Jump to content

Роза Эскенази

Роза Эскенази
Эскенази, 1932 год.
Эскенази, 1932 год.
Справочная информация
Имя при рождении Сара Скинази
Также известен как Королева Ребетико
Рожденный 1890-е годы
Константинополь , Константинопольская губерния , Османская империя
(современный Стамбул , Турция )
Источник Константинополь, Османская империя
Умер ( 1980-12-02 ) 2 декабря 1980 г.
Афины , Греция
Жанры Ребетико (Смирнейко)
Род занятий Певица
Годы активности 1920-е – 1977 г.
Ранее из Агапиос Томбулис
Смирна Трио
Веб-сайт www.mysweetcanary.com

Роза Эскенази (середина 1890-х — 2 декабря 1980, греческий: Ρόζα Εσκενάζυ) — еврейско-греческая танцовщица и певица ребетико , греческой народной музыки , канто и турецкой народной музыки, родившаяся в Стамбуле , чья запись и сценическая карьера продолжались с конца 1920-х годов. в 1970-е годы. [ 1 ] [ 2 ]

Эскенази родилась Сара Скинази в бедной сефардской еврейской семье в Стамбуле . [ 3 ] [ 4 ] в Константинопольском вилайете Османской империи . На протяжении всей своей карьеры она скрывала свою настоящую дату рождения и утверждала, что родилась в 1910 году. [ 3 ] На самом деле она была как минимум на десять лет старше и, вероятно, родилась где-то между 1895 и 1897 годами. Ее отец, Аврам Скинази, владел складским помещением. [ 3 ] Помимо Розы, у него и его жены Флоры была еще дочь и два сына, Нисим, старший, и Сами. [ 3 ]

Вскоре после начала века семья Скинази переехала в Салоники . [ 3 ] тогда еще под властью Османской империи. В то время город переживал быстрый экономический рост: в период с 1870 по 1917 год его население выросло на 70 процентов. Аврам Скинази нашел работу на хлопкоперерабатывающей фабрике и устраивался на различные случайные заработки, чтобы улучшить финансовое положение своей семьи. В то время он поручил юную Сару соседской девушке, которая обучила нескольких местных детей основам чтения и письма. Она не посещала школу. [ 3 ]

Некоторое время Сара, ее брат и мать жили в соседнем Комотини . [ 3 ] Мать Розы нашла там работу горничной в богатой семье, и Роза помогала ей по хозяйству. Однажды турецкие владельцы местной таверны услышали пение Сары. Они были очарованы ее голосом и сразу же подошли к двери, чтобы выразить желание нанять девушку для выступления в своем клубе. Мать Сары была возмущена предположением, что ее дочь или любой другой член ее семьи станет артисткой . Спустя годы в интервью Роза призналась, что время, проведенное в Комотини, стало поворотным моментом в ее жизни. Именно там, по ее словам, она решила стать певицей и танцовщицей.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Ей не суждено было осуществить свою мечту до возвращения в Салоники. В то время семья снимала квартиру недалеко от городского театра «Гранд-отель», и несколько соседей выступали там. Каждый день Сара помогала двум танцовщицам нести свои костюмы в театр, надеясь, что однажды она появится на сцене вместе с ними. Именно там она наконец начала свою карьеру танцовщицы. Еще будучи подростком, она влюбилась в Янниса Зардинидиса, богатого человека из одной из Каппадокии самых известных семей . Семья Зардинидис не одобряла этот брак, считая ее человеком с распущенными моральными качествами. Тем не менее, примерно в 1913 году они вдвоем сбежали, и Сара сменила имя на Роза, под которым она была известна на протяжении всей своей карьеры.

Зардинидис умер по неизвестным причинам примерно в 1917 году, оставив Сару/Розу с маленьким ребенком Парашом. Понимая, что она не сможет продолжать карьеру артистки, воспитывая младенца, она отдала его в ясли святого Таксиархиса в городе Ксанти . Семья его отца согласилась поддержать его там, и Парашос Зардинидис в конечном итоге вырос и стал высокопоставленным офицером ВВС Греции. Лишь годы спустя он наконец воссоединился со своей матерью, найдя ее в Афинах в 1935 году.

Роза переехала в Афины вскоре после смерти Зардинидиса, чтобы продолжить музыкальную карьеру. Она быстро объединилась с двумя артистами армянского кабаре, Серамусом и Забелем, которым она, как сообщается, понравилась, потому что она говорила по-турецки и потому что проявила талант певицы. Хотя она продолжала выступать как танцовщица, она начала петь для покровителей клуба на греческом, турецком и армянском языках. известный композитор и импресарио Панайотис Тундас Именно там ее впервые «открыл» в конце 1920-х годов . Тундас сразу признал ее талант и познакомил ее с Вассилисом Тумбакарисом из Columbia Records .

"Фото трио Smyrna Style (около 1930 г.)
К. Ламброс, Р. Эскенази, А. Томбулис (Афины, около 1930 г.)

В 1929 году Роза вырезал для Колумбии четыре стороны, три из которых были аманедес (Циваери, Миноре и Мацоре) и одна демотическая (Эморфи Поу Эйн I Лейвадия). К середине 1930-х годов она записала более 300 песен для Columbia и HMV и стала одной из их самых популярных звезд. Некоторые из них были народными песнями, особенно из Греции и Смирны ( Измир ) в Турции . Однако ее самым важным вкладом на местную музыкальную сцену стали записи ребетико и особенно школы ребетико Смирны. Ей приписывают большую роль в прорыве этого стиля в массовую культуру. [ нужна ссылка ]

Вскоре после того, как она начала запись, Роза Taygetos также начала выступать по вечерам в ночном клубе в Афинах. Вместе с ней на сцене выступили Тундас, скрипач Димитриос Семсис и удист Агапиос Томбулис . Эскенази, однако, был звездой шоу, зарабатывая беспрецедентные 200 драхм за ночь. Позже она призналась своему биографу Костасу Хацидулису, что могла бы быть намного богаче, хотя бы благодаря доходам от шоу, но у нее слабость к дорогим украшениям, и она тратит на них слишком большую часть своего дохода.

"Фото трио Smyrna Style (1932)
Д. Семсис, А. Томбулис, Р. Эскенази (Афины, 1932 г.)

Международная карьера

[ редактировать ]

Вскоре ее карьера вышла за пределы политических границ Греции и охватила греческую диаспору . Вместе с Томбулисом она побывала в Египте , Албании и Сербии , получив теплый прием не только со стороны местных греческих, но и турецких общин. В ее музыке была определенная острота, а одна из ее песен, Πρέζα όταν Πιείς («Когда ты принимаешь героин»), даже подверглась цензуре греческого диктатора Иоанниса Метаксаса . В результате его решений многие другие традиционные художники Ребетико оказались на обочине, хотя новое течение в жанре, возглавляемое Василисом Цицанисом , набирало силу.

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Однако в течение короткого времени собственная независимость Греции окажется под угрозой. К 1940 году Италия вторглась, а в 1941 году немецкая армия оккупировала страну. Несмотря на репрессивный режим, она продолжала выступать, а в 1942 году даже открыла собственный ночной клуб «Кристалл» вместе со своим сыном Парашосом, с которым с тех пор воссоединилась. Хотя она была еврейкой, ей удалось получить поддельное свидетельство о крещении, хотя ее безопасность была обеспечена еще и романом с немецким офицером.

Эскенази вряд ли можно было назвать предателем или даже коллаборационистом. Она использовала свое привилегированное положение для поддержки местного сопротивления и прятала в своем доме бойцов сопротивления и даже английских агентов. Ей также удалось спасти евреев в Афинах и Салониках. Среди тех, кого она спасла от депортации в Освенцим, была и ее собственная семья. К 1943 году ее прикрытие окончательно распалось, и Эскенази арестовали. Она провела три месяца в тюрьме, прежде чем совместными усилиями ее немецкого любовника и сына удалось добиться ее освобождения. Остаток войны она провела в бегах, опасаясь, что ее снова арестуют.

Послевоенные годы

[ редактировать ]

На протяжении своей долгой карьеры Роза установила хорошие отношения с Columbia Records Василисом Тумбакарисом и Миносом Матсасом, которые недавно основали Odeon/Parlophone . Это позволило ей способствовать карьере многих других известных артистов, в том числе Марики Ниноу . Она познакомила их с союзом музыкантов Allilovoithia , и вскоре они начали записываться с Василисом Цицанисом.

В 1949 году Роза вернулась в Патры, чтобы получить новое удостоверение личности. Она также дала несколько концертов, но настоящий поворотный момент в ее жизни наступил, когда она встретила Христаса Филиппакопулоса, молодого полицейского почти на тридцать лет моложе ее. Несмотря на разницу в возрасте, они влюбились друг в друга. Это были отношения, которые в той или иной форме продлились до конца жизни Розы.

Хотя Роза много гастролировала по Балканам, только в 1952 году она совершила свой первый тур по Соединенным Штатам , чтобы выступить там перед греческой и турецкой диаспорой. Поездка спонсировалась рестораном и баром «Парфенон» в Нью-Йорке и длилась несколько месяцев. Это был первый из нескольких музыкальных туров за границу. В 1955 году албанский импресарио Айден Лесковику из Balkan Record Company пригласил ее выступить и записаться в Стамбуле, где она родилась. В итоге она записала для Лесковику около сорока песен и получила за них около 5000 долларов. Хотя это была относительно ничтожная сумма, позже она утверждала, что ее гонорары и чаевые в десять раз превышали эту сумму.

Вскоре после Стамбула она отправилась еще в два тура по Соединенным Штатам и выступила в Нью-Йорке, Детройте и Чикаго . 5 июля 1958 года она вышла замуж за Фрэнка Александра во время своей второй поездки в США. Казалось, свадьба была только номинальной. Это было необходимо ей для получения разрешения на работу в США. Тем не менее, Эскенази любила Америку и эмигрировала бы туда, если бы не ее другая любовь, Христос Филиппакопулос. Она вернулась в Афины в 1959 году, чтобы быть с ним. На деньги, заработанные в Штатах, она купила им двоим большой дом в Кипоуполи, а также два грузовика и несколько лошадей. Она и Филиппакопулос проживут в этом доме до конца своей жизни.

Упадок и новое открытие

[ редактировать ]

Эскенази сейчас было за шестьдесят, и музыкальная сцена в Греции значительно изменилась с тех пор, как она начала свою карьеру более четырех десятилетий назад. Популярность Смирнейко (музыка Измира) и Ребетико упала, и ей, как и другим мастерам этого жанра, приходилось время от времени появляться на деревенских фестивалях и других небольших мероприятиях. Хотя в последующие годы она записала несколько песен, в основном это были каверы на ее старые, известные хиты, созданные для небольших звукозаписывающих компаний в Афинах.

Лишь в конце 1960-х годов интерес к ее ранним работам возобновился. RCA записали два альбома 45, содержащие четыре ее песни (включая "Sabah Amanes") со скрипачом Димитрисом Манисалисом, но выпуск был ограничен. Однако все изменилось в последние дни военной диктатуры в начале 1970-х годов. Внезапно у молодежи страны возобновился интерес к городским песням прошлого, и было выпущено несколько важных сборников. Одним из самых известных был Rebetiki Istoria , сборник музыки Ребетико из шести пластинок, проданный сотнями тысяч копий.

Что отличало это десятилетие от ее предыдущей карьеры, так это широкое появление телевидения. Роза быстро адаптировалась к новой среде и появилась на ряде шоу. В 1973 году она была задокументирована в короткометражном фильме « To Bouzouki » (режиссер Василис Марос ), а в 1976 году она снялась в специальном телешоу с Харисом Алексиу , которое включало интервью и песни, а также еще пару выступлений. Однако на протяжении всего этого времени Роза никогда не отказывалась от своих корней в ночных клубах страны и еженедельно давала живые выступления в Themelio , ночном клубе в Плаке.

Как одну из немногих выживших певиц Ребетико, которая продолжала работать в то время, художники и музыковеды начали изучать ее стиль, который считался «аутентичным». Это оказало неизгладимое влияние на новое поколение исполнителей, включая Харис Алексиу (с которым она выступала на телевидении) и Гликерию . В то время как музыканты и ученые были заинтригованы ее способностями, а также ее пониманием затерянного музыкального мира, широкая публика была менее восторженна и считала ее скорее диковинкой. Тем не менее, она продолжала выступать, дав свой последний концерт в сентябре 1977 года, когда ей было не менее 80 лет, в Патрах.

Последние дни

[ редактировать ]

Эскенази провела свои последние годы в тишине, в своем доме в Кипоуполи, вместе с Христосом Филиппакопулосом. Хотя она была еврейкой с рождения, в 1976 году она приняла греческую православную веру и была переименована в Розалию Эскенази. Через два года у нее начали проявляться симптомы болезни Альцгеймера , и она время от времени терялась по пути домой. Летом 1980 года она поскользнулась дома и сломала бедро. Это привело к тому, что она провела три месяца в больнице, где Христос постоянно был рядом с ней, заботясь обо всех ее нуждах. Она ненадолго вернулась домой, но вскоре снова оказалась в частной клинике из-за инфекции. Там она и умерла 2 декабря 1980 года. Роза Эскенази была похоронена в безымянной могиле в деревне Стомио в Коринфии . В 2008 году сельский комитет по культуре собрал достаточно денег, чтобы установить простое надгробие с надписью «Роза Эскенази, художница».

Биографии

[ редактировать ]

В 1982 году, через два года после ее смерти, Костас Хацидулис опубликовал краткие мемуары под названием Αυτά που Θυμάμαι («То, что я помню»), основанные на интервью, которые Эскенази дал в более позднем возрасте. В книгу была включена обширная коллекция фотографий, особенно Розы в начале ее карьеры.

В 2008 году режиссер Рой Шер из Sher Productions начал работу над музыкальным документальным фильмом « Моя сладкая канарейка» , основанным на жизни и карьере Розы Эскенази. В фильме международного совместного производства рассказывается о трех молодых музыкантах из Греции, Турции и Израиля , которые отправляются в путешествие в поисках самого известного и любимого греческого исполнителя Ребетико. Фильм планировалось выпустить в 2011 году.

  1. ^ Моя сладкая канарейка , Пресс-кит, Фестиваль документального кино в Салониках.
  2. ^ Караянни, Ставрос Ставру (2004). Танцующий страх и желание: раса, сексуальность и имперская политика в ближневосточном танце . Издательство Университета Уилфрида Лорье. п. 152.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Роза Эскенази | Архив еврейских женщин» . jwa.org . Проверено 21 августа 2019 г.
  4. ^ «Европейские маршруты еврейского наследия: Роза Эскенази» . Еврейское наследие . Проверено 21 августа 2019 г.
[ редактировать ]

Дискография

[ редактировать ]

Эскенази можно услышать на многих компакт-дисках-антологиях, перечисленных в дискографии ребетико . Ее собственные компакт-диски, которые могут быть доступны в англоязычных странах, включают:

  • Роза Эскенази возвращается в Rounder Select 1933–1936 годов, 1996 год.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8614d7f73b46a4e1768553bcc36539d5__1717728600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/d5/8614d7f73b46a4e1768553bcc36539d5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Roza Eskenazi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)