Jump to content

История евреев в Гамбурге

История евреев в Гамбурге в Германии фиксируется по крайней мере с 1590 года. С 1880-х годов евреи Гамбурга נוה жили в основном в кварталах Гриндель [ де ] , ранее в Новом городе , где располагалась сефардская община «Неве Шалом» (иврит: שלום ). [ 1 ] был основан в 1652 г. С 1612 г. существовали соглашения о терпимости с сенатом преимущественно лютеранского города-государства. также реформатскими голландскими купцами и англиканскими Подобные соглашения ранее заключались британцами. В этих соглашениях евреям не разрешалось жить во Внутреннем городе, но и не требовалось жить в гетто.

С 1600 года в Гамбурге поселились и немецкие евреи, но в 1649 году эти ашкенази были изгнаны из города-государства. С тех пор только сефардам было разрешено жить в Гамбурге. Евреи-ашкенази вернулись в Гамбург в 1656 году. [ 2 ]

Около 1925 года в Гамбурге проживало около 20 000 евреев, из них около 400 были сефардами. После прихода к власти нацистов большинство синагог было разрушено в 1938 и 1939 годах, а вскоре и связанные с ними общины также были распущены. В 1945 году еврейская община была основана пережившими Холокост. И, наконец, в 1960 году была построена новая синагога на улице Хоэ Вейде. В 1970-х годах к общине присоединилось около 1000 иммигрантов-иранцев-евреев.

Происхождение

[ редактировать ]

Еврейская община в Гамбурге началась с создания сефардов из Испании, поскольку они были изгнаны из своей родной страны в 1492 году. Они сделали остановки в Португалии, Амстердаме и Антверпене, прибыв около 1577 года. До разрушения еврейской общины нацистами Гриндель, Харвестехуде и Эймсбюттель были центрами еврейской жизни в Гамбурге. Существовало несколько синагог, наиболее известными из которых были «Новая Даммтор-Синагога» (1895 г.), «Синагога Борнплатц» (1906 г.) и Новый Храм на Оберштрассе (1931 г.).

Сефардские евреи

[ редактировать ]

Среди известных сефардов в Гамбурге - Дуарте Нуньес да Коста (псевдоним Якоб Куриэль ) (1587-1665), агент испанской, а затем агент португальской короны в Гамбурге, получивший дворянство от Жуана IV Португалии 14 июня 1641 года. Сын выдающийся врач Авраам Куриэль .

Ашкенази

[ редактировать ]

В 1710 году императорская комиссия, посетившая город с целью заключения мира между сенатом и олдерменами, закрепила положение гамбургских ашкенази и сефардов определенными постановлениями ( Reglement der Judenschaft in Hamburg sowohl portugiesischer als hochdeutscher Nation , букв. Положение о евреев Португалии, а также верхнегерманской нации в Гамбурге), обнародованный от имени императора Иосифа I. Этот указ стал основным законом обращения с евреями в Гамбурге в последующем столетии.

Еврейская община в Альтоне

[ редактировать ]

Различные правила применялись к сефардам и ашкеназимам в Альтоне, которая — в отличие от соседнего с восточной стороны имперского свободного города-государства и республики Гамбурга — входила в состав неконституционной монархии, графства Гольштейн-Пиннеберг .

В 1584 году граф Адольф XI из Гольштейн-Пиннеберга и Шауэнбурга [ де ] предоставил индивидуальные разрешения на пребывание (Partikulargeleit, то есть особый эскорт) в Альтоне и соседней деревне Оттенсен четырем семьям, которые являются первыми ашкеназскими шуцюденами, зарегистрированными в Альтоне. [ 3 ] Сенат Гамбурга , правительство города-государства, не предоставило ашкенази такого разрешения, тем не менее, к 1610 году некоторым ашкеназам удалось фактически жить в Гамбурге, однако не в собственных хозяйствах, а в хозяйствах своих работодателей, обычно учрежденных Сефарды Гамбурга. Однако члену чужого домохозяйства было запрещено создавать собственную семью, а пребывание зависело от занятости. В 1611 году двум другим семьям было разрешено поселиться в Альтоне, и в их разрешениях упоминались четыре семьи ашкенази, уже проживавшие там. [ 4 ]

В 1612 году ашкенази Альтоны сумели договориться с комитальным правительством о разрешении оставаться для них как общины (Generalgeleit, то есть общий эскорт, общая привилегия), а не как отдельных лиц, и, таким образом, община организовала прием большего количества ашкенази, увеличив их число до 30 семей. в 1622 году. [ 4 ] Ашкенази основали на основе общей привилегии полноценную кейхиллу , Hochdeutsche Israelten-gemeinde zu Altona (т.е. верхненемецкую израильскую общину/конгрегацию в Альтоне). [ 5 ] ), с избранным советом, согласовывающим религиозные налоги для финансирования обучения, микве, кладбища и синагоги. [ 6 ]

В соседнем лютеранском городе-государстве Гамбурге сефарды пользовались определенной защитой в рамках ее контрактов с общинами иностранных купцов нелютеранской веры, таких как кальвинистские реформатские голландцы, англиканские англичане или французы-католики с Сенатом Гамбурга. [ 7 ] В этом контексте Гамбург принял сефардов в 1590 году как natio lusitana (как предполагаемых португальцев-католиков), причем обе стороны вначале молчаливо игнорировали их еврейство. Так что своей резиденцией лишь немногие сефарды выбрали Альтону.

Сенат и другие республиканские органы ( олдермены Гамбурга , лютеранские старейшины [Оберальте], торговая депутация и т. д.) управляли городом-государством в системе сдержек и противовесов. В 1603 году некоторые олдермены пожаловались в сенат, что португальцы на самом деле были сефардами, но сенат проигнорировал это, а после повторной жалобы в 1604 году сенат в своем ответе заявил, что у него нет оснований для такого предположения. [ 8 ] Однако на фоне продолжающихся антииудаистских дебатов в законодательных и руководящих органах республики сенат отказал гамбургским сефардам в покупке земли для кладбища на территории города-государства.

Поэтому в 1611 году сефарды Гамбурга приобрели у графа Эрнеста землю для своего кладбища всего в 1300 метрах от государственной границы Гамбурга на сегодняшней Кенигштрассе в Альтоне, которая использовалась до 1871 года, когда на ней закончилось место. В 1612 году граф Эрнест продал ашкенази Альтоны прилегающий участок под их кладбище. После того, как 29 августа 1611 года сенат получил экспертное заключение факультета лютеранской теологии Виадрины о том, что терпимость к португальским евреям была «отеческой и христианской», как и продолжение этой практики, [ 9 ] сенат отверг критику со стороны олдерменов. 19 февраля 1612 года сенат заключил Designatio Articulorum, после чего Э. Э. Рат сравнил себя с португальской нацией и принял ту же защиту и покровительство с сефардами, как признанная и охраняемая корпорация лиц. [ 10 ] Однако из ашкенази, действительно проживавших в Гамбурге, где они получили юридическое признание лишь в 1710 году, многие пытались заручиться правовой защитой датской короны на случай какой-либо попытки изгнания их из Гамбурга.

Таким образом, помимо юридически признанного Hochdeutsche Israelten-Gemeinde zu Altona, в Альтоне проживало много ашкенази, которые не пользовались его помещениями и услугами, поскольку были членами гамбургской общины ашкенази. Поскольку сефарды Гамбурга называли городских ашкенази по-португальски Тудескос (немцы), последние называли свою общину Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg (букв. Немецко-израильская община в Гамбурге; основано в 1661/1662). В Альтоне условия проживания были благоприятными, в Гамбурге – условия для бизнеса. Таковы были причины возникновения филиала общины гамбургской ашкеназской общины в Альтоне. [ 11 ] Аналогичное развитие событий произошло в восточном соседе Гамбурга, датско-голштейнском городе Вандсбек , где ашкенази из Гамбурга раньше жили или, по крайней мере, были там законными жителями, тогда как их религиозная принадлежность была связана с Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg. В 17-м и начале 18-го века Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg насчитывало больше членов, официально проживавших, а иногда и фактически проживавших в Альтоне или Вандсбеке, чем в самом Гамбурге.

Благодаря иммиграции из центрально-восточной Европы, ашкензийская община Альтоны стала центром исследований и знаний в области еврейского преподавания (например, Джонатан Эйбешютц , Джейкоб Эмден ), привлекая сотни студентов. Официально признанный Бет Дин имел репутацию одного из самых выдающихся во всем еврейском мире. [ 12 ] Неудивительно, что три ашкеназские общины, так или иначе связанные между собой членами Немецко-израильской общины Гамбурга, проводящими свое рабочее время и многие ночи в городе, хотя официально проживали, а иногда и фактически жили в Альтоне и Вандсбеке, установили тесное сотрудничество в 1671 году. был назван Dreigemeinde AH"U ( иврит : אה"ו ; т.е. три-сообщество AH"U, происходящее от еврейской аббревиатуры инициалов Альтона, Гамбурга и Вандсбека), возглавляемое Hochdeutsche Israelten-Gemeinde Альтоны, самым известным и юридически наиболее защищенный из трех. Однако слияние трех сообществ не было юридически невозможным за пределами государственных границ. Раввинат Альтона был признан главным раввинатом трех сообществ и всей Гольштейна.

Карта Альтоны 1910 года, на которой фиолетовым цветом изображены столбы и провода эрува .

Срок действия общей привилегии истек со смертью правителей, и, таким образом, преемники Адольфа Эрнест , Йобст Герман и Отто V [ де ] подтвердили ее. После интеграции графства в 1640 году в немецкое герцогство Гольштейн-Глюкштадт , которым управляли в личной унии короли Дании и Норвегии , 1 августа 1641 года король Кристиан IV официально подтвердил ашкенази их общие привилегии, включая их кладбище и синагогу. [ 13 ] тем самым продолжая основу существования своего сообщества. [ 14 ] К концу 17 века Верхненемецкая израильская община основала Альтона Эрув [ де ] , просуществовавшую до 1930-х годов, когда 1 января 1938 года Верхненемецкая израильская община Альтоны объединилась с ашкеназскими общинами Гамбурга (Немецко-израильская община Гамбурга). , Харбург-Вильгельмсбурга (Гарбургская синагогальная община) и Вандсбека (Israelitische Gemeinde zu Wandsbek) после включения меньших городов в гораздо более крупный Гамбург посредством Закона о Большом Гамбурге 1937 года.

В 1697 году свобода вероисповедания, которую получила сефардская община Гамбурга, была нарушена враждебными указами олдерменов, и евреи были обложены грабительскими налогами (см. Налоги на евреев в Альтоне и Гамбурге ). По этой причине многие богатые и влиятельные сефарды покинули Гамбург, некоторые из них заложили основу португальской общины Альтона. Только тогда число сефардов в Альтоне достигло критического числа, чтобы сформировать общины, сначала известные как Бейт Якоб ха-Катан ( иврит : בית יעקב הקטן ). В 1770 году они основали Священную общину Неве Шалом ( иврит : נוה שלום ), сделав Альтону — на территории, которая позже стала Германией, — одним из немногих мест, где когда-либо основывались сефардские общины, помимо Эмдена , Глюкштадта , Гамбурга, Штаде и Вандсбека. . Сефарды Альтоны, как и все евреи Гольштейна, находившегося под властью Дании, получили юридическое равенство 14 июля 1863 года постановлением датско-голштейнского правительства. В 1887 году Альтона стала частью Пруссии, в 1867 году немногим оставшимся сефардским прихожанам пришлось распустить свою общину из-за нехватки членов.

После того, как в 1811 году Первая Французская империя аннексировала Гамбург, французские централистские власти запретили любое сотрудничество за пределами Франции, тем самым положив конец трехсообществу. При французском правлении евреи в Гамбурге были эмансипированы, ограничения на проживание были сняты, и поэтому многие гамбургские евреи, ранее передвигавшиеся на работу, переехали на постоянное место жительства в самом Гамбурге. Йозеф Карлебах служил главным раввином Hochdeutsche Israeliten-Gemeinde в Альтоне в период с 1925 по 1936 год, когда он перешел на должность раввина в Deutsch-Israelitische Gemeinde в Гамбурге.

Еврейская община в Вандсбеке

[ редактировать ]

Еврейская община в Харбурге

[ редактировать ]

Хаскала / Еврейская эмансипация

[ редактировать ]

В 1800 году в Гамбурге проживало около 6500 евреев. Таким образом, они составляли шесть процентов от общей численности населения города. Это была крупнейшая еврейская община на территории, которая позже стала Германией. После того, как в 1811 году Первая Французская империя аннексировала Гамбург, который теперь называется Гамбургом, уже перенесший три французских оккупации с 1806 года, все гамбургцы стали равноправными французскими гражданами. Таким образом, ограничения на проживание для евреев исчезли, и многие гамбургские евреи, ранее приезжавшие и обратно из Альтоны и Вандсбека, обосновались на постоянном месте жительства в самом Гамбурге. Священная община сефардов Бейт Исраэль и ашкеназская Deutsch-Israelitische Gemeinde zu Hamburg стали подчиняться Центральной израильской консистории Франции . Французские централистские власти запретили любое сотрудничество за пределами Франции, тем самым прекратив существование основанного в 1671 году трансграничного объединения трех ашкеназских общин Альтона-Гамбург-Вандсбек (иврит: אה"ו ; немецкий : Dreigemeinde AH"U ), ранее объединявшего три ашкеназские общины. из Альтона (основан в 1612 г.), Гамбург и Вандсбек (основан в 1637 г., но признан только в 1671 г.), оба в Гольштейне . [ 15 ] Ашкенази и сефарды Гамбурга сохранили отдельные общины, ашкенази Альтона сохранили свой собственный раввинат, который также признавался евреями Вандсбека до 1864 года и всей Гольштейна. [ 16 ]

В 1814 году Гамбург восстановил независимость и суверенитет как город-государство , а в следующем году сенат лишил евреев юридического равенства. Утверждая, что именно французское государство, а не Вольный и ганзейский город Гамбург освободило евреев в городе, сенат воспринял решения Германской Конфедерации о правах евреев в манипулируемой формулировке Иоганна Шмидта как юридические основания. [ 17 ] Старый Reglement der Judenschaft 1710 года вновь обрел юридическую силу с небольшими изменениями, например, евреям, переехавшим в Гамбург под властью Франции, всем были предоставлены виды на жительство в соответствии с ограничительным постановлением 1710 года, позволяющим им оставаться.

В гражданском равенстве и религиозной свободе

[ редактировать ]

Решающую помощь в наконец успешной борьбе за равные права оказало то, что на выборах осенью 1848 года в Гамбургское государственное Учредительное собрание (Konstituante) [ de ] евреи также имели избирательное право. Чтобы получить эти голоса, две противостоящие группы пообещали им равные права. 21 февраля 1849 года, приняв закон Франкфуртского национального собрания , администрация города-государства предоставила евреям равные права ( еврейская эмансипация ). Учредительное собрание приняло Конституцию Свободного государства Гамбург от 11 июля 1849 года, подтвердив равные права для всех граждан, что стало началом широкой интеграции. В отличие от некоторых других государств Германской Конфедерации, город-государство не отменил эмансипацию евреев в последующие годы в рамках восстановительного « Европейского концерта» .

1 февраля 1865 года новый закон отменил принуждение евреев к вступлению в одну из двух установленных законом еврейских общин Гамбурга (Ashkenazi Deutsch-Israelitische Gemeinde (DIG); или Святую конгрегацию сефардов Бейт Исраэль [нем. Heilige Gemeinde der Sephardim Beith) . Израиль / иврит: בית ישראל ]; основано в 1652 году в результате слияния трех ранее отдельных сефардских общин Гамбурга). [ 18 ]

Таким образом, члены реформаторского Общества Нового Израильского Храма получили возможность основать свою собственную еврейскую общину. [ 19 ] Тот факт, что его члены больше не были вынуждены сотрудничать с ашкеназской DIG, означал, что она могла развалиться. [ 19 ] Чтобы предотвратить это и воссоздать DIG как религиозную организацию с добровольным членством в либеральном гражданском государстве, DIG провела всеобщие выборы среди своих совершеннолетних членов-мужчин, чтобы сформировать коллегию из 15 представителей (Repräsentanten-Kollegium), которые будут продолжить переговоры по будущему составу DIG. [ 19 ] Либеральная фракция получила девять, православная фракция - шесть мест. [ 19 ] После длительных переговоров представители 3 ноября 1867 года приняли устав DIG. [ 19 ]

Новая конституция DIG предусматривала толерантность среди членов DIG в вопросах культа (богослужения) и религиозных традиций. [ 19 ] Эта уникальная модель, так называемая Гамбургская система (Гамбургская система), создала двухуровневую организацию DIG с коллегией представителей и зонтичной администрацией, отвечающей за вопросы, представляющие общий интерес ашкенази, такие как кладбище, зедака для бедных, больницы. и представление ашкенази снаружи. [ 19 ] Второй уровень сформировал так называемые Kultusverbände (религиозные ассоциации), ассоциации, независимые в религиозных и финансовых вопросах благодаря своим собственным избранным советам и членским взносам, но в рамках DIG занимавшиеся религиозными делами. [ 19 ]

Каждый член DIG, а также любой еврей, не связанный с ним, имел право присоединиться к религиозному объединению, но не был обязан этого делать. [ 19 ] Таким образом, с 1868 года реформистское движение сформировалось в рамках DIG a Kultusverband , реформистской еврейской израильской темпельвербанды (ассоциации израильских храмов). [ 19 ] Другими религиозными ассоциациями были православная Deutsch-Israelitischer Synagogenverband (немецко-израильская синагогальная ассоциация, основанная в 1868 году) и основанная в 1892 году, но признанная только в 1923 году консервативная синагога Verein der Neuen Dammtor-Synagoge (Ассоциация новой синагоги Даммтор). [ 20 ] Религиозные ассоциации согласились, что все обычно предоставляемые услуги, такие как погребение, брито мила , зедака для бедных, богадельни, больничный уход и питание, предлагаемое в этих учреждениях, должны соответствовать православным требованиям. [ 19 ]

Сионисты увидели в двухуровневой Гамбургской системе признание своей точки зрения о том, что древний термин «Ам Исраэль» («Народ Израиля»), использовавшийся со времен диаспоры как термин, описывающий религиозную общину евреев, в современной политической теории переводится в современный термин. стиль нации. Поэтому очень светские сионисты, вовлеченные в сообщество на первом уровне Немецко-израильского общества (DIG), хвалили эту модель и никогда или почти никогда не пользовались услугами, предоставляемыми какими-либо религиозными ассоциациями на втором уровне, не говоря уже о том, чтобы когда-либо. присоединился к одному.

В рамках современной городской жизни религиозная экзогамия была широко распространена среди евреев Гамбурга: в 1924 году 1409 членов DIG были супругами в межконфессиональном браке , и 20 266 таких пар по всей Германии (и около 35 000 по всей стране в 1932 году, причем тогда почти 500 000 евреев немцы), тогда как 57,6% всех новых браков 1924 года, включая зарегистрированных членов Deutsch-Israelitische Gemeinde, были межконфессиональными. [ 21 ]

Под властью нацистов

[ редактировать ]

Благодаря навязанной правительством антисемитской пропаганде и, возможно, благодаря навязыванию правительством антисемитской пропаганды после прихода к власти нацистов в 1933 году, количество межконфессиональных браков упало до 32% от всех браков, включая зарегистрированных членов DIG в 1934 году. [ 21 ] за последний год до того, как Нюрнбергские законы объявили вне закона то, что нацисты считали смешанным браком , и запретили с тех пор заключать так называемые смешанные браки , однако без принудительного развода всех существующих таких пар. Конечно, Deutsch-Israelitische Gemeinde не включила в эту статистику браки евреев по рождению с супругами, ранее обращенными в иудаизм, поскольку новообращенные Галахи являются евреями, и браки с ними не являются межконфессиональными.

Это делает эту статистику несопоставимой с нацистской статистикой о так называемых смешанных браках (Mischehen), которые они называли межрасовыми браками, основанными на искаженном нацистском расизме высшей арийской расы . [ 22 ] однако расовый статус человека технически фиксируется на основе регистрации его родителей, бабушек и дедушек в религиозных конгрегациях, записанных в архивах и заверенных в «арийских» сертификатах , независимо от его или ее фактической религии, не говоря уже о применении любого рода генетических исследований.

1 января 1938 года, после присоединения соседних городов к Гамбургу в 1937 году, меньшие ашкеназские общины Альтона (верхненемецкая израильская община Альтоны; HIG), Харбург-Вильгельмсбург (синагогальная община Харбург-Вильгельмсбург) и Вандсбек (израильская община Вандсбек) объединились с DIG, в этом случае министерство по делам церкви нацистского Рейха заставило большое DIG принять новое название. [ 23 ] Нацистские администраторы с удовольствием унижали конгрегацию, отрицая ее дальнейшее использование названия Israelitische Gemeinde , утверждая, что термин Deutsch немецкий) был бы невозможен для еврейских организаций. Deutsch - ( т.е. израильтянин) были слишком двусмысленны, явно антисемитская доктрина требовала использования термина Jüdisch (т.е. еврейского), а в декабре 1937 года имперское министерство внутренних дел выступило против термина Gemeinde , который был бы неуместным, поскольку этот термин также обозначает коммуну или муниципалитет в Немецкое законодательство (Gemeinde, правда, означает столько же паствы, но с министерством спорить не было возможности), [ 24 ] поэтому большая DIG была переименована в Jüdischer Religionsverband Hamburg (JRH; т. е. Гамбургская еврейская религиозная ассоциация). [ 25 ]

В марте 1938 года JRH было лишено статуса уставной корпорации (Körperschaft des öffentlichen Rechts; что повлекло за собой потерю налоговых привилегий), после чего 2 декабря того же года были упразднены ее конституционные органы, такие как законодательная коллегия представителей (Repräsentanten- Коллегиум), подчиняя исполнительный совет JRH непосредственно приказам гестапо. [ 23 ] В 1939 году крошечная сефардская община была вынуждена объединиться в JRH, которому снова пришлось привлечь неевреев еврейского происхождения, отнесенных нацистами к так называемым расовым евреям, например, неверующих или христиан с тремя или более еврейскими бабушками и дедушками. Таким образом, потеряв свой характер просто религиозной общины, она превратилась в администрацию тех гамбургцев, которые преследовались нацистским антисемитизмом. 1 августа 1942 года задачи JRH были переданы новому Reichsvereinigung (RV) , 21 ноября JRH было официально объединено с RV, став его местным филиалом под названием Безирк Нордвест RV (Северо-Западный округ). [ 26 ] Остальные активы и персонал перешли к РВ-Району Северо-Запад.

Холокост

[ редактировать ]

Систематические депортации немцев-евреев и немцев-неевреев еврейского происхождения начались 18 октября 1941 года при логистической и технической поддержке оставшейся части администрации JRH, а затем и RV Northwest, например, в отношении выбора тех, кто будет внесен в списки, когда GeStapo потребовало определенное количество людей, которые будут собраны для запланированной депортации. Все депортации были направлены в гетто в оккупированной нацистами Европе или в концентрационные лагеря . Немногие оставшиеся сотрудники RV Northwest, за исключением тех, кто несколько защищен так называемым смешанным браком , были депортированы из Гамбурга 23 июня 1943 года в Терезиенштадт .

Большинство депортированных людей были убиты во время Холокоста , а примерно 7800 евреев из Гамбурга были убиты в эпоху нацизма. [ 27 ] , Концентрационный лагерь Нойенгамме основанный в 1938 году СС недалеко от деревни Нойенгамме в районе Бергедорф в Гамбурге, первоначально содержал в основном заключенных, независимо от их расистской классификации произвольной нацистской идеологией, подозреваемых в политическом сопротивлении или оппозиции, позже принимал заключенных, заключенных в тюрьму за явная причина быть евреем, особенно к концу нацистской эпохи, когда лагеря смерти были недоступны, потому что их освободили войска союзников. 14 февраля 1945 года последний депортационный поезд со 124 евреями из Гамбурга отправился в Терезиенштадт, из которых 120 выжили и вернулись летом 1945 года, поскольку их трагедия вскоре закончилась их освобождением в мае того же года.

увековечивает память многих убитых или преследуемых евреев Гамбурга Столперштейне .

Еврейская община с 1945 года.

[ редактировать ]

Оставшиеся в живых евреи в городе, особенно те 650 человек, которые были в некоторой степени защищены так называемым смешанным браком, [ 28 ] некоторые немногие, кто выжил, скрываясь, или те, кто был освобожден и освобожден от принудительного труда, составляли общину в городе. Вернувшиеся из депортаций начали прибывать летом, а иностранцы-евреи, оказавшиеся в затруднительном положении после освобождения, начали возвращаться домой или в новые места назначения. Евреи из изгнания обычно возвращались только после того, как условия жизни в обездоленной побежденной Германии снова стабилизировались. 8 июля 1945 года двенадцать евреев встретились в Гамбурге, чтобы подготовить восстановление общины. [ 29 ] 25 июля к ним присоединилось еще больше заинтересованных лиц, и они назначили временный совет из 15 человек, из которых 170 человек выразили желание присоединиться. 6 сентября 1945 года на улице Киелорт, 22/24 открылась временная синагога, а 18 сентября того же года 72 члена избрали первое послевоенное правление.

Макс Брауэр , откровенный нееврейский борец с антисемитизмом еще до 1933 года, вернулся из изгнания в США в Гамбург, будучи избранным его первым послевоенным первым мэром (главой правительства Гамбурга) в 1946 году, сумел добиться победы Герберта Вайхмана в 1948 году на также реэмигрировал из изгнания в США, присоединившись к сенату Брауэра и став первым евреем, избранным на должность первого мэра (1965-1971), а Гамбург был городом-государством Федеративной Республики Германия, первым евреем, главой правительства штата. в Германии.

  1. ^ расположение сефардской общины «Нью Салом»
  2. ^ «Германия, Гамбург» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие. Октябрь 2014 года . Проверено 4 января 2017 г.
  3. ^ Гюнтер Марвендель, «Евреи-ашкенази в районе Гамбурга (до 1780 года)», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 41–60, здесь сноска 28 на стр. 58. ISBN   3-926174-25-0 .
  4. ^ Jump up to: а б Гюнтер Марвендель, «Евреи-ашкенази в районе Гамбурга (до 1780 года)», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 41–60, здесь стр. 44. ISBN   3-926174-25-0 .
  5. ^ Тогдашние жители Гамбурга и Альтоны, в основном говорящие на нижненемецком языке , а также амстердамцы, говорящие по-голландски, в основном считали ашкенази, которые тогда обычно говорили на идише , языке, происходящем из верхненемецкого языка , носителями верхненемецкого языка, и поэтому ашкенази выбрали чтобы отличить себя от сефардов как верхненемецких евреев (Hochdeutsche Israeleten, или по -голландски : Hoogduits[ch]e Israeleten/Joden ).
  6. ^ Гюнтер Марвендель, «Евреи-ашкенази в районе Гамбурга (до 1780 года)», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 41–60, здесь стр. 45. ISBN   3-926174-25-0 .
  7. ^ Гюнтер Бём, «Сефарды в Гамбурге», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 21–40, здесь стр. 21. ISBN   3-926174-25-0 .
  8. ^ Гюнтер Бём, «Сефарды в Гамбурге», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 21–40, здесь стр. 22. ISBN   3-926174-25-0 .
  9. ^ Гюнтер Бём, «Сефарды в Гамбурге», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 21–40, здесь стр. 23. ISBN   3-926174-25-0 .
  10. ^ Ханс Рейлс, «Вклад в старейшую историю евреев Гамбурга», в: Журнал Ассоциации истории Гамбурга , том. 2 (1847), стр. 357–424, здесь стр. 375. (онлайн) Архивировано 24 октября 2019 года в Wayback Machine.
  11. ^ Герман Пате, Налоги для защиты евреев в Альтоне: Налоги, уплачиваемые евреями как жителями и членами еврейской общины в Альтоне (1641-1842) , Гамбург: электр. Университетская диссертация, 2007, с. 91
  12. ^ Герман Пате, Налоги для защиты евреев в Альтоне: Налоги, уплачиваемые евреями как жителями и членами еврейской общины в Альтоне (1641-1842) , Гамбург: электр. Университетская диссертация, 2007, стр. 243–244.
  13. ^ Петер Фреймарк, «Еврейские кладбища в районе Гамбурга», в: Журнал Ассоциации истории Гамбурга , том. 67 (1981), стр. 117-132, здесь стр. 119.
  14. ^ Герман Пате, Налоги для защиты евреев в Альтоне: Налоги, уплачиваемые евреями как жителями и членами еврейской общины в Альтоне (1641-1842) , Гамбург: электр. Университетская диссертация, 2007, с. 111.
  15. ^ Петер Фреймарк, «Главный раввинат Альтона-Гамбург-Вандсбека», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 177–185, здесь стр. 182. ISBN   3-926174-25-0 .
  16. ^ «Германия, Гамбург» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие. Октябрь 2014 года . Проверено 4 января 2017 г.
  17. В окончательной редакции решений Венского конгресса о правах евреев Шмидт — без разрешения и без согласия других партий — изменил текст с «Исповедники еврейской веры сохраняют права, уже предоставленные им в конфедеративных штатов», заменив одно-единственное слово, повлекшее за собой серьезные последствия, на: «За исповедниками еврейской веры сохраняются права, уже предоставленные им конфедеративными штатами». См. Генрих Грец , Geschichte der Juden von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart : 11 тт., Лейпциг: Leiner, 1900, vol. 11: «Geschichte der Juden vom Beginn der Mendelssohnschen Zeit (1750) bis in die neueste Zeit (1848)», с. 317. Акцент не в оригинале. Перепечатка издания, последний раз переработанная самим автором: Берлин: Арани, 1998, ISBN   3-7605-8673-2 . В немецком оригинале: «Профессора еврейской веры получат те же в » . права, которые уже предоставлены отдельных федеральных землях
  18. 4 ноября 1864 года парламент Гамбурга принял Закон об отношениях местных израильских общин, вступающий в силу с 1 февраля 1865 года.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ина Лоренц, «Еврейская община Гамбурга 1860–1943: Имперская империя – Веймарская республика – нацистское государство», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 77–100, здесь стр. 78. ISBN   3-926174-25-0 .
  20. ^ Саския Роде, «Синагоги в районе Гамбурга 1680–1943», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, том. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 143–175, здесь стр. 157. ISBN   3-926174-25-0 .
  21. ^ Jump up to: а б Беате Мейер, Преследование и убийство евреев Гамбурга 1933–1945 гг ., Государственный центр политического образования (ред.), Гамбург: Государственный центр политического образования, 2006, стр. 24. ISBN   3-929728-85-0
  22. ^ Нацистский расизм исключил многих немцев из так называемой арийской расы , но включил их большинство и вообще классифицировал людей на различные категории (так называемые расы), некоторые равные, некоторые низшие, а некоторые объявленные вредными для общества или даже человечества, например, евреи. и цыган , и поэтому предполагалось, что они будут уничтожены, как вредители, с фатальной иронией, что термин «арий» был заимствован из индоарийских языков, но поразил именно тех немцев, а именно синти и рома , которые — если вообще так — могли претендовать на большую часть все их соотечественники-немцы были потомками носителей этих языков, поскольку их предки иммигрировали из северной Индии, полемически говоря, немцы-цыгане были самыми арийскими из всех немцев.
  23. ^ Jump up to: а б Ина Лоренц и Йорг Беркеманн, «Конец войны и новое начало: о возникновении новой еврейской общины в Гамбурге 1945-1948», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц. , 1991, вып. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 633–656, здесь стр. 633. ISBN   3-926174-25-0 .
  24. ^ См. «Имперский и прусский министр по делам церкви», Письмо в Государственное управление Гамбурга, 15 января 1938 г., Государственный архив Гамбурга, опись 113-5, файл E IV B1, перепечатано в: « История евреев в Гамбурге : 2 тома», Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, т. 1, с. 1: «Письмо Рейха и прусского министра», стр. 444след. ISBN   3-926174-25-0 .
  25. ^ См. «Правление немецко-израильской конгрегации Гамбурга», письмо в Гамбургское управление школы и культуры, 24 декабря 1937 г., Государственный архив Гамбурга, опись 113-5, файл E IV B1, перепечатано в: « История евреев в Гамбурге». Гамбург : 2 тт., Гамбург: Дёллинг и Галиц, 1991, т. 1: «Письмо Рейха и прусского министра», стр. 444след. ISBN   3-926174-25-0 .
  26. ^ Ина Лоренц и Йорг Беркеманн, «Конец войны и новое начало: о возникновении новой еврейской общины в Гамбурге 1945-1948», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, вып. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 633–656, здесь стр. 633 и след. ISBN   3-926174-25-0 .
  27. ^ «Еврейская община Гамбурга» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  28. ^ Беате Мейер, Преследование и убийство евреев Гамбурга 1933–1945 , Государственный центр политического образования (ред.), Гамбург: Государственный центр политического образования, 2006, стр. 26. ISBN   3-929728-85-0
  29. ^ Ина Лоренц и Йорг Беркеманн, «Конец войны и новое начало: о возникновении новой еврейской общины в Гамбурге 1945-1948», в: История евреев в Гамбурге : 2 тома, Гамбург: Доллинг и Галиц, 1991, вып. 2: «Евреи в Гамбурге с 1590 по 1990 годы», стр. 633–656, здесь стр. 635. ISBN   3-926174-25-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1ac13338476e2d324d8a6add5159e494__1712670480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/94/1ac13338476e2d324d8a6add5159e494.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Hamburg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)