Jump to content

Холокост в Греции

Группа женщин с сумками и чемоданами стоит вместе, а одна женщина плачет.
Молодая женщина плачет во время депортации евреев-романиотов из Янины 25 марта 1944 года. Почти все они были убиты в Освенциме-Биркенау .

Холокост в Греции — массовое убийство греческих евреев , главным образом в результате их депортации в концентрационный лагерь Освенцим во время Второй мировой войны . К 1945 году от 82 до 92 процентов греческих евреев были убиты, что является одним из самых высоких показателей в Европе.

До войны примерно от 72 000 до 77 000 евреев жили в 27 общинах Греции. Большинство, около 50 000 человек, проживало в Салониках (Салоники), бывшем османском городе, захваченном и аннексированном Грецией в 1912 году. Большинство греческих евреев были иудео-испаноязычными сефардами ( евреи, происходящие с Пиренейского полуострова ), а некоторые были грекоязычными романиотами. (древняя еврейская община родом из Греции). Германия, Италия и Болгария вторглись и оккупировали Грецию в апреле 1941 года. В течение первого года оккупации греческие евреи, а также христиане страдали от голода , конфискации имущества и убийств заложников.

В марте 1943 года чуть более 4000 евреев были депортированы из болгарской оккупационной зоны в лагерь смерти Треблинка . С 15 марта по август почти все евреи Салоник, а также евреи соседних общин немецкой оккупационной зоны были депортированы в концентрационный лагерь Освенцим. После итальянского перемирия в сентябре 1943 года Германия взяла на себя итальянскую оккупационную зону, правители которой до этого выступали против депортации евреев. В марте 1944 года Афины, Янина и другие места бывшей итальянской оккупационной зоны стали свидетелями облав и депортации их еврейских общин, хотя больше евреев смогли бежать, чем при предыдущих депортациях. В середине 1944 года мишенью подверглись евреи, проживавшие на греческих островах. Около 10 000 евреев пережили Холокост либо скрываясь, сражаясь с греческим сопротивлением , либо пережив нацистские концентрационные лагеря .

После Второй мировой войны выжившие евреи столкнулись с препятствиями при возвращении своей собственности у неевреев, которые захватили ее во время войны. Около половины эмигрировало в Израиль и другие страны в первое десятилетие после войны. Холокост долгое время был в тени других событий во время военной оккупации, но приобрел дополнительную известность в 21 веке.

Грекоязычные романиоты — старейшая еврейская община Европы. [1] датируемый, возможно, еще шестым веком до нашей эры. [2] Многие иудео-испанском языке, говорящие на сефарды, поселились в Османской империи , включая территории, которые сейчас являются Грецией, после их изгнания из Испании и Португалии в конце пятнадцатого века. [3] [4] В численном и культурном отношении они стали доминировать над ранней общиной романиотов. [5] Довоенные еврейские общины южной , западной и северной Греции имели разную историю: [2]

До Балканских войн в Греции проживало не более 10 000 евреев; это число увеличится в восемь раз в результате территориальных приобретений. [26] Евреи время от времени сталкивались с антисемитским насилием, как, например, беспорядки 1891 года на Корфу и погром Кэмпбелла 1931 года , устроенный Национальным союзом Греции (EEE) в пригороде Салоник. [27] [28] В результате экономического спада многие евреи покинули Грецию после Первой мировой войны . [29] Сначала богатые купцы уехали в Европу, Латинскую Америку и США. В 1930-х годах многие бедные евреи эмигрировали из Салоник в Подмандатную Палестину . [30] Под сильным давлением эллинизации, [31] Евреи Салоник постепенно ассимилировались с греческим большинством, а некоторые молодые евреи даже освоили греческий как свой родной язык. [32] Историк Стивен Боуман утверждает, что, хотя физическое уничтожение греческих евреев происходило с 1943 по 1945 год, «экономическое, социальное и политическое нападение предшествовало перипетиям Второй мировой войны». [33] Политическая раздробленность салоникских евреев на противостоящие фракции консервативных ассимиляционистов, сионистов и коммунистов препятствовала их способности справиться с ситуацией. [34] [35] В 1936 году диктатура Метаксаса свергла нестабильную парламентскую политику. [36] [37] Когда началась Вторая мировая война , от 72 000 до 77 000 евреев проживали в 27 общинах Греции — большинство из них в Салониках. [18]

Оккупация оси

[ редактировать ]

Рано утром 28 октября 1940 года Италия ультиматум предъявила диктатору Иоаннису Метаксасу : если он не позволит итальянским войскам оккупировать Грецию, Италия объявит войну. Метаксас отказался, и Италия немедленно вторглась в Грецию . [38] [39] Еврейская община сообщила, что 12 898 евреев сражались на стороне Греции в войне; 613 человек погибли и 3743 были ранены, наиболее известный из которых — полковник Мордехай Фризис . Зимой 1940–1941 гг. итальянцы и греки воевали в Албании. [40] но в апреле 1941 года Германия присоединилась к войне и к концу месяца оккупировала всю материковую Грецию, а в мае — Крит. [41] [42] Группа генералов объявила о новом правительстве при поддержке Германии 26 апреля, в то время как королевская семья была эвакуирована на Крит, а затем в Каир , где было создано греческое правительство в изгнании . [43] [44] Через месяц были освобождены все греческие военнопленные, в том числе все солдаты-евреи. [45]

В середине 1941 года Греция была разделена на три оккупационные зоны. Немцы оккупировали стратегически важные территории: Македонию, включая Салоники, гавань Пирея , большую часть Крита и некоторые острова Эгейского моря , и позволили итальянцам захватить почти всю материковую часть Греции и многие острова. [46] [47] Болгария оккупировала Западную Фракию и Восточную Македонию, где немедленно приступила к жесткой программе болгаризации , отправив на запад более 100 000 греческих беженцев. [46] [47] [48] Коллаборационистское греческое правительство начало рассматривать Болгарию как главную угрозу и делало все возможное, чтобы заручиться поддержкой Германии для ограничения размера болгарской оккупационной зоны. Однако в июне 1943 года части восточной Македонии перешли из-под контроля Германии под контроль Болгарии. [49]

Антиеврейское преследование

[ редактировать ]

Сразу после оккупации подразделения немецкой полиции произвели аресты на основании списков лиц, считавшихся подрывными, включая греко-еврейских интеллектуалов и весь совет еврейской общины Салоник. [50] Оперативная группа рейхсляйтера Розенберга обследовала еврейские активы через неделю после оккупации. [51] Чтобы завоевать расположение немцев, премьер-министр-коллаборационист Георгиос Цолакоглу объявил, что в Греции существует «еврейская проблема» (этот термин не был частью довоенного дискурса), добавив: «Этот вопрос будет окончательно решен в рамках всей Новой Порядок в Европе». [52]

Фотография таблички на двери с надписью «Евреи нежелательны».
Плакат «Евреи нежелательны» в Салониках, 1941 год.

Конфискация всякого имущества как у евреев, так и у неевреев проводилась в массовых масштабах; богатые евреи были арестованы, а их предприятия экспроприированы. [53] В течение первого года оккупации евреи пережили те же трудности, что и другие греки, включая греческий голод 1941 года и гиперинфляцию. Деятельность черного рынка была широко распространена, несмотря на то, что она каралась немедленной казнью. [54] Голод непропорционально сильно затронул греческих евреев, поскольку многие из них были представителями городского пролетариата и не имели связей с деревней. [55] В Салониках немецкие оккупационные силы пытались усилить разногласия между греческими евреями и христианским населением, поощряя газеты печатать антисемитские материалы и возрождая ЕЕЕ, которую Метаксас запретил. [56] В болгарской оккупационной зоне сотни фракийских евреев были вынуждены вступить в болгарские трудовые батальоны, спасаясь таким образом от голода и депортации фракийских евреев в 1943 году. [46] В Македонии все недавно прибывшие евреи, в основном несколько сотен беженцев из Югославии, были обязаны зарегистрироваться в полиции в ноябре 1941 года. Несколько человек были немедленно помещены под стражу в Германии, депортированы и казнены. [57]

Фотография сверху тысяч людей, стоящих на общественной площади.
Облава на 9000 евреев в Салониках, 11 июля 1942 г.

Греческие коллаборационисты предоставили имена предполагаемых коммунистов немецким властям, которые держали их в качестве заложников и расстреливали в отместку за деятельность сопротивления . Среди этих жертв было слишком много евреев. [49] Во второй половине 1941 года еврейская собственность в Салониках была конфискована в крупных размерах для переселения христиан, чьи дома были разрушены бомбардировками или которые бежали из болгарской оккупационной зоны. [58] В феврале 1942 года коллаборационистское правительство согласилось с требованиями Германии и уволило высокопоставленного чиновника Георгиоса Д. Даскалакиса [ el ] из-за его предполагаемого еврейского происхождения. [59] Вскоре после этого он согласился запретить всем евреям покидать страну по требованию Германии. [60]

11 июля 1942 года 9000 мужчин-евреев были собраны для регистрации на площади Элефтериас в Салониках в результате совместной операции Германии и греческого коллаборационистского правительства. [61] [62] Собравшихся евреев публично унижали и заставляли выполнять упражнения. [62] [63] После этой регистрации около 3500 мужчин-евреев были призваны в трудовые батальоны Организацией Тодта , нацистской гражданской и военной инженерной организацией. Греческие жандармы охраняли подневольных рабочих, когда их переводили на рабочие места, а бывшие греческие военные курировали рабочие проекты. [64] [65] [66] Условия были настолько суровыми, что погибли сотни евреев. [67] [68] Некоторым удалось спастись, но других в отместку немцы расстреляли. [64] [65] Ни греческие власти, ни Православная церковь не выразили никакого протеста. [68] В качестве выкупа за рабочих еврейская община заплатила два миллиарда драхм и отказалась от обширного еврейского кладбища Салоник , которое администрация города пыталась получить в течение многих лет. [69] [70] Муниципалитет Салоник разрушил кладбище, начиная с декабря 1942 года, а город и Греческая православная церковь использовали многие надгробия для строительства. [71] [72] К концу 1942 года более тысячи евреев бежали из Салоник в Афины — в основном богатые, поскольку поездка стоила 150 000 драхм (300 фунтов стерлингов, что эквивалентно 18 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [68]

Депортация

[ редактировать ]
Места, куда были депортированы греческие евреи

Более 2000 греческих евреев были депортированы в конце 1942 года в концентрационный лагерь Освенцим во время Холокоста во Франции . [73] [74] Историк Кристофер Браунинг утверждает, что немецкий диктатор Адольф Гитлер приказал депортировать евреев Салоник 2 ноября 1941 года, цитируя отрывок из дневника Герхарда Энгеля , в котором говорится, что Гитлер «требует, чтобы еврейские элементы были удалены из Салоник». [75] Главный раввин Салоник Цви Корец был интернирован в Вене с мая 1941 года по январь 1942 года — за год до начала процесса депортации в Салониках. [76]

Строительство защиты от возможного нападения союзников в северной части Эгейского моря совпало с подготовкой к депортации евреев Салоник и отправкой немецкого советника Теодора Даннекера в Болгарию, чтобы гарантировать, что Западная Фракия также будет очищена. Гитлер считал, что еврейское население помешает обороне стран Оси в случае вторжения. [77] По словам историка Эндрю Апостолу , коллаборационистское греческое руководство продолжало сотрудничать с немцами, чтобы предотвратить стремление Болгарии к постоянной аннексии Западной Фракии и Македонии, одновременно создавая оправдывающие доказательства в случае победы союзников. [78] И коллаборационистская администрация, и послевоенные правительства использовали войну как возможность эллинизировать северную Грецию, например, путем изгнания чамских албанцев и перемещения многих этнических македонцев . Этот же район, от Корфу до турецкой границы, был самым смертоносным для евреев во время Холокоста. [79]

Депортации евреев из Греции.1943-1944 гг. Анастасиос Карабабас, По следам евреев Греции (Пролог Янниса Бутариса ), Валлентайн Митчелл, Лондон/Чикаго, 2024, стр.15

Всего из Греции в Освенцим было депортировано 60 000 евреев; около 12 750 человек были спасены от немедленного отравления газом и не более 2 000 вернулись домой после войны. [80] Евреи не обязательно знали об ожидающей их судьбе, и некоторые ожидали, что их отправят на принудительные работы в Польшу. [81] [82] [83] [84] Поезда были настолько забиты, что негде было сесть, а путешествие заняло три недели. Около 50 процентов умерло в пути, некоторые сошли с ума, а большинство по прибытии в Освенцим не смогли стоять на ногах. [85] После депортации почти вся собственность, принадлежавшая евреям, была продана властями, разграблена греками в частном порядке или национализирована греческим правительством. Практически повсеместно христиане отправлялись в еврейские кварталы сразу после их освобождения с целью грабежа. [86] [87]

Фракия (март 1943 г.)

[ редактировать ]
Внешние видео
значок видео Немой фильм о депортации евреев из Кавалы , Серреса и Драмы в оккупированной Болгарией северной Греции, март 1943 г.

4058 из 4273 евреев в оккупированной Болгарией Македонии и Западной Фракии ( Беломорье ). Перед рассветом 4 марта 1943 года были арестованы [88] Эта сводка новостей была запланирована на 22 февраля. [89] и повлекло за собой болгарской армией блокирование кварталов, чтобы полиция могла проводить аресты на основе списков имен и адресов. Затем евреев перевели в лагеря в Горной Джумой и Дупнице , продержали там несколько недель, а затем депортировали в лагерь смерти Треблинка через Дунай . [90] [91] Менее чем за месяц 97 процентов евреев в болгарской оккупационной зоне были убиты; [90] никто из депортированных не выжил. Даннекер сообщил, что депортация «произошла без какой-либо особой реакции со стороны местного населения». [91] Болгарские власти рассматривали изгнание неболгарских этнических групп, в том числе евреев и греков, как необходимый шаг в освобождении места для болгарских поселенцев. [92]

Салоники (март – август 1943 г.)

[ редактировать ]
Фотография заключенных, сортирующих конфискованное имущество в Освенциме II-Биркенау.
Заключенные сортируют конфискованное имущество в Освенциме II-Биркенау, начало 1944 года. Среди них — Хаим Рефаэль, депортированный из Салоник.

Подготовка к депортации евреев Салоник началась в январе 1943 года. [93] Немецкий чиновник Гюнтер Альтенбург уведомил премьер-министра коллаборационистского правительства Константиноса Логотетопулоса 26 января, но нет никаких записей о том, что он принимал меры по предотвращению депортаций, за исключением двух писем протеста, написанных после того, как они уже начались. Несмотря на письма, коллаборационистское правительство продолжало сотрудничать с депортацией. [94] Итальянские оккупационные власти и консул Гвельфо Замбони энергично протестовали, предоставили итальянское гражданство греческим евреям и организовали поездку в Афины для сотен евреев с итальянским или иностранным гражданством. [95] Испанские власти в регионе также пытались остановить депортации. [96]

6 февраля группа СС , которой было поручено провести депортацию, прибыла в город и разместила штаб на улице Велисариу, 42, на конфискованной еврейской вилле. Ее лидеры, Алоис Бруннер и Дитер Вислицени , оставались на первом этаже, в то время как богатых евреев пытали в подвале. [97] Они прибыли с серией антиеврейских указов, направленных на установление Нюрнбергских законов , и в тот же день издали первый указ, требующий от евреев без иностранного гражданства носить желтую звезду . [98] 4 марта нацисты устроили гетто Барона Хирша рядом с железнодорожным вокзалом , огороженное колючей проволокой. Гетто охраняли обычные греческие полицейские, а за внутренний порядок отвечала еврейская полиция . Первыми евреями, переселенными сюда, были пятнадцать еврейских семей из Лангадаса , но одновременно здесь проживало до 2500 евреев. [99]

Некоторые евреи бежали в горы и присоединились к группам сопротивления или бежали в Афины, но большинство не смогли. [100] Чтобы предотвратить побеги, двадцать пять евреев-заложников были взяты под стражу и введен комендантский час. [101] Немецкие власти пытались убедить салонканских евреев сотрудничать, говоря им, что они будут переселены в Польшу, давая им польские деньги и позволяя им забрать некоторые мелкие вещи, когда они уедут. [96] Первый транспорт из Салоник отправился 15 марта 1943 года. [99] Большинство евреев были депортированы к середине июня. [100] но последний транспорт отправился 10 августа, перевозя 1800 салоникских евреев-мужчин, участвовавших в проектах принудительного труда. [102] Всего около 45 200 евреев были депортированы из Салоник в Освенцим и еще 1700 из пяти других общин в немецкой оккупационной зоне, которые были депортированы через Салоники: Флорину и Верию в западной Македонии и Суфли , Неа-Орестиаду и Дидимотейхо в полосе вдоль турецкой границы. [103] Около 600 евреев, в основном граждане Испании и члены Еврейского совета, были депортированы в концентрационный лагерь Берген-Бельзен . [104] Всего было убито 96 процентов евреев Салоник. [105]

После закрытия всех еврейских предприятий 6 марта было обнаружено, что 500 из 1700 еврейских торговых агентств были вовлечены во внешнюю торговлю, и их закрытие нанесло бы коммерческие убытки немецким фирмам, что привело к решению продолжить работу предприятий под новым владельцем. . [102] В конце мая греческое правительственное агентство под названием «Служба по охране еврейской собственности » [ de ] было создано для надзора за имуществом депортированных евреев. Грекам, изгнанным с оккупированных Болгарией территорий, было разрешено жить в части бывшего еврейского жилья (у евреев было конфисковано 11 000 квартир), в то время как многие немцы и греки разбогатели за счет доходов от экспроприированного имущества. [106] [107] Общая стоимость имущества, принадлежащего евреям, согласно декларациям, составила около 11 млрд драхм (примерно £11 млн, £650 млн в 2023 году), значительная часть из которых была передана греческому государству. [108] Несмотря на приказы немецких оккупантов о запрете грабежей, многие дома, принадлежавшие евреям, были разрушены греческими христианами в поисках спрятанных золотых монет. [109] Золото, конфискованное у евреев, использовалось для предотвращения инфляции и оказало значительное влияние на греческую экономику. [110] Историк Костис Корнетис утверждает, что «исключение евреев из экономической жизни [Салоник] в конечном итоге приветствовалось как элитой, так и широкой общественностью». [111]

Сводка новостей о Пасхе (март 1944 г.)

[ редактировать ]
Депортация евреев из Янины, 25 марта 1944 г., фотографии пропагандистских войск Вермахта.

В сентябре 1943 года Германия оккупировала итальянскую оккупационную зону после Кассибилского перемирия . Остальные пятнадцать еврейских общин насчитывали менее 2000 человек и располагались вблизи портов или основных дорог. [112] [113] Юрген Штроп был назначен высшим руководителем СС и полиции оккупированной Греции, отчасти для того, чтобы облегчить депортацию афинских евреев. [114] Штроп приказал главному раввину Афин Элиасу Барзилаю составить список евреев. Барзилай сообщил, что реестр общин был уничтожен во время рейда коллаборационистской Греческой социалистической патриотической организации (EPSO) в прошлом году. Штроп приказал ему составить новый список. Вместо этого Барзилай предупредил евреев, чтобы они бежали. [115] [116] и скрылся с помощью левой группы сопротивления Фронта национального освобождения (EAM). Барзилай заключил сделку с EAM; в обмен на предоставление убежища евреям на территориях, контролируемых повстанцами, он выплатил весь денежный резерв еврейской общины. [117] [118]

4 октября Штроп ввел комендантский час для евреев и приказал им зарегистрироваться в синагоге. Несмотря на угрозу смертной казни для не зарегистрировавшихся евреев и всех христианских помощников, зарегистрировались только 200 человек, в то время как многие другие последовали примеру Варзилия и бежали. Не имея достаточных войск и столкнувшись с сопротивлением коллаборационистского греческого правительства во главе с Иоаннисом Раллисом , нацистам пришлось отложить операцию по депортации до следующего года. [119] Под давлением Раллис принял законы о конфискации имущества, принадлежавшего евреям. [120] В то время как богатые евреи и евреи среднего класса могли скрываться, те, кто зарегистрировался у властей, принадлежали к низшим классам общества, у которых не было финансовых ресурсов для побега. В течение следующих шести месяцев из укрытий были выманены еще несколько евреев, поскольку их ресурсы были исчерпаны. [120] Задержка с осуществлением депортации привела к самоуспокоенности некоторых евреев. [121] В некоторых местах евреи не воспользовались возможностью бежать из-за неосведомленности об угрозе, несостоятельности еврейского руководства, негативного отношения к сопротивлению и нежелания оставлять членов семьи. [122]

В январе 1944 года Адольф Эйхман заменил Вислицени Антоном Бургером , которому было поручено как можно быстрее депортировать греческих евреев. В марте 1944 года еврейский праздник Песах использовался как прикрытие для скоординированных облав по Греции, проводимых Geheime Feldpolizei (немецкой военной полицией) и греческой жандармерией. [123] 23 марта в синагоге в Афинах раздавали пресный хлеб: 300 евреев, пытавшихся забрать хлеб, были арестованы, а других выследили позже в тот же день на основании регистрационных списков. [123] Греческая полиция, как правило, отказывалась арестовывать евреев, не включенных в список, сохранив жизни нескольким маленьким детям. В конце дня 2000 пойманных евреев были заключены в концентрационный лагерь Хайдари за городом. [120] 24 марта были арестованы евреи из всех остальных общин материковой Греции, включая Патры , Халкиду, Янину, Арту , Превезу , Лариссу, Волос и Касторию . Большинство евреев в Янине и Кастории были арестованы, причем более высокий процент бежал в другие места. [124] 2 апреля поезд отправился из Афин, привезя с собой еще евреев по пути на север. Около пяти тысяч евреев были депортированы из Греции и прибыли в Освенцим девять дней спустя. [121]

Депортация с греческих островов (июнь – август 1944 г.)

[ редактировать ]
Фотография белого двухэтажного здания в концлагере Хайдари.
концлагеря Хайдари , 2009 год. Блок 15

После облавы на Пасху нацисты сосредоточили внимание на еврейских общинах греческих островов. [119] Вся критская еврейская община, 314 человек в Ханье и 26 в Ираклионе , была собрана 20 мая и покинула гавань залива Суда 7 июня. Все они погибли при затоплении корабля « Танаис » британской подводной лодкой. [125] [126] После перемирия 1943 года итальянский гарнизон Корфу отказался сдаться, и Германия насильственно оккупировала остров после боев, в результате которых еврейский квартал остался в руинах. Несмотря на предупреждения итальянских солдат, евреи не стали скрываться в горах. [127] 8 июня евреи Корфу были схвачены и депортированы на корабле и по железной дороге в Хайдари. Мэр Корфу заявил: «Наши хорошие друзья, немцы, очистили остров от еврейской шушеры» — единственный случай, когда греческий чиновник публично одобрил депортацию евреев. [121] [128] Евреи Корфу были депортированы из Хайдари в Польшу 21 июня. [121]

острова Додеканес были частью Италии . До войны [129] В конце 1943 года британцы ненадолго оккупировали Кос и эвакуировали тысячи греческих христиан, но не евреев острова. [130] 23 июля 1944 года около 1700 евреев с Родоса [а] были вынуждены сесть на лодку. [129] [132] [133] Лодка остановилась, чтобы загрузить чуть меньше 100 [б] Евреи с Коса прибыли в порт Пирей восемь дней спустя. [134] Вместе с примерно 700–900 евреями, захваченными в Афинах и их окрестностях, они были депортированы в Освенцим 3 августа и прибыли туда 16 августа. [129] Выживший Самуэль Модиано с Родоса сообщил: «Арест произошел 18 и 19 июля на острове, а в Освенцим мы прибыли 16 августа. Один месяц путешествия... Вместо того, чтобы убивать нас на месте, на нашем острове, мы были сосланы в лагеря и тайно убиты. И какая смерть... в газовых камерах! Вот тогда я потерял веру в Бога!» [135] Вернулись только 157 (девять процентов) евреев с Родоса и Коса. [129] [133] Эта операция, последняя депортация во время Холокоста в Греции, была проведена за два месяца до окончания оккупации стран Оси. [132] Те немногие евреи, которые прятались на небольших островах, остались одни. [128]

Уклонение и сопротивление

[ редактировать ]
Бойцы ЭЛАС в октябре 1944 года, в том числе Сальваторе Баколас (второй справа), греческий еврей.
Фотографии каменного склада с несколькими окнами.
Складское здание в Лахонии, где скрывались евреи

Региональные показатели выживаемости сильно различались из-за множества факторов, таких как время депортаций, отношение местных властей и степень интеграции еврейских общин. [136] По словам пережившего Холокост грека Майкла Матсаса , решающими факторами, повлиявшими на выживаемость, были сила организаций сопротивления и реакция еврейского руководства. [137] После депортации евреев Салоник и окончания итальянской оккупационной зоны тысячи евреев в других частях Греции присоединились к сопротивлению или скрылись. [119] Во многих частях Фессалии, Центральной Греции (включая Афины) и Пелопоннеса количество смертей в результате Холокоста было относительно низким. [138] Более высокий уровень выживаемости там объясняется деятельностью левого сопротивления в Фессалии. [139] Некоторые более мелкие еврейские общины, в том числе общины Кардица и Агринио ЕАМ ; (около 80 человек в каждой), полностью бежали в горные деревни, контролируемые Греческой народно-освободительной армией (ЭЛАС) [140] 55 евреев из Верии были спрятаны в соседней деревне Сикия на протяжении пятнадцати-семнадцати месяцев. [141]

По крайней мере две трети евреев, проживавших в Афинах и Ларисе до войны, выжили. [138]

Архиепископ Дамаскинос , глава Греческой Церкви , выступил с резким протестом против жестокого обращения с греческими евреями и выдал множество фальшивых свидетельств о крещении . [142] Он был единственным лидером крупной европейской церкви, осудившим Холокост. [143] Начальник полиции Афин Ангелос Эверт спас сотни евреев, выдав фальшивые документы. [123] 275 евреев Закинфа были полностью спасены , потому что командир австрийского гарнизона (из 999-й легкой африканской дивизии ) не выполнил приказ о депортации из-за протестов местного мэра и православного прелата, которые назвали свои имена, когда ему было приказано представить список евреев. [121] [144] [145] Историк Гиоргос Антониу утверждает, что «границу между бескорыстной и эгоистичной помощью чаще всего трудно отличить». [146] и грабежи скрывающихся евреев были «нередкими». [147] В отличие от других стран, греческие раввины поощряли евреев принимать фальшивые свидетельства о крещении. [148] Многие скрывающиеся евреи обратились в христианство и не обязательно вернулись в иудаизм после войны. [149]

Греческое сопротивление с готовностью приняло в свои ряды еврейских добровольцев; [150] [151] поименно известны по меньшей мере 650 бойцов еврейского сопротивления, а их, возможно, было до 2000. [152] Евреи в основном воевали в ЭЛАС, но были также некоторые из конкурирующих организаций сопротивления EDES (Национальная республиканская греческая лига) и Национальное и социальное освобождение (EKKA). [152] [153] В отличие от других организаций сопротивления, EAM публично обратилась к грекам с призывом помочь своим еврейским согражданам. [119] и активно вербовал молодых евреев в ЭЛАС. [150] Тысячи евреев, возможно, около 8000, получили помощь от EAM/ELAS. [152] [153] В некоторых случаях EAM отказывалась помогать евреям, если не получала оплату. [117] Греческие контрабандисты брали с евреев 300 палестинских фунтов за лодку, перевозившую около двух дюжин евреев, чтобы доставить их в Чешме в Турции через Эвбею , но позже ЭЛАС и Хагана договорились о цене в один золотой за каждого еврея. К июню 1944 года 850 евреев бежали в Чешме. [154] [155]

Последствия

[ редактировать ]
См. подпись
Британский солдат смотрит на надгробия на оскверненном еврейском кладбище Салоник, 1944 год.

К ноябрю 1944 года оккупационные силы Оси покинули всю материковую Грецию. [156] Около 10 000 греческих евреев пережили Холокост, что составляет от 83 до 87 процентов смертности. Это был самый высокий уровень смертности в результате Холокоста на Балканах и один из самых высоких в Европе. [1] [18] Выжившие были резко разделены между выжившими в лагерях и большей частью тех, кто выжил в Греции или вернулся из-за границы. [157] [158] Около половины вернувшихся из концентрационных лагерей оставались в Греции лишь ненадолго, прежде чем эмигрировать. [159] а другие остались за границей. [160] Министерство иностранных дел Греции пыталось задержать или предотвратить их возвращение в Грецию. [161] В Салониках выживших евреев-лагерей другие греки часто называли «неиспользованными кусками мыла». [162] [163] Почти все потеряли членов семьи. [149] Распад семей, а также отсутствие религиозных специалистов сделали практически невозможным поддержание традиционных еврейских религиозных обрядов. [164]

В ноябре 1944 года вернувшееся греческое правительство в изгнании отменило закон о конфискации еврейской собственности и приняло первую в Европе меру по возвращению этой собственности ее еврейским владельцам или их наследникам, а имущества, не имеющего наследников, еврейским организациям. Однако на практике этот закон не применялся. [165] [166] Не имея ни собственности, ни жилья, и без помощи местных властей, евреи спали в импровизированных убежищах в условиях, сравнимых с нацистскими концентрационными лагерями. [167] Большинству евреев было трудно или невозможно вернуть себе собственность, захваченную неевреями во время войны. В Салониках 15 процентов [168] или меньше [92] еврейской собственности было возвращено, и только 30 евреям удалось вернуть всю свою недвижимость. [168] Однако послевоенное возвращение собственности в бывшей оккупированной Италией зоне было несколько проще. [169] Греческие суды обычно выносили решения не в пользу выживших, а неспособность вернуть собственность заставила многих евреев эмигрировать; [170] эмигранты потеряли греческое гражданство и любые права на собственность в Греции. [111] [171] Конфликты из-за собственности также способствовали антисемитским инцидентам. [172] Еврейские кладбища подвергались экспроприации и разрушению даже после войны. [173] Западная Германия выплатила репарации Греции, но денег на компенсацию греческим евреям выделено не было. [174]

Как и в других европейских странах, американские еврейские благотворительные организации, особенно Американский еврейский объединенный распределительный комитет (Джойнт), координировали усилия по оказанию помощи выжившим. Скептически относясь к тому, что у евреев есть будущее в Юго-Восточной Европе, Джойнт отдал приоритет помощи тем, кто хочет эмигрировать в Палестину. [175] Сефардские евреи в Соединенных Штатах собирали деньги на выплату приданого, чтобы греческие евреи могли жениться, а также отправляли такие вещи, как одежду, обувь и еду. [176] Сионисты организовали программы хахшара, направленные на подготовку евреев к эмиграции в Подмандатную Палестину. [177]

Многие евреи поддерживали левые партии до Второй мировой войны, и помощь, которую они получили от EAM, усилила их левые симпатии. Эти связи сделали их политически подозрительными. [172] до такой степени, что некоторые греки повторяли нацистскую пропаганду, приравнивая евреев к коммунизму . Некоторые евреи, подозреваемые в симпатиях к левым, были арестованы, подвергнуты пыткам или убиты во время антилевых репрессий в 1945 и 1946 годах . [178] Напротив, политический климат позволил нацистским коллаборационистам переименовать себя в лояльных антикоммунистических граждан. [161] Правительство Греции избежало преследования коллаборационистов [179] [180] а в 1959 году был принят закон (отменённый в 2010 году), запрещающий любое судебное преследование виновных в Холокосте за преступления, совершённые в Греции. [181] На протяжении десятилетий правительство Греции отклоняло неоднократные просьбы еврейской общины об экстрадиции и судебном разбирательстве по поводу Бруннера, жившего в Сирии. [182] По всему политическому спектру громкий судебный процесс, который мог бы привлечь внимание к Холокосту в северной Греции, считался нежелательным. [183]

С 1946 по 1949 год в Греции велась гражданская война между монархическим правительством и левыми повстанцами , пришедшими на смену EAM/ELAS. [172] По словам Боумена, в антикоммунистической коалиции «была сильная волна антисемитизма и традиционной ненависти к евреям». [184] Некоторые евреи были призваны в правительственную армию, другие воевали на стороне повстанцев. После поражения повстанцев некоторые еврейские коммунисты были казнены или заключены в тюрьму, а другие систематически изолировались от общества. [86] Особая религия евреев в государстве, которое все больше определялось греческим православием . [185] [186] а также их симпатии к левым политическим силам, подвергшимся чистке после гражданской войны в Греции, способствовали их растущему отчуждению от греческого общества. [187] В течение десятилетия после войны еврейское население Греции сократилось вдвое и с тех пор остается стабильным. [188] В 2017 году Греция приняла закон, позволяющий пережившим Холокост грекам и их потомкам, потерявшим греческое гражданство, восстановить его. [189] По состоянию на 2021 год В Греции проживает около 5000 евреев, в основном в Афинах (3000) и Салониках (1000). [190]

Наследие

[ редактировать ]
См. подпись
Столперштейне в Салониках почтит память депортированных школьников

Холокост в Греции, долгое время омраченный другими событиями, такими как греческий голод, греческое сопротивление и гражданская война в Греции, был омрачен в памяти греков преувеличенными представлениями о степени солидарности, проявленной средними греческими христианами. [191] Другой причиной отсутствия внимания к Холокосту был относительно высокий уровень антисемитизма в Греции , который считался более высоким, чем в любой другой стране Европейского Союза до 2004 года . [192] Пропалестинские симпатии в Греции привели к тому, что евреи не отличались от Израиля, а антисемитизм можно было выдать за принципиальный антисионизм . [193] [194] Отрицание Холокоста пропагандируется некоторыми греками, особенно экстремистской партией «Золотая заря» . [195]

Историк Кэтрин Элизабет Флеминг пишет, что часто «история уничтожения греческих евреев служила средством прославления греческой православной доброты и доблести». [196] Флеминг утверждает, что, хотя некоторые действовали героически, спасая евреев, «иногда греческие христиане были соучастниками разрушения еврейских жизней; многих это не трогало; и немалое число приветствовало это». [197] Академические исследования Холокоста начались лишь спустя десятилетия и до сих пор немногочисленны. [198] [199] Вопросы греческого коллаборационизма были табу для ученых и начали изучаться только в XXI веке. [185]

В 2005 году Греция присоединилась к Международному альянсу памяти Холокоста и впоследствии ввела образование, посвященное Холокосту, в национальную учебную программу. [200] Сообщалось, что Афины были последней европейской столицей, где не было памятника Холокосту до завершения его строительства в 2010 году [ он ] . [201] Есть также мемориалы в Салониках ( один на площади Элефтериас и другой на месте старого еврейского кладбища), Родосе, Янине, Кавале, Ларисе и других местах. [202] [203] Мемориалы Холокоста в Греции неоднократно подвергались вандализму. [204] [205] В 1977 году Еврейский музей Греции . в Афинах открылся [206] а в 2018 году был заложен первый камень Греческого музея Холокоста в Салониках, хотя по состоянию на 2022 год строительство так и не началось. . [207] По состоянию на 2021 год 362 грека были признаны Яд Вашем Праведником народов мира за помощь в спасении евреев во время оккупации. [208]

  1. ^ По разным данным, 1651 [131] или 1661 [129]
  2. ^ По-разному сообщается как 94, [129] 96, [133] или 98 [134]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 1.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 11.
  3. ^ Боуман 2009 , стр. 1–2.
  4. ^ Флеминг 2008 , стр. 8–9.
  5. ^ Флеминг 2008 , стр. 2, 9.
  6. ^ Боуман 2009 , стр. 11–12.
  7. ^ Флеминг 2008 , стр. 15–17.
  8. ^ Боуман 2009 , с. 12.
  9. ^ Флеминг 2008 , с. 17.
  10. ^ Флеминг 2008 , стр. 22–23.
  11. ^ Боуман 2009 , стр. 12–13.
  12. ^ Боуман 2009 , с. 15.
  13. ^ Боуман 2009 , стр. 13–14.
  14. ^ Флеминг 2008 , с. 1.
  15. ^ Боуман 2009 , стр. 14–15.
  16. ^ Боуман 2009 , стр. 15–16.
  17. ^ Боуман 2009 , с. 16.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Антониу и Моисей 2018 , с. 1.
  19. ^ Боуман 2009 , стр. 17–18.
  20. ^ К 2016 году , с. 280.
  21. ^ Мазовер 2004 , стр. 301, 306.
  22. ^ Мазовер 2004 , стр. 322–323.
  23. ^ Флеминг 2008 , с. 58.
  24. ^ Боуман 2009 , стр. 11, 16, 18.
  25. ^ Флеминг 2008 , стр. 6, 8, 42–43.
  26. ^ Флеминг 2008 , с. 47.
  27. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 16.
  28. ^ Флеминг 2008 , с. 98.
  29. ^ Боуман 2009 , с. 17.
  30. ^ Боуман 2009 , стр. 28–29.
  31. ^ Боуман 2009 , с. 23.
  32. ^ Флеминг 2008 , с. 93.
  33. ^ Боуман 2009 , с. 10.
  34. ^ Боуман 2009 , с. 29.
  35. ^ Флеминг 2008 , с. 100.
  36. ^ Боуман 2009 , стр. 31–32.
  37. ^ Флеминг 2008 , с. 101.
  38. ^ Боуман 2009 , стр. 39–40.
  39. ^ Флеминг 2008 , стр. 104–105.
  40. ^ Боуман 2009 , с. 40.
  41. ^ Боуман 2009 , с. 39.
  42. ^ Флеминг 2008 , с. 108.
  43. ^ Апостолу 2018 , стр. 91–92.
  44. ^ Керем 2012 , с. 194.
  45. ^ Боуман 2009 , с. 41.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , стр. 46–47.
  47. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 17.
  48. ^ Апостолу 2018 , с. 96.
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Апостолу 2018 , с. 97.
  50. ^ Боуман 2009 , стр. 43–44.
  51. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 18.
  52. ^ Апостолу 2018 , с. 93.
  53. ^ Боуман 2009 , стр. 44–45.
  54. ^ Боуман 2009 , с. 46.
  55. ^ Флеминг 2008 , с. 116.
  56. ^ Флеминг 2008 , стр. 102, 108, 114.
  57. ^ Моисей 2011 , с. 94.
  58. ^ Апостолу 2018 , с. 98.
  59. ^ Апостолу 2018 , стр. 99–100.
  60. ^ Апостолу 2018 , стр. 100–101.
  61. ^ Апостолу 2018 , стр. 102–103.
  62. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , стр. 50–51.
  63. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , стр. 18–19.
  64. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 51.
  65. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 19.
  66. ^ Апостолу 2018 , с. 103.
  67. ^ Салтиэль 2018 , с. 117.
  68. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флеминг 2008 , с. 118.
  69. ^ Боуман 2009 , с. 52.
  70. ^ Флеминг 2008 , стр. 98, 118.
  71. ^ Корнетис 2018 , стр. 240, 248.
  72. ^ Апостолу 2018 , стр. 104–105, 107.
  73. ^ Ветцель 2015 , стр. 123–124.
  74. ^ Керем 2012 , с. 207.
  75. ^ Боуман 2009 , с. 60.
  76. ^ Боуман 2009 , с. 61.
  77. ^ Боуман 2009 , стр. 61–62.
  78. ^ Апостолу 2018 , стр. 107–108.
  79. ^ Апостолу 2018 , стр. 111–112.
  80. ^ Боуман 2009 , с. 94.
  81. ^ Флеминг 2008 , стр. 123, 141.
  82. ^ Ханцарула 2019 , с. 25.
  83. ^ МакЭллиготт 2018 , с. 80.
  84. ^ Боуман 2009 , с. 195.
  85. ^ Флеминг 2008 , с. 123.
  86. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг 2008 , с. 176.
  87. ^ Корнетис 2018 , стр. 237.
  88. ^ Боуман 2009 , стр. 80–81.
  89. ^ Боуман 2009 , с. 80.
  90. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 82.
  91. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 25.
  92. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 24.
  93. ^ Апостолу 2018 , с. 107.
  94. ^ Апостолу 2018 , стр. 108–109.
  95. ^ Флеминг 2008 , стр. 121, 124.
  96. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моисей 2011 , с. 96.
  97. ^ Боуман 2009 , с. 64.
  98. ^ Боуман 2009 , с. 65.
  99. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , стр. 66–67.
  100. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг 2008 , с. 124.
  101. ^ Боуман 2009 , с. 84.
  102. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 23.
  103. ^ Чандринос и Друмпоуки, 2018 , стр. 22–23.
  104. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 32.
  105. ^ Кавала 2018 , с. 183.
  106. ^ Корнетис 2018 , стр. 237–238.
  107. ^ Чандринос и Друмпуки, 2018 , стр. 23–24.
  108. ^ Кавала 2018 , с. 194.
  109. ^ Кавала 2018 , с. 192.
  110. ^ Кавала 2018 , стр. 199, 202.
  111. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корнетис 2018 , стр. 250.
  112. ^ Боуман 2009 , стр. 67–68.
  113. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 26.
  114. ^ Боуман 2009 , стр. 68, 160.
  115. ^ Боуман 2009 , с. 160.
  116. ^ Чандринос и Друмпуки, 2018 , стр. 26–27.
  117. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Антониу 2018 , с. 140.
  118. ^ Флеминг 2008 , стр. 134–135.
  119. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 27.
  120. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , с. 69.
  121. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 30.
  122. ^ Боуман 2009 , стр. 70–71.
  123. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 29.
  124. ^ Боуман 2009 , с. 70.
  125. ^ Флеминг 2008 , с. 110.
  126. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , стр. 30–31.
  127. ^ Боуман 2009 , стр. 72–73.
  128. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 74.
  129. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж МакЭллиготт 2018 , с. 58.
  130. ^ Боуман 2009 , стр. 42–43, 150–151.
  131. ^ Боуман 2009 , с. 75.
  132. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 31.
  133. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , стр. 76–77.
  134. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карабабас 2024 , с. 203.
  135. ^ Карабабас 2024 , с. 212.
  136. ^ Флеминг 2008 , с. 113.
  137. ^ Флеминг 2008 , с. 138.
  138. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 28.
  139. ^ Ханцарула 2019 , с. 14.
  140. ^ Чандринос и Друмпоуки, 2018 , стр. 27–28.
  141. ^ Антониу 2018 , с. 136.
  142. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , стр. 28–29.
  143. ^ Флеминг 2008 , с. 132.
  144. ^ Флеминг 2008 , стр. 110–111.
  145. ^ Боуман 2009 , стр. 72, 75.
  146. ^ Антониу 2018 , с. 143.
  147. ^ Антониу 2018 , с. 145.
  148. ^ Флеминг 2008 , с. 135.
  149. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг 2008 , с. 172.
  150. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 147.
  151. ^ Ханцарула 2019 , стр. 34–35.
  152. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , с. 163.
  153. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Керем 2012 , с. 208.
  154. ^ Керем 2012 , с. 195.
  155. ^ Боуман 2009 , стр. 199–200.
  156. ^ Боуман 2009 , с. 210.
  157. ^ Флеминг 2008 , стр. 171–172.
  158. ^ Кралова 2018 , стр. 307.
  159. ^ Флеминг 2008 , с. 209.
  160. ^ Боуман 2009 , с. 223.
  161. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кавала 2018 , с. 204.
  162. ^ Корнетис 2018 , стр. 243.
  163. ^ Блюмель 2021 , с. 96.
  164. ^ Флеминг 2008 , стр. 173, 182.
  165. ^ Флеминг 2008 , стр. 176, 178.
  166. ^ Кавала 2018 , стр. 203–204.
  167. ^ Флеминг 2008 , с. 177.
  168. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корнетис 2018 , стр. 244–245.
  169. ^ Кавала 2018 , стр. 204–205.
  170. ^ Флеминг 2008 , с. 178.
  171. ^ Апостолу 2018 , с. 111.
  172. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флеминг 2008 , с. 175.
  173. ^ Друмпоуки 2021 , с. 15.
  174. ^ Блюмель 2021 , с. 99.
  175. ^ К 2018 году , с. 273.
  176. ^ К 2018 году , с. 275.
  177. ^ Флеминг 2008 , с. 187.
  178. ^ Боуман 2009 , стр. 219–220.
  179. ^ Флеминг 2008 , с. 171.
  180. ^ Боуман 2009 , стр. 228–229.
  181. ^ Блюмель 2021 , с. 106.
  182. ^ Блюмель 2021 , с. 105.
  183. ^ Блюмель 2021 , с. 94.
  184. ^ Боуман 2009 , с. 218.
  185. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Друмпоуки 2016 , с. 213.
  186. ^ Флеминг 2008 , стр. 211–212.
  187. ^ Флеминг 2008 , стр. 175, 209.
  188. ^ Боуман 2009 , с. 235.
  189. ^ «Греческая еврейская община приветствует решение о предоставлении гражданства» . Времена Израиля . АФП . 18 марта 2017 года . Проверено 4 июня 2021 г.
  190. ^ «Греция» . Европейский еврейский конгресс . Проверено 14 апреля 2021 г.
  191. ^ Антониу и Моисей 2018 , стр. 2, 7.
  192. ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 34.
  193. ^ Друмпоуки 2016 , с. 212.
  194. ^ Флеминг 2008 , с. 206.
  195. ^ Друмпоуки 2016 , стр. 212–213.
  196. ^ Флеминг 2018 , с. 365.
  197. ^ Флеминг 2018 , стр. 364–365.
  198. ^ Антониу и Моисей 2018 , с. 2.
  199. ^ Кавала 2018 , с. 185.
  200. ^ Балодимас-Бартоломей 2016 , стр. 244–245.
  201. ^ Друмпоуки 2016 , стр. 208–210.
  202. ^ Друмпоуки 2016 , стр. 203–207, 211.
  203. ^ «Информационный портал европейских памятных мест: Греция» . Фонд Мемориала убитым евреям Европы . Проверено 4 июня 2021 г.
  204. ^ Флеминг 2008 , стр. 206, 210.
  205. ^ Друмпоуки 2016 , стр. 204–206, 210.
  206. ^ Баттину 2003 , с. 41.
  207. ^ Карасова и Кралова 2022 , стр. 1.
  208. ^ «Имена праведников по странам» . Яд Вашем . 1 января 2022 года . Проверено 30 апреля 2022 г.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: db6e773d85fbf3110bd0216a8cd92bce__1719274980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/ce/db6e773d85fbf3110bd0216a8cd92bce.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Holocaust in Greece - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)