Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147
ООН Генеральная Ассамблея Резолюция 60/147 | |
---|---|
Дата | 16 декабря 2005 г. |
Код | A/RES/60/147 ( Документ ) |
Предмет | Возмещение ущерба жертвам международных нарушений прав человека |
Итоги голосования |
|
Результат | усыновленный |
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147 « Основные принципы и руководящие положения о праве на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международного права прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права » — это резолюция Организации Объединенных Наций о правах жертв международные преступления. Он был принят Генеральной Ассамблеей 16 декабря 2005 года на ее 60-й сессии. [ 1 ] Согласно преамбуле, цель резолюции состоит в том, чтобы помочь жертвам и их представителям в возмещении ущерба, а также направлять и поощрять государства в реализации государственной политики по возмещению ущерба.
Принципы были разработаны голландским юристом Тео ван Бовеном , который с 1986 по 1991 год работал специальным докладчиком ООН по вопросу о праве на возмещение ущерба жертвам грубых нарушений прав человека, и были окончательно доработаны после более чем 20 лет исследований. С тех пор они были приняты государствами-членами ООН . Они не имеют обязательной силы , однако Генеральная Ассамблея рекомендовала государствам принимать во внимание Основные принципы и руководящие положения. [ 2 ]
Резолюция состоит из 27 принципов, определяющих обязанность всех государств-членов ООН уважать и выполнять международное право в области прав человека и международное гуманитарное право . Это первая кодификация прав жертв нарушений прав человека на возмещение ущерба и средства правовой защиты, а также на доступ к правосудию в рамках национальных правовых систем.

Описание
[ редактировать ]Основные принципы и руководящие положения предписывают, что жертвы нарушений прав человека имеют право на возмещение ущерба. Это право вытекает из общего принципа Закона об ответственности государств, согласно которому противоправное деяние, возникающее в результате нарушения международного обязательства, порождает обязательство произвести возмещение. [ 3 ] Признание права на возмещение вытекает из обязанности государств возмещать противоправные действия в соответствии с международным правом, обязательства, закрепленного в статье 34 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния (2001 г.).
Резолюция сочетает в себе права, предоставляемые как международным гуманитарным правом, так и международным правом прав человека, и кодифицирует обязанность государств по возмещению ущерба жертвам внутри страны. [ 4 ] В нем рассматриваются грубые нарушения международного права прав человека и серьезные нарушения международного гуманитарного права, которые представляют собой преступления по международному праву. Его положения касаются статуса и обращения с жертвами таких нарушений, а также их прав на возмещение ущерба в соответствии с международным правом, включая право на получение возмещения за причиненный вред. [ 1 ] В нем также указаны сроки исковой давности в отношении таких нарушений, доступ к правосудию и доступ к соответствующей информации о нарушениях и механизмах возмещения ущерба. [ 5 ]
Основные принципы и руководящие положения не предназначены для создания новых обязательств. Они призваны служить инструментом/руководящим инструментом для государств в реализации внутренней политики. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Для | Против | Воздерживаться |
---|---|---|
|
Никто |
Первый проект Основных принципов и руководящих указаний был подготовлен Тео ван Бовеном в 1997 году по запросу Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств . [ 6 ] После учета обширных отзывов и дальнейших исследований проект принципов и руководящих указаний 2000 г. [ 7 ] были представлены Комиссии по правам человека , а затем разосланы правительствам штатов, а также неправительственным организациям для комментариев.
31 августа 2000 г. основные принципы и руководящие указания были открыты для комментариев, и Генеральный секретарь предложил государствам-членам представить свои отзывы. В период с 2000 по 2002 год документ подвергался дальнейшей доработке. [ 8 ]
провело международную консультацию В августе 2003 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) по запросу Комиссии по правам человека с целью доработки текста. [ 9 ] Была подготовлена пересмотренная версия, в которую вошли отзывы правительств штатов и НПО, а также экспертные и квалифицированные опубликованные мнения. [ 10 ] Две последующие консультативные встречи были проведены в Женеве в октябре 2003 года. [ 11 ] Председатель -докладчик заседания г-н Алехандро Салинас представил отчет. [ 12 ] которое Комиссия по правам человека получила и приветствовала.
19 апреля 2005 года Комиссия по правам человека на своей 61-й организационной сессии в Нью-Йорке приняла резолюцию 2005/35, подтвердив руководящие принципы. [ 13 ] а также рекомендовать их для утверждения Генеральной Ассамблеей. [ 14 ] Представленная государствам-членам резолюция была принята заносимым в отчет о заседании голосованием 40 голосами за, при 12 воздержавшихся и 0 голосовавших против. [ 15 ]
Принятие
[ редактировать ]Основные принципы и руководящие положения были представлены Генеральной Ассамблее ООН на ее 60-м заседании. 16 декабря 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций консенсусом приняла Основные принципы и руководящие положения в виде резолюции A/RES/60/147 (2005). [ 16 ] Основные принципы и руководящие положения были официально опубликованы Организацией Объединенных Наций в 2006 году.
Жертвы по международному праву
[ редактировать ]Резолюция дает всеобъемлющее определение жертв, которое сочетает в себе существующие определения, содержащиеся в документах по правам человека и судебной практике. Принцип 8 определяет термин «жертва» как включающий «Лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая физические или психические травмы, эмоциональные страдания, экономические потери или существенное ущемление их основных прав ... также включают в себя ближайших родственников или иждивенцев непосредственной жертвы и лиц, которым был причинен вред в результате вмешательства в помогать жертвам, терпящим бедствие, или предотвращать виктимизацию». [ 1 ]
Сосредоточение внимания Резолюции с преступников на жертвах является частью более широкого сдвига в международной уголовной юриспруденции в сторону признания прав, обязательств и ответственности, которые возлагаются на отдельных лиц в соответствии с международным правом. [ 17 ] Это соответствует общей тенденции к признанию участия негосударственных субъектов в международном праве. [ 18 ]
До недавних событий основное внимание в законах о правах человека уделялось привлечению виновных к ответственности, а жертвы оставались на втором плане. Создание международных уголовных трибуналов и рост числа ратификаций документов по правам человека за последние десятилетия обеспечили более полное признание жертв в соответствии с международным правом. [ 19 ] Создание Международного уголовного суда в 1998 году в соответствии с Римским статутом усилило внимание к проблемам жертв. Установив международную уголовную юрисдикцию в отношении международных преступлений геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и преступлений агрессии, Статут прямо признал роль жертв в международных разбирательствах и определил их права на возмещение ущерба. Основные принципы и руководящие положения внесли значительный вклад в содержание Римского статута в отношении признания прав жертв, несмотря на то, что в то время они находились в процессе разработки. [ 20 ]
Право на возмещение ущерба
[ редактировать ]Основные принципы и руководящие положения расширяют права, предоставляемые жертвам, объединяя права, предоставляемые как правом прав человека, так и гуманитарным правом. [ 21 ] Права и защита, предоставляемые этими режимами, во многом совпадают в таких областях, как запрет дискриминации по расовому, гендерному и религиозному признаку и право на справедливое судебное разбирательство . [ 22 ] Международные юридические органы, в том числе Международный Суд, подтвердили, что применение права прав человека и гуманитарного права может быть двойственным и дополняющим друг друга. Это было подтверждено в решении Международного Суда 2006 года по делу «Вооруженная деятельность на территории Конго». [ 23 ] Многие теоретики прав человека утверждают, что различие между различными отраслями международного права менее важно при определении возмещения жертвам. [ 24 ]
Резолюция является первым международным документом, в котором полностью сформулированы средства правовой защиты от нарушений прав человека. [ 25 ] В нем разъясняются права жертв на возмещение ущерба, включающие: (a) равный и эффективный доступ к правосудию; (b) адекватное, эффективное и быстрое возмещение причиненного вреда; (c) доступ к соответствующей информации о нарушениях и механизмах возмещения ущерба. [ 1 ]
Хотя это право было подтверждено в международном праве, а в документах по правам человека рассматриваются права жертв на средства правовой защиты, Основные принципы стали первым документом, в котором эти права были полностью сформулированы. [ 26 ]
Постановление предписывает, что это может принимать пять форм: реституция, компенсация, реабилитация, сатисфакция и гарантия неповторения. Это кодифицирует существующее право на возмещение ущерба, которое было подтверждено как право обычного международного права. [ 27 ]
Велась активная дискуссия по поводу того, является ли право на возмещение ущерба индивидуальным или коллективным. [ 28 ] Некоторые ученые-юристы утверждают, что право жертв на возмещение ущерба является коллективным, а не индивидуальным правом, поскольку оно зависит от включения договоров по правам человека во внутреннее законодательство. [ 29 ] Классификация возмещения ущерба как индивидуального права также была отклонена на том основании, что она не является однозначной из-за исключений, предусмотренных законом о государственном иммунитете. Право на возмещение ущерба ограничено ограниченной правосубъектностью физических лиц в соответствии с международным правом. Чтобы жертва получила возмещение в соответствии с международным правом, государство должно подать иск от ее имени. Осуществление этого права также требует, чтобы государство выплатило любую полученную компенсацию пострадавшему гражданину, что не требуется по международному праву. Согласно статье 19 проекта статей о дипломатической защите , это решение остается на их усмотрение. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Объединенные Нации. «Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 16 декабря 2005 г.» . Библиотека аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций . Проверено 16 мая 2019 г.
- ^ Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/147, 16 декабря 2005 г., опер. пункт. 2.
- ^ Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, принятые КМП и представленные Генеральной Ассамблее в соответствии с документом ООН A/56/10 (2001), статья 1.
- ^ Эванс, Кристина (2012). «Право на возмещение ущерба в международном праве для жертв вооруженного конфликта» (PDF) . Кембриджские исследования в области международного и сравнительного права : 6 . Проверено 7 июня 2019 г.
- ^ Майер-Рик, Александр (2017). «Гарантии неповторения: приближение». Ежеквартальный журнал по правам человека . 39 (2): 423–424. дои : 10.1353/hrq.2017.0024 . S2CID 148591244 .
- ↑ Проект основных принципов и положений о праве на реституцию, компенсацию и реабилитацию жертв грубых нарушений прав человека и основных свобод, 16 января 1997 г., E/CN.4/1998/43.
- ^ Проект основных принципов и руководящих положений о праве на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв нарушений международных прав человека и гуманитарного права, 18 января 2000 г., E/CN.4/2000/62, Приложение (Проект принципов и руководящих указаний 2000 г.).
- ^ Бассиуни, М. Шериф (2006). «Международное признание прав жертв». Обзор законодательства в области прав человека 6 . 2 : 248 – через журналы Oxford University Press.
- ^ Объединенные Нации. «РЕЗОЛЮЦИЯ 60/147 ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ» (PDF) . Библиотека аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций . Проверено 25 мая 2019 г.
- ^ Бассиуни, Шериф М. (2006). «Международное признание прав жертв». Обзор законодательства в области прав человека . 6:2 : 249–250.
- ^ Бассиуни, М. Шериф (2006). «Международное признание прав жертв». Обзор законодательства в области прав человека 6 . 2 :250 – через журналы Oxford University Press.
- ^ «ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ODS» (PDF) . документы-dds-ny.un.org . Проверено 21 мая 2019 г.
- ^ «Е/RES/2005/30» . Цифровая библиотека Организации Объединенных Наций . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Управление Верховного комиссара по правам человека (16 мая 2019 г.). «Резолюция по правам человека 2005/35» . Реф Мир .
- ^ «Реализация прав жертв» (PDF) . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ^ «Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 16 декабря 2005 г.» (PDF) . Документы Генеральной Ассамблеи ООН . 2006 год . Проверено 17 мая 2019 г.
- ^ Эванс, Кристина (2012). «Право на возмещение ущерба в международном праве для жертв вооруженного конфликта» (PDF) . Кембриджские исследования в области международного и сравнительного права : 125 . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Бассиуни, М. Шериф (2006). «Международное признание прав жертв». Обзор законодательства в области прав человека . 6 (2): 203–279. дои : 10.1093/hrlr/ngl009 .
- ^ Эванс, Кристина (2012). «Право на возмещение ущерба в международном праве для жертв вооруженного конфликта» (PDF) . Кембриджские исследования в области международного и сравнительного права : 125 . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Эванс, Кристина (2012). «Право на возмещение ущерба в международном праве для жертв вооруженного конфликта» (PDF) . Кембриджские исследования в области международного и сравнительного права . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Бассиуни, М. Шериф (2006). «Международное признание прав жертв» . Обзор законодательства в области прав человека . 6 (2): 204–5. дои : 10.1093/hrlr/ngl009 .
- ^ Ратнер, С. (1998). «Шизофрения международного уголовного права». Техасский журнал международного права . 33 : 237–257.
- ^ Решения Международного Суда. «(ДРК против Руанды) [2006] Представитель Международного Суда 6» (PDF) .
- ^ Ван Бовен, Тео (2006). Первокурсник ; и др. (ред.). Права «жертв» на средства правовой защиты и возмещение ущерба (PDF) . Нидерланды: Конинклийке Брилл Н.В. стр. 19–40 . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Эванс, Кристина (2012). «Право на возмещение ущерба в международном праве для жертв вооруженного конфликта» (PDF) . Кембриджские исследования в области международного и сравнительного права : 38 . Проверено 8 июня 2012 года .
- ^ Белл, К. (2000). Мирные соглашения и права человека . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Шелтон, Д. (2005). Средства правовой защиты в международном праве прав человека . Издательство Оксфордского университета. п. 147.
- ^ Эванс, Кристина. «Право на возмещение ущерба в международном праве для жертв вооруженного конфликта» (PDF) . Кембриджские исследования в области международного и сравнительного права : 42 . Проверено 8 июня 2019 г.
- ^ Томушат, К. (2008). Права человека, между идеализмом и реализмом . Издательство Оксфордского университета. стр. 192–193.
- ^ «Проекты статей КМП о дипломатической защите» (PDF) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]