История евреев в Гамбурге
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История Гамбурга |
---|
по срокам |
по другой теме |
|
История евреев в Гамбурге в Германии фиксируется по крайней мере с 1590 года. С 1880-х годов евреи Гамбурга נוה жили в основном в кварталах Гриндель , ранее в Новом городе , где располагалась сефардская община «Неве Шалом» (иврит: שלום ). [ 1 ] был основан в 1652 г. С 1612 г. существовали соглашения о терпимости с сенатом преимущественно лютеранского города-государства. также реформатскими голландскими купцами и англиканскими Подобные соглашения ранее заключались британцами. В этих соглашениях евреям не разрешалось жить во Внутреннем городе, но и не требовалось жить в гетто.
С 1600 года в Гамбурге поселились и немецкие евреи, но в 1649 году эти ашкенази были изгнаны из города-государства. С тех пор только сефардам было разрешено жить в Гамбурге. Евреи-ашкенази вернулись в Гамбург в 1656 году. [ 2 ]
Около 1925 года в Гамбурге проживало около 20 000 евреев, из них около 400 были сефардами. После прихода к власти нацистов большинство синагог было разрушено в 1938 и 1939 годах, а вскоре и связанные с ними общины также были распущены. В 1945 году еврейская община была основана пережившими Холокост. И, наконец, в 1960 году была построена новая синагога на улице Хоэ Вейде. В 1970-х годах к общине присоединилось около 1000 иммигрантов-иранцев-евреев.
Происхождение
[ редактировать ]Еврейская община в Гамбурге началась с создания сефардов из Испании, поскольку они были изгнаны из своей родной страны в 1492 году. Они сделали остановки в Португалии, Амстердаме и Антверпене, прибыв около 1577 года. До разрушения еврейской общины нацистами Гриндель, Харвестехуде и Эймсбюттель были центрами еврейской жизни в Гамбурге. Существовало несколько синагог, наиболее известными из которых были «Новая Даммтор-Синагога» (1895 г.), «Синагога Борнплатц» (1906 г.) и Новый Храм на Оберштрассе (1931 г.).
Сефардские евреи
[ редактировать ]Среди известных сефардов в Гамбурге - Дуарте Нуньес да Коста (псевдоним Якоб Куриэль ) (1587-1665), агент испанской, а затем агент португальской короны в Гамбурге, получивший дворянство от Жуана IV Португалии 14 июня 1641 года. Сын выдающийся врач Авраам Куриэль .
Ашкенази
[ редактировать ]В 1710 году императорская комиссия, посетившая город с целью заключения мира между сенатом и олдерменами, закрепила положение гамбургских ашкенази и сефардов определенными постановлениями ( Reglement der Judenschaft in Hamburg sowohl portugiesischer als hochdeutscher Nation , букв. Положение о евреев Португалии, а также верхнегерманской нации в Гамбурге), обнародованный от имени императора Иосифа I. Этот указ стал основным законом обращения с евреями в Гамбурге в последующем столетии.
Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2013 г. ) |
Еврейская община в Альтоне
[ редактировать ]Различные правила применялись к сефардам и ашкеназимам в Альтоне, которая — в отличие от соседнего с восточной стороны имперского свободного города-государства и республики Гамбурга — входила в состав неконституционной монархии, графства Гольштейн-Пиннеберг .
В 1584 году граф Адольф XI из Гольштейн-Пиннеберга и Шауэнбурга предоставил индивидуальные разрешения на пребывание (Partikulargeleit, то есть особый эскорт) в Альтоне и соседней деревне Оттенсен четырем семьям, которые являются первыми ашкеназскими шуцюденами, зарегистрированными в Альтоне. [ 3 ] Сенат Гамбурга , правительство города-государства, не предоставило ашкенази такого разрешения, тем не менее, к 1610 году некоторым ашкеназам удалось фактически жить в Гамбурге, однако не в собственных хозяйствах, а в хозяйствах своих работодателей, обычно учрежденных Сефарды Гамбурга. Однако члену чужого домохозяйства было запрещено создавать собственную семью, а пребывание зависело от занятости. В 1611 году двум другим семьям было разрешено поселиться в Альтоне, и в их разрешениях упоминались четыре семьи ашкенази, уже проживавшие там. [ 4 ]
В 1612 году ашкенази Альтоны сумели договориться с комитальным правительством о разрешении оставаться для них как общины (Generalgeleit, то есть общий эскорт, общая привилегия), а не как отдельных лиц, и, таким образом, община организовала прием большего количества ашкенази, увеличив их число до 30 семей. в 1622 году. [ 4 ] Ашкенази основали на основе общей привилегии полноценную кейхиллу , Hochdeutsche Israelten-gemeinde zu Altona (т.е. верхненемецкую израильскую общину/конгрегацию в Альтоне). [ 5 ] ), с избранным советом, согласовывающим религиозные налоги для финансирования обучения, микве, кладбища и синагоги. [ 6 ]
В соседнем лютеранском городе-государстве Гамбурге сефарды пользовались определенной защитой в рамках ее контрактов с общинами иностранных купцов нелютеранской веры, таких как кальвинистские реформатские голландцы, англиканские англичане или французы-католики с Сенатом Гамбурга. [ 7 ] В этом контексте Гамбург принял сефардов в 1590 году как natio lusitana (как предполагаемых португальцев-католиков), причем обе стороны вначале молчаливо игнорировали их еврейство. Так что своей резиденцией лишь немногие сефарды выбрали Альтону.
Сенат и другие республиканские органы ( олдермены Гамбурга , лютеранские старейшины [Оберальте], торговая депутация и т. д.) управляли городом-государством в системе сдержек и противовесов. В 1603 году некоторые олдермены пожаловались в сенат, что португальцы на самом деле были сефардами, но сенат проигнорировал это, а после повторной жалобы в 1604 году сенат в своем ответе заявил, что у него нет оснований для такого предположения. [ 8 ] Однако на фоне продолжающихся антииудаистских дебатов в законодательных и руководящих органах республики сенат отказал гамбургским сефардам в покупке земли для кладбища на территории города-государства.
Поэтому в 1611 году сефарды Гамбурга приобрели у графа Эрнеста землю для своего кладбища всего в 1300 метрах от государственной границы Гамбурга на сегодняшней Кенигштрассе в Альтоне, которая использовалась до 1871 года, когда на ней закончилось место. В 1612 году граф Эрнест продал ашкенази Альтоны прилегающий участок под их кладбище. После того, как 29 августа 1611 года сенат получил экспертное заключение факультета лютеранской теологии Виадрины о том, что терпимость к португальским евреям была «отеческой и христианской», как и продолжение этой практики, [ 9 ] сенат отверг критику со стороны олдерменов. 19 февраля 1612 года сенат заключил Designatio Articulorum, после чего Э. Э. Рат сравнил себя с португальской нацией и принял ту же защиту и покровительство с сефардами, как признанная и охраняемая корпорация лиц. [ 10 ] Однако из ашкенази, действительно проживавших в Гамбурге, где они получили юридическое признание лишь в 1710 году, многие пытались заручиться правовой защитой датской короны на случай какой-либо попытки изгнания их из Гамбурга.
Таким образом, помимо юридически признанного Hochdeutsche Israelten-Gemeinde zu Altona, в Альтоне проживало много ашкенази, которые не пользовались его помещениями и услугами, поскольку были членами гамбургской общины ашкенази. Поскольку сефарды Гамбурга называли городских ашкенази по-португальски Тудескос (немцы), последние называли свою общину Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg (букв. Немецко-израильская община в Гамбурге; основано в 1661/1662). В Альтоне условия проживания были благоприятными, в Гамбурге – условия для бизнеса. Таковы были причины возникновения филиала общины гамбургской ашкеназской общины в Альтоне. [ 11 ] Аналогичное развитие событий произошло в восточном соседе Гамбурга, датско-голштейнском городе Вандсбек , где ашкенази из Гамбурга раньше жили или, по крайней мере, были там законными жителями, тогда как их религиозная принадлежность была связана с Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg. В 17-м и начале 18-го века Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg насчитывало больше членов, официально проживавших, а иногда и фактически проживавших в Альтоне или Вандсбеке, чем в самом Гамбурге.
Благодаря иммиграции из центрально-восточной Европы, ашкензийская община Альтоны стала центром исследований и знаний в области еврейского преподавания (например, Джонатан Эйбешютц , Джейкоб Эмден ), привлекая сотни студентов. Официально признанный Бет Дин имел репутацию одного из самых выдающихся во всем еврейском мире. [ 12 ] Неудивительно, что три ашкеназские общины, так или иначе связанные между собой членами Немецко-израильской общины Гамбурга, проводящими свое рабочее время и многие ночи в городе, хотя официально проживали, а иногда и фактически жили в Альтоне и Вандсбеке, установили тесное сотрудничество в 1671 году. был назван Dreigemeinde AH"U ( иврит : אה"ו ; т.е. три-сообщество AH"U, происходящее от еврейской аббревиатуры инициалов Альтона, Гамбурга и Вандсбека), возглавляемое Hochdeutsche Israelten-Gemeinde Альтоны, самым известным и юридически наиболее защищенный из трех. Однако слияние трех сообществ не было юридически невозможным за пределами государственных границ. Раввинат Альтона был признан главным раввинатом трех сообществ и всей Гольштейна.
Срок действия общей привилегии истек со смертью правителей, и, таким образом, преемники Адольфа Эрнест , Йобст Герман и Отто V подтвердили ее. После интеграции графства в 1640 году в немецкое герцогство Гольштейн-Глюкштадт , которым управляли в личной унии короли Дании и Норвегии , 1 августа 1641 года король Кристиан IV официально подтвердил ашкенази их общие привилегии, включая их кладбище и синагогу. [ 13 ] тем самым продолжая основу существования своего сообщества. [ 14 ] К концу 17 века Верхненемецкая израильская община основала Альтона Эрув , просуществовавшую до 1930-х годов, когда 1 января 1938 года Верхненемецкая израильская община Альтоны объединилась с ашкеназскими общинами Гамбурга (Немецко-израильская община Гамбурга). , Харбург-Вильгельмсбурга (Гарбургская синагогальная община) и Вандсбека (Israelitische Gemeinde zu Wandsbek) после включения меньших городов в гораздо более крупный Гамбург посредством Закона о Большом Гамбурге 1937 года.
В 1697 году свобода вероисповедания, которую получила сефардская община Гамбурга, была нарушена враждебными указами олдерменов, и евреи были обложены грабительскими налогами (см. Налоги на евреев в Альтоне и Гамбурге ). По этой причине многие богатые и влиятельные сефарды покинули Гамбург, некоторые из них заложили основу португальской общины Альтона. Только тогда число сефардов в Альтоне достигло критического числа, чтобы сформировать общины, сначала известные как Бейт Якоб ха-Катан ( иврит : בית יעקב הקטן ). В 1770 году они основали Священную общину Неве Шалом ( иврит : נוה שלום ), сделав Альтону — на территории, которая позже стала Германией, — одним из немногих мест, где когда-либо основывались сефардские общины, помимо Эмдена , Глюкштадта , Гамбурга, Штаде и Вандсбека. . Сефарды Альтоны, как и все евреи Гольштейна, находившегося под властью Дании, получили юридическое равенство 14 июля 1863 года постановлением датско-голштейнского правительства. В 1887 году Альтона стала частью Пруссии, в 1867 году немногим оставшимся сефардским прихожанам пришлось распустить свою общину из-за нехватки членов.
После того, как в 1811 году Первая Французская империя аннексировала Гамбург, французские централистские власти запретили любое сотрудничество за пределами Франции, тем самым положив конец трехсообществу. При французском правлении евреи в Гамбурге были эмансипированы, ограничения на проживание были сняты, и поэтому многие гамбургские евреи, ранее передвигавшиеся на работу, переехали на постоянное место жительства в самом Гамбурге. Йозеф Карлебах служил главным раввином Hochdeutsche Israeliten-Gemeinde в Альтоне в период с 1925 по 1936 год, когда он перешел на должность раввина в Deutsch-Israelitische Gemeinde в Гамбурге.
Еврейская община в Вандсбеке
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2013 г. ) |
Еврейская община в Харбурге
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( февраль 2013 г. ) |
Хаскала / Еврейская эмансипация
[ редактировать ]В 1800 году в Гамбурге проживало около 6500 евреев. Таким образом, они составляли шесть процентов от общей численности населения города. Это была крупнейшая еврейская община на территории, которая позже стала Германией. После того, как в 1811 году Первая Французская империя аннексировала Гамбург, который теперь называется Гамбургом, уже перенесший три французских оккупации с 1806 года, все гамбургцы стали равноправными французскими гражданами. Таким образом, ограничения на проживание для евреев исчезли, и многие гамбургские евреи, ранее приезжавшие и обратно из Альтоны и Вандсбека, обосновались на постоянном месте жительства в самом Гамбурге. Священная община сефардов Бейт Исраэль и ашкеназская Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg стали подчиняться Центральной израильской консистории Франции . Французские централистские власти запретили любое сотрудничество за пределами Франции, тем самым прекратив существование основанного в 1671 году трансграничного объединения трех ашкеназских общин Альтона-Гамбург-Вандсбек (иврит: אה"ו ; немецкий : Dreigemeinde AH"U ), ранее объединявшего три ашкеназские общины. из Альтона (основан в 1612 г.), Гамбург и Вандсбек (основан в 1637 г., но признан только в 1671 г.), оба в Гольштейне . [ 15 ] Ашкенази и сефарды Гамбурга сохранили отдельные общины, ашкенази Альтона сохранили свой собственный раввинат, который также признавался евреями Вандсбека до 1864 года и всей Гольштейна. [ 16 ]
В 1814 году Гамбург восстановил независимость и суверенитет как город-государство , а в следующем году сенат лишил евреев юридического равенства. Утверждая, что именно французское государство, а не Вольный и ганзейский город Гамбург освободило евреев в городе, сенат воспринял решения Германской Конфедерации о правах евреев в манипулируемой формулировке Иоганна Шмидта как юридические основания. [ 17 ] Старый Reglement der Judenschaft 1710 года вновь обрел юридическую силу с небольшими изменениями, например, евреям, переехавшим в Гамбург под властью Франции, всем были предоставлены виды на жительство в соответствии с ограничительным постановлением 1710 года, позволяющим им оставаться.
В гражданском равенстве и религиозной свободе
[ редактировать ]Решающую помощь в наконец успешной борьбе за равные права оказало то, что на выборах осенью 1848 года в Гамбургское государственное Учредительное собрание (Konstituante) евреи также имели избирательное право. Чтобы получить эти голоса, две противостоящие группы пообещали им равные права. 21 февраля 1849 года, приняв закон Франкфуртского национального собрания , администрация города-государства предоставила евреям равные права ( еврейская эмансипация ). Учредительное собрание приняло Конституцию Свободного государства Гамбург от 11 июля 1849 года, подтвердив равные права для всех граждан, что стало началом широкой интеграции. В отличие от некоторых других государств Германской Конфедерации, город-государство не отменил эмансипацию евреев в последующие годы в рамках восстановительного « Европейского концерта» .
1 февраля 1865 года новый закон отменил принуждение евреев к вступлению в одну из двух установленных законом еврейских общин Гамбурга (Ashkenazi Deutsch-Israelitische Gemeinde (DIG); или Святую конгрегацию сефардов Бейт Исраэль [нем. Heilige Gemeinde der Sephardim Beith) . Израиль / иврит: בית ישראל ]; основано в 1652 году в результате слияния трех ранее отдельных сефардских общин Гамбурга). [ 18 ]
Таким образом, члены реформаторского Общества Нового Израильского Храма получили возможность основать свою собственную еврейскую общину. [ 19 ] Тот факт, что его члены больше не были вынуждены сотрудничать с ашкеназской DIG, означал, что она могла развалиться. [ 19 ] Чтобы предотвратить это и воссоздать DIG как религиозную организацию с добровольным членством в либеральном гражданском государстве, DIG провела всеобщие выборы среди своих совершеннолетних членов-мужчин, чтобы сформировать коллегию из 15 представителей (Repräsentanten-Kollegium), которые будут продолжить переговоры по будущему составу DIG. [ 19 ] Либеральная фракция получила девять, православная фракция - шесть мест. [ 19 ] После длительных переговоров представители 3 ноября 1867 года приняли устав DIG. [ 19 ]
Новая конституция DIG предусматривала толерантность среди членов DIG в вопросах культа (богослужения) и религиозных традиций. [ 19 ] Эта уникальная модель, так называемая Гамбургская система (Гамбургская система), создала двухуровневую организацию DIG с коллегией представителей и зонтичной администрацией, отвечающей за вопросы, представляющие общий интерес ашкенази, такие как кладбище, зедака для бедных, больницы. и представление ашкенази снаружи. [ 19 ] Второй уровень сформировал так называемые Kultusverbände (религиозные ассоциации), ассоциации, независимые в религиозных и финансовых вопросах благодаря своим собственным избранным советам и членским взносам, но в рамках DIG занимавшиеся религиозными делами. [ 19 ]
Каждый член DIG, а также любой еврей, не связанный с ним, имел право присоединиться к религиозному объединению, но не был обязан этого делать. [ 19 ] Таким образом, с 1868 года реформистское движение сформировалось в рамках DIG a Kultusverband , реформистской еврейской израильской темпельвербанды (ассоциации израильских храмов). [ 19 ] Другими религиозными ассоциациями были православная Deutsch-Israelitischer Synagogenverband (немецко-израильская синагогальная ассоциация, основанная в 1868 году) и основанная в 1892 году, но признанная только в 1923 году консервативная синагога Verein der Neuen Dammtor-Synagoge (Ассоциация новой синагоги Даммтор). [ 20 ] Религиозные ассоциации согласились, что все обычно предоставляемые услуги, такие как погребение, брито мила , зедака для бедных, богадельни, больничный уход и питание, предлагаемое в этих учреждениях, должны соответствовать православным требованиям. [ 19 ]
Сионисты увидели в двухуровневой Гамбургской системе признание своей точки зрения о том, что древний термин «Ам Исраэль» («Народ Израиля»), использовавшийся со времен диаспоры как термин, описывающий религиозную общину евреев, в современной политической теории переводится в современный термин. стиль нации. Поэтому очень светские сионисты, вовлеченные в сообщество на первом уровне Немецко-израильского общества (DIG), хвалили эту модель и никогда или почти никогда не пользовались услугами, предоставляемыми какими-либо религиозными ассоциациями на втором уровне, не говоря уже о том, чтобы когда-либо. присоединился к одному.
В рамках современной городской жизни религиозная экзогамия была широко распространена среди евреев Гамбурга: в 1924 году 1409 членов DIG были супругами в межконфессиональном браке , и 20 266 таких пар по всей Германии (и около 35 000 по всей стране в 1932 году, причем тогда почти 500 000 евреев немцы), тогда как 57,6% всех новых браков 1924 года, включая зарегистрированных членов Deutsch-Israelitische Gemeinde, были межконфессиональными. [ 21 ]
Под властью нацистов
[ редактировать ]Благодаря навязанной правительством антисемитской пропаганде и, возможно, благодаря навязыванию правительством антисемитской пропаганды после прихода к власти нацистов в 1933 году, количество межконфессиональных браков упало до 32% от всех браков, включая зарегистрированных членов DIG в 1934 году. [ 21 ] за последний год до того, как Нюрнбергские законы объявили вне закона то, что нацисты считали смешанным браком , и запретили с тех пор заключать так называемые смешанные браки , однако без принудительного развода всех существующих таких пар. Конечно, Deutsch-Israelitische Gemeinde не включила в эту статистику браки евреев по рождению с супругами, ранее обращенными в иудаизм, поскольку новообращенные Галахи являются евреями, и браки с ними не являются межконфессиональными.
Это делает эту статистику несопоставимой с нацистской статистикой о так называемых смешанных браках (Mischehen), которые они называли межрасовыми браками, основанными на искаженном нацистском расизме высшей арийской расы . [ 22 ] однако расовый статус человека технически фиксируется на основе регистрации его родителей, бабушек и дедушек в религиозных конгрегациях, записанных в архивах и заверенных в «арийских» сертификатах , независимо от его или ее фактической религии, не говоря уже о применении любого рода генетических исследований.
1 января 1938 года, после присоединения соседних городов к Гамбургу в 1937 году, меньшие ашкеназские общины Альтона (верхненемецкая израильская община Альтоны; HIG), Харбург-Вильгельмсбург (синагогальная община Харбург-Вильгельмсбург) и Вандсбек (израильская община Вандсбек) объединились с DIG, в этом случае министерство по делам церкви нацистского Рейха заставило большое DIG принять новое название. [ 23 ] Нацистские администраторы с удовольствием унижали конгрегацию, отрицая ее дальнейшее использование названия Israelitische Gemeinde , утверждая, что термин Deutsch немецкий) был бы невозможен для еврейских организаций. Deutsch - ( т.е. израильтянин) были слишком двусмысленны, явно антисемитская доктрина требовала использования термина Jüdisch (т.е. еврейского), а в декабре 1937 года имперское министерство внутренних дел выступило против термина Gemeinde , который был бы неуместным, поскольку этот термин также обозначает коммуну или муниципалитет в Немецкое законодательство (Gemeinde, правда, означает столько же паствы, но с министерством спорить не было возможности), [ 24 ] поэтому большая DIG была переименована в Jüdischer Religionsverband Hamburg (JRH; т. е. Гамбургская еврейская религиозная ассоциация). [ 25 ]
В марте 1938 года JRH было лишено статуса уставной корпорации (Körperschaft des öffentlichen Rechts; что повлекло за собой потерю налоговых привилегий), после чего 2 декабря того же года были упразднены ее конституционные органы, такие как законодательная коллегия представителей (Repräsentanten- Коллегиум), подчиняя исполнительный совет JRH непосредственно приказам гестапо. [ 23 ] В 1939 году крошечная сефардская община была вынуждена объединиться в JRH, которому снова пришлось привлечь неевреев еврейского происхождения, отнесенных нацистами к так называемым расовым евреям, например, неверующих или христиан с тремя или более еврейскими бабушками и дедушками. Таким образом, потеряв свой характер просто религиозной общины, она превратилась в администрацию тех гамбургцев, которые преследовались нацистским антисемитизмом. 1 августа 1942 года задачи JRH были переданы новому Reichsvereinigung (RV) , 21 ноября JRH было официально объединено с RV, став его местным филиалом под названием Безирк Нордвест RV (Северо-Западный округ). [ 26 ] Остальные активы и персонал перешли к РВ-Району Северо-Запад.
Холокост
[ редактировать ]Систематические депортации немцев-евреев и немцев-неевреев еврейского происхождения начались 18 октября 1941 года при логистической и технической поддержке оставшейся части администрации JRH, а затем и RV Northwest, например, в отношении выбора тех, кто будет внесен в списки, когда GeStapo потребовало определенное количество людей, которые будут собраны для запланированной депортации. Все депортации были направлены в гетто в оккупированной нацистами Европе или в концентрационные лагеря . Немногие оставшиеся сотрудники RV Northwest, за исключением тех, кто несколько защищен так называемым смешанным браком , были депортированы из Гамбурга 23 июня 1943 года в Терезиенштадт .
Большинство депортированных людей были убиты во время Холокоста , а примерно 7800 евреев из Гамбурга были убиты в эпоху нацизма. [ 27 ] , Концентрационный лагерь Нойенгамме основанный в 1938 году СС недалеко от деревни Нойенгамме в районе Бергедорф в Гамбурге, первоначально содержал в основном заключенных, независимо от их расистской классификации произвольной нацистской идеологией, подозреваемых в политическом сопротивлении или оппозиции, позже принимал заключенных, заключенных в тюрьму за явная причина быть евреем, особенно к концу нацистской эпохи, когда лагеря смерти были недоступны, потому что их освободили войска союзников. 14 февраля 1945 года последний депортационный поезд со 124 евреями из Гамбурга отправился в Терезиенштадт, из которых 120 выжили и вернулись летом 1945 года, поскольку их трагедия вскоре закончилась их освобождением в мае того же года.
увековечивает память многих убитых или преследуемых евреев Гамбурга Столперштейне .
Еврейская община с 1945 года.
[ редактировать ]Оставшиеся в живых евреи в городе, особенно те 650 человек, которые были в некоторой степени защищены так называемым смешанным браком, [ 28 ] некоторые немногие, кто выжил, скрываясь, или те, кто был освобожден и освобожден от принудительного труда, составляли общину в городе. Вернувшиеся из депортаций начали прибывать летом, а иностранцы-евреи, оказавшиеся в затруднительном положении после освобождения, начали возвращаться домой или в новые места назначения. Евреи из изгнания обычно возвращались только после того, как условия жизни в обездоленной побежденной Германии снова стабилизировались. 8 июля 1945 года двенадцать евреев встретились в Гамбурге, чтобы подготовить восстановление общины. [ 29 ] 25 июля к ним присоединилось еще больше заинтересованных лиц, и они назначили временный совет из 15 человек, из которых 170 человек выразили желание присоединиться. 6 сентября 1945 года на улице Киелорт, 22/24 открылась временная синагога, а 18 сентября того же года 72 члена избрали первое послевоенное правление.
Макс Брауэр , откровенный нееврейский борец с антисемитизмом еще до 1933 года, вернулся из изгнания в США в Гамбург, будучи избранным его первым послевоенным первым мэром (главой правительства Гамбурга) в 1946 году, сумел добиться победы Герберта Вайхмана в 1948 году на также реэмигрировал из изгнания в США, присоединившись к сенату Брауэра и став первым евреем, избранным на должность первого мэра (1965-1971), а Гамбург был городом-государством Федеративной Республики Германия, первым евреем, главой правительства штата. в Германии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ расположение сефардской общины «Нью Салом»
- ^ «Германия, Гамбург» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие. Октябрь 2014 года . Проверено 4 января 2017 г.
- ^ Гюнтер Марвендель, «Евреи-ашкенази в районе Гамбурга (до 1780 года)», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 41–60, здесь сноска 28 на стр. 58. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Jump up to: а б Гюнтер Марвендель, «Евреи-ашкенази в районе Гамбурга (до 1780 года)», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 41–60, здесь стр. 44. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Тогдашние жители Гамбурга и Альтоны, в основном говорящие на нижненемецком языке , а также амстердамцы, говорящие по-голландски, в основном считали ашкенази, которые тогда обычно говорили на идише , языке, происходящем из верхненемецкого языка , носителями верхненемецкого языка, и поэтому ашкенази выбрали чтобы отличить себя от сефардов как верхненемецких евреев (Hochdeutsche Israeleten, или по -голландски : Hoogduits[ch]e Israeleten/Joden ).
- ^ Гюнтер Марвендель, «Евреи-ашкенази в районе Гамбурга (до 1780 года)», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 41–60, здесь стр. 45. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Гюнтер Бём, «Сефарды в Гамбурге», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 21–40, здесь стр. 21. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Гюнтер Бём, «Сефарды в Гамбурге», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 21–40, здесь стр. 22. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Гюнтер Бём, «Сефарды в Гамбурге», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 21–40, здесь стр. 23. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Ханс Рейлс, «Вклад в старейшую историю евреев Гамбурга», в: Журнал Ассоциации истории Гамбурга , том. 2 (1847), стр. 357–424, здесь стр. 375. (онлайн) Архивировано 24 октября 2019 года в Wayback Machine.
- ^ Герман Пате, Налоги для защиты евреев в Альтоне: Налоги, уплачиваемые евреями как жителями и членами еврейской общины в Альтоне (1641-1842) , Гамбург: электр. Университетская диссертация, 2007, с. 91
- ^ Герман Пате, Налоги для защиты евреев в Альтоне: Налоги, уплачиваемые евреями как жителями и членами еврейской общины в Альтоне (1641-1842) , Гамбург: электр. Университетская диссертация, 2007, стр. 243–244.
- ^ Петер Фреймарк, «Еврейские кладбища в районе Гамбурга», в: Журнал Ассоциации истории Гамбурга , том. 67 (1981), стр. 117-132, здесь стр. 119.
- ^ Герман Пате, Налоги для защиты евреев в Альтоне: Налоги, уплачиваемые евреями как жителями и членами еврейской общины в Альтоне (1641-1842) , Гамбург: электр. Университетская диссертация, 2007, с. 111.
- ^ Петер Фреймарк, «Главный раввинат Альтона-Гамбург-Вандсбека», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 177–185, здесь стр. 182. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ «Германия, Гамбург» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие. Октябрь 2014 года . Проверено 4 января 2017 г.
- ↑ В окончательной редакции решений Венского конгресса о правах евреев Шмидт — без разрешения и без согласия других партий — изменил текст с «Исповедники еврейской веры сохраняют права, уже предоставленные им в конфедеративных штатов», заменив одно-единственное слово, повлекшее за собой серьезные последствия, на: «За исповедниками еврейской веры сохраняются права, уже предоставленные им конфедеративными штатами». См. Генрих Грец , Geschichte der Juden von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart : 11 тт., Лейпциг: Leiner, 1900, vol. 11: «Geschichte der Juden vom Beginn der Mendelssohnschen Zeit (1750) bis in die neueste Zeit (1848)», с. 317. Акцент не в оригинале. Перепечатка издания, последний раз переработанная самим автором: Берлин: Арани, 1998, ISBN 3-7605-8673-2 . В немецком оригинале: «Профессора еврейской веры получат те же в » . права, которые уже предоставлены отдельных федеральных землях
- ↑ 4 ноября 1864 года парламент Гамбурга принял Закон об отношениях местных израильских общин, вступающий в силу с 1 февраля 1865 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ина Лоренц, «Еврейская община Гамбурга 1860–1943: Имперская империя – Веймарская республика – нацистское государство», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 77–100, здесь стр. 78. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Саския Роде, «Синагоги в районе Гамбурга 1680–1943», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 143–175, здесь стр. 157. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Jump up to: а б Беате Мейер, Преследование и убийство евреев Гамбурга 1933–1945 гг ., Государственный центр политического образования (ред.), Гамбург: Государственный центр политического образования, 2006, стр. 24. ISBN 3-929728-85-0
- ^ Нацистский расизм исключил многих немцев из так называемой арийской расы , но включил их большинство и вообще классифицировал людей на различные категории (так называемые расы), некоторые равные, некоторые низшие, а некоторые объявленные вредными для общества или даже человечества, например, евреи. и цыган , и поэтому предполагалось, что они будут уничтожены, как вредители, с фатальной иронией, что термин «арий» был заимствован из индоарийских языков, но поразил именно тех немцев, а именно синти и рома , которые — если вообще так — могли претендовать на большую часть все их соотечественники-немцы были потомками носителей этих языков, поскольку их предки иммигрировали из северной Индии, полемически говоря, немцы-цыгане были самыми арийскими из всех немцев.
- ^ Jump up to: а б Ина Лоренц и Йорг Беркеманн, «Конец войны и новое начало: о возникновении новой еврейской общины в Гамбурге 1945-1948», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц. , 1991, вып. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 633–656, здесь стр. 633. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ См. «Имперский и прусский министр по делам церкви», Письмо в Государственное управление Гамбурга, 15 января 1938 г., Государственный архив Гамбурга, опись 113-5, файл E IV B1, перепечатано в: « История евреев в Гамбурге : 2 тома», Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, т. 1, с. 1: «Письмо Рейха и прусского министра», стр. 444след. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ См. «Правление немецко-израильской конгрегации Гамбурга», письмо в Гамбургское управление школы и культуры, 24 декабря 1937 г., Государственный архив Гамбурга, опись 113-5, файл E IV B1, перепечатано в: « История евреев в Гамбурге». Гамбург : 2 тт., Гамбург: Дёллинг и Галиц, 1991, т. 1: «Письмо Рейха и прусского министра», стр. 444след. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ Ина Лоренц и Йорг Беркеманн, «Конец войны и новое начало: о возникновении новой еврейской общины в Гамбурге 1945-1948», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, вып. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 633–656, здесь стр. 633 и след. ISBN 3-926174-25-0 .
- ^ «Еврейская община Гамбурга» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
- ^ Беате Мейер, Преследование и убийство евреев Гамбурга 1933–1945 , Государственный центр политического образования (ред.), Гамбург: Государственный центр политического образования, 2006, стр. 26. ISBN 3-929728-85-0
- ^ Ина Лоренц и Йорг Беркеманн, «Конец войны и новое начало: о возникновении новой еврейской общины в Гамбурге 1945-1948», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, вып. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 633–656, здесь стр. 635. ISBN 3-926174-25-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ( Институт истории немецких евреев на немецком и английском языках)
- Ключевые документы немецко-еврейской истории Института истории немецких евреев (на немецком и английском языках)
- Еврейский Гамбург; Историко-справочный труд Института истории немецких евреев (на немецком языке).