Право на сопротивление

Право на сопротивление было выдвинуто как право человека , хотя его объем и содержание являются спорными. [2] Право на сопротивление, в зависимости от того, как оно определяется, может принимать форму гражданского неповиновения или вооруженного сопротивления тираническому правительству или иностранной оккупации ; распространяется ли это также на нетиранические правительства, остается спорным. [3] Хотя Херш Лаутерпахт , один из самых выдающихся юристов, назвал право на сопротивление высшим правом человека, положение этого права в международном праве в области прав человека является неопределенным и редко обсуждается. Сорок две страны открыто признают конституционное право на сопротивление, равно как и Африканская хартия прав человека и народов .
История
[ редактировать ]По словам философа Хайнера Билефельдта , «вопрос о легитимности сопротивления, в том числе насильственного, установленной власти так же стар, как сама политическая и социальная мысль». [4] Право на сопротивление было закодировано в самых ранних версиях международного права и в различных философских традициях. [5] Поддержку права на сопротивление можно найти в древнегреческой доктрине тираноубийства, включенной в римское право , в еврейской Библии , [ нужны разъяснения ] джихад в мусульманском мире, « Небесный мандат» в династической китайской политической философии и в устных традициях стран Африки к югу от Сахары. [4] [5] Исторически западные мыслители проводили различие между деспотами и тиранами , разрешая сопротивление последним только потому, что эти правители нарушали фундаментальные права в дополнение к отсутствию народной легитимности. [6] Некоторые мыслители, в том числе Кант и Гоббс, абсолютно отвергали существование права на сопротивление. [7] Джон Локк принял его только для защиты собственности. [8] Мнения относительно того, выходит ли право на сопротивление за рамки восстановления статус-кво или защиты конституционного порядка, расходятся. Марксисты пошли даже дальше, чем авторы Французской революции, в поддержке сопротивления изменению установленного порядка; Мао Цзэдун заявил, что «бунтовать против реакционеров – это правильно». [9]
Хотя Херш Лаутерпахт , один из самых выдающихся юристов, назвал право на сопротивление высшим правом человека, положение этого права в международном праве в области прав человека является неопределенным и редко обсуждается. [10] ООН исключает любого , Мандат Специального докладчика по вопросу о правозащитниках кто не использует исключительно мирные средства, независимо от серьезности нарушения прав. [11] По мнению Шеннонбрук Мерфи, отсутствие уважения к праву на сопротивление противоречит реальности, согласно которой сама Организация Объединенных Наций и вся архитектура прав человека могли бы не существовать, если бы их сторонники не прибегли к применению силы против держав Оси . [12] Более того, Мерфи утверждает, что это правило несправедливо по отношению к правозащитникам в наихудших ситуациях, и его эффект «привел к извращенной ситуации, когда международное право в области прав человека фактически оставляет без внимания большинство людей, сталкивающихся с серьезными или массовыми нарушениями прав человека». [13] В 1964 году Нельсон Мандела выступил в защиту применения насилия в борьбе с апартеидом . в своей речи « Я готов умереть » [14] По мнению политического философа Гвилима Дэвида Бланта , «право на сопротивление является необходимой частью политической концепции прав человека ». Без этого права были бы лишь привилегиями, но право на сопротивление обеспечивает «окончательное средство защиты от нарушений прав человека». [15] [16]
Случаи
[ редактировать ]Сопротивление против терроризма
[ редактировать ]Национально-освободительные движения, использующие насилие, как это произошло в Алжире, Палестине и Ирландии, часто вызывали неоднозначную реакцию: между осуждением терроризма и утверждением, что иногда сила необходима для сопротивления угнетению. [17] Политический теоретик Кристофер Финлей написал книгу, основанную на теории справедливой войны, в которой четко формулирует, когда, по его мнению, вооруженное сопротивление оправдано. [18]
Конкретным примером является право палестинцев сопротивляться израильской оккупации палестинских территорий , которое Израиль отрицает. [19]
Борьба с терроризмом и сопротивлением
[ редактировать ]Государственные стратегии борьбы с терроризмом, особенно после терактов 11 сентября , включали запрет многих организаций как террористических, даже если их можно было рассматривать как осуществляющих законное право на сопротивление в соответствии с международно признанными принципами. В частности, запрет государствами организаций, выступающих против этих государств, создает высокий риск отказа в праве на сопротивление. [20] Марк Мюллер, Великобритании королевский адвокат, ссылается на Закон о терроризме 2000 года как на закон, который потенциально может охватывать любую негосударственную организацию, проводящую вооруженную кампанию, и который не содержит исключений для законного осуществления самоопределения или борьбы с недемократическим и репрессивным режимом. [21] Чтобы избежать проблемы конкурирующих правовых рамок, которые оценивают действия по-разному, Георг Геск предлагает, чтобы антитеррористические законы были сосредоточены на явно преступных действиях, которые не могут быть оправданы независимо от причины, в то время как не должно рассматриваться насильственное сопротивление якобы несправедливому государству. как терроризм, если не будет доказано, что это так. [22]
Глобальная бедность и несправедливость
[ редактировать ]Хотя политические теоретики спорят о том, какие обязательства есть у богатых в свете глобальной бедности и несправедливости, меньше внимания уделяется тому, на что имеют право жертвы этих режимов для достижения справедливости. По мнению политического теоретика Саймона Кейни , угнетенные имеют право сопротивляться глобальной несправедливости; «участвовать в действиях, которые преобразуют основные социальные, экономические и политические структуры, которые увековечивают несправедливость, чтобы добиться большей справедливости в будущем». [23] Основываясь на принципе необходимости, Кейни утверждает, что некоторые люди имеют право предпринять прямые действия, чтобы немедленно улучшить свой уровень жизни. Он приводит примеры: уклонение от пограничного контроля; кражу необходимых продуктов питания, лекарств или энергии, которые они не могли себе позволить; и нарушение закона об интеллектуальной собственности . [24] Второй тип сопротивления включает в себя попытки изменить несправедливые глобальные системы, чтобы добиться большей справедливости; он ссылается на оккупацию земель ; препятствия и блокады, например, для защиты окружающей среды; диверсия; отказ платить долг; беспорядки; и восстание, например, Гаитянская революция или антиколониальные войны. [25] Блант утверждает, что бедные люди на Глобальном Юге имеют право сопротивляться своему положению, иммигрируя на Глобальный Север , даже вопреки закону; он проводит аналогию с правом рабов на сопротивление, бегая от своих хозяев. [26]
Правовые положения
[ редактировать ]Общепринятого юридического определения этого права не существует. Основываясь на Тони Оноре , Мерфи предполагает, что «право на сопротивление» — это право при определенных условиях предпринимать действия, направленные на социальные, политические или экономические изменения, включая в некоторых случаях право совершать действия, которые обычно были бы незаконными. ". [27] Это право может осуществляться индивидуально или коллективно, оно варьируется от свержения системы до более ограниченных целей и охватывает все незаконные действия, от гражданского неповиновения до насильственного сопротивления. [28] Это право обусловлено тем, что оно необходимо и соразмерно для достижения цели, совместимой с международным законодательством в области прав человека, и не может служить оправданием нарушения прав других. [29]
Международное право
[ редактировать ]В международном праве право на сопротивление тесно связано с принципом самоопределения . [9] Широко признано, что право на самоопределение возникает в ситуациях колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов, которые лишают часть населения возможности участвовать в политической жизни. Согласно международному праву, государства не могут применять силу против законного осуществления самоопределения, а те, кто стремится к самоопределению, могут использовать военную силу, если нет другого способа достижения своих целей. [30] Файез Сайег выводит право на сопротивление из признания Уставом Организации Объединенных Наций неотъемлемого права на национальную самооборону перед лицом агрессии. [31] Основываясь на Хартии, резолюция 2625 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 1970 года прямо подтвердила право сопротивляться «подчинению народов иностранному порабощению, господству и эксплуатации». [32] На основании этого многие ученые утверждают, что право на сопротивление существует в обычном международном праве , где под вопросом самоопределение. [33]
Некоторые ученые утверждают, что право на сопротивление угнетению подразумевается в Международном билле о правах человека . В преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится: «Принимая во внимание, что для того, чтобы человек не был вынужден прибегнуть, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения, необходимо, чтобы права человека были защищены верховенством закона». ". [34] Однако составители декларации намеревались исключить право на сопротивление. [35] Европейские и межамериканские региональные договоры по правам человека не включают право на сопротивление. [36]
Статья 20(2) Африканской хартии прав человека и народов гласит, что «колонизированные или угнетенные народы» имеют право «освободиться от уз господства, прибегнув к любым средствам, признанным международным сообществом». Аналогичного положения нет в других договорах по правам человека. [37] Мерфи предполагает, что, помимо иностранного вторжения и оккупации, «под это право могут подпадать народы, сталкивающиеся с массовыми нарушениями, равносильными преступлениям против человечности или геноциду, государственным переворотам или другим неконституционным правилам». [37] Пересмотренная Арабская хартия прав человека 2004 года , а не ее предшественница 1994 года, предоставляет безоговорочное «право на сопротивление иностранной оккупации». [38]
Конституции
[ редактировать ]
Право на сопротивление было гарантировано Великой хартией вольностей. [39] и является одним из центральных элементов Декларации прав человека и гражданина, изданной во время Французской революции в 1791 году. Это положение включено в преамбулу конституции Франции 1958 года . [2] [9] По состоянию на 2012 год 42 страны признают право на сопротивление в своих конституциях, а еще три страны ранее признавали такое право. [40] Большинство этих стран расположены в Латинской Америке , Западной Европе или Африке. [41] Большинство положений было принято в четыре волны: «революционно-республиканская, постфашистская, постколониальная и постсоветская». [39] В Латинской Америке такие конституционные положения обычно принимались после государственных переворотов , тогда как в других странах эти положения были задуманы как дальновидная мера против отката демократии . [42]
Философская основа конституционного права на сопротивление различна; в некоторых случаях на основе естественного права ; в других, обязывающих гражданина принять меры против неконституционного захвата власти; и в третьей группе стран, разрешающих действия против государственного вмешательства в права личности. [43] Существуют также различия в том, считается ли право на сопротивление факультативным или обязанностью граждан. [44] Законы различаются по сфере применения; некоторые предоставляют право противостоять незаконному перевороту или иностранной агрессии, тогда как другие имеют более широкий характер и включают нарушения прав человека или другие виды угнетения. [39]
Конституционное право на сопротивление, установленное революционными правительствами, впоследствии может быть использовано противниками этих режимов. В 1953 году Фидель Кастро был арестован за нападение на казармы Монкада . В своей защитной речи « История меня оправдает » он сослался на «общепризнанный принцип» и конституционное право Кубы на сопротивление. [45]
Право на сопротивление, предоставленное в пункте 4 статьи 20 Основного закона, является частью основного либерально-демократического строя Федеративной Республики Германия и считается правом, эквивалентным основному праву . Это право было введено в рамках Закона о чрезвычайном положении в Германии 1968 года и позволяет любому немцу оказывать сопротивление любому, кто пытается отменить конституционные принципы ( статьи 1-20 GG ), когда никакое другое средство правовой защиты невозможно. Прежде всего, оно направлено против самих конституционных институтов , которые пытаются отменить существующий конституционный порядок посредством политических решений. Это основано на знании того, что конституционные институты могут вести себя неконституционно , даже если они действуют на основе закона ( захват власти нацистами посредством Закона о полномочиях 1933 года ). Право на сопротивление является результатом длительного исторического развития , которое, основываясь на абсолютистском или правовом позитивизме , предполагало, что действия государства никогда не могут быть неправильными: «Король не может сделать ничего плохого». Любой совершенные уголовные преступления и другие нарушения прав оправдываются правом на сопротивление. Однако сопротивляющийся всегда должен использовать самые мягкие средства, если это для него возможно. Такое конституционное регулирование не получило широкого распространения в мире. [46]
Италии В 2021 году Верховный кассационный суд отменил обвинительный приговор двум мигрантам по Вос Таласса делу за акцию протеста в июле 2018 года на борту корабля Вос Таласса , в которой они сопротивлялись возвращению в Ливию, из-за риска пыток и жестокого обращения в этом страна. [47]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Блант 2018 , 20.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Билефельдт 2003 , стр. 1100.
- ^ Билефельдт 2003 , стр. 1097, 1100–1101.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Билефельдт 2003 , стр. 1097.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мерфи 2012 , с. 91.
- ^ Турчетти 2006 , с. 871.
- ^ Билефельдт 2003 , стр. 1099–1100.
- ^ Дузинас 2014 , стр. 87–88.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гинзбург и др. 2012 , с. 1206.
- ^ Мерфи 2012 , с. 92.
- ^ Мерфи 2012 , с. 93.
- ^ Мерфи 2012 , с. 94.
- ^ Мерфи 2012 , стр. 95, 108.
- ^ Мерфи 2012 , стр. 94–95.
- ^ Блант 2020 , с. 70.
- ^ Блант 2018 , 8.
- ^ Финли 2015 , с. 313.
- ^ Finlay 2015 , стр. 313–314, passim .
- ^ Фрэнсис 2014 , стр. 42–43.
- ^ Мюллер 2008 , стр. 118–119.
- ^ Мюллер 2008 , стр. 122–124.
- ^ Геск 2012 , стр. 1093–1094.
- ^ Кейни 2020 , стр. 510–511.
- ^ Кейни 2020 , с. 512–513.
- ^ Кейни 2020 , с. 513–515.
- ^ Блант 2018 , 1.
- ^ Мерфи 2012 , с. 109.
- ^ Мерфи 2012 , стр. 109–110.
- ^ Мерфи 2012 , с. 110.
- ^ Мюллер 2008 , с. 116.
- ^ Сайег 1965 , с. 49.
- ^ Гинзбург и др. 2012 , стр. 1206–1207.
- ^ Мерфи 2012 , стр. 104–106.
- ^ Мерфи 2012 , стр. 95–96.
- ^ Мерфи 2012 , с. 97.
- ^ Мерфи 2012 , стр. 99–100.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мерфи 2011 , аннотация.
- ^ Мерфи 2012 , с. 104.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мерфи 2012 , с. 101.
- ^ Гинзбург и др. 2012 , стр. 1242–1259.
- ^ Гинзбург и др. 2012 , с. 1218.
- ^ Гинзбург и др. 2012 , с. 1211.
- ^ Гинзбург и др. 2012 , с. 1221.
- ^ Гинзбург и др. 2012 , с. 1227.
- ^ Гинзбург и др. 2012 , с. 1237.
- ^ Бланкеннагель, Александр (2004). Конституции в мировом дискурсе (на немецком языке). Тюбинген: Мор Зибек. п. 345. ИСБН 3-16-148361-8 .
- ^ Пирс, Стив (27 мая 2022 г.). «Анализ законодательства ЕС: Кассационный суд Италии: решение Вос Таласса оправдывает мигрантов, которые сопротивлялись возвращению в Ливию» . Анализ законодательства ЕС .
Источники
[ редактировать ]- Билефельдт, Хайнер (2003). «Право на сопротивление». Международный справочник по исследованию насилия . Спрингер Нидерланды. стр. 1097–1111. ISBN 978-0-306-48039-3 .
- Блант, Гвилим Дэвид (2018). «Нелегальная иммиграция как сопротивление глобальной бедности» . Политические причины . 69 (1): 83. дои : 10.3917/rai.069.0083 . S2CID 150289731 .
- Блант, Гвилим Дэвид (2020). Глобальная бедность, несправедливость и сопротивление . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-108-48012-3 .
- Кейни, Саймон (2020). «Право на сопротивление глобальной несправедливости». Оксфордский справочник по глобальной справедливости . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780198714354 .
- Дузинас, Костас (2014). «Философия и право на сопротивление». Значения прав: философия и социальная теория прав человека . Издательство Кембриджского университета. стр. 85–105. ISBN 978-1-107-02785-5 .
- Финли, Кристофер Дж. (2015). Терроризм и право на сопротивление: теория справедливой революционной войны . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-316-35199-4 .
- Фрэнсис, Сахар (2014). «Статус палестинских заключенных в международном гуманитарном праве». Журнал палестинских исследований . 43 (4): 39–48. дои : 10.1525/jps.2014.43.4.39 .
- Геск, Георг (2012). «Право на сопротивление и терроризм – пример Германии». Немецкий юридический журнал . 13 (9): 1075–1094. дои : 10.1017/S207183220001806X . S2CID 150841641 .
- Гинзбург, Том ; Лансберг-Родригес, Даниэль; Верстег, Мила (2012–2013). «Когда свергать свое правительство: право на сопротивление в мировых конституциях» . Обзор права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 60 :1184.
- Мюллер, Марк (2008). «Терроризм, запрет и право на сопротивление в эпоху конфликтов» . Юридический журнал Деннинга . 20 : 111–131. дои : 10.5750/dlj.v20i1.327 .
- Мерфи, Шеннонбрук (2011). «Уникально в международном праве прав человека: статья 20(2) и право на сопротивление в Африканской хартии прав человека и народов» . Африканский журнал по праву человека . 11 (2): 465–494. hdl : 10520/EJC51954 .
- Мерфи, Шеннонбрук (2012). «Право на сопротивление переосмыслено». В Кине, Дэвид; Макдермотт, Ивонн (ред.). Проблемы прав человека: прошлое, настоящее и будущее . Издательство Эдварда Элгара. дои : 10.4337/9780857939012.00012 . ISBN 978-0-85793-901-2 .
- Сайег, Файез А. (1965). Сионистский колониализм в Палестине (PDF) . Исследовательский центр Организации освобождения Палестины.
- Турчетти, Марио (2006). «Право сопротивляться чему? Разоблачить деспотизм и тиранию сегодня» [Право сопротивляться чему? Определение деспотизма и тирании сегодня. Исторический обзор (на французском языке). 640 (4): 831–871. дои : 10.3917/rhis.064.0831 . JSTOR 40957835 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дузинас, Костас (2019). «Право на событие»: законность и мораль революции и сопротивления». Радикальная философия прав . Рутледж. ISBN 978-1-315-77538-8 .
- Мерфи, Шеннонбрук (2018). Право человека на сопротивление в международном и конституционном праве (кандидатская диссертация). Миддлсексский университет.
- Скаттола, Мерио (2015). «Ius restendi (право на сопротивление)» . Интернет-энциклопедия ранней современной истории . Брилл. дои : 10.1163/2352-0272_emho_COM_030344 .