Парижские принципы (стандарты прав человека)
Парижские принципы были определены на первом Международном семинаре по национальным учреждениям по поощрению и защите прав человека, состоявшемся в Париже 7–9 октября 1991 года. [1] Они были приняты Комиссией ООН по правам человека в резолюции 1992/54 от 1992 года и Генеральной Ассамблеей ООН в ее резолюции 48/134 от 1993 года. Помимо обмена мнениями о существующих механизмах, участники семинара составили обширную серию рекомендаций о роли, составе, статусе, а также функциях национальных правозащитных учреждений (НПЗУ). [2] Они основаны на стандартах, ранее принятых на Женевском семинаре 1978 года по национальным и местным институтам по поощрению и защите прав человека, на котором были разработаны «Руководящие принципы по структуре и функционированию национальных и местных учреждений по поощрению и защите прав человека». . Парижские принципы 1993 года регулируют статус и функционирование национальных учреждений по защите и поощрению прав человека, известных как национальные правозащитные учреждения .
Требования Парижских принципов к национальным правозащитным учреждениям
[ редактировать ]Парижские принципы перечисляют ряд ролей и обязанностей национальных правозащитных учреждений:
- Учреждение должно отслеживать любую ситуацию нарушения прав человека, которую оно решит предпринять.
- Учреждение должно иметь возможность консультировать правительство, парламент и любой другой компетентный орган по конкретным нарушениям, по вопросам, связанным с законодательством, а также общим соблюдением и выполнением международных инструментов по правам человека .
- Учреждение самостоятельно взаимодействует с региональными и международными организациями .
- Это учреждение должно иметь мандат на обучение и информирование в области прав человека.
- Некоторым учреждениям предоставлена квазисудебная компетенция. [3]
Соблюдение Парижских принципов является центральным требованием процесса аккредитации, регулирующего доступ национальных правозащитных учреждений в Совет ООН по правам человека и другие органы. Это система экспертной оценки, управляемая подкомитетом Глобального альянса национальных правозащитных учреждений (GANHRI), который называется Подкомитетом по аккредитации . Подкомитет проверяет национальные правозащитные учреждения по целому ряду критериев, при этом независимость от государства является наиболее важным аспектом его проверок. Независимость может быть продемонстрирована посредством соблюдения Парижских принципов, как они интерпретируются Подкомитетом в его Общих замечаниях. [4] В ходе проверок, проводимых Подкомитетом по соблюдению Парижских принципов, изучаются уполномочивающее законодательство НПУ, процесс отбора и назначения на руководящие должности, финансовая и административная автономия, а также их мандат в области прав человека, а также их практика в качестве пропагандистов и защитников прав человека. [5]
См. также
[ редактировать ]- Глобальный альянс национальных правозащитных учреждений
- Права человека
- Национальные правозащитные учреждения
- Международные инструменты по правам человека
- Европейский суд по правам человека
- Комиссия по правам человека
- Национальное правозащитное учреждение#Парижские принципы
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бурдекин, Брайан; Наум, Джейсон (2007). Национальные правозащитные учреждения в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Мартинус Нийхофф. ISBN 9789004153363 .
- ^ Текст Парижских принципов
- ^ Национальные правозащитные учреждения - Реализация прав человека», Датский институт прав человека, 2003. ISBN 87-90744-72-1 , стр. 6.
- ^ «Общие наблюдения» . ГАНХРИ . Проверено 21 марта 2022 г.
- ^ Лэнгтри, Дэвид; Робертс Лайер, Кирстен (2021). Правила, требования и практика национальных правозащитных учреждений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198829102 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- УВКПЧ, « Руководство по созданию и укреплению национальных правозащитных учреждений для поощрения и защиты прав человека » (Нью-Йорк/Женева, 1995 г.).
- Агентство ЕС по основным правам, Сильные и эффективные национальные правозащитные учреждения – проблемы, перспективная практика и возможности [ постоянная мертвая ссылка ] (2020)
- УВКПЧ ООН (2010 г.) Национальные правозащитные учреждения: история, принципы, роли и обязанности. Серия профессиональной подготовки 4.
- Организация американских государств, «Отчет Постоянного совета об усилении роли национальных институтов по поощрению и защите прав человека в Организации американских государств» (29 апреля 2009 г.) OEA/ Ser.G CP/ CG- 1770/09 ред. 2 .
- Анна-Элина Похьолайнен. (2006). Эволюция национального правозащитного учреждения Датский институт по правам человека.
- Международный совет по политике в области прав человека. (2005) Оценка эффективности национальных правозащитных учреждений [узурпировал] Международный совет по политике в области прав человека/Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека
- Мортен Кьерум (2003) Национальные правозащитные учреждения – реализация прав человека Датский институт по правам человека
- Биргит Линдснес, Лоне Линдхольт, Кристин Йиген (ред.). (2001) Национальные правозащитные учреждения, статьи и рабочие документы, Вклад в обсуждение создания и развития функций национальных правозащитных учреждений, Датский институт по правам человека.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Форум национальных правозащитных учреждений (Глобальная сеть NHRI) в веб-архивах Библиотеки Конгресса (заархивировано 15 сентября 2002 г.)