Изгнание чамских албанцев
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Изгнание чамских албанцев | |
---|---|
Расположение | Теспротия Префектура |
Дата | 1944–1945 |
Цель | Чамские албанцы |
Тип атаки | Принудительная миграция , этнические чистки , массовые убийства , изнасилования |
Летальные исходы | Итого: 1200–5000 [ 1 ] |
Жертвы | Этническая чистка:
|
Преступники | Элементы ЭДЕС , Союзники ВОВ , [ 5 ] [ 6 ] элементы ЭЛАС , [ 7 ] отдельные крестьяне [ 6 ] |
Защитники | ОНИ |
Изгнание чамских албанцев из Греции было вынужденной миграцией и этническими чистками. [ 3 ] тысяч чамских албанцев из поселений Хамерии в Теспротии , Греция — после Второй мировой войны в Албанию , от рук элементов греческого Сопротивления : Национальной республиканской греческой лиги (EDES) (1944 г.) и ветеранов сопротивления EDES (1945 г.) ). [ 5 ] [ 6 ] Причины изгнания остаются предметом споров среди историков. [ 8 ] [ 9 ] [ нужна цитата для проверки ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] По оценкам, число чамских албанцев, изгнанных из Эпира, в основном в Албанию, колеблется от 14 000 до 30 000. [ 8 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] В отчетах Чамов этот показатель повышается до c. 35 000. [ 1 ]
В поздний период Османской империи напряженность между мусульманскими чамами и местным греческим православным христианским населением возникла из-за межобщинных конфликтов . Чамские албанцы изначально были православными по вероисповеданию, но обратились в ислам в последние годы османской оккупации. [ 20 ] Эта напряженность продолжалась во время Балканских войн , когда регион, находившийся тогда под властью Османской империи , стал частью Греции . До и в межвоенный период мусульманские чамы не были интегрированы в греческое государство, которое проводило политику, направленную на изгнание их со своей территории. [ 3 ] [ 21 ] привело к напряженности между ними. [ 5 ] [ 3 ] В отличие от албанцев-христиан Греции, албанцы-мусульмане-чамы рассматривались греческими националистами как непосредственная угроза государству. [ 22 ] Тем временем фашистская итальянская пропаганда инициировала в 1939 году агрессивную проалбанскую кампанию по аннексии греческого региона и созданию Великого Албанского государства . [ 23 ]
В начале Второй мировой войны , когда греческое государство объявило о своей полной мобилизации перед итальянским вторжением, чамские албанцы были еще больше отчуждены от нее, к ним относились как к враждебному населению, они подвергались дискриминации и угнетению, а лидеры их общин были сосланы. [ 11 ] [ 10 ] [ 10 ] [ 3 ] [ 10 ] Впоследствии часть мусульманского населения чамов сотрудничала с войсками Оси , причем степень стала предметом научных дискуссий. [ 24 ] [ 25 ] [ 8 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Они делали это либо путем предоставления косвенной поддержки (гиды, местные связи, информаторы и т. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] или будучи завербованными в качестве войск Оси и вооруженных нерегулярных формирований. Последние случаи были ответственны за зверства против местного греческого населения. [ 32 ] [ 33 ] В целом, мусульманские чамы симпатизировали силам Оси во время войны и извлекли выгоду из оккупации Греции Осью . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Эти вооруженные коллаборационисты-чамы проявляли крайнюю жестокость по отношению к греческому населению и устраивали массовые убийства и грабежи. [ 34 ] вооруженного Подразделения коллаборационизма чамов активно участвовали в нацистских операциях, в результате которых в период с июля по сентябрь 1943 года было убито более 1200 жителей греческой деревни. [ 35 ] [ 36 ] а в январе 1944 года — в убийстве 600 человек на албанской стороне границы. [ 37 ] В мусульманской общине чамов были также умеренные элементы, которые выступали против ненависти к своим греческим соседям, включая албанских беев и религиозных лидеров. [ 38 ] [ 31 ] Ограниченное число мусульманских чамов записалось в отряды албанского и греческого сопротивления на последних этапах Второй мировой войны . [ 32 ]
Сотрудничество с странами Оси вызвало недовольство греческой стороны, и после Второй мировой войны , несмотря на заверения партизан EDES, большая часть мусульманской общины чам бежала или была вынуждена бежать в Албанию. [ 29 ] [ 34 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Сотрудничество, которое также было результатом политики греческого тоталитарного режима, заложенной в преобладающей националистической идеологии межвоенного периода , послужило оправданием для их изгнания. [ 3 ] [ 42 ] При этом в период с марта по май 1945 года от 200 до 300 чамов были убиты силами EDES в различных поселениях, а в общей сложности было убито более 1200 человек. Некоторые албанские источники увеличивают это число до ок. 2000. [ 3 ] [ 4 ] [ 43 ] [ 14 ] Однако зверства не поощрялись руководством EDES и британской миссией, но и предотвратить их не смогли. [ 44 ] В целом инциденты с применением насилия против гражданских лиц-мусульман-чамов были строго ограничены, поскольку руководству EDES удавалось навязать дисциплину своим подчиненным членам. [ 45 ] [ 46 ] В 1945–1946 годах специальный коллаборационистский суд осудил в общей сложности 2109 чамских албанцев в Греции заочно за сотрудничество с державами Оси и военные преступления . [ 29 ] [ 30 ] Несколько местных греческих деятелей пообещали безопасный проход и предложили принять у себя всех чамов, которые откажутся от нацистской стороны. [ 7 ] Таким образом, несколько сотен мусульманских чамов остались в Греции. [ 3 ]
Более того, по данным албанских источников, еще 2500 беженцев -мусульман-чамов погибли от голода и эпидемий по пути в Албанию. [ 4 ] [ 14 ] После обоснования в Народной Республике Албания правящая Партия Труда Албании под руководством Энвера Ходжи не относилась к ним как к жертвам, а отнеслась к ним весьма недоверчиво и приступила к арестам и ссылкам . [ 39 ] [ 47 ] Чамских албанцев называли «реакционерами», «убийцами греков» и «пособниками оккупационных сил». [ 47 ] и подвергся определенной степени преследований в Албании, [ 48 ] поскольку их элита традиционно была богатыми землевладельцами, они сотрудничали с силами Оси и участвовали в антикоммунистической деятельности. [ 15 ]
Фон
[ редактировать ]Османский период
[ редактировать ]Присутствие албанцев в районе Хамерии , в прибрежных частях Эпира , фиксируется по крайней мере с 13 века. [ 49 ] [ 50 ] В венецианском документе упоминается албанское население, населявшее территорию напротив острова Корфу в 1210 году, тогда как первое появление албанцев в Эпирском деспотате зафиксировано в византийских источниках как кочевники. [ 49 ] [ 50 ] Войны восемнадцатого и начала девятнадцатого веков между Россией и Османской империей негативно повлияли на регион. [ 51 ] Последовал рост числа обращений в ислам, часто насильственный, как, например, в 25 деревнях в 1739 году, которые расположены на территории нынешней префектуры Теспротия. [ 51 ] В период Османской империи члены общины чам владели самыми крупными сельскохозяйственными угодьями в регионе. [ 52 ]
Нет никаких свидетельств того, что албанские национальные идеологии пользовались сильной поддержкой среди местных мусульман в поздний османский период. С другой стороны, местное православное албаноязычное население, как и остальная часть православной общины, оставалось ориентированным на греческий язык и идентифицировало себя как греки. [ 53 ] [ 54 ] Однако для греческого государства возможность вербовки православных албанцев в ряды албанских националистов была источником постоянной тревоги. [ 3 ] Однако, несмотря на усилия государственных и национальных активистов, местное население в этот период не было национализировано. [ 55 ] Так, Кириос Ницос, греческий педагог, в 1909 году отметил, что местные православные албанцы не называли себя греками, а вместо этого называли себя каурами , что означало христианин, и не находили этот термин оскорбительным, в то время как албанцы-мусульмане, говорящие на албанском языке, называли себя мусульманами или турками . [ 53 ] В поздний османский период на Балканах термины «мусульманин» и «турок» стали синонимами, и албанцы получили термин «турок», хотя предпочитали дистанцироваться от этнических турок. [ 56 ]
В начале 20 века мусульмане составляли чуть более трети всего населения Теспротии, большинство из них говорили на албанском языке. С другой стороны, православная община, или «греки», как известно в современной османской классификации, говорила на греческом, албанском и арумынском языках: в высокогорьях Мургана и Сули в основном проживали грекоговорящие, а в низменностях Маргарити, Игуменица. и говорящие на парамифийском албанском языке. [ 55 ]
, лидером тогдашнего албанского национального движения, и греческим правительством было подписано секретное соглашение В январе 1907 года между Исмаилом Кемали , которое касалось возможности союза против Османской империи. В соответствии с этим обе стороны согласились, что будущая греко-албанская граница должна проходить по Акроцераунским горам, оставляя таким образом Хамерию Греции. [ 57 ] [ 58 ] Причинами более тесных связей Кемали с Грецией в это время было желание помешать болгарским амбициям в более широком балканском регионе и заручиться поддержкой независимости Албании. [ 59 ] В последующие годы албанцы-мусульмане санджака Превезы, особенно крупные землевладельцы и османские государственные служащие, в сотрудничестве с османами преследовали христианский элемент. Более того, османы продолжали помещать неизвестное количество албанцев-мусульман в санджак в рамках своей политики переселения. [ 60 ]
Балканские войны (1912–1913)
[ редактировать ]17 октября греческая сторона попыталась связаться с местными представителями мусульман, чтобы обсудить возможность греко-албанского союза. Лишь некоторые албанские беи Маргарити были готовы принять греческое правление. [ 61 ] Мусульманские чамы не горели желанием воевать на стороне османской армии, но уже с осени 1912 года сформировали вооруженные банды и совершили набег на всю территорию вплоть до Погони . В результате сотни жителей греческих деревень были вынуждены бежать на близлежащие Корфу и Арту. [ 53 ] Таким образом, греческое государство рассматривало членов мусульманской общины как фактических врагов. [ 3 ] Позже, в январе 1913 года, на эту ситуацию начали реагировать греческие нерегулярные формирования. [ 53 ] За это время от 72 до 78 знатных мусульманских чамов из Парамифии были казнены нерегулярным подразделением греческой армии. [ 3 ] Сообщения Чама о том, что некоторые албанские деятели Хамерии преследовались и были убиты греческими властями, были официально опровергнуты греческим правительством. [ 62 ] Таким образом, произошло несколько локальных конфликтов между местными мусульманами и албанцами-христианами, поскольку они были завербованы османской и греческой армиями соответственно. [ 3 ] В ходе последовавшей войны против греческой армии многие мусульманские чамы сформировали нерегулярные вооруженные отряды и сожгли населенные греками поселения в районе Парамифии, Фанари и Филиатов. [ 61 ] В ответ на эту деятельность в конце 1913 года в регионе были организованы греческие партизанские отряды. [ 53 ] Таким образом, поджоги деревень были совершены обеими сторонами. [ 3 ] Случаи зверств, совершаемых греческими силами в регионе, фиксировались в основном албанской стороной, тогда как эти события были отмечены лишь косвенно, хотя и явно греческими правительственными чиновниками. [ 3 ] Во время Балканских войн Хамерия, как и весь регион Эпира, перешла под контроль Греции . [ 63 ]
Первая мировая война и межвоенный период (1914–1940)
[ редактировать ]Географическая близость региона к государству Албания стала серьезной проблемой для греческого государства, и, следовательно, каждое проалбанское движение в Хамерии должно было быть устранено всеми средствами. [ 3 ] Тем не менее, националистические идеологии были приняты лишь меньшинством чамской общины. Даже это меньшинство было разделено на прореспубликанцев и пророялистов. [ 64 ]
Во время и сразу после Первой мировой войны албанцы-мусульмане были вынуждены покинуть Чамерию с помощью различных тактик запугивания, как тонких, так и жестоких. Население подвергалось преследованиям, а сотни молодых людей были депортированы в различные лагеря военизированными формированиями. [ 3 ] [ 65 ] Когда в 1917 году итальянские войска заменили греческую администрацию на албанскую в некоторых частях Хамерии, албанцы в ответ из-за предыдущего притеснения разграбили греческие деревни. [ 65 ] Мусульманские чамы считались религиозным меньшинством, и некоторые из них были переселены в Турцию в ходе обмена населением 1923 года . [ 66 ] хотя официально они в его состав не входили, а их имущество было отчуждено греческим правительством. [ 67 ] Мусульмане в целом считались отсталыми и были исключены «из концепции греческой нации». [ 68 ] В межвоенный период численность мусульманских чамов сократилась, и оценки их численности варьировались от 22 000 в официальных отчетах, в то время как перепись зарегистрировала 17 000 в 1928 году, а другие правительственные источники Греции дали цифру в 19 000 в 1932 году. [ 69 ] Хотя отношения между чамскими албанцами и греческим государством улучшились в начале 1930-х годов, во время диктатуры Иоанниса Метаксаса ситуация снова ухудшилась. [ 21 ] При режиме Метаксаса (1936–1940) жандармерия использовала усиленные методы запугивания населения чамов путем тюремного заключения, произвольных арестов, насилия, избиений, обысков домов с целью обнаружения оружия и запрета албанского языка, книг и газет. [ 21 ] В 1928 году протесты чамов были переданы в Лигу Наций , однако требования чамов были проигнорированы, и вместо этого была принята позиция Греции. [ 70 ] Лига Наций также отклонила требования албанцев по вопросам собственности и признания меньшинства чам как отдельного меньшинства. [ 71 ] В 1930-е годы албанские и итальянские ирредентистские усилия были активизированы за присоединение региона к Албании. [ 72 ] В апреле 1939 года комитет представителей чамов призвал фашистскую Италию аннексировать регион и передать его Албании. [ 71 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Участие чамов во вторжении в Грецию
[ редактировать ]Итальянская политика призывает к ирредентизму чамов
[ редактировать ]После итальянского вторжения в Албанию Албанское королевство стало протекторатом Королевства Италия . Итальянцы, особенно губернатор Франческо Джакомони , использовали проблему Чамов как средство заручиться поддержкой албанцев. Хотя в этом случае энтузиазм албанцев по поводу «освобождения Хамерии» был приглушенным, Джакомони неоднократно отправлял в Рим чрезмерно оптимистичные отчеты о поддержке албанцев. По мере приближения возможности нападения Италии на Грецию он начал вооружать албанские нерегулярные банды для использования против Греции. [ 73 ]
В качестве последнего предлога для начала греко -итальянской войны Якомони использовал убийство Даута Ходжи, чамского албанца, обезглавленное тело которого было обнаружено недалеко от деревни Врина в июне 1940 года. Об этом заявило контролируемое Италией правительство в Тирана , что он был убит греческими секретными агентами. Ходжа был печально известным бандитом, убитым в драке из-за овец с двумя пастухами, и, согласно некоторым другим конкретным работам, Ходжа был военным лидером борьбы чамов в межвоенные годы, что привело к тому, что греческое правительство заклеймило его как бандита. [ 1 ] С июня того же года и до кануна войны, по наущению албанской и итальянской пропаганды, многие чамы тайно пересекли границу, чтобы сформировать вооруженные группы, которые должны были встать на сторону итальянцев. Их численность оценивается примерно в 2000–3000 человек. Вдобавок к этому в последующие месяцы итальянцы срочно начали организовывать несколько тысяч местных албанцев-добровольцев для участия в «освобождении Чамурии», создав армию, эквивалентную полной дивизии из 9 батальонов; 4 чернорубашечных батальона – Тирана, Корча и Влёра, Шкодер, 2 пехотных батальона – Грамос и Дайти, 2 добровольческих батальона – Томори и Барабоси, один батарейный корпус – Дрин. [ 74 ] Все они в конечном итоге приняли участие во вторжении в Грецию 28 октября 1940 г. (см. Греко-итальянская война ) в составе XXV итальянского армейского корпуса, который после объединения албанских частей был переименован в «Армейский корпус Чамурии» под командованием генерала К. Росси, хотя с плохой производительностью. [ 75 ]
Участие чамов в итальянском вторжении
[ редактировать ]В октябре 1940 года 1800 чамских призывников были разоружены и отправлены на работу на местных дорогах, а в последующие месяцы все не призванные албанцы мужского пола были депортированы в лагеря или на островную ссылку. [ 3 ] [ 16 ]
Греко-итальянская война началась с того, что итальянские вооруженные силы начали вторжение в Грецию с территории Албании. В состав сил вторжения входили несколько сотен коренных албанцев и чамов в чернорубашечных батальонах, прикрепленных к итальянской армии. Однако их деятельность была явно тусклой, поскольку большинство албанцев, плохо мотивированные, либо дезертировали, либо дезертировали. Действительно, итальянские командиры, включая Муссолини, позже использовали албанцев как козлов отпущения за неудачу Италии. [ 73 ] [ 76 ] [ нужна проверка ]
В период с 28 октября по 14 ноября, когда итальянская армия совершила небольшое наступление и ненадолго взяла под свой контроль часть Теспротии, банды чамских албанцев совершили набег на несколько деревень и сожгли ряд городов, в том числе Парамифию , Филиаты , Сагиаду и Игуменицу , в то время как местные греки знатные люди были убиты. [ 23 ] [ 77 ] [ 78 ] В случае с филиалами разграбление и уничтожение албанскими нерегулярными формированиями, в которых участвовали и итальянские солдаты, вынудили итальянское командование издать приказ против этих безобразий. [ 78 ]
Сотрудничество
[ редактировать ]Силы Оси приняли проалбанскую политику, пообещав, что этот регион станет частью Великой Албании . после окончания войны [ 79 ] В этих обстоятельствах, [ 16 ] Поскольку Италии удалось контролировать большую часть Греции после немецкого вторжения , албанцы Чама сформировали вооруженные группы и оказали активную поддержку оккупационным силам. [ 79 ] Эти вооруженные банды под руководством офицеров жандармерии Нури и Мазара Дино участвовали в операциях Оси (поджоги деревень, убийства, казни) и совершили ряд преступлений как в Греции, так и в Албании. [ 80 ] Судя по всему, лидеры чамской общины при поддержке дислоцированных в регионе частей немецкого вермахта проводили политику этнических чисток, направленную на изменение местного демографического состава за счет изгнания христианского населения и окончательного присоединения региона к Албании. [ 81 ] [ 82 ] Однако, судя по всему, местные беи (большинство из них уже входили в состав албанской националистической и отчасти коллаборационистской группировки « Баллы комбетар» ) и муфтий подобные действия не поддержали. [ 16 ]
Так, летом 1943 года вооруженные отряды чамских коллаборационистов активно участвовали в нацистской операции «Август» , в результате которой было убито 600 греческих жителей и разрушено 70 деревень. [ 35 ] В сентябре 1943 года аналогичная деятельность чамов привела к убийству 201 мирного жителя в районе Парамифии и Фанари и разрушению 19 поселений. Однажды администрации Чама удалось греческую знать Парамифии истребить . [ 36 ] Активное сотрудничество не ограничивалось греческой стороной границы. Так, в январе 1944 года чамские отряды действовали и в Албании вместе с войсками нацистской Германии, в результате чего в районе Конисполя было убито 600 человек . [ 37 ] Хотя более широкое мусульманское население чамов симпатизировало силам Оси во время войны, многие из них не были активными коллаборационистами, за исключением тех, кто в основном был завербован в качестве войск Оси и вооруженных нерегулярных формирований. [ 29 ]
Хотя итальянцы хотели присоединить Хамерию к Албании, немцы наложили вето на это предложение, скорее всего, из-за того, что периферия Эпира была населена подавляющим большинством греков. [ 83 ] Был назначен верховный комиссар Албании Джемил Дино , но его полномочия были ограничены, и на время оккупации территория оставалась под прямым контролем оккупационных военных властей. [ 73 ] Командование нацистской Германии столкнулось с реальностью того, что «все «национальные» и «левые» партизанские группы состояли из греков, в отличие от чамов, которые почти полностью поддерживали немцев». [ 84 ] 10 августа 1943 года Национальная республиканская греческая лига (EDES) и Чам Балли Комбетар (БК) провели встречу в Парге, на которой присутствовали представители двух организаций, включая Мазара Дино. EDES потребовала разоружения чамских подразделений и передачи их деятельности под командование EDES. Эти требования были встречены отказом Чамского БК. [ 85 ]
Сопротивление
[ редактировать ]Тот факт, что чамские албанцы сотрудничали с Осью, обеспокоил две основные организации сопротивления в регионе: правую Национальную республиканскую греческую лигу (EDES) и левую Народно-освободительную армию Греции (EAM). [ 86 ] Подразделения Чама вели боевые действия против обеих организаций, особенно против EDES. [ 87 ] С марта 1943 года банды ЭЛАС приглашали различные мусульманские деревни чамов присоединиться к сопротивлению, но результаты были разочаровывающими. [ 88 ] Им не удалось набрать более 30 человек, но большинство из них покинули ЭЛАС следующей зимой. [ 89 ] Лишь в конце войны, в мае 1944 года, смешанный батальон ЭЛАС IV батальон Али Деми ( албанский : Batalioni Ali Demi был сформирован ). Он был назван в честь чамского албанца, погибшего во Влёре в боях с немцами. Согласно отчету чамов за 1945 год, в его состав входило 460 мужчин, некоторые из которых были представителями меньшинства чамов. [ 90 ] Однако у него не было возможности внести какой-либо существенный вклад против немцев. [ 90 ]
15 июня 1943 года Албанский фронт национального освобождения сформировал этнически смешанный (состоявший из албанцев из Албании, греков из Албании и чамских албанцев) батальон Чамерия ( албанский : Batalioni Çamëria ) во время заседания Регионального комитета Национального антифашистского освобождения . Армия в Конисполе . [ 76 ] [ нужна проверка ] В конце 1943 года бойцы этого этнически смешанного батальона воевали против немцев в Конисполе. Позже их поддержали 1000 албанских коллаборационистов под командованием лидера чамов Нури Дино ( албанский батальон Нури Дино : Баталиони Нури Дино ). [ 37 ] Вскоре после этого боя Хаки Рушит (один из лидеров батальона Чамерия) перешел на сторону националистических коллаборационистов Балли Компетар. [ 91 ] EDES также обратилась к общине чамов в 1943 году и приказала местным командирам EDES не провоцировать чамов:
мы [EDES] в настоящее время пытаемся сорвать сотрудничество между итальянцами и мусульманами, моральный дух которых полностью упал, и в настоящее время умоляем о союзе с нами... крайне важно, чтобы вы воздержались от их провоцирования. Вы должны сообщить об этом всем партизанам и гражданскому населению и подготовить их к принятию этого».
Британская военная миссия попыталась выступить посредником в достижении соглашения между группами сопротивления и общиной чам после капитуляции Италии, но это было отвергнуто мусульманскими деятелями. Капитуляция итальянцев и приход немцев положили конец переговорам между чамами и группами греческого сопротивления. Немцы пытались привлечь на свою сторону мусульманских чамов, предлагая деньги, припасы, оружие, униформу и обещая союз с Албанией в случае победы Оси. Около 300 чамов приняли участие в серии антипартизанских зачисток в Теспротии, и в течение четырех дней (в августе 1943 года) 150 человек были убиты, а еще сотни были взяты в заложники и отправлены в лагеря для военнопленных в Янине. Операции продолжались вплоть до осени, когда совместные чамско-германские силы сожгли несколько деревень, кульминацией которых стала казнь 49 знатных людей Парамифии в отместку за нападение партизан. К концу 1943 года присутствие немцев также побудило чамов организовать параллельное государство, которое постепенно заменило греческие власти во всем регионе. Был избран мусульманский комитет, который стал де-факто гражданской властью в регионе Парамития. В начале 1944 года албанская знать назначила своих председателей советов, ополченцев и сельских охранников и ввела обязательный налог на сельскохозяйственную продукцию и любые операции греческих крестьян. Они различными способами преследовали христианскую знать и крестьян, которые сопротивлялись, и эти усилия оказали пагубное влияние на греческое население. [ 92 ] Эта атмосфера против местных греков, пострадавших от немцев, итальянцев и чамов, привела к взрывной поляризации, которая ограничила бы любую мотивацию для совместного греко-чамского сопротивления. [ 32 ]
изгнание
[ редактировать ]Первое изгнание по EDES
[ редактировать ]Летом 1944 года правый глава Национальной республиканской греческой лиги (EDES) Наполеон Зервас предложил чамским албанцам присоединиться к EDES, но их ответ был отрицательным. [ 16 ] После этого, в соответствии с приказом, данным специально EDES союзными войсками, вытеснить их из этого района, между двумя сторонами произошли ожесточенные бои. [ 16 ] В частности, чамские албанские части сражались вместе с немецкой армией во всех конфликтах, происходивших в Теспротии: с конца июня 1944 года до вывода немецких войск. [ 93 ]
Согласно британским сообщениям, бандам чамов-коллаборационистов удалось бежать в Албанию со всем своим снаряжением, а также с полумиллионом украденного скота и 3000 лошадей, оставив после себя только пожилых членов общины. [ 94 ] 18 июня 1944 года силы EDES при поддержке союзников начали атаку на Парамифию. После кратковременного конфликта с объединенным чамско-германским гарнизоном город наконец перешел под командование союзников. Вскоре после этого против мусульманской общины города были совершены жестокие репрессии. [ 1 ] который считался ответственным за резню в сентябре 1943 года. [ 94 ]
Наступление осуществлялось в два этапа: в июле и августе с участием десятой дивизии ЭДЕС и местных греческих крестьян , жаждущих отомстить за поджоги собственных домов. [ 95 ] 27 июня 1944 года, во время первой операции сил ЭДЕС, в округе Парамифия произошла самая печально известная резня мусульман-чамов . Общее число чамских албанцев, убитых в городе, а также в подобных инцидентах в Карвунари, Парге, Трикорифо (бывшие Спатари), Филиатах и окрестных поселениях Парамифии, оценивается в 300-600 человек; мужчины, женщины и дети. Также были зафиксированы сообщения об изнасилованиях и пытках. [ 3 ] [ 96 ] [ 1 ] [ 97 ] 28 июня 1944 года EDES вошли в Паргу и убили 52 албанца. [ 97 ] В следующем месяце левый Фронт национального освобождения (EAM) арестовал в Парге 40 местных албанцев-мусульман и казнил их. [ 6 ]
Некоторые британские офицеры описали это как « самое позорное дело, связанное с оргией мести , когда местные партизаны грабят и бессмысленно уничтожают все ». Британское министерство иностранных дел сообщило, что « епископ Парамифии участвовал в обыске домов в поисках добычи и вышел из одного дома и обнаружил, что его и без того тяжело нагруженного мула тем временем раздели какие-то андарты ». [ 16 ] С другой стороны, полковник Кристофер Монтегю Вудхаус, пятый барон Террингтон , присутствовавший в то время в этом районе, в своем официальном военном отчете « Записка о чамах » от 16 октября 1945 года заявил, что чамы «заслужили то, что получили». и написал краткое описание ситуации, которая привела к событиям, самих событий, а также своих мыслей о них: «В 1941-1943 годах они сотрудничали с итальянцами, что затрудняло организацию партизанского сопротивления в этом районе. Я никогда не слышал из них, принимавших участие в сопротивлении врагу, Зервас, поощряемый союзной миссией под моим командованием, выгнал их из домов в 1944 году, чтобы облегчить операции против врага. В основном они укрывались в Албании, где они не пользовались популярностью. либо их изгнание из Греции было осуществлено кроваво из-за обычного духа вендетты, который подпитывался многими жестокостями, совершенными чамами в союзе с итальянцами [...] Чамы заслужили то, что получили, но методы Зерваса были хороши. плохо – вернее, его подчиненные офицеры вышли из-под контроля». [ 9 ]
Некоторые подразделения ЭДЕС, в частности полки Агороса и Галаниса, воздерживались от грабежей и пытались ограничить деятельность недисциплинированных группировок, арестовав при этом ряд товарищей по сопротивлению. [ 98 ] Действительно, зверства не поощрялись руководством EDES и британской миссией, но и те и другие были не в состоянии предотвратить такой поворот событий. [ 44 ] поскольку большое количество младших офицеров и гражданских лиц жаждали мести. Элементы левого крыла сопротивления ЭЛАС также были причастны к убийствам мусульманских чамов: однажды офицер ЭЛАС Танасис Гиохалас арестовал и казнил 40 мусульман в Парге. Оставшиеся женщины и дети были спасены после того, как бойцам ЭДЕС удалось рассеять отряды ЭЛАС и казнить Гиохаласа. [ 6 ] В последующие месяцы немецкие и чамские подразделения попытались вернуть Парамифию, но безуспешно. [ 99 ] 17–18 августа нацистско-чамские албанские силы потерпели поражение от бойцов сопротивления EDES в битве при Менине . После этого сражения община чамов пересекла границу и массово бежала в Албанию. [ 93 ]
ЭДЕС во второй раз предложил представителям чамов отказаться от поддержки немцев и сдать оружие. Этот призыв сопровождался аналогичными инициативами миссии союзников, но ответ чамов снова был отрицательным. [ 30 ] С другой стороны, община чамов под своим автономным управлением была полна решимости организовать свою вооруженную защиту от наступающих сил ЭДЕС и вооружила все свое мужское население призывного возраста (от 16 до 60 лет). [ 30 ] В начале августа 1944 года оппозиция чамов была быстро преодолена, и местные албанские общины начали пересекать границу и расселяться на территории Албании. [ 30 ] Те чамы, которые остались в Филиатах, чтобы организовать защиту от ЭДЕС, были легко разгромлены. Их заключили в тюрьму, судили и на следующий день казнили. Однако их лидерам, братьям Мазару и Нури Дино, удалось бежать на территорию Албании вместе с отступающими немцами. [ 30 ] Как отмечает разведка США, большое количество чамов перебралось в Албанию на технике немецкой армии во время ее вывода. [ 100 ]
Участие в гражданской войне в Греции, репатриация ЭЛАС и окончательное изгнание
[ редактировать ]К концу греческой оккупации контролируемая коммунистами ЭЛАС, ограничив поддержку населения в регионе Эпира из-за доминирования правых ЭДЕС в этом районе и готовясь взять на себя контроль над страной после вывода немецких войск из Греции, развернула в чамы для призыва на военную службу. Увидев это предзнаменование, в его ряды зачислились несколько сотен мусульманских чамов. После вывода немецких войск и начала гражданской войны в Греции местные силы ЭЛАС при участии добровольцев Чамов при поддержке сил ЭЛАС из центральной Греции атаковали ЭДЕС в Эпире и сумели взять под контроль регион Теспротия в конце 1944 года. вынуждает ЭДЕС покинуть Корфу . [ 16 ]
В результате победы ЭЛАС в январе-феврале 1945 г. из Албании в свои дома вернулись около четырех-пяти тысяч албанцев, главным образом в приграничные районы Филиатес и Сагиада. Но после окончательного поражения ЭЛАС в ходе битвы за Афины и ее капитуляции (см. Варкизское соглашение ), ЭДЕС быстро восстановила контроль над регионом, желая отомстить чамам за участие в нападении на их силы. [ 16 ]
Изгнание остальной части общины завершилось резней чамов в Филлиатесе в марте 1945 года, устроенной ветеранами EDES под командованием Зотоса и группами вооруженных гражданских лиц. Таким образом, полковник Зотос, разрозненная военизированная группировка ветеранов-партизан EDES и местных жителей, пришла в ярость. В ходе самой жестокой резни, произошедшей в городе Филиатес 13 марта, было убито от шестидесяти до семидесяти чамов. Многие чамские деревни были сожжены, а оставшиеся жители бежали через границу в Албанию. Однако никакой связи между виновниками событий 1945 года и руководством ЭДЕС, а также тогдашней греческой администрацией не было. [ 6 ]
Инцидент стал объектом расследования греческой армии четыре года спустя, во время второго раунда гражданской войны в Греции, когда тогдашняя коммунистическая Албания активно помогала коммунистической армии ДСЕ в ее втором вооруженном противостоянии, чтобы завоевать контроль над страной. и пришел к выводу, что никаких преступлений не было. В это время сам полковник Зотос входил в состав Главного командования армии Эпироса, что, по-видимому, сыграло роль в принятом решении. [ 16 ] активное участие Албании во внутренних делах Греции в тот период (см. Гражданская война в Греции Свою роль в маскировке дела сыграло также ) и аномальная политическая ситуация.
После того, как коммунистическое правительство Албании предоставило чамам обязательное албанское гражданство, греческое правительство конфисковало их собственность (как у тех, кто сотрудничал с нацистами, так и у тех, кто не сотрудничал) и разрешило грекам селиться в этом районе. После войны в Греции осталось всего 117 чамских албанцев-мусульман. [ 1 ]
Точное количество чамских албанцев, изгнанных в основном в Албанию и в меньшей степени в Турцию, неизвестно. Марк Мазовер и Виктор Рудометоф заявляют, что их численность составляла около 18 000 в 1944 году и 4 000–5 000 в 1945 году. [ 16 ] [ 17 ] в то время как Миранда Викерс говорит, что их было 35 000, бежавших в Албанию и Турцию. [ 1 ] Ассоциация Чамерия утверждает, что уехавших чамских албанцев было 35 000, из которых 28 000 уехали в Албанию, а остальные - в Турцию. [ 101 ] Сегодня большинство чамов живут в Турции, а также в Албании. Греческое правительство считает исповедующих православную веру греками. [ 102 ]
Последствия
[ редактировать ]Поселение в Албании
[ редактировать ]После изгнания общины чамов в Албанию чамы организовали комитет иммигрантов чамов с помощью недавно созданного коммунистического правительства Албании Антифашистский . Он был создан во время первой волны беженцев и имел целью заставить Грецию разрешить возвращение чамов в свои дома. Они организовали два конгресса, приняли меморандум и отправили делегатов в Грецию и к европейским союзникам. За три года деятельности организации не удалось ни перераспределить чамов в Хамерии , ни интернационализировать проблему чамов . [ 1 ] Режим Народной Республики Албании предоставил им новые дома в некоторых частях южной Албании, тем самым ослабив местный греческий элемент. [ 103 ] В декабре 1945 года Управление помощи и восстановления Организации Объединенных Наций одобрило выделение 1,45 миллиона долларов США для беженцев-чамов в Албании. Тем не менее, из-за ухудшения отношений между Народной Республикой Албания и западным миром местный режим запретил любую финансовую и гуманитарную помощь. [ 104 ] С 1947 года комитету было поручено нормализовать жизненную ситуацию чамских беженцев в Албании. В 1951 году Чамам насильно дали албанское гражданство, а Комитет был расформирован. [ 1 ] [ 101 ]
Политика и историография чамов
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Албания
[ редактировать ]В период холодной войны проблема чамов не привлекала особого внимания историков. Проблема чамов мало изучалась в коммунистической Албании из-за неопределенного положения мусульманских чамов в албанском обществе. [ 105 ] Отказавшись воевать на стороне коммунистов в гражданской войне в Греции, режим Народной Республики заклеймил их как «реакционеров», «военных преступников», «убийц греков», «пособников оккупационных сил». Албании, а также в определенной степени преследовались. [ 47 ] [ 106 ] Считается «враждебным населением» и паршивой овцой в «героическом сопротивлении албанского народа». [ 3 ] История чамов скрывалась или подавлялась режимом, а преследования, с которыми они столкнулись в Греции, были исключены из учебников истории. Хотя появление нынешнего дискурса мотивировано очевидными финансовыми и политическими причинами, он также пытается заполнить пробел, созданный социалистической историографией. [ 107 ]
Серьезные исследования истории событий начали появляться в Албании, Греции и Великобритании после распада Социалистической Республики в Албании. [ 105 ] Проблема чамов вновь приобрела актуальность в Албании в 1991 году, когда рухнул коммунистический режим и была создана Национальная политическая ассоциация «Чамерия» . [ 1 ] В 1994 году правительство Албании объявило 27 июня Днем геноцида греческих шовинистов против албанцев Хамерии. [ 108 ] но он не получил международного признания. [ 109 ] В посткоммунистической Албании чамы также были представлены как жертвы другого геноцида: выставка в Национальном музее в Тиране носила спорное название «Геноцид и коммунистический террор в Албании 1944–1944» и рассматривала чамов как жертв очищающей кампании пиар албанских властей. [ 110 ] В целом общественность в постсоциалистической Албании склоняется в пользу интерпретации, согласно которой чамские албанцы изображаются как коллективные жертвы «этнически» мотивированного преследования. [ 111 ] 10 декабря 2012 года лидер националистической Партии за справедливость, интеграцию и единство (PDIU) представил парламенту Албании резолюцию, в которой PDIU просила у правительства Греции репарации в размере 10 миллиардов евро за изгнание чамских албанцев. [ 112 ] Точно так же, хотя в официальных школьных учебниках Албании история чамских албанцев почти не существовала, в сегодняшней истории, преподаваемой в албанских школах, упоминается, что «греческие шовинистические банды терроризировали албанское население... чтобы увековечить аннексию населенных албанцами земель. " [ 113 ] Вопрос Хамерии был прочно поставлен в контекст албанского национализма . [ 114 ]
Греция
[ редактировать ]Для греческого государства изгнание мусульманских чамов было закрытым делом. [ 3 ] Зверства, совершенные против мусульманской общины чамов, отсутствуют в официальных документах. [ 3 ] это предполагает, что государство хотело стереть любые доказательства произошедшего. [ 3 ] В очень ограниченном количестве печатных материалов, появившихся после войны, были предприняты попытки реконструировать события, произошедшие в неспокойный период, с неявной целью оправдать изгнание, которое ряд ученых также можно было бы назвать этнической чисткой. [ 3 ] [ 16 ] [ 105 ] В период холодной войны теория греческого происхождения мусульманских чамов стала центральной темой. [ 3 ] появляясь даже в научных трудах, [ 3 ] а албанская лингвистическая традиция этого региона постоянно принижалась. [ 3 ] Таким образом, а также в соответствии с подходом претензий на территорию через ее население, чисто греческая история и характер Хамерии были сохранены в официальной политике. [ 3 ]
Совершившиеся злодеяния, судя по всему, не были санкционированы властями Греции или руководством EDES. [ 6 ] и есть убедительные доказательства того, что руководство EDES, по крайней мере в частном порядке, опровергло зверства. [ 44 ] Чиновники отнеслись к нему равнодушно и положительно восприняли его результаты. [ 3 ] Лидер ЭДЕС и герой в глазах государства Наполеон Зервас. [ 3 ] в письме, датированном 1953 годом, он написал одному из своих товарищей: «Наши соотечественники должны еще раз вспомнить, кто избавился от мусульманских чамов, которые давили эллинизм на шею в течение пятисот лет». [ 3 ] По мнению греческого ученого Ламброса Бальциотиса, снисходительность, проявленная к лицам, причастным к злодеяниям, убедительно свидетельствует о том, что изгнание было принято греческим государством и являлось частью государственной политики. [ 3 ] Историк Спирос Цуцумпис утверждает, что нежелание руководства EDES преследовать некоторых лиц, вероятно, было связано с опасением, что это приведет к дезертирству и значительному падению поддержки. [ 44 ]
Пытаясь найти решение, в 1992 году премьер-министр Константинос Мицотакис предложил компромисс в отношении их собственности только в тех случаях, когда их владельцы достоверно не были осуждены или не участвовали в преступлениях против своих сограждан Греции. Мицотакис также предложил, чтобы правительство Албании также выплатило компенсацию этническим грекам, потерявшим собственность из-за предполагаемых преследований во время коммунистического режима в Албании. Однако это предложение было отклонено албанской стороной. [ 29 ] Позиции греческого правительства, которое считает проблему чамов несуществующей, в целом основаны на принципах международного права, и поэтому нет никаких обязательств в отношении общины чамов, поскольку они не составляют меньшинства в Греции. [ 115 ]
В греческой историографии появились две основные школы исследования изгнания чамских албанцев. Корпус работ, написанных в основном неисториками, включая местных политиков, был опубликован с явной целью оправдать государственное насилие против чамских албанцев и поддержать ирредентистские претензии греческого государства в отношении Албании. В этих работах албанцы часто изображались как «звери», которые по своей природе были склонны к сотрудничеству с нацистами; они преувеличивали сотрудничество чамских албанцев с нацистами и, соответственно, преуменьшали значение насилия со стороны греческих националистов против чамских албанцев. [ 116 ] Новые поколения ученых пересмотрели эту версию и заявили, что греческое государство активно провоцировало насилие против чамских албанцев и что их изгнание было не просто связано с коллаборационизмом, а «результатом государственной политики, начиная с межвоенного периода», которая стремилась ликвидировать присутствие чамских албанцев. меньшинства чамских албанцев в Греции. [ 117 ]
См. также
[ редактировать ]- Албанское сотрудничество Axis-Cham
- Этническая чистка
- Изгнание немцев после Второй мировой войны
- Изгнание поляков Германией
- Мухаджир (Албания)
- Переселение населения
- Переселение населения в Советском Союзе
- Изгнание албанцев , меморандум 1937 года.
- Victor Gollancz
- Переселение населения во время Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Викерс, Миранда. Проблема чамов – албанские национальные и имущественные претензии в Греции. Документ подготовлен для Министерства обороны Великобритании, Академии обороны, 2002 г. ISBN 1-903584-76-0
- ^ Jump up to: а б Мойзес, Пол (2011). Балканские геноциды: Холокост и этнические чистки в двадцатом веке . Роуман и Литтлфилд. п. 108. ИСБН 9781442206632 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но Балциотис 2011 .
- ^ Jump up to: а б с Креци 2007 , с. 285.
- ^ Jump up to: а б с Эвергети, Венеция; Хаципрокопиу, Панос и Николас Превелакис Чезари, Джоселин (30 октября 2014 г.). Оксфордский справочник по европейскому исламу . п. 352. ИСБН 978-0-19-102641-6 . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Цоутсумпис 2015 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Цоутсумпис 2015 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б с Томопулос, Элени (2012). История Греции . Гринвудские истории современных народов. АВС-КЛИО. п. 123.
Во время Второй мировой войны греки ненавидели их, потому что некоторые из них присоединились к итальянским войскам, терроризируя греков.
- ^ Jump up to: а б Документ 89/57/45 PRO/FO 371/48094. Цитируется по: Созос Иоаннис; Бальциотис, Ламброс (2018) Хамиды в Эпире (1940–1944) Университет Пантейон
- ^ Jump up to: а б с д Балциотис 2011 , параграф 56, примечание 95.
- ^ Jump up to: а б Гизем Билгин, Айтач (2020). Конфликтные зоны на Балканах . Лэнхэм: Лексингтонские книги. п. 116. ИСБН 9781498599207 .
- ^ Tsoutsoumpis 2015 , стр. 119–120: Этническая распри, имевшая место в Теспротии между греческой и албанской общинами во время оккупации Оси, была описана как забытый конфликт. Действительно, до недавнего времени единственными существовавшими исследованиями были исследования местных «органических» интеллектуалов; школьные учителя, старшие государственные служащие, местные политики и офицеры в отставке. По мнению этих авторов, албанское мусульманское меньшинство коллективно сотрудничало сначала с итальянскими, а затем с немецкими оккупантами в надежде, что победа стран Оси приведет в конечном итоге к созданию Великого албанского государства. Главной целью этих исследований было оправдать насилие, совершенное против меньшинства, и поддержать претензии греческих ирредентистов в отношении Албании. Неудивительно, что такие сообщения отражают яростную националистическую и антиалбанскую позицию. Албанцы были представлены как «звери», которых к насилию и сотрудничеству толкали «дикие инстинкты» и естественная склонность к насилию и грабежам. Впоследствии насилие, спровоцированное греческими партизанами и гражданским населением во время освобождения, было преуменьшено, а участие меньшинства в коллаборационизме и актах насилия против греческого населения было значительно преувеличено.
- ^ Креци 2002 , с. 190.
- ^ Jump up to: а б с Цицеликис 2012 , с. 311.
- ^ Jump up to: а б Креци 2007 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мазовер (1960), стр. 25–26.
- ^ Jump up to: а б Виктор Рудометоф, Коллективная память, национальная идентичность и этнический конфликт. ISBN 0-275-97648-3 . стр. 158
- ^ Клоуз, Дэвид Х. (1995). Истоки гражданской войны в Греции . п. 248. ИСБН 978-0-582-06471-3 . Проверено 29 марта 2008 г.
п. 161 «На греческой стороне границы правительственные силы в марте-мае 1945 года усилили напряженность путем жестоких преследований албаноязычных мусульман, чамов, в Эпире, и славяноязычных жителей Западной Македонии. Банды ЭДЕС убили 200–300 человек чамское население, которое во время оккупации насчитывало около 19 000 человек и вынудило всех остальных бежать в Албанию».
- ^ Гизем Билгин, Айтач (2020). Конфликтные зоны на Балканах . Лэнхэм: Лексингтонские книги. п. 112. ИСБН 9781498599207 .
- ^ «Миранда Викерс, Королевская военная академия» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б с Манта 2009 , стр. 527–528.
- ^ Трумпета, Севасте. (2013). Физическая антропология, раса и евгеника в Греции (1880-1970-е гг.) . Бостон: Брилл. стр. 193–194. ISBN 9789004257672 .
- ^ Jump up to: а б Цоутсумпис 2015 , с. 127.
- ^ К. Фезерстоун; Д. Пападимитриу; А. Мамарелис; Г. Ниархос (11 января 2011 г.). Последние османы: мусульманское меньшинство Греции 1940-1949 гг . Спрингер. стр. 100-1 297–. ISBN 978-0-230-29465-3 . OCLC 1001321361 .
- ^ Ченнер, Александра (2013). Разделенные нации и европейская интеграция . Национально-этнический конфликт в XXI веке. Университет Пенсильвании Пресс, Инкорпорейтед. п. 167.
- ^ Мейер 2008 , с. 705. «Албанское меньшинство чамов в значительной степени сотрудничало с итальянцами и немцами».
- ^ М. Мазовер (редактор), После окончания войны: восстановление семьи, нации и государства в Греции, 1943–1960 , Princeton University Press, 1960, ISBN 9780691058412 , с. 25.
- ^ Виктор Рудометоф; Роланд Робертсон (2001). Национализм, глобализация и православие: социальные истоки этнического конфликта на Балканах . Вестпорт, Коннектикут: Издательская группа Greenwood. стр. 190–. ISBN 978-0-313-31949-5 . «Во время Второй мировой войны большинство чамов встало на сторону сил Оси…»
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Конидарис, Герасим (2005). «Изучение политики реагирования на иммиграцию в свете межгосударственных отношений и целей внешней политики: Греция и Албания» . В Кинге, Расселе; Май, Никола; Шванднер-Зиверс, Стефани (ред.). Новая албанская миграция . Сассекс Академик Пресс. п. 67. ИСБН 9781903900789 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Манта 2009 , с.
- ^ Jump up to: а б с Манта 2009 , стр. 530–531.
- ^ Jump up to: а б с Креци 2002 , с. 182.
- ^ Рудометоф, Виктор (2001). Национализм, глобализация и ортодоксия: социальные истоки этнического конфликта на Балканах (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 190. ИСБН 9780313319495 .
- ^ Jump up to: а б Нахмани, Амикам (1990). Международное вмешательство в гражданскую войну в Греции - Специальный комитет ООН по Балканам, 1947-1952 гг., Нью-Йорк: Greenwood Publishing Group, стр. 116. ISBN 9780275933678
- ^ Jump up to: а б Мейер 2008 , стр. 204, 464.
- ^ Jump up to: а б Мейер 2008 , с. 473.
- ^ Jump up to: а б с Мейер 2008 , с. 539.
- ^ Мазовер, Марк (2016). После окончания войны: восстановление семьи, нации и государства в Греции, 1943–1960 гг . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 25–26. ISBN 978-1-4008-8443-8 . OCLC 959881915 .
- ^ Jump up to: а б Кентротис, Кириакос (1995). «Мифы и реальность о меньшинствах в Греции: случай мусульманских лагерей Эпира» (PDF) . Григорова-Минчева, Любовь (ред.). Сравнительный балканский парламентаризм . стр. 149–155. Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2010 г.
- ^ Стивен Бела Варди, изд. (2003). Этнические чистки в Европе ХХ века . Боулдер, Колорадо: Монографии по общественным наукам. п. 228. ИСБН 9780880339957 .
- ^ Михалопулос, Димитрис (1986). « Мусульмане Чамурии и обмен населением между Грецией и Турцией », Balkan Studies, стр. 303-313.
- ^ Алиоглу Чакмак, Гизем (22 декабря 2019 г.). «Греческий национализм против европеизации: трансформация от этнического национализма к гражданскому национализму?» . Журнал Балканского научно-исследовательского института . 8 (2): 213. doi : 10.30903/Balkan.657714 . S2CID 213324380 .
- ^ Клоуз, Дэвид Х. (1995). Истоки гражданской войны в Греции . п. 248. ИСБН 978-0-582-06471-3 . Проверено 29 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д Цоутсумпис 2015 , с. 138.
- ^ Манда, Элефтерия (2004). Мусульманские хамиды Эпира (1923-2000). Салоники: ИМХА. п. 179. ISBN 9789607387387
- ^ Готовос, Афанасий (2013). Инаковость и конфликт: идентичности в оккупированной Теспротии и роль мусульманского меньшинства . Университет Янины стр.65 дои : 10.26268/heal.uoi.3810
- ^ Jump up to: а б с Креци 2007 , с. 58.
- ^ Креци 2002 , с. 185.
- ^ Jump up to: а б Гиакумис, Константинос (2003), Миграция албанцев четырнадцатого века и «относительная автохтонность» албанцев в Эпейросе. Дело Гирокастера. « Византийские и новогреческие исследования . 27. (1). С. 176.
- ^ Jump up to: а б Прекрасно, Джон Ван Антверпен. Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания. Издательство Мичиганского университета, 1994 г., ISBN 0-472-08260-4 .
- ^ Jump up to: а б Гиакумис, Константинос (2010). «Православная церковь в Албании под властью Османской империи 15–19 веков». В Оливере Йенсе Шмитте (ред.). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Питер Лэнг. п. 85.
- ^ Цицеликис 2012 , с. 304.
- ^ Jump up to: а б с д и Цоутсумпис 2015 , с. 122.
- ^ Балциотис 2011 , п. 11.
- ^ Jump up to: а б Цоутсумпис 2015 , с. 121.
- ^ Карпат, Кемаль Х. (2001). Политизация ислама: реконструкция идентичности, государства, веры и сообщества в позднем Османском государстве . Издательство Оксфордского университета. п. 342.
- ^ Кондис, Бэзил (1976). Греция и Албания, 1908–1914 гг . стр. 33–34.
- ^ Питули-Кицу 1997 , с. 168.
- ^ Блуми, Иса (2013). Османские беженцы, 1878–1939: Миграция в постимперском мире . А&С Черный. п. 82; п. 195.
- ^ Питули-Кицу 1997 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Питули-Кицу 1997 , с. 212.
- ^ Питули-Кицу 1997 , с. 362.
- ^ Клогг, Ричард (2002). Краткая история Греции (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-80872-3 .
- ^ Цоутсумпис 2015 , с. 124.
- ^ Jump up to: а б Элси, Дестани и Джасини 2013 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Фаббе, Кристин. «Определение меньшинств и идентичностей - религиозная категоризация и стратегии государственного строительства в Греции и Турции». Презентация на: Предварительной конференции аспирантов по тюркологии и тюркологии, Вашингтонский университет, 18 октября 2007 г.
- ^ Ктистакис, Йоргос. «Чамс – Чамурия. Их история и преступления» [Чамс – Чамерия. Их история и преступления]
- ^ Креци 2002 , с. 174.
- ^ Цицеликис 2012 , стр. 85–86.
- ^ Манта 2009 , с.
- ^ Jump up to: а б Кондис, Греческое меньшинство в Албании, Балканские исследования. 36(1): стр. 101-1. 79–80.
- ^ Манта 2009 , стр. [6].
- ^ Jump up to: а б с Фишер, Бернд Юрген (1999). Албания в войне, 1939–1945 гг . Издательство C. Hurst & Co. стр. 75–76. ISBN 978-1-85065-531-2 .
- ^ Манта, Элефтерия (2008). Албанцы-мусульмане в Греции. Чамы Эпира . Институт балканских исследований. стр. 21 и 119. ISBN. 978-960-7387-43-1 .
- ^ Албания во время войны 1939–1945, стр.117, [ нужна полная цитата ] Бернд Дж. Фишер, Чаби, с. 117. [ нужна полная цитата ]
- ^ Jump up to: а б Анамали, Скендер и Прифти, Кристак. История албанского народа в четырех томах. Публикации Тоэна, 2002, ISBN 99927-1-622-3 .
- ^ Креци 2007 , с. 283.
- ^ Jump up to: а б Манта, 2009, стр. 529.
- ^ Jump up to: а б Мейер 2008 , с. 702.
- ^ Мейер 2008 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Готовос, Афанасий (2013). «Инаковость и конфликт: идентичности в оккупированной Теспротии и роль мусульманского меньшинства» . Научный ежегодник кафедры философии, педагогики, психологии . 36 . Университет Янины, Журнал Додони: 54, 60. Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 г. Проверено 30 ноября 2016 г.
При терпимости и поддержке Вермахта, терроризме мусульманских чамов... этническая чистка территории от христианских жителей и прекращение использования греческой оккупационной администрации..., ... процесс культурных... обширных этнических очистка территории, находящейся под застройкой...
- ^ Кондис, Греческое меньшинство в Албании, Балканские исследования (1986) 36 (1): стр. 312: «Похоже, что они стремились изменить этнографический состав населения Теспротии, чтобы присоединить эту территорию к Албании»
- ^ Манта 2009 , стр. [7].
- ^ Креци 2002 , с. 180.
- ^ Исуфи 2002 , с. 249: В соответствии с усилиями EDES и Чамского национального фронта по завершению приостановленных переговоров, 10 августа 1943 года в Парге состоялась также встреча с представителями обеих сторон. (..) Представители Наполона Зерва настаивали на том, чтобы чамская сторона Балли выполнила следующие требования: 1. Немедленное разоружение чамов и всех вооруженных сил чамов, а также тех, кто способен к войне, должно перейти под командование ЭДЕС - это
- ^ Манта 2009 , стр. [8].
- ^ Цукас, Евангелос (2003). Военачальники ЭДЕС в Эпире: местность и политическое присоединение . Didaktorika.gr (Диссертация) (на греческом языке). Университет социальных и политических наук Пантеон. п. 23. дои : 10.12681/eadd/15774 . hdl : 10442/хеди/15774 .
- ^ Цоутсумпис 2015 , с. 132.
- ^ Цоутсумпис 2015 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Креци 2002 , стр. 181–182.
- ^ Креци 2007 , с. 49.
- ^ Цоутсумпис 2015 , стр. 133, 134.
- ^ Jump up to: а б Микалопулос, Деметриос (1987). Греко-албанские отношения . Паратеретес. стр. 187–188.
- ^ Jump up to: а б Мейер 2008 , с. 620.
- ^ Мазовер, 2000. с. 25: «...Десятая дивизия ЭДЕС и местные греческие крестьяне, жаждущие отомстить за поджоги своих домов»
- ^ Манта 2009 , стр. 533–534.
- ^ Jump up to: а б Петров, Биссер (2009). «Национальная республиканская греческая лига ЭДЕС» . Балканские этюды . 45 (3–4). Академия наук Болгарии: 30.
27 июня 1944 года отряды ЭДЕС захватили город Парамифия и убили около 600 албанцев. На следующий день другой батальон ЭДЕС достиг Парги и убил еще 52 человека.
- ^ Дж. М. Стивенс, К. М. Вудхаус и ди-джей Уоллес (1982). Британские отчеты о Греции 1943–1944 гг . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. п. 158. ИСБН 9788788073201 .
- ^ Калливретакис, Леонидас (1995). « Греческая община Албании с точки зрения исторической географии и демографии ». Николакопулос, Илиас, Кулубис Теодорос А. и Танос М. Веремис (ред.). Греки Албании [Греки Албании] . Афинский университет. п. 39.
- ^ Кондис, Бэзил (1995). «Греческое меньшинство в Албании» . Балканские исследования . 36 (1): 91 . Проверено 6 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Чамский антифашистский комитет (1946). «Документ Комитета чамов в изгнании о преследовании чамов греками, представленный в Комиссию по правам человека Организации Объединенных Наций в 1946 году» (на албанском и английском языках). Тирана, Албания: Чамский антифашистский комитет. Архивировано из оригинала 17 июня 2010 г. Проверено 31 марта 2009 г.
- ^ Симмонс, Мэри Кейт (1996). Организация непредставленных наций и народов: ежегодник, 1995 год . Гаага: Kluwer Law International. п. 50. ISBN 90-411-0223-Х .
- ^ Шенкленд, Дэвид (2004). Археология, антропология и наследие на Балканах и в Анатолии: жизнь и времена Ф. В. Хаслака, 1878–1920 (1-е изд.). Стамбул: Исис Пресс. п. 198. ИСБН 9789754282801 .
- ^ Креци 2007 , с. 57: «...из них 1,45 миллиона....индивидуалов.
- ^ Jump up to: а б с Петтифер 2009 .
- ^ Креци 2002 .
- ^ Креци 2002 , с. 190: «Поскольку история Чамса была скрыта... по очевидным финансовым и политическим причинам».
- ^ Албанский парламент (1994 г.). «Закон № 7839 от 30 июня 1994 года «Об объявлении 27 июня в национальном календаре «Днем геноцида албанцев Хамерии от греческого шовинизма» и о строительстве мемориала в Конисполе» » ( на албанском языке). Тирана, Албания: веб-сайт Центра официальных публикаций. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 г. Проверено 31 марта 2009 г.
- ^ Кузас, Иоаннис Михаил (2013). Греко-албанские отношения (1990-2010 гг.): двусторонние отношения под влиянием двух проблем: греческого меньшинства в Албании и проблемы чамов ] (Диссертация) (на греческом языке). Фракийский университет Демокрита . п. 134. дои : 10.12681/eadd/33128 . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Креци 2007 , с. 62: «На первой выставке... задокументировано нападение на Камень».
- ^ Креци 2007 , с. 62: «Публикации, появившиеся в постсоциалистический период, также в целом отдавали предпочтение интерпретации, в которой Каме изображаются как коллективная лошадь, совершающая «этническое» мотивированное представление. Это репрезентативное представление постсоциалистической интерпретации отражает попытку коллективизации сложные проблемы прошлого, точнее: этнизация».
- ↑ Gazeta Shqip, 12 декабря 2012 г.: Разъясняется резолюция Чамы: необходимо вернуть 10 миллиардов евро имущества. «Резолюция Чамы уточняется: 10 миллиардов евро собственности должны быть возвращены | Газета Панорама ОНЛАЙН» . Архивировано из оригинала 14 января 2013 г. Проверено 12 января 2013 г.
- ^ Креци 2007 , с. 159: «Увековечивая изгнание Камена из Греции...»
- ^ Йенс Шмитт, Оливер; Метцельтин, Майкл (2015). Юго-Восточная Европа регионов . п. 725. дои : 10.1553/0x00323b4c . ISBN 978-3-7001-7726-5 . Проверено 10 марта 2023 г.
Чамерия прочно заняла место на интеллектуальной карте албанского национализма.
- ^ Кузас 2013 , с. 140.
- ^ Цоутсумпис 2015 , с. 119.
- ^ Цоутсумпис 2015 , с. 120.
Библиография
[ редактировать ]- Бальциотис, Ламброс (13 ноября 2011 г.). «Мусульманские чамы северо-западной Греции: основания для изгнания «несуществующего» меньшинства» . Европейский журнал тюркских исследований. Общественные науки о современной Турции . 12 :1–31. дои : 10.4000/ejts.4444 . S2CID 142733144 . Примечание 95
- Элси, Роберт; Дестани, Бейтулла Д.; Жасмин, Рудина, ред. (2013). Чамские албанцы Греции. Документальная история . ИБ Таурис. ISBN 9781780760001 . Проверено 9 мая 2015 г.
- Креци, Грузия (2002). «Тайное прошлое греко-албанских приграничных территорий. Албанцы-мусульмане-чамы: взгляды на конфликт по поводу исторической ответственности и нынешних прав» . Ethnologia Balkanica: Журнал антропологии Юго-Восточной Европы . 6 : 171–195 . Проверено 7 мая 2015 г.
- Креци, Грузия (2007). Преследование и память в Албании: анализ постсоциалистических стратегий памяти . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-05544-4 .
- Манта, Элефтерия (2009). «Камеры Албании и греческое государство (1923–1945)» . Журнал по делам мусульманских меньшинств . 29 (4): 523–535 [1–12 в PDF]. дои : 10.1080/13602000903411424 . S2CID 144176577 . Проверено 2 февраля 2016 г.
- Мейер, Герман Франк (2008). Окровавленный Эдельвейс: 1-я горнострелковая дивизия во Второй мировой войне [ Окровавленный Эдельвейс. 1-я горнострелковая дивизия во Второй мировой войне (на немецком языке). Издательство Ч. Линкс. ISBN 978-3-86153-447-1 .
- Петтифер, Джеймс (2009). Вудхаус, Зервас и Чамсы – изучение наследия Второй мировой войны (PDF) . Онуфри.
- Питули-Кицу, Кристина (1997). Греко-албанские отношения и Северный континентальный вопрос в период 1907–1914 гг. (Диссертация). Афинский национальный университет имени Каподистрии.
- Цицеликис, Константинос (2012). Старый и новый ислам в Греции: от исторических меньшинств к вновь прибывшим иммигрантам . Издательство Мартинуса Нийхоффа. ISBN 9789004221529 .
- Цуцумпис, Спирос (декабрь 2015 г.). «Насилие, сопротивление и сотрудничество на греческой границе: случай мусульманских чамов Эпира» . Квалетория (2): 119–138 . Проверено 14 июня 2016 г.
- Цуцумпис, Спирос (2016). История греческого сопротивления во Второй мировой войне: Народные армии . Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-1526100931 .
- Исуфи, Хайредин (2002). Муса Деми и сопротивление чамов: 1800-1947 гг . Публикации Дудай. ISBN 9992750103 .
- Чамские албанцы
- Вынужденная миграция после Второй мировой войны
- Вынужденная миграция во время Второй мировой войны
- Эпир во Второй мировой войне
- Албания во Второй мировой войне
- Антиалбанские настроения
- Национальная республиканская греческая лига
- Хамерия
- Этническая чистка в Европе
- Греческие военные преступления
- Сексуальное насилие в Европе во время Второй мировой войны
- Преступления союзников во Второй мировой войне