Фронт национального освобождения (Греция)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2018 г. ) |
Фронт национального освобождения Фронт национального освобождения | |
---|---|
![]() Плакат ΕΑΜ, призывающий «всех к оружию» | |
Аббревиатура | ЕАМ |
Лидеры | Георгиос Сиантос , Александрос Сволос , Илиас Циримокос |
Основан | 1941 |
Растворенный | 1946 |
Объединено в | Демократическая армия Греции |
Молодёжное крыло | Объединенная всегреческая организация молодежи |
Военизированное крыло | Греческая народно-освободительная армия |
Идеология | республиканизм Социалистический патриотизм Социализм Коммунизм Левый национализм Антифашизм |
Политическая позиция | От левого до крайне левого |
Религия | Секуляризм |
Участники | Коммунистическая партия Греции Социалистическая партия Греции Аграрная партия Греции Союз народной демократии |
Фронт национального освобождения ( греч . Εθνικό Απελευθερωτικό Μέτωπο , Ethnikó Apeleftherotikó Métopo ( EAM ) — союз различных политических партий и организаций, которые боролись за освобождение Греции от оккупации Оси . Это было главное движение греческого Сопротивления во время оккупации Греции. Ее главной движущей силой была Коммунистическая партия Греции (КПГ), но в ее состав на протяжении всей оккупации входили несколько других левых и республиканских группировок. ΕΑΜ стала первым по-настоящему массовым общественным движением в современной истории Греции . Ее военное крыло - Греческая народно-освободительная армия. (ELAS) быстро превратилась в крупнейшую вооруженную партизанскую силу в стране и единственную, имевшую общенациональное присутствие. В то же время, с конца 1943 года, политическая вражда между ΕΑΜ и конкурирующими группами сопротивления из центра и правых переросла в. фактически гражданская война, в то время как ее отношения с Великобританией и поддерживаемым Великобританией греческим правительством в изгнании характеризовались взаимным недоверием, что привело к созданию собственного правительства, Политический комитет национального освобождения на территориях, освобожденных весной 1944 года. Напряженность была временно разрешена на Ливанской конференции в мае 1944 года, когда EAM согласилась войти в греческое правительство в изгнании под руководством Георгиоса Папандреу . Организация достигла своего пика после освобождения в конце 1944 года, когда она контролировала большую часть страны, прежде чем потерпеть катастрофическое военное поражение от британцев и правительственных войск в столкновениях в Декемвриане . Это ознаменовало начало ее постепенного упадка, разоружения ЭЛАС и открытого преследования ее членов во время « белого террора », что в конечном итоге привело к вспышке гражданской войны в Греции .
Фон
[ редактировать ]Во время режима Метаксаса Коммунистическая партия Греции (КПГ) была объявлена вне закона, а ее члены подвергались преследованиям. Его иерархия и организация подверглись тяжелым ударам со стороны эффективных сил безопасности Метаксаса, и более 2000 коммунистов были заключены в тюрьмы или отправлены во внутреннюю ссылку . Тот факт, что очень многие коммунисты в Греции были подвергнуты пыткам при режиме 4 августа, и что партия была сильно пропитана тайной полицией, во многом способствовал формированию озлобленного, параноидального взгляда на мир. [1] У большинства коммунистов сложился менталитет, согласно которому власть рассматривается как нечто, что можно получить, а не делить. [1]
После немецкого вторжения и оккупации страны в апреле – мае 1941 года несколько сотен членов смогли бежать и уйти в подполье. [2] Их первой задачей было реформирование партии вместе с вспомогательными группами, такими как благотворительная организация « Национальная солидарность » (Εθνική Αλληλεγγύη, EA) 28 мая. После нападения Германии на Советский Союз 22 июня и разрыва пакта Молотова-Риббентропа вновь воссозданная Коммунистическая партия прочно оказалась в лагере противников Оси. [ нужна ссылка ] - линия, подтвержденная VI Пленумом партии 1–3 июля. Коммунисты придерживались тактики « Народного фронта » и пытались привлечь к участию другие партии левого и центра, в том числе известных довоенных политиков. Однако усилия оказались по большей части бесплодными. Однако 16 июля был создан «Национальный фронт освобождения трудящихся» (Εθνικό Εργατικό Απελευθερωτικό Μέτωπο, ΕΕΑΜ), объединивший профсоюзные организации страны. [2]
Учреждение
[ редактировать ]Часть предметов, связанных с |
Коммунистическая партия Греции |
---|
![]() |
Коммунизм Портал Политика Греции Коммунистические партии в Греции |
На 7-м пленуме ΚΚΕ было принято решение о создании ΕΑΜ, несмотря на отказ основных политиков от участия. ΕΑΜ была основана 27 сентября 1941 года представителями четырех левых партий: Лефтерисом Апостолу от ΚΚΕ, Христосом Хоменидисом от Социалистической партии Греции (SKE), Илиасом Циримокосом от Союза народной демократии (ELD) и Апостолосом Вогиацисом от Социалистической партии Греции (SKE). Сельскохозяйственная партия Греции (ΑΚΕ). Хартия ΕΑΜ призывала к «освобождению нации от иностранного ига» и «гарантированию суверенного права греческого народа определять свою форму правления». В то же время, хотя дверь для сотрудничества с другими партиями оставалась открытой, ΚΚΕ, с ее большим размером по отношению к своим партнерам, заняла явно доминирующую позицию в новом движении. Более того, хорошо организованная структура ΚΚΕ и ее опыт работы с условиями и потребностями подпольной борьбы имели решающее значение для успеха ΕΑΜ. Георгиос Сиантос , поскольку Исполняющим обязанности руководителя был назначен Николаос Захариадис , настоящий лидер ΚΚΕ, был интернирован в концентрационный лагерь Дахау . Сиантос с его приветливыми манерами и скромностью пользовался в партии гораздо большей популярностью, чем Захариадис. [3]
Во многих отношениях ЕАМ была продолжением Народного фронта, который КПГ пыталась создать в 1936 году, но добилась гораздо большего успеха. [4] В 1941 году условия крайней бедности из-за экономической эксплуатации со стороны оккупации Оси, особенно Великий голод 1941-42 годов, а также опыт поражения в апреле 1941 года сделали многих греков восприимчивыми к посланию EAM. [4] До установления режима 4 августа в 1936 году греческая политика характеризовалась системой «клиентелистов», при которой политик, обычно выходец из зажиточной семьи, создавал патронажную машину, которая доставляла товары и услуги его стране. езда в обмен на голоса местных жителей. [5] При системе клиентелистов в Греции вопросы идеологии или даже популярности часто не имели значения, поскольку все, что имело значение, - это способность политика вознаградить людей, которые проголосовали за него. [5] Система клиентелистов сделала политику в Греции во многом транзакционным и персонализированным делом, и в результате большинство греческих политических партий были слабо организованы. [5] Греческие мужчины обычно больше голосовали за человека, который, по их мнению, лучше всего сможет вознаградить своих избирателей, а не за партию. Греческие политики ревностно охраняли контроль над своими патронажными машинами и решительно сопротивлялись попыткам создать более организованные политические партии как угрозу их собственной власти. [6] В частности, попытка Элефтериоса Венизелоса в 1920-х годах придать Либеральной партии больше структуры была отклонена различными либеральными грандами как угроза клиентелистской системе. [7] В отличие от традиционных греческих партий, которые представляли собой свободные коалиции различных политиков, Коммунистическая партия Греции была хорошо организованной партией, предназначенной для подпольной борьбы, и гораздо лучше подходила для работы в сопротивлении. [7] Начиная с режима 4 августа и тем более во время тройной оккупации, клиентистская система рухнула, поскольку ни один из политиков не имел власти изменить политику, проводимую болгарами, итальянцами и немцами. Большая часть привлекательности EAM была сосредоточена вокруг того факта, что она утверждала, что люди должны мобилизоваться и организоваться, чтобы справиться с катастрофической оккупацией, вместо того, чтобы пассивно надеяться, что один из традиционных политиков сможет заключить какую-то сделку с немцами для улучшения условий жизни. [8] Британский историк Дэвид Клоуз писал: «ЕАМ стала уникальной партией в истории Греции, добившейся массовой поддержки, в то время как ее лидеры оставались неизвестными». [9]
Расширение и подготовка к вооруженной борьбе
[ редактировать ]
10 октября ΕΑΜ опубликовала свой манифест и объявила о себе и своих целях греческому народу. Осенью 1941 года его влияние распространилось по всей Греции либо через уже существовавшие коммунистические ячейки, либо через спонтанные действия местных «народных комитетов». [10] Великий голод радикализировал мнение греков. Одна женщина из Афин, присоединившаяся к EAM, позже вспоминала в интервью:
«Первой целью, которую поставила перед собой ЭАМ, была борьба за жизнь. Против голода. Первая песня, которая была услышана, была (начинает петь) «За жизнь и за свободу, хлеб для нашего народа! Стариков, женщин, мужчин и детей, за наша любимая страна». Это был первый гимн ЕАМ, который прозвучал в городе. Он был исполнен на старинную островную мелодию и гласил: «Братья и сестры, мы, столкнувшиеся с голодом и рабством, будем сражаться всем сердцем и всеми силами; за жизнь и за свободу, чтобы у нашего народа был хлеб». Это была наша первая песня». [11]
Около 300 000 греков умерли от голода во время Великого голода, и как наиболее организованная группа сопротивления, EAM получила большую поддержку. [11] Кроме того, опыт оккупации фашистской Италией, страной, которую Греция победила в 1940–41 годах, побудил многих присоединиться к EAM. Другой ветеран ЕАМ вспоминал в интервью:
«Греческое Сопротивление было одним из самых стихийных, то есть не обязательно было, чтобы кто-то говорил нам: «Приходите в эту организацию, чтобы сражаться с немцами», а мы сами, как только мы увидели, что немцы наступают, , мы испытали «шок», потому что мы были победителями, и это сыграло большую роль, то есть, если бы греки в Албании не победили итальянцев, мы могли бы быть другими. Но, поскольку мы чувствовали такую гордость; победы, так... чувство в душах молодых людей в Греции и других людей, всех, было настолько огромным из-за победы греков в горах Эпира и в Албании, где они потеснили итальянцев внезапно и без всякого объявления войны, которая произошла позже, когда они пересекли нашу границу, энтузиазм греков в то время был таков, и так велик героизм мальчиков, которые постоянно уходили в албанские горы; противостоять врагу, который так коварно пытался пересечь границу. А в Афинах каждая победа греков была чем-то... очень триумфальным. И вдруг мы, победители, стали рабами гораздо большей державы, немцев... Внезапно мы оказались перед завоевателем, которого мы уже победили, потому что немцы привели итальянцев... то есть , итальянские приказы на стенах, коммандатура, блокады... например, чтобы доехать из Филотеи, где мы жили, на автобусе (автобусы тогда были очень редкими), итальянцы проверяли. На остановке они садились в автобус, осматривались, кричали «Мадонна»… и мы презирал их. Немцев мы ненавидели, но просто не могли поверить , что теперь мы столкнулись с итальянцами таким образом». [12]
Другой причиной обращения EAM было желание лучшего будущего после всех страданий и унижений военного времени, а также ощущение, что Греция режима 4 августа не была таким будущим. [13] 1930-е годы запомнились как время Великой депрессии и репрессивного режима 4 августа, и у многих греков, особенно молодых греков, не осталось приятных воспоминаний об этом десятилетии. [13]

Следуя коммунистической практике, ΕΑΜ позаботился о создании усовершенствованной системы, с помощью которой можно было бы привлечь и мобилизовать массы людей. Таким образом, комитеты ΕΑΜ создавались по территориальному и профессиональному признаку, начиная с местного (деревенского или районного) уровня и продвигаясь вверх, а также создавались вспомогательные организации: молодежное движение, « Объединенная всегреческая организация молодежи » (EPON), торговая организация. профсоюз « Рабочий фронт национального освобождения » (ΕΕΑΜ) и организация социального обеспечения « Национальная солидарность » (EA). [14] Военное крыло ΕΑΜ, « Народно-освободительная армия Греции » (ELAS), было сформировано в декабре 1942 года, а примитивный военно-морской флот, « Народно-освободительный флот Греции » (ELAN), был создан позже, но его сила и роль были строго ограничены.
Первая гражданская война и «Горское правительство»
[ редактировать ]
Одним из крупнейших успехов ΕΑΜ была мобилизация против планов немцев и коллаборационистского правительства отправить греков на принудительные работы в Германию . Общественная осведомленность о планах создала «своего рода предповстанческую атмосферу», которая в феврале 1943 года привела к нарастающей серии забастовок в Афинах, кульминацией которых стала организованная ΕΑΜ демонстрация 5 марта, которая вынудила коллаборационистское правительство отступить. В действительности в Германию уехали только 16 000 греков, что составляет 0,3% от общего числа иностранной рабочей силы. [15]
ЭЛАС воевала против немецких, итальянских и болгарских оккупационных сил, а также, к концу 1943 года, против антикоммунистических конкурирующих организаций, Национальной республиканской греческой лиги (EDES) и Национального и социального освобождения (EKKA). Последний удалось полностью уничтожить в апреле 1944 года.
Деятельность ΕΑΜ-ELAS привела к полному освобождению большой территории горной материковой Греции от контроля Оси , где в марте 1944 года ΕΑΜ учредила отдельное правительство, « Политический комитет национального освобождения » (PEEA). ΕΑΜ даже провела в апреле выборы в парламент PEEA, « Национальный совет »; впервые в истории выборов в Греции женщинам было разрешено голосовать. По оценкам, на выборах проголосовало 1 000 000 человек.
На территориях, которые она контролировала, ΕΑΜ реализовала свою собственную политическую концепцию, известную как лаократия (λαοκρατία, «народное правление»), основанную на «самоуправлении, вовлечении новых категорий (в основном женщин и молодежи) и народных судов». [16] В то же время механизмы «революционного порядка», созданные ΕΑΜ, часто использовались для устранения политических оппонентов. [17] В «Свободной Греции», как называлась территория, находившаяся под контролем EAM, правление EAM пользовалось широкой популярностью, поскольку избранные советы, которые EAM создавала для управления деревнями, состояли из местных жителей и несли ответственность перед местными жителями. [18] До оккупации Греция управлялась очень централизованно: префекты, назначаемые правительством в Афинах, управляли деревнями, а решения даже по вопросам чисто местного значения принимались в Афинах. [18] Перед войной повторяющаяся жалоба заключалась в том, что процесс принятия решений в Афинах был медленным и безразличным к местному мнению, в то время как система «народных советов» EAM считалась улучшением. [18] Точно так же правовая система до войны широко считалась громоздкой и несправедливой в том смысле, что бедные и неграмотные фермеры не могли позволить себе ни адвоката, ни понимать законы, в результате чего они становились жертвами тех, кто это делал. [18] Даже для тех, кто мог позволить себе адвокатов, судебные процессы проводились только в столицах округов, что требовало от заинтересованных сторон совершать трудоемкие поездки для дачи показаний. Система «народных судов» EAM, которая собиралась в деревнях каждые выходные для рассмотрения дел, была очень популярна, поскольку «народные суды» не требовали адвокатов, а правила «народных судов» были очень просты для понимания. [19] «Народные суды» обычно выносили свои решения довольно быстро и, как правило, уважали неформальные правила деревни, а не заботились о законности. [20] «Народные суды» были очень драконовскими в своих наказаниях: например, людей, которые украли или убили скот, казнили, но простота и скорость «народных судов» вместе с удобством судебных процессов, проводимых на местах, считались компенсирующими. [19] И в «народных судах», и в «народных советах» EAM не использовал катаревусу , формальный греческий язык, который был языком элиты, вместо этого использовал демотический , неформальный греческий язык масс. [21]
В Свободной Греции существовало много разногласий по поводу того, какое общество должно создать EAM. [22] Коммунистическая партия Греции, следуя приказу Москвы о создании «Народного фронта» против фашизма, предоставила другим партиям право голоса в управлении «Свободной Грецией», что значительно разбавило ее марксистскую программу. [22] Более того, большинство греческих коммунистов были интеллектуалами из городских районов, которые до войны мало задумывались о проблемах сельской Греции, и поэтому большинство коммунистов обнаружили, что теории партии не актуальны для преимущественно сельской «Свободной Греции». [22] ЭЛАС, Некоторые из капитанов такие как Арис Велучиотис и Маркос Вафеиадис, были разочарованы тем, как руководство партии по-прежнему сосредоточивало внимание на городском рабочем классе как на «авангарде революции», обвиняя партию в необходимости расширить свою привлекательность в сельской местности. [23] Именно давление со стороны Велучиотиса, который стал самым успешным из лидеров андарте , вынудило партию начать обращаться к сельским жителям в 1942 году. [24] Британский историк Марк Мазовер писал, что EAM «далеко не была коммунистическим монолитом», и внутри EAM велось много оживленных споров о том, как должна функционировать «народная демократия». [22] Капитаны , командовавшие отрядами андарте , часто были людьми с независимым взглядом и не всегда следовали линии партии. [25]
EAM учредила «Народные комитеты» для управления деревнями в «Свободной Греции», которые должны были избираться всеми людьми старше 17 лет, однако на практике EAM иногда создавала «Народные комитеты» без выборов. [26] Большая часть работы «Народных комитетов» заключалась в смягчении разрушительных последствий Великого голода 1941–42 годов и проведении социальных реформ, направленных на обеспечение продовольствия каждого. [26] Между требованиями национального руководства EAM и местными «Народными комитетами», которые часто сопротивлялись приказам о поставке продовольствия в другие деревни «Свободной Греции», существовала постоянная напряженность. [27] В рамках своего послания «Народный фронт» EAM обратилась к греческому национализму, заявив, что все греки должны объединиться под его знаменем для борьбы против оккупации. Поскольку EAM была группой сопротивления, наиболее приверженной борьбе с оккупацией, многие офицеры греческой армии присоединились к EAM. [28] командовали около 800 армейских офицеров и около 1000 офицеров довоенного резерва К 1944 году бандами ЭЛАС -андарте . [28] Около 50% мужчин, служивших в составе ELAS andartes, были ветеранами албанской кампании 1940–41 годов, «эпопеи 1940 года», когда Греция бросила вызов ожиданиям всего мира, победив Италию, и назвала одной из причин присоединения к EAM желание защитить национальную честь Греции, продолжая борьбу. [29]
Примечательным аспектом EAM был акцент на сексуальном равенстве, который получил большую поддержку со стороны греческих женщин. [30] До войны ожидалось, что греческие женщины будут полностью подчиняться мужчинам: отцы обращаются с ними почти как с рабами, а после замужества - со стороны мужей. [31] В сельской местности три четверти греческих женщин были неграмотными в 1930-е годы, и им, как правило, не разрешалось выходить на улицу в одиночку. [31] Один агент Американского управления стратегических служб, служивший в сельской Греции во время войны, сообщил, что женщин «считали немногим лучше, чем животных, и обращались с ними примерно так же». [32] Поскольку женщины не имели права голосовать или занимать государственные должности в Греции, клиентистская система привела к тому, что греческие политики почти полностью игнорировали проблемы и интересы греческих женщин, а EAM как первая организация, которая серьезно отнеслась к проблемам женщин, завоевала значительную поддержку женщин. [8] Чтобы оправдать вовлечение женщин в общественную жизнь, EAM утверждала, что во время чрезвычайного положения в стране всем грекам необходимо участвовать в сопротивлении. [33] Американский историк Джанет Харт отметила, что все женщины-ветераны EAM, с которыми она беседовала в 1990 году, назвали первой причиной вступления в EAM «любовь к стране», отметив, что в Греции концепция патриотизма тесно связана с более индивидуалистической концепцией тими. (самооценка и честь). [33]
Что касается гендерных отношений, EAM произвела революцию в районах, находящихся под ее контролем, и многие греческие женщины вспоминают, что служба в EAM придала им силы. [31] EAM отличалась от других групп сопротивления тем, что вовлекала женщин в свою деятельность и иногда предоставляла им руководящие должности, например, назначала женщин судьями и депутатами. [31] Популярная история заключалась в том, что Велучиотис приказал андарте вывести и расстрелять , который был против женщин, служащих в EAM; Независимо от того, была ли эта история правдой или нет, в нее широко верили, и лозунгом членов EAM было «уважай женщин или умри!» [34] Типичная брошюра EAM «Современная девушка и ее требования» критиковала традиционную патриархальную природу греческого общества и заявляла: «В сегодняшней борьбе за свободу массовое участие современной девушки особенно впечатляет. В городских демонстрациях мы видим ее как пионер, борец, отважный и бросающий вызов смерти: первой на поле боя деревенская девушка защищает свой хлеб, свой урожай, но мы видим ее даже как андартиссу , носящую скрещенный пояс андартов и сражающуюся, как тигрица». [32] В пропагандистской пьесе ЕАМ «О Продотис » ( «Предатель ») Йоргоса Коциулоса сюжетная линия касается старика, живущего в деревне по имени Барба Зикос, который спорит со своим сыном Ставосом о реформах ЕАМ; старший Зикос утверждает, что равенство женщин разрушит традиционную греческую семью, в то время как его сын утверждает, что сексуальное равенство сделает греческую семью сильнее. [35]
Одна женщина-член ЕАМ позже вспоминала в интервью, будучи пожилой женщиной в 1990-е годы: «Мы, женщины, были в социальном положении в лучшем положении, на более высоком уровне, чем сейчас... Наша организация и наше собственное правительство... дали так много права женщинам, которые нам дали лишь много позже, десятилетия спустя». [31] Другая женщина-член EAM вспоминает:
«Я не мог никуда поехать, чтобы мои родители не знали, куда я иду, с кем я еду, когда вернусь. Я никогда никуда не ходил один. То есть до тех пор, пока не пришла оккупация и я не присоединился к сопротивлению. Между тем, поскольку мы находились прямо в гуще врага, у нас была подпольная пресса, там, в доме... Это было очень опасно, [но мои родители] должны были поддержать нас... В ту минуту, когда вы сталкиваетесь с той же опасностью, что и мальчик, в тот момент, когда ты тоже писал лозунги на стенах, в тот момент, когда ты тоже раздавал листовки, в тот момент, когда ты тоже ходил на демонстрации протеста вместе с мальчиками и некоторые из тебя тоже были убиты танками, они уже не могли тебе сказать: «Ты, ты женщина, так что сиди дома, пока я пойду в кино». Вы обрели свое равенство, когда показали, что можете вынести в плане трудностей, опасностей, жертв, и все так же смело и с той же степенью хитрости, что и человек. Те старые идеи всегда отступали. пыталась поставить женщину рядом с мужчиной, а не позади него. Она вела двойную освободительную борьбу». [36]
EAM позволила женщинам голосовать на организованных ею выборах и впервые в истории Греции заявила, что мужчины и женщины будут получать равную оплату труда. [31] ЕАМ попыталась создать всеобщую систему образования в сельской местности, используя лозунг «Школа в каждой деревне», и сделала образование для девочек обязательным. [37] Женщины были зачислены в EAM и занимались социальной работой, например, управляли кухнями с едой в городах и деревнях «Свободной Греции», а также работали медсестрами и прачками. [32] По крайней мере четверть андартес (партизан), служивших в ЭЛАС, составляли женщины. [30] Агент Управления специальных операций (SOE) К. М. Вудхаус в радиосообщении в штаб-квартиру SOE в Каире пожаловался, что «много оружия тратится впустую в руках женщин», заявив, что со стороны ELAS было абсурдно, чтобы женщины сражались в качестве andartes . [38] Чтобы решить традиционные проблемы «семейной чести», EAM установило строгое правило, запрещающее сексуальные отношения вне брака между членами мужского и женского пола. [39] Одна женщина-участница EAM в интервью 1990 года вспоминала: «Нам, девочкам и мальчикам, на самом деле не разрешалось заводить романы». [39] Несмотря на акцент на равенстве полов, в своей пропаганде вербовки в андарты EAM подчеркивала традиционные мужские ценности, такие как левентия и палликария , непереводимые греческие слова, для которых нет точных английских эквивалентов, но которые примерно означают «храбрость» и «мужество». ". [40] Женщин, которые присоединились к EAM после захвата батальонами безопасности, всегда подвергали изнасилованию, чтобы наказать их за то, что, по мнению батальонов, они предали свой пол, отказавшись от традиционной подчиненной роли, ожидаемой от них. [41] Батальоны безопасности также часто насиловали женщин, у которых просто родственники служили андартами . [42]
Другая пьеса Коциулоса, «Та Пати то Евраион» ( «Страдания евреев» ), была одной из первых, затрагивающих тему Холокоста. [43] Заговор касался двух греческих евреев, которые оба бежали в «Свободную Грецию», чтобы избежать депортации в лагеря смерти, по имени Хаим, сын богатого бизнесмена, и Моисей, бывший сотрудник отца Хаима, присоединившийся к EAM. [43] Хаим, ставший сионистом, планирует переехать в Палестину после войны, и ему неудобно жить с христианами, но Моисей убеждает его остаться в Греции, утверждая, что в «Новой Греции», которую создает ЕАМ, больше не будет этнических , расовый или религиозный фанатизм. [44] Пьеса заканчивается тем, что Моисей убеждает Хаима отказаться от своего «довоенного менталитета», и оба мужчины становятся андартами . [44] Идея пьесы заключалась в том, что всем грекам, независимо от их религии, будет место в «Новой Греции», где Моисей настаивает: «Здесь все общее. Мы живем как братья». [44]
Положение EAM/ELAS в оккупированной Греции было уникальным в нескольких аспектах: тогда как две другие основные группы сопротивления, Национальная республиканская греческая лига (EDES) и Национальное и социальное освобождение (EKKA), а также различные второстепенные группировки, действовали на региональном уровне. активные и преимущественно военные организации, ориентированные на личности своих лидеров, ЕАМ представляли собой настоящее общенациональное массовое политическое движение, пытавшееся «заручиться поддержкой всех слоев населения». [45] Хотя точные цифры не существуют, из общей численности греческого населения в 7,5 миллионов человек на пике своего развития в конце 1944 года численность EAM составляла от низкой оценки в 500 000–750 000 (по данным Энтони Идена ) до примерно 2 000 000 (по данным самой EAM). члены различных дочерних организаций, в том числе 50 000–85 000 мужчин в ELAS. [46] Американский политолог Майкл Шафер в своей книге « Смертельные парадигмы» 1988 года оценил общее число членов EAM в 1944 году примерно в 1,5 миллиона человек, в то время как ELAS выставила около 50 000 анарт ; напротив, EDES, главный конкурент EAM, в 1944 году выставил на вооружение около 5000 андарте . [47] Хотя беднейшие слои общества, естественно, были хорошо представлены, в движение входили и многие представители довоенной элиты: не менее 16 генералов и более 1500 армейских офицеров, тридцать профессоров Афинского университета и других высших учебных заведений. , а также шесть епископов Элладской Церкви и множество рядовых священников. [48] В любой момент времени в 1943 и 1944 годах около 10% немецких войск в Греции участвовали в операциях против андарте , а в ходе оккупации ЭЛАС убила около 19 000 немцев. [49]
Выборы, организованные EAM в 1944 году в Национальный совет, несомненно, включали в себя гораздо более широкую и репрезентативную выборку греческого общества, чем когда-либо прежде: женщины заседали в Национальном совете, а кроме того, в Национальный совет входили фермеры, журналисты, рабочие, деревенские священники, и журналисты; напротив, до войны почти единственными мужчинами, избранными от имени сельских районов, были врачи и юристы. [50] Фальсификация выборов была обычным явлением в сельской Греции даже до того, как в 1936 году был установлен режим 4 августа, и Мазовер писал: «... по крайней мере в этом отношении дела во время войны в «Свободной Греции» не сильно отличались, и мы должны избегайте идеализации Национального совета как выражения свободной воли». [50] Мазовер предупредил, что эти выборы, организованные EAM, имеют большое сходство с выборами, организованными партизанами в Югославии во время войны, и что точно так же, как военная «народная демократия» в Югославии после войны стала коммунистической диктатурой, то же самое может произойти. произошли бы в Греции, если бы ЕАМ пришла к власти после войны. [50] Проявив большую симпатию к EAM, Мазовер написал, что историкам следует избегать «чрезмерной наивности» в отношении того, что EAM имел в виду под «революционными выборами». [50] Однако Мазовер также писал, что ЕАМ обычно «рассматривалась не как инструмент советского угнетения, а, наоборот, как организация, борющаяся за национальное освобождение». [50]
Освобождение, Декемвриана и путь к гражданской войне
[ редактировать ]
После освобождения в октябре 1944 года напряженность между ΕΑΜ и антикоммунистическими силами, которых поддерживала Великобритания, обострилась. Первоначально, как было согласовано на Ливанской конференции , ΕΑΜ участвовал в правительстве национального единства под руководством Георгия Папандреу в составе 6 министров. Разногласия по поводу разоружения ЭЛАС и формирования национальной армии вынудили ее министров 1 декабря уйти в отставку. ΕΑΜ организовала демонстрацию в Афинах 3 декабря 1944 года против британского вмешательства. Точные детали произошедшего с тех пор обсуждаются, но греческие жандармы открыли огонь по толпе, в результате чего 25 протестующих были убиты (в том числе шестилетний мальчик) и 148 ранены. Столкновение переросло в месячный конфликт между ЭЛАС и британскими и греческими правительственными силами, известный как «Декабрьские события» ( Dekemvrianá ), который завершился победой правительства.
В феврале было подписано Варкизское соглашение , приведшее к роспуску ЭЛАС. В апреле партии SKE и ELD покинули ΕΑΜ. ΕΑΜ не была распущена, но теперь фактически была просто выражением ΚΚΕ. В период 1945–1946 годов консервативная террористическая кампания (« Белый террор против сторонников ΕΑΜ-ΚΚΕ была развернута »). Страна стала поляризованной, что в конечном итоге привело к началу Гражданской войны в Греции в марте 1946 года, которая продолжалась до 1949 года.
Последствия
[ редактировать ]После этого и в контексте « холодной войны » ΚΚΕ был объявлен вне закона, а ΕΑΜ/ELAS подвергся критике как попытка «коммунистического переворота» и обвинен в различных преступлениях против политических соперников. Вопрос остается весьма спорным. Во время гражданской войны и после нее те, кто присоединился к ЕАМ, подвергались критике со стороны правительства как симмориты – непереводимое греческое слово, означающее примерно хулиганы. [51] В Греции термин «симморит» ассоциируется с крайне преступным образом жизни, поскольку это слово применяется к преступникам с самой сомнительной репутацией, таким как серийные насильники. [51] Применяя термин «симморит» к членам EAM, правительство предполагало, что EAM была преступной организацией самого сомнительного типа, что отражало более широкую кампанию по представлению сопротивления EAM оккупации Оси как незаконного и неправильного. [51] Линия правительства всегда заключалась в том, что ЕАМ была «антинациональным» движением, лояльным Советскому Союзу, и поэтому членство в ЕАМ несовместимо с принадлежностью к грекам. [52] Полиция считала бывших членов EAM «опасными для общественного благосостояния», и многие женщины, служившие в EAM, были изнасилованы, а меньшее количество было казнено как «враги греческой семьи и государства». [53]
Однако с приходом к власти в 1981 году социалиста Андреаса Папандреу ΕΑΜ была признана движением и организацией сопротивления (как уже были признаны другие организации сопротивления предыдущими консервативными правительствами), а бойцы ELAS были удостоены чести и государственных пенсий. [ нужна ссылка ]
Известные участники
[ редактировать ]Среди некоторых известных членов (политических, а не бойцов ЭЛАС) были:
- Димитрис Глинос
- Яннис Иоаннидис (политик)
- Димитрис Партсалидис
- Джон Пасалидес
- Никос Плумпидис
- Мильтиадис Порфирогенис
- Петрос Коккалис
- Георгиос Сиантос
- Александрос Сволос
- Мария Сволова
- Яннис Зевгос
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Закрыть 1995 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Мазовер 1993 , с. 103.
- ^ Закрытие 1995 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Ставрианос 1952 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б с Харт 1990 , с. 50.
- ^ Харт 1990 , с. 652.
- ^ Jump up to: а б Харт 1990 , с. 652-653.
- ^ Jump up to: а б Харт 1990 , с. 50-51.
- ^ Закрытие 1995 , с. 71.
- ^ Мазовер 1993 , стр. 108–109.
- ^ Jump up to: а б Харт 1992 , с. 651.
- ^ Харт 1992 , с. 650.
- ^ Jump up to: а б Харт 1992 , с. 653-655.
- ^ Виеворка и Тебинка 2006 , с. 165.
- ^ Виеворка и Тебинка 2006 , с. 158.
- ^ Виеворка и Тебинка 2006 , с. 169.
- ^ Виеворка и Тебинка 2006 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с д Ставрианос 1952 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Ставрианос 1952 , с. 50-51.
- ^ Ставрианос 1952 , с. 51.
- ^ Харт 1990 , с. 55-56.
- ^ Jump up to: а б с д Мазовер 1993 , с. 268.
- ^ Мазовер 1993 , с. 298.
- ^ Мазовер 1993 , с. 301.
- ^ Мазовер 1993 , с. 300.
- ^ Jump up to: а б Мазовер 1993 , с. 274.
- ^ Мазовер 1993 , с. 274-275.
- ^ Jump up to: а б Мазовер 1993 , с. 304.
- ^ Мазовер 1993 , с. 305.
- ^ Jump up to: а б Брюэр 2016 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Глюкштейн 2012 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Мазовер 1993 , с. 279.
- ^ Jump up to: а б Харт 1990 , с. 56.
- ^ Харт 1990 , с. 55.
- ^ Мазовер 1993 , с. 278-279.
- ^ Глюкштейн 2012 , с. 42-43.
- ^ Мазовер 1993 , с. 281.
- ^ Глюкштейн 2012 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б Харт 1990 , с. 54.
- ^ Мазовер 1993 , с. 285.
- ^ Глюкштейн 2012 , с. 54.
- ^ Мазовер 1993 , с. 188.
- ^ Jump up to: а б Мазовер 1993 , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с Мазовер 1993 , с. 278.
- ^ Ставрианос 1952 , стр. 41–42.
- ^ Ставрианос 1952 , с. 44.
- ^ Шафер 1988 , с. 169.
- ^ Ставрианос 1952 , стр. 44–45.
- ^ Глюкштейн 2012 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с д и Мазовер 1993 , с. 294.
- ^ Jump up to: а б с Термос 1968 , с. 114.
- ^ Харт 1990 , с. 658.
- ^ Харт 1990 , с. 46 и 57.
Источники
[ редактировать ]- Брюэр, Дэвид (2016). Греция Десятилетие военной оккупации, сопротивления и гражданской войны . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 978-1-78076-854-0 . .
- Клоуз, Дэвид (1995). Истоки гражданской войны в Греции . Лондон: Лонгман. ISBN 0-582-06471-6 . .
- Юд, Доминик (1973). Капетанио: партизаны и гражданская война в Греции, 1943–1949 гг . Перевод Джона Хоу. Нью-Йорк и Лондон: Ежемесячный обзор прессы. ISBN 978-0-85345-275-1 .
- Глюкштейн, Донни (2012). Народная история Второй мировой войны: сопротивление против империи . Плутон Пресс. ISBN 978-1-84964-719-9 .
- Григориадис, Солон (1982). Краткая история национального сопротивления, 1941-1944 [ Краткая история национального сопротивления, 1941-1944 ] (на греческом языке). Афины: Капопулос.
- Харт, Джанет (осень 1990 г.). «Женщины в греческом сопротивлении: национальный кризис и политическая трансформация». Международная история труда и рабочего класса . 38 (4): 46–62. дои : 10.1017/S014754790001019X . S2CID 146642318 .
- Харт, Джанет (зима 1992 г.). «Взломать код: повествование и политическая мобилизация в греческом сопротивлении». История социальных наук . 16 (4): 631–668. дои : 10.1017/S0145553200016680 . S2CID 146969480 .
- Управление истории греческой армии (1998). Архив национального сопротивления, 1941-1944 гг. Том 3 «Партизанская организация ЭЛАС» [ Архив национального сопротивления, 1941-1944 гг. 3-й том «Партизанская организация ЭЛАС» . Афины: Управление истории греческой армии. ISBN 960-7897-31-5 .
- Управление истории греческой армии (1998). Архив национального сопротивления, 1941-1944 гг. Том 4 «Партизанская организация ЭЛАС» [ Архив национального сопротивления, 1941-1944 гг. 4-й том «Партизанская организация ЭЛАС» . Афины: Управление истории греческой армии. ISBN 960-7897-32-3 .
- Мазовер, Марк (1993). Внутри гитлеровской Греции: опыт оккупации, 1941–44 гг . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-06552-3 .
- Сарафис, Стефанос (1951). Греческая армия сопротивления: история ЭЛАС . Лондон: Берч Букс. OCLC 993128877 .
- Шафер, Майкл (1988). Смертельные парадигмы: провал американской антиповстанческой политики . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400860586 .
- Ставрианос, Л.С. (1952). «Греческий фронт национального освобождения (EAM): исследование организации и управления сопротивлением». Журнал современной истории . 24 (1): 42–55. дои : 10.1086/237474 . JSTOR 1871980 . S2CID 143755996 .
- Термос, Элиас (январь 1968 г.). «От Антарта к симморитам: дорога к греческому братоубийству». Обзор Массачусетса . 9 (1): 114–122.
- Вафеиадис, Маркос (1985a). ] Мемуары , том II (1940-1944) (на греческом языке). Афины: А. А. Ливанис.
- Вафеиадис, Маркос (1985b). ( Мемуары , том III (1944-1946) на греческом языке). Афины: А. А. Ливанис.
- Веворка, Оливье; Тебинка, Яцек (2006). «Сопротивляющиеся: от повседневной жизни к контргосударству». В Гильдее, Роберт; Виеворка, Оливье; Война, Анетт (ред.). Выжить Гитлера и Муссолини: повседневная жизнь в оккупированной Европе . Оксфорд: Берг. стр. 153–176. ISBN 978-1-84520-181-4 .
- Конфликты 1944 года
- Резня в 1944 году
- Военные преступления нацистов в Греции
- Места Второй мировой войны в Греции
- 1944 год в Греции.
- Резня в Греции во время Второй мировой войны
- Насилие над мужчинами в Европе
- События апреля 1944 года
- Массовое убийство в 1944 году.
- Фронт национального освобождения (Греция)
- Военная история Греции во время Второй мировой войны
- Политические движения в Греции
- Социалистические партии в Греции
- 1940-е годы в греческой политике
- 1941 г. заведения в Греции
- Политические партии, созданные в 1941 году.
- Политические партии распущены в 1945 году.
- Закрытие 1945 года в Греции