История евреев на Родосе
Евреи на Родосе — древняя еврейская община, существовавшая на Родосе по крайней мере с 12 века и значительно разросшаяся после изгнания из Испании в 1492 году . Прибытие евреев-сефардов после их изгнания из Испании оживило и расширило общину, принеся с собой богатые культурные и религиозные традиции. Под властью Османской империи евреи Родоса имели хорошие отношения, переживая период относительного мира и процветания, особенно в 16 и 17 веках. Это гармоничное сосуществование продолжалось до итальянской оккупации 12 мая 1912 года, которая ознаменовала начало более сложной эпохи для еврейской общины. [1]
После итальянской оккупации община столкнулась с растущими ограничениями и трудностями. До Второй мировой войны на Родосе проживало около 6000 евреев. Община была почти полностью уничтожена во время Холокоста , и сегодня на острове проживают около 40 евреев. [1] [2]
История
[ редактировать ]Еврейская община на Родосе имеет славную и древнюю историю, и уже Вениамин Туделинский сообщает в конце XII века, что нашел на острове четыреста евреев. Авдия Бертиноро проезжал через остров в 1487 году, пробыл там около полутора месяцев и высоко оценил образование евреев острова. [1]
После изгнания евреев из Испании в 1492 году община разрослась, поскольку многие изгнанники нашли свой дом на острове и основали там испанскую еврейскую общину. Завоевание острова в 1522 году Сулейманом Великолепным , султаном Османской империи , пошло на пользу статусу евреев на острове и их число увеличилось. Согласно «Иудаистской энциклопедии» , Соломон ибн Верга , изгнанник из Португалии, прибыл из Пизы в Италии на Родос и умер там в 1533 году, после завоевания острова. Османское правление было выгодно евреям и позволяло им продолжать жить в пределах городских стен, что было запрещено христианам. В еврейском квартале Ла Худерия действовало шесть синагог, в том числе синагога Кахал Шалом , а также иешивы, а евреи занимались всеми ремеслами, включая торговлю, медицину, производство оружия, ткачество и многое другое. В 1927 году на острове при поддержке итальянского правительства была создана раввинская семинария. [1]
В 1840 году община Родоса пострадала от кровавого навета . Только после вмешательства семьи Ротшильдов с общества были сняты обвинения в убийстве мальчика. К концу XIX века евреи были второй по величине религиозной группой на острове, их община насчитывала 11 000 душ из 28 000 жителей. После итальянского завоевания в начале 20-го века многие евреи покинули Родос в поисках лучших средств к существованию или из-за страха объявления антисемитских законов, в том числе в общину города Милас , расположенного недалеко от города Милас. Бодрум в Малой Азии . В 1930 году еврейская община насчитывала около 4000 человек из 30 000 жителей острова. [1] [3]
В 1887 году община насчитывала около 2600 человек из 30 000 жителей города. Когда османское правление на острове подошло к концу, известность еврейской общины также снизилась, и многие евреи покинули остров. Первыми, кто покинул остров в Родезию и Бельгийское Конго в Африке, были братья Муса и Салмон Бенатар, прибывшие туда еще в 1895 году. Вслед за ними многие другие евреи с Родоса мигрировали в Бельгийское Конго, Южную Африку и Родезию. [3]
Еврейское кладбище
[ редактировать ]Новое еврейское кладбище расположено примерно в 2 км к югу от еврейского квартала Ла Худерия . Первоначально оно располагалось недалеко от старого кладбища недалеко от еврейского квартала, но в 1930-х годах итальянцы заставили евреев убрать могилы, чтобы создать парк на территории старого города. [4] [5]
У входа на кладбище слева в более высоком участке похоронены раввины родосской общины, рядом с участком находятся древние надгробия, обнаруженные после переноса кладбища. Справа от входа находится небольшой музей переноса могил. На кладбище находится памятник евреям Родоса, погибшим во время Холокоста. Есть дополнительный мемориал пропавшим без вести с корабля иммигрантов «Панчо». [4] [5]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
После введения расовых законов в Италии и с началом Второй мировой войны около 4000 из 6000 евреев Родоса покинули город. 23 июля 1944 года немцы сосредоточили 1673 еврея общины на площади Мучеников в еврейском квартале, были доставлены в порт города Родос и погружены на грузовые паромы, которые направлялись в порт Пирей , из которых евреев вывезли в концлагерь Хайдари . По пути они подобрали около 100 членов общины Коса. 7 евреев погибли во время пути из Родоса в порт Пирей. 1 августа евреи Родоса и Коса прибыли в лагерь Хайдари, а через несколько недель были отправлены в лагерь смерти Освенцим , где члены общины были убиты, за исключением 151 еврея с Родоса, который был спасен. Турецкому консулу Селахаттину Юлкумену удалось спасти 42 еврея, заявив, что они были гражданами Турции или имели связи с Турцией . [2]
Из шести синагог, существовавших в городе, сегодня сохранилась только синагога Кахал Шалом . В синагоге и прилегающих к ней помещениях расположен Еврейский музей Родоса . [2]
Демография
[ редактировать ]Год | евреи | неевреи | Общий |
---|---|---|---|
1887 | 2,600 | 30,000 | |
Конец 19 века | 11,000 | 28,000 | 39,000 |
1930 | 4,000 | 30,000 | 34,000 |
1940-е годы | ~2000 | ||
2011 | ~40 | 115,450 | 115,490 |
Раввины Родоса
[ редактировать ]Имя | Срок полномочий | Примечания |
---|---|---|
Раввин Хаим бен Менахем Альгази | Автор книги «Бней Чайи». | |
Раввин Моше Исраэль | 1713–1736 | Был в путешествии между 1727–1731 годами. |
Хахам Эзра Малки | 1752–1768 | |
Раввин Шмуэль Едидия Тарика | ||
Раввин Авраам Халеви | ???? – 1815 | |
Раввин Хаим Иегуда Израиль | 1815–1821 | |
Раввин Михаэль Яаков Израиль | 1821–1833 | Раввин Родоса во время кровавого навета на Родосе |
Раввин Рафаэль Ицхак Израиль | 1833–1882 | Позже главный сефардский раввин Иерусалима. |
Раввин Рахамим Хаим Иегуда Израиль | 1885–1891 | |
Раввин Шабтай Халеви | 1891 – ???? | |
Раввин Моше Иегуда Франко | 1896–1911 | Позже 33-й Ришон ле-Цион. |
Раввин Нисим Иегуда Данон | Раввин Родоса во время итальянской оккупации в 1912 году. Позже 34-й Ришон-ле-Цион. | |
Раввин Реувен Элайджа Исраэль | 14 ияра 1921 г. – 20 тишрея 1933 г. | Последний раввин Родоса из рода Израиля. |
Молитвенный обряд
[ редактировать ]Сидур Зехут Йосеф — молитвенный обряд евреев Родоса и он немного отличается от сефардского обряда.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Браха Ривлин, «Родос», в: вышеупомянутое (редактор), Реестр сообществ: (10) Греция , Иерусалим: Яд Вашем , 1998, стр. 392–407.
- ^ Jump up to: а б с «Еврейская община Родоса «Период Холокоста», на сайте Еврейского музея на Родосе» . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Положение евреев на острове Родос, Доер Ха-Йом, 26 апреля 1933 года» . www.nli.org.il (на иврите) . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Кладбище» . Еврейская община Родоса – Официальный сайт . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «База данных переживших и жертв Холокоста – Родос, Греция, названия участков кладбища: надгробия. [Интернет-ресурс]» . www.ushmm.org . Проверено 14 мая 2024 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браха Ривлин, «Родос», в: вышеупомянутое (редактор), Реестр сообществ: (10) Греция , Иерусалим: Яд Вашем , 1998, стр. 392–407.
- Марк Д. Анхель , Евреи Родоса: история сефардской общины , Нью-Йорк, 1978 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт еврейской общины Родоса
- Еврейский музей Родоса
- Статья Наоми Шейнерман о евреях Родоса и синагоге Кахал Шалом, Еврейская виртуальная библиотека
- Майкл Джейкобсон, Экскурсия по единственной сохранившейся синагоге на Родосе , в блоге Rear Window, 28 июня 2017 г.
- Еврейский Родос в Еврейской виртуальной библиотеке