Холокост и Накба
![]() |
Часть серии о |
Накба |
---|
Часть серии о |
Холокост |
---|
![]() |
Часть серии о |
Геноцид |
---|
![]() |
Проблемы |
Связанные темы |
Категория |
Холокост израильско и Накба стали рассматриваться как взаимосвязанные события в дискуссиях по -палестинскому конфликту . Как исторически, так и по тому, как эти две трагедии повлияли на восприятие конфликта обеими сторонами. [1] В Израиле все израильские евреи считаются пережившими Холокост и должны выполнить императив никогда больше не становиться еврейской жертвой. [2] Подчеркивается уникальность Холокоста и отвергается любая связь между Холокостом и Накбой. [3] [4] В книге 2018 года «Холокост и Накба» утверждается, что «если мы не сможем сохранить эти два момента в наших сердцах и умах как часть одной и той же истории, не может быть никакого движения вперед в, казалось бы, непреодолимом конфликте между Израилем и Палестиной». [4]
Исторические отношения
[ редактировать ]До Холокоста некоторые сионисты выступали против создания этноцентрического еврейского государства, но их точка зрения изменилась в 1940-х годах, когда евреи и сионисты начали осознавать масштабы ущерба, нанесенного еврейской культуре и религии во время Холокоста. Холокост. [5] Давид Бен-Гурион изменил свой взгляд на арабское самоопределение, решив, что его нельзя допустить в еврейском государстве. [6] В одной из своих речей, в которых он обращался к Билтморской программе , он заявил, что после Холокоста «разве мы не имеем права на этот раз требовать исправления нашего исторического унижения, дискриминации, которую все народы совершили против нас, и требовать, чтобы они предоставили нам такой же статус, как и всем другим народам?» [7] В 1947 и 1948 годах 700 000 палестинцев — 80 процентов арабского населения территории — бежали или были изгнаны с территории, которая стала Израилем. [8] [9] И во время Холокоста, и во время Накбы имело место масштабное разграбление имущества жертв. [10]
В 1949 году польско-евреи, пережившие Холокост, Геня и Хенрик Ковальские прибыли в Израиль. Им предложили бывший палестинский дом в Яффо , но они отказались в него переезжать. Женя Ковальски позже объяснила: «Это напомнило нам, как нам пришлось покинуть дом и все остальное, когда приехали немцы и бросили нас в гетто … Я не хотел делать то же самое, что делали немцы». [11] Их решение отказаться от разграбленной палестинской собственности было исключительным. [12]
В дискуссиях об израильско-палестинском конфликте Холокост и Накба стали рассматриваться как взаимосвязанные события, как исторически, так и в настоящее время, из-за того, как эти две трагедии повлияли на восприятие обеими сторонами израильско-палестинского конфликта. [1] Омер Бартов говорит, что «Холокост и Накба были параллельными и непримиримыми событиями». [13] Однако, в отличие от Холокоста, который явно закончился, в некоторых концептуальных рамках считается, что Накба все еще продолжается . [14]
Историография
[ редактировать ]Холокост является универсальным воспоминанием в западной культуре и имеет тенденцию блокировать память о Накбе. [15] [16] По словам Нины Фишер, оба события «функционируют как культурные травмы и занимают центральное место в коллективной памяти и самобытности двух народов». [9] И еврейское слово, обозначающее Холокост, ХаШоа , и арабское слово «Аль-Накба» переводятся как «катастрофа». [17]
Израиль
[ редактировать ]В Израиле все израильские евреи считаются пережившими Холокост и должны выполнить императив никогда больше не становиться еврейской жертвой. [2] Подчеркивается уникальность Холокоста , нееврейские жертвы нацистской Германии отодвигаются на второй план, а любая связь между Холокостом и Накбой отвергается. [3] [4]
Согласно сионистской историографии, образование Государства Израиль в 1948 году стало «кульминацией долгого еврейского поиска прав и справедливости». [18] Израильский историк Бенни Моррис утверждает, что сионистские боевики были мотивированы, среди прочего, Холокостом. [19] Израильский взгляд на арабо-израильскую войну 1948 года предполагает, что у Израиля «не было альтернативы» в войне, и он сражался чистотой оружия . [20] В Израиле распространено мнение, что арабы покинули страну добровольно в ответ на призывы арабского руководства, хотя в 21 веке были высказаны более разнообразные точки зрения. [21] Израильское государство предприняло попытку стереть память о Накбе, разрушая палестинские деревни и избегая упоминания этой проблемы в учебниках по истории. В то время как некоторые израильтяне признают трагедию, отрицая при этом ответственность сионистов за нее, другие объявляют Накбу мифом и «сборником небылиц». [22]
Изображение арабов как нацистов часто встречается в дискурсе арабо-израильского конфликта. [23] [24] как и изображение палестинского антисионизма , мотивированного антисемитизмом. [25] По словам Джозефа А. Массада, «настойчивость Израиля в отношении своей уязвимости отражает сознательную стратегию». [23] Суд в 1961 году над виновником Холокоста Адольфом Эйхманом стал возможностью связать арабов с нацистами. [25] Описательная нацификация палестинского народа была отличительной чертой политики Менахема Бегина » партии «Ликуд . [26] Пик этого явления пришелся на 2015 год, когда премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху ложно обвинил палестинского Амина аль-Хусейни в развязывании Холокоста. [27]
Многие израильтяне утверждают, что Холокост и Накбу нельзя сравнивать. [23] По мнению Ширы Став, одним из недостатков израильских представлений, которые пытаются преодолеть этот разрыв, является отсутствие голосов палестинцев и тенденция представлять израильских солдат как травмированных жертв. [28] Согласно статье израильского Холокоста, исследователя конфликтов и мира Дэна Бар-Он и профессора Рутгерского университета Салибы Сарсара, только на рубеже 21-го века израильские еврейские и палестинские интеллектуалы «нашли в себе смелость» концептуально преодолеть разрыв. между Холокостом и Накбой. [29] С израильской еврейской стороны Бар-Он и Сарсар ссылаются на статью Илана Гур-Зеева и Илана Паппе 2003 года « За пределами разрушения коллективной памяти других: проекты палестино-израильского диалога» как на ранний призыв к Холокосту и Накбе». рассматриваться во взаимном контексте», что подчеркивает, не претендуя на эквивалентность, «нить, которая связывает их с коллективной психикой обоих людей». [29]
Германия
[ редактировать ]После соглашения о репарациях с Германией в 1952 году Моше Шаретт предложил выплатить часть репараций палестинским беженцам . Это предложение было отклонено, поскольку это означало бы увязывание Холокоста и Накбы. [30] [31] Ян С. Люстик утверждает, что Соглашение о репарациях может послужить моделью для будущего мирного соглашения между Израилем и Палестиной. Лустик дополнительно утверждает, что «если примирение было возможно между Израилем и Германией, нельзя сказать, что оно невозможно для Израиля и Палестины». [32]
Критика со стороны Германии в 1970-х годах одностороннего изменения границ Израиля и политики поселений на оккупированных им палестинских территориях частично повлияла, как утверждается, на фактическую аннексию Иерусалима в июле 1980 года с помощью Иерусалимского закона . Возможно, это также было ответом на Венецианскую декларацию, принятую месяцем ранее, в июне, когда Европейское экономическое сообщество признало право палестинцев на самоопределение и участие в мирных переговорах. В резком официальном израильском коммюнике последний был назван вторым Мюнхеном (где европейские державы признали ) Германией аннексию Судетской области : палестинцев представляли как возрожденных нацистов, а европейцев, поддерживающих их дело, сравнивали с Невиллом Чемберленом . [26] Когда в 1980-х годах Западная Германия в конце концов перешла к признанию ООП и права палестинцев на самоопределение , Израиль в ответ снова вспомнил о нацистском прошлом. [33]
Даниэль Марвецки утверждает, что в двадцать первом веке немецкий « Staatsräson означает рассмотрение израильско-палестинского конфликта через призму немецкой памяти о Холокосте», но большинство немцев не разделяют эту точку зрения. [34] [35]
Палестина
[ редактировать ]Напротив, палестинские писатели проводят прямую связь между Холокостом и Накбой и считают себя конечной жертвой нацистов. [20] С палестинской стороны Бар-Он и Сарсар считают Азми Бишару (1996), Эдварда Саида (1997) и Наима Атика (2001) первыми пионерами идеи связать признание палестинцами Холокоста с признанием Накбы израильскими евреями. В своей работе 1992 года «Между местом и пространством » Бишара утверждает: «Чтобы жертва могла простить, она должна быть признана жертвой. В этом разница между историческим компромиссом и прекращением огня». [29] В своем эссе Саид раскритиковал использование сравнений между двумя событиями как средство делигитимации другой стороны или оправдания современного насилия и угнетения. [36] Он заявил, что связь Холокоста с Накбой заключалась в «понимании того, что является универсальным в человеческом опыте в катастрофических условиях. Это означает сострадание, человеческое сочувствие и полное отвращение к идее убийства людей по этническим, религиозным или националистическим причинам». [37]
Одним из ответов в Палестине и арабском мире на западный взгляд на Холокост как на высшее зло является отрицание Холокоста . По мнению израильского социолога Сэмми Смухи , отрицание Холокоста палестинцами является своего рода протестом, «выражающим решительные возражения против изображения евреев как главной жертвы и против недооценки палестинцев как жертвы». [38] По мнению Гилберта Ахчара , Израиль особенно и другие западные страны в меньшей степени недооценивают арабские выражения сочувствия жертвам Холокоста. [38]
Международные перспективы
[ редактировать ]Рафаэль Лемкин , изобретатель концепции геноцида, поддерживал сионизм и, вероятно, считал Накбу оправданной в соответствии с основными сионистскими взглядами. Хотя он отстаивал независимость «малых наций», особенно евреев, Лемкин не верил в предоставление независимости таким группам, как палестинские арабы, которые, по его мнению, недостаточно развиты, чтобы квалифицироваться как нации. [39] В своей книге «Проблемы геноцида » 2021 года историк А. Дирк Мозес утверждает, что универсализация Холокоста в определении геноцида послужила исключению других действий, включая Накбу, из сферы морального позора. Моисей пишет: «Сегодня этот режим приписывает палестинцам роль злодеев в глобальной драме о предотвращении геноцида и « второго Холокоста » за сопротивление колонизации и изгнанию со своей земли». [40]
Некоторые историки, такие как Мозес и Дональд Блоксэм, раскритиковали воспринимаемую уникальность Холокоста и вместо этого рассматривают его и Накбу как часть более широких тенденций поселенческого колониализма и этнического национализма, ведущих к геноциду и этническим чисткам в европейских римлендах. [41] Существует общее мнение, что колониализм является ценной основой для анализа нацизма и Холокоста. [42] Историк Омер Бартов пишет, что различные конкурирующие национализмы в восточно-центральной Европе исключали евреев. Их негативное обращение со стороны соседей-неевреев во время и после Холокоста «по общему мнению... сделало многих из них безразличными, бессердечными, а иногда и мстительными по отношению к арабскому населению, с которым они столкнулись в Палестине». [43]
Литература
[ редактировать ]
Некоторые израильско-еврейские писатели в своих произведениях обращались как к Холокосту, так и к Накбе. Еще в 1949 году в своей новелле «Хирбет Хиза » С. Ижар затронул тему изгнания палестинцев израильскими войсками, рассказчик прямо сравнивал тяжелое положение палестинских беженцев с положением еврейских беженцев. [44] В интервью Ижар объяснил, что действия по изгнанию палестинцев противоречат его прежним представлениям о том, каким будет сионизм. [45] В письме министр сельского хозяйства Израиля Аарон Зислинг выразил свое отвращение к резне в ад-Давайме , заявив: «Нацистские действия также совершались евреями». [46] В 1952 году Авот Йешурун опубликовал стихотворение «Пасха в пещерах» в газете «Гаарец» . Позже он объяснил стихотворение: «Холокост европейского еврейства и Холокост палестинских арабов, единый Холокост еврейского народа. Эти двое смотрят прямо друг другу в глаза». лицо." [47] Эти несколько несогласных ответов прозвучали вскоре после Накбы, когда Холокост также был недавним событием. [48]
В 1969 году палестинский писатель Гассан Канафани опубликовал роман « Возвращение в Хайфу» , в котором палестинская пара, бежавшая из Хайфы во время Накбы, возвращается в свой родной город и встречает еврейскую пару — муж пережил Холокост, который, найдя их пустой дом, заняли его и воспитали найденного там мальчика как еврея. Этот сын палестинской пары, Дов, служит в армии в ЦАХАЛе , а другой их сын в Рамалле присоединился ООП федаинам к . Роман исследует напряженность, возникающую в результате взаимодействия этих двух травмированных семей. [49]
ливанского писателя Элиаса Хури « Эпический роман Баб аль-Шамс» («Врата Солнца»), впервые опубликованный в 1998 году, рассказывает историю Палестины. [9]
палестинско-американской писательницы Сьюзен Абулхава Бестселлер «Утро в Дженине » (2010) охватывает историю палестинской семьи с 1930-х по 2002 год. Хотя в книге изображен антиарабский расизм и поселенческий колониализм, она также затрагивает Холокост. [50] Главные герои романа — еврейская пара, пережившая Холокост, и палестинская пара, перемещенная Накбой. У последних есть один ребенок, Дэвид, которого разлучили со своими родителями и усыновила бесплодная еврейская пара. Позже Дэвид сражается против своих младших палестинских братьев после войны 1967 года во время израильской оккупации Западного берега . К третьему поколению семьи достигают примирения, некоторые из них живут вместе в Соединенных Штатах. [51]
Мальчик из Варшавского гетто , культовый образ Холокоста, использовался в сравнении с израильско-палестинским конфликтом, особенно в отмеченном наградами фильме « Вальс с Баширом» . [52]
В книге 2018 года «Холокост и Накба» утверждается, что «если мы не сможем сохранить эти два момента в наших сердцах и умах как часть одной и той же истории, не может быть никакого движения вперед в, казалось бы, непреодолимом конфликте между Израилем и Палестиной». [4]
Последствия
[ редактировать ]Ханна Арендт писала, что образование Израиля решило еврейский вопрос в Европе, но «просто породило новую категорию беженцев, арабов, тем самым увеличив число лиц без гражданства». [53] Она раскритиковала то, как еврейские историки изображали евреев «не творцами истории, а страдальцами истории, сохраняющими своего рода вечную идентичность добра, монотонность которой нарушалась только столь же монотонной хроникой преследований и погромов». По ее мнению, такое восприятие еврейской истории позволило представить Холокост и арабо-израильский конфликт как часть непрерывного преследования евреев. [54]
По словам Башира Башира и Амоса Голдберга, «совместное арабо-еврейское публичное обсуждение травмирующих воспоминаний об этих двух событиях не только возможно, каким бы сложным и разрушительным оно ни было, но и имеет фундаментальное значение для создания эгалитарной и инклюзивной этики бинационализма в Израиле». /Палестина». [55]
Элиас Хури заявляет, что «Холокост и Накба не являются зеркальными отражениями, но евреи и палестинцы могут стать зеркальными отражениями человеческих страданий, если они избавятся от заблуждений, связанных с эксклюзивистскими национальными идеологиями». Он рассматривает отказ от этих идеологий как часть всеобщей борьбы против расизма. [56]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Башир и Голдберг 2014 , с. 78.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Верменбол 2021 , стр. 306–307.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Верменбол 2021 , с. 307.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Роза 2018 , с. 353.
- ^ Шумский 2018 , с. 231.
- ^ Шумский 2018 , с. 23.
- ^ Шумский 2018 , с. 216.
- ^ Моисей 2021b , с. 332.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фишер 2020 , с. 2.
- ^ Конфино 2018 , с. 143.
- ^ Конфино 2018 , стр. 135, 139.
- ^ Конфино 2018 , с. 136.
- ^ Бартов 2023 , с. 152.
- ^ Верменбол 2021 , с. 304.
- ^ Фиерке 2014 , стр. 787–788.
- ^ Моисей 2021b , стр. 16, 482.
- ^ Фиерке 2014 , с. 804.
- ^ Бартов 2019 , с. 25.
- ^ Берген и др. 2021 , стр. 172.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Верменбол 2021 , стр. 307–308.
- ^ Фишер 2020 , с. 3.
- ^ Конфино 2018 , с. 138.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Stav 2012 , p. 89.
- ^ Марвецкий 2020 , с. 93.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марвецкий 2020 , стр. 93–94.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Марвецкий 2020 , с. 161.
- ^ Марвецкий 2020 , с. 225.
- ^ Stav 2012 , pp. 95–96.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бар-Он и Сарсар 2004 .
- ^ Марвецкий 2020 , с. 55.
- ^ Лустик 2006 , с. 54.
- ^ Лустик 2006 , стр. 67–68.
- ^ Марвецкий 2020 , с. 168.
- ^ Марвецкий 2020 , с. 196.
- ^ Моисей 2021a .
- ^ Stav 2012 , p. 90.
- ^ Хури 2020 , стр. 13–14.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фишер 2020 , с. 4.
- ^ Моисей 2021b , стр. 357–358.
- ^ Моисей 2021b , стр. 508–511.
- ^ Хури 2020 , с. 14.
- ^ Берген и др. 2021 , стр. 176.
- ^ Бартов 2019 , стр. 32–33, 36.
- ^ Stav 2012 , pp. 85–86.
- ^ Stav 2012 , p. 87.
- ^ Stav 2012 , p. 88.
- ^ Конфино 2018 , с. 137.
- ^ Stav 2012 , pp. 88–89.
- ^ Ганим 2019 , стр. 92–113.
- ^ Фишер 2020 , стр. 2–3.
- ^ Фишер 2020 , стр. 4–5.
- ^ Stav 2012 , pp. 93–94.
- ^ Хури 2020 , стр. 14–15.
- ^ Stav 2012 , pp. 90–91.
- ^ Башир и Голдберг 2014 , с. 77.
- ^ Хури 2020 , с. 13.
Источники
[ редактировать ]- Бар-Он, Дэн ; Сарсар, Салиба (2004). «Соединяя непреодолимое: Холокост и Аль-Накба» . Палестина – Израильский журнал политики, экономики и культуры . 11 (1): 63–70. ПроКвест 235716101 .
- Бартов, Омер (2019). «Возвращение перемещенных лиц: ирония еврейско-палестинской связи, 1939–49». Еврейские социальные исследования . 24 (3): 26. doi : 10.2979/jewisocistud.24.3.02 . S2CID 195481842 .
- Бартов, Омер (2023). Геноцид, Холокост и Израиль-Палестина . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1-3503-3234-8 .
- Башир, Башир; Гольдберг, Амос (2014). «Обсуждение Холокоста и Накбы: разрушительное сочувствие и двунационализм в Израиле / Палестине». Журнал исследований геноцида . 16 (1): 77–99. дои : 10.1080/14623528.2014.878114 . S2CID 145797342 .
- Берген, Дорис Л.; Эли, Джефф; Йокуш, Лаура; Вот, Филипп; Тусан, Мишель; Бек, Тереза Колома; Башир, Башир; Гольдберг, Амос (2021). «Башир Башир и Амос Голдберг, ред., Холокост и Накба: новая грамматика травмы и истории» . Центральноевропейская история . 54 (1): 112–179. дои : 10.1017/S0008938921000078 . S2CID 230992456 .
- Конфино, Алон (2018). «Когда Женя и Хенрик Ковальски бросили вызов истории – Яффо, 1949 год: между Холокостом и Накбой». Холокост и Накба . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-54448-1 .
- Фиерке, К.М. (2014). «Кто мой сосед? Воспоминания о Холокосте / аль-Накба и глобальная этика заботы». Европейский журнал международных отношений . 20 (3): 787–809. дои : 10.1177/1354066113497490 . S2CID 146188931 .
- Фишер, Нина (2020). «Запутанные страдания и разрушительное сочувствие: Холокост, Накба и израильско-палестинский конфликт в книге Сьюзен Абулхава «Утро в Дженине». Исследования памяти . 15 (4): 695–712. дои : 10.1177/1750698019896850 . S2CID 214281392 .
- Ганим, Хонаида (2019). «Когда Яффа встретил (Дж) Яффу: пересечение Холокоста и Накбы в тени сионизма» Холокост и Накба: новая грамматика травмы и истории . Издательство Колумбийского университета . стр. 100-1 92–113. дои : 10.7312/bash18296-006 . ISBN 978-0-231-54448-1 . S2CID 165947021 .
- Гольдберг, Амос (2016). «Вмешательства: повествование, свидетельские показания и травма». Международный журнал постколониальных исследований . 18 (3): 335–358. дои : 10.1080/1369801X.2015.1042396 . S2CID 143419418 .
- Хури, Надим (2020). «Постнациональная память: рассказ о Холокосте и Накбе». Философия и социальная критика . 46 (1): 91–110. дои : 10.1177/0191453719839448 . S2CID 150483968 .
- Лустик, Ян С. (2006). «Переговоры об истине: Холокост, «Лехавдил» и «Ан-Накба» ». Журнал международных отношений . 60 (1): 51–77. ISSN 0022-197X . JSTOR 24358013 .
- Марвецкий, Дэниел (2020). Германия и Израиль: обеление и государственное строительство . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-1-78738-318-0 .
- Микель Ариэли, Рони (2020). «Между апартеидом, Холокостом и Накбой: паломничество архиепископа Десмонда Туту в Израиль-Палестину (1989) и появление аналогичного лексикона» . Журнал исследований геноцида . 22 (3): 334–353. дои : 10.1080/14623528.2019.1673606 . S2CID 204041778 .
- Моисей, А. Дирк (2021b). Проблемы геноцида: постоянная безопасность и язык трансгрессии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-009-02832-5 .
- Моисей, А. Дирк (23 мая 2021 г.). «Немецкий катехизис» . История настоящего (на немецком языке) . Проверено 3 апреля 2022 г.
- Роуз, Жаклин (2018). «Послесловие: Холокост и Накба». Холокост и Накба . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-54448-1 .
- Шумский, Дмитрий (2018). За пределами национального государства: сионистское политическое воображение от Пинскера до Бен-Гуриона . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-24109-9 .
- Став, Шира (2012). «Накба и Холокост: механизмы сравнения и отрицания в израильском литературном воображении». Еврейские социальные исследования . 18 (3): 85. doi : 10.2979/jewisocistud.18.3.85 . S2CID 144892781 .
- Верменбол, Грейс (2021). Повесть о двух повествованиях: Холокосте, Накбе и израильско-палестинской битве воспоминаний . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-89021-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ачкар, Гилберт (2010). Арабы и Холокост: арабо-израильская война повествований . Генри Холт и компания. ISBN 978-1-4299-3820-4 .
- Аурон, Яир (2017). Холокост, возрождение и Накба: память и современные израильско-арабские отношения . Лексингтонские книги. ISBN 978-1-4985-5949-2 .
- Литвак, М.; Вебман, Э. (2011). От сочувствия к отрицанию: реакция арабов на Холокост . Херст. стр. 309–331. ISBN 978-1-84904-155-3 .
- Мусольфф, Андреас (2017). «Инструментализация памяти о Холокосте и ложные исторические аналогии». Холокост в XXI веке . Рутледж. ISBN 978-1-315-64796-8 .
- Сигал, Раз ; Даниэле, Луиджи (5 марта 2024 г.). «Сектор Газа как закат израильской исключительности: исследования Холокоста и геноцида от беспрецедентного кризиса к беспрецедентным изменениям» . Журнал исследований геноцида : 1–10. дои : 10.1080/14623528.2024.2325804 .
- Вебман, Эстер (2017). « «Кража Холокоста у евреев»? Холокост как метафора в публичном дискурсе». Антисемитизм до и после Холокоста . Чам: Международное издательство Springer. стр. 279–304. дои : 10.1007/978-3-319-48866-0_12 . ISBN 978-3-319-48865-3 .
- Зерталь, Идит (2005). Холокост Израиля и политика государственности . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-44662-4 .