репараций утверждают [3] [4] что для того, чтобы быть эффективными, возмещение ущерба должно применяться наряду с другими мерами правосудия переходного периода, такими как судебное преследование, поиск истины и институциональная реформа. [5] Такие механизмы гарантируют, что компенсационные меры не будут пустыми обещаниями, временными мерами или попытками купить молчание жертв. [3]

Правовая концепция возмещения состоит из двух компонентов: право жертвы вреда на получение возмещения и обязанность стороны, ответственной за причинение вреда, предоставить возмещение. [6] Компенсации могут требоваться отдельными лицами через судебную систему , или это может быть политика, введенная государством для решения проблем или потребностей более широких слоев населения. Хотя первая стратегия способствует созданию правового прецедента , вторая представляет собой более эффективный способ признать обеспокоенность большего числа людей.

Основные принципы и руководящие положения Организации Объединенных Наций, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международного права прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права [7] описывает пять формальных категорий возмещения ущерба: реституция, компенсация, реабилитация, сатисфакция и гарантии неповторения.

  1. Реституция - меры, которые служат для «восстановления потерпевшего в исходное положение до того, как произошли грубые нарушения». Это может включать в себя: восстановление свободы, осуществление прав человека, идентичности, семейной жизни и гражданства, возвращение места жительства, восстановление трудоустройства и возвращение имущества.
  2. Компенсация ущерба – предоставление компенсации «за любой экономически поддающийся оценке ущерб, соответствующий и пропорциональный тяжести нарушения и обстоятельствам каждого случая». К такому ущербу относятся: физический или моральный вред, упущенные возможности, материальный ущерб и потеря заработка, моральный ущерб, стоимость юридических, медицинских, психологических и социальных услуг.
  3. Реабилитация – медицинские, психологические, социальные услуги и юридическая помощь.
  4. Сатисфакция – различные меры, которые включают прекращение нарушений и злоупотреблений в области прав человека, установление истины, поиск пропавших без вести, восстановление и перезахоронение останков, судебные и административные санкции, публичные извинения, поминовение и увековечивание памяти .
  5. Гарантии неповторения – реформы, обеспечивающие предотвращение будущих нарушений, в том числе: гражданский контроль над вооруженными силами и силами безопасности, укрепление независимой судебной власти, защита государственной службы и правозащитников, общее продвижение стандартов прав человека и установление механизмов предотвращения и мониторинга социальных конфликтов и их разрешения. [3]

Кто получает возмещение

[ редактировать ]

Жертвы нарушений международных прав человека или гуманитарного права имеют право на быстрое, достаточное и эффективное возмещение ущерба. Жертвами могут быть отдельные лица или коллективная группа лиц, подвергшихся аналогичным нарушениям. Такими жертвами, согласно определению Основных принципов ООН по этому вопросу, являются:

«Лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая физические или психические травмы, эмоциональные страдания, экономические потери или существенное ущемление их основных прав, в результате действий или бездействия, которые представляют собой грубые нарушения международного права прав человека или серьезные нарушения международного гуманитарного права. … ближайшие родственники или иждивенцы непосредственной жертвы и лица, которым был причинен вред при вмешательстве с целью оказания помощи жертвам, попавшим в беду, или предотвращения виктимизации». [3]

Кто обеспечивает возмещение

[ редактировать ]

Государство , как орган , ответственный за обеспечение защиты прав человека и отправление правосудия в пределах своих границ, соответственно, также несет ответственность за возмещение злоупотреблений и несправедливости, от которых страдают его граждане. В Основных принципах ООН также говорится, что если физическое или юридическое лицо, отличное от государства, может быть признано ответственным за совершенные нарушения и злоупотребления, такая сторона несет ответственность за предоставление возмещения либо непосредственно жертве, либо путем компенсации государству за предоставленное возмещение. [3]

Международно-правовую основу права на эффективное средство правовой защиты и обязанности предоставить возмещение можно найти в многочисленных правозащитных и гуманитарных договорах и конвенциях, в том числе:

  1. Всеобщая декларация прав человека – статья 8 [8]
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах – статья 2 [9]
  3. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации – статья 6 [10]
  4. Конвенция ООН против пыток – статья 14 [11]
  5. Конвенция о правах ребенка – статья 39 [12]
  6. Гаагские конвенции о законах и обычаях сухопутной войны – статья 3 [13]
  7. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов – статья 91 [13]
  8. Римский статут Международного уголовного суда (МУС) – статьи 79 и 75. [14]

Примеры программ возмещения ущерба

[ редактировать ]

Канада . На протяжении более 100 лет в Канаде сохранялась практика изъятия канадских детей из числа коренных народов из их семей и помещения их в церковные индейские школы-интернаты (IRS). Этот процесс был частью усилий по гомогенизации канадского общества и включал запрет на родной язык и культурные обычаи. В 1991 году канадское правительство учредило Королевскую комиссию по делам аборигенов (RCAP), которой было поручено исследовать отношения между аборигенами, правительством и обществом.

В результате рекомендаций комиссии правительство символически принесло извинения в «Заявлении о примирении», признав, что школы были созданы на основе расистских моделей ассимиляции. Папа Бенедикт XVI также принес извинения от имени членов церкви, причастных к этой практике. [15] Кроме того, правительство выделило фонд в размере 350 миллионов долларов для помощи пострадавшим от школ. [16] В 2006 году федеральное правительство подписало Соглашение об урегулировании споров между индийскими школами-интернатами, согласившись предоставить компенсацию тем, кто выжил в этой программе. Общая сумма урегулирования составляет около 2 миллиардов долларов и включает финансовую компенсацию, комиссию по установлению истины и услуги поддержки. [17]

В 2017 году премьер-министр Джастин Трюдо извинился перед лесбиянками, геями, бисексуалами и трансгендерами Канады в Палате общин и объявил о возмещении ущерба, которое будет выплачено гражданам, пострадавшим в результате конкретных действий государства. [18]

Чили – В 1990 году Чили новоизбранный президент Патрисио Эйлвин создал Национальную комиссию по установлению истины и примирению для расследования нарушений прав человека при генерала Аугусто Пиночета диктаторском режиме в 1973-1990 годах. Комиссия расследовала исчезновения, политические казни и пытки, опубликовав отчет Реттига со своими выводами в 1991 году. Впоследствии ее работу продолжила Национальная корпорация по возмещению ущерба и примирению. Эти программы рекомендовали возмещение жертвам, включая: ежемесячные пенсии, образовательные пособия для детей пропавших без вести, освобождение от военной службы и приоритетный доступ к медицинским услугам.

Однако эти инициативы также подвергались критике по ряду причин, таких как отказ выявить виновных в насилии и неспособность признать широкий круг жертв, которым причитается возмещение.

Марокко . В Марокко период между 1960-ми и 1990-ми годами часто называют «годами руководства», имея в виду массовые нарушения прав человека, которые произошли в ходе правительственной кампании политического угнетения, включая казни, пытки и уничтожение другие гражданские свободы. Вскоре после своего восхождения на престол в 1999 году король Мухаммед VI создал Независимую арбитражную комиссию (IAC) для выплаты компенсаций жертвам насильственных исчезновений и произвольных задержаний. МАС вынес решения по более чем 5000 делам и присудил в общей сложности 100 миллионов долларов США, но жертвы и их семьи жаловались на отсутствие прозрачности в процедурах трибунала и требовали принятия мер по установлению истины в дополнение к финансовой компенсации.

Это давление сыграло важную роль в создании в 2004 году первой в арабском мире официальной инициативы по установлению истины – Комиссии по равенству и примирению. IER опубликовал политику возмещения ущерба, которая поддержала идеи гендерного равенства. В результате было выплачено около 85 миллионов долларов США финансовой компенсации почти 10 000 человек, а также даны рекомендации по другим мерам, таким как предоставление медицинской помощи и восстановление гражданских прав. Рекомендации IER также привели к программа коллективного возмещения ущерба, сочетающая символическое признание нарушений прав человека с компонентом развития в одиннадцати регионах, пострадавших от коллективного наказания. [19] По состоянию на май 2010 года реализация программы коллективных репараций продолжалась.

Другие программы возмещения были предложены и/или реализованы в: Аргентине, Бразилии, Камбодже, Колумбии, Демократической Республике Конго, Восточном Тиморе, Сальвадоре, Германии, Гане, Гватемале, Гаити, Ираке, Малави, Либерии, Южной Африке, Кении. , США и другие. [2] [20]


Соединенные Штаты . Соединенные Штаты принесли извинения и предоставили компенсацию за интернирование американцев японского происхождения в соответствии с Законом о гражданских свободах 1988 года .

Взятие достоинства и восстановление достоинства

[ редактировать ]

Захват достоинства это уничтожение или конфискация прав собственности у владельцев или оккупантов, преднамеренным или непреднамеренным результатом которого является дегуманизация или инфантилизация. [21] Есть два требования: (1) принудительное уничтожение или конфискация имущества и (2) дегуманизация или инфантилизация. [22] Дегуманизация — это «неспособность признать человечность человека или группы», а инфантилизация — это «ограничение автономии человека или группы, основанное на неспособности признать и уважать их полную способность рассуждать». [21] Доказательства лишения достоинства могут быть установлены эмпирически либо с помощью подхода «сверху вниз», исследуя мотивы и намерения тех, кто инициировал лишение имущества, либо подхода «снизу вверх», изучая точки зрения обездоленных людей. [22]

Когда происходит более крупный вред, называемый лишением достоинства, простых возмещений (или компенсации за отнятые физические вещи) недостаточно. [21] восстановление достоинства . Требуется [22] Восстановление достоинства – это средство правовой защиты, направленное на предоставление обездоленным отдельным лицам и сообществам материальной компенсации посредством процессов, которые подтверждают их человечность и укрепляют их свободу воли. [21] В практическом плане процесс исправления положения ставит обездоленных людей или общины на место водителя и дает им значительную степень автономии в принятии решения о том, как они будут восстановлены. [22]

Концепция изъятия/восстановления достоинства была впервые создана профессором Бернадетт Атуахене после ее эмпирического исследования лишения собственности и реституции земли в Южной Африке в ее книге « Мы хотим того, что принадлежит нам: уроки программы реституции Южной Африки» (Oxford University Press, 2014). [23] С тех пор многие ученые разных дисциплин применили эти социально-правовые концепции к множеству тематических исследований в различные периоды времени и в различных географических точках, предлагая транснациональный, исторический подход к пониманию недобровольной утраты имущества и ее материальных и нематериальных последствий. [24]

Структура изъятия/восстановления достоинства предоставляет лексикон для описания и анализа изъятия собственности у бедных и уязвимых групп населения по всему миру в различные исторические периоды; фокусируется на возмещении ущерба, связывая события лишения собственности, чтобы подчеркнуть возможности для обучения, сопротивления и солидарности; позволяет людям, не являющимся знатоками собственности, участвовать в обсуждении вопросов непреднамеренной утраты имущества и адекватных средств правовой защиты; отражают как материальные, так и нематериальные последствия конфискации имущества; и привносит достоинство в научный дискурс о собственности, противодействуя исключительному акценту на эффективности, который доминировал в юридическом анализе с момента господства права и экономики. [25]

Потенциальные проблемы

[ редактировать ]

Репарациям присущи логистические проблемы, такие как четкое определение целей, задач и процессов, с помощью которых будут распределяться репарации, определение того, как бороться с рядом злодеяний с помощью оптимизированных программ или балансирование экономического развития с финансированием усилий по возмещению ущерба. [26] Некоторые эксперты предполагают, что проблемы заключаются в самом определении самого возмещения. [27]

Право требовать и получать репарации принадлежит государству, граждане которого понесли убытки, но отдельным лицам запрещено предъявлять иски о компенсации непосредственно против государства, причинившего им вред. Таким образом, предоставление репараций является политическим вопросом, и лица, понесшие ущерб, могут остаться с недостаточной компенсацией или вообще без компенсации. [28]

Руководящие принципы ООН в отношении возмещения ущерба могут быть оспорены на том основании, что они приравнивают нарушения прав человека к нарушениям гражданских и политических прав, игнорируя нарушения экономических, социальных и культурных прав. В руководящих принципах прямо говорится, что их цель состоит в том, чтобы вернуть жертвам их статус в мирное время, но распределение прав и ресурсов в мирное время часто не было равным. Таким образом, репарации, если их целью является возвращение общества к его статус-кво , рискуют игнорировать системное угнетение и воспроизводить социальную иерархию. [2]

Например, программы возмещения ущерба подвергались критике за игнорирование потребностей женщин в процессах правосудия переходного периода. В 2007 году женские группы мобилизовались, чтобы изучить, как политика возмещения ущерба могла бы быть более отзывчивой к жертвам гендерного насилия. Их усилия привели к принятию «Найробийской декларации о праве женщин и девочек на средства правовой защиты и возмещение ущерба», в которой говорится, что «компенсации должны выходить за рамки непосредственных причин и последствий преступлений и нарушений; они должны быть направлены на решение политических и структурных проблем». неравенство, которое негативно влияет на жизнь женщин и девочек». [29]

Некоторые из этих проблем можно решить, предоставив женщинам возможность высказать свое мнение в процессе возмещения ущерба, бросив вызов дискриминационной практике и просвещая сообщества о сексуальном насилии. [16]

Помимо дискриминации по признаку пола, детей часто исключают из процедур возмещения ущерба. Причины этого разнообразны; возмещение часто попадает в руки родителей и лишь косвенно передается детям, а программы возмещения часто не принимают во внимание тот факт, что дети и взрослые по-разному страдают от насилия. Таким образом, возмещение должно также иметь компонент, ориентированный на детей, чтобы бороться с злоупотреблениями, от которых конкретно страдают дети. [30]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «репарация». Интернет-словарь Мерриам-Вебстера . 2009 . Проверено 19 сентября 2009 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с См. де Грайфф, 2008 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Магаррель 2007 .
  4. ^ Коутс, Та-Нехиси. «Дело о репарациях» . Атлантика . Проверено 23 марта 2018 г.
  5. ^ См. Генеральная Ассамблея ООН 2005 г.
  6. ^ Генеральная Ассамблея ООН 2005 .
  7. ^ «Основные принципы и руководящие положения УВКПЧ, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба» . www.ohchr.org . Проверено 1 декабря 2018 г.
  8. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (10 декабря 1948 г.), Всеобщая декларация прав человека.
  9. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (16 декабря 1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах.
  10. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (21 декабря 1965 г.), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации ( версия в формате PDF )
  11. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (4 февраля 1984 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
  12. ^ Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (20 ноября 1989 г.), Конвенция о правах ребенка
  13. ^ Перейти обратно: а б Вторая международная мирная конференция (18 октября 1907 г.), Гаагская конвенция (IV) о законах и обычаях сухопутной войны и Приложение к ней: Положение, касающееся законов и обычаев сухопутной войны
  14. ^ Римский статут Международного уголовного суда , A/CONF.183/9 Также доступен по адресу: Викиисточник .
  15. ^ Ассамблея коренных народов: «Национальный руководитель AFN говорит, что частная аудиенция с Папой Бенедиктом XVI в Ватикане «замыкает круг» и позволяет работать над примирением для выживших в школах-интернатах» [1]
  16. ^ Перейти обратно: а б «Канада и правосудие переходного периода» . Международный центр правосудия переходного периода. 28 февраля 2011 г.
  17. ^ «Канада | Международный центр правосудия переходного периода» . www.ictj.org .
  18. ^ CBC News (28 ноября 2017 г.), Трюдо приносит исторические извинения канадцам ЛГБТ , получено 1 декабря 2018 г.
  19. ^ «Правда и примирение в Марокко» . Международный центр правосудия переходного периода. 25 апреля 2011 г.
  20. ^ « Жить, как живут другие кенийцы»: исследование требований кенийских жертв нарушений прав человека о возмещении ущерба» . Международный центр правосудия переходного периода. 25 июля 2011 г.
  21. ^ Перейти обратно: а б с д Атуахене, Бернадетт (2016). «Изъятие достоинства и восстановление достоинства: создание новой теоретической основы для понимания принудительной утраты имущества и необходимых средств правовой защиты» . Право и социальные исследования . 41 (4): 802. дои : 10.1111/lsi.12249 . ISSN   1747-4469 . S2CID   151377162 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Атуахене, Бернадетт (27 октября 2016 г.). «Похищения как социально-правовая концепция: междисциплинарное исследование вынужденной утраты имущества». Ежегодный обзор права и социальных наук . 12 (1): 174. doi : 10.1146/annurev-lawsocsci-110615-084457. ISSN 1550-3585.
  23. ^ Атуахене, Бернадетт (2016). «Изъятие достоинства и восстановление достоинства: создание новой теоретической основы для понимания принудительной утраты имущества и необходимых средств правовой защиты» . Право и социальные исследования . 41 (4): 796–823. дои : 10.1111/lsi.12249 . ISSN   0897-6546 . S2CID   151377162 .
  24. ^ «Центр социально-правовых подходов к собственности» . Юридический колледж Чикаго-Кент . 03.08.2017 . Проверено 31 августа 2021 г.
  25. ^ Атуахене, Бернадетт (27 октября 2016 г.). «Похищения как социально-правовая концепция: междисциплинарное исследование вынужденной утраты имущества». Ежегодный обзор права и социальных наук . 12 (1): 178–79. doi : 10.1146/annurev-lawsocsci-110615-084457. ISSN 1550-3585.
  26. ^ Дроми, Шай М. (2014). «Непростые урегулирования: политика репараций и значение денег в уходе Израиля из сектора Газа» . Социологический опрос . 84 (1): 294–315. дои : 10.1111/soin.12028 .
  27. ^ Карранса 2009 .
  28. ^ Авраам, Хаим (01 декабря 2019 г.). «Диктная ответственность за военные правонарушения» . Оксфордский журнал юридических исследований . 39 (4): 813–814. doi : 10.1093/ojls/gqz025 . ISSN   0143-6503 .
  29. ^ Найробийская декларация о праве женщин и девочек на правовую защиту и возмещение ущерба (2007 г.), Международное совещание по праву женщин и девочек на правовую защиту и возмещение ущерба, Найроби.
  30. ^ Через новую призму: подход к правосудию переходного периода, учитывающий интересы детей , Международный центр правосудия переходного периода, 1 сентября 2011 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02eceb8c8cae11a8ed9b796e949a8f7e__1714666620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/7e/02eceb8c8cae11a8ed9b796e949a8f7e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Reparations (transitional justice) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)