Турция и Холокост
До присоединения к союзным державам в конце войны Турция официально была нейтральной во Второй мировой войне . Несмотря на свой нейтралитет, Турция поддерживала прочные дипломатические отношения с нацистской Германией в период Холокоста . [1] Во время войны Турция лишила гражданства от 3000 до 5000 евреев, живших за границей; от 2200 до 2500 турецких евреев были депортированы в лагеря смерти, такие как Освенцим и Собибор ; и несколько сотен заключенных в нацистские концентрационные лагеря . Когда нацистская Германия призвала нейтральные страны репатриировать свою еврейскую диаспору, турецкие дипломаты получили инструкции избегать репатриации евреев, даже если они смогут доказать свое турецкое гражданство. [2] Турция также была единственной нейтральной страной, которая применяла антиеврейские законы во время войны. [3] Между 1940 и 1944 годами около 13 000 евреев прошли через Турцию из Европы в Подмандатную Палестину . [4] Согласно исследованию историка Рифата Бали , больше турецких евреев пострадало в результате дискриминационной политики во время войны, чем было спасено Турцией. [5] После войны Турция и часть турецкой еврейской общины выдвигали преувеличенные заявления о спасении евреев. [6] [1] использование этого мифа для пропаганды отрицания Геноцида армян . [7] [8]
Предыстория [ править ]
До 1950 года Турция была однопартийным государством , действовавшим под руководством сильно националистического правительства, которое отдавало приоритет тюркизации страны и созданию турецко-мусульманской буржуазии за счет религиозных меньшинств. Хотя многие евреи изначально были благосклонно настроены к Турции, в течение первых двух десятилетий существования Турции от половины до трети ее еврейского населения покинуло страну. Факторы «подталкивания» включали запрет еврейских ассоциаций и ограничения, а также общественное порицание использования нетурецких языков, таких как иудео-испанский, в рамках кампании « Гражданин, говорите по-турецки », а также увольнение государственных служащих, которые, как считалось, не быть «турками» согласно закону 1926 года. привели Погромы во Фракии 1934 года к этнической чистке евреев из европейской Турции . [9]
История [ править ]

В 1939 году премьер-министр Рефик Сайдам заявил, что Турция «не примет ни массы евреев, ни отдельных евреев, подвергавшихся притеснениям в других странах». [3] Было принято около 100 немецких ученых-евреев-беженцев; однако в то время в Турции было нанято большее количество немецких нацистов. После 1937 года иммиграция была строго ограничена представителями «турецкой расы». [5] Во время войны евреи, живущие в Турции, столкнулись с дискриминационным призывом в батальоны принудительного труда и налогом на богатство 1942 года, призванным финансово разорить граждан-немусульман. Турция была единственной нейтральной страной, которая применяла антиеврейские законы во время войны. [3]
Во время войны Турция лишила гражданства от 3000 до 5000 евреев, проживающих за границей. [2] Большинство из них проживало во Франции, и к 1943 году 93 процента денатурализации в Турции были направлены против евреев. Денатурализация подвергла евреев высокому риску депортации и убийства. [10] От 2200 до 2500 турецких евреев были депортированы в лагеря смерти, такие как Освенцим и Собибор ; и несколько сотен интернированных в нацистские концентрационные лагеря . Когда в конце 1942 года нацистская Германия призвала нейтральные страны репатриировать своих еврейских граждан в так называемом ультиматуме о репатриации ( Heimschaffungsaktion ), турецкие дипломаты получили инструкции избегать репатриации евреев, даже если они смогут доказать свое турецкое гражданство. [2] В то время как другие нейтральные страны часто вмешивались в защиту своих еврейских граждан, живущих в оккупированной Германией Европе, историк Корри Гуттштадт обнаружил, что «вряд ли можно найти какие-либо записи о турецком вмешательстве в защиту турецких еврейских граждан». [11] По словам французского историка Клэр Зальк , хотя турецкие власти могли успешно вмешаться в защиту турецких евреев, «такие вмешательства были редкими и вскоре полностью прекратились». [12]
Известен только один случай, когда турецкий консул предложил дипломатическую защиту евреям нетурецкого происхождения — гражданин Франции месье Рутье. Посол Турции во Франции Бехич Эркин сделал выговор Рутье за действия по гуманитарным соображениям и заставил его пообещать больше не делать этого. Турецкий консул в Марселе Фуат Карим передал нацистским властям список «нерегулярных» евреев, которым Рутье помогал. [13] В феврале 1943 года Турция признала гражданство 631 из 3000–5000 евреев Северной зоны Франции . Хотя турецкое консульство в Париже признало, что остальные «до сих пор были гражданами Турции», ничего не было сделано, чтобы помочь им. [11] Несколько сотен евреев были репатриированы в Турцию из Франции, но их численность превосходила число депортированных в лагеря смерти. [11]
Некоторые турецкие чиновники проигнорировали инструкции Анкары, выдав документы турецким евреям. [5] Однако это было не обязательно по гуманитарным причинам; часто за документы, которые евреи имели законное право получить, требовались сексуальные услуги или взятки. [5] Генеральный консул Турции Озкая, не подчинившись приказу, в феврале 1944 года пытался репатриировать 72 турецких еврея. [14] 24–25 марта СС арестовали 40 турецких евреев и отправили их в концентрационный лагерь Хайдари в Греции. Турецким представителям удалось освободить 32 из этих евреев и отправить их в Турцию. [14] Турецкий консул на Родосе Селахаттин Юлкумен спас около 50 евреев, в том числе 15–20, чье турецкое гражданство истекло. [1] [15] Он единственный турок, признанный Праведником народов мира по состоянию на 2020 год. [16]
В 1942 году 769 еврейских беженцев из Румынии, пытавшихся добраться до Подмандатной Палестины, погибли в в Струме результате катастрофы после того, как их корабль затонул в турецких территориальных водах. Касаясь катастрофы, Сайдам пояснил, что «Турция не станет домом для людей, которые никому больше не нужны». [3] В 1940-е годы около 10 000 евреев получили транзитные визы, позволяющие им проехать через Турцию по пути в Подмандатную Палестину. Турция ввела ограничения на эти визы, выдавая их сроком действия только десять дней, а это означало, что их нельзя было использовать всякий раз, когда условия военного времени приводили к задержкам. Гуттштадт обнаружил, что «в решающие годы 1942 и 1943 годов бегство через Турцию было в значительной степени заблокировано», и большинство этих евреев прошли через Турцию в конце 1944 года после того, как союзники захватили юго-восточную Европу. [9]
Память [ править ]
Турция пригрозила, что безопасность евреев окажется под угрозой, если Мемориальный музей Холокоста США (USHMM) будет освещать геноцид армян [7] или если бы Международная конференция по Холокосту и Геноциду 1982 года в Тель-Авиве, на которой обсуждался Геноцид армян, не была бы отменена. [17]
С 1992 года [18] Турция продвигала миф о повсеместном спасении евреев во время Холокоста в таких фильмах, как «Часы отчаяния» (2000) и «Турецкий паспорт» (2011), а также в таких книгах, как «Последний поезд в Стамбул» (2002) и «Посол» (2007). [1] Этот миф, впервые представленный в Стэнфорда Шоу « книге Турция и Холокост» в 1993 году , построен на более старых мифах, представляющих утопическое видение отношений между евреями и мусульманами в Османской империи . [19] После открытия USHMM в 1993 году (турецкому лобби удалось исключить геноцид армян из постоянной экспозиции музея) главный раввин Турции потребовал, чтобы в музее освещалась предполагаемая спасательная деятельность турецких дипломатов. [20] Среди ложных или необоснованных заявлений можно назвать то, что 100 000 евреев прошли через Турцию по пути в убежище. [5] что Недждет Кент сел в поезд Холокоста, чтобы спасти восемьдесят евреев, находившихся внутри, [21] что консул Намик Кемаль Йолга спас евреев, [22] и что виновник геноцида армян Бехич Эркин спас 20 000 евреев. [23]
Турция стала наблюдателем Международного альянса памяти жертв Холокоста в 2008 году. [24] До 2011 года празднование Холокоста было ограничено турецкой еврейской общиной без какого-либо участия государства. [25] Ученые Ягмур Каракая и Алехандро Баер заявляют, что турецкие чиновники «рассматривают церемонию памяти Холокоста как платформу для пропаганды безупречной турецкой истории» и «последовательное сравнение турецкими правительственными чиновниками незапятнанного турецкого прошлого с изначально и постоянно ошибочным европейским наследие предполагает некритическое отношение к собственному прошлому страны». [26] На церемонии 2011 года Сюзет Сиди, президент Комиссии главного раввината Турции по Холокосту, сравнил Холокост с геноцидом армян, заключив, что, хотя армяне восстали и спровоцировали действия против них, Холокост был уникальным в истории, поскольку евреи не восставали. [27]
Представители турецкого правительства Дня памяти жертв Холокоста впервые приняли участие в церемонии в 2014 году; На этой церемонии министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил: «В нашей истории нет никаких следов геноцида. Враждебности по отношению к другим нет места в нашей цивилизации». [28] В 2013 году министр по европейским делам Турции Эгемен Багыш заявил: «В нашей истории не было геноцида». [29] Министерство по делам Европы также опубликовало заявление, в котором утверждается: «Турецкое общество всегда было в стороне от антисемитских чувств [так в оригинале], никогда не проявляло никаких чувств антисемитизма и ксенофобии. Наш народ [так в оригинале] всегда поддерживал своих еврейских братьев. " [30] По мнению исследователей геноцида Роджера Смита, Эрика Маркусена и Роберта Джея Лифтона , Турция продемонстрировала «решимость отрицать геноцид армян, признав Холокост». [8] а историк Марк Дэвид Баер описывает это как «перформативное очищение совести». [28] Эти церемонии также игнорируют тот факт, что если бы гражданство турецких евреев было признано, их, вероятно, не убили бы. [31]
См. также [ править ]
- Германия и геноцид армян
- Международный ответ на Холокост
- Франкистская Испания и Холокост
- MV Mefküre - турецкий корабль, затонувший в августе 1944 года при перевозке еврейских беженцев.
- Отношения между нацистской Германией и арабским миром
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: а б с д Вебман, Эстер (2014). «Корри Гуттштадт, Турция, евреи и Холокост (Кембридж: Cambridge University Press, 2013). Стр. 370. Ткань за 99 долларов». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 46 (2): 426–428. дои : 10.1017/S0020743814000361 . S2CID 162685190 .
- ^ Jump up to: а б с Баер 2020 , стр. 202–203.
- ^ Jump up to: а б с д Баер 2020 , с. 202.
- ^ Офер, Далия (1990). Спасаясь от Холокоста: нелегальная иммиграция в Землю Израиля, 1939–1944 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 320. ИСБН 978-0-19-506340-0 .
- ^ Jump up to: а б с д и Баер, Марк Дэвид (2015). «Корри Гуттштадт. Турция, евреи и Холокост. Перевод с немецкого Кэтлин М. Делл'Орто, Сабина Бартель и Мишель Майлз. Кембридж: Cambridge University Press, 2013. 353 стр. – И. Иззет Бахар. Турция и Спасение европейских евреев Нью-Йорка и Лондона: Routledge, 2015. 308 стр.». Обзор AJS . 39 (2): 467–470. дои : 10.1017/S0364009415000252 .
- ^ Баер 2020 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Баер 2020 , стр. 124, 129.
- ^ Jump up to: а б Смит и др. 1995 , стр. 6, 11.
- ^ Jump up to: а б Гутштадт, Корри; Маннони, Оливье (2015). «Политика Турции во время Холокоста» . Revue d'Histoire de la Shoah (2): 195. doi : 10.3917/rhsho.203.0195 .
- ^ Зальц 2021 , стр. 226, 237.
- ^ Jump up to: а б с Баер 2020 , с. 203.
- ^ Зальц 2021 , с. 226.
- ^ Бахар 2012 , стр. 140–141.
- ^ Jump up to: а б Гутштадт 2008 , с. 293.
- ^ "Selahattin Ülkümen" . Yad Vashem . Retrieved 14 January 2021 .
- ^ «Имена праведников по странам» . Яд Вашем . Проверено 14 января 2021 г.
- ^ Баер 2020 , стр. 126–127.
- ^ Баер 2020 , с. 22.
- ^ Баер 2020 , стр. 191–192.
- ^ Баер 2020 , с. 132.
- ^ Баер 2020 , стр. 193–194.
- ^ Баер 2020 , с. 198.
- ^ Баер 2020 , стр. 204–205.
- ^ Каракая и Баер 2019 , с. 706.
- ^ Каракая и Баер 2019 , с. 710.
- ^ Каракая и Баер 2019 , с. 712.
- ^ Баер 2020 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Баер 2020 , с. 1.
- ^ Каракая и Баер 2019 , с. 713.
- ^ Каракая и Баер 2019 , с. 716.
- ^ Баер 2020 , стр. 207–208.
Источники [ править ]
- Баер, Марк Д. (2020). Султанские спасители и толерантные турки: написание истории османских евреев, отрицание геноцида армян . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-04542-3 .
- Бахар, Иззет И. (2012). Турция и спасение евреев в эпоху нацизма: переоценка двух дел; Немецко-еврейские ученые в Турции и турецкие евреи в оккупированной Франции (докторская диссертация). Университет Питтсбурга .
- Каракая, Ягмур; Баер, Алехандро (2019). « Такая ненависть никогда не процветала на нашей земле»: Политика памяти о Холокосте в Турции и Испании». Социологический форум . 34 (3): 705–728. дои : 10.1111/socf.12521 . S2CID 200071056 .
- Смит, Роджер В.; Маркусен, Эрик ; Лифтон, Роберт Джей (1995). «Профессиональная этика и отрицание Геноцида армян» . Исследования Холокоста и геноцида . 9 (1): 1–22. дои : 10.1093/hgs/9.1.1 .
- Гутштадт, Корри (2008). Турция, евреи и Холокост . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-76991-4 .
- Зальк, Клэр (2021). Денатурализация: как тысячи людей потеряли гражданство и жизни в Виши, Франция . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-98771-5 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Баер, Марк Дэвид (2022). «Обеливание Геноцида армян героизмом Холокоста». Турецкие евреи и их диаспоры: запутанность и разделение . Международное издательство Спрингер. стр. 195–217. ISBN 978-3-030-87798-9 .
- Бали, Рифат Н. (2013). «Восприятие Холокоста в Турции». Восприятие Холокоста в Европе и мусульманских общинах: источники, сравнения и образовательные проблемы . Спрингер Нидерланды. стр. 61–69. ISBN 978-94-007-5307-5 .
- Дост-Ниего, Пинар; Айтюрк, Илькер (2016). «Просвещение о Холокосте в Турции: прошлое, настоящее и будущее». Современный обзор Ближнего Востока . 3 (3): 250–265. дои : 10.1177/2347798916654581 . hdl : 11693/49431 . S2CID 157967347 .