Юденрат
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2023 г. ) |
Юденрат [а] ( Немецкий: [ˈjuːdn̩ˌʁaːt] , букв. « Еврейский совет » ) — административный орган, созданный в оккупированной немцами Европе во время Второй мировой войны , который якобы представлял еврейскую общину в отношениях с нацистскими властями . Немцы требовали, чтобы евреи сформировали Юденрате на оккупированных территориях на местном, а иногда и на национальном уровне. [1]
Юденрате были особенно распространены в нацистских гетто в Восточной Европе, где в некоторых случаях, например, в Лодзинском гетто и в Терезиенштадте , они были известны как «Еврейский совет старейшин» ( Jüdischer Ältestenrat или Ältestenrat der Juden ). [2] Сами еврейские общины создали советы самоуправления еще в средние века . Еврейская община использовала еврейский термин Кахал (קהל) или Кехилла (קהילה), тогда как немецкие власти обычно использовали термин Judenräte . [ нужна ссылка ]
Нацистские соображения относительно правового статуса евреев
Структура и задачи юденрата при нацистском режиме сильно различались, часто в зависимости от того, предназначались ли они для одного гетто , города или целого региона. Юрисдикция над всей страной, как и в нацистской Германии , сохранялась Reichsvereinigung der Juden в Германии (Рейховская ассоциация евреев в Германии), созданная 4 июля 1939 года. [3]
В начале апреля 1933 года, вскоре после прихода к власти национал-социалистического правительства, был представлен доклад немецкой правительственной комиссии по борьбе с евреями. В этом отчете рекомендовалось создать признанную «Ассоциацию евреев Германии» ( Verband der Juden in Deutschland ), в которую будут вынуждены вступить все евреи Германии. Назначенный рейхсканцлером Немецкий народный отряд должен был взять на себя ответственность за эту группу. Предполагалось, что эта ассоциация, как ведущая еврейская организация, будет иметь совет из 25 членов, называемый юденратом . Однако официально этот доклад не был принят в действие. [ нужна ссылка ]
Израильский историк Дэн Михман счел вероятным, что комиссия, которая рассматривала правовой статус и взаимодействие евреев и неевреев до их эмансипации , обратилась к средневековой эпохе для термина Judenräte . Это проливает свет на очевидное намерение сделать еврейскую эмансипацию и ассимиляцию недействительными и таким образом вернуть евреям тот статус, который они имели в эпоху Средневековья. [ нужна ссылка ]
Оккупированные территории
Первые настоящие юденраты были созданы в оккупированной Польше по приказу Рейнхарда Гейдриха 21 сентября 1939 года, во время нападения Германии на Польшу , а затем на оккупированных территориях Советского Союза . [1]
Юденрате должны были служить средством обеспечения соблюдения антиеврейских правил и законов оккупационных сил в западных и центральных районах Польши и не имели собственных полномочий. В идеале местный юденрат должен был включать раввинов и других влиятельных людей из местной еврейской общины. Таким образом, немецкие власти могли бы лучше способствовать обеспечению соблюдения законов, используя авторитетных еврейских авторитетных деятелей и персонажей, одновременно подрывая внешнее влияние. [ нужна ссылка ]
Дальнейшие юденрате были созданы 18 ноября 1939 года по приказу Ганса Франка , главы Генерал-губернаторства . Эти советы должны были состоять из 12 членов для еврейских общин численностью 10 000 или меньше и до 24 членов для более крупных еврейских общин. Еврейские общины должны были избрать свои собственные советы, а к концу 1939 года также должны были выбрать руководителя и его помощника. Результаты должны были быть представлены контролеру города или округа Германии для признания. Хотя теоретически советы были демократическими, на самом деле советы часто определялись оккупантами. В то время как немецкие оккупанты лишь минимально участвовали в голосовании, те, кого немцы выбрали первыми, часто отказывались от участия, чтобы не подвергнуться эксплуатации со стороны оккупантов. Поэтому, как правило, традиционно назначался и избирался традиционный спикер сообщества, что сохраняло преемственность сообщества. [ нужна ссылка ]
Миссии и обязанности
Нацисты систематически стремились ослабить потенциал сопротивления и возможности евреев Центральной и Восточной Европы . Ранние юденраты должны были прежде всего сообщать о численности своего еврейского населения, очищать жилища и сдавать их, отправлять рабочих на принудительные работы, конфисковывать ценности, а также собирать дань и сдавать их. Невыполнение этого требования может повлечь за собой риск коллективных наказаний или других мер. Более поздние задачи Юденрате включали передачу членов общины для депортации. В конечном итоге эта политика и сотрудничество еврейских властей привели к массовой гибели евреев с небольшими потерями среди немцев из-за минимального сопротивления. Попав под контроль нацистов и проверившись на наличие оружия, большое количество евреев в конечном итоге могло быть легко убито или порабощено. Печаль по поводу катастрофически большого числа смертей из-за отсутствия сопротивления привела к поговорке «никогда больше». [4]
Из-за этих оккупационных мер и одновременного прекращения предоставления государственных услуг еврейские общины испытывали серьезную нехватку. По этой причине ранние юденраты пытались создать собственные институты обслуживания. Пытались организовать раздачу продуктов, медпункты, дома престарелых, детские дома и школы. В то же время, учитывая их ограниченные обстоятельства и остающиеся возможности, они попытались противостоять принудительным мерам оккупанта и выиграть время. Один из способов заключался в том, чтобы отложить передачу и выполнение приказов и попытаться натравить друг на друга противоречивые требования конкурирующих немецких интересов. Они представили свои усилия как необходимые немцам в управлении еврейской общиной, чтобы улучшить материальное положение евреев и побудить немцев отменить коллективные наказания. [ нужна ссылка ]
Однако это дало очень ограниченные положительные результаты. Представленные в целом сложные ситуации часто приводили к воспринимаемым несправедливым действиям, таким как личные предпочтения, подхалимство и протекционизм некоторых по отношению к остальному сообществу. Таким образом, члены общины быстро стали резко критиковать свой юденрат или даже открыто выступать против него . [ нужна ссылка ]
Тадеуш Пиотровский цитирует выжившего еврея Баруха Мильха, заявляющего: «Юденрат стал инструментом в руках гестапо для уничтожения евреев... Я не знаю ни одного случая, когда юденрат бескорыстно помог бы какому-то еврею», хотя Пиотровский предупреждает, что «рассказ Мильха представляет собой частный отчет об определенном месте и времени... поведение членов юденрата не было единообразным». [5]
Вопрос о том, представляло ли участие в юденрате сотрудничество с немцами, остается спорным и по сей день. [6] [7] [8] [9] [10] [11] Мнение о том, что еврейские советы сотрудничали в Холокосте, было оспорено историками Холокоста, включая Исайю Транка , в его книге 1972 года « Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией» . Подводя итог исследованиям Транка, исследователь Холокоста Михаэль Беренбаум пишет: «В конечном счете, юденрат не оказал никакого влияния на ужасающий исход Холокоста ; только нацистская машина уничтожения была ответственна за эту трагедию, и евреи на оккупированных территориях, особенно Польша была слишком бессильна, чтобы предотвратить это». [12] [ нужен лучший источник ] Это остается темой серьезных научных разногласий.
Гетто
Юденрате отвечали за внутреннее управление гетто, стоя между нацистскими оккупантами и их еврейскими общинами. В целом юденрате представляли элиту своих еврейских общин. Часто в юденрате была группа внутренней безопасности и контроля — Еврейская полиция гетто (нем. Jüdische Ghetto-Polizei или Jüdischer Ordnungsdienst). Они также пытались управлять государственными службами, обычно присутствующими в городе, например, упомянутыми выше. Однако немцы требовали от них доставки членов общины на принудительные работы или депортацию в концентрационные лагеря , ставили их в положение сотрудничества с немецкими оккупантами. Сопротивляться таким приказам означало рисковать суммарным исполнением или быстрой заменой и включением в следующую партию концентрационных лагерей. [ нужна ссылка ]
В ряде случаев, таких как Минское гетто и гетто Лахва , Юденрате сотрудничала с движением сопротивления . В других случаях «Юденрате» сотрудничала с немцами (хотя, как говорилось выше, степень этого сотрудничества остается дискуссионной).
См. также
- Восстания в гетто
- Адам Черняков , глава Варшавского гетто юденрата
- Дов Лопатин , глава юденрата в Лахве , оккупированная немцами Польша
- Мордехай Хаим Румковский , глава Совета старейшин Лодзинского гетто
- Братиславская рабочая группа — организация сопротивления, созданная членами юденрата в Братиславе , Словакия .
- Еврейские советы в Венгрии существовали в 1944–1945 годах, во время немецкой оккупации Венгрии.
- Терезиенштадтское гетто , крепость в Богемии, где назначенный нацистами «совет по культуре» организовывал жизнь еврейских заключенных.
Ссылки
- ^ Множественное число: Еврейские советы .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Транк, Исайя Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией, с введением Джейкоба Робинсона. Нью-Йорк: Макмиллан, 1972. ISBN 080329428X .
- ^ «Гетто Терезиенштадт» . Яд Вашем Орган памяти мучеников и героев Холокоста. Архивировано из оригинала 25 декабря 2011 года . Проверено 12 декабря 2011 г.
- ^ Йозеф Исраэль Левенгерц (1 июня 1942 г.). «Архив Яд Вашем» (PDF) . Глава еврейской общины Вены сообщает о планируемой эвакуации евреев в концентрационный лагерь Терезиенштадт . Яд Вашем, Орган памяти мучеников и героев Холокоста. Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ Гилберт, История Холокоста, (2000)
- ^ Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918-1947 гг.Тадеуш Пиотровский - 2007 г. В любом случае юденрат стал инструментом в руках гестапо по уничтожению евреев стр. 73-74
- ^ Исайя Транк (1 января 1996 г.). Юденрат: Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией . Университет Небраски Пресс. п. 572. ИСБН 0-8032-9428-Х . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Преступление: сотрудничество с нацистами. Наказание: отлучение от иудаизма» . Гаарец . Архивировано из оригинала 29 июня 2020 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Ян Шварц (15 мая 2015 г.). Выжившие и изгнанники: идишская культура после Холокоста . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 119. ИСБН 978-0-8143-3906-0 . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Стивен Гиллиатт (2000). Исследование динамики сотрудничества и непротивления . Э. Меллен Пресс. п. 95, 99. ISBN 978-0-7734-7770-4 . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ Люси С. Давидович (1981). Холокост и историки . Издательство Гарвардского университета. п. 135. ИСБН 978-0-674-40566-0 . Архивировано из оригинала 24 ноября 2023 года . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ ГЛАСС, ДЖЕЙМС М. (1 октября 1999 г.). «Две модели политической организации: сотрудничество против сопротивления». Американский учёный-бихевиорист . 43 (2): 278–300. дои : 10.1177/00027649921955263 . ISSN 0002-7642 . S2CID 145068118 .
- ^ Беренбаум, Майкл. «Юденрат» . jewishvirtuallibrary.org. Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 28 сентября 2013 г.
Литература
- Исайя Транк: Юденрат. Еврейские советы в Восточной Европе под нацистской оккупацией, Штейн и Дэй, 1977, ISBN 0-8128-2170-X
- В. Вален: Избранная библиография о юденратах под властью нацистов , в: Исследования Яд Вашем , 10/1974, с. 277-294
- Аарон Вайс: еврейское лидерство в оккупированной Польше. Позы и отношения , в исследованиях Яд Вашем, 12/1977, с. 335-365
- Мариан Фукс: Проблема еврейских советов и порядочности Адама Черняка. вСв. Йерш-Венцель: коллоквиум немцев, поляков и евреев , Берлин, 1987 г. ISBN 3-7678-0694-0 , с. 229-239
- Дэн Дайнер: За пределами мыслимого – «Юденрат» как ситуация . В: Ханно Лоуи, Герхард Шенбернер: «Наш единственный путь – это работа». Гетто в Лодзи 1940–1944 гг. . Вена 1990, ISBN 3-85409-169-9
- Дэн Дайнер: Времена памяти. О еврейских и других историях. Бек 2003, ISBN 3-406-50560-0
- Дорон Рабинович: Случаи бессилия. Вена 1938–1945. Путь в Еврейский совет. Еврейское издательство в Зуркампе, 2000 г. ISBN 3-633-54162-4
- Дэн Мичман: «Еврейское «главство» при нацистском правлении: эволюция и реализация административной концепции», в: Дэн Мичман: Историография Холокоста, еврейская перспектива. Концептуализации, терминология, подходы и фундаментальные проблемы , Лондон/Портленд, или: Валлентайн Митчелл, 2003, стр. 159–175. ISBN 0-85303-436-2
- Дэн Михманн: «Об исторической интерпретации проблемы юденрата: между интенционализмом, функционализмом и интеграционистским подходом 1990-х годов», в: Моше Циммерманн (ред.), О немцах и евреях при нацистском режиме. Очерки трех поколений историков. Фестиваль в честь Отто Дова Кулки (Иерусалим: Еврейский университет Magnes Press , 2006), стр. 385–397.
Внешние ссылки
- Документы о юденрате в гетто Терезине (Терезинштадт) в коллекции Еврейского музея Праги. Архивировано 9 января 2019 года в Wayback Machine .
- Переписка между «Джойнтом» и представителями еврейских общественных организаций, находящихся в коллекции: Отчеты Американского объединенного распределительного комитета: Варшавский офис, 1939–1941 гг. Архивировано 4 июня 2020 г. в Wayback Machine.