История евреев в Курдистане
| |
---|---|
Общая численность населения | |
200,000–300,000 [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Израиль | в. 200 000 [2] [3] [4] [5] |
Языки | |
Израильский иврит , северо-восточные неоарамейские диалекты (в основном иудео-арамейские ), курдские диалекты (в основном курманджи ), азербайджанский турецкий (в Иране ) [6] Дополнительно: Мизрахи иврит (литургическое использование) | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Другие евреи-мизрахи , евреи-ашкенази и евреи-сефарды ; также самаритяне |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Евреи Курдистана [а] Это еврейские общины Мизрахи из географического региона Курдистан , примерно охватывающие части северо-западного Ирана , северного Ирака , северо-восточной Сирии и юго-восточной Турции . Курдские евреи жили как закрытые этнические общины, пока их не изгнали из арабских и мусульманских государств в 1940–1950-х годах . Сообщество в основном говорило на иудео-арамейском языке . Поскольку курдские евреи по своей природе исповедуют иудаизм и происходят с Ближнего Востока , иврит-мизрахи используется для литургии . Многие курдские евреи, особенно выходцы из Ирака, с сефардскими евреями . в XVIII веке подверглись смешению [7]
В настоящее время подавляющее большинство еврейского населения Курдистана проживает в Государстве Израиль , причем присутствие общины является прямым результатом либо исхода евреев из мусульманских государств , либо совершения алии отставшими в последующие десятилетия (см. Курдские евреи в Израиле ).
История [ править ]
Средневековье [ править ]
Согласно мемуарам Беньямина Тудельского и Петахии Регенсбургского было около 100 еврейских поселений и значительное еврейское население в Курдистане , в XII веке . Бенджамин Туделинский также приводит рассказ о Давиде Алрое , мессианском лидере из центрального Курдистана, который восстал против сельджукского султана Муктафи и имел планы вернуть евреев обратно в Иерусалим . Эти путешественники также сообщают о хорошо организованных и богатых еврейских общинах в Мосуле , который был торговым и духовным центром в непосредственной близости от Курдистана. Многие евреи, опасаясь приближения крестоносцев, бежали из Сирии и Палестины в Вавилонию и Курдистан. Евреи Мосула пользовались некоторой степенью автономии в управлении своей общиной. [8]
Османская эпоха [ править ]
Таннаит Асенат Барзани , жившая в Мосуле с 1590 по 1670 год, была дочерью раввина Самуэля Барзани из Курдистана. Позже она вышла замуж за Джейкоба Мизрахи, раввина Амадии (в Иракском Курдистане), который читал лекции в ешиве . [9] Она была известна своими знаниями Торы , Талмуда , Каббалы и еврейского закона . После ранней смерти мужа она стала главой ешивы в Амадии и со временем была признана главным преподавателем Торы в Курдистане. Ее звали Таннаит (женщина-знаток Талмуда), она практиковала мистицизм и считалась знавшей тайные имена Бога. [10] Асенат также хорошо известна своей поэзией и отличным знанием иврита . Она написала длинное стихотворение плача и прошения в традиционной рифмованной метрической форме. Ее стихи являются одними из немногих примеров ранних современных еврейских текстов, написанных женщинами. [11]
Курдские евреи жили в Кашане, Иран, и многие евреи мигрировали в Турцию в период с 1700 по 1800 годы. Они вели активную торговлю в сельских деревнях Турции; в таких регионах, как Газиантеп и Малатья, проживало значительное еврейское население. Обычно они были весьма скрытными, но не имели каких-либо негативных взаимодействий с другими сообществами.
Иммиграция курдских евреев в Землю Израиля началась в конце 16 века, когда сообщество ученых-раввинов прибыло в Цфат , Галилея , и в результате там был основан курдский еврейский квартал. период процветания Цфата Однако закончился в 1660 году борьбой за власть друзов в регионе и экономическим спадом.
Новое время [ править ]
С начала 20 века некоторые курдские евреи принимали активное участие в сионистском движении. Одним из самых известных членов организации «Лехи» ( «Борцы за свободу Израиля ») был Моше Баразани , чья семья иммигрировала из Иракского Курдистана и поселилась в Иерусалиме в конце 1920-х годов.
Подавляющее большинство курдских евреев было изгнано из Иракского Курдистана и эвакуировано в Израиль в начале 1950-х годов вместе с иракской еврейской общиной. Почти все курдские евреи Иранского Курдистана в тот же период переехали в основном в Израиль. Сообщалось, что курды оплакивают потерю своих еврейских соседей и даже сохранили свои синагоги. [12]
30 сентября 2013 года газета Times of Israel сообщила: «Сегодня в Израиле проживает почти 200 000 курдских евреев, около половины из которых живут в Иерусалиме. По всей стране также имеется более 30 сельскохозяйственных деревень, основанных курдскими евреями». [13]
17 октября 2015 года региональное правительство Курдистана назначило Шерзада Омара Мамсани представителем еврейской общины в Министерстве пожертвований и по делам религии, но он был уволен после заявлений еврейской общины Израиля о том, что в стране не осталось евреев. Курдистанский регион . [14] [15] Однако отправка ханукальных наборов евреям в арабских странах, включая Курдистан. [16] указывает на то, что там могут скрываться остатки евреев.
Историография [ править ]
Одной из главных проблем истории и историографии евреев Курдистана было отсутствие письменной истории, а также документов и исторических записей. В 1930-е годы немецко-еврейский Эрих этнограф Брауэр начал брать интервью у членов общины. Его помощник Рафаэль Патай опубликовал результаты своего исследования на иврите. Книга « Йехуде Курдитан: мехкар этнографи» (Иерусалим, 1940) была переведена на английский язык в 1990-х годах. Израильский ученый Мордехай Закен написал докторскую степень. диссертация и книга с использованием письменных, архивных и устных источников , в которых прослеживаются и реконструируются отношения между евреями и их курдскими хозяевами или вождями , также известными как Агас ). Он взял интервью у 56 курдских евреев, проведя в общей сложности сотни интервью, тем самым спасая их мемуары от потери навсегда. Он взял интервью у курдских евреев в основном из шести городов ( Захко , Акра , Амадия , Дахук , Сулеймания и Шинно/Ушно/Ушновия ), а также из десятков деревень, в основном в районе Бахдинан . [17] [18] Его исследование раскрывает новые источники, отчеты и яркие рассказы, которые образуют новый набор исторических данных о евреях и племенном курдском обществе. Его докторская диссертация была прокомментирована членами юридического комитета доктора философии, и вместе с книгой, на которой она была переведена на несколько языков Ближнего Востока, включая арабский , [19] Сорани , [20] Курманджи , [21] а также французский . [22]
Галерея [ править ]
- Световая табличка на бумаге с каллиграфическими и декоративными элементами. Включает четыре литургических стихотворения для Пурима , общепринятых среди курдских евреев; середина 19 века, Курдистан.
- Еврейский курд, 19 век, османская эпоха
- Виды протеста солидарности с Рожавой, организованного курдскими евреями 12 октября 2019 года в Иерусалиме , Израиль.
См. также [ править ]
- История евреев в Ираке
- Отношения Израиля и Курдистана
- Еврейские этнические подразделения
- Еврейская диаспора
- иудео-арамейский
- Курдские евреи в Израиле
- Северо-восточный неоарамейский
- Донме
Библиография [ править ]
- Мордехай Закен , «Еврейские подданные и их племенные вожди в Курдистане: исследование выживания», Еврейская идентичность в меняющемся мире , 9 (Бостон: Brill Publishers, 2007).
- Брауэр, Эрих; Патаи, Рафаэль , Евреи Курдистана . (Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна, 1993).
- Асенат Барзани , «Петиция Асенафы», впервые опубликовано на иврите Джейкобом Манном, изд., в « Текстах и исследованиях по еврейской истории и литературе », том 1, Jewish Union College Press, Цинциннати, 1931. Перевод Питера Коула.
- Йона Сабар , Народная литература евреев Курдистана (Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1982, ISBN 0300026986 ).
- Ариэль Сабар, Рай моего отца: поиск сына своего еврейского прошлого в курдском Ираке . Иллюстрировано. 332 стр. Алгонкинские книги Чапел-Хилл. Биография и исследование Йоны Бех Сабаги = Йоны Сабара, уроженца этого сообщества и его языка. Обзор опубликован в The New York Times от 12 октября 2008 г. и в The Washington Post от 26 октября 2008 г.
- Махир Юнсал Эриш, Курдские евреи - религия, язык, история (курдские евреи) на турецком языке , Kalan Publishing, Анкара, 2006 г.
- Хасан-Рокем Г., Хесс Т. и Кауфман С., Непокорная муза: еврейские феминистские стихи из древности: двуязычная антология , Издательство: Feminist Press, 1999, ISBN 1-55861-223-8 . (см. стр. 65, 16 век/Курдистан и прошение Асенаф)
- Раввин Асенат Барзани в бюллетене «Еврейские рассказы», том 15, № 3, лето 2000 г.
- Евреи Курдистана Йельский израильский журнал, № 6 (весна 2005 г.).
- Иудаизм в энциклопедии Kurdistanica
Ссылки [ править ]
- ↑ Первый еврейский лидер Иракского Курдистана хочет оживить иудаизм и укрепить связи с Израилем, но впереди ждут проблемы Майкл Каплан, 23.10.15
- ^ Животофский, Ари З. (2002). «Что такое правда о… арамейском языке?» (PDF) . Православный союз . Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2011 года . Проверено 14 января 2007 г.
- ^ «(стр.2)» (PDF) . slis.indiana.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 24 июня 2006 года.
- ^ «Курдская еврейская община в Израиле» . Jcjcr.org. Архивировано из оригинала 28 июля 2013 года . Проверено 11 апреля 2013 г.
- ^ Берман, Лазарь (30 сентября 2013 г.). «Культурная гордость и неожиданные гости на курдско-еврейском фестивале» . Timesofisrael.com .
- ^ "курдские евреи. Электронная еврейская энциклопедия" . Eleven.co.il. 27 December 2006 . Retrieved 11 April 2013 .
- ^ «Депортированные из Испании в Ираке – Выдача португальского паспорта – Прокуратура Тель-Авива и Иерусалима» .
- ^ Ора Шварц-Беери, Евреи Курдистана: повседневная жизнь, обычаи, искусство и ремесла , издатели UPNE, 2000, ISBN 965-278-238-6 , стр.26.
- ^ Сильвия Барак Фишман, Глоток жизни: феминизм в американской еврейской общине , UPNE Publishers, 1995, ISBN 0-87451-706-0 , с. 186
- ^ Салли Беркович, Откровенный разговор: моя дилемма как ортодоксальной еврейки , Издательство KTAV, 1999, ISBN 0-88125-661-7 , стр.226.
- ^ Ширли Кауфман , Галит Хасан-Рокем , Тамар Хесс, Еврейские феминистские стихи от древности до наших дней: двуязычная антология , Feminist Press, 1999, ISBN 1-55861-224-6 , стр. 7, 9.
- ^ «Узнайте о курдской религии» . Курдский проект . Проверено 9 октября 2023 г.
- ^ «Древняя гордость и неожиданные гости на курдско-еврейском фестивале» . Timesofisrael.com .
- ^ «Увольнение еврейского представителя «административной власти», не связанной с Багдадом: РПК» .
- ^ «Попытки огласки курдского чиновника возвращают воспоминания о фиаско еврейско-курдской алии» . www.jpost.com . 7 декабря 2015 г.
- ^ Новости Израиля 365, 2 декабря 2021 г.
- ^ Джойс Блау, один из ведущих мировых ученых в области курдских языков, культуры и истории, предположил, что «Эта часть диссертации г-на Закена, касающаяся еврейской жизни в Бахдинане, хорошо дополняет впечатляющую работу пионера-этнолога Эриха Брауэра». Эрих Брауэр, Евреи Курдистана, первое издание 1940 г., исправленное издание 1993 г., завершено и отредактировано Рафаэлем Патаем, издательство Wayne State University Press, Детройт])
- ^ Еврейские подданные и их вожди племен в Курдистане. Исследование выживания Мордехая Закена. Опубликовано Brill: август 2007 г. ISBN 978-90-04-16190-0 В твердом переплете (xxii, 364 стр.), Еврейская идентичность в меняющемся мире, 9.
- ^ Яхуд Курдистан ва-ру'ас'ухум аль-кабалиюн: Дираса фи фан аль-бака'. Перевод Суад М. Хадер; Рецензенты: Абд аль-Фатх Али Йихья и Фараст Мири; Опубликовано Центром академических исследований, Бейрут, 2013 г.
- ^ Д. Мордикси Закин, Кулекекани Курдистан, Эрбиль и Сулеймания, 2015 г.,
- ^ Перевод с французского на курманджи статьи Моти Закена «Евреи, курды и арабы между 1941 и 1952 годами», доктора Амра Тахера Ахмеда Метина, № 148, октябрь 2006 г., стр. 98-123.
- ^ Евреи, курды и арабы, между 1941 и 1952 годами, «Странствие и земля обетованная: евреи, курды, ассиро-халдеи, курдские исследования, обзор исследований, проводимый два раза в год, 2005: 7-43, перевод Сандрин Алекси.