Африканский суд по правам человека и народов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
![]() |
---|
Африканский суд по правам человека и народов , также известный как Африканский суд , [ 1 ] — международный суд, созданный государствами-членами Африканского союза (АС) для реализации положений Африканской хартии прав человека и народов (также известной как Банжульская хартия). Расположенный в Аруше, Танзания , он является судебным органом Африканского союза и одним из трех региональных судов по правам человека (вместе с Европейским судом по правам человека и Межамериканским судом по правам человека ). [ 2 ]
Африканский суд был создан в соответствии с протоколом к Банжульской хартии, принятым в 1998 году в Буркина-Фасо Организацией африканского единства (ОАЕ), предшественницей АС. Протокол вступил в силу 25 января 2004 года после ратификации более чем 15 странами. Первые судьи суда были избраны в 2006 году, а первое решение он вынес в 2009 году. [ 3 ]
Мандат Африканского суда состоит в том, чтобы дополнять и усиливать функции Африканской комиссии по правам человека и народов , квазисудебного органа, который контролирует выполнение Хартии и рекомендует дела суду. [ 4 ] Он обладает юрисдикцией в отношении всех переданных ему дел и споров, касающихся толкования и применения Банжульской хартии, протокола к Хартии и любого другого применимого документа по правам человека. Суд может давать консультативные заключения по юридическим вопросам и выносить решения по спорным делам.
Суд состоит из одиннадцати судей, номинированных государствами-членами АС и избираемых Ассамблеей глав государств и правительств последнего. Судьи избираются на шестилетний срок и могут быть переизбраны только один раз. Председатель суда проживает и работает полный рабочий день в Аруше, а остальные десять судей работают неполный рабочий день. Реестровые, управленческие и административные функции выполняет регистратор.
Тридцать четыре африканские страны ратифицировали протокол о создании Африканского суда, из которых только девять сделали специальную декларацию, позволяющую отдельным лицам и НПО передавать дела непосредственно в суд: Буркина-Фасо, Гана, Малави, Мали, Руанда, Танзания, Республика Кот-д'Ивуар, Тунис и Гамбия; [ 5 ] в противном случае дела должны быть переданы в Африканскую комиссию, которая затем определяет, следует ли передавать их в суд.
По состоянию на сентябрь 2021 года Африканский суд вынес 259 решений, в том числе 131 решение и 128 постановлений, и на рассмотрении находится 217 дел. [ 6 ]
Члены
[ редактировать ]
Бургундия – полностью признаю компетенцию суда
Розовый — другие государства, ратифицировавшие протокол.
По состоянию на январь 2019 года девять государств-участников протокола сделали заявление о признании компетенции Суда принимать дела от неправительственных организаций (НПО) и частных лиц. В число девяти государств входят Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Мали, Малави, Руанда, Танзания, Гамбия и Тунис. [ 5 ] Всего протокол ратифицировали 34 государства: Алжир, Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Чад, Кот-д'Ивуар, Коморские Острова, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау и Кения, Ливия, Лесото, Мадагаскар, Мали, Малави. , Мозамбик, Мавритания, Маврикий, Нигер, Нигер, Руанда, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Южная Африка, Сенегал, Танзания, Того, Тунис, Уганда и Замбия. [ 7 ]
Кот-д'Ивуар объявил о выходе из суда в апреле 2020 года, после того как трибунал приказал правительству приостановить действие ордера на арест Гийома Соро . [ 8 ]
Миссия
[ редактировать ]Африканский суд по правам человека и народов был создан в целях дополнения и усиления функций Африканской комиссии по правам человека и народов (Африканской комиссии – часто называемой Банжульской комиссией), которая представляет собой квазисудебный орган, уполномоченный контроль за выполнением Хартии.
Мандат
[ редактировать ]Миссия Суда заключается в расширении защитного мандата Африканской комиссии по правам человека и народов путем укрепления системы защиты прав человека в Африке и обеспечения уважения и соблюдения Африканской хартии прав человека и народов, а также другие международные документы по правам человека посредством судебных решений.
Зрение
[ редактировать ]Видение Суда – Африка с жизнеспособной культурой прав человека.
Основные ценности
[ редактировать ]- Независимость судебной власти от любой партийной принадлежности, предвзятости, влияния, исходящего ли оно от государства, НПО, финансирующих агентств или отдельных лиц.
- Справедливое и беспристрастное применение и толкование положений Африканской Хартии, Протокола, Правил и других соответствующих международных документов по правам человека.
- Прозрачная и этическая подотчетность в деятельности Суда.
- Поддерживаются основные права каждого человека на пользование основными гражданскими, политическими, социальными, экономическими и культурными правами.
- Сотрудничество с соответствующими заинтересованными сторонами для достижения цели Суда по защите прав человека и народов.
- Недискриминация и равенство при выполнении работы Суда.
- Добросовестность судей и сотрудников Суда.
- Обеспечить равный доступ всем потенциальным пользователям Суда.
- Будьте отзывчивы к нуждам тех, кто обращается в Суд.
Стратегические цели
[ редактировать ]- Осуществлять юрисдикцию по всем переданным на его рассмотрение делам и спорам, касающимся толкования и применения Хартии, протокола и любого другого соответствующего документа, касающегося прав человека, ратифицированного соответствующими государствами;
- Сотрудничать с субрегиональными и национальными судебными органами для усиления защиты прав человека на континенте;
- Расширить участие африканского народа в работе Суда;
- Укрепить возможности Секретариата Суда, чтобы он мог выполнять свой мандат; и
- Укрепить рабочие отношения между Судом и Африканской комиссией.
Выборы судей
[ редактировать ]22 января 2006 года восьмая очередная сессия Исполнительного совета Африканского союза избрала первые одиннадцать судей Африканского суда по правам человека и народов .
Судьи обычно избираются сроком на шесть лет и могут быть переизбраны один раз. Президент и вице-президент избираются сроком на два года и могут быть переизбраны один раз.
Суд провел свою первую очередную сессию 2–5 июля 2006 г. в Банжуле, Гамбия.
Расположение
[ редактировать ]Танзания является государством пребывания Суда. [ 9 ] Временные помещения Суда расположены в Аруше, Танзания , на этапе II комплекса Центра охраны природы Мвалиму Джулиуса Ньерере вдоль Додома-роуд. Планы Танзании по строительству постоянных помещений для Суда неоднократно задерживались, и Суд подчеркнул необходимость в специально построенных помещениях для надлежащего выполнения своей работы. [ 10 ]
Юрисдикция
[ редактировать ]Суд обладает юрисдикцией рассматривать жалобы против государств-участников Судебного протокола. На сегодняшний день 34 государства (перечисленные выше) ратифицировали протокол. [ 11 ]
Заявление против этих государств может быть подано Африканской комиссией или африканскими межправительственными организациями.
Если государство сделало заявление о признании права индивидуального обращения в соответствии со статьей 34(6) Протокола Суда, физическое лицо или НПО со статусом наблюдателя в Африканской комиссии по правам человека и народов может подать заявление. На данный момент декларацию сделали 9 государств: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гана, Малави, Мали, Танзания, Тунис и Гамбия. [ 12 ] Руанда сделала заявление в 2013 году, но отозвала его в 2016 году, а Танзания уведомила об отзыве своего заявления (которое вступит в силу год спустя) в ноябре 2019 года. [ 13 ]
Суждения
[ редактировать ]15 декабря 2009 г. Суд вынес свое первое решение, признав жалобу против Сенегала неприемлемой. [ 14 ]
Первое решение суда по существу дела было вынесено 14 июня 2013 года по делу, касающемуся Танзании. Он установил, что Танзания нарушила права своих граждан на свободное участие в управлении государством напрямую или через представителей, независимо от их партийной принадлежности, и обязал Танзанию принять конституционные, законодательные и все другие меры, необходимые для устранения этих нарушений. [ 15 ] [ 16 ]
28 марта 2014 года суд вынес решение против Буркина-Фасо по делу, возбужденному семьей Норберта Зонго, редактора газеты, убитого в 1998 году. Суд установил, что Буркина-Фасо не провела надлежащего расследования убийства и не провела его должным образом. в своих обязательствах по защите журналистов. [ 17 ] [ 18 ]
23 июня 2022 года суд постановил, что правительство Кении должно выплатить выселенным и перемещенным людям окиек 157 850 000 шиллингов за десятилетия материального и морального ущерба, признать их коренную принадлежность и помочь получить им официальные права на земли их предков. [ 19 ]
Состав
[ редактировать ]Имя | Состояние | Позиция | Избранный | Срок действия заканчивается |
---|---|---|---|---|
Судья Бен Киоко | ![]() |
вице-президент | 2012* | 2024 |
Судья Рафаа Бен Ачур | ![]() |
Судить | 2014* | 2026 |
Судья Нтьям Менге | ![]() |
Судить | 2016* | 2028 |
Судья Туджилане Чизумила | ![]() |
Судить | 2017* | 2028 |
Судья Бенсаула прибыл | ![]() |
Судить | 2017* | 2028 |
Судья Блез Чикая | ![]() |
вице-президент | 2018 | 2024 |
Судья Стелла Исибхахомен Анукам | ![]() |
Судить | 2018 | 2024 |
Судья Имани Дауд Абуд | ![]() |
Президент | 2018 | 2024 |
Судья Думиса Нцебеза | ![]() |
Судить | 2021 | 2027 |
* Обозначает избрание на второй срок.
Бывшие судьи
[ редактировать ]Имя | Состояние | Позиция | Избранный | Срок закончился |
---|---|---|---|---|
Судья Джордж Канье | ![]() |
Судить | 2006 | 2008 |
Судья Жан Эмиль Сомда | ![]() |
Судить | 2006 | 2008 |
Судья Гиту Муигай | ![]() |
Судить | 2008 | 2010 |
Судья Хамди Фарадж Фаннуш | ![]() |
Судить | 2006 | 2010 |
Судья Келлело Юстина Мафосо-Гуни | ![]() |
Судить | 2006 | 2010 |
Судья София AB Акуффо | ![]() |
Президент | 2012 | 2014 |
Судья Жан Муцинзи | ![]() |
Президент | 2008 | 2010 |
Судья Джерард Ньюнгеко | ![]() |
Президент | 2006 | 2012 |
Судья Бернар Нгопе | ![]() |
Судить | 2006 | 2014 |
Судья Джозеф Ньямихана Муленга | ![]() |
Судить | 2008 | 2014 |
Судья Фатсах Угергуз | ![]() |
Судить | 2006 | 2016 |
Судья Дункан Тамбала | ![]() |
Судить | 2010 | 2016 |
Судья Аугустино С.Л. Рамадан | ![]() |
Судить | 2010 | 2016 |
Судья Элси Нванвури Томпсон | ![]() |
Вице-президент | 2010 | 2016 |
Судья Эль-Хаджи Гиссе | ![]() |
Судить | 2012 | 2018 |
Justice Solome Balungi Bossa | ![]() |
Судить | 2014 | 2020 |
Судья Сильвен Оре | ![]() |
Президент | 2014 | 2020 |
Судья Анджело Васко Матуссе | ![]() |
Судить | 2014 | 2020 |
Судья Мари Тереза Мукамулиса | ![]() |
Судить | 2016 | 2022 |
Планируемое слияние с Африканским судом
[ редактировать ]1 июля 2008 года на саммите Африканского союза в Шарм-эль-Шейхе ( Египет ) главы государств и правительств подписали протокол [ 20 ] о слиянии AfCHPR с до сих пор несуществующим Африканским судом после решения государств-членов на саммите Африканского союза в июне 2004 года. По состоянию на 18 июня 2020 года только восемь стран ратифицировали протокол из 15, необходимых для его вступления в силу. [ 21 ] Новый суд будет называться Африканский суд по правам человека .
См. также
[ редактировать ]- Европейский суд по правам человека - региональный суд, созданный в 1950 году.
- Межамериканский суд по правам человека - региональный суд, созданный в 1979 году.
- Лингвистические права
- Список языковых прав в конституциях
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чарльз Охен-Амо, Оценка Африканского суда по правам человека и народов Педагогический университет, Виннеба
- ^ «Основная информация» . Африканский суд по правам человека и народов . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Родригес, Хуан Баутиста Картес; Альварес, Лаура Иньиго (2020). «Прецедентное право Африканского суда по правам человека и народов в Ливии после арабских восстаний: извлеченные уроки для консолидации и легитимации Суда» . Африканский журнал по праву человека . 20 (1). дои : 10.17159/1996-2096/2020/v20n1a3 . S2CID 226694771 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Кейт Стоун, Африканский суд по правам человека и народов (Защитники международного развития, февраль 2012 г.). Юридический гид (2012)
- ^ Jump up to: а б Гамбия становится девятой страной, которая разрешила НПО и частным лицам прямой доступ к Африканскому суду.
- ^ «Судебные дела в Африке | Статистика» . www.african-court.org . Проверено 10 сентября 2021 г.
- ^ Африканский союз. «СПИСОК СТРАН, ПОДПИСАННЫХ, РАТИФИЦИРОВАННЫХ / ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К ПРОТОКОЛУ К АФРИКАНСКОЙ ХАРТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ О СОЗДАНИИ АФРИКАНСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ» (PDF) . Проверено 6 марта 2023 г.
- ^ де Бассомпьер, Линн; Мье, Бодлер (29 апреля 2020 г.). «Берег Слоновой Кости выходит из Африканского суда по правам человека» . Новости Блумберга . Архивировано из оригинала 30 апреля 2020 года.
Кот-д'Ивуар вышел из Африканского суда по правам человека и народам через неделю после того, как трибунал приказал западноафриканской стране приостановить действие ордера на арест кандидата в президенты Гийома Соро, который во вторник был приговорен к 20 лет в тюрьме.
- ^ «Принимающее соглашение между правительством Объединенной Республики Танзания и Африканским Союзом о местонахождении Африканского суда по правам человека и народов в Аруше, Танзания» (PDF) . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Де Сильва, Николь (2018). «Африканский суд по правам человека и народов» . Рочестер, штат Нью-Йорк. ССНР 3314940 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Камерун ратифицирует Протокол.
- ^ «Африканский суд по правам человека и народов» . www.african-court.org . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ^ Де Сильва, Николь (16 декабря 2019 г.). «Доступ частных лиц и НПО в Африканский суд по правам человека и народов: последний удар из Танзании» . ЭДЖИЛ: Говори! . Проверено 2 ноября 2020 г.
- ↑ Решение по делу Мишело Йогогомбайе против Республики Сенегал , 15 декабря 2009 г. Архивировано 15 декабря 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ «36. Заявление № 032/2015 – Киджиджи Исиага против Объединенной Республики Танзания» . www.african-court.org .
- ^ «Конституция Танзании нарушает права политических кандидатов» . jurist.org .
- ^ «Заявление № 013/2011» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 г.
- ^ «Убийство Норберта Зонго: Африканский суд подчеркивает обязанность государства защищать журналистов» . Фонды открытого общества .
- ^ «Коренные огиеки выиграли «знаковое» решение Африканского суда о возмещении ущерба», Джозеф Ли, Grist.com
- ^ Протокол к Статуту Африканского суда и правам человека . Архивировано 5 июня 2015 г., в Wayback Machine , 1 июля 2008 г.
- ^ Протокол к Статуту Африканского суда и правам человека, список статусов. Архивировано 2 декабря 2017 г. на Wayback Machine, доступ осуществлен 07 марта 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаикс, Мартин; Джамали, Айюб (2022). «Находится ли Африканский суд по правам человека и народов в экзистенциальном кризисе?». Нидерландский ежеквартальный журнал по правам человека . 40 : 56–74. дои : 10.1177/09240519211072424 . S2CID 245943959 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Африканского суда по правам человека и народов
- Биографии судей AfCHPR
- Веб-сайт африканских международных судов и трибуналов
- Протокол к Африканской хартии прав человека и народов об учреждении Африканского суда по правам человека и народов
- Африканский суд по правам человека и народов: десять лет спустя, а справедливости до сих пор нет (2008 г.), Лондон, Группа по правам меньшинств
- Коалиция за эффективный африканский суд по правам человека и народов
- Африканский суд по правам человека и народов, Американское общество международного права, ASIL Insight, 19 сентября 2006 г., том 10, выпуск 24
- «Африканский суд по правам человека и народов: введение» , лекция г-на Франса Вилджоэна, профессора международного права прав человека Университета Претории , в серии лекций Библиотеки аудиовизуальных материалов Организации Объединенных Наций по международному праву.