Роза Эскенази
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Роза Эскенази | |
---|---|
![]() Эскенази, 1932 год. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Сара Скинази |
Также известен как | Королева Ребетико |
Рожденный | 1890-е годы Константинополь , Константинопольская губерния , Османская империя (современный Стамбул , Турция ) |
Источник | Константинополь, Османская империя |
Умер | Афины , Греция | 2 декабря 1980 г.
Жанры | Ребетико (Смирнейко) |
Род занятий | Певица |
Годы активности | 1920-е – 1977 г. |
Ранее из | Агапиос Томбулис Смирна Трио |
Веб-сайт | www.mysweetcanary.com |
Роза Эскенази (середина 1890-х — 2 декабря 1980, греческий: Ρόζα Εσκενάζυ) — еврейско-греческая танцовщица и певица ребетико , греческой народной музыки , канто и турецкой народной музыки, родившаяся в Стамбуле , чья запись и сценическая карьера продолжались с конца 1920-х годов. в 1970-е годы. [ 1 ] [ 2 ]
Детство
[ редактировать ]Эскенази родилась Сара Скинази в бедной сефардской еврейской семье в Стамбуле . [ 3 ] [ 4 ] в Константинопольском вилайете Османской империи . На протяжении всей своей карьеры она скрывала свою настоящую дату рождения и утверждала, что родилась в 1910 году. [ 3 ] На самом деле она была как минимум на десять лет старше и, вероятно, родилась где-то между 1895 и 1897 годами. Ее отец, Аврам Скинази, владел складским помещением. [ 3 ] Помимо Розы, у него и его жены Флоры была еще дочь и два сына, Нисим, старший, и Сами. [ 3 ]
Вскоре после начала века семья Скинази переехала в Салоники . [ 3 ] тогда еще под властью Османской империи. В то время город переживал быстрый экономический рост: в период с 1870 по 1917 год его население выросло на 70 процентов. Аврам Скинази нашел работу на хлопкоперерабатывающей фабрике и устраивался на различные случайные заработки, чтобы улучшить финансовое положение своей семьи. В то время он поручил юную Сару соседской девушке, которая обучила нескольких местных детей основам чтения и письма. Она не посещала школу. [ 3 ]
Некоторое время Сара, ее брат и мать жили в соседнем Комотини . [ 3 ] Мать Розы нашла там работу горничной в богатой семье, и Роза помогала ей по хозяйству. Однажды турецкие владельцы местной таверны услышали пение Сары. Они были очарованы ее голосом и сразу же подошли к двери, чтобы выразить желание нанять девушку для выступления в своем клубе. Мать Сары была возмущена предположением, что ее дочь или любой другой член ее семьи станет артисткой . Спустя годы в интервью Роза призналась, что время, проведенное в Комотини, стало поворотным моментом в ее жизни. Именно там, по ее словам, она решила стать певицей и танцовщицей.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Ей не суждено было осуществить свою мечту до возвращения в Салоники. В то время семья снимала квартиру недалеко от городского театра «Гранд-отель», и несколько соседей выступали там. Каждый день Сара помогала двум танцовщицам нести свои костюмы в театр, надеясь, что однажды она появится на сцене вместе с ними. Именно там она наконец начала свою карьеру танцовщицы. Еще будучи подростком, она влюбилась в Янниса Зардинидиса, богатого человека из одной из Каппадокии самых известных семей . Семья Зардинидис не одобряла этот брак, считая ее человеком с распущенными моральными качествами. Тем не менее, примерно в 1913 году они вдвоем сбежали, и Сара сменила имя на Роза, под которым она была известна на протяжении всей своей карьеры.
Зардинидис умер по неизвестным причинам примерно в 1917 году, оставив Сару/Розу с маленьким ребенком Парашом. Понимая, что она не сможет продолжать карьеру артистки, воспитывая младенца, она отдала его в ясли святого Таксиархиса в городе Ксанти . Семья его отца согласилась поддержать его там, и Парашос Зардинидис в конечном итоге вырос и стал высокопоставленным офицером ВВС Греции. Лишь годы спустя он наконец воссоединился со своей матерью, найдя ее в Афинах в 1935 году.
Афины
[ редактировать ]Роза переехала в Афины вскоре после смерти Зардинидиса, чтобы продолжить музыкальную карьеру. Она быстро объединилась с двумя артистами армянского кабаре, Серамусом и Забелем, которым она, как сообщается, понравилась, потому что она говорила по-турецки и потому что проявила талант певицы. Хотя она продолжала выступать как танцовщица, она начала петь для покровителей клуба на греческом, турецком и армянском языках. известный композитор и импресарио Панайотис Тундас Именно там ее впервые «открыл» в конце 1920-х годов . Тундас сразу признал ее талант и познакомил ее с Вассилисом Тумбакарисом из Columbia Records .

В 1929 году Роза вырезал для Колумбии четыре стороны, три из которых были аманедес (Циваери, Миноре и Мацоре) и одна демотическая (Эморфи Поу Эйн I Лейвадия). К середине 1930-х годов она записала более 300 песен для Columbia и HMV и стала одной из их самых популярных звезд. Некоторые из них были народными песнями, особенно из Греции и Смирны ( Измир ) в Турции . Однако ее самым важным вкладом на местную музыкальную сцену стали записи ребетико и особенно школы ребетико Смирны. Ей приписывают большую роль в прорыве этого стиля в массовую культуру. [ нужна ссылка ]
Вскоре после того, как она начала запись, Роза Taygetos также начала выступать по вечерам в ночном клубе в Афинах. Вместе с ней на сцене выступили Тундас, скрипач Димитриос Семсис и удист Агапиос Томбулис . Эскенази, однако, был звездой шоу, зарабатывая беспрецедентные 200 драхм за ночь. Позже она призналась своему биографу Костасу Хацидулису, что могла бы быть намного богаче, хотя бы благодаря доходам от шоу, но у нее слабость к дорогим украшениям, и она тратит на них слишком большую часть своего дохода.

Международная карьера
[ редактировать ]Вскоре ее карьера вышла за пределы политических границ Греции и охватила греческую диаспору . Вместе с Томбулисом она побывала в Египте , Албании и Сербии , получив теплый прием не только со стороны местных греческих, но и турецких общин. В ее музыке была определенная острота, а одна из ее песен, Πρέζα όταν Πιείς («Когда ты принимаешь героин»), даже подверглась цензуре греческого диктатора Иоанниса Метаксаса . В результате его решений многие другие традиционные художники Ребетико оказались на обочине, хотя новое течение в жанре, возглавляемое Василисом Цицанисом , набирало силу.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Однако в течение короткого времени собственная независимость Греции окажется под угрозой. К 1940 году Италия вторглась, а в 1941 году немецкая армия оккупировала страну. Несмотря на репрессивный режим, она продолжала выступать, а в 1942 году даже открыла собственный ночной клуб «Кристалл» вместе со своим сыном Парашосом, с которым с тех пор воссоединилась. Хотя она была еврейкой, ей удалось получить поддельное свидетельство о крещении, хотя ее безопасность была обеспечена еще и романом с немецким офицером.
Эскенази вряд ли можно было назвать предателем или даже коллаборационистом. Она использовала свое привилегированное положение для поддержки местного сопротивления и прятала в своем доме бойцов сопротивления и даже английских агентов. Ей также удалось спасти евреев в Афинах и Салониках. Среди тех, кого она спасла от депортации в Освенцим, была и ее собственная семья. К 1943 году ее прикрытие окончательно распалось, и Эскенази арестовали. Она провела три месяца в тюрьме, прежде чем совместными усилиями ее немецкого любовника и сына удалось добиться ее освобождения. Остаток войны она провела в бегах, опасаясь, что ее снова арестуют.
Послевоенные годы
[ редактировать ]На протяжении своей долгой карьеры Роза установила хорошие отношения с Columbia Records Василисом Тумбакарисом и Миносом Матсасом, которые недавно основали Odeon/Parlophone . Это позволило ей способствовать карьере многих других известных артистов, в том числе Марики Ниноу . Она познакомила их с союзом музыкантов Allilovoithia , и вскоре они начали записываться с Василисом Цицанисом.
В 1949 году Роза вернулась в Патры, чтобы получить новое удостоверение личности. Она также дала несколько концертов, но настоящий поворотный момент в ее жизни наступил, когда она встретила Христаса Филиппакопулоса, молодого полицейского почти на тридцать лет моложе ее. Несмотря на разницу в возрасте, они влюбились друг в друга. Это были отношения, которые в той или иной форме продлились до конца жизни Розы.
Хотя Роза много гастролировала по Балканам, только в 1952 году она совершила свой первый тур по Соединенным Штатам , чтобы выступить там перед греческой и турецкой диаспорой. Поездка спонсировалась рестораном и баром «Парфенон» в Нью-Йорке и длилась несколько месяцев. Это был первый из нескольких музыкальных туров за границу. В 1955 году албанский импресарио Айден Лесковику из Balkan Record Company пригласил ее выступить и записаться в Стамбуле, где она родилась. В итоге она записала для Лесковику около сорока песен и получила за них около 5000 долларов. Хотя это была относительно ничтожная сумма, позже она утверждала, что ее гонорары и чаевые в десять раз превышали эту сумму.
Вскоре после Стамбула она отправилась еще в два тура по Соединенным Штатам и выступила в Нью-Йорке, Детройте и Чикаго . 5 июля 1958 года она вышла замуж за Фрэнка Александра во время своей второй поездки в США. Казалось, свадьба была только номинальной. Это было необходимо ей для получения разрешения на работу в США. Тем не менее, Эскенази любила Америку и эмигрировала бы туда, если бы не ее другая любовь, Христос Филиппакопулос. Она вернулась в Афины в 1959 году, чтобы быть с ним. На деньги, заработанные в Штатах, она купила им двоим большой дом в Кипоуполи, а также два грузовика и несколько лошадей. Она и Филиппакопулос проживут в этом доме до конца своей жизни.
Упадок и новое открытие
[ редактировать ]Эскенази сейчас было за шестьдесят, и музыкальная сцена в Греции значительно изменилась с тех пор, как она начала свою карьеру более четырех десятилетий назад. Популярность Смирнейко (музыка Измира) и Ребетико упала, и ей, как и другим мастерам этого жанра, приходилось время от времени появляться на деревенских фестивалях и других небольших мероприятиях. Хотя в последующие годы она записала несколько песен, в основном это были каверы на ее старые, известные хиты, созданные для небольших звукозаписывающих компаний в Афинах.
Лишь в конце 1960-х годов интерес к ее ранним работам возобновился. RCA записали два альбома 45, содержащие четыре ее песни (включая "Sabah Amanes") со скрипачом Димитрисом Манисалисом, но выпуск был ограничен. Однако все изменилось в последние дни военной диктатуры в начале 1970-х годов. Внезапно у молодежи страны возобновился интерес к городским песням прошлого, и было выпущено несколько важных сборников. Одним из самых известных был Rebetiki Istoria , сборник музыки Ребетико из шести пластинок, проданный сотнями тысяч копий.
Что отличало это десятилетие от ее предыдущей карьеры, так это широкое появление телевидения. Роза быстро адаптировалась к новой среде и появилась на ряде шоу. В 1973 году она была задокументирована в короткометражном фильме « To Bouzouki » (режиссер Василис Марос ), а в 1976 году она снялась в специальном телешоу с Харисом Алексиу , которое включало интервью и песни, а также еще пару выступлений. Однако на протяжении всего этого времени Роза никогда не отказывалась от своих корней в ночных клубах страны и еженедельно давала живые выступления в Themelio , ночном клубе в Плаке.
Как одну из немногих выживших певиц Ребетико, которая продолжала работать в то время, художники и музыковеды начали изучать ее стиль, который считался «аутентичным». Это оказало неизгладимое влияние на новое поколение исполнителей, включая Харис Алексиу (с которым она выступала на телевидении) и Гликерию . В то время как музыканты и ученые были заинтригованы ее способностями, а также ее пониманием затерянного музыкального мира, широкая публика была менее восторженна и считала ее скорее диковинкой. Тем не менее, она продолжала выступать, дав свой последний концерт в сентябре 1977 года, когда ей было не менее 80 лет, в Патрах.
Последние дни
[ редактировать ]Эскенази провела свои последние годы в тишине, в своем доме в Кипоуполи, вместе с Христосом Филиппакопулосом. Хотя она была еврейкой с рождения, в 1976 году она приняла греческую православную веру и была переименована в Розалию Эскенази. Через два года у нее начали проявляться симптомы болезни Альцгеймера , и она время от времени терялась по пути домой. Летом 1980 года она поскользнулась дома и сломала бедро. Это привело к тому, что она провела три месяца в больнице, где Христос постоянно был рядом с ней, заботясь обо всех ее нуждах. Она ненадолго вернулась домой, но вскоре снова оказалась в частной клинике из-за инфекции. Там она и умерла 2 декабря 1980 года. Роза Эскенази была похоронена в безымянной могиле в деревне Стомио в Коринфии . В 2008 году сельский комитет по культуре собрал достаточно денег, чтобы установить простое надгробие с надписью «Роза Эскенази, художница».
Биографии
[ редактировать ]В 1982 году, через два года после ее смерти, Костас Хацидулис опубликовал краткие мемуары под названием Αυτά που Θυμάμαι («То, что я помню»), основанные на интервью, которые Эскенази дал в более позднем возрасте. В книгу была включена обширная коллекция фотографий, особенно Розы в начале ее карьеры.
В 2008 году режиссер Рой Шер из Sher Productions начал работу над музыкальным документальным фильмом « Моя сладкая канарейка» , основанным на жизни и карьере Розы Эскенази. В фильме международного совместного производства рассказывается о трех молодых музыкантах из Греции, Турции и Израиля , которые отправляются в путешествие в поисках самого известного и любимого греческого исполнителя Ребетико. Фильм планировалось выпустить в 2011 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моя сладкая канарейка , Пресс-кит, Фестиваль документального кино в Салониках.
- ^ Караянни, Ставрос Ставру (2004). Танцующий страх и желание: раса, сексуальность и имперская политика в ближневосточном танце . Издательство Университета Уилфрида Лорье. п. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Роза Эскенази | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Европейские маршруты еврейского наследия: Роза Эскенази» . Еврейское наследие . Проверено 21 августа 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Моя сладкая канарейка , Официальный сайт музыкального документального фильма Моя сладкая канарейка : путешествие по жизни и музыке Розы Эскенази.
- Моя сладкая канарейка на международном фестивале в Салониках на личном сайте Анны Брунсвик (на французском языке).
Дискография
[ редактировать ]Эскенази можно услышать на многих компакт-дисках-антологиях, перечисленных в дискографии ребетико . Ее собственные компакт-диски, которые могут быть доступны в англоязычных странах, включают:
- Роза Эскенази возвращается в Rounder Select 1933–1936 годов, 1996 год.
- рождение 1890-х годов
- 1980 смертей
- Переходит в православие из иудаизма
- Певцы из Стамбула
- Жители Константинопольского вилайета
- Евреи-сефарды из Османской империи
- Греческие певицы XX века
- Греческие евреи-сефарды
- Греческие певцы ребетико
- Турецкие евреи-сефарды
- Еврейские певицы
- Еврейские танцоры
- Певцы из Салоник