Памятник
Памятник – это тип конструкции , которая была специально создана для увековечивания памяти человека или события или которая стала актуальной для социальной группы как часть ее памяти об исторических временах или культурном наследии благодаря своим художественным, историческим, политическим, техническим или архитектурное значение. [1] Примеры памятников включают статуи, (военные) мемориалы, исторические здания, археологические памятники и культурные ценности. Если существует общественный интерес в его сохранении, памятник может быть внесен, например, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [2] Энциклопедия Пэлгрейва культурного наследия и конфликтов дает следующее определение памятника:
Памятники возникают в результате социальных практик строительства или консервации материальных артефактов, посредством которых проявляется идеология их создателей. Концепция современного памятника возникла с развитием капитала и национального государства в пятнадцатом веке, когда правящие классы начали строить и сохранять так называемые памятники. Эти практики значительно распространились в девятнадцатом веке, создав идеологические рамки для их сохранения как универсального гуманистического долга. Двадцатый век ознаменовал движение к тому, чтобы некоторые памятники воспринимались как культурное наследие в виде останков, подлежащих сохранению, а что касается памятных памятников, произошел сдвиг в сторону абстрактного контр-памятника. В обоих случаях их конфликтный характер явно проявляется в необходимости их сохранения, учитывая, что фундаментальным компонентом действий государства после строительства или объявления памятников являются судебные разбирательства по поводу вандализма и иконоборчества. Однако не все памятники представляют интересы национальных государств и правящих классов; их формы также используются за пределами западных границ и социальными движениями как часть подрывных практик, использующих памятники как средство выражения, когда формы, ранее эксклюзивные для европейских элит, используются новыми социальными группами или для создания антимонументальных артефактов, которые напрямую бросают вызов государство и правящие классы. Таким образом, в конфликтах важен не столько памятник, сколько то, что происходит с сообществами, которые участвуют в его строительстве или разрушении, а также в стимулировании форм социального взаимодействия. [3]
Этимология
[ редактировать ]Слово «памятник» происходит от латинского « monuementum », происходящего от слова moneo , monere , что означает «напоминать» или «предупреждать», предполагая, что памятник позволяет нам видеть прошлое, помогая нам визуализировать то, что должно произойти. в будущем. [4] В английском языке слово «монументальный» часто используется в отношении чего-то необычайного размера и силы, как в монументальной скульптуре , но также и для обозначения всего, что сделано в память об умерших, например, погребальный памятник или другой образец погребального искусства .
Создание и функции
[ редактировать ]Формалистская интерпретация памятников предполагает, что их происхождение восходит к античности и даже доисторическим временам. Археологи, такие как Гордон Чайлд, считали древние памятники символами власти. Историки, такие как Льюис Мамфорд, предположили, что эта практика началась с памятников палеолита, которые служили местами для общения с духами предков. Однако эти точки зрения часто проецируют современное использование памятников на древние постройки. В истории искусства памятники рассматриваются как важные скульптурные формы; в архитектуре и городском планировании они имеют решающее значение для организации города и картографирования. Эти современные интерпретации были задним числом применены к древним и незападным структурам. Эта современная концепция памятников соответствует тому, как постройки прошлого сегодня называются памятниками. Франсуаза Шоа подчеркивает различие между этими взглядами: «Исторический памятник представляет собой точно датируемое изобретение Запада... экспортированное и распространенное за пределами Европы с конца девятнадцатого века». [5] По сути, структура определения термина «памятник» зависит от текущих исторических условий. С ней связаны и аспекты Культуры памяти и культурной памяти, а также вопросы о понятиях публичной сферы и долговечности (запоминаемого), формы и содержания памятника (памятник-произведение). С искусствоведческой точки зрения дихотомия содержания и формы открывает проблему «лингвистической способности» памятника. Становится ясно, что язык является выдающейся частью памятника и часто представлен в «беспредметных» или «архитектурных памятниках», по крайней мере, с мемориальной доской. В этой связи дискуссия затрагивает социальные механизмы, сочетающиеся с Памятью. Это принятие памятника как объекта, передаваемого содержания и воздействия этого содержания.
Памятники часто используются для улучшения внешнего вида города или локации. Планируемые города, такие как Вашингтон, округ Колумбия , Нью-Дели и Бразилиа, часто строятся вокруг памятников. Например, место для памятника Вашингтону было задумано компанией L'Enfant, чтобы помочь организовать общественное пространство в городе еще до того, как он был спроектирован или построен. В старых городах памятники размещаются в уже важных местах или иногда перепроектируются, чтобы сосредоточиться на одном из них. Как Шелли предположил в своем знаменитом стихотворении « Озимандиас » (« Посмотрите на мои произведения, вы, Могучие, и отчаивайтесь! »), цель памятников очень часто состоит в том, чтобы произвести впечатление или трепетать.
Памятниками могут также считаться сооружения, созданные для других целей и выделяющиеся своим возрастом, размером или историческим значением. Это может произойти из-за большого возраста и размера, как в случае с Великой Китайской стеной , или потому, что там произошло событие огромной важности, например, в деревне Орадур-сюр-Глан во Франции . Многие страны используют « древний памятник » или аналогичные термины для официального обозначения охраняемых сооружений или археологических памятников , которые первоначально могли быть обычными жилыми домами или другими постройками.
Памятники также часто предназначены для передачи исторической или политической информации и, таким образом, могут развивать активную социально-политическую силу. Их можно использовать для укрепления главенства современной политической власти, например, колонну Траяна или многочисленные статуи Ленина в Советском Союзе . Их можно использовать для информирования населения о важных событиях или фигурах прошлого, например, при переименовании старого здания Главпочтамта в Нью-Йорке в здание Джеймса А. Фарли в честь Джеймса Фарли , бывшего генерального почтмейстера Нью-Йорка. Соединенные Штаты . [6] Чтобы выполнять свои информативные и просветительские функции, памятник должен быть открыт для публики, а это означает, что его пространственное измерение, а также его содержание могут быть доступны публике и быть устойчивыми. Первое может быть достигнуто либо путем размещения памятника в публичном пространстве, либо путем публичного обсуждения памятника и его значения, второе - благодаря материальности памятника или если его содержание немедленно становится частью коллективной или культурной памяти.
Социальное значение памятников редко бывает фиксированным и определенным и часто «оспаривается» различными социальными группами. В качестве примера: хотя бывшее восточногерманское социалистическое государство, возможно, и рассматривало Берлинскую стену как средство «защиты» от идеологической нечистоты Запада, диссиденты и другие часто утверждали, что она была символом присущих этому режиму репрессий и паранойи. состояние. Этот спор о значении является центральной темой современного «постпроцессуального» археологического дискурса.
Потеря и разрушение
[ редактировать ]Хотя многие древние памятники все еще существуют сегодня, есть примечательные случаи, когда памятники были намеренно или случайно разрушены, и многие памятники, вероятно, исчезли с течением времени и под воздействием природных сил, таких как эрозия. В 772 году во время Саксонских войн . Карл Великий намеренно разрушил Ирминсулу памятник [7] с целью осквернить языческую религию. В 1687 году Парфенон в Афинах был частично разрушен венецианским минометным снарядом, который привел в действие склад пороха, хранившийся там турецкими защитниками. [8]
Недавние археологические раскопки в центральной Франции обнаружили остатки мегалитического ранее разрушенного памятника. «Как и некоторые памятники, в том числе Белз в Морбиане , менгиры Вейр-Монтона были снесены, чтобы заставить их исчезнуть из ландшафта. большие ямы, иногда изуродованные или засыпанные землей, эти монолиты были разрушены «объект иконоборческих жестов, своего рода осуждение, возможно, связанное с каким-то изменением сообщества или верований». [9] [10]
Защита и сохранение
[ редактировать ]Этот термин часто используется для описания любого сооружения, которое является значимым и охраняемым законом историческим произведением, и во многих странах существуют эквиваленты того, что в Соединенного Королевства законодательстве называется памятником, включенным в список , который часто включает относительно недавние здания, построенные для жилых или промышленных целей, с В то время не было мысли, что их станут считать «памятниками».
было принято До недавнего времени у археологов изучать крупные памятники, уделяя меньше внимания повседневной жизни обществ, их создавших. Новые представления о том, что представляет собой археологические находки , показали, что некоторые законодательные и теоретические подходы к этому вопросу слишком сосредоточены на более ранних определениях памятников. Примером могут служить законы Соединенного Королевства о включенных в список древних памятниках .
Помимо муниципального или национального правительства, которое защищает памятники, находящиеся под их юрисдикцией, существуют учреждения, занимающиеся защитой и сохранением памятников, которые считаются имеющими особое природное или культурное значение для мира, например, ЮНЕСКО . по объектам всемирного наследия программа [11] и Всемирный фонд памятников . [2]
Памятники культуры также считаются памятью сообщества и поэтому подвергаются особой опасности в контексте современных асимметричных войн. Культурное наследие противника должно быть серьезно повреждено или даже уничтожено. Поэтому помимо национальной защиты памятников культуры международные организации (см. Всемирное наследие ЮНЕСКО , Blue Shield International ) пытаются защитить памятники культуры. [12] [13] [14] [15]
В последнее время все больше и больше памятников сохраняются в цифровом виде (в 3D-моделях) с помощью таких организаций, как CyArk . [16]
Типы
[ редактировать ]- Контрольные показатели, устанавливаемые государственным учреждением или частной исследовательской фирмой.
- Здания , спроектированные как достопримечательности , обычно построенные с необычными характеристиками, например, спроектированные как самый высокий, самый большой или самый отличительный дизайн, например, Бурдж-Халифа в Дубае, самое высокое сооружение в мире, или Всемирный торговый центр One , самое высокое здание в мире. США , построенный в память о теракте 11 сентября.
- Кенотафы (предназначенные в честь погибших, похороненных в другом месте) и другие мемориалы в память о погибших, обычно о жертвах войны, например, Ворота Индии и Мемориал Вими-Ридж , или о жертвах стихийных бедствий, таких как Мемориал Титаника в Белфасте .
- Церковные памятники в память об умерших верующих, расположенные над их могилой или рядом с ней, часто с изображением , например, базилика Святого Петра или средневековая церковь Санта-Мария-ди-Коллемаджо в Л'Акуиле.
- Колонны , часто увенчанные статуями, например, Берлинская Колонна Победы , Колонна Нельсона в Лондоне и Колонна Траяна в Риме.
- Вечный огонь , который постоянно горит, обычно зажигается в честь неизвестных солдат, например, на Могиле Неизвестного солдата в Москве или на могиле Джона Ф. Кеннеди в Вирджинии на Арлингтонском национальном кладбище .
- Фонтаны , сооружения для излияния воды, обычно размещаются в официальных садах или на городских площадях , например, в Фонтанах Согласия и Садах Версаля .
- Надгробия , небольшие памятники умершим, установленные на их могилах, например, могилы и склепы ветеранов в Доме Инвалидов и Мемориале геноцида Сребреницы .
- Мавзолеи и гробницы в честь умерших, например, Великая пирамида в Гизе , Либико-Пунический мавзолей Дугга и Тадж-Махал .
- Монолиты, возведенные в религиозных или памятных целях, например, Стоунхендж .
- Памятники-мечети , места поклонения, которые обычно имеют купола и минареты , выделяющиеся на фоне горизонта. Они также обычно украшены искусной исламской каллиграфией и геометрическими произведениями искусства, например Мечеть Пророка .
- Курганы, воздвигнутые в память о великих лидерах или событиях, например, Курган Костюшко .
- Обелиски , обычно воздвигаемые в честь великих лидеров, например, Игла Клеопатры в Лондоне, Национальный памятник («Монас») в Центральной Джакарте и Монумент Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия.
- Дворцы , внушительные королевские резиденции, призванные впечатлять людей своим величием и величием, например, Запретный город в Пекине, Версальский дворец и Шверинский дворец в Шверине.
- Прожекторы для проецирования мощного луча света, например, Tribute in Light в Национальном мемориале и музее 11 сентября в Нью-Йорке, посвященном терактам 11 сентября 2001 года.
- Статуи известных личностей или символов, например, Нидервальдденкмаль ( Германия ) в Гессене, «Свобода, озаряющая мир» (широко известная как Статуя Свободы ) в Нью-Йорке и «Родина-мать зовет» в Волгограде.
- Храмы или религиозные сооружения, построенные для паломнических, ритуальных или памятных целей, например, Боробудур в Магеланге и Кааба в Мекке.
- Завершающие виды , планировка городских памятников в конце проспекта, например, Опера Гарнье в Париже.
- Триумфальные арки почти всегда в ознаменование военных успехов, например, Арка Константина в Риме и Триумфальная арка Этуаль в Париже.
- Военные мемориалы , например, Мемориал Иводзимы в Арлингтоне, Вирджиния, Военно-морской мемориал Лабое , Лотарингское американское кладбище и Мемориал в Сент-Аволде , [17] и Советский военный мемориал в Берлине.
Примеры известных памятников
[ редактировать ]- Национальный памятник Эль-Анхелю, построенный в ознаменование независимости Мексики.
- Статуя Свободы ( Свобода, озаряющая мир ), символ Соединенных Штатов . свободы
- Мемориальный зал председателя Мао расположен на площади Тяньаньмэнь , где пекинские ворота Китая. раньше стояли
- Мемориал Bell Telephone , посвященный изобретению телефона, Брантфорд, Онтарио.
- Кенотаф Хиросимы и Купол атомной бомбы в память о жертвах атомной бомбардировки 6 августа 1945 года.
См. также
[ редактировать ]- Закон о древностях
- Архив английского наследия содержит данные о памятниках Англии.
- Мемориал
- Монументальная скульптура
- Национальный мемориал
- Национальный памятник
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пещеры, RW (2004). Энциклопедия города . Рутледж. п. 470. ИСБН 978-0415252256 .
- ^ Jump up to: а б «Сохранение культурного наследия» . wmf.org . Всемирный фонд памятников . Проверено 23 октября 2013 г.
- ^ Паласиос Гонсалес, Даниэль (2020), Салул, Ихаб; Бэйли, Бритт (ред.), «Памятник» , Энциклопедия культурного наследия и конфликтов Пэлгрейва , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–13, doi : 10.1007/978-3-030-61493-5_23-1 , ISBN 978-3-030-61493-5 , получено 8 марта 2024 г.
- ^ Джон Янг Коул; Генри Хоуп Рид (1997). Библиотека Конгресса: Искусство и архитектура здания Томаса Джефферсона . Нортон. п. 16. ISBN 978-0-393-04563-5 .
- ^ Шоа, Франсуаза (2001). Изобретение исторического памятника . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Дэвид Гарднер Чардэвойн (2012), Окружной суд США Восточного округа Мичигана: люди, закон и политика , Wayne State University Press, стр. 194
- ^ Неизвестный; Шольц, Бернхард Вальтер; Роджерс, Барбара (1972). «Глава 772». Каролингские хроники: Королевские франкские анналы и истории Нитхарда. Перевод Бернхарда Вальтера Шольца при участии Барбары Роджерс . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 48–49. ISBN 0-472-06186-0 . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Моммзен, Теодор Э. (1941). «Венецианцы в Афинах и разрушение Парфенона в 1687 году». Американский журнал археологии . 45 (4): 544–556. дои : 10.2307/499533 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 499533 . S2CID 191393528 .
- ^ «Редкие доисторические камни обнаружены в центральной Франции» .
- ^ «Исключительное открытие около тридцати доисторических монолитов в Оверни» . 26 августа 2019 г.
- ^ «Всемирное наследие» . сайт ЮНЕСКО .
- ^ «Правовые документы ЮНЕСКО: Второй протокол к Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1999 г.» .
- ^ Роджер О'Киф, Камиль Перон, Тофик Мусаев, Джанлука Феррари «Защита культурных ценностей. Военное руководство». ЮНЕСКО, 2016, С. 73 и далее.
- ^ Генеральный директор ЮНЕСКО призывает к более тесному сотрудничеству в области защиты наследия на Генеральной ассамблее Blue Shield International. ЮНЕСКО, 13 сентября 2017 г.
- ^ «Миссии Синего Щита» . Блу Шилд Интернэшнл .
- ^ CyArk сохраняет памятники в цифровом виде . slashgear.com. 22 октября 2013 г.
- ^ «Американское кладбище и мемориал Лотарингии» . abmc.gov . Январь 1960 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чейни, Эдвард. «Египет в Англии и Америке: культурные памятники религии, королевской семьи и революции», «Места обмена: европейские перекрестки и разломы», изд. М. Аскари и А. Коррадо, Амстердам и Нью-Йорк, Родопи, 2006, 39–6 .
- Шоа, Франсуаза (2001). Изобретение исторического памятника . Издательство Кембриджского университета.
- Гангопадьяй, Субиной (2002). Свидетельство камня: памятники Индии . Дасгупта и Ко.
- Филлипс, Синтия ; Привер, Шана (2008). Древние памятники . Справочник М. Е. Шарпа.
- Стирлин, Анри (2005). Великие памятники древнего мира . Темза и Гудзон.
- Жюдит Дюпре . Памятники: история Америки в искусстве и памяти (2007). Случайный дом. ISBN 978-1-4000-6582-0