Холокост в Греции

Холокост в Греции — массовое убийство греческих евреев , главным образом в результате их депортации в концентрационный лагерь Освенцим во время Второй мировой войны . К 1945 году от 82 до 92 процентов греческих евреев были убиты, что является одним из самых высоких показателей в Европе.
До войны примерно от 72 000 до 77 000 евреев жили в 27 общинах Греции. Большинство, около 50 000 человек, проживало в Салониках (Салоники), бывшем османском городе, захваченном и аннексированном Грецией в 1912 году. Большинство греческих евреев были иудео-испаноязычными сефардами ( евреи, происходящие с Пиренейского полуострова ), а некоторые были грекоязычными романиотами. (древняя еврейская община родом из Греции). Германия, Италия и Болгария вторглись и оккупировали Грецию в апреле 1941 года. В течение первого года оккупации греческие евреи, а также христиане страдали от голода , конфискации имущества и убийств заложников.
В марте 1943 года чуть более 4000 евреев были депортированы из болгарской оккупационной зоны в лагерь смерти Треблинка . С 15 марта по август почти все евреи Салоник, а также евреи соседних общин немецкой оккупационной зоны были депортированы в концентрационный лагерь Освенцим. После итальянского перемирия в сентябре 1943 года Германия взяла на себя итальянскую оккупационную зону, правители которой до этого выступали против депортации евреев. В марте 1944 года Афины, Янина и другие места бывшей итальянской оккупационной зоны стали свидетелями облав и депортации их еврейских общин, хотя больше евреев смогли бежать, чем при предыдущих депортациях. В середине 1944 года мишенью подверглись евреи, проживавшие на греческих островах. Около 10 000 евреев пережили Холокост либо скрываясь, сражаясь с греческим сопротивлением , либо пережив нацистские концентрационные лагеря .
После Второй мировой войны выжившие евреи столкнулись с препятствиями при возвращении своей собственности у неевреев, которые захватили ее во время войны. Около половины эмигрировало в Израиль и другие страны в первое десятилетие после войны. Холокост долгое время был в тени других событий во время военной оккупации, но приобрел дополнительную известность в 21 веке.
Фон
[ редактировать ]
Грекоязычные романиоты — старейшая еврейская община Европы. [1] датируемый, возможно, еще шестым веком до нашей эры. [2] Многие иудео-испанском языке, говорящие на сефарды, поселились в Османской империи , включая территории, которые сейчас являются Грецией, после их изгнания из Испании и Португалии в конце пятнадцатого века. [3] [4] В численном и культурном отношении они стали доминировать над ранней общиной романиотов. [5] Довоенные еврейские общины южной , западной и северной Греции имели разную историю: [2]
- Из-за подозрений в том, что они выступали против греческих повстанцев, многие евреи Пелопоннеса и Центральной Греции были убиты во время греческой войны за независимость в 1820-х годах, а другие бежали в Османскую империю. [6] [7] Новое независимое греческое государство установило Восточную Православную Церковь Греции как государственную религию, которую разделяют почти все жители. Очень немногие евреи остались в независимой Греции, самая большая община, состоящая из пятидесяти семей романиотов в Халкиде . [8] [9] После установления монархии после обретения независимости небольшое количество ашкенази (евреев из Центральной Европы), а также сефардов из Османской империи поселились в Афинах, многие из которых находились на службе у нового короля Оттона Баварского . Они хорошо интегрировались в общественную и политическую жизнь, [10] [11] считая себя греками иудейской веры. [12]
- Западная Греция, особенно Эпир , была домом для общины романиотов, которые поселились вдоль торговых путей региона, особенно на Виа Эгнатия , в первые века нашей эры. [13] [14] Эмиграция в девятнадцатом и начале двадцатого века еврейской общины Янины оставила в ней несколько тысяч евреев. Западная Греция оставалась под властью Османской империи до Балканских войн 1912–1913 годов, когда она была захвачена Грецией. [15]
- Насильственное переселение в Константинополь в 1455 году султана Мехмета II почти уничтожило общины романиотов во Фракии , Македонии и Центральной Греции. [16] В конце пятнадцатого века Османская империя разрешила сефардам переселиться на побережье Эгейского моря от Лариссы на запад; Позже к ним присоединились мигранты-ашкенази, но сефарды остались доминирующими. [17] До Второй мировой войны в Салониках (Салониках) проживало около 50 000 евреев. [18] центр сефардского образования, в котором исторически проживало еврейское большинство [19] и был назван «Балканским Иерусалимом». [20] Город подвергся сильной эллинизации в результате Великого пожара 1917 года . [21] но еврейское демографическое большинство сохранялось до тех пор, пока в 1922 году не прибыли многие греческие беженцы из Восточной Фракии и Анатолии . [22] [23]
- Греческие острова , особенно Корфу , Родос и Крит , были домом для сефардских и романиотских общин, которые провели много лет под венецианским правлением или влиянием, так что многие евреи с этих островов говорили по-итальянски. [24] [25]
До Балканских войн в Греции проживало не более 10 000 евреев; это число увеличится в восемь раз в результате территориальных приобретений. [26] Евреи время от времени сталкивались с антисемитским насилием, как, например, беспорядки 1891 года на Корфу и погром Кэмпбелла 1931 года , устроенный Национальным союзом Греции (EEE) в пригороде Салоник. [27] [28] В результате экономического спада многие евреи покинули Грецию после Первой мировой войны . [29] Сначала богатые купцы уехали в Европу, Латинскую Америку и США. В 1930-х годах многие бедные евреи эмигрировали из Салоник в Подмандатную Палестину . [30] Под сильным давлением эллинизации, [31] Евреи Салоник постепенно ассимилировались с греческим большинством, а некоторые молодые евреи даже освоили греческий как свой родной язык. [32] Историк Стивен Боуман утверждает, что, хотя физическое уничтожение греческих евреев происходило с 1943 по 1945 год, «экономическое, социальное и политическое нападение предшествовало перипетиям Второй мировой войны». [33] Политическая раздробленность салоникских евреев на противостоящие фракции консервативных ассимиляционистов, сионистов и коммунистов препятствовала их способности справиться с ситуацией. [34] [35] В 1936 году диктатура Метаксаса свергла нестабильную парламентскую политику. [36] [37] Когда началась Вторая мировая война , от 72 000 до 77 000 евреев проживали в 27 общинах Греции — большинство из них в Салониках. [18]
Оккупация оси
[ редактировать ]
Рано утром 28 октября 1940 года Италия ультиматум предъявила диктатору Иоаннису Метаксасу : если он не позволит итальянским войскам оккупировать Грецию, Италия объявит войну. Метаксас отказался, и Италия немедленно вторглась в Грецию . [38] [39] Еврейская община сообщила, что 12 898 евреев сражались на стороне Греции в войне; 613 человек погибли и 3743 были ранены, наиболее известный из которых — полковник Мордехай Фризис . Зимой 1940–1941 гг. итальянцы и греки воевали в Албании. [40] но в апреле 1941 года Германия присоединилась к войне и к концу месяца оккупировала всю материковую Грецию, а в мае — Крит. [41] [42] Группа генералов объявила о новом правительстве при поддержке Германии 26 апреля, в то время как королевская семья была эвакуирована на Крит, а затем в Каир , где было создано греческое правительство в изгнании . [43] [44] Через месяц были освобождены все греческие военнопленные, в том числе все солдаты-евреи. [45]
В середине 1941 года Греция была разделена на три оккупационные зоны. Немцы оккупировали стратегически важные территории: Македонию, включая Салоники, гавань Пирея , большую часть Крита и некоторые острова Эгейского моря , и позволили итальянцам захватить почти всю материковую часть Греции и многие острова. [46] [47] Болгария оккупировала Западную Фракию и Восточную Македонию, где немедленно приступила к жесткой программе болгаризации , отправив на запад более 100 000 греческих беженцев. [46] [47] [48] Коллаборационистское греческое правительство начало рассматривать Болгарию как главную угрозу и делало все возможное, чтобы заручиться поддержкой Германии для ограничения размера болгарской оккупационной зоны. Однако в июне 1943 года части восточной Македонии перешли из-под контроля Германии под контроль Болгарии. [49]
Антиеврейское преследование
[ редактировать ]Сразу после оккупации подразделения немецкой полиции произвели аресты на основании списков лиц, считавшихся подрывными, включая греко-еврейских интеллектуалов и весь совет еврейской общины Салоник. [50] Оперативная группа рейхсляйтера Розенберга обследовала еврейские активы через неделю после оккупации. [51] Чтобы завоевать расположение немцев, премьер-министр-коллаборационист Георгиос Цолакоглу объявил, что в Греции существует «еврейская проблема» (этот термин не был частью довоенного дискурса), добавив: «Этот вопрос будет окончательно решен в рамках всей Новой Порядок в Европе». [52]

Конфискация всякого имущества как у евреев, так и у неевреев проводилась в массовых масштабах; богатые евреи были арестованы, а их предприятия экспроприированы. [53] В течение первого года оккупации евреи пережили те же трудности, что и другие греки, включая греческий голод 1941 года и гиперинфляцию. Деятельность черного рынка была широко распространена, несмотря на то, что она каралась немедленной казнью. [54] Голод непропорционально сильно затронул греческих евреев, поскольку многие из них были представителями городского пролетариата и не имели связей с деревней. [55] В Салониках немецкие оккупационные силы пытались усилить разногласия между греческими евреями и христианским населением, поощряя газеты печатать антисемитские материалы и возрождая ЕЕЕ, которую Метаксас запретил. [56] В болгарской оккупационной зоне сотни фракийских евреев были вынуждены вступить в болгарские трудовые батальоны, спасаясь таким образом от голода и депортации фракийских евреев в 1943 году. [46] В Македонии все недавно прибывшие евреи, в основном несколько сотен беженцев из Югославии, были обязаны зарегистрироваться в полиции в ноябре 1941 года. Несколько человек были немедленно помещены под стражу в Германии, депортированы и казнены. [57]

Греческие коллаборационисты предоставили имена предполагаемых коммунистов немецким властям, которые держали их в качестве заложников и расстреливали в отместку за деятельность сопротивления . Среди этих жертв было слишком много евреев. [49] Во второй половине 1941 года еврейская собственность в Салониках была конфискована в крупных размерах для переселения христиан, чьи дома были разрушены бомбардировками или которые бежали из болгарской оккупационной зоны. [58] В феврале 1942 года коллаборационистское правительство согласилось с требованиями Германии и уволило высокопоставленного чиновника Георгиоса Д. Даскалакиса из-за его предполагаемого еврейского происхождения. [59] Вскоре после этого он согласился запретить всем евреям покидать страну по требованию Германии. [60]
11 июля 1942 года 9000 мужчин-евреев были собраны для регистрации на площади Элефтериас в Салониках в результате совместной операции Германии и греческого коллаборационистского правительства. [61] [62] Собравшихся евреев публично унижали и заставляли выполнять упражнения. [62] [63] После этой регистрации около 3500 мужчин-евреев были призваны в трудовые батальоны Организацией Тодта , нацистской гражданской и военной инженерной организацией. Греческие жандармы охраняли подневольных рабочих, когда их переводили на рабочие места, а бывшие греческие военные курировали рабочие проекты. [64] [65] [66] Условия были настолько суровыми, что погибли сотни евреев. [67] [68] Некоторым удалось спастись, но других в отместку немцы расстреляли. [64] [65] Ни греческие власти, ни Православная церковь не выразили никакого протеста. [68] В качестве выкупа за рабочих еврейская община заплатила два миллиарда драхм и отказалась от обширного еврейского кладбища Салоник , которое администрация города пыталась получить в течение многих лет. [69] [70] Муниципалитет Салоник разрушил кладбище, начиная с декабря 1942 года, а город и Греческая православная церковь использовали многие надгробия для строительства. [71] [72] К концу 1942 года более тысячи евреев бежали из Салоник в Афины — в основном богатые, поскольку поездка стоила 150 000 драхм (300 фунтов стерлингов, что эквивалентно 18 000 фунтов стерлингов в 2023 году). [68]
Депортация
[ редактировать ]Более 2000 греческих евреев были депортированы в конце 1942 года в концентрационный лагерь Освенцим во время Холокоста во Франции . [73] [74] Историк Кристофер Браунинг утверждает, что немецкий диктатор Адольф Гитлер приказал депортировать евреев Салоник 2 ноября 1941 года, цитируя отрывок из дневника Герхарда Энгеля , в котором говорится, что Гитлер «требует, чтобы еврейские элементы были удалены из Салоник». [75] Главный раввин Салоник Цви Корец был интернирован в Вене с мая 1941 года по январь 1942 года — за год до начала процесса депортации в Салониках. [76]
Строительство защиты от возможного нападения союзников в северной части Эгейского моря совпало с подготовкой к депортации евреев Салоник и отправкой немецкого советника Теодора Даннекера в Болгарию, чтобы гарантировать, что Западная Фракия также будет очищена. Гитлер считал, что еврейское население помешает обороне стран Оси в случае вторжения. [77] По словам историка Эндрю Апостолу , коллаборационистское греческое руководство продолжало сотрудничать с немцами, чтобы предотвратить стремление Болгарии к постоянной аннексии Западной Фракии и Македонии, одновременно создавая оправдывающие доказательства в случае победы союзников. [78] И коллаборационистская администрация, и послевоенные правительства использовали войну как возможность эллинизировать северную Грецию, например, путем изгнания чамских албанцев и перемещения многих этнических македонцев . Этот же район, от Корфу до турецкой границы, был самым смертоносным для евреев во время Холокоста. [79]

Всего из Греции в Освенцим было депортировано 60 000 евреев; около 12 750 человек были спасены от немедленного отравления газом и не более 2 000 вернулись домой после войны. [80] Евреи не обязательно знали об ожидающей их судьбе, и некоторые ожидали, что их отправят на принудительные работы в Польшу. [81] [82] [83] [84] Поезда были настолько забиты, что негде было сесть, а путешествие заняло три недели. Около 50 процентов умерло в пути, некоторые сошли с ума, а большинство по прибытии в Освенцим не смогли стоять на ногах. [85] После депортации почти вся собственность, принадлежавшая евреям, была продана властями, разграблена греками в частном порядке или национализирована греческим правительством. Практически повсеместно христиане отправлялись в еврейские кварталы сразу после их освобождения с целью грабежа. [86] [87]
Фракия (март 1943 г.)
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() |
4058 из 4273 евреев в оккупированной Болгарией Македонии и Западной Фракии ( Беломорье ). Перед рассветом 4 марта 1943 года были арестованы [88] Эта сводка новостей была запланирована на 22 февраля. [89] и повлекло за собой болгарской армией блокирование кварталов, чтобы полиция могла проводить аресты на основе списков имен и адресов. Затем евреев перевели в лагеря в Горной Джумой и Дупнице , продержали там несколько недель, а затем депортировали в лагерь смерти Треблинка через Дунай . [90] [91] Менее чем за месяц 97 процентов евреев в болгарской оккупационной зоне были убиты; [90] никто из депортированных не выжил. Даннекер сообщил, что депортация «произошла без какой-либо особой реакции со стороны местного населения». [91] Болгарские власти рассматривали изгнание неболгарских этнических групп, в том числе евреев и греков, как необходимый шаг в освобождении места для болгарских поселенцев. [92]
Салоники (март – август 1943 г.)
[ редактировать ]
Подготовка к депортации евреев Салоник началась в январе 1943 года. [93] Немецкий чиновник Гюнтер Альтенбург уведомил премьер-министра коллаборационистского правительства Константиноса Логотетопулоса 26 января, но нет никаких записей о том, что он принимал меры по предотвращению депортаций, за исключением двух писем протеста, написанных после того, как они уже начались. Несмотря на письма, коллаборационистское правительство продолжало сотрудничать с депортацией. [94] Итальянские оккупационные власти и консул Гвельфо Замбони энергично протестовали, предоставили итальянское гражданство греческим евреям и организовали поездку в Афины для сотен евреев с итальянским или иностранным гражданством. [95] Испанские власти в регионе также пытались остановить депортации. [96]
6 февраля группа СС , которой было поручено провести депортацию, прибыла в город и разместила штаб на улице Велисариу, 42, на конфискованной еврейской вилле. Ее лидеры, Алоис Бруннер и Дитер Вислицени , оставались на первом этаже, в то время как богатых евреев пытали в подвале. [97] Они прибыли с серией антиеврейских указов, направленных на установление Нюрнбергских законов , и в тот же день издали первый указ, требующий от евреев без иностранного гражданства носить желтую звезду . [98] 4 марта нацисты устроили гетто Барона Хирша рядом с железнодорожным вокзалом , огороженное колючей проволокой. Гетто охраняли обычные греческие полицейские, а за внутренний порядок отвечала еврейская полиция . Первыми евреями, переселенными сюда, были пятнадцать еврейских семей из Лангадаса , но одновременно здесь проживало до 2500 евреев. [99]
Некоторые евреи бежали в горы и присоединились к группам сопротивления или бежали в Афины, но большинство не смогли. [100] Чтобы предотвратить побеги, двадцать пять евреев-заложников были взяты под стражу и введен комендантский час. [101] Немецкие власти пытались убедить салонканских евреев сотрудничать, говоря им, что они будут переселены в Польшу, давая им польские деньги и позволяя им забрать некоторые мелкие вещи, когда они уедут. [96] Первый транспорт из Салоник отправился 15 марта 1943 года. [99] Большинство евреев были депортированы к середине июня. [100] но последний транспорт отправился 10 августа, перевозя 1800 салоникских евреев-мужчин, участвовавших в проектах принудительного труда. [102] Всего около 45 200 евреев были депортированы из Салоник в Освенцим и еще 1700 из пяти других общин в немецкой оккупационной зоне, которые были депортированы через Салоники: Флорину и Верию в западной Македонии и Суфли , Неа-Орестиаду и Дидимотейхо в полосе вдоль турецкой границы. [103] Около 600 евреев, в основном граждане Испании и члены Еврейского совета, были депортированы в концентрационный лагерь Берген-Бельзен . [104] Всего было убито 96 процентов евреев Салоник. [105]
После закрытия всех еврейских предприятий 6 марта было обнаружено, что 500 из 1700 еврейских торговых агентств были вовлечены во внешнюю торговлю, и их закрытие нанесло бы коммерческие убытки немецким фирмам, что привело к решению продолжить работу предприятий под новым владельцем. . [102] В конце мая греческое правительственное агентство под названием «Служба по охране еврейской собственности было создано для надзора за имуществом депортированных евреев. Грекам, изгнанным с оккупированных Болгарией территорий, было разрешено жить в части бывшего еврейского жилья (у евреев было конфисковано 11 000 квартир), в то время как многие немцы и греки разбогатели за счет доходов от экспроприированного имущества. [106] [107] Общая стоимость имущества, принадлежащего евреям, согласно декларациям, составила около 11 млрд драхм (примерно £11 млн, £650 млн в 2023 году), значительная часть из которых была передана греческому государству. [108] Несмотря на приказы немецких оккупантов о запрете грабежей, многие дома, принадлежавшие евреям, были разрушены греческими христианами в поисках спрятанных золотых монет. [109] Золото, конфискованное у евреев, использовалось для предотвращения инфляции и оказало значительное влияние на греческую экономику. [110] Историк Костис Корнетис утверждает, что «исключение евреев из экономической жизни [Салоник] в конечном итоге приветствовалось как элитой, так и широкой общественностью». [111]
Сводка новостей о Пасхе (март 1944 г.)
[ редактировать ]В сентябре 1943 года Германия оккупировала итальянскую оккупационную зону после Кассибилского перемирия . Остальные пятнадцать еврейских общин насчитывали менее 2000 человек и располагались вблизи портов или основных дорог. [112] [113] Юрген Штроп был назначен высшим руководителем СС и полиции оккупированной Греции, отчасти для того, чтобы облегчить депортацию афинских евреев. [114] Штроп приказал главному раввину Афин Элиасу Барзилаю составить список евреев. Барзилай сообщил, что реестр общин был уничтожен во время рейда коллаборационистской Греческой социалистической патриотической организации (EPSO) в прошлом году. Штроп приказал ему составить новый список. Вместо этого Барзилай предупредил евреев, чтобы они бежали. [115] [116] и скрылся с помощью левой группы сопротивления Фронта национального освобождения (EAM). Барзилай заключил сделку с EAM; в обмен на предоставление убежища евреям на территориях, контролируемых повстанцами, он выплатил весь денежный резерв еврейской общины. [117] [118]
4 октября Штроп ввел комендантский час для евреев и приказал им зарегистрироваться в синагоге. Несмотря на угрозу смертной казни для не зарегистрировавшихся евреев и всех христианских помощников, зарегистрировались только 200 человек, в то время как многие другие последовали примеру Варзилия и бежали. Не имея достаточных войск и столкнувшись с сопротивлением коллаборационистского греческого правительства во главе с Иоаннисом Раллисом , нацистам пришлось отложить операцию по депортации до следующего года. [119] Под давлением Раллис принял законы о конфискации имущества, принадлежавшего евреям. [120] В то время как богатые евреи и евреи среднего класса могли скрываться, те, кто зарегистрировался у властей, принадлежали к низшим классам общества, у которых не было финансовых ресурсов для побега. В течение следующих шести месяцев из укрытий были выманены еще несколько евреев, поскольку их ресурсы были исчерпаны. [120] Задержка с осуществлением депортации привела к самоуспокоенности некоторых евреев. [121] В некоторых местах евреи не воспользовались возможностью бежать из-за неосведомленности об угрозе, несостоятельности еврейского руководства, негативного отношения к сопротивлению и нежелания оставлять членов семьи. [122]
В январе 1944 года Адольф Эйхман заменил Вислицени Антоном Бургером , которому было поручено как можно быстрее депортировать греческих евреев. В марте 1944 года еврейский праздник Песах использовался как прикрытие для скоординированных облав по Греции, проводимых Geheime Feldpolizei (немецкой военной полицией) и греческой жандармерией. [123] 23 марта в синагоге в Афинах раздавали пресный хлеб: 300 евреев, пытавшихся забрать хлеб, были арестованы, а других выследили позже в тот же день на основании регистрационных списков. [123] Греческая полиция, как правило, отказывалась арестовывать евреев, не включенных в список, сохранив жизни нескольким маленьким детям. В конце дня 2000 пойманных евреев были заключены в концентрационный лагерь Хайдари за городом. [120] 24 марта были арестованы евреи из всех остальных общин материковой Греции, включая Патры , Халкиду, Янину, Арту , Превезу , Лариссу, Волос и Касторию . Большинство евреев в Янине и Кастории были арестованы, причем более высокий процент бежал в другие места. [124] 2 апреля поезд отправился из Афин, привезя с собой еще евреев по пути на север. Около пяти тысяч евреев были депортированы из Греции и прибыли в Освенцим девять дней спустя. [121]
Депортация с греческих островов (июнь – август 1944 г.)
[ редактировать ]
После облавы на Пасху нацисты сосредоточили внимание на еврейских общинах греческих островов. [119] Вся критская еврейская община, 314 человек в Ханье и 26 в Ираклионе , была собрана 20 мая и покинула гавань залива Суда 7 июня. Все они погибли при затоплении корабля « Танаис » британской подводной лодкой. [125] [126] После перемирия 1943 года итальянский гарнизон Корфу отказался сдаться, и Германия насильственно оккупировала остров после боев, в результате которых еврейский квартал остался в руинах. Несмотря на предупреждения итальянских солдат, евреи не стали скрываться в горах. [127] 8 июня евреи Корфу были схвачены и депортированы на корабле и по железной дороге в Хайдари. Мэр Корфу заявил: «Наши хорошие друзья, немцы, очистили остров от еврейской шушеры» — единственный случай, когда греческий чиновник публично одобрил депортацию евреев. [121] [128] Евреи Корфу были депортированы из Хайдари в Польшу 21 июня. [121]
острова Додеканес были частью Италии . До войны [129] В конце 1943 года британцы ненадолго оккупировали Кос и эвакуировали тысячи греческих христиан, но не евреев острова. [130] 23 июля 1944 года около 1700 евреев с Родоса [а] были вынуждены сесть на лодку. [129] [132] [133] Лодка остановилась, чтобы загрузить чуть меньше 100 [б] Евреи с Коса прибыли в порт Пирей восемь дней спустя. [134] Вместе с примерно 700–900 евреями, захваченными в Афинах и их окрестностях, они были депортированы в Освенцим 3 августа и прибыли туда 16 августа. [129] Выживший Самуэль Модиано с Родоса сообщил: «Арест произошел 18 и 19 июля на острове, а в Освенцим мы прибыли 16 августа. Один месяц путешествия... Вместо того, чтобы убивать нас на месте, на нашем острове, мы были сосланы в лагеря и тайно убиты. И какая смерть... в газовых камерах! Вот тогда я потерял веру в Бога!» [135] Вернулись только 157 (девять процентов) евреев с Родоса и Коса. [129] [133] Эта операция, последняя депортация во время Холокоста в Греции, была проведена за два месяца до окончания оккупации стран Оси. [132] Те немногие евреи, которые прятались на небольших островах, остались одни. [128]
Уклонение и сопротивление
[ редактировать ]

Региональные показатели выживаемости сильно различались из-за множества факторов, таких как время депортаций, отношение местных властей и степень интеграции еврейских общин. [136] По словам пережившего Холокост грека Майкла Матсаса , решающими факторами, повлиявшими на выживаемость, были сила организаций сопротивления и реакция еврейского руководства. [137] После депортации евреев Салоник и окончания итальянской оккупационной зоны тысячи евреев в других частях Греции присоединились к сопротивлению или скрылись. [119] Во многих частях Фессалии, Центральной Греции (включая Афины) и Пелопоннеса количество смертей в результате Холокоста было относительно низким. [138] Более высокий уровень выживаемости там объясняется деятельностью левого сопротивления в Фессалии. [139] Некоторые более мелкие еврейские общины, в том числе общины Кардица и Агринио ЕАМ ; (около 80 человек в каждой), полностью бежали в горные деревни, контролируемые Греческой народно-освободительной армией (ЭЛАС) [140] 55 евреев из Верии были спрятаны в соседней деревне Сикия на протяжении пятнадцати-семнадцати месяцев. [141]
По крайней мере две трети евреев, проживавших в Афинах и Ларисе до войны, выжили. [138]
Архиепископ Дамаскинос , глава Греческой Церкви , выступил с резким протестом против жестокого обращения с греческими евреями и выдал множество фальшивых свидетельств о крещении . [142] Он был единственным лидером крупной европейской церкви, осудившим Холокост. [143] Начальник полиции Афин Ангелос Эверт спас сотни евреев, выдав фальшивые документы. [123] 275 евреев Закинфа были полностью спасены , потому что командир австрийского гарнизона (из 999-й легкой африканской дивизии ) не выполнил приказ о депортации из-за протестов местного мэра и православного прелата, которые назвали свои имена, когда ему было приказано представить список евреев. [121] [144] [145] Историк Гиоргос Антониу утверждает, что «границу между бескорыстной и эгоистичной помощью чаще всего трудно отличить». [146] и грабежи скрывающихся евреев были «нередкими». [147] В отличие от других стран, греческие раввины поощряли евреев принимать фальшивые свидетельства о крещении. [148] Многие скрывающиеся евреи обратились в христианство и не обязательно вернулись в иудаизм после войны. [149]
Греческое сопротивление с готовностью приняло в свои ряды еврейских добровольцев; [150] [151] поименно известны по меньшей мере 650 бойцов еврейского сопротивления, а их, возможно, было до 2000. [152] Евреи в основном воевали в ЭЛАС, но были также некоторые из конкурирующих организаций сопротивления EDES (Национальная республиканская греческая лига) и Национальное и социальное освобождение (EKKA). [152] [153] В отличие от других организаций сопротивления, EAM публично обратилась к грекам с призывом помочь своим еврейским согражданам. [119] и активно вербовал молодых евреев в ЭЛАС. [150] Тысячи евреев, возможно, около 8000, получили помощь от EAM/ELAS. [152] [153] В некоторых случаях EAM отказывалась помогать евреям, если не получала оплату. [117] Греческие контрабандисты брали с евреев 300 палестинских фунтов за лодку, перевозившую около двух дюжин евреев, чтобы доставить их в Чешме в Турции через Эвбею , но позже ЭЛАС и Хагана договорились о цене в один золотой за каждого еврея. К июню 1944 года 850 евреев бежали в Чешме. [154] [155]
Последствия
[ редактировать ]
К ноябрю 1944 года оккупационные силы Оси покинули всю материковую Грецию. [156] Около 10 000 греческих евреев пережили Холокост, что составляет от 83 до 87 процентов смертности. Это был самый высокий уровень смертности в результате Холокоста на Балканах и один из самых высоких в Европе. [1] [18] Выжившие были резко разделены между выжившими в лагерях и большей частью тех, кто выжил в Греции или вернулся из-за границы. [157] [158] Около половины вернувшихся из концентрационных лагерей оставались в Греции лишь ненадолго, прежде чем эмигрировать. [159] а другие остались за границей. [160] Министерство иностранных дел Греции пыталось задержать или предотвратить их возвращение в Грецию. [161] В Салониках выживших евреев-лагерей другие греки часто называли «неиспользованными кусками мыла». [162] [163] Почти все потеряли членов семьи. [149] Распад семей, а также отсутствие религиозных специалистов сделали практически невозможным поддержание традиционных еврейских религиозных обрядов. [164]
В ноябре 1944 года вернувшееся греческое правительство в изгнании отменило закон о конфискации еврейской собственности и приняло первую в Европе меру по возвращению этой собственности ее еврейским владельцам или их наследникам, а имущества, не имеющего наследников, еврейским организациям. Однако на практике этот закон не применялся. [165] [166] Не имея ни собственности, ни жилья, и без помощи местных властей, евреи спали в импровизированных убежищах в условиях, сравнимых с нацистскими концентрационными лагерями. [167] Большинству евреев было трудно или невозможно вернуть себе собственность, захваченную неевреями во время войны. В Салониках 15 процентов [168] или меньше [92] еврейской собственности было возвращено, и только 30 евреям удалось вернуть всю свою недвижимость. [168] Однако послевоенное возвращение собственности в бывшей оккупированной Италией зоне было несколько проще. [169] Греческие суды обычно выносили решения не в пользу выживших, а неспособность вернуть собственность заставила многих евреев эмигрировать; [170] эмигранты потеряли греческое гражданство и любые права на собственность в Греции. [111] [171] Конфликты из-за собственности также способствовали антисемитским инцидентам. [172] Еврейские кладбища подвергались экспроприации и разрушению даже после войны. [173] Западная Германия выплатила репарации Греции, но денег на компенсацию греческим евреям выделено не было. [174]
Как и в других европейских странах, американские еврейские благотворительные организации, особенно Американский еврейский объединенный распределительный комитет (Джойнт), координировали усилия по оказанию помощи выжившим. Скептически относясь к тому, что у евреев есть будущее в Юго-Восточной Европе, Джойнт отдал приоритет помощи тем, кто хочет эмигрировать в Палестину. [175] Сефардские евреи в Соединенных Штатах собирали деньги на выплату приданого, чтобы греческие евреи могли жениться, а также отправляли такие вещи, как одежду, обувь и еду. [176] Сионисты организовали программы хахшара, направленные на подготовку евреев к эмиграции в Подмандатную Палестину. [177]
Многие евреи поддерживали левые партии до Второй мировой войны, и помощь, которую они получили от EAM, усилила их левые симпатии. Эти связи сделали их политически подозрительными. [172] до такой степени, что некоторые греки повторяли нацистскую пропаганду, приравнивая евреев к коммунизму . Некоторые евреи, подозреваемые в симпатиях к левым, были арестованы, подвергнуты пыткам или убиты во время антилевых репрессий в 1945 и 1946 годах . [178] Напротив, политический климат позволил нацистским коллаборационистам переименовать себя в лояльных антикоммунистических граждан. [161] Правительство Греции избежало преследования коллаборационистов [179] [180] а в 1959 году был принят закон (отменённый в 2010 году), запрещающий любое судебное преследование виновных в Холокосте за преступления, совершённые в Греции. [181] На протяжении десятилетий правительство Греции отклоняло неоднократные просьбы еврейской общины об экстрадиции и судебном разбирательстве по поводу Бруннера, жившего в Сирии. [182] По всему политическому спектру громкий судебный процесс, который мог бы привлечь внимание к Холокосту в северной Греции, считался нежелательным. [183]
С 1946 по 1949 год в Греции велась гражданская война между монархическим правительством и левыми повстанцами , пришедшими на смену EAM/ELAS. [172] По словам Боумена, в антикоммунистической коалиции «была сильная волна антисемитизма и традиционной ненависти к евреям». [184] Некоторые евреи были призваны в правительственную армию, другие воевали на стороне повстанцев. После поражения повстанцев некоторые еврейские коммунисты были казнены или заключены в тюрьму, а другие систематически изолировались от общества. [86] Особая религия евреев в государстве, которое все больше определялось греческим православием . [185] [186] а также их симпатии к левым политическим силам, подвергшимся чистке после гражданской войны в Греции, способствовали их растущему отчуждению от греческого общества. [187] В течение десятилетия после войны еврейское население Греции сократилось вдвое и с тех пор остается стабильным. [188] В 2017 году Греция приняла закон, позволяющий пережившим Холокост грекам и их потомкам, потерявшим греческое гражданство, восстановить его. [189] По состоянию на 2021 год [update]В Греции проживает около 5000 евреев, в основном в Афинах (3000) и Салониках (1000). [190]
Наследие
[ редактировать ]Холокост в Греции, долгое время омраченный другими событиями, такими как греческий голод, греческое сопротивление и гражданская война в Греции, был омрачен в памяти греков преувеличенными представлениями о степени солидарности, проявленной средними греческими христианами. [191] Другой причиной отсутствия внимания к Холокосту был относительно высокий уровень антисемитизма в Греции , который считался более высоким, чем в любой другой стране Европейского Союза до 2004 года . [192] Пропалестинские симпатии в Греции привели к тому, что евреи не отличались от Израиля, а антисемитизм можно было выдать за принципиальный антисионизм . [193] [194] Отрицание Холокоста пропагандируется некоторыми греками, особенно экстремистской партией «Золотая заря» . [195]
Историк Кэтрин Элизабет Флеминг пишет, что часто «история уничтожения греческих евреев служила средством прославления греческой православной доброты и доблести». [196] Флеминг утверждает, что, хотя некоторые действовали героически, спасая евреев, «иногда греческие христиане были соучастниками разрушения еврейских жизней; многих это не трогало; и немалое число приветствовало это». [197] Академические исследования Холокоста начались лишь спустя десятилетия и до сих пор немногочисленны. [198] [199] Вопросы греческого коллаборационизма были табу для ученых и начали изучаться только в XXI веке. [185]
В 2005 году Греция присоединилась к Международному альянсу памяти Холокоста и впоследствии ввела образование, посвященное Холокосту, в национальную учебную программу. [200] Сообщалось, что Афины были последней европейской столицей, где не было памятника Холокосту до завершения его строительства в 2010 году . [201] Есть также мемориалы в Салониках ( один на площади Элефтериас и другой на месте старого еврейского кладбища), Родосе, Янине, Кавале, Ларисе и других местах. [202] [203] Мемориалы Холокоста в Греции неоднократно подвергались вандализму. [204] [205] В 1977 году Еврейский музей Греции . в Афинах открылся [206] а в 2018 году был заложен первый камень Греческого музея Холокоста в Салониках, хотя по состоянию на 2022 год строительство так и не началось. [update]. [207] По состоянию на 2021 год [update]362 грека были признаны Яд Вашем Праведником народов мира за помощь в спасении евреев во время оккупации. [208]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 1.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 11.
- ^ Боуман 2009 , стр. 1–2.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 8–9.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 2, 9.
- ^ Боуман 2009 , стр. 11–12.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 15–17.
- ^ Боуман 2009 , с. 12.
- ^ Флеминг 2008 , с. 17.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 22–23.
- ^ Боуман 2009 , стр. 12–13.
- ^ Боуман 2009 , с. 15.
- ^ Боуман 2009 , стр. 13–14.
- ^ Флеминг 2008 , с. 1.
- ^ Боуман 2009 , стр. 14–15.
- ^ Боуман 2009 , стр. 15–16.
- ^ Боуман 2009 , с. 16.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Антониу и Моисей 2018 , с. 1.
- ^ Боуман 2009 , стр. 17–18.
- ^ К 2016 году , с. 280.
- ^ Мазовер 2004 , стр. 301, 306.
- ^ Мазовер 2004 , стр. 322–323.
- ^ Флеминг 2008 , с. 58.
- ^ Боуман 2009 , стр. 11, 16, 18.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 6, 8, 42–43.
- ^ Флеминг 2008 , с. 47.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 16.
- ^ Флеминг 2008 , с. 98.
- ^ Боуман 2009 , с. 17.
- ^ Боуман 2009 , стр. 28–29.
- ^ Боуман 2009 , с. 23.
- ^ Флеминг 2008 , с. 93.
- ^ Боуман 2009 , с. 10.
- ^ Боуман 2009 , с. 29.
- ^ Флеминг 2008 , с. 100.
- ^ Боуман 2009 , стр. 31–32.
- ^ Флеминг 2008 , с. 101.
- ^ Боуман 2009 , стр. 39–40.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 104–105.
- ^ Боуман 2009 , с. 40.
- ^ Боуман 2009 , с. 39.
- ^ Флеминг 2008 , с. 108.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 91–92.
- ^ Керем 2012 , с. 194.
- ^ Боуман 2009 , с. 41.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , стр. 46–47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 17.
- ^ Апостолу 2018 , с. 96.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Апостолу 2018 , с. 97.
- ^ Боуман 2009 , стр. 43–44.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 18.
- ^ Апостолу 2018 , с. 93.
- ^ Боуман 2009 , стр. 44–45.
- ^ Боуман 2009 , с. 46.
- ^ Флеминг 2008 , с. 116.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 102, 108, 114.
- ^ Моисей 2011 , с. 94.
- ^ Апостолу 2018 , с. 98.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 99–100.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 100–101.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 102–103.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , стр. 50–51.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , стр. 18–19.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 51.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 19.
- ^ Апостолу 2018 , с. 103.
- ^ Салтиэль 2018 , с. 117.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флеминг 2008 , с. 118.
- ^ Боуман 2009 , с. 52.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 98, 118.
- ^ Корнетис 2018 , стр. 240, 248.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 104–105, 107.
- ^ Ветцель 2015 , стр. 123–124.
- ^ Керем 2012 , с. 207.
- ^ Боуман 2009 , с. 60.
- ^ Боуман 2009 , с. 61.
- ^ Боуман 2009 , стр. 61–62.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 107–108.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 111–112.
- ^ Боуман 2009 , с. 94.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 123, 141.
- ^ Ханцарула 2019 , с. 25.
- ^ МакЭллиготт 2018 , с. 80.
- ^ Боуман 2009 , с. 195.
- ^ Флеминг 2008 , с. 123.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг 2008 , с. 176.
- ^ Корнетис 2018 , стр. 237.
- ^ Боуман 2009 , стр. 80–81.
- ^ Боуман 2009 , с. 80.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 82.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 25.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 24.
- ^ Апостолу 2018 , с. 107.
- ^ Апостолу 2018 , стр. 108–109.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 121, 124.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Моисей 2011 , с. 96.
- ^ Боуман 2009 , с. 64.
- ^ Боуман 2009 , с. 65.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , стр. 66–67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг 2008 , с. 124.
- ^ Боуман 2009 , с. 84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 23.
- ^ Чандринос и Друмпоуки, 2018 , стр. 22–23.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 32.
- ^ Кавала 2018 , с. 183.
- ^ Корнетис 2018 , стр. 237–238.
- ^ Чандринос и Друмпуки, 2018 , стр. 23–24.
- ^ Кавала 2018 , с. 194.
- ^ Кавала 2018 , с. 192.
- ^ Кавала 2018 , стр. 199, 202.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корнетис 2018 , стр. 250.
- ^ Боуман 2009 , стр. 67–68.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 26.
- ^ Боуман 2009 , стр. 68, 160.
- ^ Боуман 2009 , с. 160.
- ^ Чандринос и Друмпуки, 2018 , стр. 26–27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Антониу 2018 , с. 140.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 134–135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 27.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , с. 69.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 30.
- ^ Боуман 2009 , стр. 70–71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 29.
- ^ Боуман 2009 , с. 70.
- ^ Флеминг 2008 , с. 110.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , стр. 30–31.
- ^ Боуман 2009 , стр. 72–73.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж МакЭллиготт 2018 , с. 58.
- ^ Боуман 2009 , стр. 42–43, 150–151.
- ^ Боуман 2009 , с. 75.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , стр. 76–77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Карабабас 2024 , с. 203.
- ^ Карабабас 2024 , с. 212.
- ^ Флеминг 2008 , с. 113.
- ^ Флеминг 2008 , с. 138.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 28.
- ^ Ханцарула 2019 , с. 14.
- ^ Чандринос и Друмпоуки, 2018 , стр. 27–28.
- ^ Антониу 2018 , с. 136.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , стр. 28–29.
- ^ Флеминг 2008 , с. 132.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 110–111.
- ^ Боуман 2009 , стр. 72, 75.
- ^ Антониу 2018 , с. 143.
- ^ Антониу 2018 , с. 145.
- ^ Флеминг 2008 , с. 135.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флеминг 2008 , с. 172.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман 2009 , с. 147.
- ^ Ханцарула 2019 , стр. 34–35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Боуман 2009 , с. 163.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Керем 2012 , с. 208.
- ^ Керем 2012 , с. 195.
- ^ Боуман 2009 , стр. 199–200.
- ^ Боуман 2009 , с. 210.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 171–172.
- ^ Кралова 2018 , стр. 307.
- ^ Флеминг 2008 , с. 209.
- ^ Боуман 2009 , с. 223.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кавала 2018 , с. 204.
- ^ Корнетис 2018 , стр. 243.
- ^ Блюмель 2021 , с. 96.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 173, 182.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 176, 178.
- ^ Кавала 2018 , стр. 203–204.
- ^ Флеминг 2008 , с. 177.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Корнетис 2018 , стр. 244–245.
- ^ Кавала 2018 , стр. 204–205.
- ^ Флеминг 2008 , с. 178.
- ^ Апостолу 2018 , с. 111.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Флеминг 2008 , с. 175.
- ^ Друмпоуки 2021 , с. 15.
- ^ Блюмель 2021 , с. 99.
- ^ К 2018 году , с. 273.
- ^ К 2018 году , с. 275.
- ^ Флеминг 2008 , с. 187.
- ^ Боуман 2009 , стр. 219–220.
- ^ Флеминг 2008 , с. 171.
- ^ Боуман 2009 , стр. 228–229.
- ^ Блюмель 2021 , с. 106.
- ^ Блюмель 2021 , с. 105.
- ^ Блюмель 2021 , с. 94.
- ^ Боуман 2009 , с. 218.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Друмпоуки 2016 , с. 213.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 211–212.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 175, 209.
- ^ Боуман 2009 , с. 235.
- ^ «Греческая еврейская община приветствует решение о предоставлении гражданства» . Времена Израиля . АФП . 18 марта 2017 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Греция» . Европейский еврейский конгресс . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ Антониу и Моисей 2018 , стр. 2, 7.
- ^ Чандринос и Друмпоуки 2018 , с. 34.
- ^ Друмпоуки 2016 , с. 212.
- ^ Флеминг 2008 , с. 206.
- ^ Друмпоуки 2016 , стр. 212–213.
- ^ Флеминг 2018 , с. 365.
- ^ Флеминг 2018 , стр. 364–365.
- ^ Антониу и Моисей 2018 , с. 2.
- ^ Кавала 2018 , с. 185.
- ^ Балодимас-Бартоломей 2016 , стр. 244–245.
- ^ Друмпоуки 2016 , стр. 208–210.
- ^ Друмпоуки 2016 , стр. 203–207, 211.
- ^ «Информационный портал европейских памятных мест: Греция» . Фонд Мемориала убитым евреям Европы . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Флеминг 2008 , стр. 206, 210.
- ^ Друмпоуки 2016 , стр. 204–206, 210.
- ^ Баттину 2003 , с. 41.
- ^ Карасова и Кралова 2022 , стр. 1.
- ^ «Имена праведников по странам» . Яд Вашем . 1 января 2022 года . Проверено 30 апреля 2022 г.
Источники
[ редактировать ]- Антониу, Гиоргос; Моисей, А. Дирк (2018). "Введение". Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета . стр. 1–12. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Антониу, Гиоргос (2018). «Прохожие, спасатели и сотрудники: микроистория христианско-еврейских отношений, 1943–1944». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета . стр. 135–156. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Апостолу, Андрей (2018). «Греческое сотрудничество в Холокосте и ходе войны». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 89–112. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Балодимас-Бартоломей, Анджелин (2016). «Политические и педагогические аспекты образования в области Холокоста: семинары для учителей и повышение квалификации кадров в Греции». Образование для диаспоры, коренных народов и меньшинств . 10 (4): 242–254. дои : 10.1080/15595692.2016.1219847 .
- Баттину, Занет (2003). «Еврейский музей Греции: краткое описание, миссия, проблемы и программы». Европейский иудаизм: журнал для новой Европы . 36 (2): 41–47. дои : 10.3167/001430003782266125 . ISSN 0014-3006 . JSTOR 41443651 .
- Блюмель, Тобиас (2021). «Дело Алоиса Бруннера и разделенное сознание при восприятии Холокоста в Греции». Südosteuropa Mitteilungen (2–3): 93–106. ISSN 0340-174X . CEEOL 955062 .
- Боуман, Стивен Б. (2009). Агония греческих евреев, 1940–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-7249-5 .
- Чандринос, Ясон; Друмпуки, Анна Мария (2018). «Немецкая оккупация и Холокост в Греции: обзор». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 15–35. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Друмпоуки, Анна Мария (2016). «Формирование памяти о Холокосте в Греции: мемориалы и их публичная история». Национальные идентичности . 18 (2): 199–216. Бибкод : 2016NatId..18..199D . дои : 10.1080/14608944.2015.1027760 .
- Друмпоуки, Анна Мария (2021). «Трудное возвращение: аспекты восстановления еврейских общин в Греции, 1945–1947». Журнал еврейской идентичности . 14 (2): 135–154. дои : 10.1353/jji.2021.0027 . S2CID 240370446 .
- Флеминг, Кэтрин Элизабет (2008). Греция: еврейская история . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-10272-6 .
- Флеминг, Кэтрин Э. (2018). «Серые зоны». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 361–370. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Ханцарула, Потити (2019). «Создание послевоенной идентичности: скрытые дети в Волосе (Греция)» . Историяин . 18 (1). дои : 10.12681/historein.14627 . ISSN 2241-2816 .
- Карабабас, Анастасиос (2024). По следам евреев Греции: от древнейших времен до наших дней . Валлентайн Митчелл . ISBN 978-1-80371-043-3 .
- Карасова, Никола; Кралова, Катерина (2022). «Музей Холокоста в Греции, Салоники: в чью память?». Национальные документы . 51 (3): 622–643. дои : 10.1017/nps.2021.85 . S2CID 249827508 .
- Кавала, Мария (2018). «Масштаб кражи еврейской собственности в оккупированных нацистами Салониках». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 183–207. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Керем, Ицхак (2012). «Греческое правительство в изгнании и спасение евреев из Греции». Исследования Холокоста . 18 (2–3): 189–212. дои : 10.1080/17504902.2012.11087301 .
- Корнетис, Костис (2018). «Экспроприация пространства другого: грабеж собственности фессалоникийских евреев в 1940-х годах». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 228–252. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Кралова, Катерина (2018). «Быть пережившим Холокост в Греции: рассказы о послевоенном периоде, 1944–1953». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 304–326. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Мазовер, Марк (2004). Салоники, город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430-1950 гг . Издательская группа Кнопфа Doubleday . ISBN 978-0-307-42757-1 .
- Макэллиготт, Энтони (2018). «Депортация евреев Родоса, 1944 год: комплексная история». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 58–86. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Мойзес, Пол (2011). Балканские геноциды: Холокост и этнические чистки в двадцатом веке (изд. электронной книги). Лэнхэм: Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-1442206656 .
- Наар, Девин Э. (2016). Еврейские Салоники: между Османской империей и современной Грецией . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-9887-7 .
- Наар, Девин Э. (2018). « Ты хранитель брата твоего»: восстановление еврейской общины Салоник издалека». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 273–303. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Салтиэль, Леон (2018). «Город против своих граждан? Салоники и евреи». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 113–134. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Ветцель, Джулиана (2015). «Франция и Бельгия» [Франция и Бельгия]. : число еврейских жертв нацизма ( Измерение геноцида на немецком языке). Ольденбургское научное издательство. стр. 105–137. дои : 10.1524/9783486708332.105 . ISBN 978-3-486-70833-2 . S2CID 163310251 .