История евреев в Арте
Еврейская община в Арте считается древней еврейской общиной-романиотами и старейшей общиной в Греции и Эпирском нет регионе, хотя официально она была признана только в 1920 году. Сегодня евреев в Арте , община была распущена в 1959 году. [ 1 ] [ 2 ]
История
[ редактировать ]Евреи жили в Арте с 11 века, во времена византийского правления, и концентрировались вокруг синагоги, известной как «Кехилат Кодеш Тошавим». В 1173 году Бенджамин Туделинский город посетил и нашел там 100 еврейских семей. Предполагается, что еврейские семьи также жили в Арте в 14-15 веках и поддерживали связи с общинами Янины на севере и Лепанто на юге. [ 3 ] [ 2 ]
Арта была завоевана в 1449 году османами, однако о раннем периоде завоевания имеется не так много информации, за исключением свидетельств изгнания евреев в Стамбул . Число изгнанников неизвестно, но по оценкам, в Стамбуле было около 120 изгнанников. Единственным существующим документом является список вакфов (пожертвований) Стамбула за 1540 и 1545 годы, в котором указывается, что налог джизья с евреев был передан вакфам. [ 4 ]
В 16 веке, во времена Османской империи, еврейская община Арты считалась одной из важных, богатых и авторитетных общин в Эпирском регионе Греции и империи. В этот период прибыли беженцы из Испании , Сицилии , Португалии , Калабрии , Апулии , Кампании (Неаполя), а также евреи из других городов Эпирского региона. Рост еврейского населения в городе способствовал строительству нескольких синагог различными общинами в зависимости от места их происхождения: Корфу, Сицилия, Калабрия и другие. [ 5 ]
Одной из синагог была синагога Пульеза, основанная евреями-беженцами из Апулии и Калабрии. Эта синагога была пристроена к синагоге Грека, основанной в 13 веке. В городе было четыре основные общины, крупнейшей из которых была «Кахал Тошавим», также известная как «Григуш» или «Корфу». Другими общинами были: Кахал Сицилия, Кахал Калабрия и Кахал Апулия. [ 6 ]
Беженцы из Испании интегрировались в различные общины. Их обычаи и культура соответствовали прежним местам проживания, и между ними часто возникали конфликты и споры. [ 4 ]
Налоги коллективно передавались османским властям, а социальные взаимодействия между евреями и их мусульманскими и греческими соседями были редкими и ограничивались экономическими отношениями. [ 4 ]
В 17 веке многие евреи из Арты мигрировали в Янину и другие города, чтобы основать там общины романиотов. Остальные еврейские жители Арты объединились в одну общину, молились по сефардскому обряду и говорили по-гречески, смешав слова с итальянскими и испанскими словами. Их ситуация с безопасностью была очень плохой, и они находились в духовном и экономическом упадке из-за тяжелого экономического бремени, наложенного султаном. Несмотря на свое тяжелое положение, они постарались отправить средства на поддержку еврейского поселения в Земле Израиля через приехавших к ним эмиссаров. [ 5 ]
В XVIII веке эмиссары продолжали прибывать. Один из них, раввин Самсон Гомес Пато, был убит. Члены «Общества Гемилут Хасадим» из Арты отправились забрать его тело и тела двух его товарищей и привезли их для захоронения в город. Кроме того, известно, что в этот период в Землю Израиля иммигрировали отдельные евреи из Арты. [ 5 ]
В XIX веке (1881 г.) контроль над регионом перешёл к грекам, разговорным языком евреев был иудео-испанский, на нём говорили члены общины вплоть до Холокоста. В этот период было создано «Общество Талмуд-Торы нашего города Арта Иц» с целью поощрения образования в этом месте, но оно также принимало членов из соседних поселений. [ 5 ]
В 1880 году общество опубликовало свои уставы на трех языках: иврите, итальянском и греческом. Президентом ассоциации был Юлис Бассо (Биссо), его заместителем — Якоб Майони, а казначеем — доктор медицинских наук Йоханнес. Другими созданными в то время ассоциациями были «Общество милосердия» и «Братская помощь». Эмиссары Земли Израиля продолжали прибывать в Арту в 19 веке по пути на Корфу и в Италию, вмешивались в дела общины и укрепляли ее соглашения и правила своими постановлениями. Турецко-греческая война нарушила экономическую ситуацию в регионе, и к концу века произошла миграция евреев в основном в Северную Америку. [ 5 ]
В начале 20 века в Арте проживало около 100–200 еврейских семей. После обращения президента общины Якоба Ганиса и секретаря Виктора Элазара община получила официальное признание со стороны греческого правительства в 1920 году. В эти годы евреи пользовались религиозной свободой и экономической независимостью и даже были назначены в городской совет. Евреи Арты жили в трех кварталах: квартале Цимента, квартале Охтос, в котором была школа, и квартале Ролои, в котором было две синагоги — старая синагога и новая синагога, в которой также была миква . [ 5 ]
Между войнами
[ редактировать ]После Первой мировой войны у сефардской общины в этом районе была еврейская начальная школа. В эти годы сионистское движение . в городе начало развиваться [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1940 году в Арте проживало около 384-400 еврейских жителей. Город находился под итальянской оккупацией , и отношения между еврейской общиной и властями были хорошими. Греческое население города пыталось облегчить им жизнь, и жизнь продолжалась в обычном режиме в течение почти трех лет, несмотря на то, что от них требовалось носить желтый значок и соблюдать комендантский час. [ 8 ]
В сентябре 1943 года немцы вошли в Арту, а 24 марта 1944 года в город прибыло подразделение гестапо из Агринио. Немцы потребовали и получили имена и адреса евреев из мэрии. Согласно имевшемуся у них списку, большинство евреев - 352 человека - были арестованы. Немцы сосредоточили их в кинотеатре «Орфей» вместе с евреями, депортированными из города Превеза . Оттуда 2 апреля 1944 года их всех перевели в пересыльный лагерь Хайдари под Афинами , а через несколько дней отправили поездом в лагерь смерти Освенцим-Биркенау . Нескольким молодым людям удалось скрыться. [ 8 ] [ 9 ]
Одним из людей, поддержавших евреев в это трудное время и сохранивших с ними хорошие отношения, был епископ Спиридон Гинакас. Когда немцы вошли в Арту, он обратился к ним с просьбой облегчить бремя евреев, но они отвергли его просьбу. После отказа он посоветовал членам еврейской общины бежать в близлежащие деревни и скрываться, но лишь немногие откликнулись и сбежали. Один из его преемников, Игнатий III, показал, что Спиридон защищал евреев, осознавал их уязвимость и делал все, что было в его силах, чтобы предотвратить причинение им вреда. [ 8 ]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После войны в Арте осталось около 50 евреев. 30 человек вернулись в город, а около 20 удалось выжить, поскольку они прятались в различных деревнях этого района. [ 10 ]
22 марта 1946 года, вскоре после окончания войны, Арту посетил Канари Константинес, который готовил доклад для Центрального комитета греческих общин. В отчете говорилось, что на месте произошли огромные разрушения: разрушены синагоги (на стене синагоги Полиизи он заметил надпись от 12 марта 1882 г.), разрушено еврейское кладбище, магазины и дома не возвращены в свое место. владельцев, не было общинной жизни, религиозные, административные и образовательные учреждения были разрушены, не было раввинов и учителей. [ 10 ]
Несмотря на тяжелое положение вернувшихся в город евреев, до 1948 года предпринимались попытки реорганизовать общину. Президент общины Рафаэль Якуэль, Барух Авраам Барух, который был учителем, и остальные члены общины пытались пригласить кого-нибудь с Корфу на различные административные должности, но это также не удалось. [ 10 ]
Эта ситуация привела к эмиграции большинства членов общины в Израиль, США и Афины. В 1958 году в Арте оставалось около 20 евреев, а в 1959 году евреев в Арте уже не осталось – община была распущена постановлением правительства, опубликованным в «Правительственной газете» 10 августа 1959 года. Синагога и кладбище были переоборудованы под другие нужды. в городе. [ 10 ]
Центральные институты сообщества
[ редактировать ]Синагоги
[ редактировать ]Источник: [ 1 ]
- Синагога . Священной Общины Жителей, старейшая из 11 века
- Синагога Грека (Greca), основанная в 13 веке. В 1941 году город подвергся бомбардировке, и среди руин находилась синагога, в которой находилась важная местная библиотека 16 века, созданная Бенджамином Зеэвом бен Матитьясом (который был судьей суда Арты). Руины синагоги сохранялись до 1950-х годов, а затем на ее месте был разбит парк.
- Синагога Пульеза (Pulieza), построенная беженцами из Апулии и Калабрии. После войны площадь синагоги была разделена на три части, и осталась только стена синагоги с фонтаном, находящаяся в частной собственности.
- В 1679 году здесь была синагога под названием «К. К. Клорисо» ( Калабрия ).
Кладбище
[ редактировать ]Еврейское кладбище располагалось на холме Перанти. Путь к нему был труден, и умершего пришлось нести на руках. Здесь был участок, предназначенный для захоронения раввинов, а забор вокруг него был построен на средства поместья Ицхака Суси. В отчете, написанном Канари Константинесом, он отметил, что еврейское кладбище полностью разрушено, ни одно надгробие не осталось целым, могилы разрушены, и только их остатки являются признаком того, что здесь было еврейское кладбище. [ 11 ]
День памяти
[ редактировать ]Перед крепостными стенами в 2000 году был установлен памятник в память о жертвах и уничтоженной общине. В апреле 2017 года памятник был испорчен краской, через несколько дней после того, как община провела церемонию памяти еврейской общины, существовавшей в Арте до войны. [ 11 ] [ 12 ]
Еврейские семьи, жившие в Арте
[ редактировать ]После войны в еврейском квартале сохранилось очень мало еврейских домов. Среди уцелевших домов сохранились фонтан и стена синагоги Полиция, расположенная слева от дома семьи Хацис, на месте строительства новых зданий. Среди семей, проживавших в городе, были: семья Мизан, семья Ниссим Мионис, семья Бассос и Таления Сабас, семья Мусси, семья Исси и Соломон Хацис. Дополнительные фамилии, типичные для евреев Арты: Бадола, Били, Барух, Барзилай, Браха, Габи, Григо, Дойли, Зафарна, Марато, Папо, Философ, Фришко, Цури, Каталано, Калио, Руссо (Рошо), Романо. , Матса, Де Мили, Нави, Соси. [ 4 ]
Музыкальная традиция евреев Арты
[ редактировать ]Община располагала рукописями пиютим, написанными на греческом или греческом и других языках еврейскими буквами. [ 4 ] Кроме того, у членов общины существовала традиция отмечать праздники уникальным образом, например, особая традиция Пурима с традиционными песнями об истории Эстер . [ 4 ]
Кетубот
[ редактировать ]Своеобразие греческого иудаизма выражается в романиотских кетуботах, сохранившихся в общинах Арты, Янины и других общинах. Что особенного в этих кетуботах, так это то, что они богаты мотивами ярких цветов цветения и роста, которые выражают радость свадьбы. Они богаты избранными стихами благословения и элементами защиты супругов, а текст в них уникален. Текст в этих кетуботах написан в соответствии с романиотской традицией, которая сохранила древние и уникальные элементы текста ктубы и свадебных обычаев. [ 13 ]
дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эстер Бенавса, Аарон Родриг, Евреи Испании в балканских странах пятнадцатого-двадцатого века, перевод: Айя Брейер, Иерусалим : Центр Залмана Шазара , 2001.
- Il Genio , Израильские общины на Востоке в девятнадцатом и двадцатом веках, Греция, Иерусалим: Министерство образования, Педагогический секретариат, Центр интеграции наследия восточного иудаизма, Институт Бен Цви , 2014.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Еврейская община Арты, Греция – басни, воспоминания и Холокост» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 09.11.2019 . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б II, Дилан (27 марта 2024 г.). «Греческая еврейская община чтит память евреев Арты, убитых во время Холокоста» . Европейский еврейский конгресс . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Арта, впечатляющая остановка на пути в северную Грецию – Грецию и острова» . www.greece-islands.co.il . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Браха Ривлин, Реестры сообществ: Греция, Том десятый, Иерусалим: Яд Вашем , 5799 (1998), с. 59. (на иврите)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лия Борнштейн-Маковецкая, Жизнь и общество в общине Арта в шестнадцатом веке , Times, для изучения израильских общин на Востоке 45, осень 1991 г., стр. 155–126, JSTOR 23424976
- ^ Арье Вайнбергер, Каждый месяц в своем месяце, том, выпуск 178, Иерусалим: Министерство образования, Отдел культуры Торы, Адар А, Адар Б-Нисан 5568, стр. 34-33. (на иврите)
- ^ «В возрасте 94 лет: скончался последний переживший Холокост в Греции — Хадери Харедим» . www.bhol.co.il (на иврите). 30 мая 2021 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Саймон Маркус, Арта, Греция, Еврейская виртуальная библиотека Проект Aice
- ^ «МИТРОПОЛИТ АРТСКИЙ, Еврейский музей Греции» . Архивировано из оригинала 27 августа 2023 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д «АРТА — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН ГРЕЦИИ» (PDF) .
- ^ Остер, Марси (10 апреля 2017 г.). «Мемориалы Холокоста в Греции подверглись вандализму» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Il Genio, Израильские общины на Востоке в девятнадцатом и двадцатом веках, Греция, Иерусалим: Министерство образования, Педагогический секретариат, Центр интеграции наследия восточного иудаизма, Институт Бен Цви, 2014. с. 246