История евреев в Кастории
Евреи Кастории — древняя еврейская община, существовавшая в Кастории , Греция , с VI века до ее разрушения во время Второй мировой войны , когда большинство ее членов были убиты в лагере смерти Освенцим (Биркенау) во время Холокоста . [ 1 ]
Основание сообщества
[ редактировать ]Свидетельства существования организованной еврейской общины, проживавшей в крепости города, относятся к VI веку, эпохе Юстиниана I , императора Византийской империи . Сообщество было в основном романиотом, и его члены говорили на еваничском языке . В период с IX по начало XI веков город находился под контролем Первого Болгарского царства . Болгарское правление поощряло миграцию евреев на территории королевства, и многие евреи, бежавшие от византийских преследований, прибыли в его пределы. В конце XI века руководителем общины был раввин Товия бен Элиэзер , автор Мидраша Леках Тов . [ 1 ]
С начала XII века до середины XIV века город был полем битвы между Византийской империей, а затем и Латинской империей , против Второй Болгарской империи , Эпирского деспотата деспотата , Сербского и, наконец, Османская империя .
множество беженцев, бежавших от преследований крестоносцев, а также часть изгнанных из Венгрии и Баварии В город прибыло . В 1385 году город был завоеван султаном Мурадом I. После завоевания Константинополя Мехмедом II было осуществлено переселение населения с целью ускоренной исламизации новой империи, таким образом, жители города, в том числе около половины членов еврейской общины, были сосланы. Некоторые из них стали подневольными работниками (на османском турецком языке : Sürgün ) и участвовали в восстановлении Константинополя после его завоевания. [ 2 ]
От изгнания из Испании до современности
[ редактировать ]В 16 веке изгнанные из Испании евреи прибыли в город по приглашению османского султана Баязида II . Евреи, которые были профессионалами, образованными и свободно говорили на нескольких языках, были хорошо интегрированы в рамки новой империи и процветали. В некоторых греческих общинах испанская община слилась с романиотской, а в других общинах, таких как Кастория, евреи-сефарды существенно изменили облик общины, которая постепенно сместилась от романиотской к сефардской. Позже в город прибыли изгнанники из Апулии и Сицилии , которые были поглощены сформировавшейся сефардской общиной. [ 2 ]
Члены общины были известны по всей Европе как торговцы мехом, среди них были также художники, сборщики налогов и купцы. В 17 веке многие члены общины присоединились к саббатейскому движению , особенно после того, как Натан из Газы поселился в городе в 1669 году. [ 2 ]
В 1873 году Талмуд-Тора в городе был открыт . Процесс упадка Османской империи сопровождался тяжелым экономическим кризисом по всей империи, и регион Кастория потерял свое региональное экономическое значение. Кроме того, греческое национальное пробуждение не пощадило город Касторию и его евреев, которых часто обвиняли в сотрудничестве с османскими оккупантами. В 1879 и 1908 годах в городе происходили кровавые наветы, а в начале 20 века началась еврейская миграция в Нью-Йорк. После Первой Балканской войны город перешёл под контроль Королевства Греции , а после Первой мировой войны сюда прибыли мигранты из общины Битола . В 1928 году община насчитывала 900 душ, а в 1929 году в городе действовали две синагоги, еврейская начальная школа и театр. В середине 1930-х годов был основан местный спортивный клуб «Маккавеи». В 1937 году некоторые члены общины иммигрировали в Израиль и участвовали в создании мошава Цур Моше , одного из поселений хома и мигдал. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Кастория» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН ГРЕЦИИ» (PDF) .
- ^ Розен, Мина, редактор, «Дни полумесяца - главы истории евреев в Османской империи», Институт исследований диаспоры, Тель-Авивский университет, 1996–55, страницы 45–55.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браха Ривлин, «Кастория», в: вышеупомянутое (редактор), Реестр сообществ: (10) Греция , Иерусалим: Яд Вашем , 1998, стр. 372–381.
- Боуман, Стивен, Агония греческих евреев 1940-1945 гг., Издательство Стэнфордского университета , Калифорния, США, 2009 г.