Еврейское кладбище Салоник
![]() Британский офицер осматривает надгробия на оскверненном еврейском кладбище, на котором строилась немецкая оборона, 1944 год. | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | Салоники , Греция |
---|---|
Координаты | 40 ° 37'48 "N 22 ° 57'29" E / 40,63000 ° N 22,95806 ° E |
Тип | Катакомбы |
История | |
Основан | 15 век |
Еврейское кладбище Салоник было основано в конце пятнадцатого века евреями-сефардами, спасавшимися от изгнания евреев из Испании . [ 1 ] занимает около 350 000 квадратных метров (3 800 000 квадратных футов) [ 2 ] [ 3 ] и содержало почти 500 000 захоронений. [ 3 ] [ 4 ] Экспроприация кладбища была предусмотрена в плане городской реконструкции после Великого пожара в Салониках 1917 года , но еврейская община категорически противилась этому, поскольку нарушение могил нарушало еврейский закон . Кладбище было окончательно разрушено в декабре 1942 года муниципалитетом Салоников в рамках Холокоста в Греции во время оккупации Греции странами Оси . Надгробия использовались в качестве строительного материала по всему городу, в том числе для греческих православных церквей, а Университет Аристотеля в Салониках на этой территории был построен . Еврейская община так и не получила компенсации за экспроприацию земли стоимостью 1,5 миллиарда драхм в 1943 году.
Разрушение
[ редактировать ]
Еврейское кладбище было объектом споров между городскими властями и еврейской общиной на протяжении десятилетий до Второй мировой войны. [ 5 ] Согласно Галахе (еврейскому закону), требуется, чтобы останки постоянно оставались нетронутыми. Поэтому еврейская община категорически возражала против предложений эксгумировать и перезахоронить тела на двух новых кладбищах за пределами города. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В 1926 году Салоникский университет Аристотеля . рядом с кладбищем был основан [ 7 ] В 1937 году еврейская община согласилась уступить 30 000 квадратных метров (320 000 квадратных футов) вдоль западной границы рядом с университетом в обмен на сохранение остальной части. [ 5 ] [ 7 ]
Нацистская Германия не проводила последовательной политики уничтожения или сохранения еврейских кладбищ. [ 4 ] Историк Марк Мазовер утверждает: «Немцы дали зеленый свет, но инициатива исходила не от них». [ 9 ] В середине 1942 года тысячи мужчин-евреев из Салоник были мобилизованы и вынуждены работать в тяжелых условиях, что привело к гибели многих людей. В конце концов еврейская община согласилась заплатить выкуп за их освобождение. [ 10 ] 17 октября 1942 года Василис Симонидес , генерал-губернатор Македонии, приказал еврейской общине перенести могилы на два новых кладбища на окраине города. [ 9 ] Окончательное соглашение об уничтожении кладбища было заключено в конце ноября 1942 года, после высадки союзников в Северной Африке . Согласно этому соглашению, большая часть кладбища будет присоединена к университету, а другие части перейдут в управление муниципалитета, но могилы, созданные позднее 30 лет назад, останутся нетронутыми. Однако муниципалитет и Генеральное правительство Македонии нарушили это соглашение и разрушили все кладбище. [ 11 ]
Кладбище было частично разрушено в первую неделю декабря 1942 года в ходе процесса под руководством главного инженера муниципалитета Салоники Афанасиоса Бройкоса с участием пятисот рабочих. [ 9 ] [ 12 ] Лидер еврейской общины Майкл Молхо считал, что христиане стремились быстро разрушить кладбище, потому что хотели завершить его до освобождения территории союзниками. [ 13 ]
Один из выживших вспоминал:
Люди бегали между могилами, умоляя разрушителей пощадить их родственников; со слезами собирали останки. В моем семейном склепе находились останки моего двадцатилетнего брата, который умер во время путешествия в Рим. Его тело привезли из-за границы и положили в два гроба, один металлический, другой деревянный. Когда открыли второй гроб, появился мой бедный брат в рубахе и остроконечных туфлях, как будто его положили сюда вчера. Моя мать потеряла сознание. [ 9 ]
По словам историков Карлы Гессе и Томаса Лакера: «Нигде больше, ни в одном другом великом городе, императивы современности и национального строительства не совпадали так решительно с кризисом оккупации и геноцида». [ 14 ]

Разрушение кладбища было завершено во время пребывания Георгия Сереметиса на посту мэра Салоник. [ 15 ] Затем Сереметис продал надгробия подрядчикам для использования в качестве материалов в различных проектах. [ 16 ] Некоторые камни были конфискованы немецкими оккупационными властями для строительства дорог, общественных бань и бассейна. [ 9 ] [ 17 ]
Последствия
[ редактировать ]Некоторые части кладбища сохранились в первозданном виде еще в 1947 году. Многие надгробия были присвоены и использованы городскими властями и Греческой православной церковью . [ 18 ] После войны люди (в том числе городские власти) по-прежнему каждый день выносили еврейские надгробия и регулярно грабили кладбище в поисках ценностей. [ 2 ] В памятной книге 1992 года изображены греческие школьницы, играющие Гамлета, с черепами и другими костями, которые они нашли на кладбище. [ 19 ] По состоянию на 2017 год [update], на различных стенах, дорогах и церквях по всему городу до сих пор сохранились надгробия, хотя, когда их находят, их возвращают на новое еврейское кладбище. [ 9 ] [ 20 ] По словам историка Рены Молхо , «до сих пор можно найти, чему писательница лично была свидетелем, еврейские гробницы, украшающие детские игровые площадки, бары и рестораны в современных отелях на летних курортах Халкидики » . [ 21 ] Еврейский музей Салоник содержит несколько монументальных камней и надписей с фотографиями, показывающими кладбище и посетителей такими, какими они были в 1914 году.
Еврейская община так и не получила компенсации за конфискацию земли под кладбищем. [ 22 ] оценивалась в 1943 году в 1,5 миллиарда драхм. [ 10 ] [ 23 ]
Мемориал еврейскому кладбищу был открыт в 2014 году на территории Университета Аристотеля. [ 24 ] Мемориал несколько раз подвергался вандализму. [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Когда нацисты осквернили еврейское кладбище Салоник» . Библиотекари . 9 ноября 2017 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мазовер 2004 , с. 424.
- ^ Перейти обратно: а б Корнетис 2018 , стр. 240.
- ^ Перейти обратно: а б Салтиэль 2014 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Мазовер 2004 , с. 397.
- ^ Василику 2000 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б с Молхо 2010 , с. 63.
- ^ Салтиэль 2014 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мазовер 2004 , с. 398.
- ^ Перейти обратно: а б Hesse & Laqueur 2018 , с. 344
- ^ Апостолу 2018 , стр. 106–107.
- ^ Салтиэль 2014 , стр. 23–24.
- ^ Апостолу 2018 , с. 107.
- ^ Салтиэль 2014 , с. 26.
- ^ «САЛОНИКИ ГОВОРЯТ О ВИННОЙ ТАЙНЕ ЗАХВАТА ЕВРЕЙСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИЗРАИЛЬСКИЙ СОВЕТ ГРЕЦИИ» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2021 г. Проверено 29 апреля 2021 г.
- ↑ И официально улица Альберту Нар, 28 марта 2018 г., Апостолос Ликесас, Редакционная газета.
- ^ Гленни 1999 , с. 514.
- ^ Корнетис 2018 , стр. 247–248.
- ^ Hesse & Laqueur 2018 , стр. 342–343.
- ^ «Спасенные еврейские надгробия Салоников» . Мир от PRX . 2017 . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ Соус 2010 , с. 64.
- ^ Василику 2000 , с. 129.
- ^ Салтиэль 2014 , с. 7.
- ^ «Греческий университет открыл мемориал на месте разрушенного еврейского кладбища» . 10 ноября 2014 г.
- ^ «Еврейский памятник в Салониках разрушен антисемитскими граффити» . «Джерузалем Пост» . 31 декабря 2022 г. Проверено 15 марта 2023 г.

Источники
[ редактировать ]- Апостолу, Андрей (2018). «Греческое сотрудничество в Холокосте и ходе войны». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 89–112. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Боуман, Стивен Б. (2009). Агония греческих евреев, 1940–1945 гг . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-7249-5 .
- Флеминг, Кэтрин Элизабет (2008). Греция: еврейская история . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-10272-6 .
- Гленни, Миша (1999). Балканы: национализм, война и великие державы, 1804–1999 гг . ISBN 978-1-77089-273-6 .
- Гессен, Карла; Лакер, Томас В. (2018). «Тела видимые и невидимые». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 327–358. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Корнетис, Костис (2018). «Экспроприация пространства другого: грабеж собственности фессалоникийских евреев в 1940-х годах». Холокост в Греции . Издательство Кембриджского университета. стр. 228–252. ISBN 978-1-108-47467-2 .
- Мазовер, Марк (2004). Салоники, город призраков: христиане, мусульмане и евреи 1430–1950 гг . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-42757-1 .
- Молхо, Рена (2010). Салоники и Стамбул: социальные, политические и культурные аспекты еврейской жизни . Горгиас Пресс. ISBN 978-975-428-278-8 .
- Салтиэль, Леон (2014). «Дегуманизация мертвых: разрушение еврейского кладбища Салоник в свете новых источников». Исследования Яд Вашем . 42 (1): 1–35.
- Василику, Мария (2000). «Еврейское кладбище Салоник на перекрестке городской модернизации и антисемитизма» . Европейский иудаизм: журнал для новой Европы . 33 (1): 118–131. дои : 10.3167/ej.2000.330115 . ISSN 0014-3006 . JSTOR 41431061 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Салтиэль, Леон (2020). Холокост в Салониках: реакция на антиеврейские преследования, 1942–1943 гг . Рутледж. ISBN 978-0-429-51415-9 .