Португальская еврейская община в Гамбурге
История Гамбурга |
---|
по срокам |
по другой теме |
|
существовала португальская еврейская община Примерно с 1590 года в Гамбурге , чья кехилла ( קהילה «конгрегация») существовала до её принудительного слияния с ашкеназской общиной в июле 1939 года. Первыми сефардскими поселенцами были португальские марраны , бежавшие из своей страны при Филиппе II и Филиппе III , поначалу скрывавшие свою религию на новом месте жительства. . Многие из них эмигрировали из Испании, полагая, что нашли убежище в Португалии.
Семнадцатый век
[ редактировать ]В 1603 году олдермены (« Bürgerschaft ») подали жалобу в сенат (городское правительство) по поводу растущего притока португальских евреев. Сенат запросил мнение лютеранских богословских факультетов Йены и Франкфурта-на-Одере по этому поводу, и после долгих переговоров было решено, что, учитывая плату, произведенную за их защиту, к сефардам следует относиться терпимо. в городе как чужие, хотя им не разрешалось публично исповедовать свою религию. [ нужна ссылка ]
Эта практика не была ни новой, ни уникальной в политике города. С иммигрантами, многие из которых были беженцами во время Тридцатилетней войны , обращались по-разному в зависимости от их религии и конфессии: все нелютеране, англиканские британцы ( торговцы-авантюристы из Лондона , в Гамбурге 1563–1577 и снова 1611), католики, евреи, и реформаторским ( кальвинистским ) голландским купцам было запрещено публично исповедовать свою религию. Fremdenkontrakte Лютеранские беженцы, напротив, быстро поглощались населением. … С помощью так называемых «контрактов с иностранцами» ( ) в 1605 году сенат регулировал отношения города с другими беженцами, в основном кальвинистами, в обмен на ежегодный налог. В 1612 году сефардская еврейская община также получила иностранные контракты, как и вскоре после этого община ашкенази». [1] Таким образом, сенат доказывал олдерменам, что сефарды были просто еще одной группой иностранных торговцев, расширяющих международные торговые отношения Гамбурга, подчеркивая свое португальское гражданство. [ нужна ссылка ]
Своим « Kaufmannshantierung » (торговым регулированием) сенат предоставил всем иностранным купцам, включая португальцев, равные права на экспорт, импорт и оптовую торговлю в 1612 году, в то время как все ремесла, в которых доминировали гильдии , оставались закрытыми для иностранцев. [2] Согласно «ролла» или списку того времени, их насчитывалось 125 взрослых, не считая прислуги и детей. С 1611 года они владели кладбищем в соседнем Гольштейн-Пиннебергском городе Альтона , которое использовалось до 1871 года. В 1617 году они получили право выбирать из своего народа четырех присяжных маклеров в качестве членов Гамбургской биржи (первой фондовой биржи Германии). ; а позже это число было увеличено до пятнадцати. После создания сефардской общины евреи-ашкенази также получили - с 1610 года - впервые доступ в город, однако сначала только в качестве сотрудников в сефардских домах или компаниях.
Эти португальские евреи, занимавшиеся в основном оптовой торговлей, очень помогли торговле города. Они были первыми, кто открыл торговлю с Испанией и Португалией; они ввозили из колоний сахар, табак, пряности, хлопок и т. д. и приняли видное участие в основании Гамбургского банка (1619). Из их выдающихся людей наиболее известен врач Родриго де Кастро , который жил в Гамбурге с 1594 года до своей смерти в 1630 году. В знак признания его ценных профессиональных услуг сенат предоставил ему привилегию владения недвижимостью в городе. Другими известными людьми были: Якоб Розалес, он же Мануэль Боккарро Франсес-и-Розалес и Гектор Розалес (1588–1662, в Гамбурге 1632–1655?), Выдающийся как астроном, император Фердинанд III даровал ему титул « приходит палатинус» (Пфальцграф). ) » в 1647 году он далее служил испанским министром-резидентом в городах Гамбург и Любек ; Жозеф Франсес, поэт; Моисей Гидеон Абудьенте (1600–1688, в Гамбурге с 1620-х гг.), грамматист; и Бенджамин Мусафия (1606–1673, в Гамбурге 1634?–1643), врач (личный врач короля Дании Кристиана IV ), философ, лингвист и поверенный в делах Фридриха III, герцога Гольштейн-Готторпского .
Еще в 1627 году португальские евреи владели небольшим храмом под названием Талмуд Тора (Талмуд Тора ). תלמוד תורה ), в доме Илии Авоава Кардосо . Император Фердинанд II обратился к сенату с горькими жалобами на эту «синагогу». [ нужна ссылка ] католикам в то время не разрешили построить церковь в Гамбурге. Но, несмотря на этот протест и яростные нападки лютеранского духовенства, сенат продолжал защищать евреев. Их первый Хахам ( ) был Исаак Атиас из Венеции , преемником которого был Авраам Хаим де Фонсека (ум. Ияр, 5411 = 1651), также Хахам из другой синагоги, Кетер Тора ( Корона Торы ). Была основана еще одна община под названием Неве Шалом ( נוה שלום ). В 1652 году три португальские общины официально образовали Священную общину сефардов Бейт-Исраэль ( בית ישראל ) с большой одноименной синагогой и выбрал главным раввином («Хахам да насао») учёного Давида Коэна де Лара (ум. 1674). Вместе с ним раввинами общины были Хахам Моисей Исраэль, а чуть позже Иуда Карми (оба умерли в 1673 году). В 1656 году Исаак Йесурун был вызван из Венеции в Гамбург, чтобы занять место главного раввина («Хахам гераль») «для продвижения религии и общего благосостояния», как говорится в старейшем протоколе общины. [ нужна ссылка ] Видимо, оскорбленный этим призывом, Коэн де Лара взял отпуск на несколько месяцев, а затем уехал жить в Амстердам . После смерти Джесуруна (1665 г.) Де Лара вернулся в Гамбург, где и умер.
Среди первых старейшин конгрегации был Бенедикт де Кастро , сын Родриго и, как и его отец, известный врач (личный врач Кристины Шведской ). В 1663 году сефардская община, единственная в то время признанная еврейская община Гамбурга, состояла примерно из 120 семей. Среди них было несколько человек, отличавшихся богатством и политическим влиянием: Даниэль Абенсур (ум. 1711) был министром-резидентом польско-саксонского Августа II Сильного в Гамбурге; Якоб Куриэль (1587–1665), он же Дуарте Нуньес да Кошта, действовал в аналогичном качестве с королем Португалии; Диего (Авраам) Тексейра (1581–1666, в Гамбурге с 1646 г.) и его сын Мануэль (Исаак) Тексейра (1630/31–1705, в Гамбурге до 1698 г.), которые консультировались с герцогом Фридрихом III Гольштейн-Готторпским , королем Фридрихом III Дания и королева Швеции Кристина занимаются финансовыми делами, а также управляют своим состоянием после ее отречения. С 1655 года Мануэль был знаменитым министром бывшей королевы Кристины в Гамбурге. Якоб Саспортас преподавал с 1666 по 1672 год в бет-мидраше, основанном Мануэлем Тексейрой, и его часто призывали, как Хахама, для решения религиозных вопросов. К 1660-м годам также сформировалась община ашкенази, не имеющая какого-либо юридического признания.
Сефарды Гамбурга проявили большой интерес к движениям лжемессии Шаббатая Зеби . Они устроили празднования в его честь в своей главной синагоге, молодые люди носили отделку и пояса из зеленого шелка, «ливрея Шаббая Зеви». [ нужна ссылка ] Саспортас тщетно пытался погасить этот энтузиазм. [ нужна ссылка ] чему пришлось горько разочароваться несколько лет спустя. Другими раввинами общины были Якоб бен Авраам Фиданке, Моисей Хаим Джесурун (ум. 1691), Самуэль Абаз (ум. 1692) и Авраам ха-Коэн Пиментель (ум. 1697).
В 1697 г. свобода вероисповедания, полученная конгрегацией, была нарушена враждебными указами олдерменов, и евреи были обложены грабительскими налогами (см. Налоги на евреев в Альтоне и Гамбурге ). По этой причине многие богатые и влиятельные португальские евреи покинули Гамбург, некоторые из них заложили основу португальской общины Альтона, с 1640 года входившей в состав датской Гольштейна . Внутренние раздоры, и особенно уход Якоба Абенсура (резидентного священника Августа II Сильного) и его последователей, были другими причинами упадка сефардской общины в Гамбурге.
Восемнадцатый и девятнадцатый века
[ редактировать ]В 1710 году императорская комиссия, посетившая город с целью заключения мира между сенатом и олдерменами, определила положение гамбургских евреев-ашкенази и сефардов определенными постановлениями (« Reglement der Judenschaft in Hamburg sowohl portugiesischer als hochdeutscher Nation», «Reglement der Judenschaft in Hamburg sowohl portugiesischer als hochdeutscher Nation», «Reglement der Judenschaft in Hamburg sowohl portugiesischer als hochdeutscher Nation », еврейства Португалии, а также верхненемецкого народа в Гамбурге), обнародованный от имени императора Иосифа I. Этот указ стал основным законом обращения с евреями в Гамбурге в последующем столетии.
Португальцы, гордясь своим благородным происхождением, были очень недовольны тем, что их поставили в один ряд с немецкими евреями , и все больше и больше отделялись от них. В результате этой исключительности и из-за отсутствия новых пополнений их община в течение восемнадцатого века пришла в упадок и потеряла свое ведущее положение среди гамбургских евреев. Тем не менее, здесь были некоторые известные хахамимы, например, Якоб де Авраам Басан, который написал порядок молитв (сохранившийся до сих пор) для дня поста, проводимого после лиссабонского землетрясения 1755 года . [ нужна ссылка ] и Бенджамин Бенвенист (ум. 1757). Но знания и интерес к еврейским делам в португальской общине ослабели, а ее институты остались без внимания. Шечита . , ранее находившаяся под его единоличным контролем, перешла к общине ашкенази, которая взамен должна была платить португальцам четверть (с 1856 года — одну восьмую) всей суммы налога на мясо
После присоединения Гамбурга к первой Французской империи в 1810 году все гамбургцы стали равноправными французскими гражданами, хотя евреи среди них подвергались дискриминации в соответствии с Наполеона Бонапарта так называемым décret infâme . Священная община сефардов Бейт-Исраэль перешла в подчинение Центральной израильской консистории Франции . В 1814 году Гамбург восстановил независимость и суверенитет как город-государство , а в следующем году сенат лишил евреев юридического равенства. Утверждая, что именно французское государство, а не Вольный и ганзейский город Гамбург освободило евреев в городе, сенат воспринял решения Германской Конфедерации о правах евреев в манипулируемой формулировке Иоганна Шмидта как юридические основания. [4] Старый Reglement der Judenschaft вновь обрел юридическую силу.
Главная синагога португальской общины в Альтер-Валле сгорела во время большого городского пожара 1842 года. С 1855 по 1935 год сефарды владели новым храмом меньшего размера на Маркусштрассе, 36, где служба продолжалась со всеми старыми испанскими обрядами и мелодиями. С начала девятнадцатого века у них не было Хахама. Членам конгрегации были предоставлены равные права ( еврейская эмансипация ) городом-государством 21 февраля 1849 года, приняв законодательство Франкфуртского национального собрания . Их последним проповедником и духовным главой был Иуда Кассуто , исполнявший обязанности Хазана ( חזן ) с 1827 по 1893 год. Считается, что в 1905 году португальская община насчитывала около 400 человек.
В Альтоне , Пруссии с 1866 года, но включенной в состав Гамбурга в 1937 году, сефарды поселились еще до 1647 года. Их община сначала была известна как Бейт Якоб ха-Катан (Бейт Якоб ха-Катан ). Бейт Яаков Маленький ) В 1770 году они основали Священную общину Неве Шалом ( נוה שלום ). Они получили юридическое равенство 14 июля 1863 года актом датско-гольштинского правительства. В 1887 году немногим оставшимся прихожанам пришлось распустить общину из-за нехватки членов.
двадцатый век
[ редактировать ]Ко времени нацизма крошечная сефардская община Гамбурга стала единственной в Германии. [6] Хотя вся антисемитская дискриминация ударила по ее членам так же сильно, как и по ашкенази, община не была главной целью агрессивных активных нападок. В 1935 году община, состоящая из 150 членов, перенесла синагогу на виллу в Инносентиастре. № 37 и оставил старую синагогу ашкеназской общине Гамбурга. Сефардская синагога не подвергалась нападению в ночь ноябрьского погрома .
В июле 1939 года нацистское правительство упразднило еврейские общины как религиозные организации и превратило их в подчиненные подразделения полицейского управления, отвечающие за пропаганду и надзор за соблюдением постоянно растущего числа антисемитских злодеяний. Таким образом, все лица, отнесенные к евреям в соответствии с Нюрнбергскими законами, были в обязательном порядке зачислены в члены еврейской общины, включая католиков, нерелигиозников и протестантов, из которых от трех до четырех дедушек и бабушек были зачислены в еврейскую общину. Священная община сефардов Бейт Исраэль была вынуждена объединиться с бывшим ашкеназским Jüdischer Religionsverband в Гамбурге , теперь включавшим в себя и вышеупомянутых язычников, поскольку нацисты допускали для своих целей только одну общину нового типа в каждом городе.
Систематические депортации немцев-евреев и немцев-неевреев еврейского происхождения начались 18 октября 1941 года. Все они были направлены в гетто в оккупированной нацистами Европе или в концентрационные лагеря . Большинство депортированных людей были убиты во время Холокоста , а примерно 7800 евреев из Гамбурга были убиты в эпоху нацизма. [7]
К концу 1942 года Jüdischer Religionsverband в Гамбурге была распущена как независимое юридическое лицо, а ее оставшиеся активы и персонал перешли к Reichsvereinigung der Juden в Германии (Северо-Западный округ). 10 июня 1943 года Reichssicherheitshauptamt было распущено Reichsvereinigung . указом [8] Немногие оставшиеся сотрудники, не защищенные смешанным браком, были депортированы из Гамбурга 23 июня 1943 года в Терезиенштадт .
Библиография
[ редактировать ]Цитируется в Еврейской энциклопедии
[ редактировать ]- Книга протоколов и актов Португальской конгрегации (неопубликованная)
- Акты муниципального архива Гамбурга (неопубликованные)
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Гамбург» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
Другой
[ редактировать ]- Арно Херциг, «Раннее Новое время», в: Еврейский Гамбург: исторический справочник , Кирстен Хайнсон (редактор) от имени Института истории немецких евреев, Геттинген: Вальштайн, 2006, стр. 82. ISBN 3-8353-0004-0 .
- Мой отец был португальским евреем...: Сефардская иммиграция в северную Германию около 1600 года и ее влияние на нашу культуру , Сабина Крузе и Бернт Энгельманн (ред.), Геттинген: Steidl, 1992, 224 стр.
- Пёттеринг, Йорун, Кочующие торговцы. Торговля, нация и религия в Гамбурге и Португалии семнадцатого века , Берлин, De Gruyter Oldenbourg, 2019.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Райнер Постель, «Гамбург во время Вестфальского мира», в: 1648, Война и мир в Европе : 3 тома, Клаус Буссманн и Хайнц Шиллинг (ред.), Мюнстер в Вестфалии: Общество событий 350 лет Вестфальский мир, 1998 г. (=Каталог к выставке «1648: Война и мир в Европе» 24 октября 1998 г. — 17 января 1999 г. в Мюнстере в Вестфалии и Оснабрюке), вып. 1: «Политика, религия, право и общество», стр. 337–343, здесь стр. 340. ISBN 3-88789-128-7 .
- ^ Арно Херциг, «Раннее Новое время», в: Еврейский Гамбург: исторический справочник , Кирстен Хайнсон (редактор) от имени Института истории немецких евреев, Геттинген: Вальштайн, 2006, стр. 82. ISBN 3-8353-0004-0 .
- ^ Карен Элизабет Хаммер, «Португальская синагога в Альтоне», в: Четыреста лет евреев в Гамбурге: выставка Музея истории Гамбурга с 8 ноября 1991 г. по 29 марта 1992 г. , Ульрих Бауш (редактор), Гамбург : Доллинг и Галиц, 1991, (История евреев в Гамбурге; т. 1), с. 174, ISBN 3-926174-31-5
- ↑ В окончательной редакции решений Венского конгресса о правах евреев Шмидт — без разрешения и без согласия других партий — изменил текст с «Исповедники еврейской веры сохраняют права, уже предоставленные им в конфедеративных штатов», заменив одно-единственное слово, повлекшее за собой серьезные последствия, на: «За исповедниками еврейской веры сохраняются права, уже предоставленные им конфедеративными штатами». См. Генрих Грец , Geschichte der Juden von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart : 11 тт., Лейпциг: Leiner, 1900, vol. 11: «Geschichte der Juden vom Beginn der Mendelssohnschen Zeit (1750) bis in die neueste Zeit (1848)», с. 317. Акцент не в оригинале. Перепечатка издания, последний раз переработанного самим автором: Берлин: Арани, 1998, ISBN 3-7605-8673-2 . В немецком оригинале: «Профессора еврейской веры получат те же в » . права, которые уже предоставлены отдельных федеральных землях
- ^ Михаил Коглин (2009). Пешком по еврейскому Гамбургу (на немецком языке). Гамбург: Ганзейский союз. стр. 146–153. ISBN 978-3-434-52630-8 .
- ↑ Помимо вышеупомянутой общины в Альтоне, существовали сефардские общины в Эмдене , Глюкштадте , Штаде и Вандсбеке .
- ^ «Еврейская община Гамбурга» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ См. «Письмо Тайной государственной полиции – Главного управления государственной полиции Гамбурга – главному финансовому директору Управления по управлению активами от 1 июня 1943 года», Государственный архив Гамбурга, фонды главного финансового директора, Arb. 31/1 A, здесь. после: Четыреста лет евреев в Гамбурге: выставка Музея истории Гамбурга с 8 ноября 1991 г. по 29 марта 1992 г. , Ульрих Бауш (ред.), Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, (История евреев в Гамбурге; т. 1), с. 492, ISBN 3-926174-31-5