Jump to content

Римский статут

Римский статут — статут, учреждающий Международный уголовный суд.
Римский статут Международного уголовного суда
Карта с указанием государств-членов ICC
Стороны и лица, подписавшие Статут
  Государство-участник
  Подписавшая сторона, не ратифицировавшая
  Государство-участник, которое впоследствии вышло из своего членства
  Подписавшаяся сторона, впоследствии отозвавшая свою подпись
  Беспартийный, не подписавший
Составлено 17 июля 1998 г.
Подписано 17 июля 1998 г. [1]
Расположение Рим, Италия [1]
Эффективный 1 июля 2002 г. [2]
Состояние 60 ратификаций [3]
Подписавшиеся 137 [2]
Вечеринки 124 [2]
Депозитарий Генеральный секретарь ООН [1]
Языки арабский, китайский, английский, французский, русский и испанский [4]
Полный текст
Римский статут Международного уголовного суда в Wikisource
https://www.un.org/law/icc/index.html
Штаб-квартира Международного уголовного суда в Гааге

Римский статут Международного уголовного суда – это договор , согласно которому был учрежден Международный уголовный суд (МУС). [5] Он был принят на дипломатической конференции в Риме , Италия , 17 июля 1998 года. [6] [7] и вступил в силу 1 июля 2002 года. [2] По состоянию на февраль 2024 года 124 штата . участниками статута являются [8] Среди прочего, он устанавливает функции, юрисдикцию и структуру суда .

Римский статут установил четыре основных международных преступления: геноцид , преступления против человечности , военные преступления и преступление агрессии . Эти преступления «не подлежат никакому сроку давности ». [9] Согласно Римскому статуту, МУС может расследовать и преследовать по суду четыре основных международных преступления только в тех ситуациях, когда государства «неспособны» или «не желают» делать это самостоятельно. [10] Юрисдикция суда дополняет юрисдикцию национальных судов. Суд обладает юрисдикцией в отношении преступлений только в том случае, если они совершены на территории государства-участника или если они совершены гражданином государства-участника. Исключением из этого правила является то, что МУС может также обладать юрисдикцией в отношении преступлений, если его юрисдикция санкционирована Советом Безопасности Организации Объединенных Наций .

Римский статут установил четыре основных международных преступления: (I) Геноцид , (II) Преступления против человечности , (III) Военные преступления и (IV) Преступление агрессии . После нескольких лет переговоров, направленных на создание постоянного международного трибунала для судебного преследования лиц, обвиняемых в геноциде и других серьезных международных преступлениях , таких как преступления против человечности , военные преступления и преступления агрессии , Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций созвала пятинедельную дипломатическую конференцию в Рим в июне 1998 года «завершить разработку и принять конвенцию о создании международного уголовного суда». [11] [12]

Римский статут является результатом многочисленных попыток создания наднационального и международного трибунала. В конце XIX века международное сообщество сделало первые шаги к учреждению постоянных судов наднациональной юрисдикции. На Гаагских международных мирных конференциях 1899 и 1907 годов представители наиболее могущественных стран предприняли попытку гармонизировать законы войны и ограничить использование технологически продвинутого оружия.

После Нюрнбергского процесса над нацистскими лидерами международные институты начали преследовать лиц, ответственных за преступления против человечности , которые представляют собой бесчеловечные действия, которые могут быть законными в данной стране, но представляют собой грубые нарушения прав человека. Чтобы подтвердить основные принципы демократической цивилизации, обвиняемые получили регулярное судебное разбирательство, право на защиту и презумпцию невиновности . Нюрнбергский процесс стал решающим моментом в истории права , после чего было подписано несколько договоров, которые привели к разработке Римского статута. [ нужна ссылка ]

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №. 260 Конвенция о предотвращении преступления геноцида и наказании за него , принятая 9 декабря 1948 года , стала первым шагом на пути к созданию международного постоянного уголовного трибунала с юрисдикцией в отношении преступлений, которые еще не определены в международных договорах. В резолюции выражалась надежда на усилия Юридической комиссии ООН в этом направлении.

Генеральная Ассамблея ООН после рассмотрения соображений, высказанных комиссией, учредила комитет для разработки устава и изучения связанных с ним правовых вопросов. В 1951 году был представлен первый проект; второй проект последовал в 1955 году, но произошел ряд задержек, официально из-за трудностей с определением преступления агрессии , которые были решены только на дипломатических собраниях в годы после вступления статута в силу. Геополитическая напряженность времен холодной войны также способствовала задержкам.

В декабре 1989 года Тринидад и Тобаго обратилась к Генеральной Ассамблее с просьбой возобновить переговоры о создании международного уголовного суда и в 1994 году представила проект статута. Генеральная Ассамблея создала специальный комитет Международного уголовного суда, а после заслушивания выводов — Подготовительный комитет, который работал над проектом в течение двух лет с 1996 по 1998 год.

Между тем, Организация Объединенных Наций создала специальные трибуналы по бывшей Югославии ( МТБЮ ) и по Руанде ( МУТР ), используя статуты – и поправки, внесенные в связи с вопросами, поднятыми на досудебных или судебных стадиях разбирательства – которые очень похожи на Римские трибуналы. Устав.

ООН Комиссия международного права (КМП) рассмотрела вопрос о включении преступления экоцида в проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, документа, который позже стал Римским статутом. Статья 26 (преступление против окружающей среды) была публично поддержана 19 странами в Юридическом комитете, но была исключена из-за противодействия Нидерландов , Великобритании и Соединенных Штатов Америки . [13] [14] [15]

Учреждение

[ редактировать ]

На своей 52-й сессии Генеральная Ассамблея ООН решила созвать дипломатическую конференцию, «чтобы завершить разработку и принять конвенцию о создании международного уголовного суда». [11] [12] Конференция проводилась в Риме с 15 июня по 17 июля 1998 года. В ней приняли участие представители 161 государства-члена, а также наблюдатели от различных других организаций, межправительственных организаций и агентств, а также неправительственных организаций (включая многие правозащитные группы) и проходил в штаб-квартире Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, расположенной примерно в 4 км от Ватикана (одного из представленных государств). [16] [17] 17 июля 1998 года Римский статут был принят 120 голосами против 7 при 21 воздержавшейся стране. [6]

По соглашению, не было официального протокола голосования каждой делегации по поводу принятия Римского статута. Таким образом, существует некоторый спор по поводу принадлежности семи стран, проголосовавших против договора. [18]

Совершенно очевидно, что Китайская Народная Республика, Израиль и Соединенные Штаты вошли в тройку из семи, поскольку они публично подтвердили свои отрицательные голоса. Индия, Индонезия, Ирак, Ливия, Катар, Россия, Саудовская Аравия, Судан и Йемен были названы различными наблюдателями и комментаторами возможными источниками остальных четырех отрицательных голосов, при этом Ирак, Ливия, Катар и Йемен являются четырьмя наиболее обычно идентифицируется. [18]

Разъяснения голосования публично заявили Индия, Уругвай, Маврикий, Филиппины, Норвегия, Бельгия, США, Бразилия, Израиль, Шри-Ланка, Китай, Турция, Сингапур и Великобритания. [19]

11 апреля 2002 года десять стран одновременно ратифицировали статут на специальной церемонии, состоявшейся в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. [20] доведение общего числа подписавших до шестидесяти, что было минимальным числом, необходимым для вступления закона в силу, как это определено в статье 126. [3] Договор вступил в силу 1 июля 2002 г.; [20] МУС может осуществлять судебное преследование только за преступления, совершенные в эту дату или после нее. [21]

Государства-участники провели обзорную конференцию в Кампале , Уганда, с 31 мая по 11 июня 2010 года. [22] Обзорная конференция приняла определение преступления агрессии, что позволило МУС впервые осуществлять юрисдикцию над этим преступлением. Он также принял решение о расширении списка военных преступлений. [23] поправки в устав Для реализации этих изменений были предложены .

Статус ратификации

[ редактировать ]

По состоянию на февраль 2024 г. , 124 штата [24] Сторонами Статута Суда являются все страны Южной Америки, почти вся Европа, большая часть Океании и примерно половина Африки. [2] [25] Бурунди и Филиппины были государствами-членами, но позже вышли из них 27 октября 2017 г. [26] и 17 марта 2019 г., [27] соответственно. [2] [25] Еще 31 страна [24] подписали, но не ратифицировали Римский статут. [2] [25] Право договоров обязывает эти государства воздерживаться от «действий, которые нарушили бы объект и цель» договора, пока они не заявят, что не намерены становиться участниками договора. [28] Четыре подписавших государства — Израиль в 2002 году, [29] США , 6 мая 2002 г., [30] [31] Судан, 26 августа 2008 г., [32] и Россия 30 ноября 2016 г. [33] — проинформировали Генерального секретаря ООН о том, что они больше не намерены становиться государствами-участниками и, как таковые, не несут никаких юридических обязательств, вытекающих из подписания ими Статута. [2] [25]

Еще сорок один штат [24] не подписали Римский статут и не присоединились к нему. Некоторые из них, в том числе Китай и Индия , критикуют Суд. [34] [35] Украина, не ратифицировавшая Конвенцию, приняла юрисдикцию Суда на период, начинающийся в 2013 году. [36]

Юрисдикция, структура и поправки

[ редактировать ]

Римский статут определяет структуру и сферу юрисдикции МУС. МУС может преследовать отдельных лиц (но не государства или организации) за четыре вида преступлений: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. Эти преступления подробно описаны в статьях 6, 7, 8 и 8 bis Римского статута соответственно. Они должны были быть совершены после 1 июля 2002 года, когда вступил в силу Римский статут.

МУС обладает юрисдикцией в отношении этих преступлений в трех случаях: во-первых, если они имели место на территории государства-участника; во-вторых, если они были совершены гражданином государства-участника; или в-третьих, если преступления были переданы Прокурору Советом Безопасности ООН. МУС может начать расследование до выдачи ордера, если преступления были переданы на рассмотрение Советом Безопасности ООН или если государство-участник требует проведения расследования. В противном случае Прокурор должен запросить разрешение Палаты предварительного производства в составе трех судей начать расследование proprio motu (по своей собственной инициативе). Единственный тип иммунитета, который признает МУС, заключается в том, что он не может привлекать к ответственности лиц, не достигших 18 лет на момент совершения преступления. В частности, ни одно должностное лицо, даже глава государства, не застраховано от судебного преследования.

Римский статут учредил три органа: сам МУС, Ассамблею государств-участников (ASP) и Целевой фонд для потерпевших. ASP имеет два вспомогательных органа. Это постоянный секретариат, созданный в 2003 году, и выборное бюро, в состав которого входят президент и вице-президент. Сам МУС состоит из четырех органов: Президиума (в основном с административными обязанностями); отделения (судьи предварительного, судебного и апелляционного производства); Канцелярия Прокурора; и Секретариат (чья роль заключается в поддержке трех других органов). Функции этих органов подробно описаны в Части 4 Римского статута.

Любая поправка к Римскому статуту требует поддержки большинства в две трети государств-участников, и поправка (кроме тех, которые вносят изменения в список преступлений) не вступит в силу до тех пор, пока она не будет ратифицирована семью восьмыми государствами-участниками. . Государство-участник, которое не ратифицировало такую ​​поправку, может выйти из нее с немедленным вступлением в силу. [37] Любая поправка к списку преступлений, подпадающих под юрисдикцию суда, будет применяться только к тем государствам-участникам, которые ее ратифицировали. Для него не требуется большинство в семь восьмых ратификаций. [37]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Статья 125 Римского статута. Архивировано 19 октября 2013 года в Wayback Machine . Проверено 18 октября 2013 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Запись в базе данных договоров Организации Объединенных Наций, касающаяся Римского статута Международного уголовного суда» . Сборник договоров Организации Объединенных Наций . Архивировано из оригинала 18 января 2011 года . Проверено 10 марта 2010 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Статья 126 Римского статута. Архивировано 19 октября 2013 года в Wayback Machine . Проверено 18 октября 2013 г.
  4. Статья 128 Римского статута. Архивировано 19 октября 2013 года в Wayback Machine . Проверено 18 октября 2013 г.
  5. ^ «Римский статут» (PDF) . Международный уголовный суд. Архивировано (PDF) из оригинала 9 апреля 2023 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Майкл П. Шарф (август 1998 г.). Результаты Римской конференции Международного уголовного суда. Архивировано 15 мая 2012 года в Wayback Machine . Американское общество международного права. Проверено 31 января 2008 г.
  7. Ежегодно в ознаменование принятия Римского статута правозащитники всего мира отмечают 17 июля как Всемирный день международного правосудия . См. Amnesty International USA (2005). Международный день правосудия 2005 г. Архивировано 2 мая 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 31 января 2008 г.
  8. ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 9 июля 2022 г.
  9. ^ Статья 29, Неприменимость срока исковой давности.
  10. ^ «Прокурор Международного уголовного суда призывает положить конец насилию в секторе Газа» . Рейтер . Амстердам. 8 апреля 2018 года . Проверено 27 ноября 2023 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Организация Объединенных Наций (1999). Римский статут Международного уголовного суда – обзор. Архивировано 13 января 2008 г. в Wayback Machine . Проверено 31 января 2008 г.
  12. ^ Перейти обратно: а б Коалиция Международного уголовного суда. Римская конференция – 1998 г. [узурпировал] . Проверено 31 января 2008 г.
  13. ^ ООН. Генеральная Ассамблея (41-я сессия) (20 января 1987 г.). «Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества :: резолюция /: принята Генеральной Ассамблеей» . Система цифровых библиотек Организации Объединенных Наций . Архивировано (PDF) из оригинала 19 декабря 2023 года.
  14. ^ Годин, Мелисса (19 февраля 2021 г.). «Юристы работают над тем, чтобы поставить «экоцид» в один ряд с военными преступлениями. Может ли международный закон привлечь к ответственности крупных загрязнителей?» . Время . Проверено 5 июля 2023 г.
  15. ^ Гогер, Аня; Пуйе Рабатель-Фернель, Май; Кульбицкий, Луиза; Коротко, Дэмиен; Хиггинс, Полли (2012). «Проект Экоцид: Экоцид — это недостающее пятое преступление против мира» (PDF) . Школа перспективных исследований Лондонского университета . Консорциум по правам человека. Архивировано (PDF) из оригинала 2 декабря 2023 года.
  16. ^ «Заключительный акт Международного уголовного суда» . Организация Объединенных Наций — Управление по правовым вопросам . 17 июля 1998 года. Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 18 октября 2013 г.
  17. ^ «Дипломатическая конференция полномочных представителей Организации Объединенных Наций по учреждению Международного уголовного суда - Рим, 15 июня - 17 июля 1998 г. Официальные отчеты - краткие отчеты пленарных заседаний и заседаний Комитета полного состава» (PDF) . Организация Объединенных Наций — Управление по правовым вопросам . Том II. 2002. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2013 года . Проверено 18 октября 2013 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Стивен Элиот Смит, «Определенно возможно: перспективы отношений США с Международным уголовным судом при администрации Обамы», Флоридский журнал международного права , 22 :155, стр. 160, n. 38.
  19. ^ «Дипломатическая конференция ООН завершилась в Риме решением о создании постоянного международного уголовного суда (пресс-релиз ООН L/2889)» . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 29 июня 2018 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  20. ^ Перейти обратно: а б Amnesty International (11 апреля 2002 г.). Международный уголовный суд – историческое событие в борьбе за справедливость. Архивировано 22 ноября 2018 года в Wayback Machine . Проверено 31 января 2008 г.
  21. ^ Статья 11 Римского статута. Архивировано 19 октября 2013 года в Wayback Machine . Проверено 18 октября 2013 г.
  22. Ассамблея государств-участников (14 декабря 2007 г.). «Резолюция: Укрепление Международного уголовного суда и Ассамблеи государств-участников» . Архивировано из оригинала 16 июня 2011 года . Проверено 31 мая 2010 г.   (310 КиБ ) . Проверено 31 января 2008 г.
  23. Официальные отчеты обзорной конференции. Архивировано 4 июля 2011 г. на Wikiwix. Проверено 3 марта 2011 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б с Сумма (a) государств-участников, (b) подписавших государств и (c) не подписавших государств-членов Организации Объединенных Наций составляет 195. Это число на два больше, чем число государств-членов Организации Объединенных Наций (193), причитающихся Государству Палестина и Острова Кука являются государствами-участниками, но не государствами-членами Организации Объединенных Наций.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д «Запись в базе данных договоров Организации Объединенных Наций, касающаяся Римского статута Международного уголовного суда» . Сборник договоров Организации Объединенных Наций . Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 7 декабря 2021 г.
  26. ^ «Ссылка: CN805.2016.TREATIES-XVIII.10 (Уведомление депозитария)» (PDF) . Объединенные Нации . 28 октября 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2016 г. . Проверено 28 октября 2016 г.
  27. ^ «Ссылка: CN138.2018.TREATIES-XVIII.10 (Уведомление депозитария)» (PDF) . Объединенные Нации . 19 марта 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 3 ноября 2018 г. . Проверено 7 декабря 2021 г.
  28. Венская конвенция 1969 года о праве международных договоров , статья 18. По состоянию на 23 ноября 2006 г.
  29. ^ Шиндлер, Дитрих; Томан, Иржи, ред. (2004). «Римский статут Международного уголовного суда» . Законы вооруженных конфликтов: Сборник конвенций, резолюций и других документов (четвертое переработанное и завершенное изд.). Брилл . п. 1383. ИСБН  90-04-13818-8 .
  30. ^ Болтон, Джон Р. (6 мая 2002 г.). «Международный уголовный суд: письмо генеральному секретарю ООН Кофи Аннану» . Государственный департамент США . Архивировано из оригинала 31 мая 2002 года . Проверено 7 декабря 2021 г.
  31. ^ «Аннан сожалеет о решении США не ратифицировать статут Международного уголовного суда» . Объединенные Нации . 8 мая 2002 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
  32. ^ «Ссылка: CN612.2008.TREATIES-6 (Уведомление депозитария)» (PDF) . Объединенные Нации . 27 августа 2008 года . Проверено 7 декабря 2021 г.
  33. ^ «Ссылка: CN886.2016.TREATIES-XVIII.10 (Уведомление депозитария)» (PDF) . Объединенные Нации . 30 ноября 2016 г. Архивировано (PDF) из оригинала 20 декабря 2016 г. . Проверено 7 декабря 2021 г.
  34. ^ Цзяньпин, Лу; Чжисян, Ван (6 июля 2005 г.). «Отношение Китая к МУС» . Журнал международного уголовного правосудия . 3 (3): 608–620. дои : 10.1093/jicj/mqi056 . ISSN   1478-1387 . ССНР   915740 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2005 года.
  35. ^ Раманатан, Уша (6 июля 2005 г.). «Индия и МУС» (PDF) . Журнал международного уголовного правосудия . 3 (3): 627–634. дои : 10.1093/jicj/mqi055 . ISSN   1478-1387 . ССНР   915739 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 мая 2006 года.
  36. ^ «Украина признает юрисдикцию МУС в отношении предполагаемых преступлений, совершенных с 20 февраля 2014 года» . Международный уголовный суд . 8 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2015 г. Проверено 7 декабря 2021 г.
  37. ^ Перейти обратно: а б Статья 121 Римского статута. Архивировано 19 октября 2013 года в Wayback Machine . Проверено 18 октября 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Рой С. Ли (редактор), Международный уголовный суд: создание Римского статута . Гаага: Kluwer Law International (1999). ISBN   90-411-1212-Х .
  • Рой С. Ли и Хакан Фриман (ред.), Международный уголовный суд: элементы преступлений и правила процедуры и доказывания . Ардсли, Нью-Йорк: Транснациональные издательства (2001). ISBN   1-57105-209-7 .
  • Уильям А. Шабас, Флавия Латтанци (ред.), Очерки Римского статута Международного уголовного суда, том I. Фаньяно-Альто: il Sirente (1999). ISBN   88-87847-00-2
  • Клаус Кресс, Флавия Латтанци (ред.), Римский статут и внутренние правопорядки, том I. Фаньяно-Альто: Сиренте (2000). ISBN   88-87847-01-0
  • Антонио Кассезе , Паола Гаэта и Джон Р.В.Д. Джонс (ред.), Римский статут Международного уголовного суда: комментарий . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (2002). ISBN   978-0-19-829862-5 .
  • Уильям А. Шабас, Флавия Латтанци (ред.), Очерки Римского статута Международного уголовного суда, том II . Фаньяно-Альто: il Sirente (2004). ISBN   88-87847-02-9
  • Уильям А. Шабас, Введение в Международный уголовный суд (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета (2004). ISBN   0-521-01149-3 .
  • Клаус Кресс, Флавия Латтанци (ред.), Римский статут и внутренние правопорядки, том II . Фаньяно-Альто: Сиренте (2005). ISBN   978-88-87847-03-1
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3bf9671fc005200c12044bbfd13847b__1720893480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/7b/f3bf9671fc005200c12044bbfd13847b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rome Statute - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)