Право на жилье
Часть серии о |
Жилые помещения |
---|
Право на жилье (иногда право на жилье) [1] ) – это экономическое, социальное и культурное право на достаточное жилище и кров . Это признано в конституциях некоторых стран , а также во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах . [2] Право на жилище рассматривается как отдельное право в международном праве прав человека, что четко указано в Замечании общего порядка о достаточном жилище Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам 1991 года. Аспекты права на жилье согласно МПЭСКП включают: доступность услуг, инфраструктуры, материалов и сооружений; юридическая безопасность владения; обитаемость; доступность; доступность ; расположение и культурная адекватность. [3]
Программа ООН по населенным пунктам, которая продвигает право на жилье в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара по правам человека, является подтверждением Стамбульского соглашения 1996 года и Повестки дня Хабитат. Она известна как ООН-Хабитат, в задачу которой входит продвижение жилищных прав посредством систем мониторинга и информационных кампаний. [2]
Раздел 26, глава вторая конституции Южной Африки устанавливает, что «каждый имеет право на доступ к достаточному жилью», и задачей Департамента по населенным пунктам является реализация этого мандата. В Соединенных Штатах большинство штатов не предоставляют право на убежище, за исключением Массачусетса , где право на убежище имеют только семьи. 1999 года Конституция Нигерии признала право на жилье, в частности, в разделе 43, который гласит: «Каждый гражданин Нигерии имеет право приобретать и владеть недвижимым имуществом в любой точке Нигерии». [4]
Определение [ править ]
Право на жилье признано в ряде международных документов по правам человека . Статья 25 Всеобщей декларации прав человека признает право на жилище как часть права на достаточный уровень жизни . [2]
В нем говорится, что:
Каждый имеет право на уровень жизни, необходимый для здоровья и благополучия его самого и его семьи, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги, а также право на обеспечение в случае безработицы, болезни. инвалидность, вдовство, старость или иное отсутствие средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Статья 11(1) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) также гарантирует право на жилище как часть права на достаточный уровень жизни . [2]
В международном праве прав человека право на жилище рассматривается как отдельное право. Это было разъяснено в Замечании общего порядка № 4 о достаточном жилище от 1991 года Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам . [5] Замечание общего порядка дает авторитетное толкование права на жилище с юридической точки зрения согласно международному праву . [2]
Джокьякартские принципы применения международного права прав человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности подтверждают, что: [6]
Каждый имеет право на достаточное жилище, включая защиту от выселения , без дискриминации , и что государства должны: а) принять все необходимые законодательные, административные и другие меры для обеспечения гарантий владения и доступа к недорогому , пригодному для проживания, доступному, культурно приемлемому и безопасному жилью; не включая приюты и другое временное жилье без дискриминации по признаку сексуальной ориентации, гендерной идентичности или материального или семейного положения; б) принять все необходимые законодательные, административные и другие меры для запрета осуществления выселений , которые не соответствуют их международным обязательствам в области прав человека, и обеспечить, чтобы адекватные и эффективные юридические или другие соответствующие средства правовой защиты были доступны любому лицу, утверждающему, что право на защита от принудительного выселения была нарушена или находится под угрозой нарушения, включая право на переселение, которое включает право на альтернативную землю лучшего или равного качества и на достаточное жилье без дискриминации.
Право на жилье также закреплено в статье 28 Конвенции о правах инвалидов , статье 16 Европейской социальной хартии (статья 31 пересмотренной Европейской социальной хартии) и Африканской хартии прав человека и народов . [7] По данным Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, аспекты права на жилище согласно МПЭСКП включают: юридическую гарантию владения ; доступность услуг, материалов, средств и инфраструктуры; доступность; обитаемость; доступность; расположение и культурная адекватность. [3] В качестве политической цели право на жилье было провозглашено в речи Ф. Д. Рузвельта 1944 года по поводу Второго Билля о правах .
ООН-Хабитат [ править ]
Право на достаточное жилище было ключевым вопросом на встрече Хабитат в Стамбуле в 1996 году и основной темой Стамбульского соглашения и Повестки дня Хабитат . В пункте 61 повестки дня определены шаги, необходимые правительствам для «поощрения, защиты и обеспечения полной и постепенной реализации права на достаточное жилище». Встреча Хабитат 2001 года, известная как Стамбул +5, подтвердила Стамбульское соглашение 1996 года и Повестку дня Хабитат и учредила Программу ООН по населенным пунктам для продвижения права на жилье в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара по правам человека . Эта программа , известная как ООН-Хабитат , является важнейшим международным форумом по праву на жилье. Ему поручено продвигать жилищные права посредством информационных кампаний, а также разрабатывать контрольные показатели и системы мониторинга. [2]
Реализации [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( январь 2019 г. ) |
Южная Африка [ править ]
Одним из семи приоритетных направлений южноафриканского правозащитного движения является право на достаточное жилище, и оно выходит за рамки простого обеспечения строительными материалами.
Такие права, как право на участие в общественной жизни, равенство, человеческое достоинство и доступ к информации, относятся к числу сквозных прав, связанных с правом на достаточное жилище, как отметил Конституционный суд в деле Правительство Южно-Африканской Республики и другие против Грутбума и Другие 2001 (1) SA 46 (CC) [8]
В Южной Африке раздел 26 главы второй Конституции устанавливает, что «каждый имеет право на доступ к достаточному жилью». Департаменту по населенным пунктам Осуществление этого мандата поручено . По последним данным, около 3,6 миллиона южноафриканцев все еще живут в лачугах или неформальных поселениях (данные за 2013 год). [9] в то время как, по оценкам, около 200 000 человек являются бездомными или живут на улицах (данные за 2015 год). [10]
Согласно опросу экспертов по правам человека, проведенному Инициативой по измерению прав человека в 2019 году, Южная Африка делает только 69,6% того, что должно быть возможно при ее уровне дохода в отношении права на жилье. [11]
США [ править ]
Большинство юрисдикций США не имеют права на убежище. Единственным исключением является Массачусетс , где семьи (но не бездомные) имеют право на убежище. [12] В Калифорнии сбежавшие из дома дети имеют право быть помещенными в приюты без согласия родителей . [13] Город Нью-Йорк также признает право на временное убежище, установленное в постановлении о согласии 1981 года по делу Каллахан против Кэри . [14]
Нигерия [ править ]
Право на жилье признано в конституции 1999 года , в частности в статье 43, которая гласит, что «каждый гражданин Нигерии имеет право приобретать и владеть недвижимым имуществом в любой точке Нигерии». [4] В разделе 44 далее говорится, что «никакое движимое имущество или какие-либо доли в недвижимом имуществе не могут быть принудительно захвачены во владение, и никакие права или интересы в отношении любого такого имущества не могут быть приобретены принудительно в любой части Нигерии, кроме как в порядке и для целей, установленных законом, который, среди прочего: требует немедленной выплаты компенсации и обеспечивает сторонам доступ к суду для определения их интересов в имуществе и суммы выплачиваемой компенсации». Положения статьи 16(2)(d) Конституция жилье в Основополагающих целях и директивных принципах государственной политики , в которой говорится, что «государство должно направлять свою политику на обеспечение того, чтобы подходящее и адекватное было предоставлено всем гражданам», подразумевает признание необходимости предоставления жилья гражданам, но такое право исключает право на достаточное жилище . [4] [15] Кроме того, раздел 6 (6) (c) конституции объявил Основные цели и директивные принципы не подлежащими судебной защите. [15]
Жилищные условия людей в Нигерии не соответствуют международным законам и стандартам в области прав человека, особенно уязвимых групп, таких как женщины, коренные народы , ЛГБТ Q, внутренне перемещенные лица и люди, живущие с инвалидностью (ЛЖВ) в сельской местности Абуджи , Лагоса. и Порт-Харкорт . [16] В 2014 году ВОЗ и ЮНИСЕФ заявили, что 69% городского населения Нигерии живут в « трущобах » без таких элементарных удобств, как питьевая вода, канализация , электричество, вывоз мусора и дороги с твердым покрытием . Кроме того, демографическое и медицинское обследование Нигерии 2013 года показало, что 57 миллионов и 130 миллионов нигерийцев не имели доступа к безопасной воде и адекватным санитарным услугам соответственно. [16] По данным Федерального ипотечного банка Нигерии , в 2019 году дефицит жилья составил 22 миллиона единиц жилья. Правительство штата Лагос заявило, что дефицит жилья в штате составляет 2,5 миллиона единиц, при этом 70 процентов его общей численности населения проживает в неформальном жилье. . ежегодно наблюдается 20-процентный рост спроса на жилье В Абудже , Ибадане и Кано . Как правило, частное рыночное жилье может быть доступно лишь немногим. Существует нехватка арендуемого жилья, которое требует от арендаторов внесения предоплаты на срок более одного года. Контролю за арендной платой или ее верхним пределам не уделяется внимания в дополнение к отношениям между арендодателем и арендатором , при этом законы о регулировании соблюдаются плохо. [16]
Согласно опросу экспертов по правам человека, проведенному Инициативой по измерению прав человека в 2019 году, Нигерия делает только 35,5% того, что должно быть возможно при ее уровне дохода в отношении права на жилье. [17]
См. также [ править ]
- Закон о гражданских правах 1968 года - законодательство США, которое включает Закон о справедливом жилищном обеспечении.
- Жилищное пособие
- Жилой комплекс
- Жилье прежде всего
- Жилищный дефицит
- Государственное жилье
- Раздел 8
- Субсидируемое жилье
Ссылки [ править ]
- ^ Мишра, Прафулла К. (1998). «Право на убежище: взгляд на человеческие права» . Журнал Индийского юридического института . 40 (1/4): 230–242. ISSN 0019-5731 . JSTOR 43953319 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Эдгар, Билл; Доэрти, Джо; Меерт, Хенк (2002). Доступ к жилью: бездомность и уязвимость в Европе . Политическая пресса . п. 17. ISBN 978-1-86134-482-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Право на достаточное жилище (ст. 11 (1)). Замечание общего порядка 4 КЭСКП – см. пункт. 8
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Основное право на собственность и право на жилье в Нигерии – беседа» . Исследовательские ворота . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ Терминский, Богумил (2011). «Право на достаточное жилище в международном праве прав человека: опыт трансформации Польши» (PDF) . Revista Latinoamericana de Derechos Humanos . 22 (2): 219–241. ISSN 1659-4304 . Проверено 20 декабря 2014 г.
- ^ Джокьякартские принципы, принцип 15. Право на достаточное жилище.
- ^ Решение ACHR по делу SERAC против Нигерии – см. пункт. 60 (стр. 25). Архивировано 20 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Юридическое дело в Южной Африке» . Исследовательский гейт .
- ^ http://www.thehda.co.za/uploads/files/HDA_South_Africa_Report_lr.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ «Бездомность в Южной Африке» . wp.wpi.edu . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Обзор качества жизни – Южная Африка» . Трекер прав . Инициатива по измерению прав человека . Проверено 4 мая 2023 г.
- ^ "Кто имеет право на убежище" "
- ^ Справочник по Калифорнийскому «Закону о праве на убежище»
- ^ «Мнение | Право на убежище в Нью-Йорке (опубликовано в 2016 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эмека Чегве (март 2014 г.). «Право на жилье в контексте нигерийского законодательства и правозащитной практики» . Acta Juridica Hungarica . 55 (1): 21–37. doi : 10.1556/AJur.55.2014.1.2 – через Researchgate.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «УВКПЧ | Визит в Республику Нигерия г-жи Лейлани Фарха, Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень жизни и о праве на недискриминацию в этом контексте» . www.ohchr.org . Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ «Обзор качества жизни – Нигерия» . Трекер прав . Инициатива по измерению прав человека . Проверено 4 мая 2023 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный уровень жизни , ООН
- Международные стандарты права на жилье
- Законодательство о жилищных правах: обзор международных и национальных правовых инструментов
- Общие комментарии КЭСКП:
- Информационный бюллетень о праве на жилье , ООН
- Комиссар СЕ по правам человека:
- Интерпретация и применение статьи 31 RESC //Сборник прецедентного права Европейского комитета по социальным правам, 2008. С. 169–173, 349–355.
- Право на жилье Женева: CETIM, 2007.
- Жилье – право человека: как Финляндия искореняет бездомность . Канадская радиовещательная корпорация (CBC). Опубликовано 24 января 2020 г.