Тривиализация Холокоста
Тривиализация Холокоста относится к любому сравнению или аналогии, которые умаляют масштаб и тяжесть зверств, совершенных нацистской Германией во время Холокоста . [1] Комиссия Визеля определила тривиализацию как злоупотребление сравнениями с целью минимизировать Холокост и банализировать его зверства. [2] Первоначально холокост означал жертвоприношение ; , которое полностью сгорает дотла начиная с конца 19 века, оно стало обозначать обширное уничтожение группы, обычно людей или животных. 1915 года Геноцид армян был описан современными наблюдателями как «холокост». [3]
Манфред Герстенфельд называет тривиализацию Холокоста одной из одиннадцати форм искажения Холокоста; он определяет тривиализацию Холокоста как применение языка, специфичного для описания Холокоста, к событиям и целям, не связанным с ним. [4] По словам Дэвида Рудрама, примеры тривиализации Холокоста включают лорда Вигли, ссылающегося на Освенцим , чтобы выступить против ядерного оружия, и Эла Гора, цитирующего Хрустальную ночь в защиту окружающей среды. [5]
По словам пережившего Холокост и мемуариста Эли Визеля : «Я больше не могу использовать [слово «Холокост»]. Во-первых, потому, что слов нет, а также потому, что оно стало настолько тривиальным, что я больше не могу его использовать. теперь они называют это «холокостом». Я сам видел это по телевидению в стране, где я живу. Комментатор, описывающий где-то поражение спортивной команды, назвал это «холокостом». Я прочитал в очень престижной газете, издаваемой в Калифорнии, описание убийства шести человек, и автор назвал это холокостом. Так что у меня больше нет слов». [6]
Известные случаи [ править ]
историков [editСпор
Во время Historikerstreit считали позицию, занятую в дебатах об уникальности Холокоста консервативными многие ученые интеллектуалами во главе с Эрнстом Нольте , а именно, что Холокост не был уникальным, немцы не должны нести какое-либо особое бремя вины за « окончательное решение еврейского вопроса ». Между преступлениями Советского Союза и нацистской Германии не было никакой моральной разницы , поскольку нацисты действовали так из страха перед тем, что Советский Союз мог сделать с Германией, или из-за того, что сам Холокост был реакцией на большевистскую политику. Революция и Советский Союз — преуменьшали Холокост и повторяли нацистскую пропаганду . [7]
Историк Томас Кюне пишет, что «[чем более провокационными были в этом историки, и чем больше они тем самым ставили под сомнение уникальность или особенность Холокоста, тем больше их работа встречала сопротивление или даже отвращение, что наиболее заметно и противоречиво». немец Эрнст Нольте в 1980-е годы». [8]
Израильско-палестинский конфликт [ править ]
Сравнение Государства Израиль с нацистами или тяжелого положения палестинцев с положением евреев , находящихся под нацистской оккупацией, подвергалось критике как принижение Холокоста или антисемитизм. Антидиффамационная лига (АДЛ) обвинила Гилада Ацмона в опошлении и искажении Холокоста именно в контексте израильско-палестинского конфликта . По данным АДЛ, Ацмон использовал слово «Шоа» , чтобы описать обращение Израиля с палестинцами, среди других злоупотреблений. [9]
Центр по делам Израиля и евреев (CIJA) осудил Объединенную церковь Канады за преуменьшение Холокоста. По данным CIJA, Объединенная церковь Канады опубликовала документ [10] [11] в котором они разместили заявление, осуждающее «потерю достоинства» со стороны палестинцев, приписываемую Израилю, сразу после аналогичного заявления, признающего «отрицание человеческого достоинства евреев» во время Холокоста. [12]
Во время визита в Берлин президент Палестины Махмуд Аббас сказал Олафу Шольцу , что «Израиль [совершил]… 50 массовых убийств, 50 резни, 50 холокостов» после того, как его спросили, извинится ли он за мюнхенскую резню, устроенную палестинскими террористами. Шольц заявил в сообщении газете Bild , что «для нас, немцев, любая релятивизация Холокоста невыносима и неприемлема». [13] [14]
После того, как президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва сравнил действия Израиля во время войны между Израилем и Хамасом с Холокостом, Дани Даян , председатель музея Яд Вашем , заявил, что эти комментарии представляют собой вопиющий антисемитизм и «возмутительное сочетание ненависти и невежества», заявив далее что «сравнение страны, борющейся против кровожадной террористической организации, с действиями нацистов во время Холокоста достойно всякого осуждения». Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху ответил на комментарии Лулы, заявив: «Слова президента Бразилии постыдны и тревожны. Это тривиализация Холокоста и попытка нанести вред еврейскому народу и праву Израиля на самозащиту». [15]
Посткоммунистические государства и о память Холокосте
По словам политолога Елены Суботич , память о Холокосте была похищена в посткоммунистических государствах в попытке стереть фашистские преступления и местное участие в Холокосте, а также использовать их образы для изображения реальных или воображаемых преступлений коммунистических государств. Суботич обсудил конкретные примеры в Хорватии и Сербии , но правительства по всему региону «использовали общественные памятники, музеи и мемориалы для национального присвоения памяти о Холокосте и использовали ее для создания новых визуальных воспоминаний о своем прошлом 20-го века, которые поддерживают их мифы о государственности». [16] По словам Суботича, эта форма исторического ревизионизма Холокоста и посткоммунистической памяти «стала настолько распространенной и спонсируемой государством, что в 2018 году президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович призвала создать международную комиссию, чтобы определить правду о лагере между 1941 и 1945 годы, «но и после» — что указывает на то, что версия о том, что Ясеновац был коммунистическим лагерем после войны, теперь была принята на вершине власти». [16]
В отчете Комиссии Визеля сравнение жертв ГУЛАГа с еврейскими жертвами Холокоста , как это было сделано в «Черной книге коммунизма» , подверглось критике как попытка тривиализации Холокоста. [2] Исторический музей Сербии открыл широко разрекламированную выставку «Во имя народа – Политические репрессии в Сербии 1944–1953 гг.», которая, по словам Суботича, «обещала представить новые исторические документы и доказательства коммунистических преступлений, начиная от убийств и заканчивая похищения и задержания в лагерях, коллективизация, политические процессы и репрессии», чтобы фактически показать «случайные и полностью вырванные из контекста фотографии «жертв коммунизма», среди которых были невиновные люди, но также и многие доказанные фашистские пособники, члены квислинговского правительства, правые ополченцы и союзное Оси движение четников». Другой, более показательный пример — известная фотография узников концлагеря Бухенвальд , которая была выставлена в разделе, посвященном лагерю коммунистической эпохи для политических заключенных на адриатическом острове Голи-Оток, описывая ее как «пример жизни». условия содержания узников Голи Оток», и не исправил его даже после того, как искажение фактов было раскрыто. Лишь после протестов историков Холокоста под надписью на стенде была приклеена небольшая записка: «Двуъярусные кровати заключенных в лагере Дахау». [16]
В книге « Новые направления в истории евреев на польских землях » (2018) историк Дэн Михман сетует, что «с точки зрения сегодняшнего дня можно сказать, что маятник продвинулся даже так далеко, делая упор на Восточную Европу с июня 1941 года. и в первую очередь мест убийств как мест Холокоста, можно найти недавние исследования, которые полностью маргинализируют или даже игнорируют важность для Холокоста таких важных проблем, как преследования и убийства 1930-х годов в Германии и Австрии; Западное и южноевропейское еврейство; первые шаги преследования в Тунисе и Ливии и другие аспекты Холокоста, такие как огромное ограбление и культурная война, направленная на изгнание еврейского духа ». [17]
Теория двойного геноцида [ править ]
Повествование о двойном геноциде утверждает, что существовало два современных геноцида одинакового веса: нацистский и сталинский . Майкл Шафир называет теорию двойного геноцида формой запутывания Холокоста. [18] в то время как Кэрол Леми считает это симптомом стойкого антисемитизма . [19]
В книге «Шаблон Холокоста/геноцида в Восточной Европе » Лиляна Радонич пишет, что теория двойного геноцида предполагает существование эквивалентности между коммунизмом и нацизмом . Радонич утверждает, что эта теория и обвинения в коммунистическом геноциде исходят как из «стабильного антикоммунистического эмигрантского лексикона с 1950-х годов, так и из более поздних ревизионистских политиков и ученых», а также из «сравнительной тривиализации» Холокоста, которая «является результатом отбрасывания послевоенных убийства предполагаемых пособников Оси и противников режима Тито в ту же концептуальную структуру, что и убийство нацистами шести миллионов евреев», описывая это как «попытку демонизировать коммунизм в более широком смысле как идеологию, близкую к нацизму». [20]
Красный Холокост [ править ]
Термин «красный Холокост» был придуман Институтом современной истории ( München Institut für Zeitgeschichte ) в Мюнхене. [21] [22] По словам немецкого историка Йорга Хакмана , этот термин не популярен среди ученых в Германии и за рубежом. [22] Александра Лайнел-Лавастин пишет, что использование этого термина «позволяет реальности, которую он описывает, немедленно достичь в западном сознании статуса, равного статусу истребления евреев нацистским режимом ». [23] Майкл Шафир говорит, что использование этого термина подтверждает «компонент соревновательного мученичества» в теории двойного геноцида . [18] Джордж Войку заявляет, что Леон Волович «справедливо осудил злоупотребление этой концепцией как попытку «узурпировать» и подорвать символ, характерный для истории европейских евреев ». [24]
В книге «Вторичный антисемитизм: от жесткого к мягкому отрицанию Холокоста» немецкий политолог Клеменс Хени пишет: «В отличие от жесткой версии, мягкое отрицание зачастую нелегко идентифицировать. Часто его терпят или даже поощряют и воспроизводят в массах не только в Германии. Ученые только недавно начали разгадывать этот тревожный феномен. Манфред Герстенфельд обсуждает тривиализацию Холокоста в статье, опубликованной в 2008 году. В Германии в 2007 году два ученых, Торстен. Эйтц и Георг Штетцель опубликовали объемистый словарь немецкого языка и рассуждений о национал-социализме и Холокосте. Он включает главы, посвященные тривиализации Холокоста и надуманным сравнениям, таким как печально известный «атомный Холокост», «Бебикост», «Холокост абортов». «красный Холокост» или «биологический Холокост». [25]
Социальные сети [ править ]
Некоторые тенденции в социальных сетях принижают Холокост. В 2020 году подростки разместили в TikTok на тему Холокоста видеоролики, на которых они одеты в маскарадные костюмы , а TikTok запретил хэштег Holocaustchallenge . [5]
и Холокост Советский украинский
По мнению Элазара Баркана, Элизабет А. Коул и Кая Струве, среди жертв существует конкуренция в конструировании «украинского Холокоста». Они говорят, что с 1990-х годов термин «Голодомор» был принят антикоммунистами из-за его сходства с Холокостом в попытке продвигать версию о том, что советские коммунисты убили 10 миллионов украинцев, а нацисты убили только 6 миллионов евреев. Они также утверждают, что термин «Голодомор» был «введен и популяризирован украинской диаспорой в Северной Америке до того, как Украина стала независимой», и что «термин «Холокост» вообще не объяснен». Его использовали для создания «национального нарратива виктимизации» и «конкуренции с еврейским нарративом, чтобы скрыть «темные стороны» национальной истории Украины и опровергнуть обвинения в том, что их отцы сотрудничали с немцами». [26]
существует связь с фашистами или крайне правыми Американский журналист-расследователь Джефф Коплон утверждает, что в утверждении голода как советского геноцида и холокоста . Книга Роберта Конквеста « Жатва скорби» популяризировала мнение о том, что советский голод 1932–1933 годов , особенно в Украине того же периода, был геноцидом против украинцев. По словам Коплона, «в последнем каталоге Noontide Press , филиала Liberty Lobby, которым руководит яркий фашист Уиллис Карто , «Жатва скорби» указана рядом с такими ревизионистскими томами, как «Миф Освенцима» и «Гитлер на моей стороне» . Чтобы разрекламировать книгу «Завоевание» и ее террористический голод, в каталоге отмечается: «Акт геноцида против украинского народа подавлялся [ sic ] до недавнего времени, возможно, потому, что настоящий « Холокост » может конкурировать с голо-мистификацией ». Термин «голо-мистификация» относится к уничтожению нацистами шести миллионов евреев». [27]
Коплон сообщает мнения экспертов -советологов , [28] такие как отец современной советологии Александр Даллин из Стэнфордского университета , Моше Левин из Пенсильванского университета , чья книга «Русские крестьяне и советская власть» стала новаторской в социальной истории, Линн Виола из SUNY-Binghamton , первый историк из Соединенных Штатов, исследовавший Центральный государственный архив Москвы по советской коллективизации и ветеран-советолог Роберта Мэннинг из Бостонского колледжа отвергают «завоевательную охоту за новым Холокостом». Эли Розенбаум , который был главным юрисконсультом Всемирного еврейского конгресса и бывшим директором Управления специальных расследований (Министерство юстиции США) , заметил, что «они всегда стремятся получить цифру, превышающую шесть миллионов. читатель думает: «Боже мой, это хуже, чем Холокост». [27]
Российское вторжение в Украину [ править ]
Яд Вашем (официальный израильский мемориал еврейским жертвам Холокоста) раскритиковал заявления Кремля о том, что российское вторжение в Украину было направлено на «денацификацию» Украины, назвав их ложными и опошляющими историю Холокоста. [29] [30] По мнению философа Джейсона Стэнли , это отражает антисемитскую теорию заговора, которая считает истинными жертвами нацистской Германии русских христиан, а не евреев. [31] Архив свидетельских показаний о Холокосте Фортуноффа также осудил вторжение и назвал риторику Путина тривиализацией Холокоста. [32] осудил Мемориальный музей Холокоста в США злоупотребление Путиным историей Холокоста. [33] [34]
21 марта 2022 года президент Украины Владимир Зеленский подвергся критике со стороны Мемориального центра Холокоста Яд Вашем за создание ложной эквивалентности между российским вторжением и Холокостом, а премьер-министр Израиля Нафтали Беннетт счел сравнение этих двух событий неуместным. [35]
См. также [ править ]
- Геноцид армян и Холокост
- Сравнение Израиля и нацистской Германии
- Отрицание геноцида
- Политика признания Геноцида
- Исследования геноцида
- Геноциды в истории
- Исторический отрицание
- Исторический ревизионизм
- История евреев во время Второй мировой войны
- Отрицание Холокоста
- Индустрия Холокоста
- Инверсия Холокоста
- Исследования Холокоста
- Израиль и апартеид
- Холокост уникален?
- Дебаты об уникальности Холокоста
- Связь между геноцидом гереро и Холокостом
- Холокост и Накба
Ссылки [ править ]
- ^ Фоксман, Авраам Х. (27 января 2014 г.). «Неуместные сравнения принижают Холокост» . Антидиффамационная лига . Проверено 9 января 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрилинг, Тувия; Иоаннид, Раду; Ионеску, Михаил Э.; Бенджамин, Лия (2004). Искажение, отрицание и минимизация Холокоста в послевоенной Румынии (PDF) . Международная комиссия по Холокосту в Румынии. стр. 47, 59.
- ^ Суни, Рональд Григор (2015). «Они могут жить в пустыне, но больше нигде»: история Геноцида армян . Издательство Принстонского университета. стр. XXI, 347, 369. ISBN. 978-1-4008-6558-1 .
- ^ Герстенфельд, Манфред (28 октября 2007 г.). «Множественные искажения памяти о Холокосте» . Иерусалимский центр по связям с общественностью . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рудрум, Дэвид (16 марта 2021 г.). «Почему тривиализация Холокоста не тривиальна» . Выставочный и учебный центр Холокоста . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Коэн, Ашер; Гельбер, Йоав; Варди, Шарлотта, ред. (1988). Осмысление Холокоста: историко-литературные исследования . Берн: Питер Лэнг. п. 13. ISBN 978-3-63-140428-7 . Проверено 2 декабря 2020 г. - через Google Книги.
- ^ Каплан, Джейн, изд. (2008). "Введение". Нацистская Германия . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 8–12. ISBN 978-0-19-164774-1 . Проверено 2 декабря 2020 г. - через Google Книги.
- ^ Кюне, Томас (май 2012 г.). «Великие люди и большие числа: недооценка истории массовых убийств». Современная европейская история . 21 (2): 133–143. дои : 10.1017/S0960777312000070 . ISSN 0960-7773 . JSTOR 41485456 . S2CID 143701601 .
- ^ «Справочный материал: Гилад Ацмон» . Антидиффамационная лига. 30 января 2012 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2012 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «Защита правительства вокруг Палестины и Израиля» . Объединенная церковь Канады . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Рабочая группа по политике Израиля и Палестины ( DOCX (Microsoft Word)) . 41-й Генеральный совет. Объединенная церковь Канады. 1 августа 2012 года . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ Лунген, Пол (7 мая 2012 г.). «CIJA критикует позицию Объединенной церкви на Ближнем Востоке» . Канадские еврейские новости . Проверено 2 декабря 2020 г.
- ^ «В Берлине Аббас говорит, что Израиль совершил «холокост» против палестинцев; Шольц молча морщится, а позже осуждает высказывания» . Таймс Израиля . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ «Президент Палестины Аббас уклоняется от извинений за теракт в Мюнхене» . АП НОВОСТИ . 16 августа 2022 г. Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Лазарь Берман (18 февраля 2024 г.). «Израиль в ярости, когда Лула из Бразилии говорит, что Израиль, как «Гитлер», совершает геноцид в секторе Газа» . Таймс Израиля .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Суботич, Елена (18 ноября 2019 г.). «Как память о Холокосте была похищена в посткоммунистических государствах» . Балканский взгляд . Проверено 3 августа 2021 г.
- ^ Мичман, Дэн (2018). Полонский, Антоний; Венгжинек, Ханна; Жбиковский, Анджей (ред.). «Историография Холокоста в Польше: взгляд со стороны на ее место в недавних общих событиях в историографии Холокоста». Новые направления в истории евреев на польских землях . Издательство академических исследований: 386–401. ISBN 978-83-944262-9-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шафир, Майкл (лето 2016 г.). «Идеология, память и религия в посткоммунистической Восточной и Центральной Европе: сравнительное исследование, посвященное периоду после Холокоста» . Журнал по изучению религий и идеологий . 15 (44): 52–110. Цитата на стр. 64 и 74.
- ^ Леме, Кэрол (2018). «История-память Литвака идишских пространств после Холокоста. Между мирами жизни и мирами убийств». Французская этнология . 170 (2): 225–242. дои : 10.3917/ethn.182.0225 .
- ^ Радонич, Лиляна (2020). Шаблон Холокоста/геноцида в Восточной Европе . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-000-71212-4 .
- ^ Мёллер, Хорст (1999). Холокост и немцы: дебаты о «Черной книге коммунизма» (на немецком языке Красный ). Мюнхен: Пайпер Верлаг. ISBN 978-3-492-04119-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хакманн, Йорг (март 2009 г.). «От национальных жертв к транснациональным наблюдателям? Меняющиеся воспоминания о Второй мировой войне в Центральной и Восточной Европе». Созвездия . 16 (1): 167–181. дои : 10.1111/j.1467-8675.2009.00526.x .
Представление о коммунизме как о «красном Холокосте», предложенное Мюнхенским институтом Zeitgeschichte , не нашло особого обоснования ни в Германии, ни где-либо еще в международных дискуссиях.
- ^ Гослан, Ричард Джозеф; Руссо, Генри, ред. (2004). Сталинизм и нацизм: сравнение истории и памяти . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0-803-29000-6 . Проверено 2 декабря 2020 г. - через Google Книги.
- ^ Войку, Джордж (2018). «Ведущие общественные интеллектуалы посткоммунистической Румынии и Холокост». Во Флориане, Александру (ред.). Общественная память о Холокосте в посткоммунистической Румынии, Исследования антисемитизма . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 41–71. ISBN 978-0-253-03274-4 . Проверено 2 декабря 2020 г. - через Google Книги. Цитата на стр. 46.
- ^ Хени, Клеменс (осень 2008 г.). «Вторичный антисемитизм: от жесткого к мягкому отрицанию Холокоста». Обзор еврейских политических исследований . 20 (3/4). Иерусалим: 73–92. JSTOR 25834800 .
- ^ Баркан, Элазар; Коул, Элизабет А.; Струве, Кай (2007). Общая история, разделенная память: евреи и другие люди в оккупированной Советским Союзом Польше, 1939–1941 гг . Лейпцигерский университет. стр. 120–121. ISBN 978-3-86583240-5 . Проверено 2 декабря 2020 г. - через Google Книги.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Коплон, Джефф (12 января 1988 г.). «В поисках советского Холокоста» . Деревенский голос . Проверено 30 ноября 2020 г. - через Государственный университет Монклера.
- ^ Сысин, Франк (23 января 2015 г.). «Тридцать лет исследований Голодомора: баланс» (PDF) . Восток/Запад: Журнал украинских исследований . II (1): 4–16. дои : 10.21226/T26P4M . ISSN 2292-7956 . Проверено 4 сентября 2021 г. - через Консорциум по исследованию и образованию по вопросам Голодомора.
- ^ Гросс, Джуда Ари. «Руководитель Яд Вашем: Россия опошляет Холокост ложными заявлениями о «денацификации»» . Таймс Израиля . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ «Заявление Яд Вашем относительно российского вторжения в Украину» . www.yadvashem.org . Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Стэнли, Джейсон (26 февраля 2022 г.). «Антисемитизм, оживляющий заявления Путина о «денацификации» Украины» . Хранитель .
- ^ «О вторжении России на Украину и языковых злоупотреблениях Владимира Путина» . Видеоархив Fortunoff со свидетельствами о Холокосте . 2 марта 2022 г. Проверено 7 марта 2022 г.
- ^ Снайдер, Тимоти. «Гитлеровские приемы и тактика Путина на Украине» . Бостон Глобус . Бостон Глобус .
- ^ «Музей обеспокоен гибелью людей» . Мемориальный музей Холокоста США . 24 февраля 2022 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 25 февраля 2022 г.
- ^ «Израильтяне отвергают сравнения Зеленского с Холокостом» . Воа Новости. 21 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Блютингер, Джеффри (осень 2010 г.). «Неудобное прошлое: увековечивание памяти посткоммунистического Холокоста». Шофар . Издательство Университета Пердью. 29 (1): 73–94. JSTOR 10.5703/шофар.29.1.73 .
- Герстенфельд, Манфред (9 апреля 2008 г.). «Тривиализация Холокоста» . Иерусалимский центр по связям с общественностью .
- Кац, Стивен (1994). Холокост в историческом контексте . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195072204 .
- Шафир, Майкл (2002). «Между отрицанием и« сравнительной тривиализацией »- отрицание Холокоста в посткоммунистической Восточной и Центральной Европе». Acta – Анализ современных тенденций антисемитизма . Иерусалим: Еврейский университет , Международный центр по изучению антисемитизма Видаля Сассуна . 19. с. 23.
- Стэннард, Дэвид Э. (2 августа 1996 г.). «Опасность называть Холокост уникальным» . Хроника высшего образования . Проверено 10 января 2022 г.
- Суллам Калимани, Анна-Вера (октябрь 1999 г.). «Имя для уничтожения». Обзор современного языка . 94 (4): 978–999. дои : 10.2307/3737232 . JSTOR 3737232 .
Внешние ссылки [ править ]
- «Борьба с антисемитизмом через образование: борьба с отрицанием, искажением и тривиализацией Холокоста, Учебное пособие 6» ( PDF ). ОБСЕ. 4 декабря 2019 г.
- «Антисемитизм и ненависть в Канаде» . Лига прав человека Канады. Март 2000 г. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Проверено 2 декабря 2020 г.