Уличные дети в Латинской Америке
Многие беспризорные дети в Латинской Америке , которые либо живут, либо работают на улицах развивающихся стран, бедны. [1] Хотя большинство из них все еще поддерживают связь со своими семьями, почти все уличные дети проводят значительную часть своего дня, работая на улице за деньги. [2] По мере роста численности беспризорных детей в Латинской Америке общественное мнение о беспризорных детях снизилось, что подвергает их риску стать жертвами и жестоким обращением со стороны незнакомцев и государственных чиновников. [3] Многие неправительственные организации начали реабилитационные и информационно-пропагандистские программы для лечения растущего числа беспризорных детей. [4]
Определение
[ редактировать ]Уличные дети в Латинской Америке обычно делятся на две категории: домашние и уличные. Дети «на улице» сидят дома; Днем они работают на улице, но у них есть дома и семьи, куда они возвращаются ночью. Дети «улицы» живут на улице; они проводят все свое время на улицах, не имеют дома и не имеют контактов со своими семьями. [5] В Латинской Америке беспризорные дети – обычное явление, повседневное присутствие. Это уличные торговцы , уличные рабочие и уличные артисты , а также нищие и воры . [6] Хотя уличные дети иногда могут заниматься проституцией, дети-проститутки и жертвы торговли людьми обычно не считаются уличными детьми. Нет четкого консенсуса относительно количества беспризорных детей в Латинской Америке, главным образом из-за трудностей с выявлением и определением беспризорных детей. Некоторые исследования утверждают, что до 45% детей в Латинской Америке — уличные дети, 75–90% из которых живут дома. [2] По оценкам, количество беспризорных детей в Латинской Америке колеблется от 8 до 40–50 миллионов. [3]
Общие характеристики
[ редактировать ]Эти дети обычно являются представителями коренных народов мужского пола в возрасте от 10 до 15 лет. [4] Поскольку девочки обычно помогают по дому, они реже работают на улице. Большинство уличных детей растут без значительной семейной поддержки и практически без образования. [4]
Почти все уличные дети работают. Некоторые из них работают не по найму: они предлагают такие услуги, как мойка автомобилей, охрана автомобилей, услуги гидов и чистка обуви. Некоторых нанимают рыночные торговцы для продажи таких товаров, как фрукты, конфеты и газеты. [6] Другие собирают предметы и еду, чтобы продать, использовать или съесть. [7] Большинство уличных детей женского пола и некоторые уличные дети мужского пола, живущие дома, работают на улице вместе со своими родителями или братьями и сестрами, продавая еду и конфеты. Уличные дети с большей вероятностью будут заниматься незаконной деятельностью, такой как кражи в магазинах, воровство и продажа наркотиков. [8] Уличные дети, живущие на дому, могут посещать школу в течение дня и работать на улице днем и вечером, или они могут не посещать школу и проводить большую часть своего дня либо на улице, либо помогая по дому. Уличные дети реже посещают школу, чем дети, живущие дома. [8]
Причины
[ редактировать ]Основная причина беспризорных детей – бедность. [1] Почти все беспризорные дети Латинской Америки работают на улице, чтобы прокормить себя или свои семьи. В то время как уличные дети в Соединенных Штатах часто происходят из пренебрежительных или жестоких семей, уличные дети в Латинской Америке часто происходят из бедных семей, которые не могут позволить себе их содержать. Они не беглецы и не недовольны своей жизнью. Вместо этого они вынуждены оказаться на улице из-за экономической необходимости. [1]
Процесс становления уличного ребенка
[ редактировать ]Уличные дети, живущие дома, могут появиться, когда семьи, находящиеся в отчаянном экономическом положении, отправляют своих детей искать работу на улице. Дети могут сначала сопровождать своих родителей или старших братьев и сестер на их уличной работе, а затем переходить на собственную работу. Поскольку дети проводят все больше времени на улицах, участвуя в уличной работе и мероприятиях, они становятся более независимыми и все меньше и меньше видят свои семьи. Со временем они могут полностью отдалиться от своих семей и стать беспризорными детьми. В других случаях переход к уличным детям происходит более резко: некоторых детей выбрасывают на улицу, теряя полный контакт со своими семьями из-за семейных проблем, таких как смерть родителя. [1] Будучи уличными детьми, эта молодежь должна обеспечивать свои основные потребности, такие как еда, вода, одежда и кров. [6] Многие из этих беспризорных детей также являются мигрантами . Со своими семьями или без них они путешествуют из сельской местности в города в поисках работы. Некоторые дети покидают свои дома с намерением попасть в США. Однако, когда они приезжают в города, они обнаруживают, что их возможности ограничены уличной работой. [9] В последние годы стихийные бедствия, такие как ураган «Митч» и землетрясение на Гаити, резко увеличили численность семей, живущих в бедности, и, следовательно, количество семей мигрантов и детей. [10]
Помимо низкого экономического статуса, исследования показали, что более крупные группы беспризорных детей возникают при нехватке жилья, недостаточной государственной поддержке и помощи тем, кто живет в бедности, высоком уровне рождаемости и высокой частоте миграции из деревни в город. [11] Это особенно распространено в Гондурасе, где бедность заставляет бедные семьи искать работу в городах. Оказавшись в городах, эти же семьи чувствуют необходимость завести больше детей, чтобы увеличить свои трудовые активы из-за большого количества работающих беспризорных детей. Некоторые посетители сообщили, что Тегусигальпа , столица Гондураса , переполнена беспризорными детьми. [12] Аналогичным образом, в Бразилии городскими беспризорными детьми обычно являются мужчины из сельских, экономически неблагополучных семей, которые работают в сельском хозяйстве. [13] Однако, хотя основной причиной появления многих беспризорных детей в Латинской Америке является бедность, в разных регионах также существуют разные факторы уязвимости. В Ла-Пасе , Боливия, одно исследование, в котором были опрошены 124 детей «улицы», выявило пять основных причин ухода из дома: 40% сказали о физическом насилии, 18% сказали о смерти родителя, 16% сказали, что их бросили, 13% сказали о психологическом насилии. , а 7% отметили бедность. [14] Исследования в Мексике также показывают, что пренебрежение родителями, физическое насилие и отказ от детей повышают уязвимость детей. Проживание в мексиканских городских трущобах , называемых маргинальными колониями, также подвергает этих детей риску стать уличными детьми, поскольку им часто не хватает экономической стабильности, возможностей получения образования, государственных услуг, социальной инфраструктуры. [15]
Уязвимости
[ редактировать ]Как только дети превращаются в детей улицы или детей на улице, их уязвимость возрастает. У них ограничен доступ к жилью, образованию, поддержке и защите со стороны родителей или взрослых. В Сьюдад-Хуаресе , Мексика, где программы защиты детей крайне недостаточны, у уличных детей, как сообщается, нет никаких стремлений, поскольку у них нет возможности вернуться в свои сообщества в качестве вносящих вклад членов общества. [8] У уличных детей в Латинской Америке чаще возникают проблемы со здоровьем из-за употребления наркотиков и алкоголя, проживания в загрязненной окружающей среде, драк с другими беспризорными детьми и полицией, а также незащищенных половых сношений. [8] Уличные дети особенно уязвимы и становятся жертвами сексуальной эксплуатации. [16] Большинство беспризорных детей проводят время в переполненных антисанитарных помещениях, что увеличивает риск заражения и заболеваний. [12] Многие из них подвергаются опасным условиям труда, которые повышают вероятность подвергнуться нападению, ограблению и сексуальным домогательствам. В Гондурасе одно исследование показало, что 59% детей на улице едят три раза в день, 33% едят два раза в день, 8% едят один раз. 6% детей улицы питаются три раза в день. В том же исследовании было установлено, что основные причины смерти беспризорных детей связаны со здоровьем; респираторные инфекции, кожные заболевания, физические травмы и проблемы с зубами являются одними из наиболее распространенных проблем со здоровьем, которые при отсутствии лечения приводят к смерти беспризорных детей. Хотя эти состояния и заболевания поддаются лечению, многие уличные дети не имеют доступа к медицинской помощи. [12]
Проблемы, связанные с беспризорными детьми
[ редактировать ]Группы
[ редактировать ]Многие уличные дети создают группы поддержки сверстников (в Бразилии называемые турмас) для физической защиты от нападений и эмоциональной поддержки. Группы обычно состоят из беспризорных детей; У детей, живущих дома и оставшихся без присмотра родителей на улице, могут быть друзья, которые их защищают, но они обычно не являются частью конкретной группы поддержки сверстников. Хотя технически они не являются « бандами » с иерархией и лидерами, в этих группах часто действуют строгие правила, наказания и церемонии инициации. [17] Следовательно, группы сверстников часто влияют на членов, заставляя их заниматься незаконным употреблением наркотиков, торговлей наркотиками и воровством. [18]
Группы сверстников дают уличным детям чувство идентичности. Хотя группы обычно формируются в первую очередь для физической защиты, их вторичная функция — обеспечение духа товарищества и любви — часто не менее важна для психического здоровья и стабильности беспризорных детей. [18] Эти группы сверстников также являются площадкой для сексуального поведения; сексуальные отношения с друзьями в группах сверстников укрепляют связи между членами группы, но секс и изнасилование также могут использоваться в качестве наказания для нарушителей правил. [19] Большинство этих половых актов являются незащищенными, что увеличивает риск и распространение ЗППП, таких как ВИЧ, среди беспризорных детей. [20]
Наркотики
[ редактировать ]Некоторые из распространенных наркотиков среди беспризорных детей — это повседневные ингаляционные средства (например, краска, клей), марихуана , сироп от кашля , замещенные амфетамины , кокаин и галлюциногенные чаи. [17] В Бразилии, Колумбии, Боливии, Венесуэле, Эквадоре и Перу кокаиновая паста является популярным наркотиком, который продается и употребляется среди беспризорных детей. Хотя кокаиновая паста является предшественником кокаина, полученного из листьев коки, исследования показали, что она более опасна, поскольку содержит токсичные химические вещества, такие как керосин , серная кислота и метанол , которые удаляются из кокаина. [21] Клей – еще один часто используемый и опасный препарат. В Гондурасе и Гватемале дети нюхают резистол, клей на основе толуола. Хотя толуол дает желаемый эффект, он также является нейротоксином. Длительное воздействие приводит к необратимому повреждению нервов, ухудшению состояния мышц, потере функций мозга, дисфункции почек и печени, а также снижению способности видеть и слышать. Несмотря на общественный резонанс и давление с требованием перемен, компания HB Fuller, производящая резистол, в целом отрицает свою роль в поощрении деструктивного поведения беспризорных детей. Они заменили толуол циклогексеном , другим нейротоксином, который дает такой же эффект и имеет такие же побочные эффекты. [3]
Уличные дети чаще употребляют наркотики, чем дети, живущие дома, и многие уличные дети зависят от наркотиков. Уличные дети принимают наркотики по разным причинам: чтобы утолить голод; справиться с одиночеством, страхом и отчаянием; чувствовать тепло на холоде; и справиться с проституцией и воровством. [17] Хотя многие социологи сообщают о психически стабильных беспризорных детях, другие предполагают, что наркотики могут влиять на когнитивные функции и восприятие беспризорных детей. Наркотики также могут усилить их склонность к насилию и сексуальному насилию. [2]
Виктимизация и арест
[ редактировать ]Многие беспризорные дети попадали в суды по делам несовершеннолетних или в тюрьмы из-за воровства или бродяжничества. [17] Некоторые уличные дети считают полицию, а не голод или одиночество, своим самым большим страхом. В Бразилии в период с 1988 по 1990 год зарегистрировано 4611 беспризорных детей, убитых полицией. [18] Большое количество убийств беспризорных детей полицией также зарегистрировано в Гватемале и Колумбии. [18] Враждебность и насилие по отношению к беспризорным детям могут быть вызваны их коренным происхождением, о чем свидетельствует их более темная кожа, или их неподчинением авторитетным лицам. [2] Уличные дети обычно рассматриваются как угроза обществу, как воры и преступники. Согласно законам о детском труде , даже легальная работа является незаконной, и поэтому беспризорные дети часто становятся законными объектами преследований со стороны полиции и тюремного заключения, даже если они не продают наркотики, не воруют и не участвуют в другой незаконной деятельности. [1] Дети работали на улицах Латинской Америки на протяжении веков, однако лишь в последнее время преобладающее общественное мнение о них стало негативным. Люди объединяют беспризорных детей с преступниками и бросившими школу, как психически неуравновешенных и эмоционально неразвитых личностей, неспособных внести свой вклад в жизнь общества. [22]
Уличные дети также боятся друг друга: уличные дети часто нападают друг на друга с ножами и кулаками, чтобы защитить свою работу или имущество. Уличные дети старшего возраста часто крадут ценные вещи у младших. Девочки младшего возраста чаще всего становятся жертвами физического насилия и сексуальных домогательств как со стороны мальчиков старшего возраста, так и со стороны взрослых. [18]
Психическое здоровье
[ редактировать ]Психическое состояние и здоровье беспризорных детей – дискуссионная тема. Некоторые исследования утверждают, что постоянное недоедание , употребление наркотиков, сексуальная активность, жестокое обращение и притеснения, от которых страдают и которым страдают уличные дети, приводят к ухудшению психического и эмоционального здоровья. Они обнаружили, что уличные дети часто имеют низкую самооценку и склонны к тревоге и депрессии . [19] Другие исследования показывают, что беспризорные дети более психически устойчивы, чем их представляет общественность и СМИ. Исследование, проведенное в Боготе, показало, что беспризорные дети независимы, креативны и пользуются хорошей поддержкой со стороны сверстников. [12] В Бразилии опрошенные беспризорные дети заявили, что они с оптимизмом смотрят в будущее: они хотят уйти с улицы и стремятся сделать карьеру, например, в качестве производителей, художников, учителей и водителей. Лишь немногие заявили, что не хотят работать. [21] Однако многие исследования психического состояния беспризорных детей не дают окончательных результатов из-за неизвестного воздействия наркотиков, а также разнообразного опыта и ситуаций уличных детей. [12]
Трудности в обучении беспризорных детей
[ редактировать ]Хотя некоторые исследователи считают, что существует достаточно надежных исследований о беспризорных детях в Латинской Америке, которые указывают на возможные стратегии и решения, [1] многие другие не согласны. [4] Уличные дети в Латинской Америке являются трудным объектом для изучения, поскольку исследователи сталкиваются с различными проблемами в методологии своих исследований, с которыми могут не столкнуться в других областях. [2] Например, некоторые дети боятся обсуждать свою жизнь и ситуации, а те, кто готов это делать, часто являются ненадежными источниками информации — они склонны лгать о своем возрасте, занятиях, семейном происхождении. Отсутствие записей и публичной информации о беспризорных детях затрудняет проверку информации. [2] Общественное мнение о беспризорных детях часто бывает негативным и заставляет исследователей сосредоточиться на немедленных решениях вместо того, чтобы сначала разобраться в проблемах. [4] Некоторые исследования, финансируемые неправительственными организациями, также пытаются собрать информацию от наиболее проблемных и борющихся беспризорных детей, чтобы поднять репутацию их организации. [2] Поскольку уличные дети являются уязвимой группой населения, многие исследователи также оказываются сочувствующими и предвзятыми по отношению к своим испытуемым, не имея возможности писать объективные исследовательские статьи, что ослабляет достоверность исследований, касающихся беспризорных детей. [2]
Большая часть информации о беспризорных детях в Латинской Америке также не публикуется или не публикуется в научных кругах. [7] В Бразилии термин «беспризорные дети» также является относительно новым; только за последние 20 лет оно стало частью повседневного языка. [4] В сообществе исследователей, заинтересованных в исследованиях Латинской Америки, отсутствует сплоченность. Объем исследований и знаний о латиноамериканских беспризорных детях не систематизирован, не проводится и не анализируется. Исследователи, особенно специализирующиеся на разных странах, работают независимо друг от друга и не имеют эффективных площадок для обсуждения и более глубокого понимания проблем. [4]
Решения, политики и программы
[ редактировать ]Институционализация
[ редактировать ]В прошлом предпринимались попытки институционализировать беспризорных детей, «перевоспитывать» и «исправлять» беспризорных детей. В Бразилии в 1985 году более полумиллиона беспризорных детей были помещены в специализированные учреждения. Однако этот подход оказался неэффективным и дорогостоящим: ко всем беспризорным детям относились как к преступникам, в то время как большинство таковыми не были, и основное внимание уделялось «исправительному образованию» вместо предоставления необходимая поддержка и забота, в которых нуждались уличные дети, но которых им не хватало, находясь на улице. [6]
Реабилитация
[ редактировать ]Другие организации, такие как местные церкви и волонтерские организации, подошли к проблеме через реабилитацию. Этот подход представляет собой полную противоположность институционализации: он заботится о детях, предоставляя им кров, еду, образование, одежду, медицинскую помощь и безопасную окружающую среду. Оно успешно обеспечивает детей и помогает им выжить, но зачастую не мотивирует детей искать законную работу или уйти с улицы. Как и институционализация, реабилитация стоит дорого. Более того, большинство реабилитационных программ представляют собой долгосрочные обязательства, которые уличные дети не желают брать на себя. [6]
Информационно-пропагандистская деятельность
[ редактировать ]Основываясь на прошлых попытках вылечить беспризорных детей, большинство организаций теперь используют аутрич-подход. Вместо того, чтобы сосредоточиться на заботе о беспризорных детях и восприятии уличных детей обществом, информационно-пропагандистский подход рассматривает беспризорных детей как результат бедности и работает над расширением их прав и возможностей, обучая их навыкам решения проблем и рассматривая их проблемы на уровне каждого сообщества. Многие аутрич-программы отправляют уличных учителей обучать детей на их родной территории (в парках, тротуарах, парковках) соответствующим вопросам.
Помогая беспризорным детям в их повседневных трудностях, эти организации помогают детям обеспечить себя самостоятельно. [12] Например, уличные педагоги по всей Латинской Америке помогли беспризорным детям наладить рабочие отношения с рыночными торговцами: вместо того, чтобы выбрасывать и портить ненужные фрукты, рыночные торговцы дают уличным детям слегка поврежденные и перезрелые фрукты на съедение или продажу. В Асунсьоне , Парагвай, аутрич-работники установили, что многие беспризорные дети задыхались, когда разводили костры в цистернах, а затем оказывались в ловушке в этом пространстве. Аутрич-организации обучали беспризорных детей тому, как безопасно тушить пожары и разжигать их, а также выступали в защиту беспризорных детей, которые погибли, пытаясь выжить. Некоторые критикуют аутрич-программы, потому что они, как и программы реабилитации, не решают проблему беспризорных детей. Сторонники информационно-просветительских программ утверждают, что их практика основана на идеологии, согласно которой уличные дети являются прискорбным следствием недостатков общества, и поэтому единственный способ эффективной помощи беспризорным детям – это расширение их прав и возможностей и оказание соответствующей помощи. [6]
Профилактика
[ редактировать ]В дополнение к информационно-пропагандистскому подходу другие организации, такие как ЮНИСЕФ, применяют превентивный подход к проблеме: они предоставляют программы по расширению прав и возможностей бедных семей и трудоустройству, пытаются вывести их из бедности, чтобы дети не выгонялись на улицы, а также работают с политиками для решения основных проблем, таких как безработица, миграция из деревни в город и нехватка жилья. В Парагвае были предприняты усилия по увеличению количества школьных часов и образования, чтобы уберечь детей от улицы. Другие усилия включают более широкое профессиональное обучение родителей, программы социального обеспечения для бедных семей и увеличение количества доступных детских садов для детей. Однако, как и другие подходы, профилактические усилия являются дорогостоящими. Правительства большинства стран Латинской Америки имеют слишком большие долги, чтобы иметь эффективные программы социального обеспечения или образования. [4] [6]
См. также
[ редактировать ]- Гамин — документальный фильм 1977 года о беспризорных детях Боготы.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Риццини I и Ласк М., 1995 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Aptekar, L 1994
- ^ Jump up to: а б с Такон, П. 1982 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Риццини, I 1996 г.
- ^ Эннью, Дж. 1989.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ориц де Карризоза, С. и Пертнер, Дж. 1992 г.
- ^ Jump up to: а б Скэнлон, Т. 1998 г.
- ^ Jump up to: а б с д Ласк М., Перальта Ф. и Вест Дж., 1989 г.
- ^ Коллимор, Иветт 2002
- ^ Веласкес, Мануэль 2011
- ^ Баркер Дж. и Кнаул Ф., 1991 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Райт, Джейм Д., 1993 г.
- ^ Густафссон-Райт Э и Пайн Х, 2002 г.
- ^ Хуан CC и др., 2004 г.
- ^ Фергюсон, 2002 г.
- ^ Велти, Карлос (2002). Молодежь мира: подростковый возраст в восьми регионах земного шара . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 297. ИСБН 052180910X .
- ^ Jump up to: а б с д Кампос Р. и др. 1994 год
- ^ Jump up to: а б с д и Лалор, К. 1999 г.
- ^ Jump up to: а б Рафаэлли, М. 1999 г.
- ^ Инкарди, Дж. 1998.
- ^ Jump up to: а б Де Оливейра В, Бальцерман М, Пелле Л, 1992 г.
- ^ Эннью, Дж. 1994.
Ссылки
[ редактировать ]- Скэнлон Т.Дж., Томкинс А., Линч М.А., Скэнлон Ф. (1998). «Беспризорные дети в Латинской Америке», BMJ , 316 (1596–1600).
- Ориц де Каррисоза, С. и Пертнер, Дж (1992). «Латиноамериканские беспризорные дети: проблемы, программы и критика», Международная социальная работа , 35 (405).
- Эннью, Дж (1986). «Дети улиц», « Новый интернационалист » , 164 (10–11).
- Риццини, я (1996). «Уличные дети: исключенное поколение в Латинской Америке», « Детство: Глобальный журнал детских исследований» , 3 (215–233).
- Риццини I и Ласк М (1995). «Дети на улицах: потерянное поколение Латинской Америки», Обзор служб помощи детям и молодежи , 17 (391–400).
- Аптекар, Л (1994). «Уличные дети в развивающемся мире: обзор их состояния», Межкультурные исследования , 28 (195–224).
- Такон, П. (1982). «Карлиньос: жесткий блеск городского блеска», Новости ЮНИСЕФ , 111 (4–6).
- Ласк М., Перальта Ф. и Вест Дж. (1989). «Беспризорные дети Хуареса: полевое исследование», Международная социальная работа , 32 (289).
- Кампос Р. и др. (1994). «Социальные сети и повседневная деятельность уличной молодежи в Белу-Оризонти, Бразилия», Child Development , 65 (319–330).
- Лалор, К. (1999). «Уличные дети: сравнительная перспектива», Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими , 23 (759–770).
- Рафаэлли, М. (1999). «Бездомная и работающая уличная молодежь в Латинской Америке: обзор развития», Межамериканский журнал психологии , 33 (7–28).
- Де Оливейра В., Бальцерман М., Пелле Л. (1992). «Уличные дети в Бразилии и их помощники: сравнительные взгляды на стремления и будущее», Международная социальная работа , 35 (163–176).
- Эннью, Дж (1994). «Друзья без родителей: межкультурное исследование сетей среди уличных детей и уличной молодежи», Социальные сети и социальная поддержка в детстве и подростковом возрасте , 24 (409–410).
- Райт, Джеймс Д. (1993). «Беспризорные дети в Северной и Латинской Америке: предварительные данные альтернативных проектов в Тегусигальпе и некоторые сравнения со случаем в США», Исследования сравнительного международного развития , 28 (81–92).
- Тайлер Ф., Тайлер С., Эчеверри Дж. и Зеа. М (1991). «Делать это на улицах Боготы: психосоциальное исследование уличной молодежи», Монографии по генетической, социальной и общей психологии , 119 (395–417).
- Коллимор, Иветт (2002). «В Центральной Америке растет количество беспризорных детей-мигрантов», Справочное бюро народонаселения.
- Веласкес, Мануэль (2011). «Х.Б. Фуллер и беспризорные дети Центральной Америки», Деловая этика: концепции и примеры.
- Фергюсон, Кристин (2002). «Внутрирегиональная оценка структурного влияния феномена уличных детей в Латинской Америке: пример Бразилии и Мексики», « Проблемы социального развития» , 24 (23–32).
- Хуанг CC, Барреда П., Мендоса В., Гусман Л. и Гилберт П. (2004). «Сравнительный анализ брошенных беспризорных детей и ранее брошенных беспризорных детей в Ла-Пасе, Боливия», Arch Dis Child , 89 (821–826).
- Густафссон-Райт Э. и Пайн Х (2002). «Гендерные аспекты детского труда и беспризорных детей в Бразилии», Рабочий документ Всемирного банка по исследованию политики № 2897.