Жан Оранш
Жан Оранш | |
---|---|
![]() Жан Оранш в 1938 году | |
Рожденный | Жан-Мари Луи Шарль Филипп Оранш 11 сентября 1904 г. Пьерлат , Дром , Франция |
Умер | 29 сентября 1992 г. Бандоль , Вар , Франция | (88 лет)
Занятие | Сценарист |
Жан Оранш (11 сентября 1904 г. - 29 сентября 1992 г.) [ 1 ] был французским сценаристом. За свою карьеру он написал 80 фильмов для таких режиссёров, как Рене Клеман , Бертран Тавернье , Марсель Карне , Жан Делануа и Клод Отан-Лара . Его часто связывают со сценаристом Пьером Бостом , с которым у него было плодотворное партнерство с 1940 по 1975 год.
Первые годы
[ редактировать ]В 1920-х и 1930-х годах Жан Оранш дружил с некоторыми участниками сюрреалистических групп. Его сестра Мари-Берта была женой Макса Эрнста , и Макс Эрнст вскоре подружился с Жаном Ораншем. Позже он даже появлялся в некоторых рекламных роликах Жана Оранша (вина «Николя», магазинов «Барб» и так далее...). Жан Оранш также был близким другом Жана Кокто , который помог ему опубликовать несколько его рассказов в знаменитом «NRF». [ нужна ссылка ]
В 1933 году Жан Оранш вместе с Пьером Шарбонье снял два короткометражных документальных фильма: «Пираты Роны» и «Брако де Солонь» . Позже он вместе с режиссером Пьером Превером написал короткометражный фильм «Мсье Кордон» . Вскоре он занялся сценарием, написанием сценария или соавтором нескольких фильмов, таких как «Дела Лафаржа» (1936) Мориса Лемана и Клода Отанта-Лары, «Дела Лафаржа» или, что более известно, «Отель дю Нор» , соавтором сценария которого он был. с Марселем Карне и Анри Жансоном.
Ореншебост
[ редактировать ]В 1942 году, начиная с «Дусе» (режиссер Отан-Лара), Оранш сформировал давнее партнерство с Пьером Бостом. Их метод совместного письма изначально работал так: Жан Оранш написал обработку сценария (иногда на основе романа), а Пьер Бост затем расширил этот план и написал диалог. Но вскоре они оба написали весь сценарий вместе, без какого-либо четкого разделения текста. Вместе Оранш и Бост написали несколько больших успехов того периода, часто связанных с режиссером Клодом Отан-Лара: «Дьявол в корпусе» (1945), «Красный Оберж» (1951), «Руж и Нуар» (1954), «Траверсе». де Пари (1956). Тем временем Оранш и Бост начали плодотворное сотрудничество с Жаном Деланнуа, написав для него «Пасторальную симфонию» (1947), получившую Золотую пальмовую ветвь на Каннском фестивале 1947 года. В это время они также работали с Рене Клеманом ( О-дела). Des Grilles , Jeux Interdits и Gervaise ). Фильм «Jeus Interdits» получил премию «Оскар» как лучший иностранный фильм в 1952 году и вскоре стал классикой. Все эти критические и коммерческие триумфы способствовали тому, что Оранш стал одним из самых почитаемых сценаристов своего времени.
Поздние годы
[ редактировать ]В 1954 году будущий кинорежиссер Франсуа Трюффо статью, написал в журнале Les Cahiers du Cinéma в которой резко критиковал творчество Жана Оранша и Пьера Боста. Команда сценаристов постепенно выходила из моды и почти не работала в 1960-е годы, поскольку их любимые соавторы (Отан-Лара, Клеман, Делануа) постарели и вышли на пенсию. В 1970 году молодой режиссер Бертран Тавернье (который был поклонником их творчества) попросил их написать вместе с ним экранизацию «Часовщика Эвертона» (романа Жоржа Сименона) для его первого художественного фильма. Фильм под названием « Часовой часовщик Сен-Поля» имел большой успех как у публики, так и у критиков. Оранш и Тавернье быстро стали близкими партнерами, даже после смерти Пьера Боста в 1975 году. Они вместе написали еще три фильма и даже стали сорежиссерами документального фильма о писателе-сюрреалисте Филиппе Суполе. В 1975 году Жан Оранш и Бертран Тавернье переработали план, написанный в 1951 году Aurenche & Bost. Таким стал фильм «Судья и убийца» , который получил отличные отзывы после выхода в 1976 году.
В 80-е годы Жан Оранш продолжал работать с несколькими режиссерами, такими как Робер Энрико ( «Воин Лассе »), Бертран Тавернье ( «Переворот Торшона» по роману Джима Томпсона «Поп. 1280» и «Этуаль дю Норд » Пьера Гранье-Деферра). Он умер в 1992 году в Бандоле. Ему было 89 лет.
Дань уважения
[ редактировать ]Вскоре после его смерти был опубликован сборник интервью с Жаном Ораншем. Книга под названием «La Suite à l'écran» ( «Продолжение следует на экране »), написанная в соавторстве с французским журналистом Аленом Риу, содержала идеи и информацию о большинстве сценариев Жана Оранша и его соавторах. Позже, почти через десять лет после его смерти, Бертран Тавернье написал и снял фильм о жизни Жана Оранша и Жана Девевра (французского помощника режиссера) во время Второй мировой войны. В фильме под названием Laissez Passer снимались Жак Гамблен (в роли Жана Девэвра) и Дени Подалидес (в роли Жана Оранша).
В 2010 году французский киноканал Cine Cinema показал 52-минутный документальный фильм о жизни и творчестве Жана Оранша, который также доступен на DVD. Этот фильм под названием «Жан Оранш, écrivain de cinéma » был снят режиссерами Александром Илером и Ясином Баддеем. В нем участвуют некоторые из соавторов Жана Оранша, в том числе Жан-Пьер Моки, Ален Риу и Бертран Тавернье. В нем также показан сам Жан Оранш в виде кадра интервью 1970 года.
Фильмография
[ редактировать ]- 1933: «Месье Кордон» , режиссёр Пьер Превер
- 1937: Les Dégourdis de la 11e , режиссер Кристиан-Жак
- 1937: Вам нечего декларировать? , режиссер Лео Жоаннон
- 1937: Лионский курьер , режиссёры Морис Леманн , Клод Отан-Лара [ 2 ]
- 1938: Дело Лафаржа , режиссёр Пьер Шеналь : история
- 1938: Сточная канава , режиссёр Морис Леманн : экранизация
- 1938: «Отель дю Нор» , режиссер Марсель Карне : экранизация
- 1939: Полуночная традиция
- 1940: Любовная кавалькада
- 1940: «Эмигрант» , реж. Лео Жоаннон : история
- 1940: Наследник Мондезира , режиссёр Альберт Валентин : история
- 1941: «Мадам Санс-Жен» , режиссёр Роже Ришебе : экранизация
- 1942: Муссайон :
- 1942: Романс для троих , режиссёр Роже Ришебе : экранизация
- 1942: «Свадьба Шифон» , режиссёр Клод Отан-Лара : экранизация
- 1942: Любви нельзя
- 1942: Восемь мужчин в замке : экранизация
- 1942: Любовные письма
- 1943: Страшила : сюжет
- 1943: Домино , режиссёр Роже Ришебе
- 1943: История любви , режиссёр Клод Отан-Лара [ 2 ]
- 1943: Адриан , режиссёр Фернандель
- 1944: Похититель громоотводов : об идее
- 1944: Путешествуя налегке , режиссёр Жан Ануй
- 1944: Les Petites du Quai aux Fleurs , режиссер Марк Аллегре , сценарий
- 1946: Сильви и призрак , режиссёр Клод Отан-Лара [ 2 ]
- 1946: J3 : адаптация
- 1946: «Пасторальная симфония» , режиссёр Жан Деланнуа
- 1947: Седьмая дверь , режиссёр Андре Звобода
- 1947: Дьявол во плоти , режиссёр Клод Отан-Лара [ 2 ]
- 1947: «Любовники моста Сен-Жан» , режиссёр Анри Декуан
- 1949: Стены Малапаги , режиссёр Рене Клеман
- 1949: Следи за Амелией , режиссёр Клод Отан-Лара
- 1950 — Богу нужны люди , режиссёр Жан Деланнуа
- 1951: Жиголо , режиссёр Роже Ришебе , сценарий
- 1951: «Красная гостиница» , режиссёр Клод Отан-Лара : сценарий, адаптация и диалоги
- 1952: Семь смертных грехов : отрывки «Роскошь» Ива Аллегре , «Оргей» Клода Отан-Лара и «Huitième pêché » Жоржа Лакомба : сценарий
- 1952: Запретные игры , режиссёр Рене Клеман : сценарий, диалоги
- 1953: Гордый и красивый , режиссёр Ив Аллегре
- 1954: Le Blé en herbe , режиссер Клод Отан-Лара [ 2 ]
- 1954: Дочери судьбы (отрывок «Жанна» ), режиссёр Жан Деланнуа
- 1954: Мамзель Нитуш , режиссёр Ив Аллегре
- 1954: «Красное и черное» , режиссёр Клод Отан-Лара
- 1955: «Маленькие мятежники» , режиссёр Жан Деланнуа : сюжет и сценарий
- 1956: Жервез , режиссёр Рене Клеман
- 1956: «Путешествие по Парижу» , режиссер Клод Отан-Лара : диалог и сценарий
- 1956: «Горбун из Нотр-Дама» , режиссёр Жан Деланнуа
- 1958: В случае невзгод , режиссёр Клод Отан-Лара , сценарий
- 1958: «Игрок» , режиссёр Клод Отан-Лара [ 2 ]
- 1959: Женщина , режиссёр Жюльен Дювивье
- 1959: Путь молодёжи , режиссёр Мишель Буарон
- 1959: «Зеленая кобыла» , режиссёр Клод Отан-Лара
- 1961: Ты не убьешь , режиссёр Клод Отан-Лара
- 1964: Особая дружба , режиссёр Жан Деланнуа
- 1965: Женщина в белом : экранизация
- 1966: Горит ли Париж? , режиссер Рене Клеман
- 1967: Самая старая профессия - один сегмент - режиссеры Клод Отан-Лара и Филипп де Брока
- 1969: Les Patates , режиссёр Клод Отан-Лара , сценарий
- 1974: Часовщик , режиссёр Бертран Тавернье , сценарий
- 1975: Let Joy Reign Supreme , режиссёр Бертран Тавернье , сценарий
- 1976: Судья и убийца , режиссёр Бертран Тавернье [ 3 ]
- 1980: Дама с камелиями , реж. Мауро Болоньини : история
- 1981: Coup de Torchon , режиссёр Бертран Тавернье , сценарий
- 1982: «Этуаль дю Нор» , режиссер Пьер Гранье-Дефер : экранизация Жоржа Сименона романа «Локатер». [ 4 ]
- 1987: Fucking Fernand , режиссёр Жерар Мордилья
- 1987: De guerre lasse , режиссер Роберт Энрико
- 1989: «Страсти Бернадетты» , режиссёр Жан Деланнуа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шипман, Дэвид (1 октября 1992 г.). «Некролог: Жан Оранш» . Независимый . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Клод Отан-Лара , FilmReference.com, по состоянию на апрель 2010 г.
- ↑ Жан Оранш , Cinema-Francais.fr, по состоянию на апрель 2010 г.
- ^ Маслин, Джанет (12 июня 1983 г.). « ЭТУАЛЬ ДЮ НОРД» С СИМОНОЙ СИНЬОРЕТ» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 26 декабря 2023 г.