История евреев в Албании
Албанские евреи | |
---|---|
Общая численность населения | |
40–50 [ нужна ссылка ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Тирана | |
Языки | |
Албанский (в настоящее время) Ладино (исторически), язык еванитика (исторически) | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Евреи ( косовские евреи , албанские евреи ) |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Албании |
---|
Хронология |
История евреев Албании в . насчитывает около 2000 лет По словам историка Апостола Котани ( Албания и евреи ): [1] «Евреи, возможно, впервые прибыли в Албанию еще в 70 году нашей эры в качестве пленников на римских кораблях, которые были выброшены на южные берега страны... потомки этих пленников, которые построят первую синагогу в южном портовом городе Саранда в пятом веке. ...[но] Мало что известно о еврейской общине в этом районе до 15 века». [2] [3]
В начале 16 века еврейские поселения существовали в большинстве крупных городов Албании, таких как Берат , Эльбасан , Влёра , Дуррес , а также сообщается о них в Косово регионе . Эти еврейские семьи были в основном сефардского происхождения и потомками испанских и португальских евреев, изгнанных из Иберии в конце 15 века. Современные албанские евреи, преимущественно романиоты. [4] [ нужна проверка ] и сефардского происхождения в наше время составляют лишь очень небольшой процент населения. [ нужна ссылка ]
Во время итальянской оккупации , которая совпала со Второй мировой войной , Албания была единственной страной в оккупированной нацистами Европе , где наблюдался рост еврейского населения, поскольку албанские евреи не были переданы немцам благодаря албанскому своду законов, который известен как как Беса из Кануна . [ нужна ссылка ]
Во время коммунистической диктатуры , Энвера Ходжи которая была названа Народной Социалистической Республикой Албания , с февраля 1967 по 1990 год в стране были запрещены все религии, включая иудаизм , в соответствии с доктриной государственного атеизма , а также было ограничено все иностранное влияние. [5] В посткоммунистическую эпоху от этой политики отказались, и свобода религии разрешена, хотя число практикующих евреев в Албании сегодня очень мало, и многие евреи совершили алию в Израиль . [ нужна ссылка ]
Древний период
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2018 г. ) |
Первые сообщения о евреях, живущих в Албании, датируются 70 г. н.э., при этом считается, что евреи впервые прибыли на кораблях к берегам южной Албании. [6] Потомки этих беженцев, по словам албанского историка Апостола Котани, основали первую синагогу в Албании в четвертом веке. [7] или пятом веке, в городе Ончесмос, современная Саранда . [6] В этом городе на побережье Адриатического моря, напротив греческого острова Корфу, в 2003-2004 годах были раскопаны остатки синагоги III или IV века (и расширенной в V или VI веке). Албанские археологи, очевидно, впервые обнаружили останки в 1980-х годах; Запрет на религию, введенный тогдашним коммунистическим режимом, не позволил им продолжить исследование того, что уже считалось религиозным объектом. Тема исключительных мозаик, найденных на этом месте, предполагает еврейское прошлое, что привело к совместному проекту археологов из Института Археология в Тиране и Институт археологии Еврейского университета в Иерусалиме. [8] По словам археологов Гидеона Ферстера и Эхуда Нетцера из Еврейского университета в Иерусалиме, «в истории этого места было выделено пять этапов. На двух ранних этапах прекрасным мозаичным тротуарам (2-4 века), вероятно, являвшимся частью частного дома, предшествовали более поздним синагоге и церкви. На третьем этапе были добавлены несколько комнат, самая большая из которых содержала мозаичный пол, изображающий в центре менору, окруженную шофаром (бараньим рогом) и этрогом (цитроном) - все символы, связанные с еврейскими праздниками. Мозаичными тротуарами были украшены и другие помещения. Большой базиликальный зал, построенный на последних двух этапах истории этого места (5-6 века), представляет собой период расцвета еврейской общины Анхиасмон (Ончесмос), древнее название Саранды». [9]
В Венозе шестого века (в Италии) есть упоминания о евреях родом из Ончесмоса, который также назывался Анхиазмос. [7] [10] Синагога в Онкесмосе была заменена христианской церковью в шестом веке. [7]
Средневековый и османский период
[ редактировать ]В 12 веке Бенджамин Туделский посетил этот район и записал, что здесь жили евреи. [11]
В тринадцатом веке в Дурресе существовала еврейская община , которая занималась торговлей солью . [12] Во Влёре в 1426 году османы поддержали поселение еврейской общины, занимавшейся торговой деятельностью. [12] В последующие десятилетия в общине Влёры наблюдался рост населения за счет миграции евреев с Корфу , земель, находящихся под властью Венеции , Неаполя , Франции и Пиренейского полуострова . [12] Османское государство поселило изгнанных евреев во Влёре во второй половине пятнадцатого века после их изгнания и прибытия из Испании . [12] Изгнание испанцев также привело к образованию еврейской общины в Османском Берате. [13] в период с 1519 по 1520 год он состоял из 25 семей. [12]
В 1501 году, после установления османского владычества, еврейская община Дурреса пережила рост населения, равно как и еврейское население в Эльбасане и Леже . [12] Османские переписи 1506 и 1520 годов зафиксировали, что еврейское население Влёры состояло из 528 семей и около 2600 человек. [12] Евреи Влёры занимались торговлей, а город импортировал товары из Европы и экспортировал специи , кожу , хлопчатобумажные ткани , бархат , парчу и мохер из османских городов Стамбула и Бурсы . [12]
Евреи обычно избегали селиться в городе Шкодра , поскольку, в отличие от других мест в Албании, они считали его местом «фанатической» религиозной напряженности, и местные правители не давали им тех же прав, которые евреи получали в других частях Империи. [14]
Считается, что еврейская община в Эльбасане зародилась в 1501 году. [15] но когда Эвлия Челеби посетил город, он сообщил, что там нет ни евреев, ни «франков, армян, сербов или булгар»; Эдмонд Малай утверждает, что Челеби просто не знал о существовавшем в городе местном еврейском квартале, в котором был свой еврейский рынок. [16]
После битвы при Лепанто (1571 г.) и ухудшения безопасности на контролируемых Османской империей побережьях Адриатического и Ионического морей число евреев во Влёре уменьшилось. [12] Еврейские общины Берата и Влёры сыграли активную роль в благополучии других евреев, например, сумев добиться освобождения военнопленных, находившихся в Дурресе в 1596 году. [12]
В 1673 году харизматичный еврейский пророк Саббатай Цви был сослан султаном в албанский порт Улькин , также называемый Улцинь , ныне в Черногории , и умер там три года спустя. [17] Последователи Саббатая Цви существовали в Берате среди евреев в середине шестнадцатого века. [12]
Еврейская община Янины обновила еврейские общины Каваи, Химары, Дельвины, Влёры, Эльбасана и Берата в девятнадцатом веке. [12]
1900–1939
[ редактировать ]Во время албанских националистических восстаний 1911 года османские власти обвинили еврейскую общину в сговоре с албанскими националистическими повстанцами и их защите. [18]
Во Влёре находилась единственная синагога в Албании, пока она не была разрушена во время Первой мировой войны.
По данным албанской переписи 1930 года, в то время в Албании было зарегистрировано всего 204 еврея. Официальное признание еврейской общины было дано 2 апреля 1937 года, тогда как эта община насчитывала около 300 членов. С приходом к власти нацистской Германии ряд немецких и австрийских евреев нашли убежище в Албании. Еще в 1938 году посольство Албании в Берлине продолжало выдавать визы евреям, в то время как ни одна другая европейская страна не желала их принимать. [17] Один из крупнейших албанологов Норберт Йокл попросил албанское гражданство, которое ему было немедленно предоставлено; но это не могло спасти его от концлагерей.
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале войны в Албании проживало около 200 евреев. [19] Впоследствии он стал убежищем для нескольких сотен еврейских беженцев из других стран. [20] [21] На Ванзейской конференции в 1942 году Адольф Эйхман , планировавший массовое убийство евреев по всей Европе, оценил число евреев в Албании, которые должны были быть убиты, в 200 человек. [22] Тем не менее, евреи в Албании оставались под защитой местных христианских и мусульманских организаций. [23] населения, и эта защита продолжалась даже после капитуляции Италии 8 сентября 1943 года. В конце войны население Албании составляло 2000 евреев. Во время Второй мировой войны евреи прятались в домах и подвалах 60 семей мусульманских и христианских общин Берата. [13]
Албания была единственной европейской страной, непосредственно затронутой войной, которая вышла из Второй мировой войны с более высоким еврейским населением в конце войны, чем в начале войны. [24] [25]
Коммунистическая эпоха
[ редактировать ]На протяжении всего периода коммунистического правления Албании под диктатурой Энвера Ходжи еврейская община была изолирована от еврейского мира, но ее изоляция не была вызвана конкретно антиеврейскими мерами. Чтобы создать устойчивую форму национального единства, а также новую систему социализма , Ходжа запретил конфессиональную лояльность по всему религиозному спектру. Таким образом, судьба еврейской общины была неразрывно связана с судьбой албанского общества в целом.
В стране были строго запрещены все религии. После падения коммунизма в 1991 году почти все евреи Албании эмигрировали. Поскольку они не были жертвами антисемитизма , их основные причины покинуть Албанию были экономическими. Около 298 албанских евреев эмигрировали в Израиль (в основном поселившись в Ашдоде и Кармиэле ), а еще около 30 переехали в Соединенные Штаты. Около дюжины евреев, большинство из которых были женаты на неевреях, предпочли остаться в Албании. [26]
Евреи в современной Албании
[ редактировать ]Сегодня в Албании проживает от 40 до 50 евреев, большинство из них живут в столице. [27] Тирана . обнаружена старая синагога В городе Саранда [28] [29] а новая синагога, известная как «Хехал Шломо», начала предоставлять услуги еврейской общине в Тиране в декабре 2010 года. Синагога все еще существует во Влёре , но она больше не используется. Также в декабре 2010 года премьер-министр Албании Сали Бериша и главный раввин Израиля Шломо Амар провели инаугурацию раввина Джоэла Каплана в качестве первого главного раввина Албании . Еврейский общинный центр под названием «Моше Рабейну» также был открыт в Тиране. [30] в полном несогласии с еврейской общиной, которая отрицает статус Каплана как главного раввина, отчасти потому, что с ними никогда не советовались. [31] Каплан является эмиссаром или шалиахом секты Хабад или Любавич хасидского иудаизма .
музей еврейской истории, получивший название « Музей Соломона В конце 2010-х годов на юге Берата был открыт », в котором хранятся экспонаты, посвященные Холокосту в Албании и выживанию евреев в стране во время войны. [13]
В начале июля 2020 года в Тиране был открыт Мемориал Холокоста, посвященный албанцам, которые защищали евреев от нацистских преследований во время Второй мировой войны. [32] Среди присутствующих были премьер-министр Эди Рама , а также послы США и Израиля. [32]
22 октября 2020 года парламент Албании принял памяти жертв Холокоста Международного альянса рабочее определение антисемитизма в поддержку международных усилий по борьбе с антисемитизмом , став первой страной с мусульманским большинством, сделавшей это. [33] [34]
В партнерстве с Еврейским агентством Израиля и базирующимся в Нью-Йорке Движением по борьбе с антисемитизмом (CAM) Албания провела 28 октября 2020 года первое заседание Балканского форума против антисемитизма, которое проводилось онлайн в связи с пандемией COVID-19. пандемия. [35] Среди участников были премьер-министр Эди Рама, госсекретарь США Майкл Помпео и другие высокопоставленные чиновники из местного региона, Европы и США. [35]
Известные евреи албанского происхождения
[ редактировать ]- Robert Shvarc , translator
- Aleks Buda , historian
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эдмонд Малай (2016). Евреи на албанских землях. Издание II (Евреи на албанских территориях. Издание второе . Шкодра: ФИОРЕНТИЯ.
- Дука, Ферит (2002). «Евреи в Албании. Общины Влёры и Берата (XVI-XVIII вв.)» . Исторические исследования (3–4): 7–28.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Котани, Апостол (1995). Албания и евреи . Эврика.
- ^ Еврейская виртуальная библиотека. «Албания» . Виртуальный тур по еврейской истории: Албания . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Котани, Апостол. «От Тита до Гитлера: Обзор еврейской общины Албании» . www.giovanniarmillotta.it . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Далвен, Рэй . Евреи Янины . Кадмус Пресс, 1989. ISBN 0-930685-03-2
- ^ Элси (2000) : 18.
- ^ Jump up to: а б Ариэль Шейб. «Виртуальный тур по еврейской истории Албании» .
- ^ Jump up to: а б с Джеймс К. Эйткен, Джеймс Карлтон Пэджет (20 октября 2014 г.). Еврейско-греческая традиция в древности и Византийской империи . Издательство Кембриджского университета. п. 62. ИСБН 9781107001633 .
- ^ Еврейское наследие Европы (25 декабря 2011 г.). «Еврейская история Албании» .
- ^ Еврейский университет Иерусалима. «Раскопки, проведенные этой осенью в древней синагоге в Албании, обнаружили дополнительные части впечатляющего сооружения. Раскопки, которые идут уже второй сезон, проводятся под эгидой Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме и Албанского университета. Академия наук» .
- ^ Маргарет Х. Уильямс (2013). Евреи в греко-римской среде . Мор Зибек. п. 22. ISBN 9783161519017 .
- ^ «Еврейская община Албании» . Проект открытых баз данных «Бейт Хатфуцот» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гиакумис, Константинос (2010). «Православная церковь в Албании под властью Османской империи XV-XIX веков» . В Шмитте, Оливер Йенс (ред.). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг. стр. 95–96. ISBN 9783631602959 .
- ^ Jump up to: а б с Мема, Брисеида (30 сентября 2019 г.). «Находящийся под угрозой исчезновения еврейский музей Албании вновь открывается» . Новости Yahoo . Проверено 22 ноября 2019 г.
- ^ Малайский, Эдмонд. Евреи на албанских землях . Страница 99
- ^ Гиакумис. «Аспекты симбиоза». Страница 71
- ^ Малайский, Эдмонд. Евреи на албанских землях . стр. 103-104
- ^ Jump up to: а б Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры Роберта Элси. Издание иллюстрированное издательством C. Hurst & Co. Publishers, 2001 г. ISBN 1-85065-570-7 , ISBN 978-1-85065-570-1 стр. 141
- ^ Маркус. "Албания". Энциклопедия иудаики . Том 1. Страница 584
- ^ «Еврейское население Европы до карты Холокоста» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 5 января 2009 г.
- ^ Гилберт, Мартин (2002). Атлас Холокоста Рутледжа . Лондон: Рутледж. п. 179.
- ^ Эрлих, М. Аврум (2008). Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура . Том. 1. Санта-Барбара: ABC-CLIO. п. 944.
- ↑ Заключения Эстонской международной комиссии по расследованию преступлений против человечества. Архивировано 21 июня 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ «Албанские мусульмане спасли евреев от нацистов | Объединились с Израилем» . Unitedwithisrael.org .
- ^ Эпштейн, Скарлетт (7 июля 2010 г.). «Замечательный филосемитизм Албании» . Ассоциация еврейских беженцев.
- ^ Албания в войне, 1939-1945 гг., Бернд Юрген Фишер. Издание иллюстрированное издательством C. Hurst & Co. Publishers, 1999 г. ISBN 1-85065-531-6 , ISBN 978-1-85065-531-2 стр. 187 Албания, безусловно, единственное государство в Европе, где еврейское население действительно выросло во время оккупации Оси; По оценкам, в конце войны в Албании проживало 1800 евреев.
- ^ «Юджин Регистр-Охранник — Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com .
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Албании» . www.jewishvirtuallibrary.org .
- ^ «Археологи Еврейского университета обнаружили дополнительные части древней синагоги в Албании» . ЭврекАлерт! .
- ^ «Обнаружены остатки древней синагоги в Албании» . ScienceDaily .
- ^ «Инаугурация первого главного раввина в Албании» . Инетньюс . 17 декабря 2010 г.
- ^ «Албанские евреи отвергают назначение нового главного раввина» . «Джерузалем Пост» | JPost.com .
- ^ Jump up to: а б Семини, Ллазар (15 июля 2020 г.). «Албания, единственная страна, в которой после Холокоста осталось больше евреев, открывает мемориал» . Таймс Израиля . Проверено 13 августа 2020 г. .
- ^ Семини, Ллазар (23 октября 2020 г.). «Албания присоединяется к глобальным усилиям по борьбе с антисемитизмом» . Вашингтон Пост . Проверено 24 октября 2020 г.
- ^ «Албания становится первой мусульманской страной, принявшей определение антисемитизма» . Таймс Израиля . Проверено 18 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Семини, Ллазар (28 октября 2020 г.). «В Албании проходит онлайн-форум по балканскому антисемитизму» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 29 октября 2020 г.