Кэмпбеллский погром
Часть антисемитизма в Греции | |
(вверху, по часовой стрелке сверху слева) Руины Кэмпбелла после погрома; раненый в больнице; семьи, покидающие поселение; Евреи, укрывающиеся в синагоге ; (внизу) Греческие солдаты, дислоцированные в Салониках после погрома. | |
Дата | 29–30 июня 1931 г. |
---|---|
Расположение | Кэмпбелл, Каламария , Салоники , Греция |
Координаты | 40 ° 35'03 "с.ш. 22 ° 58'04" в.д. / 40,5841501 ° с.ш. 22,9676707 ° в.д. |
Цель | Еврейские дома и предприятия |
Участники |
|
Исход |
|
Потери | |
Два жителя убиты, десятки ранены, ущерб оценивается в 2 миллиона драхм [а] |
Погром Кэмпбелла , также известный как бунт Кэмпбелла , [2] антисемитский , погром произошедший 29–30 июня 1931 года в районе Кэмпбелл в Каламарии в Салониках , в регионе Македония на севере Греции .
Кэмпбелл был обедневшим еврейским поселением, основанным после Великого пожара в Салониках 1917 года для размещения еврейских беженцев. Пожар серьезно подорвал экономическое положение традиционно сильной еврейской общины Салоников. В 1920-е годы евреи оказались в политической изоляции, и политическая фракция венизелистов возложила на них ответственность как за поражение венизелистов на выборах в законодательные органы Греции 1920 года , так и за поражение Греции в греко-турецкой войне 1919–1922 годов. В середине 1920-х годов в Салониках появились первые фашистские организации, которые с молчаливого одобрения правительства занимались антисемитской деятельностью. Венизелистские газеты, особенно «Македония» , публиковали статьи, характеризующие евреев как иностранное население, стремившееся к разрушению Греции. Хотя антисемитизм не имел большого значения в греческой национальной политике, он стал важной силой в политике венизелистов в северной Греции и среди христианских беженцев из Ионии.
Воодушевленные ложными обвинениями евреев в сотрудничестве с болгарами и коммунистами с целью добиться независимости Македонии от Греции, беженцы из Малой Азии, резервисты греческой армии и члены националистических организаций развернули кампанию антисемитского насилия и запугивания в течение июня 1931 года. В ответ на реакцию местных властей, в том числе генерал-губернатора Македонии Стилианоса Гонатаса , христианские националисты напали на несколько еврейских кварталов в ночь с 29 на 30 июня 1931 года. Наибольшее насилие произошло в Кэмпбелле, где нападения привели к разрушению районе, смерть жителя-христианина и десятки ранений. Другие нападения произошли в других еврейских кварталах, в том числе в лагере «151» в Като Тумбе, в котором был смертельно ранен еврейский житель Леон Видаль. Местные власти в значительной степени не смогли предотвратить насилие и препятствовали попыткам еврейских жителей противостоять нападениям.
В ходе последовавшего судебного разбирательства все виновные в нападении были оправданы, а члены парламента Греции назвали погром актом патриотизма. Правительство Элефтериоса Венизелоса заявило, что поддержит еврейскую общину, но предоставило минимальную финансовую помощь для ее восстановления, в результате чего тысячи евреев навсегда покинули Салоники, особенно во Францию и Палестину . Еврейская община города оставалась существенно отчужденной и ослабленной до установления военной диктатуры Иоанниса Метаксаса в 1936 году.
Фон
[ редактировать ]Салоники на протяжении веков были центром греческого иудаизма, а евреи оставались крупнейшей этнической группой в городе примерно до 1912 года. [3] Большая часть еврейского населения говорила сефардском языке на ладино , который широко использовался в качестве лингва-франка в городе до 1910-х годов. [4] Греческое правительство относилось к евреям с подозрением; во время Балканских войн 1912–1913 годов, в результате которых Салоники были аннексированы Грецией, еврейская община открыто поддерживала бывших османских правителей, а прибытие греческих войск в город сопровождалось нападениями на евреев и их имущество. . [5] В 1912 году греческое государство безуспешно пыталось экспроприировать еврейские кладбища. [4] Великий пожар в Салониках 1917 года серьезно повредил еврейский квартал города: он полностью уничтожил два района города, населенных преимущественно евреями: [6] а также тридцать две из тридцати семи синагог. [7] Пожар вынудил евреев покинуть ранее сконцентрированный квартал города. [8] После этого еврейская община оказалась экономически обедневшей и разочарованной, поскольку считала, что государство действовало против них в ответ на пожар. [9] Общее число вынужденных переселенцев превысило 70 000, из них более 50 000 были евреями, однако греческое правительство уделило приоритетное внимание поиску жилья для православных христиан. В результате группы еврейской общины коллективно приобрели военные казармы и госпитали, которые ранее использовались для размещения союзников войск во время Первой мировой войны : Кэмпбелл, проданный еврейской общине британским левантийским бизнесменом Робертом Кэмпбеллом, был одним из таких районов, и оказался заселен беднейшими евреями. [8]
Приток беженцев из Малой Азии после потери Ионических территорий Греции в 1922 году, а также упадок рынка табака, одной из основных отраслей промышленности Салоников, привели к повсеместному распространению бедности в городе к концу 1920-х годов. [10] Греческие власти опасались, что город становится центром коммунистической агитации и что еврейские группы координируют свои действия с коммунистами из других общин против государства. [11] В 1920 году Министерство иностранных дел Греции перевело Протоколы сионских мудрецов антисемитскую выдумку « » на греческий язык и опубликовало их в афинской газете «Элефтерос Типос» в 1925 году в попытке бороться с коммунизмом вместе с другими статьями Иоанниса Софианопулоса. в Элефтероне Виме, рассказывающем о своем опыте пребывания в Советском Союзе. [12]

На выборах в законодательные органы Греции 1923 года евреи Салоник были отнесены к отдельному избирательному округу. Этот шаг был попыткой правящей Либеральной партии во главе с Элефтериосом Венизелосом махинировать политический блок , который, как считалось, может голосовать против них, и усугубил стереотипы о евреях как о непатриотах и противоречащих национальным интересам Греции. [13] Это решение было крайне непопулярным среди еврейской общины, и многие евреи в знак протеста бойкотировали выборы. [14] Считалось, что евреи склонны поддерживать политику роялистов , в то время как христианские ионические беженцы в целом поддерживали антимонархических венизелистов: [15] Еврейские избиратели решительно поддержали монархию на референдуме 1920 года по возвращении I. Константина [16] Перед выборами 1928 года Венизелос утверждал, что отдельный избирательный округ был временной мерой, призванной защитить евреев, и что он будет упразднен. Однако после выборов он объявил, что избирательный округ сохранится до тех пор, пока, по его словам, евреи Салоник не будут считать себя гражданами Греции. [17]
После выборов 1928 года отношения между либералами и евреями Салоников улучшились: была основана Еврейская лига ассимиляции, выступавшая за Либеральную партию, [2] а в декабре 1930 года мэром города был избран кандидат от либералов, пользующийся сильной поддержкой евреев. Однако в тот же период греческий перевод « Протоколов сионских мудрецов» был опубликован в городских газетах, а местная газета «Македония» продолжала кампанию, [18] началось в 1915 году, [19] антисемитских статей, обвиняющих евреев в том, что они являются иностранным населением, стремящимся подорвать греческую нацию. [18] он во многом опирался на Протоколы . С 1928 года в изображении евреев [20] Хотя антисемитизм в целом не был характерной чертой венизелизма на национальном уровне, и действительно, Венизелос осудил в 1929 году антисемитское движение среди старших офицеров как «абсолютно нерегулярное», оно, тем не менее, стало заметной чертой венизелистов и политики беженцев на севере Греции. . [21]
Предварительные условия погрома
[ редактировать ]Македония и Софийская конференция 1930 г.
[ редактировать ]Хотя фашизм в Греции так и не приобрел такой массовой популярности, как в других европейских странах, фашистские организации действовали на севере Греции в начале 1930-х годов. [22] Самым известным из них был Национальный союз Греции (EEE), основанный в 1927 году торговыми беженцами из Малой Азии, которые считали евреев своими конкурентами. [23] К 1930-м годам в нем, по сообщениям, насчитывалось 7000 членов по всей стране и 3000 в Салониках. Тесно сотрудничая с Македонией , [24] и с молчаливого одобрения сил безопасности, [25] Деятельность EEE включала написание антиеврейских граффити и нападения на кафе, книжные магазины и кинотеатры, популярные среди левых. [26] Летом 1930 года евреи Салоник обратились к Стилианосу Гонатасу , генерал-губернатору Греческой Македонии, с просьбой обеспечить, чтобы евреям негреческого происхождения было разрешено поддерживать официальное участие в общественной жизни: Гонатас удовлетворил их просьбу, что вызвало волну протестов. серия антисемитских статей в Македонии . [20]
2 сентября 1930 года Македония ложно [18] сообщил, что греческий делегат по имени Ардитти на конференции Македонского молодежного движения (проходившей в то же время в Софии) предупредил болгар Македонии, что евреи-македонцы, в том числе жители Салоник, будут бороться за независимость своей родины. [27] Газета призвала еврейский спортивный клуб «Маккаби Салоники» дезавуировать болгарское движение «Маккавеи». [28] Тем временем EEE и другие националистические организации выступили с совместным заявлением, обвинив «Маккаби Салоники» в симпатиях к IMRO и призвав Гонатаса распустить ее как антигреческую организацию. [29] В ответ еврейские газеты Салоник [30] включая франкоязычную газету Indépendant , [31] обвинил Македонию в фабрикации обвинений. [30] В Афинах Элефтерон Вима предположил, что присутствие фессалоникийских евреев на Софийской конференции было свидетельством их отсутствия лояльности к Греции. [28]
Ранние конфликты 1931 года
[ редактировать ]В июне 1931 года Еврейская Маккавейская спортивная ассоциация провела серию спортивных мероприятий в Софии , столице Болгарии, в ознаменование своего двадцатипятилетия. [20] Маккаби [Салоники прислали делегацию, [15] включая некоего Ицхака Коэна, [20] что было воспринято местными греческими националистами как признак нелояльности евреев Греции. [15] Маккавейское событие примерно совпало с конференцией болгарских македонцев в Софии, на которой была принята резолюция о независимости Македонии от Греции и Болгарии. Македония обвинила Коэна в том, что он приехал в Софию для участия в последней конференции: на самом деле он либо вообще не присутствовал на ней, либо уехал до того, как была принята резолюция. [20] Македония снова призвала к роспуску движения Маккавеев: EEE опубликовала агрессивно сформулированное обращение, призывающее греков Салоник бойкотировать еврейский бизнес, обвиняя евреев в сотрудничестве с коммунистами и болгарскими революционерами. Между членами EEE и евреями, которые безуспешно пытались помешать обнародованию документа EEE, вспыхнуло небольшое насилие. [31]
Еврейская пресса на этот раз не отреагировала на обвинения в адрес их общины. Гонатас публично отрицал, что какие-либо греческие евреи участвовали в македонской конференции, и опубликовал заявление в «Элефтерон Вима», призывая EEE и ее союзников прекратить свою антиеврейскую деятельность. [32] 20 июня был разграблен еврейский бизнес в пригороде Реге, а также офис еврейского скаутского движения Хакоа, где участники беспорядков оставили надпись «Евреи, покиньте Салоники». [33] К 23 июня сформировался общий антиеврейский фронт между несколькими националистическими организациями, включая Национальный всестуденческий союз (EPE), Национальную организацию рабочих и организацию Павлоса Меласа , названную в честь греческого офицера, который боролся за объединение. Македонии в Грецию. Фронт также привлек резервистов греческой армии. [34]
Насилие до 29 июня
[ редактировать ]
24 июня на офис «Маккаби Салоники» напали около 200 участников беспорядков: трое членов правления получили ранения, а здание подверглось вандализму. [31] К моменту прибытия полиции, почти через час, преступники уже ушли. [36] Еврейские владельцы магазинов в знак протеста организовали закрытие своих предприятий. [32] Гонатас принял делегацию евреев из Салоник, но не дал им никаких обещаний относительно действий, которые он предпримет в отношении ситуации. [33] 25 июня ЭПЕ распространило по городу тысячи листовок, в которых евреи изображались как пагубное влияние на нацию. [37] В тот же день, после обращения лидеров еврейской общины Салоников к местному правительству Македонии, в город были отправлены войска для защиты еврейских районов и Маккаби Салоники. [38] В то же время греческий парламент, включая правительство венизелистов, осудил нападения: Венизелос осудил их и назвал обвинения, выдвинутые против «Маккаби Салоники», клеветой. [39] Историк Марк Мазовер заявил, что правительство недооценило опасность ситуации и не обеспечило адекватной защиты от дальнейшего антисемитского насилия. [32] Тем временем группы националистов нарисовали опознавательные знаки на домах еврейских жителей, и многие евреи получили анонимные письма с приказом покинуть город. [36]
25 июня начальник полиции по фамилии Калохристианакис встретился с делегатами еврейской общины, которые убеждали его направить дополнительных офицеров в еврейские кварталы; он заверил их, что им не о чем беспокоиться. [40] Тем временем Гонатас встретился с представителями EEE. [26] В тот же день группа из примерно 200 участников беспорядков напала на дом Шмуэля Моше в районе «151» в Като Тумбе. [33] район на востоке города, созданный еврейской общиной для размещения беженцев после пожара 1917 года. [40] Мятежники безуспешно пытались сжечь район; [41] несколько жителей получили ранения. [33] Среди раненых был торговец -еврей Леон Видаль, который скончался от полученных травм в городской больнице Хирш четыре дня спустя. [42] 28 июня около 22:00 вооруженные националисты напали на еврейский квартал Харилау , но были отброшены вооруженными местными евреями. [43] в результате чего были ранены как еврейские, так и христианские жители. [33]
Погром
[ редактировать ]29 июня Гонатас был в отпуске вдали от города. [33] день, когда Македония опубликовала заголовок «Прикончить [евреев]!». [36] В тот же день насилие усилилось, включая антиеврейские нападения в соседнем городе Волос . [41] В Салониках около 21:30 член EEE возглавил группу, вооруженную топорами и револьверами, и напал на кафе в рабочем районе Кэмпбелла, где проживало около 220 еврейских семей, беженцев от пожара 1917 года. [44] Многие евреи, ожидая такого нападения, забаррикадировались в своих домах. [23] Нападавшие были отброшены полицией, но около 22:00 между евреями и мятежниками-националистами вспыхнули новые столкновения, в которых был ранен военнослужащий Королевских ВВС Греции . [45]
Услышав известие о ранениях летчика, группа из примерно 250 националистов и солдат совершила ответную атаку на Кэмпбелл, грабя имущество, избивая и насилуя жителей. [46] Это превратилось в группу из примерно 2000 националистов, в основном из ионических округов Тумба и Каламария . [23] который начал поджигать Кэмпбелла под руководством членов EEE. [47] Христианский пекарь Леонидас Паппас был застрелен участниками беспорядков после того, как отказался спрятать бензин, который должен был быть использован для разжигания пожаров. [48] Затем они использовали бензин, чтобы разжечь пожары в четырех местах вокруг Кэмпбелла, и установили баррикады, чтобы запретить пожарным службам доступ в этот район. [49] Полиция не позволила еврейским жителям покинуть свои дома и не позволила группе евреев из других районов, пришедших на помощь, войти в Кэмпбелл. [50]
Другие нападения произошли в 23:00 в поселке «Трансвааль», куда вмешалась полиция для разгона толпы, и в 00:30 в районе «Рези Вардар», где евреи подверглись нападению со стороны солдат греческого артиллерийского корпуса . [51] К 02:00 насилие прекратилось: помимо смерти Паппаса, двадцать евреев были ранены, несколько изнасилованы, а пятьдесят четыре семьи в Кэмпбелле остались без крова. [52] [б] Общий ущерб от беспорядков оценили в два миллиона драхм. [а] Семнадцать евреев были задержаны во время беспорядков, а затем освобождены. [50]
Последствия
[ редактировать ]
30 июня члены Коммунистической партии Греции (КПГ) и Коммунистической организации большевиков-ленинцев Греции-археиомарксистов (COMLEA) провели демонстрацию против EEE и в знак солидарности с еврейской общиной. Демонстрация КПГ в 19:30 была небольшой из-за большого присутствия полиции; Час спустя демонстрация COMLEA была разогнана греческой жандармерией . [54] В тот же день на еврейских домах и предприятиях была нанесена новая порция антисемитских лозунгов: местные власти не выполнили приказ из Афин по разрешению ситуации, а вместо этого правительство заблокировало отправку газет и телеграмм за границу и подвергло цензуре письма. покинуть город, чтобы новости о продолжающемся кризисе не распространились за пределы Греции. [50]
Венизелос объявил военное положение и послал армейский батальон для защиты еврейских кварталов города. [36] В течение недели государство выделило 500 000 драхм на реконструкцию Кэмпбелла. [с] [55] Представители еврейской общины просили Венизелоса посетить город, но он этого не сделал. Хотя Венизелос осудил погром и подтвердил свое прежнее противодействие антисемитизму, отношения между венизелистами и евреями Салоник так и не восстановились. [56] Реакция правительства была воспринята евреями как неадекватная: члены греческого парламента отказались осудить бунтовщиков, назвав их вместо этого «людьми, полными патриотизма и национализма». [д] в то время как Гонатас похвалил их преданность «национальному правительству» и «установленному общественному порядку». [23] Между тем венизелистские газеты отрицали причастность националистических группировок и вместо этого возлагали вину за погром на коммунистов; несколько коммунистических лидеров были арестованы после того, как в рабочем клубе Салоник было обнаружено оружие. [58]
Суд над членами EEE
[ редактировать ]2 апреля 1932 года одиннадцать подозреваемых предстали перед окружным судом македонского города Верия за участие в погроме. [59] Было решено, что суд должен проводиться в маленьком городе без большого еврейского населения. [60] и Верия также была центром поддержки EEE. [61] Ответчиками выступили Николаос Фардис , член EEE и главный редактор Makedonia ; [61] лидеры ЕЕЕ Димитрис Харитопулос и Георгиос Космидис; [59] несколько греческих христиан, обвиненных в поджоге во время нападения на Кэмпбелл; и лидеры Маккаби Салоники, которых обвинили в попытке подорвать территориальную целостность Греции. [61] Во время суда «Македония» публиковала статьи в защиту EEE, ложно сообщая показания свидетелей суда и критикуя политиков, осуждавших погром. [62]
Суд длился в общей сложности семнадцать дней. [59] Ни один из одиннадцати присяжных не имел еврейского происхождения. [60] Суд обвинил Македонию в подстрекательстве к погрому путем распространения ложных заявлений, но снял с Фардиса обвинения в подстрекательстве к насилию и распространении ненависти. Два лидера EEE были оправданы по тем же обвинениям, а обвиняемые в поджогах также были оправданы на том основании, что их действия были мотивированы патриотизмом. Лидеры «Маккаби Салоники» также были признаны невиновными по предъявленным им обвинениям. [61]
Мазовер назвал погром в Кэмпбелле «моментом в центре внимания» EEE. Организация распалась из-за внутренних конфликтов в 1934 году, потерпев неудачу на муниципальных выборах в феврале того же года. [26] В конечном итоге он был запрещен режимом 4 августа — квазифашистской военной диктатурой, установленной Иоаннисом Метаксасом в 1936 году. [63] [и]
Влияние на еврейскую общину
[ редактировать ]
Погром стал первым крупным антисемитским нападением, когда-либо произошедшим в Салониках, которые ранее считались безопасным городом для евреев. [65] Многие евреи в Салониках покинули районы с еврейским большинством на окраинах города, чтобы переехать ближе к центру города или эмигрировать за границу. Некоторые посещали консульства иностранных государств, спрашивая разрешения поднять флаг своей страны в надежде получить от них защиту. [23] Девора, организация взаимопомощи, созданная в 1920 году еврейскими женщинами из среднего класса, оказывала помощь жертвам нападения. [66] Историк Девин Э. Наар предположил, что воспоминания об участии студентов в погроме Кэмпбелла, возможно, частично объяснили отсутствие еврейского представительства в Университете Салоник : между 1932 и 1935 годами в него не поступали евреи. [67]
В соответствии с Законом 5369, изданным 2 апреля 1932 года, правительство Греции отказалось предоставить какую-либо компенсацию еврейской общине за ущерб, причиненный их собственности, и аннулировало ипотеку, ранее причитавшуюся им государству за землю, на которой был построен Кэмпбелл. [61] Район был полностью заброшен, [23] и был экспроприирован правительством Греции в 1935 году. [61] Всего около 15 000–18 000 евреев эмигрировали из Салоников в Палестину после погрома. [ф] и еще 15 000 переехали во Францию к 1938 году. [50] Позже в 1931 году представители греческих еврейских организаций присоединились к митингам у городской церкви Святого Минаса, призывая к объединению ( энозису ) Кипра и Греции. Наар предположил, что эта националистическая демонстрация могла быть мотивирована либо искренним патриотизмом, либо желанием предотвратить дальнейшие обвинения в нелояльности. [68] При Метаксасе Цви Корец , еврей-ашкенази , был назначен главным раввином Салоников: он председательствовал в период улучшения отношений между евреями города и греческим государством, а также между греческими евреями и православными христианами. [64]
См. также
[ редактировать ]
Сноски
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б 2 миллиона драхм в 1931 году были примерно эквивалентны 25 800 долларам. [1] или примерно эквивалентно 516 903 долларам США в 2023 году.
- ^ Тремопулос сообщает, что общее количество семей, оставшихся без крова, во всех пострадавших районах составляет 210; [52] Музей Холокоста США дает цифру 500. [53]
- ^ 500 000 драхм в 1931 году были примерно эквивалентны 6 450 долларам, [1] или примерно эквивалентно 129 226 долларам США в 2023 году.
- ↑ Фразу произнес Леонидас Ясонидис , депутат от либеральной партии и сторонник EEE. [57]
- ↑ В отличие от фашистских движений в других частях Европы, режим Метаксаса не имел расовой и антисемитской основы своей идеологии. [64]
- ^ Молхо называет цифру 10 000 в период с 1932 по 1934 год. [63]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Министерство торговли США (11 февраля 1933 г.), «Деловая ситуация за рубежом: Греция» , Commerce Reports , 6 : 86.
- ^ Перейти обратно: а б Мазовер 2005 , с. 382.
- ^ Мазовер 2005 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Али 2008 , с. 244.
- ^ Доксиадис 2016 , с. 121.
- ^ Ставрулакис 1993 , с. 4.
- ^ Мазовер 2005 , с. 300.
- ^ Перейти обратно: а б К 2016 году , с. 74.
- ^ Мазовер 2005 , с. 380.
- ^ Мазовер 2005 , стр. 348–350.
- ^ Мазовер 2005 , стр. 351–352.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 65.
- ^ Лагос 2023 , с. 116.
- ^ Маврогордатос 1983 , стр. 257.
- ^ Перейти обратно: а б с Доксиадис 2016 , с. 127.
- ^ Доксиадис 2016 , с. 128.
- ^ Мазовер 2005 , стр. 381–382.
- ^ Перейти обратно: а б с Мазовер 2005 , с. 383.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Флеминг 2010 , с. 97.
- ^ Маврогордатос 1983 , стр. 258.
- ^ Маргаритис 2005 , с. 65
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мазовер 2005 , с. 385.
- ^ Маврогордатос 1983 , стр. 255.
- ^ Маврогордатос 1983 , стр. 258–259.
- ^ Перейти обратно: а б с Мазовер 2005 , с. 386.
- ^ Лагос 2023 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Лагос 2023 , с. 110.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Маргаритис 2005 , с. 59 н. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Лагос 2023 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с Мазовер 2005 , с. 384.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Керем 2009 , с. 366.
- ^ Маргаритис 2005 , с. 61.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 171.
- ^ Перейти обратно: а б с д Флеминг 2010 , с. 98.
- ^ Фрезис 1999 , с. 385.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 82.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Дорданас 2018 , с. 223.
- ^ Перейти обратно: а б Тремопулос 2018 , с. 170.
- ^ Керем 2009 , с. 367; Тремопулос 2018 , с. 170.
- ^ Тремопулос 2018 , стр. 155, 160.
- ^ Мазовер 2005 , с. 385? Тремопулос 2018 , с. 176.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 176.
- ^ Тремопулос 2018 , стр. 176–177.
- ^ Тремопулос 2018 , стр. 177–178.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 179.
- ^ Тремопулос 2018 , стр. 178, 181.
- ^ Перейти обратно: а б с д Керем 2009 , с. 367.
- ^ Тремопулос 2018 , стр. 171–174.
- ^ Перейти обратно: а б Тремопулос 2018 , стр. 171, 180–182.
- ^ «Евреи эвакуируются из Кэмпбелла после погрома 29 июня 1931 года» . Музей Холокоста США. 25 февраля 2005 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 202.
- ^ Флеминг 2010 , с. 99.
- ^ Маврогордатос 1983 , стр. 259.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 302. О биографии Ясонидиса см. Mavrogordatos 1983 , стр. 258–259.
- ^ Тремопулос 2018 , стр. 217–218.
- ^ Перейти обратно: а б с Тремопулос 2018 , с. 333.
- ^ Перейти обратно: а б Тремопулос 2018 , с. 337.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Керем 2009 , с. 368.
- ^ Тремопулос 2018 , с. 342.
- ^ Перейти обратно: а б Молхо 2003 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Мазовер 2005 , с. 388.
- ^ К 2016 году , стр. 30.
- ^ К 2016 году , с. 76.
- ^ К 2016 году , с. 261.
- ^ К 2016 году , с. 31.
Библиография
[ редактировать ]- Али, Гетц (2008). Бенефициары Гитлера: грабежи, расовая война и нацистское государство всеобщего благосостояния . Генри Холта и компании Нью-Йорк: ISBN 9781784786366 .
- Дорданас, Стратос Н. (2018). «Еврейская община Салоников и христианские коллаборационисты:« Те, кто уходят, и что они оставляют после себя » ». У Моисея, А. Дирк; Антониу, Гиоргос (ред.). Холокост в Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 208–227. дои : 10.1017/9781108565776.011 . ISBN 9781108474672 .
- Доксиадис, Евдоксиос (2016). «Место в нации: евреи и греческое государство в долгом 19 веке». По-каталонски Туллия; Дрого, Марко (ред.). Евреи и национальные государства Юго-Восточной Европы с XIX века до Великой депрессии: объединение точек зрения на противоречивую историю . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars. стр. 104–134. ISBN 9781443896627 .
- Флеминг, Кэтрин Элизабет (2010). Греция: еврейская история . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691146126 .
- Фрезис, Рафаил (1999). Еврейская пресса в Греции [ Еврейская раса в Греции ]. Волос: Израильская ассоциация Волоса. ISBN 9789605150167 .
- Керем, Ицхак (2009). «Переселение евреев Салоник». В Эрлихе, М. Аврум (ред.). Энциклопедия еврейской диаспоры: истоки, опыт и культура . Том. 1. Нью-Йорк: ABC-CLIO. стр. 364–368. ISBN 9781851098743 .
- Лагос, Катерина (2023). Режим Четвертого августа и греческое еврейство, 1936–1941 гг . Чам: Спрингер. ISBN 9783031205330 .
- Маргаритис, Георгиос (2005). Нежелательные соотечественники: доказательства уничтожения греческих меньшинств [ Нежелательные соотечественники: доказательства уничтожения меньшинств Греции ] (на греческом языке). Афины: Библиорама. ISBN 9608087430 .
- Маврогордатос, Джордж (1983). Мертворожденная республика: социальные коалиции и партийные стратегии в Греции, 1922–1936 гг . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520043589 .
- Мазовер, Марк (2005) [2004]. Салоники: город призраков . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 9780007120222 .
- Молхо, Рена (2003). «Евреи в Греции в 20 веке» (PDF) . Материалы по истории нашего времени (на французском языке). 71 :39–48. дои : 10.3406/мат.2003.919 .
- Наар, Девин Э. (2016). Еврейские Салоники: между Османской империей и современной Грецией . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804798877 .
- Ставрулакис, Николас (1993). Салоники: евреи и дервиши . Нью-Йорк: Талос Пресс. ISBN 9789607459022 .
- Тремопулос, Михалис (2018). Три буквы «Е» (EEE) и поджог Кэмпбелла: погром 1931 года в Салониках [ Три Э (EEE) и бунт Кэмпбелла: погром 1931 года в Салониках ] (на греческом языке). Салоники: Антигона. ISBN 9786188260443 .